Программа коррекционный-развивающих занятий «Цветные эмоции»
Оценка 4.6

Программа коррекционный-развивающих занятий «Цветные эмоции»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +2
Детсад
22.03.2022
Программа коррекционный-развивающих занятий «Цветные эмоции»
Программа для повышения уровня адаптации дошкольников средствами изобразительной деятельности
документ.docx

Программа коррекционно-развивающих занятий

«Цветные эмоции»

Цель программы: адаптация к условиям ДОУ, преодоление расстройств в эмоциональной сфере (тревожности, страхов, агрессивности, замкнутости).

На развивающе-коррекционном этапе мы работаем над осознанием ребенком собственной личности, своего «Я», своего значения в мире, развиваем познавательные психические процессы, работаем над решением внутренних проблем, преодолению эмоциональных расстройств и т.д. Развивающие-коррекционное этап предусматривает использование различных техник арт-терапии.

Аналитический этап позволяет определить изменения в эмоциональном состоянии ребенка, эффективность проведенных занятий, изменения в поведении и сфере взаимоотношений.

Задачи программы:

1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольника;

2.Снижение уровня тревожности, страхов, агрессивности, замкнутости;

3. Развитие познавательных процессов и коммуникативных навыков;

4.  Содействие групповой сплоченности,  повышению самооценки, осознания значимости собственного «Я», развитию внутреннего самоконтроля эмоций и чувств.

Контингент участников: дети 3-4 года.

Количество участников: 4-5 человека.

Частота встреч: 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий: 30 мин.

Количество занятий: 8 занятий.

Общая продолжительность программы в неделях: 8 недель.

Занятие 1

Цель: диагностика особенностей эмоционального мира детей. Создание положительной мотивации и заинтересованности детей на занятиях. Снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: изображение королевы, карандаши, краски, кисточки, альбомные листы, пиктограммы, заготовки силуэта человека, нарисованные на листе А2  (по количеству детей), цветные кружочки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный, белый)  карманчики для кружочков.

Ход занятия:

1. «Приветствие».

Дети становятся в круг. Приветствуются по кругу здороваются, называя свое имя.

2. Упражнение « Цветные билетики».

Мы сегодня с вами отправимся в далекое путешествие, но для этого нам надо билетики. Достаньте кружочек любого цвета, который вам понравился - это и будет ваш билет. Вставьте их в карманчики.

3. Упражнение «Паровозик».

Давайте сделаем паровоз и отправимся вместе в волшебную страну Цветных красок. Дети играют в игру. Наш паровозик разъединяется и дети садятся в круг. В нашей волшебной стране живет королева (психолог ее показывает).

4. Упражнение «Любимые игрушки».

Давайте расскажем ей о своих любимых игрушках. Дети по кругу рассказывают о своих любимых игрушках.

Королева рассказывает о правилах занятий:  Во время наших встреч мы будем много рисовать, но я не буду учить вас, как в детском саду воспитатель, а дам возможность рисовать по собственному желанию, выбирать те цвета, которыми хочется рисовать. Просто будьте самим собой.

5. Упражнение «Солнечные лучи».

Каждый из нас – это  солнышко от, которого отходят лучи. Ваша задача нарисовать от центра листа к краю лучи цветными карандашами. Потомсреди многих пиктограмм надо выбрать то лицо, которое отражает ваше настроение. Пиктограммы наклеивают на лучи.

6. Упражнение «Солнечный зайчик».

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носике, на ротике, на щечках, на подбородке, гладь аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, живот, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладь  его там. Он не озорник и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

7. Рисунок «Портрет».

Какое бывает настроение у человека? (Дети отвечают). Каждый из нас попробует разрисовать силуэт человека такими красками, которыми можно передать ваше настроение. Готовые силуэты уже есть, берите кисточки и начинайте рисовать.

8. Обратная связь.

Психолог интересуется впечатлениями детей от занятия, благодарит за работу и приглашает на следующее занятие.

9. Прощание.

Психолог благодарит за активность, желает удачной недели, напоминает о следующей встрече.

 

Занятие 2

Цель: диагностика особенностей эмоционального состояния детей. Учить понимать и чувствовать свой внутренний мир, свое отношение к себе и окружающим. Формирование способности определить эмоциональное состояние человека. Способствовать сплочению детского коллектива. Развивать творческие способности, образное мышление.

Оборудование: изображение королевы, цветные кружочки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный, белый), кармашки для кружочков, лист А3, альбомные листы, карандаши, музыкальное сопровождение, аромалампа.

Ход занятия:

1. «Приветствие».

Дети становятся в круг. Приветствуют друг друга, называя имя своего соседа и передают сердечко.

2. Упражнение «Цветные билетики».

3. Упражнение «Дракончик».

Игроки становятся в шеренгу, держась за плечи. Первый участник - «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и прикоснуться к нему. «Тело» дракона сплошное. Только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

4. Упражнение «Продли рисунок».

Предлагаем вместе нарисовать рисунок. Рисуем цветными карандашами на одном для всех листе (А3). Рисуем по очереди. Один ребенок рисует один элемент и передает, а другой продолжает. Взрослый может начать первым, чтобы облегчить работу детям. Дать рисунку название.

5. Упражнение «Лесная поляна» (музыкальное сопровождение, аромалампа).

Дети давайте мы сегодня отправимся снова в страну цветных красок. Ложитесь поудобнее на коврик, закройте глаза: «Представьте, что вы оказались на лесной поляне, где ярко светит солнышко, поют птички, летают бабочки, растут красивые цветы. Давайте вдохнем воздух, почувствуем, как он приятно пахнет. Услышим, как шумит ручей, как накатываются волны. На нашей поляне бегает много зверей. А сейчас откроем глаза и сядем за столы.

6. Подвижная игра «Лесные звери».

Дети изображают движения животных:

- как ходит лисичка;

- как ходит мишка;

- как прыгает зайчик;

- как летает бабочка;

7. Составление пазлов с изображением цветов.

8 . Рисунок «Несуществующее животное».

9. Обратная связь.

10 . Прощание.

 

Занятие 3

Цель: диагностика особенностей эмоционального состояния детей. Знакомство с печальным чувством. Формирование способности определять свое эмоциональное состояние. Развивать умение замечать настроение окружающих. Развивать эмпатию. Способствовать сплочению детского коллектива. Развивать творческие способности, образное мышления.

Оборудование: изображение королевы, цветные кружочки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный, белый), пиктограммы с изображением эмоций, альбомные листы с нарисованным кругом, краски, клей ПВА, сухие листья.

Ход занятия:

1. «Приветствие».

2. Упражнение «Цветные билетики».

3. Подвижная игра «Змейка».

Дети берутся за руки. Первый ребенок – это голова змейки, а другие туловище. Дети ходят по кругу, зигзагообразно, а не разъединяясь.

4. Упражнение «Печальная королева».

Появляется королева. - Дети, что изменилось у королевы? Какое у нее лицо? Почему вы так считаете?

5. Упражнение «Не грусти».

Психолог демонстрирует изображение грустного лица, просит детей рассмотреть ее, обратить внимание на брови, глаза, рот. Помните сказку, где главные герои грустят? Почему они грустят? Когда люди скучают? Что сделать, чтобы люди не грустили?

6. Подвижная игра «Осенние листочки».

Дети становятся в круг представляют, что они осенние листочки, которые висят на деревьях. Ветер подул, качая ветви с листьями – дети  поднимают руки вверх и колышут ими. Ветер подул сильнее и сорвал листочки – дети  опускают и резко поднимают руки. Наши листочки полетели, и дети начинают бегать по кругу. Ветер стих и листочки упали на землю – ложатся  на коврик.

7. Этюд «Плохая погода».

Налетела тучка (нахмурили бровки, согнулись) и начал капать дождик (побежали мелкими шагами). Ветерок прогнал облако, и вновь вышло солнышко (дети улыбаются и садятся за столы).

8. Рисунок «Маркер».

Нарисовать в круге на листе грусть. После завершения рисунка дети дают ему название.

9. «Игра сухими листочками».

- «Листопад». Взрослый становится на стульчик и подбрасывает листья, а дети их ловят.

- «Фейерверк». Набираем в горсти листьев и подбрасываем.

10. Рисунок сухими листьями.

Взрослый показывает технику создания рисунка с помощью сухих листьев: выдавливая клей ПВА, наносит на лист рисунок, набирает листья в ладони, растирает их между ладоней и рассыпает на клей.

11. Обратная связь.

12. Прощание.

 

Занятие 4

Цель: диагностика особенностей эмоционального мира детей. Знакомство с чувством радости. Формирование способности определить свое эмоциональное состояние. Развивать умение корректировать свое поведение. Развивать умение замечать настроение окружающих. Развивать эмпатию. Способствовать сплочению детского коллектива. Воспитывать любовь и взаимоуважение к окружающим. Развивать творческие способности, образное мышление.

Оборудование: изображение королевы, цветные кружочки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный, белый), пиктограмма с изображением эмоций, альбомные листы, лист А-3, краска гуашь, кисточки, губки, зубные щетки, бумажные полоски (5-7 мм) различного цвета, клей ПВА.

Ход занятия:

1. «Приветствие».

2. Упражнение «Цветные билетики».

3. Упражнение «Катушка».

Дети берутся за руки. Первый ребенок – это  катушка она не двигается, а другие нить. Дети ходят по кругу, наматываясь на катушку. Задача детей не рассоединиться.

4. Упражнение «Радостная королева».

Появляется королева: «Дети, что изменилось у королевы? Какое у нее лицо? Почему вы так считаете?»

5. Упражнение «Найди похожую пиктограмму».

Психолог демонстрирует пиктограмму с изображением веселого лица, просит рассмотреть ее, обратить внимание на брови, глаза, рот. Когда люди радуются? Вспомните, когда вам было весело и радостно?

6. Коллективный рисунок «Хороший рисунок».

Перед вами на столе лежить лист бумаги на котором надо нарисовать красивый рисунок, глядя на него можно было сказать: «Красота!». Вы сами выбираете чем рисовать (рисовать кисточкой, губками, пальцами, зубной щеткой и др.).

7. Упражнение «Найди что-то веселое».

Найдите в игровой комнате какие-то веселые предметы или игрушки. Подумайте, почему они веселятся, а возможно вам радостно, когда вы на них смотрите.

8. Упражнение «Хорошее настроение».

Взрослый показывает технику создания рисунка с помощью цветных полосок. Их можно закручивать различными способами: крепко закручиваем, подклеивая кончик; сматываем и отпускаем; складываем гармошкой; полоска сматывается с обеих сторон до половины. Мы наносим клей на лист и наклеиваем скрученную полоску. Эту технику можно сочетать с другими, например, дорисовать красками некоторые детали.

9. Обратная связь.

10. Прощание.

 

Занятие 5

Цель: диагностика особенностей эмоционального мира детей. Знакомство с чувством страха. Формирование способности определить свое эмоциональное состояние. Развивать умение замечать настроение окружающих. Развивать эмпатию. Формировать нравственные чувства. Способствовать сплочению детского коллектива. Побуждать детей к открытости. Развивать творческие способности, образное мышление.

Оборудование: изображение королевы, цветные кружочки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный, белый), пиктограмма с изображением эмоций, альбомные листы, краска гуашь, кисточки, карандаши.

Ход занятия:

1. «Приветствие».

Дети становятся в круг. Приветствуются по кругу, называя имя своего соседа, прижимаясь щёчка к щечке .

2. Упражнение «Цветные билетики».

3. Подвижная игра «Сороконожка».

Выбирается «голова». Остальные дети приседают, берут друг друга за пояс и идут вслед за «головой», пытаясь двигаться всем телом, обходя препятствия, падая на бок, замедляя или ускоряя движение, сворачиваясь в кольцо. Задача каждого – не  выпасть из общего ритма, не оторваться от частей тела.

4. Упражнение «Напуганная королева».

Появляется королева. - Дети, что изменилось у королевы? Какое у нее лицо? Почему вы так считаете?

5. Упражнение «Найди похожую пиктограмму».

Психолог демонстрирует детям изображение напуганного лица.

- Рассмотрим значок обратите внимание на брови, глаза, рот. Когда люди радуются? Вспомните когда вам было страшно? А почему наша королева напугана? Что случилось?

6. Рассказ о «пятне-страшилке».

- Появилось в моем королевстве «пятно-страшилка». И начало всех жителей Цветной страны пугать. Вот однажды я вышла сад полюбоваться природой. Светило ярко солнышко, птички с пели, все вокруг цвело и радовалось жизни. Я бегала, прыгала. И вот вдруг потемнело вокруг, исчезло солнышко, птички перестали петь и что-то загудело: «Гу-у-у-у!». Появилось «пятно-страшилка». Оно меня сильно напугало. Детки, что мне делать? Поможете? Давайте мы его нарисуем, может я перестану бояться.

7. Рисунок «пятна-страшилки».

Рисуем с помощью техники монотипии, нанося пятна красками на лист и, приглаживают, делая отпечаток. Затем дорисовывают страшное лицо. По окончании работы королева благодарит за помощь, говорит, что ей уже не страшно.

8. Рисунок «Мой страх»

Вы победили «пятно-страшилку», а сейчас у вас есть силы победить свои страхи. Первый шаг к победе над страхом вы сделаете, когда нарисуете его. Рисунок рисуется карандашами.

9. «Ритуал уничтожения страхов».

Вы нарисовали свои страхи и они стали не такие страшные, а чтобы они исчезли, давайте мы их уничтожим. Мы их порвем. Это мы сделаем  по очереди. После ритуала уничтожения дети садятся на коврике, берутся за руки и говорят: «Мы больше не боимся!».

10. Обратная связь.

11. Прощание.

Занятие 6

Цель: диагностика особенностей эмоционального мира детей. Знакомство с чувством удивления. Формирование способности определить свое эмоциональное состояние. Развивать умение замечать настроение окружающих. Развивать эмпатию. Формировать нравственные чувства. Способствовать сплочению детского коллектива. Побуждать детей к открытости. Развивать творческие способности, образное мышление.

Оборудование: изображение королевы, цветные кружочки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный, белый), пиктограмма с изображением эмоций, альбомные листы, краска акварель, стекло с обработанным краем (по количеству детей), мыло, кисточки, мелко порезанные шерстяные нити (желательно распушенные), клей ПВА, готовый рисунок цветной страны на листе А3.

Ход занятия:

1. «Приветствие».

2. Упражнение «Цветные билетики».

4. Упражнение «Удивленная королева».

Появляется королева: «Дети, что изменилось у королевы? Какое у нее лицо? Почему вы так считаете?»

5. Упражнение «Найди похожую пиктограмму»

Рассмотрите ее, обратите внимание на брови, глаза, рот. Изображение удивленного лица. Когда люди удивляются? Вспомните когда вы были сами удивлены?

6. Упражнение «Морской банан».

- Мы с вами попутешествуем на Морском банане во владение королевы, в котором будем часто удивляться. Дети садятся на скамейку, один за другим, держа за локти ребенка, сидящего впереди.

Психолог говорит, что ветер дует легкий, поэтому море волнуется очень мало (дети потихоньку качаются).

- Теперь ветер усиливается, и банан раскачивает сильнее (дети качаются сильнее). Но существует правило: необходимо крепко держать друзей за локти, чтобы никто не упал в воду.

7. Изображения «Сада королевы».

Рисуем с помощью техники монотипия. Намыливаем кисточку, потом набираем краску и хаотично наносим пятна, используя разные цвета. Кладем лист бумаги, слегка прижимаем и аккуратно поднимаем.

8. Упражнение «Минутка-смешинка».

Одну минуту дети делают все, что хотят.

9. Изображения «Цветной страны».

Детям дается готовый рисунок. Они по очереди делают аппликацию из ниток. Сначала намазывают поверхность клеем, берут пучок нитей соответствующего цвета и прижимают.

10. Обратная связь.

11. Прощание.

 

Занятие 7

Цель: диагностика особенностей эмоционального мира детей. Знакомство с чувством гнева. Развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Развивать умение замечать настроение окружающих. Развивать эмпатию. Формировать нравственные чувства. Способствовать сплочению детского коллектива. Побуждать детей к открытости. Развивать творческие способности, образное мышление.

Оборудование: изображение королевы, цветные кружочки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный, белый), пиктограмма с изображением эмоций, альбомные листы, карандаши, сказка «Три медведя».

Ход занятия:

1. «Приветствие».

2. Упражнение «Цветные билетики».

4. Упражнение «Злая королева».

Появляется королева: «Дети, что изменилось у королевы? Какое у нее лицо? Почему вы так считаете?»

5. Упражнение «Найди похожую пиктограмму».

Психолог просит рассмотреть пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот. Изображение злого лица. Когда люди сердится? Вспомните, когда вы были злыми?

6. Упражнение «Живой клубочек».

Психолог стоит в центре круга, который образуют все дети группы. Он выполняет роль «клубочка». Один из детей первым подходит к нему, берет его за руку, в это время вся группа называет вместе имя этого ребенка. Затем это же делает другой ребенок, беря за руку уже первого ребенка и «наматывается» вокруг психолога. Игра завершается тогда, когда последний ребенок «намотается» вокруг «клубочка».

7. Прослушивание сказки «Три медведя».

Обсуждения. О чем сказка «Три медведя»? Какая у них была эмоция? Почему они сердились?

4. Упражнение «Злая королева».

Появляется королева. - Дети, что изменилось у королевы? Какое у нее лицо? Почему вы так считаете?

5. Упражнение «Найди похожую на пиктограмму»

- Психолог демонстрирует изображение злого лица. Рассмотрим ее, обратите внимание на брови, глаза, рот. Когда люди злится? Вспомните, когда вы были злыми?

6. Упражнение «Злые линии».

Представьте, что ваши карандашики поссорились. Выберите цвет и нарисуйте «злые линии». Можно рисовать одновременно двумя руками – линии  будут пересекаться, сталкиваться, создавая ломаные линии, петли.

7. Упражнение «Выгони из себя злость».

Упражнение в парах. Дети шалят, кривляются, прыгают, кричат и тому подобное. Психолог останавливает словом «стоп». Дети говорят вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извини», «хорошего дня», «доброе утро», отряхивая руками из тела злость. «Злиться очень плохо. Лучше быть хорошим».

8. Игра «Доброе животное».

Дети становятся в круг. Они представляют себя хорошей животным. Сделали вдох-выдох (3 раза) и улыбнулись.

9. Обратная связь.

10. Прощание.

 

Занятие 8

Цель: диагностика особенностей эмоционального состояния детей. Знакомство с печальным чувством. Формирование способности определить свое эмоциональное состояние. Развивать умение замечать настроение окружающих. Развивать эмпатию. Способствовать сплочению детского коллектива. Развивать творческие способности, образное мышление.

Оборудование: изображение королевы, цветные кружочки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный, белый), пиктограмма с изображением эмоций, альбомные листы с нарисованным кругом, заготовки силуэта человека, краски, кисточки.

Ход занятия

1. «Приветствие».

2. Подвижная игра «Волшебный мяч».

Дети стоят в кругу. Ребенок передает мяч тому, кому хочет и говорит о нем что-то хорошее.

3. Упражнение «Цветные билетики».

4. Упражнение «Волшебник».

Дети стоят в кругу. Психолог предлагает мысленно побывать в сказочной стране. В ней сбываются все желания и мечты. Ребенок представляет себя в роли волшебника и выражает мнение о том, что бы она сделала, если бы стала настоящим волшебником.

5. Игра воздушными шариками.

На протяжении 1 мин. дети играют воздушными шариками. Звучит команда «стоп» и дети становятся по парам, играя 1 мин. до команды «стоп».

6. Рисунок в кругу «Маркер».

Это повторное задание «Маркер». Так же как и на втором занятии, ребенок раскрашивает в кругу. Новые рисунки сравнивают с предыдущими, выбирают тот рисунок, который больше понравился.

7. Рисунок «Портрет».

Это повторная задача. Какое бывает настроение у человека? (Дети отвечают). Каждый из нас  попробует разрисовать силуэт человека такими красками, которыми можно передать ваше настроение. Готовые силуэты уже есть, берите кисточки и начинайте рисовать.

8. Упражнение «Мои впечатления от занятий в группе».

Дети обсуждают то, что им больше всего понравилось, что больше всего запомнилось во время занятий.

9. Упражнение «Поделись добротой».

Все садятся в круг на стульчики.

- Самые добрые пожелания собраны у меня в ладошках. Я хочу поделиться добротой с вами. Мы по очереди будем дуть в сложенные ладошки, и передавать доброту друг другу.

10. Торжественное вручение детям дипломов, в которых перечислены их сильные качества, лучшие результаты, которые были проявлены во время занятий.

11. Прощание.

Психолог благодарит детей за сотрудничество, благодарит за активность, желает успеха.


 

Программа коррекционно-развивающих занятий «Цветные эмоции»

Программа коррекционно-развивающих занятий «Цветные эмоции»

Приветствие». Дети становятся в круг

Приветствие». Дети становятся в круг

Прощание . Психолог благодарит за активность, желает удачной недели, напоминает о следующей встрече

Прощание . Психолог благодарит за активность, желает удачной недели, напоминает о следующей встрече

Подвижная игра «Лесные звери».

Подвижная игра «Лесные звери».

Психолог демонстрирует изображение грустного лица, просит детей рассмотреть ее, обратить внимание на брови, глаза, рот

Психолог демонстрирует изображение грустного лица, просит детей рассмотреть ее, обратить внимание на брови, глаза, рот

Оборудование: изображение королевы, цветные кружочки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный, белый), пиктограмма с изображением эмоций, альбомные листы, лист

Оборудование: изображение королевы, цветные кружочки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный, белый), пиктограмма с изображением эмоций, альбомные листы, лист

Цель: диагностика особенностей эмоционального мира детей

Цель: диагностика особенностей эмоционального мира детей

Рисуем с помощью техники монотипии, нанося пятна красками на лист и, приглаживают, делая отпечаток

Рисуем с помощью техники монотипии, нанося пятна красками на лист и, приглаживают, делая отпечаток

Мы с вами попутешествуем на Морском банане во владение королевы, в котором будем часто удивляться

Мы с вами попутешествуем на Морском банане во владение королевы, в котором будем часто удивляться

Появляется королева: «Дети, что изменилось у королевы?

Появляется королева: «Дети, что изменилось у королевы?

Занятие 8 Цель: диагностика особенностей эмоционального состояния детей

Занятие 8 Цель: диагностика особенностей эмоционального состояния детей

Дети обсуждают то, что им больше всего понравилось, что больше всего запомнилось во время занятий

Дети обсуждают то, что им больше всего понравилось, что больше всего запомнилось во время занятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2022