Программа кружка
« Занимательная математика»
(6-11 лет)
Автор: Абдулаева К.К.
учитель начальных классов
Срок действия программы 4 год
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» 1-4 класс составлена на основе нормативно-правовых документов:
· Закона Российской федерации «Об образовании» 2013г
· Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
· ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся
ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе
обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных
с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности,
будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному
развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и
стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать
творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации
собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных
вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка
должны содействовать развитию у детей математического образа мышления:
краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению
математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в
системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую
и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему
успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать
более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и
участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для
эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых
группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим
обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки
школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей
социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель и задачи программы:
Цель:
-развивать
математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Возраст детей, участвующих
в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников 6-11 лет.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.
Сроки реализации
дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на 4 год обучения .
Предполагаемые результаты:
· усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
· помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
· формировать творческое мышление;
· способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
· решение занимательных задач;
· оформление математических газет;
· участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
· знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
· проектная деятельность;
· самостоятельная работа;
· работа в парах, в группах;
· творческие работы.
Учебно-тематический план
Наименование тем курса |
Всего часов
|
Из них |
|
|
теория |
практика |
Форма контроля |
||
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» |
1 |
1 |
|
|
2. Как люди научились считать. |
1 |
|
1 |
конкурс на лучшую презентацию |
3. Интересные приемы устного счёта. |
8 |
|
1 |
математический диктант |
4. Решение занимательных задач в стихах. |
10 |
|
1 |
тестирование |
5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) |
5 |
|
1 |
тестирование |
6. Учимся отгадывать ребусы. |
4 |
|
1 |
конкурс на лучший математический ребус |
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. |
3 |
|
1 |
проверочный тест |
8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.) |
1 |
|
1 |
контрольный тест |
9. Решение ребусов и логических задач.
|
4 |
|
1 |
мини-олимпиада |
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
1 |
|
1 |
тестирование |
11. Загадки- смекалки. |
8 |
|
1 |
конкурс на лучшую загадку-смекалку |
12. Игра «Знай свой разряд». |
5 |
|
1 |
тест |
13. Обратные задачи.
|
1 |
|
1 |
познавательная игра «Где твоя пара?» |
14. Практикум «Подумай и реши». |
4 |
|
1 |
тестирование |
15.Задачи с изменением вопроса. |
4 |
|
1 |
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи |
16. «Газета любознательных». |
4 |
|
1 |
конкурс на лучшую математическую газету |
17.Решение нестандартных задач. |
10 |
|
1 |
тестирование |
18.Решение олимпиадных задач. |
10 |
|
1 |
школьная олимпиада |
19.Решение задач международной игры «Кенгуру» |
3 |
|
1 |
школьная олимпиада |
20. Школьная олимпиада |
4 |
|
1 |
школьная олимпиада |
21. Игра «Работа над ошибками» |
8 |
|
1 |
тестирование |
22.Математические горки. |
8 |
|
1 |
конкурс на лучший «Решебник» |
23. Наглядная алгебра. |
1 |
|
1 |
тестирование |
24.Решение логических задач. |
10 |
|
1 |
тестирование |
25.Игра «У кого какая цифра» |
4 |
|
1 |
тестирование |
26.Знакомьтесь: Архимед! |
1 |
|
1 |
создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации |
27.Задачи с многовариантными решениями. |
4 |
1 |
|
|
28.Знакомьтесь: Пифагор! |
1 |
|
1 |
викторина |
29.Задачи с многовариантными решениями. |
1 |
|
1 |
школьная олимпиада |
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. |
1 |
|
1 |
тест |
31.Задачи с многовариантными решениями. |
1 |
|
1 |
тестирование |
32.Математический КВН |
4 |
|
1 |
школьная олимпиада |
33. Круглый стол «Подведем итоги» |
4 |
|
1 |
анкетирование |
Календарно –тематическое планирование
1 класс.
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Дата |
1. |
Сравниваем. Слева направо. Справа налево. |
3 |
|
2. |
Как люди научились считать? Графические диктанты. |
3 |
|
3. |
Взаимное расположение фигур на плоскости. Графические диктанты. |
3 |
|
4. |
Конструируем фигуры. «Геометрический домик». |
3 |
|
5. |
Единицы длины. Конкурс «Лучший математик» |
3 |
|
6. |
Тренируем память. Графические диктанты. |
2 |
|
7. |
Из истории математики. |
2 |
|
8. |
Учимся решать логические задачи. Ребусы |
2 |
|
9. |
Учимся быть наблюдательными. Графические диктанты. |
2 |
|
10. |
Математический диктант |
3 |
|
11. |
Симметрия. Ось симметрии |
3 |
|
12. |
Весёлые задачки. Графические диктанты. |
2 |
|
13. |
Выпуск математической газеты. |
2 |
|
2 класс.
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Дата |
1. |
Углы. Многоугольники. Многогранники |
2 |
|
2. |
Развиваем мышление, память. |
3 |
|
3. |
Учимся быть внимательными. |
3 |
|
4. |
Плоские и объёмные геометрические фигуры. |
3 |
|
5. |
Единицы длины. |
3 |
|
6. |
Весёлые задачки. |
3 |
|
7. |
Выпуск математической газеты |
2 |
|
8. |
Из истории математики. |
3 |
|
9. |
Путешествие в мир чисел. |
2 |
|
10. |
Решение ребусов и логических задач. |
3 |
|
11. |
Задачи на разрезание. |
3 |
|
12. |
Задачи-смекалки |
2 |
|
13. |
Выпуск математической газеты |
2 |
|
3 класс.
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Дата |
1. |
Шар. Сфера. Круг. Окружность. |
4 |
|
2. |
Взаимное расположение фигур на плоскости. |
3 |
|
3. |
Выпуск математической газеты. |
2 |
|
4. |
Немного истории. Детям о времени. |
3 |
|
5. |
Развиваем память, внимание, мышление. |
4 |
|
6. |
Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания. |
4 |
|
7. |
Из истории математики |
4 |
|
8. |
Выпуск математической газеты |
2 |
|
9. |
Задачи – смекалки, логические задачи. |
4 |
|
10. |
«Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями. |
4 |
|
4 класс.
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Дата |
1. |
Построение геометрических фигур. |
2 |
|
2. |
Координатный угол. |
2 |
|
3. |
«Весёлые углы» |
4 |
|
4. |
Весёлая геометрия |
4 |
|
5. |
Многогранник. |
3 |
|
6. |
Выпуск журнала «Юный математик» |
2 |
|
6. |
Высказывания и их значения (истинные, ложные, отрицание). Логические связки. |
4 |
|
7. |
Составные высказывания. |
2 |
|
8. |
Задачи на движение. |
2 |
|
9. |
Точное и приближённое значение величины. |
2 |
|
10. |
Построение угла, отрезка, равного данному. |
4 |
|
11. |
Математический КВН. |
1 |
|
12. |
Старинные меры длины. |
1 |
|
13. |
Выпуск журнала «Юный математик» |
1 |
|
Содержание программы
1. Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 8час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 10час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 5час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 4час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 3час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 4 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-
1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 8 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 5час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 4час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 4час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 4 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 10 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 10час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 3 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 4 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 8 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 4час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 4час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 3 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. – 4 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН.- 14час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 4 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
Список литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная
математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и
упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград:
Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов:
«Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и
великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.:
«Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
В конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный характер. Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.