Программа факультативного курса по русскому языку в 10-11 классах
Оценка 4.6

Программа факультативного курса по русскому языку в 10-11 классах

Оценка 4.6
doc
17.02.2020
Программа факультативного курса по русскому языку в 10-11 классах
Программа факультативного курса_русский_язык_10-11.doc

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22

(МБОУ г. Иркутска СОШ №22)

====================================================================664050, г. Иркутск, ул. Ржанова,29 тел. 8(3952) 353376

 

 

 

«РАССМОТРЕНО»

на заседании  МС

Протокол № 1

«____» _____________2018г.

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

М.Н.Владимирова____________

«____» ______________2018г.

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 22

С.Ю. Школьняк ____________________

        «_____» _________________2018г.

Приказ №_________от _________2018г.

 

 

 

 

ПРОГРАММА

факультативного курса

«Практикум по русскому языку для обучающихся  10-11

классов по подготовке к государственной итоговой аттестации»

 

 

 

 

Автор:

Владимирова М.Н.,

учитель русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

Иркутск, 2018г.

 

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативного курса «Практикум по русскому языку для обучающихся 10-11 классов по подготовке к государственной итоговой аттестации» составлена на основе программы по русскому языку 10-11 класс, под редакцией Н.Г.Гольцовой, Москва, издательство «Русское слово», 2016года.

  Цели  курса: освоение обучающимися 10-11 классов норм русского литературного языка, подготовка  к государственной итоговой аттестации, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни.

  1. Общая  характеристика курса

     Факультативный курс «Практикум по русскому языку для обучающихся 10-11 классов по подготовке к государственной итоговой аттестации»  используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов при подготовке к единому государственному экзамену. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные на уровне основного и среднего общего образования. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий  на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы  целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной  практике нормативную устную и письменную речь.  Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене. Позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе. Подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения. Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене.

 2. Место факультативного курса в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Рабочая программа по факультативному курсу разработана на основе учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средней общеобразовательной школы № 22. Данный курс рассчитан на  два года обучения по 1 часу в неделю. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения видов учебной деятельности.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:  коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический  поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

7. Планируемые результаты

 

Знания, умения и навыки, которыми учащиеся должны овладеть к концу изучения курса:

Синтаксис и пунктуация

знать:

• что изучает синтаксис и пунктуация;

• основные признаки словосочетания и предложения;

• виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;

• виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;

• основные пунктуационные нормы;

• основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);

• основные выразительные средства синтаксиса русского языка;

уметь:

• устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;

• определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

• пользоваться синтаксическими синонимами;

• проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;

• проводить пунктуационный разбор предложения;

• находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.

Орфография

знать:

• что изучает орфография;

• основные орфографические правила каждого раздела орфографии:

1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания;

3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;

уметь:

• применять орфографические правила на письме;

• применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;

• проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;

• соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.

Сочинение - рассуждение

·                    обобщение  и систематизация  знаний по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;

• обобщение знаний об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;

• совершенствование  навыков  анализа текстов различных стилей;

• развитие  письменной  речи учащихся, пополнение  их теоретико-литературного словаря;

• совершенствование знаний и умений находить в тексте и определение функции средств выразительности разных уровней;

• совершенствование умений отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;

• повышение уровня  грамотности учащихся.

 

Содержание

Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ. Критерии оценки.

Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Морфемика и словообразование. Морфемы. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Выразительные средства словообразования.

Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.

Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.

Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.

Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.

Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.

Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.

 

                      Тематическое планирование, 10 класс

 

Тема

Количество часов

 

Введение в курс.

1

 

Орфография. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Безударные гласные, не проверяемые ударением.

1

 

Орфография. Чередование гласных в корне слова

1

 

4.

Фонетика и орфоэпия. Орфоэпические нормы

1

 

5.

Лексика и фразеология. Синонимы. Антонимы. Фразеологические обороты.

 

6.

Лексика и фразеология. Омонимы. Паронимы.

 

7.

Морфемика и словообразование.

Правописание О - Ё после шипящих и Ц в различных частях слова.

1

 

8.

Морфемика и словообразование. Правописание НЕ с различными частями речи.

1

 

9.

Правописание н-нн в различных частях речи

 

10.

Грамматика. Морфология

1

 

11.

Имя существительное.

1

 

12.

Правописание окончаний в именах существительных.

1

 

 

13.

Имя прилагательное.

1

 

14.

Разряды прилагательных. Степень сравнения прилагательных. Отличие от наречий.

 

15.

Глагол. Спряжение. Правописание гласных в безударных окончаниях глагола.

1

 

16.

Правописание гласных в глаголах прошедшего времени. Правописание гласной в суффиксах глаголов повелительного наклонения.

1

 

17.

Причастие. Правописание гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий.

1

 

18.

Деепричастие. Правописание суффиксов в деепричастиях.

1

 

19.

Наречие. Смысловые группы наречий.

1

 

20.

Местоимение.

1

 

21.

Служебная часть речи. Предлоги. Производные  предлоги. Слитное и раздельное написание предлогов.

1

 

22.

Союз. Сочинительные и подчинительные союзы. Слитное написание союзов тоже-также-чтобы

1

 

23.

Частицы. Слитное и раздельное написание частиц.

1

 

24.

Междометие. Знаки препинания при междометии

1

 

25.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 3

1

 

26.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 4

1

 

27.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 5

1

 

28.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 6

1

 

29.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 7

1

 

30.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 8

1

 

31.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 9

1

 

32.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 10

1

33.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание11-12

1

 

34.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 13-14.

1

 

 

                    Тематическое планирование, 11 класс

 

Тема

Количество часов

1.

Синтаксис. Словосочетание. Порядок слов 

1

2.

Простое предложение. Главные члены предложения.

1

3.

Односоставные предложения.

4.

Однородные члены предложения. Знаки препинания при них.

1

5.

Обособленные члены предложения. Обособленные определения. Знаки препинания при них.

1

6.

Обособленные дополнения. Знаки препинания при них.

1

7.

Обособленные приложения. Знаки препинания при них

1

8.

Вводные слова и предложения. Знаки препинания в предложениях с  вводными словами.

1

9.

Обращения. Знаки препинания при обращении.

1

10.

Сложные предложения.

1

11.

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

12.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Исключения.

1

13.

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

14.

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

15.

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным.

1

16.

Сложноподчиненное предложение с различными видами связи.

1

17.

Бессоюзное сложное предложение.  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

18.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 15.

1

19.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 16.

1

20.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 17.

1

21.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 18.

1

22.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 19.

1

23.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 20.

1

24.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 21.

1

25.

Текст. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 22.

1

26.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Высказывания, соответствующее содержанию текста

1

27.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 24. Функционально-смысловые типы речи.

1

28.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 25. Лексическое значение слова.

1

29.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 26. Средства связи предложений в тексте

1

30.

Средства связи предложений в тексте.

1

31.

Средства связи предложений в тексте.

1

32.

Языковые средства выразительности.

1

33.

Сочинение-рассуждение

1

34.

Сочинение-рассуждение

1

 

Литература для учителя и учащихся:

 

1. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методический комплекс «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. – Изд. 5-е, перераб. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.

2.Русский язык. Нормы речи. Учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. Н.А.Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А Гурдаева – Изд. 5-е, перераб. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.

3. Русский язык: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. / Е.С.Симакова. – Москва: АСТ: Астрель, 2016.

3. ЕГЭ 2017. Русский язык. 50 вариантов типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П. Цыбулько – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа факультативного курса «Практикум по русскому языку для обучающихся 10-11 классов по подготовке к государственной итоговой аттестации» составлена на основе программы по русскому…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа факультативного курса «Практикум по русскому языку для обучающихся 10-11 классов по подготовке к государственной итоговой аттестации» составлена на основе программы по русскому…

Место факультативного курса в части, формируемой участниками образовательных отношений

Место факультативного курса в части, формируемой участниками образовательных отношений

Орфография знать: • что изучает орфография; • основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса…

Орфография знать: • что изучает орфография; • основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса…

Сочинение - рассуждение · обобщение и систематизация знаний по разделам языкознания, представленным в

Сочинение - рассуждение · обобщение и систематизация знаний по разделам языкознания, представленным в

Морфемика и словообразование .

Морфемика и словообразование .

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Грамматика. Морфология 1 11

Грамматика. Морфология 1 11

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным

Литература для учителя и учащихся: 1

Литература для учителя и учащихся: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2020