Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 города Кропоткин муниципального образования
Программа
«Формирование безопасного поведения детей 5-7 лет на улицах и дорогах»
Авторы:
Решетникова А.О.
Вечтомова Е.И.
Ткачева М.Г.
Содержание |
Страница |
1.Целевой раздел |
3 |
1.2. Пояснительная записка |
3 |
1.2. Актуальность |
4 |
1.3. Новизна |
5 |
1.4. Предполагаемые результаты реализации программы |
5 |
1.5. Нормативно-правовое обеспечение |
5 |
1.6. Цель и задачи программы |
6 |
1.7.Принципы построения Программы |
6 |
2. Содержательный раздел |
7 |
2.1.Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению правил дорожного движения |
7 |
2.2.Система работы по изучению правил дорожного движения с детьми |
8 |
2.3. Взаимодействие с социумом |
10 |
2.4. Результативность программы |
11 |
2.5. План мероприятий по предупреждению детского дорожно – транспортного на 2022 -2023учебный год |
12 |
2.6. Основное содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения на улице |
|
2.7.Содержание взаимодействия с детьми при организации целевых прогулок |
|
2.8. Учебно-тематический и перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в старшей группе |
|
2.9. Учебно-тематический и перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дороге в подготовительной к школе группе |
|
3. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД |
|
4.Содержание работы с родителями по направлению «Обучение детей правилам дорожного движения» |
|
5.Материально-техническая база по обучению детей от 5 до 7 лет правилам дорожного движения |
|
Приложения |
|
Приложение 1 Картотека дидактических игр |
|
Приложение 2 Картотека художественной литературы |
|
Приложение 3 Картотека конспектов продуктивных видов деятельности |
|
1.Целевой раздел
В век автомобилей и высоких скоростей детям необходимы знания правил дорожного движения, поведения пешехода на улицах и дорогах. Обучение детей этим правилам – важное воспитательное мероприятие, прививающее им дисциплинированность, осторожность, а когда необходимо, и находчивость.
Совершенно очевидно: чем раньше дети получают сведения о том, как должен вести себя пешеход на улице и дороге, тем меньше станет несчастных случаев от дорожных происшествий.
Начинать знакомство детей с правилами поведения пешехода на улице и дороге следует с того момента, как ребенок самостоятельно сделает первые шаги, ибо с этого момента он уже пешеход!
Взрослые должны сообщить ребенку необходимые сведения о правилах дорожного движения, поведения пешеходов, закрепить навыки правильного поведения на улице и дороге.
Обучение не должно быть навязчивым, утомительным. Правила лучше усваиваются детьми постепенно: сначала элементарные – в семье, в детском саду, а затем более углубленные – в школе.
1.2. Пояснительная записка
Окружающая ребенка среда – это не только семья, школа, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечет детей на улицу, где ребенок может, как то себя проявить.
Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов — детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, а жить им придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Дети считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
В детском саду правила дорожного движения отражены в направлении «Социально-коммуникативное развитие», это позволяет осуществлять целенаправленное, планомерное и систематическое воспитание и обучение ребёнка с самого раннего возраста во избежание выше перечисленных опасностей.
Развитие общества неразрывно связано с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Однако наряду с огромными выгодами экономики страны, автомобилизация имеет и негативные последствия, главное из которых - аварийность на автотранспорте, уносящая ежегодно десятки тысяч человеческих жизней. Гибнут, дети, что особенно тяжело, в общем числе пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей и подростков 29 % - это дети до 7 лет.
Это происходят из-за незнания и сознательного несоблюдения детьми правил дорожного движения, недисциплинированности на дорогах, спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегающих Правилами.
Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребёнка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно.
1.2. Актуальность
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам
дорожного движения, несомненно. Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки детей, более тысячи получают серьезные травмы. Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности. У детей еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстроменяющейся дорожной обстановке. Поэтому, уже в детском саду, необходимо изучать с детьми правила
дорожного движения» формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.
Возраст, когда ребёнок начинает самостоятельно передвигаться по дороге, точно определить невозможно.
Бесспорно одно: дошкольника никогда не следует оставлять на дороге одного! Планомерную и систематическую работу по обучению безопасного поведения на дороге необходимо начинать с младшего дошкольного возраста.
Все это стало предпосылками к созданию программы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге «Юный инспектор движения».
Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, действующим Правилам дорожного движения, учитывает психофизиологические возрастные особенности детей, опирается на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
1.3. Новизна
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, на основе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
В программе представлена система образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 5 до 7 лет по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма. Данная система предполагает целенаправленное обеспечение детей определенными практическими навыками и представлениями, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитание осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитие здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использование разнообразных форм, методов и приемов в образовательном процессе.
Разработана стратегия формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания.
Программа рассчитана на два года обучения, предназначена для детей от 5 до 7 лет.
1.4. Предполагаемые результаты реализации программы
1. Сформирована ориентировка в пределах близлежащего к детскому саду микрорайона.
2. Соблюдает элементарные правила дорожного движения.
3. Имеет представление понятий «улица», «перекресток», «двустороннее движение», «средства регулирования дорожного движения», «дорожные знаки».
4. Сформированы представления о правилах поведения в разных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в городских условиях.
5. Может обсуждать возможные опасные ситуации из личного опыта.
6. Применяет правила этичного и безопасного поведения на улице и в городском транспорте.
7. Уважительно относится к окружающим, способен оказать помощь другому.
8. До 70% повышено педагогическое просвещение родителей о безопасном поведении взрослых и детей на дорогах города.
1.5. Нормативно-правовое обеспечение
Программа разработана на основе основной образовательной программы МБДОУ д/с № 5 в соответствии с нормативно - правовыми документами по дошкольному образованию:
· «Закон об образовании РФ» №273-ФЗ от 29.12, 2012г.;
· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования № 1155 от 17.10.2013;
· Устав МБДОУ;
· Годовой план работы МБДОУ д/с № 5
· Календарно-тематический план МБДОУ.
· Паспорт дорожной безопасности МБДОУ д/с № 5
1.6. Цель и задачи программы
Цель программы:
Формировать у дошкольников основы безопасного поведения на дороге, в микрорайоне, в общественном транспорте.
Задачи
1. Обучать детей дошкольного возраста правилам поведения на улице.
2. Формировать и развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.
3. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой.
4. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике (ознакомление с понятиями «улица», «перекресток», «двустороннее движение», «средства регулирования дорожного движения», «дорожные знаки», научить понимать схематическое изображение)
5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение ПДД, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
6. Формировать представления детей о правилах поведения в разных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в городских условиях и учить их обсуждать.
7. Активизировать работу по пропаганде ПДД и безопасного образа жизни среди родителей.
1.7. Принципы построения Программы
Построение образовательного процесса в МБДОУ по обучению воспитанников правилам дорожного движения осуществляется с учётом следующих принципов:
Принцип индивидуализации - построение образовательного процесса, в котором учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Принцип активности – построение такого образовательного процесса, в котором ребенок ставится в активную позицию познания окружающего мира, самостоятельном поиске способов установления взаимодействия с окружающими людьми на основе общепринятых норм и правил, соблюдению общечеловеческих ценностей.
Принцип интеграции – решение задач программы в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности, обеспечивающих проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству.
Принцип преемственности – предполагающий обогащение средств, форм и методов воспитания, предопределяет характер связи между элементами педагогического процесса в МБДОУ и стилем воспитания в семье.
Принцип культуросообразности – предполагающий ориентацию на потребности общества и личности ребенка, адаптацию детей к современным условиям жизни общества, приобщение детей к традициям народной культуры, дополненным региональным компонентом.
Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность существования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения и воспитания.
Вышеперечисленные принципы:
- предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов;
- предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.
2.Содержанельный раздел
2.1.Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению правил дорожного движения
Тематическое перспективное планирование занятий по ПДД
Занятия по обучению ПДД проводятся 1 раз в неделю в совместной деятельности с детьми в форме беседы или продуктивной деятельности, всего 36 занятий в год.
Диагностика проводится 2 раза в год:
1- вводная (сентябрь)
2- итоговая (май)
Данные занятия направлены на реализацию задач по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах района .
Перспективные планы составлены с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально- технической базы МБДОУ и интеграции образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие (формирование основ безопасности на дороге);
-художественно-эстетическое развитие (изодеятельность) - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала;
-речевое развитие(ознакомление с художественной литературой)- использование на занятиях стихов, рассказов, загадок;
-физическое развитие (физическая культура) - использование подвижных игр, физкультминуток, игротренингов.
-познавательное развитие (ознакомление с окружающим) - рассматривание ситуаций в контексте различных природных проявлений, ориентировка на местности, история транспорта.
Задачи:
- развивать мыслительную деятельность детей;
- формировать культуру поведения в условиях дорожного движения;
-стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения;
-формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения;
-научить детей правильно и безопасно вести себе на улицах и дорогах района;
-воспитывать культуру поведения.
Воспитатели
разрабатывают конспекты занятий по ПДД;
организуют и проводят экскурсии по улицам города;
участвуют в создании предметно – развивающей среды в группах;
изготавливают атрибуты, дидактический материал для игр (сюжетно – ролевых, творческих);
выпускают стенгазеты для родителей, пополняют папки – передвижки информационным материалом, распространяют листовки, буклеты, памятки;
организуют выставки творческих работ- воспитатель-ребенок-родитель.
Музыкальный руководитель:
осуществляют подготовку к утренникам, развлечениям в детском саду и городских мероприятиях;
проводят с детьми музыкально- театрализованные представления.
Родители:
оказывают помощь в организации выставок;
изготавливают атрибуты, пособия для игр по ПДД;
оказывают помощь в проведении экскурсий.
участвуют в мероприятиях детского сада, досугах, «Встречах с интересными людьми»
Сотрудники ГИБДД ОМВД
Организуют лекции для педагогов, беседы и практические мероприятия с детьми.
Принимают участие в качестве жюри в конкурсах, выставках, викторинах
2.2. Система работы по изучению правил дорожного движения с детьми
1. Беседы с детьми по правилам дорожного движения
2. Художественно-эстетическая деятельность: аппликация, лепка, конструирование по правилам дорожного движения;
3. Музыкальная деятельность: проведение праздников, развлечений, викторин;
4. Театрализованная деятельность: постановка мини – спектаклей, драматизация сказок, рассказов, стихотворений по правилам дорожного движения;
5. Проведение физкультурных досугов, спортивных состязаний, эстафет;
6. Чтение художественной литературы по правилам дорожного движения;
7. Экскурсии, наблюдения, целевые прогулки на улицы города
8. Рассматривание с детьми иллюстративные пособия, плакаты, картины по ПДД;
9. Составление рассказов из личного опыта, творческих рассказов;
10. Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.
11. Игровая деятельность.
12. Проектная деятельность.
13. Посещение МБУ Централизованная библиотека
14. Наставничество (первоклассники МБОУ СОШ № 11).
Старшая группа
1. Дорога. Транспорт. Пешеход. Опасная дорога.
2. Знаки, предупреждающие водителя и пешехода об опасности на дороге.
3. Поведение детей на дорогах и улицах. Велосипед.
4. Место для игр и катания на велосипеде.
5. Многополосное движение. Регулировщик.
6.Движение пешеходов и транспорта на загородных участках дороги и в сельской местности.
7. Знаки, регламентирующие движение пешехода на перекрестке.
8. Экскурсия.
9. Работа с родителями.
В данной возрастной группе происходит закрепление знаний безопасного поведения на дороге.
Занятия необходимо сконцентрировать на совершенствовании ориентирования в группе, на участке детского дошкольного учреждения и на окружающих улицах, осознанном понимании детьми правил поведения на дороге и правил безопасного перехода улиц.
Подготовительная к школе группа
1. Правила пешеходов и пассажиров.
2. Изучение запрещающих знаков.
3. Предписывающие знаки.
4. Информационно-указательные знаки.
5. Знаки сервиса.
6. Экскурсия.
7. Дорожная азбука (систематизация знаков ДД).
8. Работа с родителями.
Данный этап в подготовке дошкольников очень важен, в младшем школьном возрасте им придется самостоятельно проходить маршрут от дома до школы. Очень часто данный маршрут проходит вдоль проезжих частей с их пересечением на регулируемых или не регулируемых пешеходных переходах. Не редко школьникам приходится пользоваться общественным транспортом.
Организация образовательного процесса с воспитанниками по правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице.
Цель: формирование культуры поведения на дорогах и в общественном транспорте, нравственных качеств, познавательных потребностей, стремления выполнять правила дорожного движения.
Программный материал реализуется в специально-организованной деятельности в совместной деятельности, самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевые игры по желанию детей, настольно-печатные игры, игры-драматизации, игры на песке и т.д.).
Обучая детей правилам дорожного движения, используются все доступные формы и методы работы:
наглядные: показ детям иллюстративных пособий: плакатов, карт, картин; технические средства обучения: диафильмы, кинофильмы, грамзапись;
словесные: беседы с детьми о правилах дорожного движения; рассказ воспитателя; рассматривание тематических картин; составление рассказов по серии сюжетных картин, рассказывание из личного опыта, составление творческих рассказов; чтение художественных текстов;
практические: исследования, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения за движением транспорта, пешеходов, обучение в автогородке;
игровые: творческие и режиссерские игры с использованием макетов улиц города, театрализованные игры и драматизации сказок, рассказов, стихотворений по правилам дорожного движения.
Знания детей закрепляются в дидактических, настольных, сюжетно-ролевых играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Работа ведется совместно с музыкальным руководителем: устраиваются игры-соревнования, спортивные праздники, создаются инсценировки, обыгрываются различные ситуации, ставятся спектакли, участие в викторинах на данную тематику.
Формы, методы и приемы работы с детьми.
Воспитание навыков безопасного поведения детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Данная работа ведется через все доступные формы, методы и приемы работы с детьми: рассказ; игры; беседа; диафильм, видеофильм; чтение книг; прогулки, экскурсии; занятия; драматизация сказок; наблюдения; сюжетно-ролевые игры; самостоятельная игра.
2.3. Взаимодействие с социумом
Цель: привлечение общественности к проблемам приобщения дошкольников к безопасному поведению на улице.
Работа по данному направлению заключается в организации работы :
- инспектора ГИБДД
- привлечение юных инспекторов ДД
- работе с городскими библиотеками
- организации работы в автогородке на базе МБОУ СОШ №11.
2.4. Результативность программы
Ожидаемые результаты.
Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для которых является игра.
В результате решения программных задач по изучению правил дорожного движения в МБДОУ должно быть:
1. Создана предметно – пространственную развивающая среда в дошкольном учреждении по изучению правил дорожного движения.
2.Выработаны у детей навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения
3. Сформированы знания у дошкольников о значении дорожных знаков и понимание их схематического изображения для правильной ориентации на улицах города.
4. Сформированы у детей навыки наблюдения за дорожной обстановкой, умение предвидеть опасные ситуации и обходить их.
5. Осуществлено тесное сотрудничество с родителями по профилактике дорожно – транспортного травматизма.
|
Образовательные
|
Развивающие: |
Воспитательные: |
Старшая группа 5-6 лет
|
- Владеют правилами поведения на дороге; - Сформирован устойчивый познавательный интерес к овладению знаний ПДД; |
- Сформировано сознательность отношения к своим поступкам; |
- Сформирована культура поведения в процессе общения с дорогой.
|
Подготовительная группа 6-7 лет |
- Сформирована у детей самостоятельность и ответственность в действиях на дороге.
|
- Развиты познавательная активность, коммуникативные навыки. |
- Развиты устойчивые навыки безопасного поведения в дорожной ситуации.
|
2.5. План мероприятий по предупреждению детского дорожно – транспортного МБДОУ д/с № 5 на 2022 -2023 учебный год
ЗАДАЧИ
1.Совершенствовать работу педагогов детского сада по профилактике безопасности дорожного движения:
- помочь детям овладеть элементарными навыками поведения на улицах города, в транспорте;
- знакомить детей с правилами дорожного движения, дорожными знаками;
- научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке на улицах города, в транспорте;
- развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
2. Укреплять взаимодействие детского сада и ГИБДД по обучению дошкольников и их родителей правилам дорожного движения.
3. Пополнять материальную базу по пропаганде правил дорожного движения.
2.6. Основное содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения на улице
Старшая группа
В старшей группе ребята изучают азбуку улиц и дорог, куда входят понятия «проезжая часть», «дорожные знаки», для пешеходов - «Пешеходный переход». Для этого воспитатели проводят целевые прогулки к перекрестку, вдоль улицы; экскурсии, беседы, игры; читают художественную литературу.
В этом возрасте пора уже уделять внимание ознакомлению детей с дорожными знаками. Начинать необходимо работу со знаков для пешеходов: информационно-указательные - «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса; запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
Подготовительная группа
В подготовительной группе знания детей правила дорожного движения уже систематизируются.
На игровой площадке организуют перекресток, где проводят игры, в ходе которых закрепляют знания о назначении дорожных знаков, умение пользоваться пешеходным переходом, регулировать движение на перекрестке в роли регулировщика.
На занятиях знакомят детей с новыми для них правилами поведения пешеходов и пассажиров (переходить улицу только по пешеходному переходу, идти шагом, быть внимательными и взаимно вежливыми; ожидать пассажирский транспорт на посадочных площадках: уступать места пожилым и малышам и т. д.). Следует разъяснять детям, как важно будущим школьникам не только знать, но и выполнять правила дорожного движения, когда они самостоятельно будут ходить по улицам города.
Для развития внимания, памяти детей старшего дошкольного возраста существуют многочисленные дидактические игры («Скажи, что запомнил», «Найди по схеме», «Что изменилось?», «Найди, о чем расскажу», «Хорошо - плохо», «Найди, где спрятался знак», «Лабиринты» и др.).
2.7.Содержание взаимодействия с детьми при организации целевых прогулок
Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожнотранспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах.
Примерная тематика целевых прогулок.
Старшая группа:
Подготовительная группа:
В старшей группе целевые прогулки организуются один раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.
На целевых прогулках в подготовительной группе (один раз в месяц) дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
3.Организацинный раздел
3.1. Учебно-тематический и перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в старшей группе
Задачи:
Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего района.
Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.
Показатели развития:
Дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть.
Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах.
Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте
Учебно-тематический план
№п/п |
Тема |
Цель |
1. |
Диагностика |
Определить уровень знаний по ПДД |
2. |
Беседа «Наша улица» |
Формировать навыки безопасного поведения на улице. |
|
Продуктивная деятельность аппликации «Дорожный знак тебе не враг - уважайте каждый знак» |
Закрепить названия и назначение дорожных знаков, умение определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов. Закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения, о транспорте, о дорожных знаках. Воспитывать культуру поведения на дороге. Закрепить знания о дорожных знаках через аппликацию. Воспитывать у детей желание знать и соблюдать правила дорожного движения |
4. |
Дидактическая игра «Автошкола»
|
Эакреплять знания детей о том, как следует переходить улицу; о назначении светофора, регулировщика и дорожных знаков; упражнять в ориентировке в пространстве и во времени; воспитывать смелость, находчивость, умение помогать товарищу. |
5. |
Чтение стихотворения Р.Артамонов «Зоркий друг, умный друг». |
Закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций. |
6. |
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 1 серия «История возникновения ПДД» |
Учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице, и стараться ее избегать; развивать внимание и память. |
7. |
Беседа « Я – пешеход» |
Формировать навыки ответственного пешехода |
8. |
Продуктивная деятельность по конструированию «Грузовая машина»
|
Развивать умение детей конструировать в соответствии со схемой. Продолжать формировать представления у детей о грузовых машинах, их назначении, составных частях. Учить создавать плоские модели грузового транспорта по предложенной схеме. Закреплять представления о форме, величине отдельных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). .Развивать внимание. Воспитывать умение принимать поставленную воспитателем задачу; стремиться к результату. |
9. |
Дидактическая игра «Безопасный город»
|
Дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, развивать способность воспринимать реальный мир города, закреплять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения. |
10. |
Чтение стихотворения С.Михалкова «Скверная история». |
Расширять у детей представления о безопасном поведении на улицах города; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и о назначении дорожных знаков. |
11. |
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 3 серия «Опасности во дворе» |
Воспитывать культуру поведения, наблюдательность, любознательность, желание получить ответ на интересующую информацию, уважительное отношение к правилам дорожного движения. |
12. |
Беседа «Знакомство с городским транспортом» |
Расширять знания детей о различных видах транспорта. Совершенствовать речь как средство общения. Обогащать словарный запас детей по теме «Транспорт. Правила дорожного движения». Вызвать интерес детей к работе с мягкими модулями. Развивать познавательный интерес: наблюдательность, внимание, память, мышление. |
13. |
Продуктивная деятельность рисование « Знаки дорожные - знать всем положено» |
Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. П родолжать учить детей различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов; учить детей внимательно слушать взрослого и друг друга, отвечать на вопросы. Развивать связную речь, внимание, логическое мышление, память; развивать творчество, воплощая свой замысел на бумаге. Формировать доброжелательные отношения между детьми формировать желание соблюдать правила дорожного движения самому и научить своих друзей. |
14. |
Конкурс рисунков «Наш весёлый светофор» |
Вовлечение детей в деятельность по пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Предоставить участникам возможность продемонстрировать свои творческие способности. |
15. |
Чтение С. Волков «Про правила дорожного движения» (1 книга) |
Закреплять знания детей о правилах дорожного движения; систематизировать знания детей о различных видах транспорта; воспитывать культуру поведения на улице. |
16. |
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 9 серия «Общественный транспорт» |
Формирование основ безопасного поведения на дороге и в пассажирских транспортных средств; знакомить детей с безопасным поведением в транспорте. |
17. |
Беседа «Грамотные пешеходы» |
Закрепление основ безопасности дорожного движения. Уточнить знания детей о назначении светофора; познакомить детей с различными видами городского транспорта, познакомить детей с дорожными знаками. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте Воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих. |
18. |
Продуктивная деятельность рисование «Светофор»
|
Закреплять знания о правилах дорожного движения. Учить рисовать светофор, передавать в рисунке строение, форму и взаимное расположение частей объекта; закрепить навыки аккуратного закрашивания, развивать наблюдательность, зрительную память; умение отвечать на вопросы полными предложениями, воспитывать в дошкольниках дисциплинированных пешеходов. |
19. |
« Выставка служебных машин» |
Расширение представлений детей о специализированном транспорте |
20. |
Чтение И. Серяков «Улица, где все спешат» |
Закрепить знания о сигналах светофора и правила поведения при их смене через чтение художественной литературы. |
21. |
Беседа « Без чего машин не бывает» |
Повторить названия транспортных средств. Вспомнить и обговорить, какой транспорт дети видели на улице, учить их называть части машины и их назначение. |
22. |
Презентация по ПДД для дошкольников |
Закрепление у детей имеющихся знаний по ПДД |
23. |
Дидактическая игра «Выполни поручение»
|
Закреплять правила дорожного движения, развивать ориентировку в пространстве, внимание, мышление, память, умение выполнять команду в заданной последовательности. |
24. |
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 2 серия «Дорога и транспорт» |
Расширять знания о том, какой бывает транспорт (пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения (скорая, пожарная машина, патрульная машина, экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка и другие); закрепить знания о видах общественного транспорта; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения на транспорте и правилами поведения в нем пассажиров. |
25. |
Беседа «Разрешается быть примерным пешеходом и пассажиром» |
Формировать грамотного участника дорожного движения. Закрепить умение пользоваться правилами дорожного движения для пешеходов в повседневной жизни. Обсудить и проанализировать опасные ситуации. |
26. |
Продуктивная деятельность по конструированию в технике «Оригами» «Полицейская машина»
|
Дать детям знания о первых видах транспорта; закрепить в сознании детей мысли о том, что транспорт создан человеком для удобства перемещения; формировать умения следовать устным инструкциям; обучать различным приемам работы с бумагой; создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги. |
27. |
Дидактическая игра «Дорожные знаки»
|
Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки; познакомить с новыми понятиями: «железнодорожный поезд без шлагбаума», «островок безопасности». |
28. |
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 4 серия «Дорожные знаки» |
Познакомить детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками; учить различать знаки; закреплять навыки выполнения правил дорожного движения. |
29. |
Беседа « О правилах поведения в транспорте» |
Формирование осознанного отношения к правилам поведения в общественном транспорте. Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте. Закрепить виды транспорта. Воспитывать чувство уважения к другим пассажирам, ответственности за свои поступки. |
30. |
Продуктивная деятельность конструирование «Грузовые автомобили из бросового материала» |
Учить создавать поделку, используя нетрадиционные материалы, развивать воображение.
|
31. |
Дидактическая игра «Законы улиц и дорог»
|
Совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес квыполнению правил дорожного движения. |
32. |
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 5,6 серии «Пешеходный переход» |
Расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольников о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить с детьми информационно-указательные и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход», « «Пешеходное движение запрещено». |
33. |
Беседа «Твои помошники на дороге» |
Закрепить умение детей различать и понимать, что обозначают дорожные знаки , закрепить правила дорожного движения. Закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса. Воспитывать в детях чувство ответственности, довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. |
34. |
Чтение М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице» |
Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей. Развивать связную речь при ответах на вопросы |
35. |
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 12 серия «Поездка на самокате» |
Расширение представлений детей о правилах дорожного движения. Продолжать знакомить детей с улицей, ее особенностями, с правилами поведения на улице. |
36. |
Развлечение «Вечер веселых и находчивых»» |
Формировать навыки выполнения основных правил поведения у дошкольников на улице и дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма; воспитывать дисциплинированность; культуру безопасного поведения на улицах и дорогах; развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту в эстафетах; формировать потребность к физическим занятиям; воспитывать чувство коллективизма, умение радоваться своему успеху и успеху товарищей. |
37 |
Продуктивная деятельность Лэпбук «В стране дорожных знаков» |
Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения. Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов; Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать; Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора; Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу; Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, |
3.2.Перспективный план работы 2022-2023 учебный год
№п/ |
Дата проведени |
Тема |
Источник, автор |
1. |
|
Диагностика |
|
2. |
|
Беседа «Наша улица» |
К.В.Петрова стр.24 |
3. |
|
Продуктивная деятельность аппликации «Дорожный знак тебе не враг - уважайте каждый знак» |
Картотека конспектов |
4. |
|
Дидактическая игра «Автошкола»
|
Картотека дидактических игр по ПДД |
5. |
|
Чтение стихотворения Р.Артамонов «Зоркий друг, умный друг». |
Картотека художественной литературы |
6. |
|
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 1 серия «История возникновения ПДД» |
Видиотека |
7. |
|
Беседа « Я – пешеход» |
Т.Ф. Саулина стр. 26 |
8. |
|
Продуктивная деятельность конструированию «Грузовая машина». |
Картотека конспектов |
9. |
|
Дидактическая игра «Безопасный город»
|
Картотека дидактических игр по ПДД |
10. |
|
Чтение стихотворения С.Михалкова «Скверная история». |
Картотека художественной литературы |
11. |
|
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 3 серия «Опасности во дворе» |
Видиотека |
12. |
|
Беседа «Знакомство с городским транспортом» |
Т.Ф. Саулина стр31 |
13. |
|
Продуктивная деятельность рисование « Знаки дорожные - знать всем положено» |
Картотека конспектов |
14. |
|
Конкурс рисунков «Наш весёлый светофор» |
|
15. |
|
Чтение С. Волков «Про правила дорожного движения» (1 книга) |
Картотека художественной литературы |
16. |
|
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 9 серия «Общественный транспорт» |
Видиотека |
17. |
|
Беседа« Грамотные пешеходы» |
К.В. Петрова стр31 |
18. |
|
Продуктивная деятельность рисование «Светофор» |
Картотека конспектов |
19. |
|
«Выставка служебных машин» |
Практическое мероприятие |
20. |
|
Чтение И. Серяков «Улица, где все спешат»
|
Картотека художественной литературы |
21. |
|
Беседа « Без чего машин не бывает» |
К.В. Петрова стр 60 |
22. |
|
Презентация по ПДД для дошкольников
|
https://yandex.ru/ |
23. |
|
Дидактическая игра «Выполни поручение»
|
Картотека дидактических игр по ПДД |
24. |
|
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 2 серия «Дорога и транспорт» |
Видиотека |
25. |
|
Беседа «Разрешается быть примерным пешеходом и пассажиром» |
Т.Ф.Саулина стр25 |
26. |
|
Продуктивная деятельность по конструированию в технике «Оригами» «Полицейская машина» |
Картотека конспектов |
27. |
|
Дидактическая игра «Дорожные знаки» |
Картотека дидактических игр по ПДД |
28. |
|
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности надороге» 4 серия «Дорожные знаки» |
Видиотека |
29. |
|
Беседа « О правилах поведения в транспорте» |
К.Ю.Белая стр. 45 |
30. |
|
Продуктивная деятельность конструирование «Грузовые автомобили из бросового материала» |
Картотека конспектов |
31. |
|
Дидактическая игра «Законы улиц и дорог» |
Картотека дидактических игр по ПДД |
32. |
|
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 5,6 серии «Пешеходный переход» |
Видиотека |
33. |
|
Беседа «Твои помошники на дороге» |
К.Ю. Белая стр42 |
34. |
|
Чтение М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице» |
Картотека художественной литературы |
35. |
|
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 12 серия «Поездка на самокате» |
Видиотека |
36. |
|
Развлечение «Вечер веселых и находчивых» |
Картотека конспектов |
37 |
|
Продуктивная деятельность рисование Лэпбук «В стране дорожных знаков» |
Картотека конспектов |
3.3. Учебно-тематический и перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дороге в подготовительной к школе группе
Задачи:
Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.
Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).
Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.
Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.
Расширять знания детей о работе сотрудников ГАИ.
Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.
Показатели развития:
Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.
Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.
Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе.
Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).
Знают основные знаки и термины дорожного движения
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Цель |
1. |
Беседа «О чем улица говорит?» |
Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения. Продолжать знакомить с дорожными знаками и их назначением. Закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков. Закрепить знания детей о сигналах светофора. Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении правил дорожного движения; |
2. |
Продуктивная деятельность Рисование «Мой дом, моя улица» |
Учить передавать в рисунке различные дома, здания, расположенные на одной стороне улицы. Закреплять технические навыки и умения. Упражнять в умении самостоятельно, выбирать средства выразительности, используя традиционные и нетрадиционные способы закрашивания. |
3. |
Чтение М. Дружинина «Моя улица» |
Расширять представления детей о городе, его достопримечательностях. Развивать интерес к художественной литературе, к произведениям детских писателей и поэтов. Развивать связную диалогическую речь, внимание, способность рассуждать, делать выводы; |
4. |
Дидактическая игра «Учим дорожные знаки» |
Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. |
5. |
Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности» 26 серия «На остановке» |
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, пешеходный переход); воспитывать усидчивость, внимание. |
6. |
Экскурсия «Здравствуй, улица» |
Формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода. Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности. |
7. |
Продуктивная деятельность Конструирование (коллективная работа) «Макет улицы (города)» |
Уточнить знания детей о улицах родного города, улице на которой находиться детский сад. Создание игрового макета в процессе совместной образовательной деятельности детей и педагога. Способствовать развитию игрового интереса посредством творческой деятельности. |
8. |
Дидактическая игра «Расставь знаки правильно» |
Познакомить детей с дорожными знаками (предупреждающие, запрещающие, информационно – указательные) и их назначением. Закреплять знания о работе светофора, о правилах поведения на дорогах и улицах. Формировать навыки осознанного поведения на улице и использования правил дорожного движения в повседневной жизни. |
9. |
Чтение Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку», «Знаем правила движения?» |
Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей, предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма. |
10. |
Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности» 27 серия «В автобусе» |
Обобщить знания детей о правилах дорожного движения. Закреплять умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков. Закреплять знания детей о сигналах светофора. |
11. |
Беседа «История автомобиля» |
Закреплять знания детей о современном транспорте. Познакомить детей с историей развития автомобильного транспорта. Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, поведения на улице. Развивать познавательно-мыслительную активность детей: производить мыслительные операции (сравнение, обобщение); развивать творческое мышление. |
12. |
Продуктивная деятельность рисование «Дорожная сказка» |
Формировать у детей знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Закрепить представления о назначении светофора, его сигналах. Воспитывать общую культуру поведения на улице, в общественном транспорте, сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения. |
13. |
Дидактическая игра «Макет улицы» |
Формировать у детей представление о том, что пешеходы ходят только по тротуару, улицы переходят в специальных местах, сообразуясь с сигналами светофора, пассажиры ожидают общественный транспорт на остановках; познакомить с познанием «остановка безопасности». |
14. |
Прогулка. Наблюдение «Световые сигналы автомобилей» |
Дать представление о световых сигналах автомобилей. Развивать мышление, зрительное восприятие. Воспитывать чувство ответственности |
15. |
Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности» 28 серия «Пристегните ремни» |
Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств. |
16. |
Беседа «Твой приятель – светофор!» |
Знакомить детей с историей изобретения уличного светофора. Закреплять знания детей о четырехстороннем светофоре. Развивать зрительную память. Воспитывать умение применять на практике полученные знания по Правилам дорожного движения. |
17. |
Дидактическая игра «Подумай – отгадай» |
Уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения. Активизировать процесс мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность. |
18. |
Чтение Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку», ч. «По сигналу светофора» |
|
19. |
Продуктивная деятельность Аппликация «Светофор» |
|
20. |
Просмотр мультфильма «Дорожная сказка» |
|
21. |
Развлечение «Зеленый огонек» |
|
22. |
Дидактическая игра «Что? Ге? Откуда? |
|
|
Чтение Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку», ч. «Знаки дорожные помним всегда» |
|
23. |
Продуктивная деятельность Лепка «Веселые человечки в городе» (с использованием ранее изготовленного макета улицы (города) |
|
24. |
Просмотр презентации «Школа пешеходов» |
|
25. |
Беседа «Папа, папа, не забудь меня к креслу пристегнуть» |
|
26. |
Дидактическая игра «Составь рассказ о знаке» |
|
27. |
Продуктивная деятельность рисование «Пассажиры в автобусе» |
|
28. |
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 7 серия «Загородные дороги» |
|
29. |
Беседа «Работа сотрудника ГИБДД» |
|
30. |
Чтение Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку», «Секунда – это много или мало?» |
|
31. |
Продуктивная деятельность Рисование «Регулировщик» |
|
32. |
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 8 серия «Переход дороги в различное время суток/года» |
|
33. |
Беседа «О чем говорят дорожные знаки?» |
|
34. |
Просмотр презентации «Знаки дорожного движения» |
|
35. |
Продуктивная деятельность рисование «Дорожные знаки» |
|
36. |
Развлечение «Азбука города» |
|
3.4.Перспективный план работы 2020-2021 учебный год
№п/п |
Дата проведения |
Тема |
Источник, автор |
1. |
|
Беседа «О чем улица говорит?» |
|
2. |
|
Продуктивная деятельность Рисование «Мой дом, моя улица» |
Картотека конспектов |
3. |
|
Чтение М. Дружинина «Моя улица» |
Картотека художественной литературы |
4. |
|
Дидактическая игра «Учим дорожные знаки» |
Картотека дидактических игр по ПДД |
5. |
|
Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности» 26 серия «На остановке» |
Видиотека |
6. |
|
Экскурсия «Здравствуй, улица» |
|
7. |
|
Продуктивная деятельность Конструирование (коллективная работа) «Макет улицы (города)» |
Картотека конспектов |
8. |
|
Дидактическая игра «Расставь знаки правильно» |
Картотека дидактических игр по ПДД |
9. |
|
Чтение Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку», «Знаем правила движения?» |
Картотека художественной литературы |
10. |
|
Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности» 27 серия «В автобусе» |
Видиотека |
11. |
|
Беседа «История автомобиля» |
|
12. |
|
Продуктивная деятельность рисование «Дорожная сказка» |
Картотека конспектов |
13. |
|
Дидактическая игра «Макет улицы» |
Картотека дидактических игр по ПДД |
14. |
|
Прогулка Наблюдение «Световые сигналы автомобилей» - |
|
15. |
|
Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности» 28 серия «Пристегните ремни» |
Видиотека |
16. |
|
Беседа «Твой приятель – светофор!» |
|
17. |
|
Дидактическая игра «Подумай – отгадай» |
Картотека дидактических игр по ПДД |
18. |
|
Чтение Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку», ч. «По сигналу светофора» |
Картотека художественной литературы |
19. |
|
Продуктивная деятельность Аппликация «Светофор» |
Картотека конспектов |
20. |
|
Просмотр мультфильма «Дорожная сказка» |
Видиотека |
21. |
|
Развлечение «Зеленый огонек» |
|
22. |
|
Дидактическая игра «Что? Ге? Откуда? |
Картотека дидактических игр по ПДД |
23. |
|
Чтение Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку», ч. «Знаки дорожные помним всегда» |
Картотека художественной литературы |
24. |
|
Продуктивная деятельность Лепка «Веселые человечки в городе» (с использованием ранее изготовленного макета улицы (города) |
Картотека конспектов |
25. |
|
Просмотр презентации «Школа пешеходов» |
|
26. |
|
Беседа «Папа, папа, не забудь меня к креслу пристегнуть» |
|
27. |
|
Дидактическая игра «Составь рассказ о знаке» |
Картотека дидактических игр по ПДД |
28. |
|
Продуктивная деятельность рисование «Пассажиры в автобусе» |
Картотека конспектов |
29. |
|
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 7 серия «Загородные дороги» |
Видиотека |
30. |
|
Беседа «Работа сотрудника ГИБДД» |
|
31. |
|
Чтение Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку», «Секунда – это много или мало?» |
Картотека художественной литературы |
32. |
|
Продуктивная деятельность Рисование «Регулировщик» |
Картотека конспектов |
33. |
|
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 8 серия «Переход дороги в различное время суток/года» |
Видиотека |
34. |
|
Беседа «О чем говорят дорожные знаки?» |
|
35. |
|
Просмотр презентации «Знаки дорожного движения» |
|
36. |
|
Продуктивная деятельность рисование «Дорожные знаки» |
Картотека конспектов |
37 |
|
Развлечение «Азбука города» |
|
3. 5. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД
«Обеспечение безопасности движения
становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает
обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Изучение ПДД следует
рассматривать как составную часть общей воспитательной работы детских садов и
школ.
Только при систематическом изучении правил, использование новых форм пропаганды
ПДД, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить
проблему детского травматизма». Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как
можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с ПДД, с
дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это
позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий. Важнейшая
роль в профилактике детского - транспортного травматизма принадлежит ДОО.
Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать
дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД.
Мониторинг проводится два раза в год:
1 – вводная (сентябрь)
2 - итоговая (май).
Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:
высокий – 3 балла;
средний – 2 балла;
низкий – 1 балл.
Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
1. Дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир.
2. Виды транспорта (грузовые и легковые автомобили, автобус, троллейбус, трамвай, поезд).
3. Пешеходный переход (наземный, подземный, надземный).
4. Правила перехода дороги ( посмотреть налево, право и т.д.)
5. Опасные места на улицах и дорогах.
6. Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный.
7. Виды и назначение транспорта.
8. Опасные и безопасные действия.
9. На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате.
Вопросы для проверки знаний ПДД
старшая группа
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Что такое дорога? |
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы |
2 |
Что такое тротуар? |
Тротуар - часть дороги, по которой ходят люди (пешеходы), он находится рядом с проезжей частью или отделен от нее газоном. |
3 |
Как нужно ходить по тротуару? |
Идя по тротуару нужно держаться середины. Если идти близко к дороге, может сбить машина. |
4 |
Кого называют пешеходом? |
Пешеходом называется человек, идущий по дороге, тротуару, обочине или переходящий улицу. |
5 |
Почему нельзя ходить по проезжей части? |
По проезжей части нельзя ходить потому, что там едут машины. Пешеход, идущий по дороге, мешает водителям, по его вин е может произойти авария или погибнуть люди. |
6 |
Где можно переходить улицу? |
Улиц у можно переходить в специальных местах - пешеходных переходах. Если вблизи переходов нет, нужно убедиться, что нет движущегося транспорта, и только тогда переходить улицу. |
7 |
Для чего нужен светофор? |
Светофор нужен для регулирования движения машин и пешеходов. Он показывает, когда нужно ехать машинам, когда переходить улицу пешеходам. |
8 |
Какие бывают светофоры? |
Светофоры бывают 2 видов: для машин и для пешеходов. |
9 |
Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал? |
Светофор подает сигналы трех цветов: красный, желтый, зеленый. Красный свет запрещает движение транспорта, желтый свет - предупредительный. Если желтый свет загорается после красного света - приготовьтесь - скоро можно буде т продолжить движение. Если желтый свет загорается после зеленого - будь внимателен - сейчас движение будет запрещено. |
10 |
Какие сигналы подает светофор для пешеходов? |
Светофор для пешеходов подает два сигнала: красный - силуэт человека на светофоре стоит и зеленый - силуэт человека на светофоре движется. |
11 |
Кто управляет машиной? |
Машиной управляет водитель. Он должен знать устройство машины и ПДД. Во время езды водитель следит за дорогой, движущимися машинами, дорожными знаками пешеходами. |
Вопросы для проверки знаний ПДД
подготовительная группа
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Что такое улица? |
Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками , пешеходными переходами (зебра, подземный, надземный), домами и учреждениями , школами и детскими садами. |
2 |
Что такое дорога? |
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы. |
3 |
Что такое проезжая часть? |
Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Он а бывает с односторонним (когда машин ы движутся только в одну сторону, в одном направлении) и двусторонним движение м (когда машины движутся в противоположных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами. |
4 |
Что такое тротуар? |
Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от не е газонами. |
5 |
Что такое пешеходный переход? |
Пешеходный переход - участник проезжей части, обозначенный зеброй и предназначенный для движения пешеходов через дорогу. |
6 |
Что такое перекресток? |
Перекресток - место пересечения двух дорог, регулируемое светофором. |
7 |
Что такое остановка? |
Остановка- место, где останавливается транспорт для посадки и высадки пассажиров. |
8 |
Что такое железнодорожный переезд? |
Железнодорожный переезд - пересечение дорог и железнодорожными путями. |
9 |
Для чего нужен светофор? |
Светофор нужен для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу. |
10 |
Какие бывают пешеходные переходы? |
Пешеходные переходы предназначены для движения пешеходов через улицу и бывают трех видов: наземные (зебра), подземные, надземные. |
Вопросы для проверки знаний
по теме «Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей
части»
старшая и подготовительная группа
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Где ребенку можно играть, когда он выходи т из дома на прогулку? |
Можно играть на детской площадке, во дворе. |
2 |
Должен ли ребенок быть внимательным, игра я во дворе? |
Нужно быть очень внимательным, потому, что во двор часто заезжают машины. Они могут ехать на большой скорости и сбить ребенка. |
3 |
Почему нельзя играть на проезжей части? |
Потому? Что проезжая часть предназначена для движения транспорта. Играя на проезжей част и, ребенок создает аварийную ситуацию, которая может закончиться ДТП, травмой или смертью. |
4 |
Почему нельзя играть около проезжей части? |
Играя около проезжей части, ребенок может увлечься и выскочить на дорогу, попасть под проезжающую машину. |
5 |
Почему нельзя играть с мячом около проезжей части? |
Когда играешь с мячом вблизи проезжей части, мяч может выскочить на дорогу, погнавшись за ним, можно попасть под машину. |
6 |
Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части? |
Ездить на велосипеде по проезжей част и разрешается детям после 14 лет Маленькие должны ездить на велосипедах н а детских площадках, во дворах, в специально отведенных местах. Катаясь, нужно соблюдать осторожность и быть внимательным, чтобы не причинить вред себе и другим. |
7 |
Почему нельзя кататься на санках около проезже й части? |
Можно не рассчитать скорость движения санок, не успеть затормозить и выехать на проезжую часть, попасть под машину. |
8 |
Почему нельзя кататься с горки около проезжей част и даже если машин нет? |
Спускаясь с горки трудно затормозить и остановить санки, а машина может появиться в любую минуту. Водитель н е рассчитывает, что на дороге появится препятствие, может не заметить и сбить санки, что приведет к серьезны м травмам или гибели ребенка. |
9 |
Почему нельзя ездить по проезжей части н а роликах? |
Проезжая часть не предназначена для езды на роликах, ребенка может сбить машина. Кататься на роликах даже около проезжей части очень опасно, может задеть машина. Кататься можно во дворе и в специально отведенных местах. |
10 |
Где
ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? |
Во
дворе, в специально отведенном месте. |
Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство? |
Пассажир должен находиться на автобусной остановке, посадочной площадке. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине. |
2 |
Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт? |
Ожидая транспорт пассажир должен вести себя спокойно, быть внимательным и осторожным. |
3 |
Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным? |
Около автобусной остановки очень интенсивно е движение и пассажир может попасть под машину. |
4 |
Как пассажир должен вест и себя в транспорте? |
Пассажир в транспорт е должен вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперед, уступать места пожилым людям и пассажирам с детьми. |
5 |
Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь? |
Пассажир
не должен заходить в транспорт с мороженным, можно запачкать других людей.
Нельзя ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожего и загрязнить
улицу. |
6 |
Что еще нельзя делать в автобусе? |
В автобусе нельзя громко включать музыку, ты будешь мешать другим пассажирам. Они могут не услышать, когда объявят их остановку. |
Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:
Основные понятия и термины по ПДД
Автобусная, трамвайная остановки — место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.
Водитель — человек, управляющий транспортным средством.
Двустороннее движение — транспорт движется в двух противоположных направлениях.
Дорога — часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.
Железнодорожный переезд — любое пересечение дороги железнодорожными путями.
Одностороннее движение — транспорт движется в одном направлении.
Островок безопасности — место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.
Пассажир — человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.
Пешеход — человек, идущий по дороге, тротуару, обочине или переходящий улицу.
Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место, обозначенное для перехода через улицу.
Посадочная площадка — место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
Проезжая часть — часть дороги, предназначенная
для движения
транспорта. Проезжая часть бывает
с односторонним (машины движутся только в одну сторону) и двусторонним движением (машины движутся в противоположных направлениях), границы которых обозначены
разделительными полосами.
Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
Светофор — устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
Тротуар — часть дороги, предназначенная для движения пешеходов, примыкающая к проезжей части и отделенная от нее газонами.
Улица — часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.
Участник дорожного движения — взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.
3.5. Содержание работы с родителями по направлению
«Обучение детей правилам дорожного движения»
Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими Правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.
Перед родителями с информацией о состоянии и причинах детского дорожно-транспортного травматизма в районе, поселке обязательно должны выступать сотрудники ГИБДД.
С целью оказания консультативной и обучающей помощи родителям воспитатели ДОУ ведут систематический раздел в «Уголке безопасности» - «Воспитываем пешехода», где размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).
Воспитатели детского сада регулярно (один раз в полугодие) проводят совместные с родителями собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Устраивают открытые занятия по теме, инсценировки, вовлекают родителей в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогают продемонстрировать знания дошкольников о Правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбираются проблемные ситуации на дороге. Родители получают советы и рекомендации от сотрудников учреждения.
В детском саду систематически организовываются выставки детских поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения дошкольниками Правил дорожного движения. Воспитатели ориентируют родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.
Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр.
Работа с родителями строится по следующим
направлениям:
- создание единого образовательного пространства (совместно со
специалистами ГИБДД);
- повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил поведения на улицах и дорогах, в транспорте.
Перспективный план работы с родителями по профилактике ДДТТ
№ |
Мероприятия |
Время проведения |
Ответственный |
1 |
- Родительское собрание по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием работника ГИБДД - Консультация на родительском собрании «О значении обучения детей дошкольного возраста ПДД» - Фотоконкурс «Пусть наши дети будут в безопасности!» |
Сентябрь |
Воспитатели
|
2 |
-Папка – передвижка «Осторожно, водитель! Ведь ты тоже родитель». - Фотоконкурс «Пусть наши дети будут в безопасности!» |
Октябрь |
Воспитатели |
3 |
-Практикумы для родителей по обучению детей правилам дорожного движения Папка – передвижка «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода». |
Ноябрь |
Воспитатели Родители
|
4. |
-Буклеты для родителей «Внимание! Зимняя дорога!» -Творческий конкурс среди родителей на лучший рисунок или поделку «Новый дорожный знак» |
Декабрь |
Воспитатель группы Родители |
5. |
-Постановка кукольного спектакля «Путешествия колобка в город»; -Групповое собрание -Экскурсия к дороге: «Мы- пешеходы» |
Январь |
Воспитатель группы Музыкальный руководитель Родители |
6. |
-Конкурс детских рисунков «Я за мир на дорогах!» в двух номинациях «Я сам!» ,« Я и родитель!».-Анкетирование родителей- «Правила и безопасность дорожного движения.» |
Февраль |
Воспитатель группы Родители
|
7. |
-Целевая прогулка к перекрестку около детского сада; -Анкетирование родителей по обучению детей правилам дорожного движения; - Памятка для родителей «Правила поведения на улице». |
Март |
Воспитатели Родители |
8. |
-Участие родителей в проведении «Всероссийской недели безопасности»; - творческий конкурс поделок- макетов-домов: -Экскурсия в местный отдел полиции |
Апрель |
Воспитатели Родители Сотрудники ГИБДД |
9. |
-Фотоотчёт: «Чсему мы научились»; -Экскурсия на подстанцию; |
Май |
Воспитатели Родители |
5.Материально-техническая база по обучению детей от 5 до 7 лет правилам дорожного движения
1. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1-3 года. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
3. Беседы о правилах Дорожного движения. Т.А. Шорыгина
4. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2016
5. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2007
6. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, Саулина Т.Ф.
7. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, К.Ю. Белая
8. Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО, Л.Л. Тимофеева, Н.И. Королева – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015
Оборудование
№ |
название |
1 |
Стационарные модули «Светофор» |
2 |
Картотеки дидактических игр |
3 |
Фильмы для детей |
4 |
Информационный стенд «Уголок безопасности» |
5 |
Комплект «Дорожные знаки» |
6 |
Костюм «Полицейский» |
7 |
Жилет «ДПС» |
8 |
Кукла «Полицейский» |
9 |
Модуль «Дом» |
10 |
Настольный тренажер «Дороги и улицы города» |
11 |
Оформление коридора «ПДД» |
12 |
Дорожная разметка |
13 |
Картотеки художественной литературы и стихов по ПДД |
14 |
Тематические альбомы |
Приложение 1
Картотека дидактических игр
1. «Автомульти»
2. «Автошкола»
3. «Безопасный город»
4. «Большая прогулка»
5. «Верно - неверно»
6. «Весёлый жезл»
7. «Водители»
8. «Вопросы и ответы»
9. «Выполни поручение»
10. «Где мое место?»
11. «Говорящие дорожные знаки»
12. «Да, нет»
13. «Дорожное лото»
14. «Дорожный экзамен»
15. «Дорога к бабушке»
16. «Дорожная азбука»
17. «Законы улиц и дорог»
18. «Игра в мяч»
19. «Игра в слова»
20. «Играй да смекай!»
21. «Как проехать?»
22. «Красный - зеленый»
23. «Кто больше назовет дорожных знаков?»
24. «Кто отличник-пешеход?»
25. «Машины»
26. «Мы - пассажиры»
27. «На островке»
28. «Найди безопасный путь»
29. «Найди нужный знак»
30. «Научим Незнайку ПДД»
31. «Наш друг постовой»
32. «Наша улица»
33. «О чем сигналит регулировщик»
34. «Отремонтируй светофор»
35. «Передай жезл»
36. «Пешеходы и водители»
37. «По дороге»
38. «Повороты»
39. «Подбери знак»
40. «Подумай – отгадай»
41. «Поставь дорожный знак»
42. «Правила дорожного движения»
43. «Правила поведения»
44. «Путаница»
45. «Путешествие на машинах»
46. «Разрезные знаки»
47. «Светофор и регулировщик»
48. «Светофор»
49. «Слушай - запоминай»
50. «Собери дорожные ситуации»
51. «Собери знак»
52. «Соблюдай правила дорожного движения»
53. «Стрелка, стрелка, покружись…»
54. «Теремок»
55. «Транспорт»
56. «Ты – большой, я - маленький»
57. «Угадай транспорт»
58. «Улица города»
59. «Учим дорожные знаки»
60. «Учись быть пешеходом»
61. «Цветные автомобили»
62. «Час пик»
63. «Часы»
64. «Четвертый лишний»
65. «Что будет, если…»
66. «Это я, это я, это все мои друзья!»
67. «Я грамотный пешеход»
Приложение 2
Картотека художественной литературы
Старшая группа
Р.Артамонов «Зоркий друг, умный друг»
С.Михалков «Скверная история».
С. Волков «Про правила дорожного движения» (1 книга)
И. Серяков «Улица, где все спешат»
М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице»
Подготовительная группа
М. Дружинина «Моя улица»
Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку», «Знаем правила движения?»
Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку», ч. «По сигналу светофора»
Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку», ч. «Знаки дорожные помним
Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку», «Секунда – это много или мало?»
Приложение 3
Картотека конспектов продуктивных видов деятельности
Старшая группа
Конспект продуктивной деятельности по аппликации «Дорожный знак тебе не враг — уважайте каждый знак»
Конспект продуктивной деятельности по рисованию «Машина будущего»
Конспект продуктивной деятельности по аппликации «Дорожный знак тебе не враг - уважайте каждый знак»
Конспект продуктивной деятельности по конструированию «Грузовая машина»
Конспект продуктивной деятельности по рисованию « Знаки дорожные - знать всем положено»
Конспект продуктивной деятельности по рисованию «Светофор»
Конспектпродуктивной деятельности по конструированию в технике «Оригами» «Полицейская машина»
Конспектпродуктивной деятельности «Грузовые автомобили из бросового материала»
Лэпбук «В стране дорожных знаков»
«Вечер веселых и находчивых» (сценарий тематического вечера-развлечения по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения)
Подготовительная группа
Конспект продуктивной деятельности по рисованию «Мой дом, моя улица»
Конспект продуктивной деятельности по конструированию(коллективная работа) «Макет улицы (города)»
Конспект продуктивной деятельности по аппликации «Светофор»
Конспект продуктивной деятельности по рисованию «Регулировщик»
Конспект продуктивной деятельности по рисованию «Дорожные знаки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.