Программа коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР
Пояснительная записка
Программа коррекционно - развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам, разработана с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В.Ястребовой, Р.И.Лалаевой, С.Ю.Горбуновой, Е.А.Яструбинской, Т.В.Моисеевой, И. Волковой, Е.В. Мазановой, Коноваленко ВВ
Название программы – Коррекция нарушений устной и письменной речи у младших школьников, обусловленной недоразвитием речи
Рабочая программа рассчитана на
подготовительный этап-27 часов (1 класс),
I этап- 96, 64 часа (2 класс),
II этап - 34 часа, III этап- 30 часов (3 класс),
коррекцию дизорфографии - 64 часа (4 класс)
коррекцию звукопроизношения 21 и более часов ( по необходимости)
Учебное пособие: рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки», №1, № 2 «Учусь не путать буквы», «Учусь работать стекстом», « Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)
Программа составлена для обучащиюхся 1- 4 классов, с нарушением устной и письменной речи
УМК учителя - методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)
УМК обучающегося – рабочие тетради «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии»
Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и
задачи
школы,
МО):
ü Обеспечить высокий уровень речевого развития личности учащихся;
ü Активизировать мыслительную и речевую деятельность через определенные методы обучения;
ü Создать в образовательном учреждении благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности.
Содержание программы коррекционно – развивающей работы определяют следующие принципы:
ü Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка;
ü Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, участия в данном процессе всех участников образовательного процесса.
ü Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определенного подхода к ее решению.
Новизна данной программы заключается в следующем:
ü наличие для её реализации комплекта дидактического и
раздаточного материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;
ü возможность гибкого использования данного комплекта: детьми,
педагогами, родителями;
ü возможность использования данных пособий полностью или
частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения;
ü создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и
совместной деятельности учащихся.
Формы организации деятельности учащихся:
ü - групповая
ü - работа в парах
ü - индивидуальная
Направление работы:
ü Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях ОУ.
ü Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи; Способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, познавательных, коммуникативных).
ü Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей по вопросам оказания логопедической помощи.
ü Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с особенностями логопедической работы для детей; со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.
Задачи:
1. Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
2. Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
3. Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
4. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
Ожидаемые результаты:
ü ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
ü ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
ü игровые,
ü наглядно - демонстрационные,
ü словесные.
Сводная таблица по видам контроля во 2, 3 ,4 классах
Виды контроля |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Год
|
итого |
Проведение диагностик речи и письма |
1 |
1 (промежуточная) |
|
1 |
|
3 |
Количество плановых проверочных работ |
|
1 |
1 |
1 |
|
3 |
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
· Своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи (с 1 – 15 сентября и 15 -30 мая).
· Системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.
Коррекционно – развивающая работа включает:
· Выбор оптимальных методов и приемов обучения.
· Организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.
Консультативная работа включает:
· Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
· Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическом работникам, - вопросов связанных с особенностью логопедической работы.
· Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.
Этапы реализации программы:
Коррекционно – развивающая работа реализуется поэтапно:
· Этап сбора и анализа информации (информационно – аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи.
· Этап планирования и организации коррекционно – развивающей деятельности. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно – развивающую направленность. Логопедическая работа (в зависимости от логопедического заключения) проводится в три этапа. Для детей, имеющих дефекты произношения фонем, работа проводится по постановке и автоматизации поставленных звуков. Для детей имеющих диагноз фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), фонематическое недоразвитие (ФНР) и общее недоразвитие (ОНР III ур.) работа проводится по первому этапу. Для детей, имеющих ОНР III ур. далее работа продолжается по второму и третьему этапу.
· Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений и корректировка методов и приемов работы.
Требования к условиям реализации программы:
Психолого – педагогическое обеспечение
· Обеспечение психолого – педагогических условий (коррекционно – развивающая направленность в логопедической работы; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).
· Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятиях).
· Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических ном и правил).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
· сравнение;
· анализ;
· синтез;
· классификация и обобщение по родовидовым признакам;
· установление аналогий и причинно-следственных связей;
· построение рассуждений;
· отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
НОРМАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 1 класс
Главной задачей начального этапа коррекционного обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для группы детей как с фонетико-фонематическим, так и фонематическим недоразвитием необходимо сформировать:
• полноценные фонематические процессы;
• представления о звуко-буквенном составе слова;
• навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скорректировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Логопедическая помощь учащимся, имеющим только недостатки произношения звуков (фонетические дефекты - I группа) сводится к коррекции неправильно произносимых звуков и закреплению их в устной речи детей.
3анятия по исправлению нарушений звукопроизношения строятся на основе педагогических принципов перехода от простого к сложному, сознательности усвоения материала. системности, регулярности занятий, учета возрастных особенностей ребенка.
Фронтальные занятия по формированию фонематического восприятия проводятся с III четверти после промежуточного обследования первоклассников
1 этап: Подготовительный (20ч.).
Цель работы: Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование артикуляционной базы речи.
Задачи:
1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.
3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.
4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе
систематических тренировок.
5. Укрепление физического здоровья в процессе различных оздоровительных мероприятий и процедур (массаж, медикаментозное лечение, консультирование врачей-специалистов).
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.
Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.
2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков (10ч.).
Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.
Задачи:
1. Постановка звука.
2. Автоматизация звука в словах и предложениях.
3. Формирование умения не смешивать звуки.
4. Формирование и развитие мелкой моторики.
Постановка звуков в последовательности:
- свистящие: с, з, ц;
- шипящий: ш;
- сонорный: л;
- шипящий: ж;
- сонорные: р, рь;
- шипящие: ч, щ.
Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.
3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков 30-50ч.
Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Задачи:
1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие
внимания, памяти.
2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой
моторики. Развитие мышления.
Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.
Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.
Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические
задания. Графомоторные упражнения. Пальчиковая гимнастика.
4 этап: Оценочный (2ч.).
Цель работы: Подведение итога логопедической работы.
Задачи:
1. Оценка результативности коррекционной работы.
2. Определение перспективы дальнейшей деятельности.
Итоговая контрольная работа.
Праздник «Говорим правильно и красиво!»
Формы и средства контроля
Основная цель контроля - проверка знания изученного материала.
Заканчивается коррекционная работа в середине мая итоговой контрольной работой (Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания) и праздником «Говорим правильно и красиво!». На празднике подводится итог всей логопедической работы. В подарок дети получают Фонетический дневник. Фонетический дневник (рабочая тетрадь по коррекции звукопроизношения) стимулировал родителей на протяжении всего учебного процесса, что позволяло качественно и своевременно выполнять домашние задания с ребенком.
Методы отслеживания результативности:
ü наблюдение за успешным решением задач осуществляется педагогом
на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;
ü открытые занятия на основе пройденного материала;
ü обсуждение с детьми результатов деятельности;
беседы с родителями, анкеты помогают составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника;
оценка динамики работы с логопатами;
ü количественный и качественный анализ ошибок.
Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ребёнка-логопата и в протоколе-диагностике речевого развития.
Учебно-методические средства обучения:
Литература для учащихся:
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизации звуков у детей. Комплект из 4 тетрадей. М. 2006.
2. Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Комплект из 9 тетрадей. М. 2005.
2 . Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
3. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.
Литература для учителя:
Основная:
1. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической
работы в школе. М., 2001.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. М., 2001.
3. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение.1965.
4.. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
5. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.
Дополнительная:
1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. М.,2004.
2. Васильева Т.И. Упражнения по дикции. М.. 1988.
3.Волкова Л.С. Логопедия. М., Просвещение, 1995.
4.Выгодский Л.С. Мышление и речь. М.; Просвещение, 1982.
5. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М.. 1977.
6. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. М.,2001 .
7. Новоторцева И.В. Артикуляционная гимнастика. М.. 1996.
8. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. М.; Просвещение. 1996.
9. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.
10. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М.; Просвещение. 1978.
Оборудование: Магнитная доска. Магниты. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Звуковые сигналы. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры.
Наглядно – иллюстративный демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.
Тематическое планирование
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Недостатки произношения фонем /р/, /р /.
№п/п |
Дата |
Тема |
1
|
|
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» |
2 |
|
Звуки речи. Способы образования звуков /р/, /р /. Профили, артикуляция. |
3-8 |
|
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /р/. |
9 |
|
Воспитание правильного произношения звука /р/. |
10-11 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова. |
12 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова |
13 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге. |
14 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в сочетании с согласными. |
15 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. |
16 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в связной речи. |
17-20 |
|
Уточнение произнесения изолированного звука /р /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /р / и его автоматизация. |
21-22 |
|
Дифференциация звуков /р/ - /р / в слогах, в словах, в предложениях. |
23-24 |
|
Дифференциация звуков /р/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях. |
25-26 |
|
Дифференциация звуков /р /- /л / в слогах, в словах, в предложениях. |
27 |
|
Дифференциация звуков /р /- /л / - /й/ в слогах, в словах, в предложениях. |
28-29 |
|
Дифференциация звуков /р/ - /л /, /р / -/л / в связной речи. |
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Недостатки произношения фонем /л/, /л /.
№п/п |
Дата |
Тема |
1 |
|
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» |
2-6 |
|
Звуки речи. Способы образования звуков /л/, /л /. Профили, артикуляция. Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /л/. |
7 |
|
Воспитание правильного произношения звука /л/. Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова. |
8 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова |
9 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в закрытом слоге. |
10 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в сочетании с согласными. |
11 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. |
12 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в связной речи. |
13-15 |
|
Уточнение произнесения изолированного звука /л /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /л / и автоматизация его в слогах, словах. |
16 |
|
Воспитание и закрепление правильного, четкого произнесения звука /л / в предложениях. |
17-19 |
|
Дифференциация звуков /л/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях. |
20-21 |
|
Дифференциация звуков /л/ - /в / в слогах, в словах, в предложениях. |
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Свистящие звуки.
№п/п |
Дата |
Тема
|
1 |
|
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» |
2 |
|
Звуки речи. Способы образования свистящих звуков. Профили, артикуляция. |
3-7 |
|
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /с/. |
8 |
|
Воспитание правильного произношения звука /с/. |
9 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова. |
10 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова |
11 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в закрытом слоге. |
12 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в сочетании с согласными. |
13 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. |
14 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в связной речи. |
15-17 |
|
Уточнение произнесения изолированного звука /с /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /с /. Автоматизация звука в слогах и в словах. |
18 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /с / и автоматизация его в связной речи. |
19 |
|
Дифференциация звуков /с/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях. |
20-21 |
|
Воспитание правильного произношения звука /з/. Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова. |
22 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова. |
23 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в сочетании с согласными. |
24 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. |
25 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в связной речи. |
26-27 |
|
Уточнение произнесения изолированного звука /з /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /з /. Автоматизация звука в слогах и в словах. |
28 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /з / и автоматизация его в связной речи. |
29 |
|
Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /з / в слогах, в словах, в предложениях. |
30-31 |
|
Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /с/ в слогах, в словах, в предложениях. |
32-33 |
|
Дифференциация артикуляции звуков /з / - /с / в слогах, в словах, в предложениях. |
34-35 |
|
Воспитание правильной артикуляции звука /ц /. Автоматизация его в обратном слоге. |
36 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в прямом слоге. |
37 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в слоге со стечением согласных. |
38 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в словах, словосочетаниях и предложениях. |
39-40 |
|
Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях. |
41-42 |
|
Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях. |
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Шипящие звуки.
№п/п |
Дата |
Тема |
1 |
|
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» |
2 |
|
Звуки речи. Способы образования шипящих звуков. Профили, артикуляция. |
3-7 |
|
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /ш/. |
8 |
|
Воспитание правильного произношения звука /ш/. |
9 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова. |
10 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова |
11 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в закрытом слоге. |
12 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в сочетании с согласными. |
13 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. |
14 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в связной речи. |
20-21 |
|
Воспитание правильного произношения звука /ж/. Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова. |
22 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова. |
23 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в сочетании с согласными. |
24 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. |
25 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в связной речи. |
26-27 |
|
Дифференциация артикуляции звуков /ш/ - /ж/ в слогах, в словах, в предложениях. |
28-29 |
|
Воспитание правильной артикуляции звука /щ /. Автоматизация его в обратных слогах. |
30 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в прямых слогах. |
31 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в слогах со стечением согласных. |
32-33 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в предложениях. |
34-35 |
|
Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях. |
36-37 |
|
Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях. |
38-39 |
|
Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /ш/ в слогах, в словах, в предложениях. |
40-41 |
|
Воспитание правильной артикуляции звука /ч /. Автоматизация его в обратных слогах. |
42 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в прямых слогах. |
43 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в слогах со стечением согласных. |
44 |
|
Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в предложениях |
45-46 |
|
Дифференциация звуков /ч/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях. |
47-48 |
|
Дифференциация звуков /ч/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях. |
49-50 |
|
Дифференциация звуков /ч / - /щ/ в слогах, в словах, в предложениях. |
51-52 |
|
Дифференциация артикуляции звуков /ч/ - /ц/ в слогах, в словах, в предложениях. |
План коррекционно-развивающего обучения учащихся 1-х классов, имеющих фонематическое недоразвитие речи
Дата |
Темы фронтальных занятий |
Кол-во часов |
||
|
Гласные звуки и пройденные в классе буквы. |
1 |
||
|
Дифференциация «ы» - «и» и букв, их обозначающих. |
1 |
||
|
Дифференциация «а» - «я» и букв, их обозначающих. |
1 |
||
|
Дифференциация «о» - «ё» и букв, их обозначающих. |
1 |
||
|
Дифференциация «у» - «ю» и букв, их обозначающих. |
1 |
||
|
Дифференциация «э» - «е» и букв, их обозначающих. |
1 |
||
|
Дифференциация «ё» - «ю» и букв, их обозначающих. |
1 |
||
|
Закрепление знаний о гласных 1 ряда. |
1 |
||
|
Закрепление знаний о гласных 2 ряда. |
1 |
||
|
Обозначение мягкости согласного гласными 2 ряда. |
1 |
||
|
Согласные звуки и пройденные в классе буквы. |
1 |
||
|
Различение гласных и согласных звуков. |
1 |
||
|
Слог-слияние. Деление слов на слоги. |
1 |
||
|
Перенос слов по слогам |
1 |
||
|
Практическое овладение переносом слов с удвоенными согласными. |
1 |
||
|
Практические упражнения в выделении ударного гласного в слове. |
1 |
||
|
Слого- звуковой анализ слов с открытым слогом. |
1 |
||
|
Слого- звуковой анализ слов с закрытым слогом. |
1 |
||
|
Слого- звуковой анализ слов с «бегающей |
1 |
||
|
Cогласной» (буква вне слияния или примыкающая). |
1 |
||
|
Слуховое восприятие твердого и мягкого звучания согласных звуков. Мягкий знак- показатель мягкости. |
1 |
||
|
Согласные «ш, ж, ц» и «ч, щ, й». |
1 |
||
|
Звонкие и глухие согласные. |
1 |
||
|
Списывание. |
1 |
||
|
Диктант слогов. |
1 |
||
|
Диктант слов. |
1 |
||
|
Слуховой диктант. |
1 Всего: 27 ч. |
||
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью фонематического восприятия, проявляются на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Это: - пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
- замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)
- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период :
Знать:
- термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;
- пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;
- как дифференцировать оппозиционные звуки;
- как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок.
Уметь:
ü владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
ü различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
ü производить фонетический разбор слова;
ü производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
ü подбирать слова на заданный звук;
ü сравнивать слова со сходными звуками;
ü составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
ü восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
ü самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Iэтап коррекционно-развивающего обучения учащихся
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»
(Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)
№ |
Название темы |
2 часа |
3 часа |
Коррекционная работа |
||
1 этап ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (4 ,6 ч.) |
||||||
1 |
Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение. |
|||||
2 |
||||||
3 |
||||||
4 |
||||||
2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ ( 45 часов) |
||||||
|
ЗВУКИ И БУКВЫ (9, 12 ч.) |
|||||
5 |
Выделение гласных I ряда из слогов и слов. (А, У, О, Э, И, Ы) |
3 |
4 |
Уточнение артикуляции а-э, о-у, ы-и. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости. |
||
6 |
Согласные звуки и буквы |
2 |
2 |
Определение согласного звука на слух и по артикуляции. Различение на слух гласных и согласных фонем |
||
7 |
Звукобуквенных анализ и синтез слов с йотированными гласными: я, ю, е, ё |
4 |
6 |
Сформировать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированной гласной в начале слова, в середине и в конце слова после гласной. |
||
|
ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ(7, 8 ч.) |
|||||
8 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки |
1 |
1 |
Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова. |
||
9 |
Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных |
1 |
1 |
|||
10 |
Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных |
1 |
1 |
|||
11 |
Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных |
1 |
1 |
|||
12 |
Буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных |
1 |
1 |
|||
13 |
Буква «ь» в конце слога или слова как показатель мягкости в конце и середине слова |
2 |
3 |
|||
|
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО (17, 27 ч.) |
|||||
14 |
Звонкие и глухие парные согласные |
1 |
2 |
Правописание звонких и глухих согласных в конце слова.
|
||
15 |
Дифференциация звуков Б-П |
2 |
3 |
|||
16 |
Дифференциация звуков В - В', Ф - Ф' |
2 |
3 |
Уточнить, сравнить артикуляцию звонких и глухих звуков. Развитие кинестетических ощущений. Развить фонематическую дифференциацию звуков в изолированной позиции, слогах и словах, в словосочетаниях и предложениях, а также в тексте. |
||
17 |
Дифференциация звуков Д - Д', Т — Т' |
2 |
3 |
|||
18 |
Дифференциация звуков Г - Г', К -К', X - X' |
2 |
3 |
|||
19 |
Дифференциация звуков 3 — 3', С - С' |
2 |
3 |
|||
20 |
Дифференциация звуков Звуки С - С', Ш |
2 |
3 |
|||
21 |
Дифференциация звуков Щ -Ч – Т – Ть |
2 |
3 |
|||
22 |
Дифференциация звуков Р – Л, Рь-Ль |
2 |
3 |
|||
|
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО (12, 18ч.) |
|||||
23 |
Буквы а-о |
2 |
3 |
Развивать зрительную дифференциацию строчных букв. Развивать тонкие графо-моторные навыки.Развитие зрительно-пространственных представлений. |
||
24 |
Буквы у-и |
2 |
3 |
|||
25 |
Буквы б – д – в |
2 |
3 |
|||
26 |
Буквы п – т |
2 |
3 |
|||
27 |
Буквы ш – щ – ц |
2 |
3 |
|||
28 |
Буквы л – м |
2 |
3 |
|||
3 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ (14, 21 ч.) |
||||||
29 |
Слово-предмет |
2 |
3 |
Согласование существительного и глаголов наст. и прош. времени. Согласование сущ. и прилагательного М., Ж., и Ср. рода. |
||
30 |
Слово-действие |
2 |
3 |
|||
31 |
Слово-признак |
2 |
3 |
|||
32 |
Диффернциация изученных частей речи |
1 |
1 |
|||
33 |
Слоговой анализ и синтез |
2 |
4 |
Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса |
||
34 |
Ударение |
2 |
2 |
Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы) |
||
35 |
Ударные и безударные гласные |
1 |
2 |
Схемы слогоритмической структуры слова. |
||
36 |
Безударные гласные А-О в корне |
1 |
2 |
Проверка безударной гласной путём изменения формы слова. |
||
37 |
Безударные гласные И-Е-Я в корне |
1 |
2 |
|||
4 этап ОЦЕНОЧНЫЙ (4 ч.) |
||||||
38 |
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. |
|||||
39 |
||||||
40 |
||||||
41 |
||||||
Итого: 64, 96 часов |
||||||
II, III этапы коррекционно-развивающего обучения учащихся, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи.
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА,
№ |
Количество часов |
Темы фронтальных занятий |
Наглядно-дидактический материал |
1. |
4 |
Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение. |
|
2. |
1 |
Предложение и его признаки. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Схема предложения |
Таблица с буквами «Найди слова», схемы предложений |
3. |
1 |
Смысловая и интонационная законченность повествовательных, вопросительных, восклицательных, побудительных предложений |
Таблицы знаков препинания, названий предложений, схемы предложений |
4. |
1 |
Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений. |
Непунктирован-ные тексты |
5. |
1 |
Слово. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных |
Таблица гласных букв, предметные картинки |
6. |
1 |
Анализ и синтез слов разного слогового состава |
Слоговые схемы, набор картинок, игра «Подбери к схеме слово» |
7. |
1 |
Деление слов на слоги для переноса |
Тренировочные упражнения на карточках^ памятка «Переноси правильно» |
8. |
1 |
Проверочная работа по разделу: «Слово. Слоговой анализ слов». Анализ проверочных работ |
Тест |
9. |
1 |
Родственные, однокоренные слова. Корень слова |
Плакат с изображением чудо-дерева; карточки-яблоки с од-нокоренными словами; карточки-ребусы |
10. |
2 |
Графическое выделение корня в словах. Родственные слова |
Карточки, лото «Корень слова» |
11. |
2 |
Графическое выделение корня в сложных словах. Соединительные гласные о-е |
Игры «Доскажи слово», лото «Сложные слова» |
12. |
1 |
Приставка. Роль в словообразовании. Графическое выделение |
Игра «Ромашка», набор картинок (глаголы несовершенного, совершенного вида) |
13. |
1 |
Смысловая нагрузка приставок. Приставка, в однокоренных гнёздах |
Игра «Ромашка», карточки |
14. |
1 |
Смысловая нагрузка приставок. Одна приставка с разными корнями |
Дидактический материал на доске, раздаточный материал |
15. |
1 |
Приставки с гласной о |
Таблица-памятка «Приставки с гласной о» |
16. |
1 |
Приставки с гласной а |
Таблица-памятка «Приставки с гласной а» |
17. |
2 |
Предлоги |
|
18. |
3 |
Дифференциация предлогов и приставок. Тренировочные упражнения |
Схема-таблица предлогов, карточки |
19. |
1 |
Разделительный твёрдый знак. Правописание |
Игра «Сложи слово» |
20. |
1 |
Разделительный Ъ и Ь. Правописание |
Игра «Доскажи словечко» |
21. |
1 |
Разделительный Ъ и Ь. Выборочный диктант |
Карточки,таблица-памятка |
22. |
1 |
Суффикс. Роль в словообразовании. Графическое выделение |
Карточки-ребусы |
23. |
1 |
Смысловая нагрузка суффиксов. Суффикс в однокоренных словах |
Схемы слов |
24. |
1 |
Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Словообразование. Правописание |
Набор картинок, таблица-памятка, схемы слов |
25. |
1 |
Суффиксы, указывающие на профессиональные занятия людей. Словообразование. Правописание |
Набор картинок «Профессии людей», загадки |
26. |
1 |
Суффиксы глаголов. Словообразование. Графическое выделение |
Таблица-памятка |
27. |
1 |
Окончание. Грамматическая форма имён существительных единственного, множественного числа. Графическое выделение |
Набор картинок, схемы слов |
28. |
1 |
Окончание. Грамматическая форма имён существительных множественного числа Р.п. Графическое выделение |
Игра «Скажи правильно» |
29. |
1 |
Окончание. Роль в предложении при согласовании слов |
Деформированные предложения. Игра «Исправь ошибки» |
30. |
1 |
Тренировочные упражнения на разбор слов по составу |
Система упражнений на индивидуальных карточках |
31. |
1 |
Проверочная работа по разделу: «Морфемный анализ и синтез слов». Анализ проверочных работ. Работа над ошибками |
Тест |
32. |
1 |
Ударение. Ударные и безударные гласные |
Ритмизированные задания. Игра «Послушай и повтори» |
33. |
1 |
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Подбор проверочных слов. Тренировочные упражнения |
Слоговые, звукобуквенные схемы. Картинный материал |
34. |
1 |
Проверяемые безударные гласные. Предупредительный диктант |
Кроссворды. Раздаточный материал |
35. |
1 |
Непроверяемые безударные гласные. Работа со словарными словами |
Зрительные опорные схемы для запоминания правописания словарных слов. Загадки |
36. |
2 |
Словарные слова |
Кроссворды. Ребусы. Изографы. Игра «Доскажи словечко» |
37. |
1 |
Проверочная работа по разделу: «Безударные гласные». Работа над ошибками |
Слуховой диктант. Тест |
38. |
1 |
Средства связи. Семантический анализ предложения. |
|
39. |
2 |
Согласование. Связь подлежащего и сказуемого. |
|
40. |
2 |
Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже. |
|
41. |
2 |
Изменение существительного по падежам (склонение). |
|
42. |
2 |
Составление предложений из слов. Грамматическое оформление. Объединение их в связный текст. Выделение признаков связного текста |
|
43. |
1 |
Текст. Существенные признаки текста. |
|
44. |
1 |
Сравнение текста и его искаженных вариантов: - работа над рассказом с пропущенным началом, - работа над рассказом с пропущенной серединой, - работа над рассказом, не имеющим окончания. |
|
45. |
1 |
Практические упражнения в распространении текста.
|
|
46. |
1 |
Развитие умений и навыков анализировать текст.
|
|
47. |
1 |
Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания.
|
|
48. |
4 |
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. |
|
КОРРЕКЦИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ (4 класс)
Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних, и в старших классах.
Наиболее частые дизорфографические проявления — ошибки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе.
Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В средних и старших классах общеобразовательной школы дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:
общее недоразвитие речи (ОНР);
фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фо-нематическое недоразвитие речи (ФФНР);
дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе);
различную неврологическую симптоматику(минимальную мозговую дисфункцию — (ММД), энцефалопатию;
пренатальную и постнатальную патологию.
Цель программы : научить детей слуховой зоркости — слуховому восприятию, а затем зрительной зоркости — зрительному вниманию, которые сливается в одну орфографическую задачу.
Автоматизация орфографических умений и навыков реализовывалась в трех направлениях: прогнозирование орфограммы, программирование последовательности умственных действий (алгоритм орфографической деятельности), формирование контроля.На основе принципов, задач и направлений логопедического воздействия с учетом школьной программы было разработано тематическое планирование по коррекции дизорфографии.
Задачи программы:
• выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
• повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря учащихся;
• развить логическое и образное мышление;
• развить устойчивый интерес к урокам русского языка.
Методы и приемы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
№ п/п
|
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата
|
||
2 раза в неделю (68 часов) |
1 раз в неделю (34 часа) |
4 класс |
Степа нов Д. |
||
1. |
Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение. |
4 |
|
|
|
2 . |
Однокоренные слова. |
2 |
1 |
|
|
3. |
Правописание гласных в корне слова. |
3 |
1 |
|
|
4. |
Однокоренные слова. Части слова. Суффикс. |
1 |
1 |
|
|
5. |
Образование слов при помощи суффиксов |
3 |
1 |
|
|
6. |
Однокоренные слова. Части слова. Приставка. Образование слов при помощи суффиксов. Правописание приставок. |
2 |
1 |
|
|
7. |
Однокоренные слова. Части слова. Окончание. |
2 |
1 |
|
|
8. |
Диктант. Работа над ошибками. |
2 |
1 |
|
|
9. |
Работа с текстом. |
1 |
1 |
|
|
10. |
Парные звонкие-глухие согласные в корне слове. |
2 |
1 |
|
|
11. |
Работа с текстом. |
1 |
1 |
|
|
12. |
Удвоенные согласные. |
2 |
1 |
|
|
13. |
Работа с текстом. |
1 |
1 |
|
|
14. |
Непроизносимые согласные в корне слова. |
3 |
1 |
|
|
15. |
Работа с текстом. |
1 |
1 |
|
|
16. |
Контрольное списывание «Любовь к маме» |
1 |
1 |
|
|
17. |
Однородные члены предложения. |
2 |
1 |
|
|
18. |
Обучающее изложение «моя поляна». Работа над ошибками. |
2 |
1 |
|
|
19. |
Имя существительное. |
3 |
1 |
|
|
20. |
Правописание имен существительных 3-го склонения |
|
1 |
|
|
21. |
Работа с текстом. Выделение в тексте смысловых частей. |
2 |
1 |
|
|
22. |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. |
4 |
1 |
|
|
23. |
Работа с текстом. |
1 |
1 |
|
|
24. |
Диктант. Работа над ошибками. |
2 |
1 |
|
|
25. |
Обучающее изложение «Орел» |
2 |
1 |
|
|
26. |
Имя прилагательное. |
2 |
1 |
|
|
27. |
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. |
3 |
1 |
|
|
28. |
Работа с текстом. |
1 |
1 |
|
|
29. |
Глагол. |
1 |
1 |
|
|
30. |
Правописание глаголов разных времен. |
2 |
1 |
|
|
31. |
Работа с текстом. |
1 |
1 |
|
|
32. |
Местоимение. |
1 |
1 |
|
|
33. |
Работа с текстом. |
1 |
1 |
|
|
34. |
Диктант. Работа над ошибками. |
1 |
1 |
|
|
35. |
Обучающее изложение. |
1 |
1 |
|
|
36. |
Диагностика результатов обучения |
2 |
|
|
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Примечания |
Книгопечатная продукция |
|
- Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Часть 1. Дифференциация гласных. - Коррекция ошибок обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат.
- Тетрадь для логопедических занятий. Загадки звуков, букв, слогов. - Тетрадь для логопедических занятий. Тайны твердых и мягких согласных. - Тетрадь для логопедических занятий. Различаем глухие и звонкие согласные. - Тетрадь для логопедических занятий. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие.
- Пишу правильно буквы И и У. - Пишу правильно буквы Б и Д.
- Такие похожие и разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв.
- 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 1 класс. - 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 2 класс 6. И.Милосердов В.Ульянов Сборник диктантов и упражнений для начальной школы 7. .И Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах |
В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи III ур., фонетико – фонематическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи. Задания даны в последовательности соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам. Учитывая возрастные особенности детей, авторы, включили в пособия полезные игровые задания на основе лексики, предложений, текстов и иллюстрированного материала, которые будут интересны школьникам и помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий, а также будут способствовать повышению уровня их самостоятельности в решении учебных задач.
|
1. Л.Г. Кобзарева - Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. 2. Л.М. Козарева - Тетрадь для логопедических занятий. Как образуются слова. - Тетрадь для логопедических занятий. Слова – друзья и слова - неприятели. - Тетрадь для логопедических занятий. Секреты прилагательных и тайны гласных. - Тетрадь для логопедических занятий. Путешествие в страну падежей. 3. О.В. Чистякова - 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 3- 4 класс. 4. Н.Г. Андреева - Логопедические занятия по развитию связной речи младших Т.А.Ткаченко Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализашкольников. - И.Лопухина Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи |
В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи III ур. В рабочие тетради включены задания для работы в парах и группах. Эти задания позволяют использовать на уроках разнообразные активные формы обучения, формирующие у учащихся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. Задания рабочих тетрадей помогают осознать закономерности русского языка, обеспечивают формирование и последовательную отработку регулятивных учебных действий, а также логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Особое внимание уделяется системе заданий на речевое развитие младших школьников — развитие речевого слуха, обогащение словарного состава речи учащихся, работу с текстом. |
1. Н.С. Жукова - Уроки логопеда. 2. Т.С. Перегудова, Г.А. Османова - Вводим звуки в речь Л, Л’ . - Вводим звуки в речь С, З, Ц. - Вводим звуки в речь Р, Р’. - Вводим звуки в речь Ч, Щ. - Вводим звуки в речь Ш, Ж.
- Уникальная методика развития речи.
- Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей.
- Учись правильно говорить. |
В книгах содержится практические задания и упражнения для формирования правильного звукопроизношения, развития звукобуквенного анализа и синтеза, обогащения словарного запаса у детей младшего школьного возраста. В книгах представлены следующие тематические разделы: · Подготовительные упражнения, направленные на отработку элементов произношения звуков. · Изолированное произношение звуков. · Произношение звуков в слоговых сочетаниях. · Нормирование правильного произношения звуков в составе слова, словосочетания, предложения. · Дифференциация поставленных звуков с целью развития фонематических процессов. |
Технические средства обучения |
|
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Смартдоска Ноутбук. Телевизор. Магнитофон. Сканер (по возможности). Принтер лазерный (по возможности). |
|
Экранно-звуковые пособия |
|
Разработан комплекс упражнений с использованием ИКТ технологий для детей, имеющих недостатки звукопроизношения. |
Разработанные упражнения успешно применяются в работе для автоматизации звуков (л – ль; р – рь; ш, ш - с; ж, ж – з; ш – ж; ч, ч – с; р – л; щ – ч). |
Разработаны презентации к урокам по темам: ü «Звуко-буквенный и слоговой анализ слова»; ü «Лексико – грамматический строй речи»; ü «Многозначные слова»; ü «Однокоренные слова. Корень слова»; ü «Дифференциация предлогов и приставок»; ü «Амонимы»; ü «Синонимы» ü «Фразеологизмы»; ü «Состав слова»; ü «Что такое скороговорка»; ü «Части речи»; ü «Имя существительное»; ü «Имя прилагательное»; ü «Тайны твердых и мягких согласных»; ü «Правописание твердого и мягкого знака»; ü «Многозначные слова»; ü «Обследование объема словарного запаса» и др. |
Электронное приложение содержит дополнительные задания на закрепление изученного материала. Задания, представленные в игровой форме, способствуют активизации учащихся, повышению интереса к обучению. В процессе их выполнения у детей развиваются внимание, память, самостоятельность, сообразительность, они учатся регулировать свои действия, оценивать результат. Материал можно использовать как на уроках для работы со всем классом и индивидуально, так и в домашних условиях для самостоятельной работы |
Игры и игрушки |
|
Наборы ролевых игр, игрушек. Настольные развивающие игры (речевое лото) и т.д. |
|
Оборудование класса |
|
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. |
|
Коррекция дизорфографии ( 1 час в неделю)
№ п/п
|
Тема занятия |
Кол-во часов |
дата |
1-3. |
Однокоренные слова. |
3 |
|
4-8. |
Правописание гласных в корне слова. |
5 |
|
9. |
Однокоренные слова. Части слова. Суффикс. |
1 |
|
10-13. |
Образование слов при помощи суффиксов |
3 |
|
14-16. |
Однокоренные слова. Части слова. Приставка. Образование слов при помощи суффиксов. Правописание приставок. |
3 |
|
17-18. |
Однокоренные слова. Части слова. Окончание. |
2 |
|
19-20. |
Диктант. Работа над ошибками. |
2 |
|
21. |
Работа с текстом. |
1 |
|
22-24. |
Парные звонкие-глухие согласные в корне слове. |
2 |
|
25. |
Работа с текстом. |
1 |
|
26-27. |
Удвоенные согласные. |
2 |
|
28. |
Работа с текстом. |
1 |
|
29-31. |
Непроизносимые согласные в корне слова. |
3 |
|
32. |
Работа с текстом. |
1 |
|
33. |
Контрольное списывание «Любовь к маме» |
1 |
|
34-36. |
Однородные члены предложения. |
2 |
|
37-38. |
Обучающее изложение «моя поляна». Работа над ошибками. |
2 |
|
39-31. |
Имя существительное. |
3 |
|
32-34. |
Правописание имен существительных 3-го склонения |
|
|
35-36. |
Работа с текстом. Выделение в тексте смысловых частей. |
2 |
|
37-40. |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. |
4 |
|
41. |
Работа с текстом. |
1 |
|
42-43. |
Диктант. Работа над ошибками. |
2 |
|
44-46. |
Обучающее изложение «Орел» |
2 |
|
47-48. |
Имя прилагательное. |
2 |
|
49-51. |
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. |
3 |
|
52. |
Работа с текстом. |
1 |
|
53. |
Глагол. |
1 |
|
54-56. |
Правописание глаголов разных времен. |
2 |
|
57. |
Работа с текстом. |
1 |
|
58-59. |
Местоимение. |
1 |
|
60. |
Работа с текстом. |
1 |
|
61-62. |
Диктант. Работа над ошибками. |
2 |
|
63-64. |
Обучающее изложение. |
2 |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.