ПРОГРАММА ГРУППЫ РАВНЫХ "Обучением навыкам проведения восстановительных программ в рамках создания школьной службы примирения"

  • docx
  • 28.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПРОГРАММА группа равных для учащихся (8-9 кл.).docx

Описание: GERB-BW 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №81 ГОРОДА ТЮМЕНИ

(МАОУ лицей № 81города Тюмени)

 

 

 

 


ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

по программе

«Обучение навыкам проведения восстановительных программ в рамках создания школьной службы примирения»

ГРУППЫ РАВНЫХ

(для учащихся 8-9 классов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Современное образовательное пространство школы имеет потенциально конфликтную среду, которая представлена детьми и взрослыми (учителя и родители) разных возрастов, разных национальностей, из разных культур и социальных слоев. К этому можно добавить максимализм подросткового возраста и борьбу ребят за свой статус. Важным для многих подростков является общение, способность влиять на других, принадлежность их к определенной группе в классе, использование разных социальных ролей. В настоящее время случаи проявления детской агрессии, силового способа решения конфликтов не являются редкостью. Однако, несмотря на публичное обсуждение подобных ситуаций, привлечение к решению данных проблем специалистов, ситуация, в целом, не меняется.

В школе достаточно стандартный набор для решения конфликтов: карательный, направление к психологу или социальному педагогу, к директору, вызов родителей в школу, что усугубляет конфликтную ситуацию. В дальнейшей жизни обучающиеся часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей, не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций.

Исходя из этого, можно говорить о неэффективности применяемых процедур для решения и профилактики конфликтных ситуаций во многих образовательных учреждениях.

Умение разрешать конфликты с позиции восстановительного подхода во многом согласуется с концепцией универсальных учебных действий и предполагает наличие определенного уровня развития коммуникативных действий, которыми овладевают дети и подростки на протяжении всего периода школьного обучения.

Школьная служба МЕДИАЦИИ (ШСМ) это команда взрослых и подростков, которая стремится:

§  разрешить   конфликтную       ситуацию   конструктивным          способом        (через проведение восстановительных программ);

§  дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга, исходя из личностных, а не ролевых отношений;

§  снизить уровень агрессивности в школьном сообществе;

§  способствовать развитию коммуникативных навыков подростков.

Для эффективного выполнения перечисленных выше задач необходимо обучить участников ШСМ проведению восстановительных программ, таких как медиация и Круги сообществ.

Состав коммуникативных действий:

1). Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией — это умение:

·         слушать и слышать друг друга;

·         с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

·         адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

·         представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

·         спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

            2). Способность действовать с учётом позиции другого человека и уметь согласовывать свои действия предполагает:

·         понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

·         готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

·         умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

·         умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

 

 

3). Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:

·         определение цели и функций участников, способов взаимодействия;

·         планирование общих способов работы;

·         обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; Ø способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

·         способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);

·         разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

·         управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.

Работа в группе – это умение:

·         устанавливать продуктивной кооперации;

·         интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

·         обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

·         переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.

Следование сотрудничества — это:

·         уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого человека;

·         адекватное межличностное восприятие;

·         готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

·         стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.

Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности:

·         использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;

·         речевое отображение (описание, объяснение) действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.

Создание школьных технологий в воспитательном процессе на современном этапе в наших школах достаточно актуально и своевременно. В этом процессе активная роль отведена самим обучающимся. Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти наилучшее решение. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит, не принуждает.

Правовая основа

Правовой основой для интеграции, применения и распространения медиации в образовательной среде являются:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2012 г. № 1897

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";

Конвенция о правах ребёнка;

Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключённые в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;

Приказ Минобрнауки России от 14.02.2011 № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов»;

План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждён распоряжением Правительства РФ от 15.10.2012 года N 1916-р) (пункты 59, 61, 62, 64 и 65);

План мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 05.02.2015 года N 167-р) (п. 64);

Цель программы: подготовка учащихся для работы в школьной службе медиации (обучение восстановительным технологиям) в качестве помощников медиатора, формирование базовых умений, необходимых в образовательной среде.

В ходе обучения участники будут осваивать модель восстановительной медиации

( Приложение 1)

Задачи программы:

Обучающие:

·         Формирование умения разрешения конфликтных ситуаций с использованием медиативных технологий и восстановительного подхода.

Развивающие:

·         Развитие психических процессов: внимания, памяти, логического мышления.

·         Развитие навыков конструктивной коммуникации.

·         Развитие эмпатии, способности к адекватной оценке конфликтной ситуации и умению находить конструктивные пути выхода из нее.

Воспитывающие:

·         Воспитание уважительного отношения к партнерам, к личности другого человека.

·         Воспитание позитивно-сберегающего отношения к своему ближайшему окружению и социально-ответственного поведения в нем.

·         Воспитание духовно-нравственных качеств личности обучающихся.

        Категория участников: потенциальная команда ШСМ (минимум 5 учащихся).

        Возраст: с 15 лет

Срок обучения: 18 часов.

Режим занятий: 6 дней по 3 часа.

Необходимое оборудование: доска, мел, маркеры, ножницы, скотч, раздаточный     материал,  актовый зал. (Приложения 2 и 3)

 Метод обучения:

Основной метод тренинг создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме ролевых игр. Тренинг основан на поиске решений и нахождении знаний самими участниками (практически отсутствуют лекции и основное внимание уделяется работе в малых группах). В процессе тренинга отрабатывается роль медиатора. На основе предложенных участниками сюжетов в малых группах проигрывается и демонстрируется на общем круге работа медиатора со сторонами конфликта и происходит анализ работы медиаторов.

Принципы проведения занятий:

-  добровольность

-  активность

-  партнерское взаимодействие

-  конфиденциальность

Формы, методы занятий и режим работы:

·         Тестирование

·         Анкетирование

·         Упражнение

·         Ролевая игра

·         Разбор сложных ситуаций (групповая дискуссия)

·         Обратная связь

·         Лекция

 

Планируемые результаты: данный курс готовит обучающихся к участию в работе школьной службы медиации в качестве помощников медиатора. В доступной форме обучающиеся знакомятся с основами конфликтологии, с правилами ведения переговоров, приемами восстановительного способа реагирования на конфликты, новыми коммуникативными навыками.

В результате изучения курса обучающийся будет

Знать:

·         Понятийный аппарат, принятый в конфликтологии.

·         Приемы активного слушания.

·         Основные понятия медиации, восстановительного подхода в медиации.

·         Алгоритм проведения восстановительной процедуры.

·         Принципы развития школьных служб примирения.

Уметь:

·         Определять стили разрешения конфликта.

·         Владеть техникой управления эмоциональным состоянием собеседника.

·         Участвовать в работе школьной службы медиации в качестве помощника медиатора.

Предполагаемый личностный результат:

·         Аргументировать и представлять свою точку зрения.

·         Вести дискуссию.

·         Участвовать в социально-значимой деятельности.

·         Строить конструктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

·         Приобрести навыки бесконфликтного взаимодействия.

Формы и средства контроля: контроль осуществляется через интерактивные формы: ролевая игра, общая дискуссия, установление обратной связи.

 

Учебно-тематическое планирование

по программе «Обучение навыкам проведения восстановительных программ в рамках создания школьной службы примирения»

ГРУППЫ РАВНЫХ

 

Тема

Количество часов

1

Подготовительный этап. Конфликты в нашей жизни. Позиция ведущего и стороны конфликта «Говорю и слушаю»

3

2

Общение. Бесконфликтное общение.

Предварительная встреча сторон конфликта. Встречи сторон. Примирительная встреча Договор о примирении. Документы медиатора.

3

3

Эмоции и чувства

3

4

Личность медиатора

3

5

Процедура медиации

3

6

Ролевая игра «Я имею право». Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних. Что надо знать о юридических документах.

3

 

 

 

 

 

Содержание учебной программы

1.      Подготовительный этап. Знакомство участников друг с другом. Презентация программного курса. Цели и задачи курса. Диагностика: анкета «Мои ожидания»; Методика К.Томаса («Стили разрешения конфликтов»); Тест КОС («Методика изучения коммуникативных и организаторских умений»).

2.      Общение. Структура и средства общения. Позиции в общении. Стили общения. Манипулирование. Дискуссия «Что мешает открытому общению?» Тест «Три Я» (позиции в общении).

3.      Эмоции и чувства. Роль чувств в жизни человека. Формы переживания чувств. Аффекты. Настроение. Как управлять своим состоянием и как его изменить. Стресс. Трудные ситуации и развитие. Как развивать навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми.

4.      Личность медиатора. Функции медиатора. Личность медиатора. Подготовка и организация медиации. Ролевая игра-тренинг «Новое в конфликте» (Задается конфликтная ситуация-легенда, выбирается учащийся на роль медиатора, отработка стадий медиации). Навыки обратной связи.

5.      Процедура медиации. Школьная служба медиации. Задачи. Назначение. Возможности реализации практической работы службы. Дискуссия. Мозговой штурм.

6.      Ролевая игра. Анкета обратной связи «Мои итоги курса». Супервизия (обучающиеся друг другу помогают обсудить разбор ситуаций).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Модель восстановительной медиации состоит из следующих пространств:

·      пространство ситуации как материал для работы. Это ситуация, которая, прежде всего, характеризуется своими уникальными условиями совершения конфликта или преступления и их последствиями. Данное пространство задает направленность понимания медиатора на индивидуальных встречах для определения повестки встречи по заглаживанию вреда (примирительной встречи). С возможными участниками встречи необходимо обсудить ситуацию в плане условий, способствующих совершению преступления, и его последствий или происходящего конфликта и выделить точки, необходимые для обсуждения. Такое обсуждение задает первый такт разотождествления участников криминальной или конфликтной ситуации с самой ситуацией (конфликтом, преступлением) и со своим «знанием» о другом человеке. Роль ведущего (медиатора), владеющего особыми техниками понимания, заключается в том, чтобы освободить место для нового знания о ситуации и другом человеке. Этот такт можно назвать потенциальным разотождествлением;

·      пространство персонально ориентированного диалога. Этот диалог обычно происходит на встрече сторон (но может происходить и в форме челночной медиации или через обмен письмами). Такой диалог позволяет актуализировать и отделить собственные чувства и переживания от «зацикленности» сознания на ситуации или другом человеке, что обычно сопровождает конфликт или следует после криминальной ситуации. Также здесь должна произойти распаковка новых смыслов о другом, которая позволяет избавиться от демонизации другого, представления его как врага3;

·      пространство восстановительных действий. Это, прежде всего, действия, позволяющие признать «врага», «злодея» и т.д. человеком. Это такие действия, которые являются, с одной стороны, результатом нового понимания, с другой углубляют новое понимание и позволяют состояться медиации. И в этом их «тайна», поскольку каждый раз мы сталкиваемся с непониманием, что же человек ценит в других людях и насколько эта ценность соответствует ценностям общества. Поэтому здесь может происходить актуализация «спящих», непроявленных, но признаваемых каждым смыслов добра, любви, примирения и т.д. Восстановительные действия могут инициироваться медиатором на встрече сторон, но могут продолжаться и за рамками встречи, что также содействует освобождению от знаков клеймения, помогает обрести новую идентичность правонарушителя и укрепляет новые смыслы участников друг о друге;

·      пространство проектирования будущего. Медиатор может инициировать проектирование будущего участников конфликта или правонарушителя, что позволяет вовлечь участников в

обсуждение и принятие ответственности правонарушителем за собственное будущее и оказать поддержку его планам со стороны ближайшего социального окружения.

·      пространство реализации проекта будущего у правонарушителей случае наличия несовершеннолетних правонарушителей). Чем тяжелее ситуация в плане участия в проектировании будущего правонарушителя его родственников и значимых позитивных взрослых, тем больше может быть влияние специалистов, которые фактически должны создать эквивалент близкого социального окружения для молодого человека. Функция реабилитационных программ, на мой взгляд, должна состоять в формировании группы поддержки из значимых позитивных взрослых для подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Порядок работы медиатора


Надпись: ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН
1	фаза. Создание условий для диалога между сторонами
2	фаза. Организация диалога между сторонами
3	фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон
4	фаза. Обсуждение будущего 
5	 фаза. Заключение  соглашения 
6	 фаза. Рефлексия встречи

Надпись: АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

 

 

 

 

 

ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

 

Задачи работы ведущего (медиатора):

1.                  получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ.

Критерии, по которым случай может быть принят в работу:

  стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;

   в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или, как минимум, свое участие) в содеянном;

2.                  если дело разбирается в официальных органах (милиция, суд или КДНиЗП), выяснить, на какой стадии разбирательства находится дело и каковы юридические последствия успешного проведения программы;

3.                  связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении индивидуальной встречи. Если участниками конфликта являются несовершеннолетние (обидчик и/или пострадавший) и данный случай рассматривается компетентными органами, медиатор обязательно связывается с законными представителями несовершеннолетнего.

Ведущему (медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности, непонимания, эмоционального напряжения, которая возникла из-за конфликта или криминальной ситуации, а также нередко из-за действий представителей государственных органов и учреждений, и предлагать участникам конфликта восстановительный способ разрешения ситуации. В ходе проведения программы восстановительной медиации на протяжении всей работы медиатору необходимо также удерживать сквозные задачи. Их реализация помогает сторонам переключиться на будущее и построить конструктивный выход из сложившейся ситуации. Эти задачи таковы:

·                    достижение и удержание контакта со сторонами;

·                    создание условий для конструктивного выражения эмоций;

·                    создание безопасной атмосферы во время работы;

·                    создание условий для взаимопонимания.

 

ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

1 фаза. Создание основы для диалога со стороной Задача: представить себя и программу.

Различные роли сторон в ситуации противоправного деяния и, соответственно, принципиальные различия ее последствий для правонарушителя и жертвы диктуют специфику предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна быть выполнена одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам – безопасная атмосфера во время работы. Встречаясь со сторонами, медиатор должен позаботиться об этом и четко уяснить для себя, как он будет представляться, то есть:

·         кто он и его роль в деле;

·         роль и функции организации, которую он представляет;

·        

Надпись: Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации (…). Информацию о ней нам передал (называете человека или организацию). Я – ведущий программ восстановительной медиации (медиатор) (…) (называете организацию или службу), я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша организация (служба) помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия. Участие в наших программах добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примете решение, будете ли вы в ней участвовать. Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую информацию кроме вашего решения участвовать или не участвовать в наших программах. Исключение составляет ситуация, если мне станет известно о готовящемся преступлении, в этом случае я буду обязан сообщить в компетентные органы.

его взаимоотношения со сторонами.

 

2  фаза. Понимание ситуации

Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.

Возможные действия медиатора:

1.  Обсуждение ситуации

·                помочь человеку (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о друзьях, о своих состояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его последствиям);

·                внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;

·                в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;

·                обсудить ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию, рассказать о ценностях восстановительной медиации.

2.  Обсуждение последствий

·                    обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.

 

3  фаза. Поиск вариантов выхода

Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из ситуации.

Обсуждаемые вопросы:

·           какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям эти выходы могут привести;

·           пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;

·           варианты заглаживания вреда;

·           в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей;

·           если в ситуации участвовали несовершеннолетние, обсудить планы несовершеннолетних на будущее, поддержку этих планов со стороны родителей и ближайшего социального окружения;

·           рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой встречи;

·           обсудить встречу с другой стороной как возможный вариант действия, направленного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече являются стороны, а медиатор обеспечивает конструктивность и безопасность;

·           предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона хочет обсуждать на встрече (сформировать повестку дня);

 

·           проинформировать о юридических последствиях заключения примирительного соглашения;

·           если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия. Можно предложить форму челночной медиации, а также другие программы восстановительного правосудия: Круги или семейные конференции. В случае категорического несогласия на любые формы общения можно предложить не решать вопрос окончательно и оставить памятку и свои координаты;

·           независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то специалистов;

·           если сторона согласна на встречу сторон, приступить к 4 фазе.


4  фаза. Подготовка к встрече

Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной своей роли на встрече.

Возможные действия медиатора:

·        рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах, роли сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц). Сформировать на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении правил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать; предложить внести дополнения;

·        если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право отказаться от участия в программе;

·        пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность за безопасность, координирование действий, поддержка диалога). Подчеркнуть ответственность сторон за принятие решения;

·        обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место встречи;

·        поблагодарить за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.

 

Правила встречи

Надпись: 1.	Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.
2.	Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.
3.	Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече (только результат или подписанный договор).
4.	Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перенести продолжение встречи на другой день.
5.	Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с медиатором.

 

ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН

1  фаза. Создание условий для диалога между сторонами

Возможные действия медиатора:

1.    заранее подготовить место для встречи сторон;

2.    поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо познакомить участников друг с другом;

3.    объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;

4.    объявить основные пункты повестки дня.

2  фаза. Организация диалога между сторонами

Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога.

Возможные действия медиатора:

1.  предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;

2.  предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному;

3.   поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий. В ходе встречи необходимо трансформировать негативные высказывания так, чтобы это помогало конструктивному диалогу, и усиливать позитивные идеи и шаги по отношению друг к другу.

3  фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече  и фиксация решений сторон

Задачи:

1.    поддержать понимание и признание последствий криминальной ситуации;

2.    поддержать извинения и прощение;

3.    инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;

4.    обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации;

5.    обсудить и принять механизм реализации решений.

 

 

 

 

 

4  фаза. Обсуждение будущего

Задача: поддержать проектирование будущего участников.

Вопросы для обсуждения:

·           что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию;

·           что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;

·           какую профессию (специальность) хочешь получить, и кто может поддержать тебя в этом;

·           чем будешь заниматься в свободное время, есть ли желание заниматься в каком-либо кружке, секции, клубе и кто может помочь этому осуществиться.

 

5  фаза. Заключение соглашения

Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.

Возможные действия медиатора:

·                фиксировать решения и четкий план их реализации;

·                обсудить, что делать, если план не будет выполнен;

·                зафиксировать устное соглашение или письменный договор.

 

6  фаза. Рефлексия встречи

·                обсудить, удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное?

·                спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи.

 

После встречи, по возможности, организовать чаепитие с рассказом сторон друг другу о себе (кто что любит, чем занимается, в чем чувствует свою успешность).

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА (Может проходить через 2-3 недели)

Задачи:

1.    провести рефлексию результатов медиации;

2.    выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение;

Вопросы для обсуждения с подростком и его родителями:

·    как развиваются ваши отношения и как выполняется договор?

·    что важного для себя вы поняли в результате встречи?

·    рассказали ли про медиацию друзьям, знакомым, как они к этому отнеслись?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Восстановительная программа Круг направлена на разрешение конфликтов, в которые втянуты от четырех и более человек. Важнейшей особенностью Кругов является привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение.

 

Встреча всех участников в Круге имеет следующие фазы:

Фаза

Действия

1. Создание основ для диалога

-   приветствие

-   церемония открытия

-   раунд знакомства

-достижение консенсуса по правилам Круга (ведущий и/или участники)

-   раунд личных историй

-   благодарность присутствующим

-   объяснение цели Круга

2.Обсуждение  ситуации, проблем,

интересов и намерений

-   рассказы о переживаниях, чувствах, проблемах

-   определение проблем, интересов, намерений, надежд

-   подведение итогов

3.Рассмотрение       возможных вариантов

  решения ситуации и проблем,

  выявленных в ходе встречи

-   обсуждение возможных решений (раунды)

-   создание условий для достижения консенсуса по плану действий (ведущий)

4.Достижение консенсуса или   чувства

  общности 

В Круге определяются:

-   пункты соглашения или общей точки зрения (раунды)

-   следующие шаги (ведущий)

5. Закрытие

-   подведение итогов: соглашение/ следующие шаги (ведущий)

-   завершающий обмен мыслями о встрече в Круге (раунд)

-   церемония закрытия

 

Основные правила встречи в Круге:

-  уважать символа слова

-  говорить от всего сердца

-  говорить с уважением

-  слушать с уважением

-  оставаться в Круге до его завершения

-  соблюдать конфиденциальность

 

Обязанности ведущего:

Когда ведущие обсуждают правила во время подготовки и начала работы Круга, им необходимо объяснить участникам свои функции и попросить Круг принять правила, определяющие их роль. При исполнении обязанностей ведущего необходима поддержка Круга.

Данные обязанности включают принятие следующих решений:

-  когда и как прервать человека;

-  когда открыть Круг и когда закрыть его;

-  когда объявить перерыв;

-  как использовать символ слова;

-  как напоминать участникам о необходимости придерживаться принятых правил.

 

 

 

Использование символа слова

Символ слова создает позитивную атмосферу для слушания, если участники следуют  следующим правилам:

-           Символ слова передается только в одну сторону. Символ слова передают в одном направлении по кругу. В общинах большинства коренных народов его передают по часовой стрелке, следуя движению солнца. Нельзя бессистемно передавать символ слова туда - сюда, необходима преемственность в его передаче по кругу, что дает шанс высказаться всем участникам. Таким образом, создается привычка слушать до выступления и после него.

-    Люди высказываются только с символом слова в руках. Участники могут говорить только тогда, когда у них в руках находится символ слова, за исключением случаев, когда ведущий решит иначе (см. ниже). Соблюдая это правило, участники учатся терпеливо ждать своей очереди высказаться, осваивая навыки слушания. Символ слова не обязывает говорить. Его можно передать дальше, не высказываясь, или придержать, чтобы участники Круга имели возможность помолчать и подумать. Владение символом слова может создать сильные эмоции.

Как только символ слова обошел Круг и вернулся к ведущему, ведущий может:

-   подвести итог сказанному в Круге и поднять другие вопросы до того, как он передаст символ слова дальше;

-   оставить символ слова у себя и попросить некоторых участников объяснить какие-то моменты или ответить на определенные вопросы;

-   передать символ слова другому участнику для начала нового раунда Круга. Поскольку человек, сидящий слева от ведущего, может неуютно себя чувствовать, ведь ему все время придется начинать новый раунд, ведущий может передать символ слова другому. Нет необходимости в том, чтобы раунды начинал один и тот же человек, но символ слова должен всегда передаваться в одном и том же направлении;

-  оставить символ слова у себя и предложить любому из Круга высказаться;

-   поместить символ слова в центр Круга, чтобы его мог взять любой участник, который хочет высказаться, или открыть свободную дискуссию, даже без использования символа слова. В свободном диалоге участники все же должны соблюдать правила Круга, говоря искренне, с уважением и предоставляя время для высказывания другим. Если несколько человек начинают доминировать или разговор начинает приобретать негативный оттенок, то введение символа слова в диалог восстанавливает равновесие.