Программа кружка «История в моём имени»

  • docx
  • 26.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала История в моём имени.docx

Программа кружка

 

«История в моём имени»

 

 

Пояснительная записка.

 

Программа кружка «История в моём имени» рассчитана на 17 часов и ориентирована на обучающихся 5 классов.

Актуальность.

В нашем сознании и непрерывной цепочке «Прошлое – Настоящее – Буду­щее» наиболее уязвимым звеном является "Прошлое". Тем не менее, тра­диции почитания своих семейных корней возрождаются. Доказа­тельством тому является все возрастающий интерес к генеалогичес­кому поиску, составлению своей родословной. Человек — связующее звено, по меньшей мере, трех столетий. В том столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы живем со своими родителями и деть­ми, а вот в следующем будут жить наши внуки со своими родите­лями и детьми. Они нас будут помнить. «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как историчес­кой общности» (Г. Н. Волков).

Сегодня вряд ли найдется много семей, имеющих свое родословное древо. Самое подходящее время для начала составления своей родословной –  празднование дня рождения или именин, когда в доме собирается много родственников, каждый из которых в большей или меньшей степени знает вашу родословную или напрямую причастен к ней. Особое внимание следует уделить именам ваших предков, так как они способны объяснить некоторые закономерности в судьбе ваших близких. Но кроме семейной истории, у каждого имени есть и индивидуальная история, ведущая начало из глубины веков. А вот фамилии на Руси появились лишь в XVI веке. И еще позднее (к XVIII веку) появилась трехчленная система наименований (имя, отчество, фамилия). 

У каждого народа, нации, региона сло­жилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение. Однако, такие слова, как дед, мама, папа, дочь, брат и некоторые другие, являются общими для всех славянских народов. А вот всем известное слово семья образовалось не от числительного семь, а от давно исчезнувшего из нашего языка существительного с похожим звучанием и написанием, обозначавшего «работника», «слугу» или «домочадца».

Самый хороший, душевный семейный праздник – это день ангела, или именины, когда, собравшись на торжество вместе со всеми родственниками, мы узнаем об их жизни, здоровье, проблемам, радуемся общению с ними. Однако именины – большей частью церковный праздник, а в наши дни религия не играет столь важной роли жизни людей, как раньше. Вот почему у человека появился еще один личный праздник – День рождения. Этот праздник родился тогда, когда люди поняли, что жизнь – это величайшее чудо на Земле, это ценность, которая не нуждается в подтверждении.

Цели:

- показать учащимся русского человека как потомка древних славянских народов;

- пробудить у учащихся интерес к изучению своих родословных, происхождению и значению имен и фамилий;

- расширить знания учащихся об истории своей семьи, ее жизненному укладу;

- формировать умение вести исследовательскую работу и анализировать материалы.  

Задачи:

- познакомить учащихся с историей славянских народов – наших предков;

- познакомиться с основными правилами составления родословной и принять участие в конкурсе «Родословная моей семьи»;

-  познакомиться с основными принципами имянаречения русского народа;

- определить значение своих имен и принять участие в конкурсе «Мое имя».

 

 

 

Программа занятий (17 часов):

 

№ занятия

Тема занятия

Форма проведения

  1.  

Происхождение славян. Другие народы Восточной Европы.

обучающее занятие

  1.  

Причины славянских набегов.

обучающее занятие

  1.  

«Путешествие в каменный век».

экскурсия

  1.  

Славяне на работе и дома.

обучающее занятие

  1.  

Истоки слова «Русь». Понятие о родословной.

обучающее занятие

  1.  

Имянаречение.

обучающее занятие

  1.  

Значение имен.

обучающее занятие

  1.  

«Мое имя».

викторина

  1.  

Составление родословной.

обучающее занятие

  1.  

Сбор материала о родственниках по линии отца.

творческий поиск

  1.  

Сбор материала о родственниках по линии матери.

творческий поиск

  1.  

«Фотографии из старого альбома».

экскурсия

  1.  

Фотографии из семейного архива.

презентация

  1.  

Занятия моих предков.

презентация

  1.  

Традиции моей семьи.

презентация

  1.  

Оформление собранного материала.

практикум

  1.  

«История моей семьи».

выставка творческих работ

 

 

Содержание занятий

 

1.            Наши предки – славяне.

 

1.1.   Происхождение славян.

Историки уже не одно столетие пытаются разрешить проблему происхождения славянских народов. Как славяне связаны с другими народами Европы? Где находится прародина славян? Как долго славяне живут в Восточной Европе? До сих пор однозначного ответа на эти вопросы мы не имеем. В разные эпохи на эти вопросы отвечали по-разному. Например, в начале XII века мо­нах Нестор — автор одного из первых истори­ческих сочинений на Руси «Повести времен­ных лет» — считал, что славяне являются по­томками библейского персонажа Иафета. Это мнение было основано на Библии, где приво­дится рассказ о Великом потопе, в результате которого выжил лишь праведный Ной и его сыновья — Сим, Хам и Иафет. Последний, как считал Нестор, и стал прародителем славян, которые первоначально жили на Дунае, а по­том переселились в Восточную Европу. Эта точка зрения была чрезвычайно попу­лярна в Средние века, так что появились даже многочисленные генеалогии потомков Иафета. Так, весьма популярной была легенда о праро­дителях поляков, чехов и русских — Лехе, Чехе и Русе, которые принадлежали к роду Иафета. Еще большей популярностью пользовалась история о неких Словене и Русе — сыновьях Ски­фа. Таким образом, имя родоначальника народа в средневековых сочинениях выводилось из названий реально существовавших народов. Любопытно, что только в XVIII веке историки отвергли эти домыслы.

Первые научные данные о древнейшей исто­рии славян были получены в 30-е годы XIX ве­ка немецкими лингвистами. Они выяснили, что многие языки схожи друг с другом, что можно объяснить только их общим происхож­дением от одного древнейшего языка. Ученые доказали, что предки славян, французов, ли­товцев, шведов, итальянцев, армян и многих других европейских и азиатских народов ког­да-то говорили на одном языке, то есть состав­ляли одно целое. Этих наших общих предков историки назвали индоевропейцами (или праиндоевропейцами), а семью родственных язы­ков в Евразии — индоевропейской. Индоевропейская общность существовала приблизительно в VI—IV тысячелетиях до н.э. Однако остается вопрос о том, где существова­ла эта общность. Есть гипотеза об их родине в Северной Греции (Балканский полуостров), в Восточной Анатолии (Малая Азия), в южно-русских степях (современная Украина). Так или иначе, ученые пока не могут найти этот исходный пункт славянской истории. В конце IV—III тысячелетиях до н.э. в Ев­разии изменился климат: лето стало суше, а зима — холоднее. В итоге урожаи падали, по­севы часто гибли. Люди были обречены на по­иски новых форм хозяйствования. В результа­те ключевое значение для индоевропейцев приобрело скотоводство. Это обстоятельство сильно повлияло на жизнь людей. Дело в том, что для ведения земледельчес­кого хозяйства не нужны очень большие пространства. Однако скотоводство требовало уже несравненно больших территорий, где можно было прокормить тучные стада быков и лоша­дей. В поисках новых пастбищ в III тысячеле­тии до н.э. индоевропейцы несколькими пото­ками хлынули в степи Евразии.

По мере про­движения массы людей делились, оседали в тех или иных районах, закладывая основы этнической картины Европы и Азии. Вначале они передвинулись на Кавказ и в Северное Причерноморье, на территорию со­временной Украины. На Украине до сих пор сохранились величественные памятники, ос­тавленные скотоводческими племенами IV— III тысячелетий до н. э. — курганы. Курган — это насыпь, иногда довольно высокая, над ка­менной или деревянной могилой. На вершине кургана зачастую ставили каменную фигуру или ограду. Рядом с покойником клали укра­шения, посуду, оружие, а иногда лошадей, жену или рабов. Все это должно было помочь человеку в загробной жизни. При погребении приносились жертвы богам — сжигались жи­вотные или пленные враги. Позже курганы распространились по всей Европе, Азии, Аме­рике и даже Африке. На Кавказе и в Северном Причерноморье индоевропейцы разделились на две большие группы — праевропейцев и индоиранцев (ариев). Отсюда праевропейцы, в том числе и предки славян, двинулись на запад, в Европу, а индоиранцы — на восток: в южнорусские степи, Поволжье, Казахстан, откуда двумя по­токами хлынули в Индию и Иран. Таким образом, в течение III—II тысячелетия до н.э. большая часть Евразии была завоевана индоевропейскими племенами.

Покрывать такие большие пространства индоевропейцам помогало изобретение колес­ного транспорта (колесницы) и приручение ло­шадей. Изображение колесниц археологи на­ходят в самых разных регионах от Украины до Индии. Под покровительством бога солнца мчались индоевропейцы на своих колесницах и лошадях по просторам Евразии, завоевывая себе жизненное пространство, борясь с местным населением, неся с собой новую идеоло­гию и культуру. Между прочим, колесо и ко­лесница являются символами солнца (вспом­ните, например, греческие мифы), так что движение народов, колеса по степи и солнца по небу были связаны для индоевропейцев важной смысловой линией.

В ходе миграции отдельные группы индо­европейцев все дальше отдалялись друг от друга как географически, так и экономически. Дело в том, что часть народов перешла к осед­лому или кочевому скотоводству, а часть воз­вращалась к земледелию. В результате индо­европейская общность окончательно распа­лась на отдельные народности. На Балканах осели греки, на Кавказе — армяне, в Централь­ной и Восточной Европе — кельты, италики, германцы, балты и славяне. Географические же особенности каждого региона — ландшафт, флора и фауна — наложили свой отпечаток на особенности жизни людей. В ходе своего великого передвижения индо­европейцы не могли не сталкиваться с местным населением Евразии. Часть этого населения была уничтожена, а часть слилась с пришлы­ми народами, образовав единую культуру. К сожалению, дальнейшие судьбы славян вплоть до середины I тысячелетия н.э. мало известны. Письменные источники, которые бы рассказывали об истории славян в этот пе­риод, до нас не дошли, а археологические ис­точники не дают сведений о языке населения, то есть не могут сопоставить ту или иную архе­ологическую культуру с определенным наро­дом. В результате историки, археологи и линг­висты выдвигают многочисленные гипотезы о судьбе славян до V—VI веков н.э., но проблема остается. В современной науке существуют две ос­новные версии древнейшей истории славян. Согласно одной из них, праславянская общ­ность зародилась на Дунае (территория совре­менной Болгарии), откуда во II тысячелетии до н.э. славяне передвинулись на север, здесь они жили до начала I тысячелетия н.э. Потом, в начале I тысячелетия н.э., славяне начали расселяться на юг, на восток и на север, засе­лив к VIII веку всю Восточную Европу, Бал­канский полуостров и север Центральной Ев­ропы. Эта гипотеза имеет много сторонников и является одной из самых распространенных.

Согласно другой версии, во II — первой по­ловине I тысячелетия до н.э. предки славян жили вместе с балтами — предками литовцев, латвийцев и пруссов — на севере Центральной Европы. Балто-славянское единство, по мне­нию этих ученых, просуществовало по мень­шей мере полторы тысячи лет. Во второй по­ловине I тысячелетия до н.э. — начале I ты­сячелетия н.э. балто-славянская общность распалась на балтов и славян, после чего по­следние начали расселяться на юг — в сторону Дуная, а потом и на восток — в Восточную Ев­ропу. В последнее время эта «северная» гипо­теза становится все более популярной, став уже основной.

Но, пожалуй, самым дискуссионным в на­уке остается вопрос: как долго славяне живут в Восточной Европе, то есть на территории со­временных России, Украины и Белоруссии? Одни ученые считают, что славяне жили в Вос­точной Европе еще в I тысячелетии до н.э., другие, — что они пришли сюда только в се­редине I тысячелетия н.э. Вопрос остается без ответа... Как видно, древнейшая история многих на­родов, в том числе и славян, изобилует «белыми пятнами», то есть нерешенными вопросами. Недаром этот период ученые именуют доисторическим, то есть таким, от которого не оста­лось письменных источников. К несчастью, доисторический период в славянской истории был несколько более продолжительным, чем, например, в греческой или римской истории.

 

1.2. Другие народы Восточной Европы.

Славяне были лишь одним из народов, живших в Восточной Европе. Особенно много народов прошло через территорию современ­ной Украины и южной России. Открытость пространств степной и лесостепной части Вос­точной Европы способствовала тому, что эта территория с древнейших времен стала мес­том миграции различных народов. То с востока, то с севера обрушивались на эту часть европейского континента волны переселенцев, говоривших на разных языках, верующих в разных богов, несших с собой но­вую культуру. Удивительный калейдоскоп на­родов: древнейшие — киммерийцы, потом скифы, за ними греки, потом сарматы, затем готы, а затем гунны и авары, потом славяне, аланы, болгары, венгры, норманны, монголы. В южнорусских степях древние историки упоминают и другие народы, уже канувшие в лету, подчас от них осталось одно только имя: алазоны, будины, меланхлены, роксоланы, боруски, гамаксобии.

Любопытна судьба этих земель в период, предшествовавший появлению здесь славян. Как уже было сказано, древнейшим наро­дом в южнорусских степях были киммерий­цы. Историки очень мало знают о них. В знаменитой «Одиссее» земля киммерий­цев описывается как страна вечной ночи, по­крытая «влажным туманом и мглой облаков». Именно так греки представляли себе места, где сейчас находятся крымские курорты. А Гомер в «Илиаде» пишет о кочевниках Север­ного Причерноморья как о «справедливейших людях». Такова сила стереотипов в античной литературе. Тем не менее, кое-что нам о киммерийцах все же известно. Например, то, что жили они в степях Украины и на юге современной Россий­ской Федерации — в районе Азовского моря в конце II — начале I тысячелетия до н.э. Они занимались кочевым скотоводством и земле­делием, осуществляли завоевательные походы в Переднюю Азию, строили странные соору­жения из огромных каменных глыб. Этничес­кое же происхождение киммерийцев остается неизвестным, также как и особенности их культуры.

Древнегреческий историк Геродот переска­зывал легенду о киммерийских царях, услышанную им в этих местах через несколько ве­ков после исчезновения самих киммерийцев. «Отец истории» писал о том, что киммерийцы около VII века до н.э. подверглись натиску скифов с востока и были вынуждены покинуть на­сиженные места. Однако цари киммерийцев не захотели уходить с земли предков и решили умереть здесь. Для этого они разделились на две группы и в бою истребили друг друга. Вплоть до времен Геродота курган, где были похоронены цари, был виден на берегу Днестра.

Куда делись киммерийцы, не известно. Есть мнение, что они переселились на Кавказ и в Закавказье, другие же ученые склоняются к мысли о том, что их потомками были крым­ские тавры (отсюда древнее название Крыма — Таврический полуостров). Так или иначе, в VII веке до н.э. в степях Северного Причерноморья появляются ски­фы — народ иранского происхождения. Одно­временно иранские племена к VII веку до н.э. расселились на огромных территориях от Дне­стра на западе до Алтая на востоке, сыграв большую роль в судьбах Евразии. Причем все эти племена были кочевыми, не имея понача­лу даже укрепленных поселений. Так, Геродот писал о скифах: «Они не осно­вывают ни городов, ни укреплений, но все они, будучи конными стрелками, возят свои дома с собой, получая пропитание не от плуга, а от разведения домашнего скота, жилища у них на повозках». Жилища эти, по описанию древнегреческого врача Гиппократа, располо­жены на повозках, покрыты войлоком и не­проницаемы для воды, света и ветра. Города же у скифов появились только около II века до н.э. Скифские племена не были едиными, а со­стояли из нескольких союзов. По словам Геродота, существовали скифы-пахари, скифы-земледельцы, скифы-кочевники и самые сильные из них — царские скифы. Севернее скифов, по сведениям Геродота, жили племена невров, андрофагов (по-гречески это значит «пожира­тели людей»), меланхленов (что означает «одевающиеся в черные плащи»), будинов, гелонов, меотов и других... По мнению некото­рых ученых, среди этих племен могли быть и предки славян.

Скифы появились в Северном Причерномо­рье не случайно. Дело в том, что в конце IX — начале VIII века до н.э. на Дальнем Востоке китайские войска начали теснить кочевые на­роды, жившие на их границе. В результате на­чалось общее движение кочевников к Каспий­скому и Черному морям. При этом родствен­ные по происхождению народы давили друг на друга и поэтому увлекались все дальше на за­пад. Именно поэтому скифы и появились на территории современной Украины и Северном Кавказе. На восток от них, за Волгой, жили сарматы, а дальше, за Каспийским морем, исседоны и массагеты — также иранские племена. Сами скифы, впрочем, несколько иначе объясняли свое происхождение. Предком ски­фов, по их мнению, был Таргитай — сын гре­ческого бога Зевса и дочери реки Борисфен (Днепр). У Таргитая было три сына: Арпоксай (царь вод), Липоксай (владыка горы) и Колоксай (царь-солнце). Трем сыновьям прародите­ля скифов с неба упали золотые плуг с ярмом, секира и чаша, но подобрать их смог только Колоксай — младший сын; он и стал царем скифов. При этом скифы именовали себя сколотами, что может быть расшифровано как де­ти Колоксая. Любопытно, что Колоксай свя­зывался с солнцем — наиболее почитаемым божеством иранских народов.

Существовала и еще одна легенда, в соот­ветствии с которой скифский царский род про­изошел от сына древнегреческого героя Герак­ла — Скифа, который единственный смог на Скифский «Золотой олень» тянуть лук отца (лук — традиционный символ царской власти для индоевропейских народов) и надеть его пояс (еще один символ власти). Ма­терью же Скифа было некое существо — напо­ловину дева, а наполовину змея.

 

Впервые на исторической арене скифы по­явились в VII веке до н.э., когда они совершили несколько опустошительных набегов на Ас­сирию, Урарту (современный северный Иран и южная Армения), Палестину. Видимо, именно о скифах писал пророк Иеремия (конец VII — начало VI в. до н.э.): «Вот идет народ из север­ной страны... держит лук и короткое копье, жесток он, они не сжалятся! Голос их ревет, как море, скачут на конях, выстроились как один человек... Лишь услышим весть о них, как опустятся у нас руки, туга и горе схваты­вают нас... вражеский меч наводит ужас со всех сторон». И действительно: ассирийский царь Асархаддон вынужден был отдать скиф­скому царю Партатуа свою дочь в жены в об­мен на союз. Перед скифами и киммерийцами дрожали Урарту, Палестина и даже Египет, так что сам египетский фараон Псамметих дол­жен был откупаться от них богатыми дарами.

Любопытно, что скифы совершали походы и на запад, в земли древних европейцев, где могли сталкиваться и с предками славян. Воинская доблесть скифов проявилась не только в нападении на другие страны, но и в обороне собственных земель. Дело в том, что в 512 году до н.э. знаменитый персидский царь Дарий совершил грандиозный поход на Ски­фию, мечтая отомстить тем за покорение Ми­дии в Малой Азии. В конце концов это невиданное войско вторглось в Северное Причерноморье, где должно было за два месяца разгромить войска скифского царя Иданфирса. Однако персы встретились с очень странным врагом. Вместо того чтобы столкнуться с Дарием на поле боя, скифы все время отступали, при этом выжи­гая степь и отравляя источники воды. Войска персов все дальше и дальше заходили вглубь Скифии, среди них начались болезни и голод...

В это время к Дарию вдруг явились послан­цы от царя Иданфирса со странными дарами — птицей, мышью, лягушкой и пятью стрелами. Значение этих даров скифы не пояснили. Это так напугало персов, что те на следующую ночь бросились поспешно отступать к Дунаю. Одна­ко через реку еще нужно было переправиться... Идя в поход, Дарий оставил на Дунае отряд ионян (одно из греческих племен), которые должны были охранять переправу через эту полноводную реку в течение 60 дней. Этот срок уже истек, и если бы не зычный голос не­кого воина из отступающего войска персов, то ионяне бы ушли, а Дарий не смог бы пере­правиться через реку. Это лишь одна история о скифах, а в «Исто­рии» Геродота их так много, что не хватит и ста страниц, чтобы пересказать их. Поэтому можно лишь порекомендовать почитать IV кни­гу этого замечательного труда, созданного почти 25 веков назад.    В целом история I тысячелетия нашей эры напоминает действующий вулкан в момент извержения. Народы, как лава, накатывались на Европу, изменяя и обновляя ее облик. И если движение скифов и сарматов отразилось, прежде всего, на судьбах Восточной Европы, то так называемое «Великое переселение народов» в IVVII веках изменило ситуацию на всем континенте.

 

1.3. Причины славянских набегов.

Жить или умереть? Вопрос, который со­временному человеку кажется во многом патетическим, для людей прошлого был реальнос­тью. В Средние века смерть поджидала за каж­дым углом, в лесу, в доме, в реке. Часты были неурожаи, болезни, войны, голод... Оставалось одно — бежать, искать «землю обетованную», потерянный рай. Отсюда становится понят­ным то грандиозное смешение народов, кото­рое будет характерно для Евразии в период древней истории и Средних веков. Только от VI века н.э. дошли первые пись­менные известия о славянах. Современники не могли обойти своим вниманием славянские пле­мена, которые с этого времени начали совершать периодические нападения на территорию наследницы Римской империи — Византию. Судя по всему, причиной этих нападений по­служило резкое похолодание в Центральной Европе, произошедшее как раз в V—VI веках, что вынудило земледельцев славян начать расселяться в южном направлении. Здесь они? и столкнулись с византийцами. Один из самых известных византийских историков Прокопий Кесарийский в своем со­чинении «История войн» писал о неких склавинах и антах, живших по ту сторону Дуная. Нетрудно угадать в «склавинах» славян. И дей­ствительно, склавины — это греческая транс­крипция слова славяне. Уже только это извес­тие является чрезвычайно важным для нас, так как ранее славяне под своим именем не упоминаются ни в одном из письменных ис­точников.

В свое время русский историк Н. М. Карам­зин производил название народа «славяне» от слова «слава». Однако современные лингвис­ты считают, что «славяне» — значит владею­щие словом, то есть понимающие друг друга. Окружающие же народы воспринимались как чужие, не говорящие на славянском языке, немые (отсюда слово немцы). Что же касается антов, то, по мнению Прокопия Кесарийского, они имеют те же обычаи, что и склавины. Однако четко отождествить их со славянами современные ученые не мо­гут. Слово «анты» произошло от греческого «ап1оз» - край, конец. То есть, антами называли племена, жившие на периферии (на окраинах) Европы — славян, иранцев, тюрков. Прокопий Кесарийский не ограничивается лишь упоминанием о славянах. Он приводит в своем труде важную информацию о том, что склавины и анты «имеют свои жилища по ту сторону Дуная, недалеко от его берега». Гот­ский историк VI века Иордан в своем труде «О происхождении и деяниях гетов» добавляет, что склавины живут на огромной территории от Придунайской низменности до Днестра, а на севере — до Вислы. Анты же, «самые могущественные из них», населяют земли от Дне­стра до Днепра. При этом источники свидетельствуют, что между антами и склавинами нет большой раз­ницы. Так, Прокопий пишет: «Есть у тех и других и единый язык, совершенно варвар­ский. Да и внешностью они друг от друга ни­чем не отличаются».

Современники описывали и образ жизни славян. Прокопий Кесарийский пишет: «А живут они в жалких хижинах, располагаясь далеко друг от друга и каждый меняя насколь­ко можно часто место поселения». Император Византии Маврикий в своем «Стратегиконе» добавляет, что «живут они среди лесов, рек, болот и труднопреодолимых озер, устраивая много, с разных сторон, выходов из своих жи­лищ из-за обычно настигающих их опаснос­тей... Ведя разбойничью жизнь, они любят со­вершать нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых».

По мнению византийских авторов, славяне не были единым народом, так называли множе­ство племен, которые постоянно враждовали друг с другом. Так, Маврикий писал о славянах: «Пребывая в состоянии анархии и взаимной вражды, они ни боевого порядка не знают, ни сражаться в правильном бою не стремятся. Так как господствуют у них различные мне­ния, они либо не приходят к соглашению, ли­бо, даже если и соглашаются, то решенное тот­час же нарушают другие, поскольку все дума­ют противоположное друг другу и ни один не желает уступить другому». Каждое славянское племя возглавлялось вождем, но важные решения принимали все члены племени. Прокопий на этот счет писал, что склавины и анты «не управляются одним человеком, но издревле живут в народовлас­тии, и оттого у них выгодные и невыгодные де­ла ведутся сообща». Тот же византийский писатель Прокопий Кесарийский считал славян язычниками. По его мнению, они поклоняются богу — создате­лю молнии, рекам и нимфам, которым прино­сят жертвы и совершают при этом гадания.

В работах византийских авторов сохра­нилось известие о том, что в середине VI века анты были объединены под властью одной семьи — Идара и его сыновей Межамира и Келагаста. Такие союзы возникали, скорее всего, из-за внешней опасности или для того, чтобы осуществить крупный завоевательный поход. Может быть, только объединение антов в середине VI века способствовало тому, что они выдержали натиск новых кочевников с восто­ка — аваров. Авары были тюркским народом, пришедшим из Центральной Азии в степи Восточной Европы в 550-е годы и сразу же сумевшим заявить о себе как о серьезной си­ле. Авары покорили ряд кочевых народов в степях Северного Причерноморья, а во второй половине VI века их орды ворвались и в Цент­ральную Европу, подчинив себе склавинов и другие народы. В Паннонии, на территории современной Венгрии, авары создали свое государство — Аварский каганат, существовав­ший до конца VIII века. Каждую зиму авары приходили в земли славян и собирали дань, брали у них жен и де­тей... Не случайно в «Повести временных лет» сохранилось предание об аварах («обрах»), ко­торые «примучили» славян-дулебов. Если обрин (авар) собирался куда-нибудь ехать, пове­ствует автор Повести, то запрягал не коня или вола, а трех или четырех славянских женщин. Анты же не покорились аварам и продол­жали им сопротивляться. Впрочем, анты странным образом исчезают со страниц источ­ников в самом начале VII века и более уже под таким названием не появляются. Это, возмож­но, связано с тем, что анты уходят из этих мест куда-то на восток и на север.

Последствия вторжения аваров были чрез­вычайно важны: славяне, жившие по Дунаю и покорившиеся кочевникам, вместе с ними на­чали постепенно «выдавливать» греков (византийцев) с Балканского полуострова. В ре­зультате славяне сумели захватить большую часть Балканского полуострова. Одновременно те славяне, которые населя­ли территорию современной Польши, вместе с балтами двинулись на восток, на север нынешней России. Балты и славяне заселили терри­торию современных областей — Псковской, Новгородской, Ленинградской, Тверской, Смоленской, Московской в VI—VIII веках н.э. Причем на этих землях славяне обнаружили местное финно-угорское население, давно за­нимавшееся здесь земледелием и бортничест­вом (сбор меда диких пчел). Однако крупных военных столкновений между славянами и финно-угорскими племе­нами, видимо, не происходило, так как земли было много, да и меда хватало на всех. Так что происходило мирное смешение различных народов.

Славяне же, жившие между Днепром и Днестром, осваивали всю степную и лесостепную зоны Восточной Европы. Здесь славян­ские племена перемешивались с иранскими и тюркскими народностями, обмениваясь теми или иными навыками, обычаями, культурой. Успех этих передвижений для славян был очевиден: к VIII веку они заняли территорию от Эльбы на западе до бассейна Днепра на вос­токе, от Балтийского моря на севере до южной Греции на юге. Именно так славяне ответили на главный вопрос своего времени — жить или умереть? Они предпочли жить, а для этого на­до было завоевать пол-Европы.

Таким образом, в конце V—VIII веках сла­вяне под давлением обстоятельств (похолода­ние в Европе и нападение авар) расселяются на Балканы и в Восточную Европу. При этом они шли не большими массами, а отдельными пле­менами. А, учитывая то, что это расселение осуществлялось в разных направлениях и не в одно время, становится понятным различие в культуре и обычаях между этими племенами. Так, на севере Восточной Европы говорили на языке, который заметно отличался от языка «южан» — населения среднего Днепра. Кроме того, эти отличия усугублялись за счет кон­тактов племен с другими народами — балтами, иранцами и пр. Но, так или иначе, к VIII ве­ку уже четко выделяются три большие группы славян: южные славяне (предки сербов, хор­ватов, болгар, словенцев), западные славяне (предки поляков, чехов, словаков) и славяне восточные (предки русских, украинцев и бе­лорусов). В свою очередь, внутри этих групп существовали такие различия, которые поз­же обернутся выделением из них отдельных народов.

 

1.4. Славяне на работе и дома.

В VIII—IX веках славяне занимали обшир­ную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев рек Прут, Днестр, Южный Буг на юге, от Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. При этом на севере этой территории плотность населе­ния была очень низкой, и большинство славян осели по рекам Днепр, Днестр, Прут, то есть на юге, в зоне лесостепи и лиственных лесов. Но даже и на юге население было незначитель­ным. Это и понятно, ведь территория Восточ­ной Европы огромна, а людей здесь жило не­много. До XII века население Восточной Евро­пы, несомненно, увеличилось, но север так и остался малонаселенным. Как правило, славяне предпочитали се­литься по берегам рек, где они получали мно­гочисленные выгоды от торговли, или в труд­нодоступных местах — болотах и лесах, где их не тревожили воинственные кочевники. Та­кая же ситуация сохранялась и в XII веке: ес­ли посмотреть на карту, где нанесены все населенные пункты, то больше всего их по берегам рек — Днепр, Днестр, Ока и т. д. В VIII—IX веках древние славяне жили не­большими группами или, как говорят, «гнедами» по пять-шесть поселений. Причем если поселения разделяли всего несколько киломе­тров, то между «гнездами» могли быть десят­ки километров. В результате славянские деревни были разбросаны по весьма обширной территории.

В X—XII веках население Восточной Евро­пы росло, поселений славян становилось все больше, появились разные виды этих поселе­ний: погосты, села, деревни. Погостами первоначально назывались крупные села, где велась торговля, куда свози­лись налоги с округи и которые были админи­стративными центрами обширной территории. Обычно здесь находились церковь и кладбище (поэтому кладбище часто называют «погос­том»). Второй вид поселений — село. Первона­чально в селах жил боярин со своими слугами. Кроме того, в селах всегда была церковь, так как село было центром церковного прихода. Позже здесь начали располагаться и зависи­мые крестьяне со своим хозяйством. Третьим видом поселений является деревня или весь. Это самое маленькое поселение — всего в не­сколько дворов, где жили крестьяне.

Однако постепенно в Восточной Европе становилось все больше и больше городов. Некоторые из них были основаны норманнами, некоторые представляли собой разросшиеся села, а некоторые были когда-то убежищами местного крестьянского населения на случай нападения врагов. Городом (родственные сло­ва «огораживать», «жердь») называлось лю­бое укрепленное поселение или крепость («де­тинец»), причем вокруг него обычно также жили люди (пригород). К древнейшим городам относятся Киев, Смоленск, Муром, Изборск. Существовали также дружинные центры, где жили, как пра­вило, норманнские князья со своей дружиной: Рюриково городище (около Новгорода), Ладо­га, Гнездово (около Смоленска).

Дома древних славян представляли собой полуземлянки, то есть деревянный каркас, врытый в землю примерно на метр и обмазан­ный глиной. Двускатная крыша этого примитивного жилища почти касалась кромками земли. Внутри такого дома был каменный очаг — печь, которую топили «по черному» (то есть не было трубы и дым шел прямо в комна­ту). Помещались в таком доме не более шести человек. Позже, с образованием Древнерусского го­сударства в X веке, распространились дере­вянные срубные постройки — избы (от слова «истопка», «топить», что указывает на нали­чие в ней печи). Кроме теплого помещения эти жилища обычно имели холодное — «клеть», служившую кладовой или летней спальней. Свет в избы поступал через оконца, которые закрывались простой доской — стекло и слюда встречались крайне редко. Княжеские палаты («хоромы») могли быть двухэтажными и включали в себя также и другие помещения: гридницы, служившие па­радными залами, терема, то есть сени особой шатровой формы и т. д.

Представим себе людей той далекой эпохи, и начнем с одежды. Летом мужчины носили льняную рубашку-косоворотку, узкий кожа­ный пояс и льняные штаны, заправленные в высокие сапоги (черевы). В деревнях вместо сапог предпочитали носить лапти. Любопыт­но, что в такой незамысловатой одежде до кон­ца X века ходили не только крестьяне, но и норманнские князья. Зимой жители холодной Руси поверх льняной одежды надевали шер­стяной кафтан (свита) и шубу. При этом, видимо, большая часть населе­ния могла позволить себе только лапти, холстяную рубашку да свиту. Женщины летом наряжались в сарафан или льняную рубашку с шерстяной юбкой (по­невой), а зимой сверху надевали шубу (кто по­богаче) или полушубок (кто победнее). Очень распространены были шали. Голову женщины покрывали платком, но в особо торжествен­ных случаях — кокошником или кикой (по­вязка в форме открытой короны). С XI века одежда стала разнообразнее, что было связано с византийским и западноевропейским влиянием. Например, князья и бояре предпочитали шикарные мантии (корзно), сделанные из шелка (паволока) или парчи (аксамит). Очень модными были также зеленые сафьяновые сапоги, отороченная мехом шапка и, конечно, драгоценности, которые носили не только женщины, но и мужчины. Впрочем, так одевались единицы.

Чем питался наш среднестатистический славянин, точно не известно: слишком мало источников свидетельствует об этом. Однако в памятниках письменности постоянно упоминается хлеб и мясо в качестве обычных продуктов питания. Кроме того, часто ели овощи, выращиваемые на огородах. Запивали все это медом или квасом — слабоалкогольными напитками, которые, впрочем, потреблялись в огромных количествах. Так, в «Повести временных лет» в уста князя Владимира Святославича вкладывается, видимо, довольно распространенная поговорка: «Руси есть веселие пить, не можем без того жити».

Теперь посмотрим на «типичного представителя» славянского племени во время работы. Нанимались славяне в основном охотой, бортничеством (сбор меда диких пчел) и рыболовством, а также земледелием. Земледелие особенно процветало на юге, где черноземные почвы да­вали богатые урожаи ячменя, ржи, пшеницы. При этом техника земледелия была весьма примитивной. Для начала выжигалась трава и образовавшаяся зола удобряла почву. Следующие несколько лет этот участок активно использовался, после чего земледельцы переходили на другой участок. На севере же проделывали то же самое, только сжигали деревья. В результате славянское население было крайне подвижно всю жизнь пребывая в поисках новых земель.

Земли в Восточной Европе было так много, а населения так мало, что это провоцировало славян использовать самые примитивные методы земледелия. Вот если бы каждый должен был сидеть на своем небольшом участке, то он бы придумал как сделать его урожайным в течение многих лет. Но вместо этого человек приходил на землю, выжимал из нее все, можно, и уходил в другое место. Помимо земледелия обычным делом было скотоводство: недаром одним из самых почитаемых славянских богов был Велес — покровитель скота. Лошади, овцы, коровы неизменно присутствовали в древнерусских деревня или княжеских дворах.

В целом славянин VIII—X веков представлял собой довольно жалкое зрелище. Дом - полуземлянка, скудный рацион, постоянная необходимость передвигаться с места на место — все это говорит о диком еще состоянии наших предков в период образования Киевской Руси. Только в XI—XII веках славянин приоделся, поселился в избе и начал больше есть. Однако меньше передвигаться он не стал, да и благо­получие его было весьма относительным.

 

1.5. Истоки слова «Русь».

«Русь», «Россия», «русский» — слова, ко­торые используются нами очень и очень часто. И это естественно: «Русь» — историческое на­звание нашей страны (точнее Великая Русь, а ведь есть еще Малая Русь — современная Ук­раина, и Белая Русь — современная Беларусь), «Россия» — современное название, а «рус­ские» — нация, которая составляет здесь боль­шинство населения. Нетрудно заметить, что эти слова однокоренные, и восходят они к кор­ню «рус». Однако почему именно это сочета­ние букв стало обозначать целую нацию и тер­риторию, на которой она проживает?

Названия различных стран и народов про­изошли либо от имени какого-нибудь человека, либо от наименования древних племен, когда-то живших там, либо они указывают на климат страны, какие-нибудь природные объекты... Так, Американский континент назван по имени мореплавателя Америго Веспуччи, который пер­вым догадался, что земля, открытая Колумбом, не является Индией, а представляет собой от­дельный континент. В свою очередь, хан Но-гай дал имя ногайцам, хан Узбек — узбекам, а известный деятель освободительного движе­ния в Южной Америке Симон Боливар, конеч­но, — Боливии. Такие страны, как Исландия, Гренландия или Норвегия были так названы по климатическим признакам (соответственно «страна льда», «зеленая страна», «дорога на север»). А наименования других современных государств восходят к названию племен, жив­ших там: Франция от племени франков, Бель­гия — белгов, Англия — англов, Саксония — саксов и т.д. А как же быть с Россией?

На территории Восточной Европы в древ­ности проживало немало крупных народнос­тей — финно-угорские племена, славянские, балтские, а на юге также иранские и тюрк­ские. Однако, по всей видимости, позднее на­звание этой земли — Россия или Русь — не восходит к этим этносам. Существует большое количество гипотез о происхождении слова «Русь», но сейчас наука склоняется к тому, что это производное от скандинавского слова, означающего «гребцы боевого корабля». Судя по всему, русами в древности называ­ли скандинавов или норманнов, которые на своих длинных военных судах совершали экспедиции вглубь Восточной Европы еще в сере­дине I тысячелетия нашей эры.

Однако возникает вопрос, почему именно этот народ дал свое имя государству, где жили люди совершенно иного происхождения? А де­ло в том, что норманны или, как их называли в Византии и на Руси, «варяги» (они же ви­кинги или шведы) еще в VI веке н.э. начали торговать с прибалтийскими народами, а по­том и с народами севера Восточной Европы. Вскоре территория Восточной Европы стано­вится местом оживленных торговых отноше­ний. Торговый путь через земли, населенные славянами, балтами и финно-уграми, связы­вал Ближний Восток со Скандинавией, Герма­нией, Францией, Англией. Разоренная после Великого переселения народов Европа остро нуждалась в драгоценных металлах — золоте и серебре. Арабские серебряные монеты — дирхемы — в VIII—IX веках стали основным товаром, поставлявшимся с Ближнего Восто­ка в Западную и Северную Европу. В свою оче­редь, из Европы в Азию везли оружие — зна­менитые франкские мечи. Арабские купцы доставляли свои товары по суше или по Каспийскому морю в низовья Волги, то есть на территорию Хазарского ка­ганата, а оттуда уже еврейские купцы везли их на север, в земли волжских булгар (туда, где сейчас находится г. Казань). Сюда же с да­лекого севера приплывали лодки, груженные пушниной, рабами, янтарем и оружием; а хо­зяевами всего этого добра были норманнские купцы. Именно они — вечные искатели при­ключений — могли совершить подобное фан­тастическое путешествие из Скандинавии в Поволжье и обратно... Этот торговый путь обычно называют Волжским, но на террито­рии нынешней России, Украины и Беларуси таких путей было много. Пожалуй, самый из­вестный из них шел по Днепру на юг, связы­вая Скандинавию и Византию. Он так и стал называться: «путь из варяг в греки».

Конечно, торговые отношения, развиваю­щиеся в Восточной Европе, не могли не затронуть местное население. Подчас это население само становилось предметом торговли (рабы), но гораздо чаще оно играло немаловажную роль в торговых отношениях в Восточной Ев­ропе. Славяне, бал ты, финно-угры добывали пушнину и янтарь, снабжали норманнских купцов продовольствием, питьевой водой, чи­нили лодки и т. д. Постепенно скандинавских «находников» становилось в этом регионе все больше и боль­ше, и они начали основывать свои поселения, так называемые «viki». Так, еще в середине VIII века появилась Старая Ладога (сейчас не­большое село), потом Тимерево (у Ростова Ве­ликого), Гнездово (у Смоленска). В эти города — центры торговли — потянулось и местное на­селение, получавшее от этого различные выго­ды. Норманны также были заинтересованы в «аборигенах», ведь сами они не занимались зем­леделием и ремеслом. В результате эти города имели смешанное шведско-славянское или шведско-финское население и являлись не только торговыми центрами, но и местом культурного обмена между разными народами. В торговлю вовлекались и собственно местные  города — славянские (например, Изборск) или финно-угорские (например, Муром). Впрочем, отношения скандинавов и мест­ного населения не были столь безоблачными, как кажется. Местное население должно было платить иноземцам дань, как тогда говорили, «мира деля» (то есть ради мира): либо вы пла­тите, либо мы идем на вас войной. Однако мест­ные жители и сами наживались за счет того, что через их земли проходили торговые пути, и поэтому отношения в основном были мирными.

Таким образом, торговля и разбой в VIII— IX веках были главным интересом норманнов в Восточной Европе. С процессом расширения торговли во второй половине VIII века на этой территории начали появляться скандинав­ские неукрепленные поселения — «viki», на­селение которых было смешанным. В торговле активно участвовало и местное население, что способствовало развитию здесь культуры, ре­месла, производства и пр.

Постепенно к началу IX века какая-то часть норманнов осела на территории севера Восточной Европы, в районе Новгорода Вели­кого и озера Неро (около Ростова Великого). Выгодность торговли и нормальные отноше­ния с местным населением не могли не при­вести скандинавов к мысли о создании здесь, в Восточной Европе, государства. И дейст­вительно, в западноевропейских хрониках 839 года есть упоминание о послах народа «рос» и его «кагана», и что послы эти оказались скандинавами. «Каган» же — это выс­ший титул степных народов, в том числе и ха­зар — жителей самого сильного государства в регионе.

Существует гипотеза, что в первой полови­не IX века на севере Восточной Европы могло существовать норманнское государство, воз­главляемое каганом — «Русский каганат». Впрочем, это было нестабильное образование, держащееся только на торговых интересах. Кроме того, население этих районов было раз­розненно — деревушки находились друг от друга в десятках и даже сотнях километров, и многие могли даже и не знать о каких-то нор­маннах. Государством это назвать никак нель­зя. Было ли в IX веке только одно такое «госу­дарство», или их было несколько — мы не зна­ем. Как ничего не знаем и об их судьбе...

Норманны сыграли немалую роль в появ­лении Древнерусского государства. Где-то к концу IX века наметился еще один торговый центр — Киев. Раньше эти районы принадле­жали Хазарскому каганату и норманны не могли здесь развернуться. Но к этому времени каганат начал уже сдавать свои позиции, вы­дыхаться, его границы терзали кочевники (венгры и печенеги), и Среднее Поднепровье — Киевщина — постепенно «уплыло» из его рук. Здесь появились новые хозяева — скандина­вы. Конечно, к этому времени они уже весьма «ославянились»: поклонялись местным богам, перенимали обычаи и традиции. Но именно им — этим полуварягам-полуславянам, с при­месью финской крови — уже в X веке суждено было создать первую династию киевских кня­зей: Рюриковичей. Таким образом, к концу IX века норманны осели в Среднем Поднепровье, в районе Киева. Здесь в конце IX—X веке и формировалось го­сударство Киевская Русь. Возглавила это госу­дарство норманнская династия Рюриковичей, а так как норманны были больше известны как «русы», то и государство получило название «Русь». С XV же века наша страна на визан­тийский манер начала называться «Россия». Киев с X века становится центром формиру­ющегося Русского государства. Одновременно скандинавы, правившие славянами, постепен­но перенимали их культуру, сливались с ними, в общем становились совершенно «нашими».

 

2.     Составление  родословной.

 

Родословная – это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них. Родословные бывают разные.

Смешанная восходящая родословная получается в том случае, когда запись поколений начинает­ся с себя (это первое поколение, раньше говорили "колено". Ваши мать и отец - второе, родители каждого из них, т.е. ваши бабушки и дедушки - третье, и т.д. Такая родословная называется смешанной, потому, что в ней записываются и мужчины и женщины. Восходящей потому, что запись восходит ко все более восходящим от нас поколениям. Мужская восходящая родословная – это запись поколений с себя, в которую записываются только прямые предки-мужчины.

Смешанная нисходящая родословная не случайно называется древом рода. В ее корнях помещают предка - родоначальника. Родословная охватывает все потомство родоначальника, происшедшее как от его сыновей, так и от дочерей. Она включает большое количество родов, поэтому в ней можно видеть общую картину жизни и деятельности ро­да в течении столетий. Крону такого родословного дерева венчают самые младшие потомки. В мужских нисходящих родословных указываются все потомки опре­деленного родоначальника, которые произошли от мужчин данного ро­да.

Составление смешанной восходящей родословной. Составление вашей родословной лучше всего начинать со смешан­ной восходящей родословной. Если вы составите только вашу смешанную родословную, то и тог­да это будет большим делом не только для вас, и для вашей семьи, но и для истории.

  • Во-первых, потому что этот  вид  родословной  обычно  начинают составлять по памяти живых членов рода, т.е. по памяти ваших пап, мам, бабушек и дедушек. Значит, пока не надо ходить в библиотеки, архивы, искать и изучать книги и исторические документы.
  • Во-вторых, потому что смешанная восходящая родословная - это первоначальный вид родословной. Без нее нельзя начинать состав­лять родословную.

С самого начала надо завести хорошую папку. Это может быть скоросшиватель, папка для бумаги еще лучше, если она будет с открывающимися замками. Затем надо заготовить 2-3 десятка конвертов, чуть больше листа писчей бумаги. Конверты надо подшить в папку открывающейся стороной вверх. В эти конверты надо вкладывать семейные документы, фотографии, письма, т.е. все документы, на которых нежелательно де­лать дырки для подшивания. По мере накопления материала на конвертах делаются надписи карандашом о том, какие документы лежат в этих конвертах. Еще лучше если конверт будет прозрач­ный, например полиэтиленовый. Лучше не пользоваться клеем и липкими лентами, поскольку они со временем сильно подпортят ценные документы.

Сбор сведений. Начинать надо с хорошо известного - с самого себя. Вы представляете со­бой начальную веточку семейного древа. Узнайте у пап, мам, бабушек и дедушек фамилии, имена и отчества их родителей, бабушек и дедушек, а может быть даже прабабушек и прадедушек. Когда речь идет о женщинах, узнайте также их девичьи фамилии. В этом случае запись делается примерно так: "Анна Федоровна Ивано­ва, урожденная Васильева". Расспрашивать следует всех старших членов семьи. Если их слова не совпадают, надо попытаться, чтобы они сошлись на чем-нибудь од­ном. Если все же мнения разошлись, то следует записать мнение каж­дого. При каждой записи необходимо ставить дату, когда вы ее сделали и с чьих слов. Искать информацию можно в документах, свидетельствах о рождении и смерти, заключении брака, дневниках, письмах, записных книжках, на оборотах фотографий и в альбомах с фотографиями, в вырезках газет. Все эти сведения записываются на отдельном листе под заглавием "Список № 1". Нужно позаботиться о том, чтобы  каж­дая фотография на обороте была подписана: кто на ней изображен, где и когда. Фотографии следует подписывать карандашом.

            Затем, у всех старших членов семьи нужно узнать имена, от­чества и фамилии их братьев, сестер, а также их мужей, жен, детей, по возможности еще и родителей их мужей и жен. Короче говоря, всех дальних родственников, "которых знают и помнят старшие члены вашей семьи. Все, что удастся узнать, запишите.  Когда вы будете собирать сведения о  ваших  родственниках, записывайте любые воспоминания о жизни и поступках  старших  чле­нов вашей семьи, разных случаях. Для истории могут  быть  инте­ресными даже самые неправдоподобные семейные легенды. Есть семьи, где говорят, что в домах их предков водились приведения или происходили другие загадочные явления. В других семьях помнят о необыкновенных венчаниях, крестинах и похоронах. Есть семьи, где существуют предания, что члены рода участвовали в легендар­ных походах (Ермака, Хабарова и др.) или восстаниях (Разина, Пугачева, Болотникова и др.). Интересными могут быть воспоми­нания старших членов семьи о коллективизации и индустриализации, об урожаях и неурожаях, о войне, о целине, о  целинниках, всем, что пережили ваши мамы, папы, бабушки и дедушки.

Графическое изображение родословной. Есть несколько способов графического изображения родослов­ной, в их числе и в виде графического круга, в центре которого вы помещаете себя, а в следующих кругах - все более отдаленных предков. Однако, при этом способе не очень четко видны связи между членами рода. Гораздо более распространено изображение родословной в виде таблицы, со связями снизу вверх  или сверху вниз, которые обозначают связи прямого родства. Связи по горизонтали обозначают супружеские связи и обозна­чаются знаком бесконечности. Нарисуйте эту таблицу на большом листе бумаги в клетку или на листе миллиметровой бумаги. Возьмите "Список № 1" и по не­му попробуйте ее заполнить.

Мужские имена вписывайте в квадраты (треугольники), жен­ские имена - в кружочки (овалы). Эти символы можно раскрасить» двумя определенными цветами. Если таблицы выполнены графически правильно - каждое поколе­ние расположено строго по одной горизонтали — то тогда четко и наглядно отражаются структура и родственные связи внутри рода. Слева в таблице вы проставите римскими цифрами номера поко­лений - I , II , III и т.д.; а арабские цифры в кружочках - это порядковый номер члена рода. В каждом поколении теоретическое число предков данного лица удваивается.

Художественно оформленные генеалогической таблицы, кроме имен, способно вместить очень мало биографических сведений. Что­бы записать как можно больше информации о каждом предке, соз­даются родословные росписи. Фактически роспись - это словесный пересказ таблицы. Номер поколения (римские цифры) помещают посредине листа в виде заголовка . В начале первой строки пишут порядковый номер по родословной таблице и записывают такие сведения отдельно по каж­дому человеку :

  • Фамилия  имя, отчество.
  • Число, месяц, год и место рождения.
  • Где похоронен (для умерших)
  • Имена, отчества отца крестного и крестной матери.
  • Сословие.
  • Место и места жительства и в какие годы.
  • К какому вероисповеданию был отнесен при рождении или позже.
  • Где воспитывался, какое образование получил.
  • Место работы или службы, звания и должности.
  • Участвовал ли в войнах, сражениях, где, когда.
  • Какие имеет награды (знаки отличия, медали, ордена).
  • Фамилия, имя, отчество жены (мужа).
  • Если человек  вступил брак несколько раз, указывается так; 1)1955 г., 2)1968 г.
  • Имена и даты рождения детей (число, месяц, год).

 

Не забывайте после каждого записанного вами сведения делать по метку, от кого оно получено (фамилия, имя, отчество), и дату  за­писи. Не огорчайтесь, если не сможете найти сведения по всем пунктам. Полные сведения о каждом человеке удается собрать очень редко. Не расстраивайтесь и не отчаивайтесь, если вам покажется, что работа по составлению родословной идет медленно. Это нормально. Радуйтесь тому, что уже сделано: это прекрасно, ведь раньше ничего не было.

Тем из вас, кем овладеет исторический азарт и желание загля­нуть в историю вашей семьи на фоне истории страны и мира за 3-4 века, можно начать работу с нисходящей родословной. Вам необходимо будет обратиться к таким опубликованным материа­лам, как многочисленные справочники, содержащие сведения соста­ве дворянских и купеческих семей, жителей городов и государствен­ных чиновников. Военное и морское ведомство публиковали списки и биографии солдат и офицеров корпуса. Выходили губернские и ведом­ственные памятные книжки и адреса-календари и многое другое. И в каждом из них вы можете найти богатый фактический материал об от­дельных людях.

Термины родословной. Для всякой работы по генеалогии важно  употребление  терминов, определяющих степень родства, Некоторая из них,  как  распростра­ненное в быту "предок", имеет общее значение: предком может  быть любой человек из родословной. Но есть термины, четко определяющие степень родства между людьми, и они должны употребляться лишь в своем значении:

  • свекровь мужа - мать мужа
  • теща - мать жены
  • сноха - жена сына
  • золовка - сестра мужа
  • деверь - брат мужа
  • шурин - родной брат жены (деверь и золовка жене, что шурин своячнице мужу)
  • свояк - муж своячницы (женатые на двух сестрах - свояки)
  • невестка - жена брата (жены двух братьев друг другу невестки)
  • племянник - сын брата, сын сестры племянница - дочь брата, дочь сестры
  • свекор - отец мужа
  • тесть - отец жены
  • зять - муж дочери, муж сестры, золовкин муж
  • тетя - сестра отца или матери (тетя по отцу или тетя по матери)
  • дядя  - брат отца или матери (дядя по отцу или матери)

У всех без исключения народов молодому поколению внуша­ют уважение к старшим, но еще более того — любовь к матери.

  • Дерево не растет без корней (поговорка народа саха).
  • Слово матери со дня морского камень поднимет (чувашская поговорка).
  • Ежедневно угощай свою мать блинами, испеченными на ладони, и то за всю жизнь свою не сможешь ей вернуть долг, не сумеешь пол­ностью отплатить трудом за труды, добром за добро, заботой за за­боту (чувашская поговорка).
  • Родительский дом — Золотая колыбель. Родная деревня — Добрая вселенная (из плача чувашской невесты).
  • «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или свое­корыстна в сравнении с нею!.. Ее высочайшее счастье видеть вас подле себя, и она посылает вас туда, где, по ее мнению, вам весе­лее; для вашей пользы, вашего счастья она готова решиться на всегдашнюю разлуку с вами». (В.Г.Белин­ский).

3.     Имянаречение.

 

Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, ра­достным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденного у многих народов устраивались праздники, высказывались разного рода благопожелания. Ново­рожденному мальчику желали: «Будь, как отец, крепок, силен, тру­долюбив, гож пахать, топор в руках держать и лошадью управлять», а девочке — «Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать». Эти благопо­желания — программы воспитания и развития ребенка на долгие годы вперед. Под стать этим пожеланиям должно было быть и имя.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они вери­ли, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел боль­шое значение и рассматривался как обряд. В Древнем Риме мудрецы, владевшие секретами черной магии полагали, что судьбу того или иного человека можно перевернуть, написав его имя «вверх тормашками». Считалось также, что, изменив имя, можно внести поворот в судьбу. Этот обычай сохранился до наших дней, в виде перемены своей фамилии на фамилию мужа женщиной во время бракосочетания. Таким образом, она как бы объявляет, что у нее начинается совершенно иная, новая жизнь. С надежной на большее везение, достижение успеха и  славы подбирают себе псевдонимы люди творческого труда. Выдающийся русский философ и ученый П.А. Флоренский писал в одном из своих трактатов:  «Существует тайная и необъяснимая гармония… между именем человека и событиями его жизни… Имя – тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность».

Но не только имя в целом – каждая его отдельная буква, по мнению ученых имеет свою психологическую характеристику, влияющую на подсознание людей. Буквы, в свою очередь, соотносятся с цифрами. Астрология помогает свести психологические картинки букв и цифр в систему, описать их через образы планет и знаков Зодиака. Хотя прямого соответствия между ними нет.

А - Открытость и размах, величие и сила. Авангард, поток энергии, красно-алый. Знаки: Овен и Лев, в меньшей степени Стрелец.

Б - Давление и объем, полнота и упорство. Переполнение потенциала.  Цвет: насыщенный желто-зеленый. Знаки: Телец, в меньшей Рыбы.

В - Влияние и выявление, влечение и овладеванне. Слияние внутреннего с внешним. Цвет: светло-бирюзовый. Знаки: Телец и рыбы, в степени Весы и Водолей.

Г - Неожиданность и резкость, энергия и разум. Радикальный поворот. Цвет: очень яркий оранжево-коричневый. Знаки: Овен и также Козерог и Водолей.

Д – Добротность и доброта, созидание и опора. Утверждение данного. Цвет: сине-коричневый. Знаки: Телец, Лев, Козерог, меньше Стрелец.

Е – Инертность и гибкость, нежность и внимание. Естественность перемен. Цвет: светло-зеленый. Знаки: Рак и Дева, меньше Телец.

Ж - Сжатие и извержение, мощь и нагромождение. Торжество страсти. Цвет: темный багрово-оранжевый. Знаки: Лев и Скорпион.

З – Злость и пронзительность, резкость и разрыв. Сила анализа. Цвет сине-зеленый, с металлическим отливом. Знаки: Дева, Скорпион, в меньшей степени Овен и Близнецы.

И - Отстраненность, идеальность, замирание и удаление. Цвет: сине-голубой. Знаки: Стрелец, Водолей и Рак.

К – Краткость и подвижность, очерченность и конкретность. Быстрота определения. Цвет бежево-коричневый. Знаки: Весы, Близнецы, Дева.

Л – Плавность, гладкость, чистота, прохлада. Гармония идеала. Цвет: матово-белый. Знаки: Водолей и Рак, в меньшей степени Весы.

М – Мягкость и пассивность. Умеренность и медлительность. Растворение в природном. Цвет: матово-зеленый. Знаки: Рыбы, Телец, Весы.

Н – Нейтральность и уравновешенность. Достоинство и уверенность. Внутренний уровень. Цвет: матово-бежевый. Знаки: Лев и Весы, в меньшей степени Телец и Рыбы.

О – Простота и обаяние, округлость и полнота. Охват целого. Цвет: желтый. Знаки: Телец и Лев, меньше Весы.

П – Приглушенность, спокойствие, покровительство и приятие. Покой порядка. Цвет: пастельно-болотный. Знаки: Весы, Дева и Козерог.

Р – Напор и преодоление, угроза и могущество. Утверждение силой. Цвет: рубиново-красный. Знаки: Овен, Лев, Козерог, меньше Скорпион.

С - Острота, восприимчивость, устремленность, эстетизм. Интенсивность поиска. Искристо-синий цвет. Знаки: Стрелец и Рак.

Т – Требовательность и определенность, строгость и контроль. Точка опоры. Цвет: темно-серый. Знаки: Дева и Козерог.

У – Глубина, длительность, погружение и сожаление. Мудрость смирения. Цвет: глубокий зеленый. Знаки: Рыбы и Телец.

Ф – Вывертывание и смешение, непонятность и одурманивание. Трансформация форм. Цвет: темно-изумрудный. Знаки: Рыбы и Скорпион.

Х – Сухость и глухота, затаенность погашенность. Сохранение энергии. Цвет охры. Знаки: Дева и Скорпион.

Ц – Дистанция, холодность, трезвость, строгость. Оценочный принцип. Цвет: серебристо-серый. Знаки :Дева, Скорпион, Стрелец.

Ч – Чуткость и восприимчивость, членение и переключение. Причастность к отвлеченному.  Цвет: сине-фиолетовый. Знаки: Стрелец и Рак.

Ш – Широта и устрашение, тяжесть и притяжение. Ощутимость материи. Цвет: черный. Знаки: Козерог, меньше Лев.

Э – Указание и раскрытие, претензии и экстравагантность. Эстетизм энергии. Цвет: светло-оранжевый. Знаки: Близнецы и Лев, меньше Весы и Водолей.

Ю – Гибкость и ускользание, проникновение и понимание. Непрерывность обновления. Цвет: светло-изумрудный. Знаки: Рак и Водолей.

Я – Яркость и едкость. Активность и чувствительность, страстность энергии. Цвет: яркий розово-красный. Знаки: Стрелец, Скорпион, меньше Овен.

До принятия христианства у русских были имена, которые называли человека по какому-нибудь существенному признаку, внешнему или внутреннему. Также они могли происходить от названий животных, растений, или отражали появление новых членов семьи и отношение к ним. Например, такие имена, как: Косой, Рябой, Бел, Мал, Буян, Молчан, Дурак, Ждан, Волк, Заяц, Первуша, Третьяк и т. д. Были имена и другого рода – княжеские, возникшие на общеславянской или русской почве, например, наиболее характерными именами для мальчиков были: Добрыня, Владимир, Святослав, Любомир, Любомудр и др., а для девочек: Вера (уверенность, доверие, верование), Людмила (мила, любима), Надежда (надежда, опора, надежность) и др. У разных народов обряд имянаречения имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех. Естественно, верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем его достойным пред­ставителем. Для большей уверенности малышу давали то или иное имя-благопожелание, которое несло в себе какую-то добродетель: смелость, мудрость, славу, миролюбие, добро, веру и др.

С появлением христианства на Руси имянаречение стало при­вилегией церкви, т.е. новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. «Русские спешили крестить младенца, и чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда и в сороковой, так как эти числа напоминали в младенческой жиз­ни Иисуса Христа события обрезания и сретения. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память слу­чалась в день крещения. Крещение происходило у всех сословий в церквах, и в домах допускалось только по болезни или крайней слабости новорожденного, и непременно не в той комнате, где он рожден, так как та комната долгое время считалась оскверненной. ...При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался на всю жизнь».  Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, а день ангела, или имени­ны, праздновался каждым, кому позволяло состояние.

Наши предки были суеверны и очень боялись «сглаза», т.е. похвал родившемуся ребенку. Такими похвалами могли быть даже имена, например Клара — «светлая, ясная» (римск.) или Флор — «цветок» (римск.). Им казалось, назвать ребенка хорошим име­нем, а тем более красивым — это, значит, привлечь к нему внима­ние злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать ма­лыша Гнилозубом или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. И под прикрытием имени-оберега новорожденный будет спокойно расти и процветать... «Этот обычай очень древен, и свойствен он был далеко не толь­ко нашему народу. Еще в первые века христианства церковный мудрец Ориген советовал запутывать демонов: называть ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Еще умнее, ка­залось ему, то же самое имя перевести на другой язык: окрестили Хоздазатом («дар Божий»), а зовут Федором (тоже «Божий дар»); назвали по-гречески Хрисой, а кличут на латинском языке Аурелией. Оба слова значат одно — «золотая», ведь навряд ли злые духи хорошо знают иностранные языки...».

Вопрос, как назвать новорожденного, волнует многих родителей. В дореволюционное время эта проблема решалась очень просто: регистрация детей производилась только церковью, где и осуществлялся обряд крещения. Церковь имела особые книги – месяцесловы, или святцы. В месяцеслове на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом крещения предлагает на выбор несколько имен, которые обозначены в святцах на день рождения ребенка. Иногда по просьбе родителей священник может дать другое имя, которое не значится в месяцеслове на данный день. Этим объясняется тот факт, что имена, редко встречающиеся в святцах, в жизни можно встретить  довольно часто (Вера, Надежда, Любовь). После революции 1917 года регистрацию новорожденных стали вести отделы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы) и перед родителями встала проблема огромного выбора имен или даже изобретения нового имени. Пользуясь свободой выбора, родители давали детям весьма странные и нелепые имена, например, Дуб, Береза, Гвоздика, Сирень, Радий, Вольфрам, Иридий, Гранит, Рубин, Алтай, Гималай, Волга, Каир, Медиана, Гипотенуза, Турбина, Дизель, Комбайн, Ревдит (революционное дитя), Роблен (родился быть ленинцем), Даздраперма (Да здравствует 1 мая), Цас (Центральный аптьечный склад) и т. д. Судьба подобных имен одинакова: подрастает носитель такого имени и ставит вопрос о его перемене. Многие имена, распространенные на Руси в старину, теперь за­быты. Они дошли до нас благодаря тому, что закреплены в посло­вицах, поговорках, загадках и приметах.

 

  • Стоит Ермак, на нем колпак: ни щит, ни бран, ни поярковый. (Снег на пне.)
  • Идет Егор с высоких гор, ковром покрыт, скобой прибит. (Подснеж­ная вода.)
  • Гола Матрена для всех страшна, а лубком покрыта — для всех ходка. (Замерзшая река.)
  • Лежит Дороня (Дорофей), никто его не хоронит; а встанет, до неба до­станет. (Дорога.)
  • Дали голодной Маланье оладьи, а она говорит: «Испечены неладно».
  • Наш Мирошка ест и без ложки (подбирает крошки).
  • Наш Гришка не просит лишка.
  • Наш Тит и под лавкой спит.
  • Проживет Фаддей и без затей.
  • Исак русак, что ни дай, все прибирает.
  • Наш Иуда ест и без блюда.
  • Голодному Федоту и щи в охоту.
  • Рад Епифан, что нажил серый кафтан.
  • Фетинья стара, да Федоту мила.
  • Нашему Макарке все огарки.
  • У нашей Пелагеи свои затеи.
  • Сыта Улита, и хлеб цел.
  • Лакома Устинья до ботвиньи.
  • Горе, что муж Григорий; хоть бы болван, да Иван.
  • Наша Дунька не брезгунька, ест пряники и неписаные.
  • Наш Абросим есть не просит, а ест — не бросит.
  • Федул, что ты губы надул?
  • Поживешь — и Кузьму отцом назовешь.
  • По бороде Авраам, а по делам хам.

 

Если славянин или славянка с рождения были названы славянским именем, то обряд наречения проводить не нужно. Конечно, если нет необходимости наречь новым именем. Если же человек не был крещён или приведён к какой-либо другой чужой вере, то обряд наречения проводят следующим образом. Нарекаемый стоит лицом к Свещенному Огню. Жрец трижды окропляет родниковой водой лицо, чело и темя, произнося слова: "Яко тоя вода чиста, тока будет чисто лице; яко тоя вода чиста, тако будут чисты мысли; яко тоя вода чиста, тако будет чисто имя!". Затем жрец отрезает прядь волос у нарекаемого и кладёт их в Огонь, произнося при этом шёпотом новое имя. До того, как человек получит имя, никто, кроме жреца и нарекаемого не должен выбранное имя знать. После этого жрец подходит к человеку и громко произносит: "Нарцемо имя тебе...(имярек)". Итак трижды. Жрец даёт наречённому горсть зерна для принесения требы и братину сурьи для поминовения предков. Славянин, который был до этого крещён, либо был приведён к какой-либо другой чужой вере, должен сначала пройти обряд очищения. Для этого усаживают человека на колени на колоду (он не Должен касаться коленями земли), обводят это место замкнутым кругом. Перед тем, как сесть в круг, нарекаемый снимает с себя одежду, обнажаясь по пояс. Круг чертится ножом, который потом оставляют в земле до окончания обряда. Как правило, перед началом наречения бросают жребий: достоин ли человек такой чести получить Славянское имя и перейти под покровительство Предков. Делается это следующим образом: жрец, стоя за спиной нарекаемого, трижды взмахивает топором над головой последнего, стараясь слегка коснуться лезвием волос. Затем бросает топор на землю за своей спиной. Если лезвие упавшего топора указывает на нарекаемого, то продолжают обряд. Если нет - откладывают наречение до лучших времён. Итак, если жребий выпал удачно, то нарекаемому слегка омывают голову родниковой водой, обносят посолонь огнём, осыпают зерном, делая очистительные движения руками. Очищение проводит жрец или трое жрецов. Обходят нарекаемого посолонь по кругу, держа свои правые руки над его головой. В это время они протяжно возглашают клич Той" - три раза. Подняв руки к небу, торжественно восклицают: "Нарцемо имя тебе...", далее произносится имя, выбранное общиной (по согласованию со жрецами), или имя, которое нарекаемый выбрал себе сам (опять же по согласию жрецов). И так восклицают три раза. Круг разрывается, наречённому дается горсть зерна для его первого жертвоприношения и ковш с мёдом для поминовения предков, под чьё покровительство он теперь переходит.

 

 

 

4.       Значение имен.

 

Агата, Агафья (греч.) — добрая, хорошая. (Название полудрагоценного камня агат).

Алевтина (греч.) — чуждая дурного.

Александр (рус.) — Алекс (защита) и андр (мужской)  т.е. «мужезащитник» (смелый воин).

Алексей (греч.)  —  защитник, охранитель.

Анастасия (греч.) — воскресение. Первоначальное значение — переселение.

Анатолий (греч.) — восточный.

Андрей (греч.) — мужской, мужественный.

Анфиса (греч.) — цветущая.

Афанасий (греч.) — бессмертный.

Богдан (рус.) — данный Богом.

Вадим (рус.) — смутьян, спорщик.

Валерий (рус.) — здоровый, сильный.

Варвара (греч.) — дикарка.

Василий (греч.) — царский.

Василиса (греч.) — царица.

Вера (рус.) — вера.

Виктор (рус.) — победитель.

Виталий (рус.) — жизненный.

Вячеслав (слав.) — более славный.

Галя – кошечка.

Геннадий (греч.) — родовитый.

Георгий (греч.) — земледелец.

Дмитрий (греч.) — принадлежащий Деметре, богине земли.

Евгений (греч.) — благородный.

Екатерина (греч.) — чистая, непорочная.

Елена (догреч.) — избранная, светлая.

Зоя (греч.) — жизнь.

Иван (Йоханаан) (древнееврейский) — «Божий дар».

Игорь (сканд.) — воинство, сила.

Кирилл (греч.) — господинчик, барчонок.

Клавдия (римск.) — хромая.

Клара (римск.) — светлая, ясная.

Константин (римск.) — сын постоянного.

Леонид (греч.) — сын льва, из львиного рода.

Любовь (рус.) — любовь.

Людмила – милая людям.

Максим (римск.) — величайший.

Марина (римск.) — морская.

Мария (евр.) — горькая.

Михаил (евр.) — богоподобный, божественный.

Наталия (римск.) — родная, дарованная.

Никандр (греч.) — победоносный муж.

Никита (греч.) — победитель.

Николай (греч.) — победитель народов.

Олег (сканд.) — священный.

Ольга (сканд.) — священная.

Павел (римск.) — малыш, маленький.

Прасковья (греч.) — канун праздника.

Петр (греч.) — камень.

Прохор (греч.) — запевала.

Раиса (греч.) — покорная, уступчивая.

Родион (греч.) — розовый.

Роман (рус.) — римский.

Сергей (рус.) — высокий.

Софья (греч.) — мудрость.

Тамара (евр.) — смоковница.

Татьяна (греч.) — устроительница.

Тимофей (греч.) — богобоязненный.

Фаина (греч.) — сияющая.

Федор (греч.) —  «Божий дар».

Филипп (греч.) — любитель коней.

Флор (римск.) — цветок.

Фома (евр.) — близнец.

Фрол (рус.) — цветок.

Юля – пушистая.

Юрий (слав.) — земледелец.

 

Сегодня возрождается в стране один из веселых и интересных молодежных праздников, введенных указом Петра I при открытии Московского университета, — Татьянин день. (По православному календарю 25 января — день му­ченицы Татьяны и с нею в Риме пострадавших, день ангела, день именин всех Татьян). Татьянин день, именины женщин, которых зовут Татьянами. У каждого человека есть не только его рождения, но и день именин, т.е. день того святого, в честь которого ему дали имя и который является его покровителем. 25 января считали днем святой Татьяны. В этот день ее причислили к лику святых. Давным-давно, 1700 лет назад, в римский храм бога солнца Аполлона привели некую Татьяну, чтобы заставить поклоняться не Иисусу Христу, а языческому божеству. Но она не изменила своей вере, продолжала молиться Иисусу Христу. От ее молитв идол упал и разбился. Татьяну мучали, но не сломили. Тогда ее казнили. Христианская церковь стала считать Татьяну святой, а 25 января - днем ее памяти. Ее  почитают за преданность Иисусу Христу, за стойкость и за то, что она отдала жизнь за свою веру.

С XVIII в. этот день стал еще и студенческим праздником. Сту­денты завершали успешно первый семестр, и 25 января у них на­чинались каникулы — отдых после трудных лекций и семинаров, строгих экзаменов. Татьянин день — это и праздник знаний. Теперь можно и повеселиться, да и государь Петр Алексеевич повелел: «Быть великому веселью и забавам раз­ным по причине успехов в учении».

Подготовка праздника в классе начинается с выявления всех Татьян, имеющихся в классе и семьях. Ученики готовят праздничную стенгазету, куда помещаются поздравления всем Татьянам. Готовится конкурс «Самая лучшая, самая умная, самая талантливая, самая хозяйственная Татьяна».  Участницы готовят на конкурс все, что они умеют делать; они могут прочитать стихотворение, спеть песню или частушки, рассказать сказку, загадать загадку, сплясать, испечь пирог, что-нибудь сшить, связать, вышить и т.д. В конкурсе могут участвовать все Татьяны любого возраста, например, Тани-девочки - одна команда; Тани-мамы - другая команда. Приз получает каждая участница, потому что она самая лучшая.

Литература.

 

1.       Багрова Л.А. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История России. // М., ООО «Изд-во АСТ», 2001.

2.       Бердяев Н.А. Судьба России. // М., Сов. писатель, 1990.

3.       Голицын А.М. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История России. // М., ООО «Изд-во АСТ», 2002.

4.       Головин Н.Н. Моя первая русская история. // М.,

5.       Григорьев А.А. Святыни Русской Земли // Русское географическое общество. - Санкт-Петербург, 2000.

6.       Дегтярев А., Дубов И. Начало Отечества. Исторические очерки. // М., Сов. Россия,

7.       Забылин М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. // М., «Автор», 1992.

8.       Мячин А.Н. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. // М., Вече, 2000.  

9.       Пономарев Е., Пономарева Т. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Культура. // М., ООО «Изд-во АСТ», 2000.

10.    Чудакова Н.В. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Культура. // М., ООО «Изд-во АСТ», 2001.

11.    Чудакова Н.В. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Литература. // М., ООО «Изд-во АСТ», 2001.