МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29»
РАССМОТРЕНО Протокол № ____ «____»____________2017г. Руководитель ШПО учителей начальных классов ______________Н.М. Кирова
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ___________В.Н.Аксеновская «____»____________2017г.
|
УТВЕРЖДАЮ И.о. Директор МБОУ СОШ № 29 __________Н.Н. Дубынина «____»
____________2017г. |
Рабочая программа
по курсу «Я – исследователь»
для 4 А класса
на 2017 – 2018 учебный год
Перфильева Маргарита Альбертовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Северодвинск
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа Курса «Я-исследователь» реализуется на основе: · Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. А.Б. Воронцов, В.М.Заславский, С.В Егоров – Москва. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения – С. 176). · Программа А.И. Савенкова «Я-исследователь», - Дом «Федоров», 2011г.
Общая характеристика программы Программа составлена для 4 класса и рассчитана на 34 часа (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия 45 минут. Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель курса: - создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Задачи: ü формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; ü обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; ü формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; ü развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а так также другие дети.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики: · уровневая дифференциация; · проблемное обучение; · моделирующая деятельность; · поисковая деятельность; · информационно-коммуникационные технологии; · здоровьесберегающие технологии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: - положительное отношение к исследовательской деятельности; - широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - интерес к новому содержанию и новым способам познания; - ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; - способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности; - морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Метапредметные результаты Регулятивные УУД: Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - оценивать свои действия на уровне ретрооценки; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные УУД: Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной формах; - ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; - владеть основами смыслового чтения текста; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; - оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; - видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; - использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: - допускать существование различных точек зрения; - учитывать разные мнения, стремиться к координации; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; - владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
Предполагаемые результаты реализации программы: Обучающиеся должны научиться -видеть проблемы; -ставить вопросы; -выдвигать гипотезы; -давать определение понятиям; -классифицировать; -наблюдать; - проводить эксперименты; -делать умозаключения и выводы; -структурировать материал; -готовить тексты собственных докладов; -объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: -рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); -целеполагать (ставить и удерживать цели); -планировать (составлять план своей деятельности); -моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); -проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; -вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
|
||||||||
|
|
||||||||
|
|
||||||||
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название темы |
Дата |
|
План |
Факт |
||
|
Тренинг Общее количество часов – 10 |
|
|
1. |
Культура мышления |
|
|
2. |
Методы исследования |
|
|
3. |
Научная теория |
|
|
4. |
Научное прогнозирование |
|
|
5. |
Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования |
|
|
6. |
Искусство задавать вопросы и отвечать на них |
|
|
7. |
Ассоциации и аналогии |
|
|
8. |
Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов |
|
|
9. |
Умение выявлять проблемы |
|
|
10. |
Умение выявлять проблемы |
|
|
|
Исследовательская практика Общее количество часов – 16 В т.ч. на индивидуальную работу – 13 |
|
|
11. |
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования исследований |
|
|
12. |
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований |
|
|
13. |
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований |
|
|
14. |
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований |
|
|
15. |
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований |
|
|
16. |
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований |
|
|
17. |
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |
|
|
18. |
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |
|
|
19. |
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |
|
|
20. |
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |
|
|
21. |
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |
|
|
22. |
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |
|
|
23. |
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |
|
|
24. |
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |
|
|
25. |
Семинар |
|
|
26. |
Семинар |
|
|
|
Мониторинг Общее количество часов – 8 |
|
|
27. |
Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей |
|
|
28. |
Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей |
|
|
29. |
Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей |
|
|
30. |
Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей |
|
|
31. |
Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя |
|
|
32. |
Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя |
|
|
33. |
Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов |
|
|
34. |
Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов |
|
|
34 |
Общее количество часов |
|
|
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Для обучающихся:
1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
2. Интернет - ресурсы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.