|
Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции
|
|
|
ПРОГРАММА
Формирование здоровьесберегающей компетенции у будущих специалистов 2019-2024 гг
Чебоксары 2019
|
|
УТВЕРЖДАЮ Директор
Приказ № 38 от 12 мая 2019 года
|
Программа: «Формирование здоровьесберегающей компетенции у будущих специалистов». Учебно-методический отдел, 2019 – 17 стр.
Координатор |
Лежнина М.Н- зам. директора по воспитательной работе
|
Разработчик |
Федотов А.П преподаватель
|
|
|
РАССМОТРЕНО На заседании совета профилактики Протокол № 7 от 19 апреля 2019 года |
СОГЛАСОВАНО педагогическоим советом Протокол № 7 от 30.апреля .2019 года |
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт программы…………………………………………………………….3
2.Пояснительная записка ………………………………………………………..6
2.1. Анализ ситуации, обоснование необходимости программы………..6
2.2. Цели и приоритетные задачи…………………………………………7
2.3. Механизм реализации программы…………………………………….7
3. Направления реализации программы…………………………………………8
3.1. Педагогическое ……………..………………………………………….8
3.2. Психологическое …………….………………………………………...9
3.3. Социальное…………………………………………………………….9
3.4. Медицинское………………………………………………………….11
4.Содержание программы……………………………………………………….12
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование |
Формирование здоровьесберегающей компетенции у будущих специалистов
|
Заказчик |
Педагогический коллектив техникума
|
Разработчик |
Ильина Ирина Александровна
|
Основные исполнители |
педагог-организатор, кураторы, преподаватели
|
Основание для разработки |
- Закон «Об образовании» Российской Федерации. - Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040года. - Концепция модернизации российского образования на период до 2010года. - Приказ Минобразования РФ №330 от 05.02.2002г. «О реализации решения коллегии Минобразования РФ» от 15.01.2002г. №1 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде». - Послание Президента ЧР Н.В.Фёдорова Государственному Совету Чувашской Республики на 2010 - Концепция воспитательной работы ОАНО «СПК «Академия» |
Обоснование необходимости |
• Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно подростков, стало общегосударственной проблемой. По данным республиканской статистики, отклонения в психофизическом развитии детей проявляются уже у новорожденных, среди которых только 14% рождаются физиологически здоровыми. В возрасте до 7 лет практически здоровы только 23% детей, а за период обучения в школе это число сокращается в четыре раза, при этом в 2 раза возрастает частота хронических. Исходя из анализа результатов диагностики состояния здоровья студентов, проведённого в течение 2018/2019 учебного года, можно сделать следующий вывод: решение проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения и формирования у них культуры здоровья должно носить комплексный характер. Этот процесс подразумевает взаимодействие всех воспитательных институтов: семьи, ДДУ, школы, учреждений СПО. • Отсутствие в образовательном учреждении здоровьесберегающей системы, направленной на формирование у обучаемых здорового образа жизни (все мероприятия, акции по проблеме ЗОЖ были разовыми, из-за чего не имели того результата, на который мы рассчитывали). • Образовательная среда зачастую имеет неблагоприятное воздействие на организм подростка. • Разнонаправленная деятельность педагогических работников по охране психического здоровья обучаемых. • Здоровье детей за последние годы резко ухудшилось, появились заболевания, характерные именно для школьников. • Недостаточная обеспеченность учебного заведения соответствующими кадрами (педагог-психолог, социальный педагог, врач-терапевт, медицинская сестра и т.д.) Решить эти проблемы поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья, здорового образа жизни и здоровьесбережения.
|
Цель |
Формирование здоровьесберегающей компетенции у будущих специалистов |
Основные задачи |
1. Создать необходимые условия для формирования навыков здорового образа жизни как направления развития образовательного учреждения; 2. Сохранить и укрепить здоровье студентов средствами образования и воспитания; 3. Создать в колледже систему психологической помощи студентам; 4. Повысить эффективность формирования здорового образа жизни у студентов; 5. Проводить регулярно диагностику и анализ состояния здоровья студентов колледжа 6. Систематизировать форму и методы работы по форми-рованию здорового образа жизни; 7. Проводить профилактическую работу и популяризацию активных форм досуга. 8. Воспитать негативное отношение к алкоголю, курению, наркотикам; 9. Создать необходимые условия для приобретения знаний по планированию семьи, профилактике инфекций, передающихся половым путём, СПИДа; 10. Привить студентам потребности в создании здоровой семьи. 11. Организовать учебно-воспитательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий. 12. Повышать квалификацию работников колледжа в области защиты здоровья студентов. 13. Привлекать к сотрудничеству заинтересованные ведомства.
|
Сроки и этапы реализации |
І этап (базовый). Проектно – разработческая деятельность и формирование основных правовых документов (март 2010 – декабрь 2010г.) ІІ этап (основной). Реализация (январь 2011 – апрель 2013 г.) ІІІ этап (итоговый), (март 2013 – март 2014г.) Этап широкого развертывания . Длительность проекта соответствует нормативному сроку обучения на базе основного общего образования.
|
Социальные партнеры по реализации проекта |
· Республ.центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями · ГУЗ «Президентский перинатальный центр» Амбулаторное подростковое отделение · Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции при МО и МП ЧР · МУЗ «Городская поликлиника №1» · МУЗ «Городская больница №5» · Республиканский подростковый наркологический диспансер · ЧГПУ им. И.Я.Яковлева · Чебоксарский филиал Российского государственного социального университета
|
Ожидаемые конечные результаты
|
1. Расширение и углубление теоретических знаний студентов в области здорового образа жизни: 2. Повышение мотивации в двигательной деятельности, к здоровому образу жизни. 3. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья студентов колледжа
|
Косвенные результаты |
1. Повышение уровня обученности студентов методикам формирования здоровья. 2. Повышение уровня психологической комфортности студентов и преподавателей. 3. Формирование сознательного отношения личности к своему здоровью и желания его улучшать.
|
Система контроля за реализацией проекта |
Контроль за реализацией проекта осуществляет администрация колледжа.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Здоровье – это драгоценность,
и притом единственная, ради
которой действительно стоит не
только не жалеть времени, сил,
трудов и всяких благ, но и
пожертвовать ради него частицей
самой жизни, поскольку жизнь
без него становится нетерпимой
и унизительной».
Мишель де Монтень,
французский философ XVІвека
Как отметил Дмитрий Медведев, именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь, а «сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая». По его мнению, этим вопросам необходимо уделять внимание не только в семье, но и в образовательных учреждениях, где дети проводят значительную часть времени. «Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов», – отметил глава государства.
Д. А. Медведев
Президент РФ
Анализ ситуации, обоснование необходимости программы.
В числе позитивных тенденций, характеризующих колледж, в настоящее время, выделяются следующие:
• достаточный уровень образованности и профессиональной компетентности кадров;
• в колледже используются элементы формирования здоровьесберегающей компетенции;
• наличие опыта профилактики наркомании и алкоголизма;
• наличие опыта работы с молодежью в области формирования здорового образа жизни;
• последовательно идет информатизация образования.
Все это говорит о том, что колледж готов результативно решить задачи, поставленные разработчиками, но для этого требуют решения проблемы:
• недостаточного нормативно – правового обеспечения;
• низкой эффективности мероприятий посвященных ЗОЖ;
• отсутствия в колледже программ и концепций по внедрению и развитию здоровьесберегающих технологий и ее элементов;
• низкого качества преподавания физической культуры в образовательном учреждении;
• отсутствия системы работы куратора по формированию здорового образа жизни;
• перегруженности штатных кадров работой по различным профилям (куратор, преподаватель, председатель ЦК, методист и т.д.);
• организации образовательного процесса, в том числе занятия по физической культуре, не всегда соответствующего требованиям укрепления здоровья и психологической комфортности учащихся;
• недостаточной реализации концепции воспитательной работы ОАНО «СПК «Академия» в части закрепления стремления студентов к здоровому образу жизни;
• слабой деятельности педагогов и родителей в формировании толерантности, способности к осознанному выбору, в частности, телевизионных передач и предлагаемых периодических изданий, сопротивления наркотикам и другим вредным привычкам;
• недостаточной социальной активности студентов.
При реализации и разрешении названных проблем необходимо учитывать следующее:
• в колледже возрастает процент обучаемых с низким уровнем развития;
• недостаточная материальная база;
• недостаточное обеспечения педагогами доступного уровня качества преподавания (во многих случаях не учитываются изменения, происходящие в жизни и в образовании).
Таким образом, в ОАНО «СПК «Академия» в настоящее время, в основном, отсутствует система создания здоровьесберегающей образовательной среды; колледж не ориентирован на достижение реальных результатов в развитии навыков здорового образа жизни у будущих специалистов, поскольку нет системы оценки результатов деятельности как образовательного учреждения, так и педагогических работников в рамках формирования ЗОЖ..
Такое состояние дел сегодня недопустимо: лишь 32% россиян «практически здоровы».
Сохранение и укрепление здоровья молодежи является одним из приоритетов государственной и региональной образовательной политики, о чем заявлено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, где одной из приоритетных задач инновационного развития начального и среднего профессионального образования является создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучаемых, формирования здорового образа жизни.
Цели и приоритетные задачи
Изложенное выше определяет следующую цель программы: формирование здоровьесберегающей компетенции у будущих специалистов.
Для реализации указанной цели необходимо решение прежде всего следующих основных задач:
- формирование у студентов чувства ответственности за своё здоровье,
- воспитание негативного отношения к алкоголю, курению, наркотикам;
- возможность приобретения знаний по планированию семьи, профилактике инфекций, передающихся половым путём, СПИДа;
- привитие молодежи потребности в создании здоровой семьи.
-организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий. -повышение квалификации работников колледжа в области защиты здоровья студентов.
- привлечение к сотрудничеству заинтересованных ведомств.
Механизм реализации
Реализация программы имеет и риски и трудности объективного и субъективного характера. В проекте предлагается понимать здоровый образ жизни как реализацию комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
В этой связи предлагаются механизмы формирования следующих базовых составляющих ЗОЖ:
•окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
•отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;
• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
•движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учетом возрастных и физиологических
особенностей;
•гигиена организма: соблюдение правил личной гигиены, владение навыками первой помощи.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому и выделяются дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
•эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
•социальное самочувствие: способность взаимодействовать с другими людьми;
•интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
•духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Педагогическое
Исходя из задачи проекта «Сохранение и укрепление здоровья обучающихся средствами образования и воспитания, ОУ необходимо разработать систему, включающую следующую деятельность по формированию ЗОЖ: организация учебного процесса в соответствии с требованиями Сан ПИ; рациональная организация здоровьесберегающего учебного процесса, организация внеклассной работы по ЗОЖ классных руководителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе; внедрение оздоровительных технологий физического воспитания учащихся.
В рамках деятельности «Организация учебного процесса в соответствии с требованиями Сан ПИ необходимо создать мощную здоровьесберегающую инфраструктуру образовательного учреждения, структура должна быть нацелена на выполнение следующих требований:
-содержание здания и помещения ОУ в соответствии с гигиеническими требованиями;
-оснащение кабинетов, библиотеки, физкультурного зала, спортплощадки необходимым оборудованием и инвентарем;
-наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
-необходимое (в расчете на количество учащихся) количество квалифицированных специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинский работник, преподаватель физкультуры, психолог, социальный педагог).
Деятельность «Рациональная организация здоровьесберегающего учебного процесса» предполагает:
-соблюдение гигиенических норм и требований к организации учебного процесса, объему урочной и внеурочной нагрузки;
-строгое соблюдение всех требований и использования технических средств обучения (ТСО/компьютерной техники, аудиовизуальных технических средств);
-использование различных здоровьесберегающих технологий (ЗСТ).
Формирование ЗОЖ подростков и молодежи возможно именно так, как предлагает «Внедрение оздоровительных технологий физического воспитания учащихся». Этот вид деятельности образовательного учреждения осуществляется через новую программу учебной дисциплины «Физическая культура» для специальностей среднего профессионального образования (приложение…), разработанную в соответствии с современной концепцией физкультурного воспитания и образовательного стандарта по физической культуре, формирующей у учащихся потребность в ЗОЖ, физическом совершенствовании, дающем знания об организме, средствах направленного воздействия на здоровье в целом и физическое в частности.
Реализация данного вида деятельности подразумевает:
1) повышение профессионального уровня преподавателей физкультуры и заместителей директоров по ООД по вопросам методики преподавания физической культуры согласно новой программе учебной дисциплине «Физическая культура»;
2) экспериментальную апробацию нового содержания программы учебной дисциплины «Физическая культура»;
3) проведение спортивных мероприятий с участием известных деятелей политики, спорта, искусства.
«Организация внеклассной оздоровительной и профилактической работы по ЗОЖ кураторов и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе» - одно из основных направлений, помогающих реализовать задачу проекта «Сохранение и укрепление здоровья обучающихся средствами образования».
Целью этого направления должно стать повышение эффективности профилактической работы в учреждениях профессионального образования Чувашии, повышение социальной активности общества в решении проблемы формирования здорового образа жизни подростков и молодежи.
Задачи проекта:
•объединение усилий общественных организаций и ОУ в решении проблемы формирования ЗОЖ подростков и молодежи;
•повышение информированности подростков и молодежи, а также их родителей о методах сохранения здоровья;
•развитие системы профилактики наркомании в колледже.
Психологическое.
Данное направление предусматривает:
1) квалифицированное психологическое воздействие на учебный процесс;
2) ввести в практику образовательных учреждений проведение психолого-педагогических консилиумов;
3) создать в колледже систему обучающих занятий для педагогов по вопросам психологии;
4) практиковать в ОУ психологические и личностно ориентированные беседы с «проблемными» студентами
Социальное.
Деятельность образовательного учреждения в рамках социального направления предполагает:
- социальную защиту учащихся;
- выявление характера и причин отклонений в поведении учащихся;
- оказание социально-психологической помощи студентам, попавшим в неблагоприятные условия жизни.
Данная перечисленная деятельность должна входить в функциональные обязанности психолога, социального педагога, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, куратора.
Также программа предлагает с целью коррекции поведения, предупреждения социально-психологических отклонений студентов, а также для развития у обучаемых компетенции социального взаимодействия внедрять в учебный процесс социальное проектирование. Данный вид деятельности является ведущей деятельностью молодого человека 15-18 лет, в ходе которой и благодаря которой происходит его наиболее интенсивное развитие.
Занимаясь социальным проектированием студенты учатся видеть проблемы в окружающем мире, учатся планировать свою деятельность, находить общий язык с окружающими его людьми. Участник социального проектирования становится более организованным, самостоятельным, внимательным, неравнодушным. Считается, что именно через правильно организованную проектную деятельность и формируются социальные навыки молодого человека, которые позволяют корректировать психологическое здоровье и не только.
Социальное проектирование – это сложный вид деятельности, поэтому в соответствующих документах необходимо прописать следующие направления работы:
№ |
Направление работы |
Обоснование этой работы |
Уровень поддержки |
1. |
Повышение профессионального уровня педагогов, организующих социальное проектирование на специально-организованном семинаре «Технология социального проектирования». |
Социальное проектирование предполагает готовность педагога к смене традиционных для него способов общения, обучения или воспитания, для чего необходимо организовать грамотное их обучение по заявленной теме. |
АУ ЧР «Учебно-методический центр» Минобразования ЧР. |
2. |
Проведение для студентов обучающего занятия, посвященного вопросам социального проектирования. |
Очень часто студенты бывают совершенно беспомощны в социальном проек-тировании, поэтому невозможно избежать обучающих моментов: как выбрать тему, что это за тема, как и что можно делать, образцы возможных действий, алгоритм работ, как анализировать и обрабатывать информацию, что такое рефлексия и многое другое. |
- Преподаватели образовательных учреждений, владеющие технологией социального проектирования; - психологи, -методисты образовательных учреждений. |
3. |
Разработка авторской или апробирование уже имеющейся методики различных типов социального проектирования, а также непосредственная работа со студентами по социальному проектированию. |
Социальное проектирование-это сложный вид деятельности, поэтому так необходима разработка или выбор методики, позволяющий учащемуся поэтапно осваивать социальное проектирование. Автор проекта рекомендует следующие шаги: социальная проба, социальная практика, социальный проект.
|
- Зам. директора колледжа по УВР; - преподаватели колледжа, владеющие технологией социального проектирования. |
4. |
Фестиваль социальных проектов. |
Данный фестиваль поможет провести рефлексию деятельности учащихся в рамках социального проектирования, экспертизу проектов, а также обменяться опытом. |
- Зам. директора колледжа по УВР; - «Наука.Молодость. Творчество» |
Предполагаемые результаты:
1) студенты, участвующие в социальном проектировании, занимают более активную правильную социальную позицию;
2) развиваются творческие способности обучаемых;
3) улучшается психологическое здоровье студентов и психологический климат в ОУ;
4) возрастает профессиональный уровень педагогов, руководящих социальным проектированием.
Медицинское.
Медицинское направление предусматривает формирование соматического здоровья (нозологический подход-изучение сущностей патологии; валеологический поход-отслеживание и коррекционное вмешательство в динамику физиологического здоровья).
Проект рекомендует в этом направлении решать следующие первоочередные задачи:
№ |
Задачи |
Ответственные |
1. |
Изучить учебные нагрузки и адаптировать учащихся к ним. |
Медицинский работник совместно с кураторами |
2. |
Создать паспорт здоровья учащихся (качество памяти, внимание, типы работоспособности) |
Психолог совместно с кураторами |
3. |
Вести медико-физиологический контроль |
Медицинский работник. |
4. |
Проводить комплекс профилактических и реабилитационных мероприятий по коррекции физиологического и психологического здоровья. |
Зам. директора по УВР совместно с психологом, медиком, кураторами |
Содержание программы
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.