Программа
КОРРЕКЦИЯ НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННОЙ ДИСЛЕКСИИ
И ТРУДНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Л.Б. Ульянцева, Е.Б. Плетнева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная (коррекционно-развивающая) программа разработана в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов, имеющим нерезко выраженную дислексию и испытывающим трудности формирования навыка чтения. Программа опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми и составлена в соответствии с государственным стандартом по чтению в начальной школе и в соответствии с определением дислексии в современной коррекционной педагогике. В программе отражены современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным.
В программе также нашли отражение идеи ряда ученых (Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса чтения у детей.
При составлении учебной программы использованы:
· системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах И.Н. Садовниковой, В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой, Л.Н. Ефименковой, Г. Мисаренко;
· система работы со слоговыми таблицами, предложенная А.Н. Корневым;
· система психологических упражнений и заданий, предложенная С.Н. Костроминой и Л.Г. Нагаевой;
· система заданий, направленных на совершенствованиедикции и выразительности чтения, предложенная Т.И. Кондраниной и Л.М. Козыревой.
При составлении программы был также использован опыт работы учителей-логопедов ГМПМПК с младшими школьниками по проблемам становления навыка чтения.
Использование программы предполагает:
· определение тематики содержания коррекционно-развивающих занятий для получения положительной динамики в коррекции процесса чтения;
· отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-развивающих занятий;
· определение круга вопросов компетенции учителя-логопеда при проведении консультационно-методической работы с родителями и специалистами образовательных учреждений.
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по общеобразовательной базовой программе и имеющими следующие особенности процесса чтения:
· временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;
· наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексии;
· замедленный темп чтения.
Как правило, нарушения чтения у детей сопровождаются неречевыми расстройствами — нарушением зрительного внимания, пространственных представлений, расстройством движений глаз при чтении и др.
Учебная программа включает в себя четыре блока:
· диагностика;
· формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;
· коррекция несовершенного навыка чтения;
· совершенствование навыка чтения.
В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка, более глубоко рассматривать индивидуальное планирование занятий.
Время освоения содержания каждого раздела программы сугубо индивидуально. В связи с этим допускается выбором использование разделов программы. Каждый раздел можно пользовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 42 до 60 часов в зависимости от сложности нарушения.
Прием на занятия осуществляется по результатам проведенного в ГМПМПК логопедического обследования.
Принципы, заложенные в программу:
• единство диагностики, коррекции и развития;
• онтогенетический подход;
• деятельностный характера занятий;
• совместное обучение с родителями;
• доступность;
• дифференцированный индивидуальный подход.
Задачи программы:
• совершенствование неречевых психических функций участвующих в процессе чтения;
• коррекция несовершенного навыка чтения;
• совершенствование навыка чтения.
Особенностью программы является реализация индивидуально-ориентированного подхода в применении психолого-диагногических технологий, широкое использование занимательного, игрового материала, наглядно-практических методов. Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества с семьей и образовательными учреждениями. В соответствии с этим программа предусматривает проведение совместных занятий родителей с детьми и занятий логопеда с родителями.
Результативность работы определяется по итогам cpaвнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка чтения на заключительном тестировании. Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка чтения у ребенка, замеченное родителями или преподавателем, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе чтения и улучшение таких свойств личности и деятельности, как:
способность к самостоятельной организации своей деятельности; способность осуществлять контроль над собственным чтением; умение использовать полученные навыки в новых условиях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Диагностика
Исследование состояния устной речи (1 час)
Содержание работы
Исследование:
• звукопроизношения;
• фонематического восприятия;
• звукового и слогового анализа, синтеза, представлений;
• словарного запаса;
• развития связной речи.
Виды работы
• отраженная речь;
• ответы на вопросы;
• • выделение звуков из слогов, слов;
• деление слов на слоги;
• пересказ текста.
Оборудование
• карточки с речевым материалом;
• предметные и сюжетные картинки;
• серия сюжетных картинок.
Исследование состояния письменной речи (1 час)
Содержание работы
• выявление наличия специфических ошибок в письменных работах;
• исследование состояния навыка чтения (способа, скорости, правильности, выразительности, понимания, наличие специфических ошибок).
Виды работы
• работа с буквами разрезной азбуки;
• запись букв под диктовку;
• диктант;
• списывание букв и текста (с печатного и рукописного);
• чтение текста вслух;
• чтение коротких текстов про себя и вслух.
Оборудование
• разрезная азбука;
• тексты для списывания;
• тексты диктантов;
• тексты для чтения;
• тексты с пропущенными окончаниями;
• два коротких текста одинакового уровня сложности.
Исследование состояния неречевых психических функций (1 час)
Содержание работы
исследование состояния:
•
зрительных
функций (объема и концентрации
внимания, памяти, поля
зрения);
• слуховых функций (внимания, памяти);
• зрительно-моторной координации;
• графомоторных навыков;
• состояния природного темпа деятельности;
• исследование качеств личности.
Виды работы
• корректурная проба «Догони и поймай букву»;
• игра «Запомни 10 слов»;
• «Числовая пирамида»;
• рисование дорожек, лабиринтов, стрелок, схем;
• анализ состояния навыка письма; темпинг-тест;
• наблюдение за ребенком.
Оборудование
• таблицы корректурной пробы;
• табличка с 10 словами;
• изображение числовой пирамиды;
• бумага, карандаши;
Формирование неречевых психических функций,
необходимых для совершенствования навыка чтения
Совершенствование восприятия (3 - 4 часа)
Содержание работы
• развитие избирательности восприятия;
• обучение восприятию текста с учетом отдельных элементов на фоне целого;
• расширение поля зрения;
• развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации.
Виды работы
• цветовая маркировка букв, слогов, слов;
• вычеркивание заданных букв из текста;
• деление на слоги;
• игра «Что вокруг?»;
• числовые и буквенные пирамиды, таблицы;
• складывание узоров;
• дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки.
Оборудование
• карточки со словами и предложениями с выделенными черным и красным цветом слогами;
• тексты;
• таблицы;
• карточки «Пирамиды» (са___ ни, ка__ ша);
• кубики Кооса, Никитина;
• дидактические игры (настольно-печатные).
Совершенствование внимания (1 – 2 часа)
Содержание работы
• развитие зрительного и слухового внимания;
• развитие концентрации и устойчивости внимания;
• расширение объема внимания;
• развитие распределения, переключения внимания.
Виды работы
• путешествие по лабиринтам;
• переписывание бессмысленных слов;
• запоминание и рисование по памяти предметов с несколькими деталями;
• произнесение слов, предложений в заданном темпе, с заданной громкостью, с различной эмоциональной окраской;
• запоминание и запись по памяти бессмысленных слов, знакомых слов и предложений;
• отыскание на квадратных таблицах разной сложности цифр в порядке возрастания;
• чтение предложений с одновременным слуховым зашумлением;
• вычисление из числовых таблиц отсутствующих чисел;
• нахождение в рядах букв целых слов;
• расстановка чисел в возрастающем порядке;
• отыскивание в таблицах черных и белых чисел по порядку.
Оборудование
• лабиринты;
• карточки с бессмысленными словами;
• карточки с изображением предметов;
• речевой материал;
• тексты арифметических диктантов;
• карточки с речевым материалом;
• таблицы с цифрами 3x3, 4x4, 5x5 разной сложности;
• карточки с предложениями;
• числовые таблицы 4x4, 5x5 с пропущенными числами;
• буквенные тексты;
• числовые таблицы;
бело-черные таблицы
Совершенствование памяти (2 – 3 часа)
Содержание работы
• тренировка зрительной памяти
• тренировка оперативной памяти
Виды работы
• составление фигур из палочек;
• запоминание изображенных предметов;
• зарисовывание произвольных изображений.
• чтение и запоминание предложений разной длины.
Оборудование
• палочки
• картинки
• произвольные изображения
• тексты предложений
Совершенствование мышления (2 – 3 часа)
Содержание работы
• тренировка способности создавать мыслительный образ
• тренировка способности устанавливать логические связи между словами.
Виды работы
• мысленное представление различных образов и состояний;
• анализ и установление логичных и нелогичных ассоциаций;
• представление текстов зрительными образами.
Оборудование
• слова и словосочетания;
• ряды картинок;
• тексты.
Совершенствование эмоционально-волевой сферы (1 – 2 часа)
Содержание работы
• создание положительной самооценки при совершенствовании навыка чтения
• оценивание ребенком собственной скорости чтения;
• оценивание собственного настроения на занятии;
• оценивание достигнутых на занятии результатов.
Виды работы
• рисование эмоциональных состояний;
• самооценка по шкале
Оборудование
• шкалы оценок;
• экран результатов
Коррекция несовершенного навыка чтения
Развитие языкового анализа и синтеза (3—4 часа)
Содержание работы
• развитие анализа структуры предложения;
• развитие слогового анализа и синтеза;
• развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.
Виды работ
• определение границ предложения в тексте без точек;
• придумывание предложений по картинке, с заданным словом;
• придумывание предложений по опорным словам;
• работа с деформированным предложением;
• составление графических схем предложений и предложений по схемам;
• определение места заданного слова в предложении;
• выделение гласных из слога, слова;
• анализ и синтез слогов с помощью фишек;
• составление слогов и слов из разрезной азбуки;
• определение количества, последовательности звуков в словах, с опорой и без опоры на вспомогательные средства.
Оборудование
• тексты без точек;
• предметные и сюжетные картинки;
• карточки со словами;
• схемы предложений;
• тексты предложений;
• карточки со слогами, словами, буквами;
• фишки, схемы;
• карточки и схемы слов различной слоговой и звуковой структуры.
Развитие морфологической системы языка (4—5 часов)
Содержание работы
• дифференциация грамматических значений;
• совершенствование навыков словоизменения существительных, прилагательных, глаголов;
• дифференциация единственного и множественного числа;
• закрепление беспредложных конструкций;
• закрепление предложно-падежных конструкций;
• согласование прилагательных с существительными в единственном и множественном числе в различных падежах;
• согласование глаголов с существительными в числе и роде;
• дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;
• совершенствование навыков словообразования уменьшительно-ласкательных форм существительных, прилагательных от существительных, глаголов с приставками.
Виды работ
• упражнения на дифференциацию частей речи;
• игра «Кругосветное путешествие» (закрепление категорий одушевленности-неодушевленности существительных);
• практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени, вида глагола;
• упражнения, игры на согласование различных частей речи;
• подбор родственных слов;
• игра «Назови ласково»;
• работа с деформированным словом;
• работа с изографами;
• игра «Составь слово».
Оборудование
• карточки с различными видами упражнений;
• географическая карта;
• перфокарты с пропущенными окончаниями существительных, прилагательных;
• карточки с однокоренными словами;
• картинки;
• изографы;
• карточки с деформированными словами.
Совершенствование синтаксической структуры речи (4 - 5 часов)
Содержание работы
• совершенствование умений составлять двусоставные распространенные предложения; сложные предложения
Виды работ
• составление двусоставных предложений по опорным словам, картинкам;
• упражнения на распространение предложений;
• упражнения на составление сложных предложений при помощи сочинительных и подчинительных союзов;
• работа со схемами.
Оборудование
• карточки с опорными словами;
• картинки;
• схемы.
Совершенствование лексической стороны речи (2—3 часа)
Содержание работы
• работа над расширением, уточнением и систематизацией словаря.
Виды работ
• упражнения на подбор слов по лексическим темам, антонимов, синонимов, глаголов и прилагательных к существительным (и наоборот), названий к тексту (и наоборот).
Оборудование
• картинки по различным лексическим темам;
• тексты без названий;
• словари.
Совершенствование семантической стороны речи (2—3 часа)
Содержание работы
• работа над пониманием прочитанных: слов, предложений, текстов.
Виды работ
• ответы на вопросы по прочитанному тексту;
• подбор картинок;
• работа с деформированными текстами;
• пересказ;
• придумывание начала и конца к тексту.
Оборудование
• предметные и сюжетные картинки;
• тексты (неоконченные, деформированные);
• карточки со словами, предложениями.
Совершенствование навыка чтения
Обучение технике чтения (способ, темп, четкая дикция,
правильность, выразительность) (10—15 часов)
Содержание работы
• поэтапное обучение технике чтения (послоговое, целыми словами, синтаксического);
• чтение слогов, слов и предложений с использованием различных методических приемов для увеличения скорости чтения;
• работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения;
• развитие навыка правильной расстановки логического ударения;
• выработка правильной интонации, соблюдение логических пауз; использование различных приемов при чтении с целью:
— борьбы с регрессиями,
— борьбы с неправильной антиципацией,
— совершенствования правильной антиципации.
Виды работ
• чтение слогов (прямых, обратных, со стечением согласных);
• чтение слов различной буквенной наполняемости;
• чтение предложений, тестов;
• упражнения по чтению «по кругу», «молния», «буксир»;
• чтение хоровое;
• чтение «лесенок» и «пирамидок»;
• чтение чистоговорок, скороговорок, слов одинаковой и различной структуры;
• исправление ударения в словах;
• чтение индивидуальное и по ролям;
• чтение с «окошечком» (левым, правым), «решеткой»;
• чтение несуразиц.
Оборудование
• слоговые и словесные таблицы, столбики;
• предложения и тексты;
• «пирамидки» и «лесенки» слов;
• тексты диалогов.
Учебно-тематическое планирование логопедических занятий
в 2 – 4 классах коррекционно-развивающей направленности
Направления работы: коррекция дислексии и трудностей формирования навыка чтения у младших школьников
№ п/п |
№ в теме |
Тема |
Кол-во час |
|
|
I Диагностический |
4 |
|
|
II Формирование неречевых психических функций, необходимых для совершенствования навыка чтения |
16 |
|
|
Совершенствование восприятия |
5 |
1. |
1. |
Развитие избирательности восприятия: цветовая маркировка букв, слогов, слов, вычеркивание заданных букв из текста; деление на слоги |
1 |
2. |
2. |
Расширение поля зрения: игра «Что вокруг?»; числовые и буквенные пирамиды, таблицы |
1 |
3. |
3. |
Расширение поля зрения: игра «Что вокруг?»; числовые и буквенные пирамиды, таблицы |
1 |
4. |
4. |
Развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации: складывание узоров; дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки |
1 |
5. |
5. |
Развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации: складывание узоров; дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки |
1 |
|
|
Совершенствование внимания |
3 |
6. |
1. |
Развитие зрительного и слухового внимания: путешествие по лабиринтам; произнесение слов, предложений в заданном темпе, с заданной громкостью, с различной эмоциональной окраской; |
1 |
7. |
2. |
Развитие концентрации и устойчивости внимания: запоминание и рисование по памяти предметов с несколькими деталями; переписывание бессмысленных слов; |
1 |
8. |
3. |
Расширение объема внимания: нахождение в рядах букв целых слов; запоминание и запись по памяти бессмысленных слов, знакомых слов и предложений; отыскивание в таблицах черных и белых чисел по порядку |
1 |
|
|
Совершенствование памяти |
3 |
9. |
1. |
Тренировка зрительной памяти: составление фигур из палочек; запоминание изображенных предметов |
1 |
10. |
2. |
Тренировка оперативной памяти: зарисовывание произвольных изображений. |
1 |
11. |
3. |
Тренировка оперативной памяти: чтение и запоминание предложений разной длины. |
1 |
|
|
Совершенствование мышления |
3 |
12. |
1. |
Тренировка способности создавать мыслительный образ: мысленное представление различных образов и состояний |
1 |
13. |
2. |
Тренировка способности устанавливать логические связи между словами: анализ и установление логичных и нелогичных ассоциаций |
1 |
14. |
3. |
Представление текстов зрительными образами. |
1 |
|
|
Совершенствование эмоционально-волевой сферы |
2 |
15. |
1. |
Рисование эмоциональных состояний |
1 |
16. |
2. |
Оценивание ребенком собственной скорости чтения |
1 |
|
|
III Коррекция несовершенного навыка чтения |
22 |
|
|
Развитие языкового анализа и синтеза |
6 |
17. |
1. |
Определение границ предложения в тексте без точек; придумывание предложений по картинке |
1 |
18. |
2. |
Определение границ предложения в тексте без точек; придумывание предложений с заданным словом |
1 |
19. |
3. |
Придумывание предложений по опорным словам; работа с деформированным предложением |
1 |
20. |
4. |
Составление графических схем предложений и предложений по схемам, определение места заданного слова в предложении |
1 |
21. |
5. |
Выделение гласных из слога, слова; анализ и синтез слогов с помощью фишек, составление слогов и слов из разрезной азбуки |
1 |
22. |
6. |
Определение количества, последовательности звуков в словах, с опорой и без опоры на вспомогательные средства |
1 |
|
|
Развитие морфологической системы языка |
9 |
23. |
1. |
Упражнения на дифференциацию частей речи |
1 |
24. |
2. |
Упражнения на дифференциацию частей речи |
1 |
25. |
3. |
Игра «Кругосветное путешествие» (закрепление категорий одушевленности-неодушевленности существительных) |
1 |
26. |
4. |
Практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени, вида глагола |
1 |
27. |
5. |
Практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени, вида глагола |
1 |
28. |
6. |
Упражнения, игры на согласование различных частей речи |
1 |
29. |
7. |
Подбор родственных слов; игра «Назови ласково» |
1 |
30. |
8. |
Работа с деформированным словом; работа с изографами; игра «Составь слово». |
1 |
31. |
9. |
Работа с деформированным словом; работа с изографами; игра «Составь слово». |
1 |
|
|
Совершенствование синтаксической структуры речи |
6 |
32. |
1. |
Составление двусоставных предложений по опорным словам, картинкам |
1 |
33. |
2. |
Упражнения на распространение предложений |
1 |
34. |
3. |
Упражнения на распространение предложений |
1 |
35. |
4. |
Упражнения на составление сложных предложений при помощи сочинительных и подчинительных союзов |
1 |
36. |
5. |
Упражнения на составление сложных предложений при помощи сочинительных и подчинительных союзов |
1 |
37. |
6. |
Работа со схемами |
1 |
|
|
Совершенствование лексической стороны речи |
4 |
38. |
1. |
Упражнения на подбор глаголов и прилагательных к существительным (и наоборот) |
1
|
39. |
2. |
Упражнения на подбор глаголов и прилагательных к существительным (и наоборот) |
1 |
40. |
3. |
Упражнения на подбор антонимов, синонимов |
1 |
41. |
4. |
Упражнения на подбор названий к тексту (и наоборот). |
1 |
|
|
Совершенствование семантической стороны речи |
4 |
42. |
1. |
Ответы на вопросы по прочитанному тексту; подбор картинок |
1 |
43. |
2. |
Работа с деформированными текстами; |
1 |
44. |
3. |
Пересказ |
1 |
45. |
4. |
Придумывание начала и конца к тексту. |
1 |
|
|
IV Совершенствование навыка чтения |
15 |
|
|
Обучение технике чтения (способ, темп, четкая дикция, правильность, выразительность) |
|
46. |
1. |
Чтение слогов (прямых, обратных, со стечением согласных) |
1 |
47. |
2. |
Чтение слогов (прямых, обратных, со стечением согласных) |
1 |
48. |
3. |
Чтение слов различной буквенной наполняемости |
1 |
49. |
4. |
Чтение «лесенок» и «пирамидок» |
1 |
50. |
5. |
Упражнения по чтению «по кругу», «молния», «буксир» |
1 |
51. |
6. |
Чтение с «окошечком», «решеткой» |
1 |
52. |
7. |
Работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения: чтение чистоговорок |
1 |
53. |
8. |
Чтение скороговорок, слов одинаковой и различной структуры |
1 |
54. |
9. |
Чтение несуразиц |
1 |
55. |
10. |
Чтение слов и предложений с использованием различных методических приемов для увеличения скорости чтения |
1 |
56. |
11. |
Развитие навыка правильной расстановки логического ударения. Чтение индивидуальное и по ролям |
1 |
57. |
12. |
Развитие навыка правильной расстановки логического ударения. Чтение индивидуальное и по ролям |
1 |
58. |
13. |
Выработка правильной интонации, соблюдение логических пауз Чтение индивидуальное и по ролям |
1 |
59. |
14. |
Выработка правильной интонации, соблюдение логических пауз Чтение индивидуальное и по ролям |
1 |
60. |
15. |
Чтение текстов |
1 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.