Программа кружка по физическому развитию «Спортивный калейдоскоп» Возраст воспитанников: 5 -7 лет.

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • Игры
  • pdf
  • 05.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современный подход к планированию работы дошкольной образовательной организации. Организация в дошкольных образовательных учреждениях физкультурно-спортивных кружков – одно из перспективных направлений работы по формированию здорового образа жизни, привлечению детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом. Итогом дошкольного периода следует считать приобретением ребенком не только и не столько качественных знаний «по предметам», сколько умений и навыков их самостоятельного «добывания» и практического применения, то есть компетентностей в различных сферах жизни, в т.ч. и области физического развития. В современных стандартах образования «ставка» делается на личностно ориентированные подходы, предполагающие обеспечить полноценное – свободное и творческое проживание детства, как самоценного и социально значимого периода жизненного утверждения человека. Технологической основой работы нашей дошкольной образовательной организацией по физическому развитию детей стал системно-деятельностный подход. И вся образовательная среда строится на основе системы принципов деятельностного обучения ( по Л.Г. Петерсон) 1. Принцип психологической комфортности: взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи. 2. Принцип деятельности: основной акцент делается на организацию самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видах деятельности и активности детей (в первую очередь- двигательной, а также игровой, коммуникативной и пр.); педагог выступает прежде всего, как организатор образовательной деятельности. 3. Принцип целостности: стратегия и тактика образовательной деятельности с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка( у ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, своих физических возможностях, ценностях ЗОЖ). 4. Принцип минимакса: создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории физического развития и саморазвития- в своем темпе, на уровне своего возможного максимума. 5. Принцип творчества: образовательная деятельность ориентирована на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта двигательной деятельности и активности. 6. Принцип вариативности: детям представляется возможность выбора видов двигательной активности, участников совместной деятельности, материалов и атрибутов, способа действия и др. 7. Принцип непрерывности: обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, определяется перспектива физического развития. Содержательную основу кружковой работы составляет процесс организации целесообразных способов и норм физической активности, направленный на развитие природных качеств и способностей детей. Главное средство достижения цели в оздоровительной работе программы кружка «Спортивный калейдоскоп» - это овладение дошкольниками основными двигательными навыками и умениями: ходьба, бег, прыжки, лазание, метание и др. Под этим понимается совокупность потребностей , мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развитие двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность. Такой современный подход к планированию работы кружка позволяет придать процессу физического развития целостность и системность, создать условия для построения непрерывной образовательной траектории при переходе от предыдущего уровня образования к следующему, с полноценным проживанием каждого возрастного периода. В целях достижения у детей запаса прочности здоровья, развития двигательных способностей, улучшения физической подготовленности разработана программа спортивного кружка «Спортивный калейдоскоп». Возраст обучающихся: программа предназначена для воспитанников старшего дошкольного возраста, опирается на коррекционно-оздоровительные мероприятия, как часть целостной системы здоровьесбережения и направлена на реализацию вариативной части комплексной программы по физической культуре (в соответствии с ФГОС ДО). Необходимость работы кружка возникла по ряду причин: • недостаточная двигательная активность детей в течение дня, особенно в холодный период года; • большая загруженность статическими занятиями; • желание родителей видеть ребенка физически совершенным: развитым, здоровым, активным. Цели и задачи курса Цель: Охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование привычки к ЗОЖ, развитие его физических качеств и совершенствование двигательных навыков на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Задачи: 1.Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия 2.Формирование ценностей ЗОЖ (гигиенических навыков, приемов закаливания и др.) 3.Развитие основ физических качеств ребенка ( скорости, гибкости, силы, выносливости, ловкости) и умения рационально их использовать в повседневной жизни. 4.Развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка 5.Воспитание воли, смелости, настойчивости и дисциплинированности. Требования ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. РППС способствует максимальной реализации образовательного потенциала пространства спортивного зала, участка, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Направления коррекционно-оздоровительной работы. 1 Укрепление резервов здоровья; 2 формирование личностных установок на здоровый образ жизни; 3 физическое и психическое развитие. Программа реализуется посредством основных методов работы: - метод круговой тренировки - игровой метод - соревновательный метод - наглядные методы - групповые и игровые формы работы При планировании работы кружка необходимо учитывать: - индивидуально - психологические особенности ребенка; - возрастные особенности; - группу здоровья ребенка. Условия для успешного проведения коррекционно-оздоровительных занятий: Кружок проводится во второй половине дня, в спортивном зале, в спортивной форме, в носках, проводит инструктор по физической культуре. 1.Наличие разнообразного спортивного оборудования и инвентаря, в том числе набора мягких модулей. 2.Использование разнообразной фонотеки. 3.Создание эмоциональной положительной обстановки. 4.Учет нагрузки и дозировки упражнений в каждой возрастной группе. 5.Каждое мероприятие носит развивающий характер, продумана активность, самостоятельность, творчество и индивидуальность каждого ребенка. 6.Учитываются интересы, потребности ребенка. Учет времени и длительности проведения занятия. 7.Мероприятия носят игровой характер. Средства коррекционно-оздоровительных занятий: 1 Пальчиковая гимнастика и самомассаж; 2 Дыхательная гимнастика; 3 Упражнения веселого тренинга 4 Игровой стретчинг. 6 Релаксация. Принципы реализации программы. 1 Принцип индивидуальности. 3 Принцип систематичности. 4 Принцип активности, самостоятельности, творчества. 5 Принцип последовательности. 6 Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка. 8 Принцип оздоровительной направленности.
Иконка файла материала Спортивный калейдоскоп.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 386» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

_____________________________________________________

Россия, 443077, г. Самара, ул. Металлистов, д. 28 А

Тел./факс (846) 992-32-31, 992-33-00

Тел. (846) 931-50-0

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа кружка по физическому развитию

«Спортивный калейдоскоп»

Возраст воспитанников: 5 -7 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 

 

 

Современный подход к планированию работы дошкольной образовательной организации.

Организация в дошкольных образовательных учреждениях физкультурноспортивных кружков – одно из перспективных направлений работы по формированию здорового образа жизни, привлечению детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом. 

Итогом дошкольного периода следует считать приобретением ребенком не только и не столько качественных знаний «по предметам», сколько умений и навыков их самостоятельного «добывания» и практического применения, то есть компетентностей в различных сферах жизни, в т.ч. и области физического развития.

В современных стандартах образования «ставка» делается на личностно ориентированные подходы, предполагающие обеспечить полноценное – свободное и творческое проживание детства, как самоценного и социально значимого периода жизненного утверждения человека.

Технологической основой работы нашей дошкольной образовательной организацией по физическому развитию детей стал системно-деятельностный подход. И вся образовательная среда строится на основе системы принципов деятельностного обучения ( по Л.Г. Петерсон)

1.       Принцип психологической комфортности: взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.

2.       Принцип деятельности: основной акцент делается на организацию самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видах деятельности и активности детей (в первую очередь- двигательной, а также игровой, коммуникативной и пр.); педагог выступает прежде всего, как организатор образовательной деятельности.

3.       Принцип целостности: стратегия и тактика образовательной деятельности с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка( у ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, своих физических возможностях, ценностях ЗОЖ).

4.       Принцип минимакса: создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории физического развития и саморазвития- в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.

5.       Принцип творчества: образовательная деятельность ориентирована на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта двигательной деятельности и активности.

6.       Принцип вариативности: детям представляется возможность выбора видов двигательной активности, участников совместной деятельности, материалов и атрибутов, способа действия и др.

7.       Принцип непрерывности: обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, определяется перспектива физического развития.

Содержательную основу кружковой работы составляет процесс организации целесообразных способов и норм физической активности, направленный на развитие природных качеств и способностей детей.

 Главное средство достижения цели в оздоровительной работе программы кружка «Спортивный калейдоскоп» - это овладение дошкольниками основными двигательными навыками и умениями: ходьба, бег, прыжки, лазание, метание и др. Под этим понимается совокупность потребностей , мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развитие двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.

Такой современный подход к планированию работы кружка позволяет придать процессу физического развития целостность и системность, создать условия для построения непрерывной образовательной траектории при переходе от предыдущего уровня образования к следующему, с полноценным проживанием каждого возрастного периода.

В целях достижения у детей запаса прочности здоровья, развития двигательных способностей, улучшения физической подготовленности разработана программа спортивного кружка «Спортивный калейдоскоп».

Возраст обучающихся: программа предназначена для воспитанников старшего дошкольного возраста, опирается на коррекционно-оздоровительные мероприятия, как часть целостной системы здоровьесбережения и направлена на реализацию вариативной части комплексной программы по физической культуре (в соответствии с ФГОС ДО).

Необходимость работы кружка возникла по ряду причин:

  недостаточная двигательная активность детей в течение дня, особенно в холодный период года;

  большая загруженность статическими занятиями;

  желание родителей видеть ребенка физически совершенным: развитым, здоровым, активным. Цели и задачи курса Цель:

Охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование привычки к ЗОЖ, развитие его физических качеств и совершенствование двигательных навыков на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

Задачи:

1.Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия

2.Формирование ценностей ЗОЖ (гигиенических навыков, приемов закаливания и др.)

3.Развитие основ физических качеств ребенка ( скорости, гибкости, силы, выносливости, ловкости) и умения рационально их использовать в повседневной жизни.

4.Развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка

5.Воспитание воли, смелости, настойчивости и дисциплинированности.

 

Требования ФГОС дошкольного образования к развивающей предметноразвивающая среда в дошкольной образовательной организации с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. РППС способствует максимальной реализации образовательного потенциала пространства спортивного зала, участка, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Направления коррекционно-оздоровительной работы.

1   Укрепление резервов здоровья;

2   формирование личностных установок на здоровый образ жизни; 3 физическое и психическое развитие.

Программа реализуется посредством основных методов работы:

-   метод круговой тренировки

-   игровой метод

-   соревновательный метод

-   наглядные методы

-   групповые и игровые формы работы

При планировании работы кружка необходимо учитывать:

-   индивидуально - психологические особенности ребенка; - возрастные особенности;

-   группу здоровья ребенка.

Условия для успешного проведения коррекционно-оздоровительных занятий:

Кружок проводится во второй половине дня, в спортивном зале, в спортивной форме, в носках, проводит инструктор по физической культуре.

1.Наличие разнообразного спортивного оборудования и инвентаря, в том числе набора мягких модулей.

2.Использование разнообразной фонотеки.

3.Создание эмоциональной положительной обстановки.

4.Учет нагрузки и дозировки упражнений в каждой возрастной группе. 

5.Каждое мероприятие носит развивающий характер, продумана активность, самостоятельность, творчество и индивидуальность каждого ребенка.

6.Учитываются интересы, потребности ребенка. Учет времени и длительности проведения занятия. 7.Мероприятия носят игровой характер.

 

Средства коррекционно-оздоровительных занятий:

1   Пальчиковая гимнастика и самомассаж;

2   Дыхательная гимнастика; 3 Упражнения веселого тренинга 4 Игровой стретчинг.

6 Релаксация. Принципы реализации программы.

1 Принцип индивидуальности.

3   Принцип систематичности.

4   Принцип активности, самостоятельности, творчества.

5   Принцип последовательности.

6   Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка.

8 Принцип оздоровительной направленности.

Структура программы.

Комплектование группы детей для занятий в физкультурно-оздоровительной кружке  «Спортивный калейдоскоп» проводится с учетом общего функционального состояния детей старшего дошкольного возраста, данных медицинского осмотра, рекомендаций врачей-специалистов.

Программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся с октября по май 1 раз в неделю по 30 минут, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях.

В структуру оздоровительных занятий включены различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движений (ходьба, прыжки, оздоровительный бег, упражнения на равновесие), дыхательная гимнастика, разнообразные виды  самомассажа, упражнения на релаксацию, игровой стретчинг.

Способ организации детей на занятии в физкультурно-оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный. 

Методика составления комплексов оздоровительных занятий состоит из трех частей. Подготовительную часть включают общеразвивающие и упражнения, соответствующие нарушению осанки и плоскостопия. Темп выполнения – медленный, умеренный, средний. В основную часть входят упражнения из и.п. лежа на спине, на боку, животе, сидя и стоя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны. Заключительная часть состоит из упражнений на расслабление (релаксация),подвижных игр. С целью закаливания стоп и профилактике плоскостопия, укрепления организма детей во время оздоровительных занятий дети занимаются в носках.

Для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровительных занятий.

Таким образом, главное средство достижения цели в оздоровительной работе программы кружка «Спортивный калейдоскоп» - это овладение дошкольниками основными двигательными навыками и умениями: ходьба, бег, прыжки, лазание, метание и др. Такая методология позволяет придать процессу физического развития целостность и системность, создать условия для построения непрерывной образовательной траектории при переходе от предыдущего уровня образования к следущему, с полноценным проживанием каждого возрастного периода.

 

Ожидаемый итоговый результат освоения программы.

1. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.

2.Положительный результат темпов прироста физических качеств.

3.Скоординированность действий педагога и специалиста в физкультурно- оздоровительной работе с детьми.

4. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

Содержание программы

1-й год обучения (старшая группа)

1.Упражнения на развитие основных движений:

1.Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприсяде, змейкой.

2.Ходьба с различными положениями рук, под счет педагога, с изменением длины шагов, с перешагиванием через мячи, скамейку, другие препятствия.

3.Бег (в разных направлениях со сменой темпа)

4.Прыжки (с принятием игровой роли: лягушки, кошки; спрыгивание).

5.Ползание и лазание (имитация движений ползающих животных: змеи, жука; ползание на четвереньках со сменой направления и скорости).

2 Упражнения, способствующие формированию правильной осанки и развитию опорно-двигательного аппарата.

1.Общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами, стоя, сидя, лежа).

2.Упражнения у стены: подняться на носки - опуститься, опуститься в полуприсед, колени развести в стороны и др.

3.Упражнеия в равновесии: опуститься в полуприсед, округляя спину и стараясь соединить локти – выпрямиться, развести локти в стороны и др.

4.Упражнения с предметом на голове (мешочек с песком, коробочка); упражнения в ходьбе, ползании.

5.Упражнения-игры с большим гимнастическим мячом. Последовательность выполнения упражнений.

1 Упражнения в исходном положении стоя.

а) Для укрепления мышц рук и плечевого пояса – потягивание: ребенок

поднимает руки вверх и выпрямляет спину, вытягивает позвоночник.

б) Для укрепления мышц плечевого пояса и спины – сведение лопаток: ребенок

отводит руки в стороны или назад, прогибая спину, грудная клетка расширяется.

в) Для увеличения подвижности позвоночника, укрепления мышц спины,

живота: наклоны и повороты в стороны.

г) Для совершенствования опорной функции ног: различные приседания.

д) Для развития координации движений и воспитания навыка правильной

осанки: сохранение равновесия на уменьшенной площади опоры.

2.Упражнения в исходном положении на четвереньках – для вытягивания позвоночника, развития его гибкости и укрепления мышц туловища –

выполняются как на месте, так и в движении.

3.Упражнения в исходном положении лежа на спине и животе для укрепления мышц живота и спины – выполняются с разнообразными движениями ног и прогибанием.

3 Упражнения, способствующие профилактике плоскостопия.

Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорнодвигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком.

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку. Кроме того, необходимо использовать наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному  выполнению упражнений.

Основным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика.

Корригирующие упражнения для укрепления мышц ног и свода стопы. Взберитесь на палку. Сесть на пол (на скамью) и взять в руки палку. Поставить ее вертикально на пол и попробовать на нее «влезть». Для этого надо обхватить палку справа и слева ступнями. Пятки и пальцы тоже упираются в палку. «Взбираться», пока могут сгибаться колени, затем «спуститься» по палке вниз.

Массаж ступни.

Сесть на скамью и вытянуть ноги. Ступней правой ноги сильно массировать чуть повыше икры левую ногу. Затем левой - правую и т. д.

Разминка балерины.

Сесть на скамью и упереться пальцами ног в пол. Начать разминку. Маленькими шажками «идти» вперед, пока ступни не коснутся пола, затем «вернуться» назад, как балерина на пуантах. Следить, чтобы колени не поворачивались внутрь, а пятки были недалеко одна от другой.

Ловите мяч ногами.

Сесть на пол и подбрасывать ногами маленький мяч. Руки упираются в пол.

Катайте мяч.

Сесть на пол или на стул и поставить ступню на теннисный мячик, катать его от носа к пятке. Это очень хороший массаж! То же другой ногой.

Игра в шарики и кольца.

Сесть на пол, разложив перед собой в линию десять колец. Перед кольцами положить по шарику. Опустить шарики в кольца поочередно: пять - пальцами правой ноги, пять- левой. Затем достать шарики руками (кто половчее, не руками, а пальцами ног) и положить их перед кольцами, а потом кольца опустить на шарики.

Играйте в мяч ногами.

Двое детей садятся на пол друг против друга и, слегка откинувшись назад, упираются руками в пол. Берут ногами теннисные мячи и перебрасывают их друг другу. Не ловить мяч руками!

Прогулка с шариками.

Пальцами ног удерживать по шарику. Затем, сильно сжав пальцы, двигаться навнешней стороне ступни вперед. Потом попробовать удержать по два шарика или больше. Так с ними и гулять.

Ходите с мячом.

Взяв теннисный мяч, зажать его между ступнями. Ходить на внешней стороне ступни.

Прыгайте с мячом.

Зажав мяч между ступнями ног, прыгать на внешней стороне ступни, не роняя мяча!

Если же это случится, ловить его ногами. Руками мяч не трогать!

4.Упражнения, способствующие развитию органов дыхания.

Дыхательная гимнастика

Часики

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз,

Трубач

Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх, ленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4-5 раз,

Петух

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в с троны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ре-ку». Повторить 5-6 раз.

Каша кипит

Сесть, одна рука на животе, другая - на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Паровозик

Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми руками и ногами Руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять 20-30 с.

6.Массаж и самомассаж.

1Игры и упражнения с использованием массажеров (мячи с шипами, колечки с шипами, «кочки», массажные ролики, дорожки со следами, гимнастические мячи).

2Массаж ушных раковин.

3Массаж кистей рук.

4Пальчиковая гимнастика.

См. Приложение.

7.Упражнения, способствующие развитию координационных способностей.

1     Сочетание разных видов ходьбы, с высоким подниманием бедра, в полуприседе, сохраняя правильную осанку.

2     Стойка на одной ноге с закрытыми глазами.

3     Ходьба по гимнастической скамейке, упор - стоя на коленях, сидя.

4     Общеразвивающие       упражнения         с        большими и       малыми         мячами, гимнастической палкой, обручами.

8.Упражнения, способствующие комплексному и разностороннему развитию двигательных умений и навыков.

1.Сочетание движений ногами с одноименными и разноименными движениями руками.

2     Комплексы общеразвивающих упражнений разной координационной сложности.

3     Упражнения для укрепления мышечно – связочного аппарата стопы.

9.Упражнения, способствующие освоению элементарных умений в ловле, бросках, передачах мяча.

1.Ловля, передача, броски индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге.

2.Ловля и передача в движении, броски в цель (обруч, корзина).

10.Игры и упражнения для релаксации.

Релаксация - специальный метод, направленный на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных игр и упражнений.

Упражнения на расслабление и релаксацию

«Яблочко по блюдечку покатилось». Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).

«Качели». Наклоны головы вперед-назад, как будто голова на качелях качается кач-кач.

«Тряпичная кукла». Выполнять повороты корпуса вправо-влево, при этом руки свободно висят вдоль туловища.

«Мельница». Руки на плечах и выполняются круговые движения руками назади вперед.

«Часы». Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают тик- так - руки на поясе или свободно вдоль тела.

«Колеса». Руки согнуты в локтях, кисти смотрят вверх. Синхронное однонаправленное вращение и повороты рук в кистях. Далее в обоих упражнениях добавляется синхронное разнонаправленное вращение. «Карусели и качели». Руки на поясе. Вращение туловища по кругу сначала в одну сторону, потом в другую. Наклоны туловища вперед-назад, затем - влево-вправо. При выполнении следующей группы упражнений можно одной рукой держаться за стул.

«Цапля». 

Стоя на одной ноге ребенок производит вращение свободной прямой ноги в бедре, затем ноги меняются.

«Маятник». Из того же положения - раскачивание прямых ног в бедре впередназад, сначала одной ногой, затем другой.

«Часики». Махи прямой ногой в стороны.

Кроме перечисленных упражнений для регуляции мышечного тонуса используется также массаж и самомассаж. Содержание программы

2-й год обучения (подготовительная группа)

1.Упражнения на развитие основных движений:

1     Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, змейкой.

2     Ходьба с различными положениями рук, под счет педагога, с изменением длины шагов, с перешагиванием через мячи, скамейку, другие препятствия.

3.Бег (в разных направлениях со сменой темпа; выразительный бег )4.Прыжки (с принятием игровой роли: лягушки, кошки; спрыгивание).

5.Ползание и лазание (имитация движений ползающих животных: змеи, жука; ползание на четвереньках со сменой направления и скорости).

2.Упражнения, способствующие формированию правильной осанки и развитию опорно-двигательного аппарата.

1.Общеразвивающие упражнения

(без предметов, с предметами, из различных и.п. - стоя, сидя, лежа).

2.Упражнения у стены: подняться на носки - опуститься, опуститься в полуприсед, колени развести в стороны и др.

3.Упражнеия в равновесии: опуститься в полуприсед, округляя спину и стараясь соединить локти – выпрямиться, развести локти в стороны и др.

4.Упражнения с предметом на голове (мешочек с песком, коробочка); упражнения входьбе, ползании.

5.Упражнения-игры с большим гимнастическим мячом.

3.Упражнения, способствующие развитию координационных способностей.

1     Сочетание разных видов ходьбы, с высоким подниманием бедра, в полуприседе ,сохраняя правильную осанку.

2     Стойка на одной ноге с закрытыми глазами.

3     Ходьба по гимнастической скамейке, упор - стоя на коленях, сидя.

4     Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, обручами.

Подвижные игры: «Точный расчет », «Метко в цель», «Мяч водящему», «Тише едешь– дальше будешь», «Мяч в корзину», «Попади в обруч», «День и ночь», «Съедобное и несъедобное», и т.д.

4.Упражнения, способствующие развитию двигательных умений и навыков.

1          Сочетание движений ногами с одноименными и разноименными движениямируками.

2          Комплексы общеразвивающих упражнений разной координационной сложности.

3          Упражнения для укрепления мышечно – связочного аппарата стопы.

5.Упражнения, способствующие освоению элементарных умений в ловле, бросках, передачах мяча.

1.Ловля, передача, броски индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге.

2.Ловля и передача в движении, броски в цель (обруч, корзина).

6.Упражнения, способствующие профилактике плоскостопия.

Основным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика.

Корригирующие упражнениядля укрепления мышц ног и сводастопы 

Взберитесь на палку

Сесть на пол (на скамью) и взять в руки палку. Поставить ее вертикально на пол ипопробовать на нее «влезть». Для этого надо обхватить палку справа и слеваступнями. Пятки и пальцы тоже упираются в палку. «Взбираться», пока могутсгибаться колени, затем «спуститься» по палке вниз.

Массаж ступни

Сесть на скамью и вытянуть ноги. Ступней правой ноги сильно массировать чутьповыше икры левую ногу. Затем левой - правую и т. д.

Разминка балерины

Сесть на скамью и упереться пальцами ног в пол. Начать разминку. Маленькимишажками «идти» вперед, пока ступни не коснутся пола, затем «вернуться» назад, какбалерина на пуантах. Следить, чтобы колени не поворачивались внутрь, а пятки былинедалеко одна от другой.

Ловите мяч ногами

Сесть на пол и подбрасывать ногами маленький мяч. Руки упираются в пол.

Катайте мяч

Сесть на пол или на табурет и поставить ступню на теннисный мячик, катать его относа к пятке. Это очень хороший массаж! То же другой ногой.

Игра в шарики и кольца

Сесть на пол, разложив перед собой в линию десять колец. Перед кольцами положитьпо шарику. Опустить шарики в кольца поочередно: пять - пальцами правой ноги, пять- левой. Затем достать шарики руками (кто половчее, не руками, а пальцами ног) иположить их перед кольцами, а потом кольца опустить на шарики.

С пятки на пальцы

Стать прямо на полную ступню, крепко взяться для поддержки за что-нибудь рукой. Подняться на пальцы и опуститься на пятки. Следить, чтобы не получилось прыжка.

Колени не сгибать. Упражнение можно выполнять на двух ногах или на одной ноге.

Играйте в мяч ногами

Двое детей садятся на пол друг против друга и, слегка откинувшись назад, упираютсяруками в пол. Берут ногами теннисные мячи и перебрасывают их друг другу. Неловить мяч руками!

Прогулка с шариками

Пальцами ног удерживать по шарику. Затем, сильно сжав пальцы, двигаться навнешней стороне ступни вперед. Потом попробовать удержать по два шарика илибольше. Так с ними и гулять.

Ходите с мячом

Взяв теннисный мяч, зажать его между ступнями. Ходить на внешней стороне ступни.

Прыгайте с мячом

Зажав мяч между ступнями ног, прыгать на внешней стороне ступни, не роняя мяча! Еслиже это случится, ловить его ногами. Руками мяч не трогать!

Как я листиком шуршу. (закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем)

«Елка»

Вот стоит большая елка, (выполняют движения глазами)

Вот такой высоты. (посмотреть снизу вверх) У нее большие ветки. (посмотреть слева направо) Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки, (посмотреть вверх)

А внизу – берлога мишки. (посмотреть вниз)

8.Упражнения, способствующие развитию органов дыхания. Упражнения на развитие носового и ротового дыхания:

«Обжора». Вдох ртом, затем медленный выдох носом.

«Шар». Вдохнуть ртом, затем выдохнуть через рот.

«Теплый выдох». Вдохнуть носом, руки поднести ко рту. Сделать медленный выдохоткрытым ртом. Повторить вдох через нос. Ощущаем тепло выдыхаемого воздухаладонями.

«Сопелки». Вдох носом, затем выдох через нос.

«Цветок». Легким движением поднимать руки через стороны вверх, слегка поднимаясь на носочках (вырос цветок) - глубокий вдох носом; при этом слегканадуть живот, как шарик. Медленно и плавно опускать руки вниз через стороны,встать на пятки (распустился цветок) – одновременный медленный выдох ртом какбудто через трубочку.

«Ветер». Руки на поясе. Наступила зима (лето, осень, весна). Стало холодно (тепло).

Сильный вдох носом. Подул северный (южный, теплый, холодный) ветер. Медленныйвыдох ртом, как бы через трубочку. В момент выдоха пальцем прерывать воздушнуюструю, чтобы получился звук штормового ветра ш-ш-ш-ш.

Если у ребенка неполучается, то щеки можно придерживать другой рукой. «Пила». Стоя, имитировать пилку бревна, руки на себя – вдох, руки от себя с замедленным движением – выдох.

«Хлопки». Стоя, опустить руки вдоль туловища. На вдох – развести руки в стороны,на выдох – поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом.

Поочередно правую илевую ногу.

«Шар лопнул». Ноги слегка расставить, руки опустить вниз, разведение рук в стороны – вдох, хлопок перед собой - медленный выдох с произношением «у-х-

х-х»,5-6 раз.

«Обними плечи». Поднять руки на уровень плеч. Согнуть их в локтях. Повернутьладони к себе и поставить их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросать руки параллельнодруг другу. Спокойный темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда рукитеснее всего сошлись, повторить короткие шумные вдохи. Руки не уводить далеко оттела, локти не разгибаются. Выдох произвольный.

«Молоток». Стоя, выполнять наклоны туловищем. Руки вытянуты вперед, пальцысомкнуты в замке. Наклон – вдох. Выдох произвольный.

«Насос». Сжимаем руки в кулаки, поднимаем их перед собой, как бы держим воображаемый насос. Медленно наклоняясь вперед, на выдохе произносим с-с-

с-с.Выпрямляемся, и непроизвольно делаем вдох.

«Пловец». Встали прямо. Ноги поставили на ширине плеч. Плечи не поднимаются.На вдох – руки вперед и плавно отводим в разные стороны. На выдох – руки опускаемвниз. После того как отработали, можно выполнять движения наоборот – выдох –руки вперед и плавно отводим в разные стороны, вдох – руки опускаем вниз.

«Ножницы». Встать прямо. Плечи не двигаются. Руки вытянуть вперед и совершатьперекрестные движения руками. Вдох и выдох ровный, четкий. Совмещение навыка дыхания с навыками движения: на вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе опускаются перед собой; на вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе ребенок обхватывает себя руками, голова опускается; развести руки в стороны, плотно сжать кулаки, большие пальцы оттопырены и смотрят вверх. На вдохе большие пальцы отводятся назад, на выдохе – вперед; вдох попеременно правой и левой ноздрей. На вдохе правой ноздрей, левую закрывает подушечка мизинца левой руки и наоборот. Закрепление навыка дыхания с движениями:

«Тряпичная кукла». Стоя, на вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе расслабленные руки и верхняя часть тела опускаются вниз, влево, вправо.

«Дровосек». Стоя, на вдохе руки поднимаются вверх, пальцы в замок, на выдохенапряженные руки и верхняя часть тела резко опускаются вниз.

«Мельница». Стоя, одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. На вдохе – выдохеруки меняют свое положение.

«Потягушки». Стоя, руки сжаты в кулаки большими пальцами внутрь и прижаты книзу живота. На вдохе кулаки, скользя по туловищу, поднимаются над плечами, локтислегка согнуты; прогнуться в спине назад, запрокинуть голову; вытянуться вверх,распрямляя руки и поднимаясь на носки. На выдохе опуститься вниз, достатьпальцами до пола.

9.Массаж и самомассаж.

1.Игры и упражнения с использованием массажеров (мячи с шипами, колечки с шипами, «кочки», массажные ролики, дорожки со следами, гимнастические мячи).

2.Массаж ушных раковин.

3.Массаж кистей рук.

4.Пальчиковая гимнастика. См. Приложение.

10.Игры и упражнения для релаксации.

Релаксация - специальный метод, направленный на снятие мышечного и нервногонапряжения с помощью специально подобранных игр и упражнений.

(см.приложение.)

Упражнения на чередование напряжения и расслабления

Для того чтобы нервно-мышечный аппарат четко координировал движения, необходимо научиться регулировать, изменять степень напряжения мышц, а иногда и совсем расслаблять их. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Ребенку нужно показать разницу между напряжением и расслаблением, объяснить, чтомышечная и эмоциональная раскованность – главное условие для естественной речи.

Например, дети могут почувствовать расслабление мышц руки после того, как они ссилой сжимают кулачки, представляя, что поднимают и держат тяжелую штангу.

Затем просим их разжать пальцы (расслабиться) и почувствовать это состояние. Приэтом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, арасслабление – более длительным. Необходимо обратить внимание детей на то, какприятно состояние расслабленности.

"Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По командеодновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимальнодолго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

«Посмотри на носочки» И.п. - лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Головаприподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживаетсямаксимально долго.

«Легкие и тяжелые руки». Вначале плавно поднимать руки вперед и назад до уровняплеч и опускать их за спину. Затем покачивание сжатыми в кулаки руками вперед иназад до уровня плеч, пружиня коленями.

«Снеговик». И.п. - стоя. Детям предлагается представить, что они - только чтослепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег.

Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его сразных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись влужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги.

«Цветочек». Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, корпус,руки через стороны вверх – цветочек расцвел. Цветочек вянет – падает вперед голова,корпус, подгибаются колени.

«Побежали» Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, рукивытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу,верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполненияупражнения ребенок лежит, расслабившись, с закрытыми глазами. Ведущий можетпровести сеанс релаксации.

«Марионетки».

Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых

подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла,напряжена и не двигается. Все остальные части тела расслаблены и болтаются.

«Кулачки». Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кистирук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей.

После этого руки расслабляются и встряхиваются.

«Петрушка». Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленнымиколенями и корпусом, висящими ногами и головой.

«Холодно – жарко». По команде «холодно» дети обхватывают себя руками, съеживаются. По команде «жарко» дети расслабляются.

Упражнения на расслабление и релаксацию

«Яблочко по блюдечку покатилось». Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).

«Качели». Наклоны головы вперед-назад, как будто голова на качелях качается кач-кач.

«Тряпичная кукла». Выполнять повороты корпуса вправо-влево, при этом рукисвободно висят вдоль туловища.

«Мельница». Руки на плечах и выполняются круговые движения руками назад ивперед.

«Часы». Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают тик- так - руки напоясе или свободно вдоль тела.

«Колеса».

Руки согнуты в локтях, кисти смотрят вверх. Синхронное однонаправленное вращение и повороты рук в кистях. Далее в обоих упражнениях добавляется синхронное разнонаправленное вращение.

«Карусели и качели». Руки на поясе. Вращение туловища по кругу сначала в однусторону, потом в другую. Наклоны туловища вперед-назад, затем - влевовправо.

При выполнении следующей группы упражнений можно одной рукой держаться застул.

«Цапля». Стоя на одной ноге ребенок производит вращение свободной прямой ноги вбедре, затем ноги меняются.

«Маятник». Из того же положения - раскачивание прямых ног в бедре впередназад,сначала одной ногой, затем другой.

«Часики». Махи прямой ногой в стороны.

Кроме перечисленных упражнений для регуляции мышечного тонуса используетсятакже массаж и самомассаж.

11.Игровой стретчинг.

Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела исуставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратитьнарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительноевоздействие на весь организм.

Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболееэффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенствомтела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательныхнавыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.

Занятия игровым стретчингом с детьми от 5 лет показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общенияне только со взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения.

Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника,укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого,развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываютсявыносливость и старательность.

1       Упражнение «Деревце».

И. п.: о.с.  пятки вместе, носки слегка разведены в стороны, руки вдольтуловища. 1-напрячь мышцы бедра, втянуть живот, вытянуть шею; 2поднять прямыеруки над головой, вдох; 3-4 опустить руки, расслабиться, выдох.

2       Упражнение «Звезда».

И. п.: широкая стойка, стопы параллельно, руки вдоль туловища. 1-вытянуть руки встороны ладонями вниз, вдох, грудную клетку «раскрыть»; 2-руки опустить,расслабиться. Выдох.

3       Упражнение «Самолет ».

И. п.: сидя на коленях, руки вдоль туловища. 1-выпрямить назад правую (левую) ногу,вдох; 2-руки в стороны, спину выпрямит, выдох.

4       Упражнение «Лягушка».

И. п.: сесть на пол, выпрямить ноги. 1-согнуть ноги в коленях, сложить их подошвамивместе; 2-согнутые ноги развести в стороны, опуская колени как можно ниже к полу;

3-4 удерживая ступни руками и подтягивая их к туловищу, вытягивать позвоночниквверх.

5       Упражнение «Рыбка».

И. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища ладонями вверх. 1-вытянуть ноги напрячьмышцы ягодиц, вдох; 2-на выдохе оторвать от пола плечи и ноги, не сгибая коленей.Голова и ноги должны находиться на одном уровне.

6       Упражнение «Цапля».

И. п.: сомкнутая стойка, руки вдоль туловища. 1-согнуть правую (левую) ногу и,помогая себе одной или обеими руками, поставить правую (левую) ступню навнутреннюю поверхность левого (правого) бедра как можно выше; 2-развести руки встороны, удерживать равновесие.

7       Упражнение «Лодочка».

И. п.: лежа на на животе, руки впереди, ладонь одной руки на тыльной стороне другойруки «носик лодочки», ноги прямые вместе; 1-приподнять руки, ноги и голову, прогнуться и покачаться вперед -назад.

8       Упражнение «Велосипед».

И. п.: лежа на спине, упор на предплечья, ноги прямые; 1-поднять ноги вверх ивыпрямлять их вперед поочередно «крутить педали»; 2- и. п.

9       Упражнение «Великаны».

И. п.: сомкнутая стойка. 1-выпрямиться, подняться на носочки, руки поднять вверх; 2-вернуться в и. п.

10  Упражнение «Море».

И. п.: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1- согнуть правую (левую)ногу и прижать ее к туловищу, вытянутая левая (правая нога на полу); 2вернуться в и.п.

 

Учебный план

1-й год обучения (старшая группа)

 

№п/п

 

Тема

 

Количество

часов

 

1

Формирование правильной осанки и развитие опорно-

 

двигательного аппарата

 

7

2

Профилактика плоскостопия

 

7

3

Развитие мелких мышц лица и шеи

 

4

4

Развитие органов дыхания

 

 

6

5                        Массаж и самомассаж 5

6                        Игровой стретчинг       7

 

                                                                                                                         

Итого:36 часов

 

Учебный план

2-й год обучения (подготовительная группа)

 

                                                                                                                                       

Итого:36 часов

 

Перспективный план

Первый год обучения (старшая группа) Октябрь

1.Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях.

«Что такое правильная осанка?». Упражнения в ходьбе с заданиями для рук.

Дать представление о правильной осанке.

Игровое упр. «Угадай, где правильно».

П/и «Ель, елка, елочка».

2.«Береги свое здоровье».

Развитие умения сохранять правильную осанку во время ходьбы.

Комплекс гимнастики «Утята».

П/и «Ель, елка, елочка».

Упражнение регулирующий мышечный тонус «Дерево».

3.«Путешествие в страну Спорта и Здоровья». Разминка «Веселые шаги».

ОРУ (с гимнастической палкой)

П/и «Теремок»

Релаксация «Ветер».

4 «Почему мы двигаемся? »

Дать понятие об опорно-двигательной системе.

Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки.

Комплекс с гимнастической палкой.

П/и «Кукушка».

Релаксация «Лес». Работа с родителями

Предложить родителям обратить внимание на позу ребенка при ходьбе и постановкустопы.

Ноябрь

1.«Веселые матрешки».

Ходьба с выполнением упражнений для осанки и профилактика плоскостопия.

Комплекс «Матрешки».

Игровое упражнение. «Подтяни живот».

П/и «Поймай мяч ногой».

2 «По ниточке».

Упражнения с выполнением задания для стоп и осанки.

Гимнастика для глаз.

П/и «Кукушка».

Игровое упражнение «По ниточке».

Упражнение на вытягивание живота «Дельфин».

3.«Ловкие зверята».

Комплекс корригирующей гимнастики. Точечный массаж П/и «Обезьянки».

Дыхательные упражнения «Лес шумит».

4 «Зарядка для хвоста».

Комплекс корригирующей гимнастики.

Игровое упражнение под музыку «Зарядка для хвоста».

Упражнение «Подтяни живот». Релаксация «Море». Работа с родителями

Предложить родителям побеседовать с детьми о правильной позе при сиденииза столом.

Декабрь

1   «Вот так ножки».

Разминка в виде самомассажа (плечевых суставов, коленных суставов, стопы)

Комплекс статистических упражнений. Игровой стретчинг.

Расслабление в позе полного отдыха, лежа на спине.

2   «Ребята и зверята».

Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки, легкий бег.

Игровое упражнение под музыку «Зарядка для хвоста».

Гимнастический комплекс с элементами корригирующей гимнастики.

Релаксация под музыку.

3.«Пойдем в поход».

Упражнение «Встань правильно».

Бег от опасности.

Игровое упражнение «Найди правильный след».

П/и «Птицы и дождь».

Игра «Ровным кругом».

4 «Льдинки, ветер и мороз».

Дать представление о том, что такое плоскостопие.

ОРУ с мячами – массажерами. Двигательные загадки.

Работа с родителями

Оформление стенда «Что такое плоскостопие».

Январь

1   «Веселые танцоры». П/и «Найди себе место».

Упражнение «Бег по кругу».

Игровое упражнение «Зимушка-зима».

Релаксация «Снег».

2   «Веселые танцоры» .

П/и «Найди себе место».

Упражнение «Бег по кругу».

П/и «Попляши и покружись -самым ловким окажись».

Релаксация «Отдыхаем на берегу моря».

3   «Учимся правильно дышать» .

Упражнение «Встань правильно».

Комплекс упражнений на дыхание.

Упражнение «Буратино».

Гимнастика для глаз.

4   «Мальвина и Буратино».

Игровое упражнение «Кукла».

Комплекс корригирующей гимнастики.

Упражнения для мышц ног.

Упражнение «Буратино».

Работа с родителями

Оформление стенда «Как приучить ребенка делать зарядку». Февраль

1   «Незнайка в стране здоровья».

Разновидности ходьбы и бега.

Упражнения «Ровная спина».

Упражнения «Здоровые ножки».

Самомассаж лица и шеи.

Релаксация под музыку «Отдыхаем».

2   Закрепление правильной осанки.

Упражнение «Бег по кругу».

ОРУ (и. п. лежа, сидя, стоя) у гимнастической стенки.

Игра «Ходим в шляпах».

3   «Мы куклы» .

Комплекс пластической гимнастики.

Игровое упражнение «Куклы».

П/и «Ходим в шляпах».

Релаксация «Куклы отдыхают».

4   «Учимся правильно дышать».

Упражнение «Надуем шары».

Упражнения с мячами.

П/и «Закати мяч в ворота ножкой». Релаксация «Шарик».

Работа с родителями

Консультация на тему «Как правильно дышать и сохранять осанку»

Март

1.«Поможем Буратино».

Упражнения в ходьбе и беге.

П/и «Найди себе место».

Самомассаж спины и стоп.

Упражнение «Поможем Буратино стать красивым». 2 «Отгадай загадки» .

Комплекс упражнений «Загадки». Упражнения с мячами - массажерами. П/и «Заводные игрушки».

Игра «Собери домик», используя мягкие модули.

Релаксация «Зернышко».

3   «Веселая мозаика» .

Комплекс упражнений «Веселая маршировка».

Упражнение  «Собери небоскреб» (кубики собираем стопами). «Сиамские близнецы» (упражнения в парах). Самомассаж «Рисунок на спине».

4   «Будь здоров !»

Игровые упражнения для тренировки дыхания.

Игра «Прокати мяч».

Упражнения со скакалками.

Релаксация «Зернышко».

Апрель

1 «Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка».

Упражнение « Веселая скакалка».

Комплекс корригирующей гимнастики.

Упражнения на развитие равновесия.

П/и «Пройди, не урони».

2.«Вот чему мы научились». Самомассаж стоп.

«Дорожка здоровья».

«Веселая зарядка» под музыку.

Упражнения с массажными мячами.

Упражнение «Переложи бусинки».

Упражнение «Рисуем ногами».

Релаксация «Спокойный сон».

3   «Веселый колобок» .

Ходьба в чередовании с бегом с выполнением упражнений.

Упражнение «Скатаем колобок». П/И «Колобок и звери». Самомассаж массажными мячами. Релаксация под музыку.

4   «Цирк зажигает огни» .

Ходьба с выполнением упражнений для стоп.

Упражнение «Силачи» (с мячом).

П/и «Карусель».

Упражнения на дыхание и расслабление.

Май

1.Закрепление правильной осанки и коррекция плоскостопия. Ходьба с различным выполнением заданий.

Упражнение «Бег по кругу».

Упражнение «Собери камушки».

Игра «Спрыгни в море».

Игра «Море волнуется».

Релаксация «Весна».

2   «Цветочная страна».

Ходьба с различным выполнением заданий.

Дыхательное упражнение «Подыши одной ноздрей».

Упражнение «Колючая трава».

Упражнения с обручами.

Релаксация «Понюхаем цветочки».

3   .«Сказочная поляна».

Самомассаж стоп.

«Дорожка здоровья».

«Веселая зарядка» под музыку.

Упражнения с массажными мячами.

Упражнение «Переложи бусинки».

Упражнение «Рисуем ногами». Релаксация «Спокойный сон».

4.«Мой веселый звонкий мяч».

Формировать правильную осанку.

Овладеть техникой игры с мячом.

Развивать внимание, координацию движений.

Общеразвивающие упражнения при плоскостопии «Веселые ножки». ОРУ с мячами.

Игровые упражнения с использованием элементов психогимнастики.

Подбрасывать мяч вверх и ловить его, отбивать мяч одной рукой.

Отбивать мяч правой и левой рукой на месте; вести мяч при ходьбе..

Упражнения с использованием фитболов.

 

 

 

 

Второй год обучения (подготовительная группа)

Сентябрь

1.Вводное занятие

Беседа о физической культуре. Правила поведения и техники безопасности назанятиях.

Игра «Держи осанку», используя спортивный инвентарь.

Развитие умения сохранять правильную осанку во время ходьбы.

Комплекс гимнастики «Утята».

П/и «Большие и маленькие деревья».

Упражнение регулирующий мышечный тонус «Дерево».

2.Ознакомить детей с гигиеническими и эстетическими требованиями к спортивнойодежде. Развить слуховое внимание, сообразительность. Уметь создатьвыразительный образ. Беседа « Спортивная одежда».

Игра «Верь ушам, а не глазам»

Игра «Музыкальный спорт - тур».

Игра «Строители». Педагог предлагает представить и показать, как строителипередают др. др. материалы (выражение лица и поза): тяжелое ведро, легкуюкисточку, кирпич.

3.Развивать гибкость позвоночника с использованием гимнастических элементов. Способствовать укреплению мышц свода стопы. Обучать умению передавать вдвижениях образы. Упражнения с гимнастической палкой.

Игра «Приседание у стены»

Игра « Жизнь леса» по команде все превращаются в лес и реагируют на измененияпогоды: тихий нежный ветер, ураган, мелкий грибной дождик , ливень, жарко, ночь,град.

4.Ознакомить с правилами гигиены тела. Закреплять навыки выполнения гимнастических движений с мячом. Побуждатьк творческой импровизации.

Беседа «Как нужно ухаживать за собой».

Упражнения с мячом. Игра с мячом «Попади в кольцо».

Игровое упражнение «Горячий мяч»- лежа на животе.

Придумать разные способы перекатывания мяча.

Октябрь.

1.Укреплять мышцы и совершенствовать координацию движений как необходимоеусловие для вост. правильного положения тела. Обучать элементам самомассажа.

Беседа «Чтобы кожа была здоровой».

Игра-массаж «Собираемсяна бал», проводитьсяприятныймассаж и происходит«воспитание прикосновением».

Упражнения с мячами - массажерами.

Упражнения надыхание:«Гребляна байдарке(плечамипоочередно выполнятькруговые движения, дыхание произвольное), «Задувание свечи», «Стучат колеса», «Жужжит пчела».

2.Формировать навыки правильного дыхания. Развивать умения передавать в движении выразительные образы животных. Разминка «Веселая зарядка» (аудиокассета).

Игра «Волейбол с воздушным шариком».

Игровые упражнения со шнуром.

Упражнения для предупреждения плоскостопия «Гибкий носок, каток».

3.Разучить массаж кистей и пальцев рук.

Развивать способность к равновесию.

Тренировать внутреннее внимание. Упражнения для развития статического развития.

Самомассаж кистей и пальцев рук: червячки шевелятся, имитация игры на фортепьяно, дождик идет, пальчики здороваются.

Ходьба по дорожке с закрытыми глазами, ходьба спиной вперед, с перекладываниемпредметов из одной руки в другую.

Игра «Совушка - сова».

Упражнения при ходьбе, выполняя сигналы педагога.

4.Осуществлять профилактические упражнения для предупреждения плоскостопия.

Развивать способность к балансированию. Упражнение «Балерина».

Игра: «Повтори за мной».

Ходьба по различным предметам, выложенным на полу.

Упражнение для стопы ног «Гуляют ножки».

Упражнения для развития способности к балансированию.

Стоя на месте, удержать предметы на раскрытой ладони, перенести предмет на рукеили ракетке.

Ноябрь

1.Развивать способность к реакции. Воспитывать навыки, закрепляющие правильноеположение тела.

Упражнения для развития способности к реакции.

Различные броски и ловля мяча в парах, смена вида движения при изменении мелодии. Игра «Светофор».

Проверить осанку в различных исходных положениях и при выполнении упражнений.

Игра «Вышибалы».

Упражнения при ходьбе, выполняя сигналы педагога.

2.Формировать навыки правильного дыхания. Закреплять умение самомассажапальцев. Развивать способности дифференцировать пространственные, временные исиловые параметры движения.

Разминка «Веселая зарядка» (дети делают подражательные движения по текступесни).

Упражнения на дыхание: «Гуси летят».

Массаж пальцев «Гусь».

Упражнения,  придуманные вместе с детьми (солдат, ракета, самолет, дерево, стрела ) Бег и прыжки по разметкам, сделанные на разном расстоянии друг от друга Релаксация под музыку.

3.Активизировать творческие способности. Предупреждать нарушения зренияпосредством зрительной гимнастики.

Прививать навыки правильного дыхания. Совершенствовать навык исполнения песнис движениями. Физкультурная минутка «Зайцы». Гимнастика для глаз «Лиса». Игра «Чей нослучше» (запах) Упражнения для стопы ног «Нарисуем солнышко».

Упражнения «Поза доброй кошки», «Поза сердитой кошки», «Кошкацарапушка».

Дыхательные упражнения «Каша кипит».

4.Осуществлять профилактические упражнения для предупреждения плоскостопия.

Тренировать правильную осанку. Улучшать и нормализовать нарушения координациидвижений. Упражнения в ходьбе и беге.

Профилактика плоскостопия и осанки ( упражнения с гимнастическими палками). Игра «Хвосты».

Ходьба по дорожке с закрытыми глазами, ходьба спиной вперед, с перекладываниеммяча из одной руки в другую. Игра малой подвижности «Белки, шишки и орехи».

Декабрь

1.Развивать способности к ориентированию в пространстве.

Учить умению своевременно изменять положение тела и осуществление движения внужном направлении.

Закреплять умение выполнять различные виды игрового самомассажа.

Закреплять навыки правильного дыхания.

Метание в цель.

Игры: «Быстро в колонну», «Найди свой цвет».

Гимнастика для ног.

Дыхательная игра «Снежинка».

Самомассаж лица и шеи.

Пальчиковая игра.

2.Продолжать развивать способности к ориентированию в пространстве. Формироватьправильную осанку в процессе выполнения игровых двигательных заданий.

Продолжать закреплять умения выполнять упражнения для профилактики зрения.Прокатывание мяча по узкому коридору, бег змейкой, бег между предметами.

Игры: «Найди свою пару», «Найди свой цвет».

Упражнения на дыхание.

Гимнастика для глаз «Жук».

3.Развивать творческие способности и воображения.

Продолжать укреплять мышцы спины и плечевого пояса.

Развивать гибкость позвоночника и координацию движений.

Закреплять умения выполнять движения ритмично, четко, согласованно с текстом.

Разминка «Фиксики», сопровождение текста соответствующими движениями.

Упражнение на дыхание.

Упражнения с мешочками.

Пальчиковая игра.

Игровые упражнения на расслабление.

Игра «Ловишки».

4.Развивать способности к ритму.

Выполнять под текстовое сопровождение описывающий нужный порядок действия.

Зрительная гимнастика.

Выполнение общеразвивающих упражнений под музыку.

Игра «Угадай свою мелодию» (вальс, марш, польку).

Гимнастика для стоп.

Дыхательная игра «Снежинки».

Январь

1   Развивать способности к согласованности движений.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.

Обучать детей выразительным движениям.

Собери мелкие игрушки ногой.

Упражнения с гимнастической палкой (осанка, плоскостопие). Игра «Жизнь леса».

2   Развивать динамическое равновесие. Формировать двигательную культуру.

Воспитывать интерес и потребность к занятиям физкультурой.

Разминка «Фиксики».

Ходьба приставным шагом, поднимая высоко колени, перешагивая через предметы. Ходьба по шнуру с разными движениями рук.

Игра «Полоса препятствий».

Упражнения для стопы ног «Гуляют ножки».

3   Повторить упражнения для развития статического равновесия .

Ходьба по дорожке с закрытыми глазами, ходьба спиной, с перекладыванием предметов из одной руки в другую.

Упражнения при ходьбе, выполняя сигналы педагога.

Игровые упражнения с мячами – массажерами.

4.Развивать меткость, ловкость, внимание.

Укреплять мышцы пальцев ног и свода стопы.

Разминка «Три поросенка»

Упражнения с мячом. «Попади в кольцо», «Горячий мяч».

Собери мелкие игрушки ногой.

Игра «Вышибалы».

Упражнения на расслабление и релаксацию.

Февраль

1.Продолжать развивать способность к балансированию.

Укреплять мышцы рук, плечевого пояса, спины. Развивать внимание зрительное ислуховое.

Удержать предмет на ладошке, перенести мяч на ракетке.

Игровые упражнения с гимнастической палкой.

Упражнения для коррекции стопы, используя гимнастическую палку и обручи.

Подвижная игра «Зверолов».

Игра малой подвижности «Мы пришли в зимний лес».

Игровой стретчинг.

2.Формироватьправильнуюосанку.Развиватькоординациюдвижений, Учитьсохранять равновесие.

Разминка «Веселый клоун»

Игра «Строители». Надо показать, как строители передают друг другу материалы:тяжелое ведро, кисточку, кирпич, длинную доску, гвоздик.

Игра «Горячий мяч».

Ходьба вперед с закрытыми глазами, ходьба спиной вперед с закрытыми глазами.

Русская народная игра «Два Мороза».

3.Развивать умения передавать в движении выразительные образы. Развивать навыкивыполнения основных движений: поймать мяч, бросив вверх и вниз.

Упражнения смячом.

Игра «Жизнь леса». Все превращаются в лес и реагируют на изменения погоды: тихийнежный ветер, ураган, мелкий грибной дождик, ливень, жарко, ночь, град, заморозки.

Упражнения с мячом в парах.

Игровой стретчинг.

Дыхательные упражнения.

4.Активизировать творческое воображение и импровизацию.

Физминутка «Зайцы».

Гимнастика для глаз «Веселая неделька».

Бег и прыжки по разметкам.

Гимнастика для стоп.

Психогимнастика.

Март

1.Укреплять мышечный «корсет» позвоночника и мышечный аппарат стоп.

Воспитывать навыки, закрепляющие правильное положение тела. Укреплять мышцыстопы.

Упражнения для профилактики плоскостопия, используя маленькие массажные мячи.

Упражнения на скамейке. Упражнения для профилактики плоскостопия и осанки собручами.

Игра «Ловкие ноги».

Игра «Бабка Яга».

2.Укреплять мышцы спины и шеи.

Развивать умение сохранять равновесие.

Упражнения для предупреждения плоскостопия.

Предупреждать нарушения зрения посредством специальных игровых упражнений.

Упражнение для глаз «Дождик».

«Зеркальное отображение предметов», сидя на стуле рисовать одновременно пальцами ног предметы на полу.

Упражнения для профилактики плоскостопия и осанки с мешочками.

Игра-путешествие «Гусеница заблудилась».

Игра «Дракон».

Рисование солнышка стопой ноги.

3.Развивать гибкость позвоночника и координацию движений.

Закреплять умения выполнять движения ритмично, четко, согласованно с текстом.

Воспитывать интерес к оздоровительным занятиям. Формирование дружеских взаимоотношений. Пальчиковая игра.

Игровые упражнения с обручами.

Эстафеты между 2 командами:

1   прокати мяч обручем.

2   прыгай на мяче-хопе.

3   пробеги по узкой дорожке и передай палку Ходьба по дорожке «След в след».

4.Уметь ориентироваться на слово при организации действия. Действовать посигналу, владеть своим телом.

Учить проявлять дружеские взаимоотношения. Воспитывать быстроту,доброту. Разминка «Веселая зарядка».

Игровые упражнения с ленточками.Упражнения с мячами – массажерами. Ходьба по разным дорожкам.Игровой стретчинг.

Апрель

1.Укреплять мышцы шеи, спины, рук и плечевого пояса Совершенствовать механизмдыхания. Формировать правильную осанку. Уметь имитировать фотографическиеизображения. Упражнения с цветными палочками.

Упражнения для укрепления мышц ног и свода стопы: катать мячик, «Танец наканате».

Упражнения для верхних дыхательных путей.

Самомассаж лица и шеи.

Игра «Светофор». 2.Развивать воображение,котороеобеспечиваетнетольконовыйобраз,ноиспецифическое вхождение в этот образ.

Игровая зарядка «Важный пес».

Дыхательные упражнения: «Хлопушка», «Оглянись».

Упражнения на диске «Здоровье».

Игровые упражнения с элементами психогимнастики.

Гимнастика для глаз.

Упражнения для стопы ног «Нарисуем солнышко». Игра «Кто успел?»

Игровой стретчинг.

3.Укреплять мышцы спины, брюшного пресса, улучшать осанку. Развивать чувство ритма, быстроту реакции, внимание, память, гибкость, выносливость.

Продолжать развивать способности динамического равновесия.

Обучать совместным действиям в игре.

Разминка «Фиксики».

Упражнения для развития динамического равновесия.

Игровой стретчинг.

Упражнения с гимнастической палкой.

Игpовые упражнения: «Лови-бросай», «Прыгни и повернись», «Бросай мяч».

Упражнения воздействия на диске «Здоровье».

Гимнастика для глаз «Листочки».

4.Развивать быстроту реакции,уметьконцентрировать и переключать внимание.

Укреплять мышцы спины, брюшного пресса, рук, улучшать осанку.

Развивать чувство ритма, внимание, память, гибкость, выносливость.

Упражнения сидя и лежа в кругу.

Массаж для профилактики простудных заболеваний.

Игровые упражнения с мячом.

Игра м/п «Белки, шишки и орехи».

Массаж спины, стопы, ладоней рук с помощью малых шиповых мячей. Май

1.Тренировать правильную осанку и навыки контроля за осанкой. Осуществлять профилактическиеупражнениядля предупрежденияплоскостопия.

Предупреждать нарушения зрения посредством специальных упражнений.

Упр. для стопы «Собрать ногой ракушки и камушки».

Упражнения для зрительного переутомления «Солнечный зайчик».

Игра «Тень» проводится в парах.

2.Развивать быстроту реакции,уметьконцентрировать и переключать внимание.

Укреплять мышцы живота, спины.

Игровые упражнения с ленточками.

Упражнения на развитие мелких мышц рук.

Упражнения на дыхание «Кто дольше продержит перышко в воздухе?»

Игра по желанию детей

Упражнения с мячами – массажерами.

Самомассаж и массаж шеи и грудной клетки.

Игры малой подвижности.

3.Осуществлять профилактические упражнения для предупреждения плоскостопия.

Предупреждать нарушения зрения посредством специальных упражнений.

Упражнения с цветными платочками.

Упражнения для глаз «Солнечный зайчик».

«Зеркальное отображение предметов», сидя на стуле, рисовать одновременно пальцами ног предметы на полу. Катать мяч на полу.

Подвижная игра «Зверолов».

4.Развивать воображение, которое обеспечивает не только новый образ, но и специфическое вхождение в этот образ. Игровая зарядка «Важный пес». Дыхательные упражнения: «Лови-бросай», «Прыгни и повернись», «Бросай мяч».

Упражнения на диске «Здоровье».

Гимнастика для глаз «Солнышко».

Самомассаж и массаж шеи и лица.

Игра по выбору детей.

Условия для успешного проведения коррекционно-оздоровительных занятий:

Кружок проводится во второй половине дня.

В спортивном зале, в спортивной форме, в носках.

Проводит инструктор по физической культуре.

Наличие разнообразного спортивного оборудования и инвентаря, в том числе набор мягких модулей.

Использование разнообразной фонотеки.

Создание эмоциональной положительной обстановки.

Учет нагрузки и дозировки упражнений в каждой возрастной группе.

Нагрузка

Каждое мероприятие носит развивающий характер, продумана активность, самостоятельность, творчество и индивидуальность каждого ребенка. Учитываются интересы, потребности ребенка. Учет времени и длительности проведения занятия.

Мероприятия носят игровой характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы, используемой при написании программы. 1.«Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе» научно - практический сборник инновационного опыта под редакцией И.В. Чупахи, Е.З. Пужаевой, И.Ю. Соколовой;

2.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощьпсихологам и педагогам.- М.:ТЦ Сфера, 2003г.

3.Аронова Е.Ю., Хашабова К.А. «Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в детском саду и дома».

4.Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателядетского сада. - М.: Просвещение, 1983г.

5.Велитченко В.К. «Физкультура для ослабленных детей».

6.Галанов А.С. «Игры, которые лечат».

7.Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких: Пособие для родителей ивоспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2006г.

8.Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении.- М.:» Издательство Скрипторий 2003»,2004г. 9.Дик Н.Ф. «Увлекательные физкультурные занятия для дошкольников».

10.Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений

М.Д. Маханевой «Воспитание здорового ребенка».

11.Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений Е.М Мастюковой «Коррекционно - педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников».

10.Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность-источник здоровья детей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007г.

12.Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 57лет.Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале:

Пособие длявоспитателей и инструкторов по физкультуре. - М, издательство

ГНОМ и Д, 2003