![]() |
Детский возраст 3-4 лет является важным этапом формирования первоначальных математических представлений. Именно в этот период закладываются основы логического мышления, развивается способность воспринимать абстрактные понятия, формируются первичные навыки анализа и синтеза. Поэтому важно создавать условия для естественного и интересного постижения ребенком математических законов. Цельпрограммыкружка
Цель
программы кружка заключается в развитии у детей 3-4 лет познавательной
активности, интеллектуального любопытства и любви к изучению математики.
Программа направлена на предоставление каждому ребенку возможности успешно
осваивать первые математические знания и получать удовольствие от
образовательных мероприятий.
Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:
o Развитие первых математических представлений у детей, таких как классификация, сравнение, счет, ориентировка в пространстве. o Стимулирование эмоционального отклика на математические открытия и формирование устойчивого интереса к процессу познания. o Совершенствование мелкой моторики и координации движений.
o Развитие памяти, воображения, концентрации внимания и речи детей. o Укрепление социальных связей между сверстниками и взрослыми в ходе совместной учебной деятельности.
Современное
общество предъявляет высокие требования к уровню образованности и
интеллектуальной зрелости молодого поколения. Раннее начало формирования
математических навыков способствует успешному развитию будущих умственных
способностей детей. Настоящая программа позволяет эффективно решать данную
задачу, обеспечивая благоприятные условия для воспитания гармонично развитых,
инициативных и открытых новому познанию детей.
Дети раннего возраста характеризуются стремительным развитием физических и психических функций. Их поведение отличается высокой активностью, интересом ко всему новому и ярко выраженным желанием исследовать окружающую среду. В возрасте 3-4 лет активно развиваются такие важные когнитивные процессы, как внимание, восприятие, запоминание и мышление. Важнейшими аспектами являются также социальные взаимодействия, приобретение коммуникативных навыков и адаптация к коллективной жизни.
Именно
поэтому предлагаемая программа акцентирует внимание на организации активной
игровой среды, стимулирующей познавательную активность детей, расширяя их
горизонты знаний и формируя положительные эмоции от учебы.
№ |
Тема занятия |
Цели и задачи |
Описание деятельности педагога |
Примеры игровых заданий |
Октябрь |
|
|
|
|
1-2 |
Определение исходного уровня |
Оценить начальные знания и умения детей. |
Проводит диагностику познавательного интереса и базовых навыков счета. Использует задания на установление соответствия и определение цвета. Организует беседы и наблюдения за детьми. |
Игра «Цветовая мозаика»: дети сортируют карточки по цветам. Игра «Подбери пару»: сопоставляют фигуры одинаковой формы. |
3 |
Цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий |
Закрепление основных цветов. |
Демонстрирует предметы указанных цветов, организуя игру «Покажи цвет». Разбирает понятие «цвет». Учится |
Игра «Собери букет»: дети собирают букеты из цветков одного цвета.Упражнение «Светофорчик»: закрепляет понимание |
![]() |
|
|
|
анализировать и сортировать объекты по цвету. |
связи сигналов светофора с цветами. |
4 |
Группировка предметов по цвету |
Формирование навыков классификации объектов по цвету. |
Обучает приемам группировки, используя образцы и визуальное сопровождение. Предлагает сравнить объекты по цвету и описать различия. |
Упражнение «Расставь игрушки по корзинам»: каждая игрушка соответствует определённому цвету корзины.Задание «Рисуем красками»: дети рисуют рисунок одним цветом. |
Ноябрь |
|
|
|
|
1 |
Повторение цветов и оттенков |
Уточнение знаний о цветах и введение новых оттенков. |
Рассказывает о разнообразии оттенков каждого основного цвета. Дети сравнивают оттенки и называют их («светло-красный», «тёмно-зелёный»). |
Задание «Шторы для кукольного домика»: выбираются шторы подходящего оттенка.Игра «Выбери оттенок карандаша»: дети находят карандаш нужного оттенка среди множества похожих. |
2 |
Оттенки и градации цветов |
Углубленное изучение оттенков и их обозначений. |
Объясняет разницу между основными цветами и оттенками. Предлагает упражнения на подбор схожих |
Игровое задание «Красивый сад»: расставляются растения разной окраски. Практическая работа |
![]() |
|
|
|
цветов и дифференцировку оттенков. |
«Радуга радугой»: создание рисунка с переходом оттенков. |
3 |
Пространственное восприятие |
Изучение направлений: вверхвниз, вправо-влево. |
Показывает направления, давая инструкции типа «возьми кубик сверху стола». Используется пособие «Кубики вверх-вниз». |
Задание «Воздушный шар»: ребёнок перемещает воздушный шар вверхвниз. Игра «Роботы»: команды направлять робота движениями вверх-вниз, вперёд-назад. |
4 |
Основы количества: больше-меньше |
Формирование понятий количественного равенства и неравенства. |
Определяют понятия «больше» и «меньше», используют наглядные материалы (например, пирамидки). Сортируют наборы игрушек по принципу большего и меньшего размера. |
Игра «Карандашница»: распределение карандашей по величине.Картинная задача «Много яблок или мало?»: сравнение изображений фруктов. |
Декабрь |
|
|
|
|
1 |
Размер предметов: большойпоменьшемаленький |
Освоение сравнительных размеров. |
Педагог показывает разные размеры одной категории вещей (например, большие и |
Задание «От большого к маленькому»: выстраивание ряда машинок по уменьшению |
![]() |
|
|
|
маленькие мячи), предлагая выбрать самый большой/маленький объект. |
размера. Упражнение «Поиграем с матрёшкой»: демонстрация принципов вложенности предметов разного размера. |
2 |
Расположение в пространстве |
Позиция предметов относительно друг друга (рядомспереди-за). |
Дети учатся ориентироваться в расположении предметов. Игра «Кто впереди?» учит различению позиции переднего и заднего плана. |
Игра «Паровозик едет вперед!». Эксперимент «Где спрятался зайчик?»: расположение зверьков рядом, спереди, сзади. |
3 |
Понятие формы предметов: квадрат-кругтреугольник |
Развитие восприятия геометрических форм. |
Представлены плоскостные фигуры и игровые задания на их узнавание. Детям предлагается выбирать фигуру, соответствующую заданию педагога. |
Игра «Формы вокруг нас»: показывают картинку, дети ищут подобные формы в комнате.Графический диктант «Рисуем фигуры». |
4 |
Составление множеств |
Понимание составных частей целого. |
Обучаются составлять целое из нескольких элементов (игрушек |
Собирание конс труктора Lego в простой сюжет.Композиция |
![]() |
|
|
|
или картинок). Например, собирая пазлы или конструируя домик из деталей. |
«Собери бусы»: ребенок собирает цепочку бусин определенной последовательности. |
Январь |
|
|
|
|
1 |
Число и цифра 1 |
Овладение счётом до единицы и её графическим изображением. |
Создаются условия для изучения числа «1». Используется иллюстративный материал с единичными объектами. |
Практическое упражнение «Один-два-три»: показывание единственного предмета и называние числа. Игра «Колобок»: катается один колобок, считая до 1. |
2 |
Число и цифра 2 |
Ознакомление с числом «два» и символом «2». |
Занятия включают рассказ о количестве, отображаемом цифрой «2». Включены практические манипуляции с двумя предметами. |
Графическое задание «Раскрась две конфетки». Практическое задание «Делимся на пары»: разбиваются парами, демонстрируя число 2. |
3 |
Количество и счёт |
Усвоение базового принципа количественной оценки. |
Используются практико-игровые методы: подсчёт игрушек, раздача конфет и др., сопровождаемые |
Игра «Конфетный дождь»: складывание предметов в мешочек и счёт. Задание «Собери яблоки в корзину»: дети считают яблоки и кладут в корзину. |
![]() |
|
|
|
вопросами о количестве предметов. |
|
4 |
Геометрические фигуры: прямоугольник |
Исследование свойств прямоугольника. |
Учащиеся знакомятся с новым видом плоской фигуры, рассматривая модели и рисунки. Обозначаются углы и стороны фигуры. |
Создание рисунков с использованием бумажных прямоугольников. Закрашивание прямоугольников разными цветами. |
Февраль |
|
|
|
|
1 |
Порядок следования цифр |
Последовательность чисел и знакомство с порядком их расположения. |
Конкретизация порядка размещения чисел в ряду, через ряд практических упражнений с последовательностью карточек с цифрами. |
Задача «Распредели цифры по порядку».Игра «Карточки с цифрами»: выкладывают последовательность от 1 до 3. |
2 |
Симметрия и зеркальность |
Знакомство с симметричным отражением. |
Через зеркала, игровое моделирование и работу с шаблонами учащиеся узнают принцип симметрии. |
Нарисовать вторую половину снежинки.Создать симметричный орнамент из наклеек. |
3 |
Размеры предметов: высота, длина |
Понятия длины и высоты предметов. |
Для освоения этих терминов используются игры с измерительными |
Сравнить высоту животных на картинке. Измерительная игра |
![]() |
|
|
|
инструментами, такими как линейка и мерило. |
«Самый высокий стул». |
4 |
Использование математического оборудования |
Интеграция математики в повседневную жизнь. |
Использование весов, линейки и прочих инструментов измерения. Игровая деятельность направлена на освоение приборов. |
Весовая игра «Какой фрукт тяжелее?». Мерительный эксперимент «Длина ленты». |
Март |
|
|
|
|
1 |
Шары и цилиндры |
Освоение объёмных тел и их характеристик. |
Путём практической демонстрации формируется представление о шарах и цилиндрах, подчёркивается разница между ними. |
Манипуляции с мячами и баночками. Создание композиции из шаров и цилиндров. |
2 |
Прямоугольники и квадраты |
Узнавание и отличия прямоугольников и квадратов. |
Рассматриваются плоскости обеих фигур, проводится практика распознавания и деления их на равные части. |
Практическое задание «Раздели тортик поровну». Графический диктант «Прямоугольник внутри квадрата». |
3 |
Кубики и кирпичики |
Отличия трёхмерных фигур. |
Вводится концепция трёхмерных моделей. |
Строительство башенок из кубиков и кирпичиков. |
![]() |
|
|
|
Исследуется форма кубиков и кирпичиков. |
Обучение определению разницы между формами. |
4 |
Линии и точки |
Начало знакомства с основами геометрии. |
Изучаются линии и точки как элементы простых геометрических построений. Выполняются задания на рисование линий и точек. |
Рисунок «Маленькие шаги». Моделирование из пластилина дорожек и тропинок. |
Апрель |
|
|
|
|
1 |
Параллельные и пересекающиеся линии |
Анализ пространственных отношений. |
Проводится исследование пересечения и параллельности линий. Работают с линиями, строят прямые дорожки и перекрещивания. |
Эксперимент «Скрещённые дороги». Игра «Построй заборчики». |
2 |
Пространственная ориентация |
Ориентировка в пространстве. |
Занимательные путешествия по карте, дидактические игры, направленные на правильное понимание пространственных взаимоотношений. |
Игра «Путешествие в лес». Лабиринт «Помоги зайчику домой». |
![]() |
3 |
Ритм и порядок |
Воспитание чувства ритма и упорядоченности. |
Используя музыкальные инструменты и движения, формируют чувство ритма и порядка действий. |
Музыкально-двигательная игра «Следующий шаг». Творческое задание «Сделай ритм руками». |
4 |
Возрастающая сложность: триггеры внимания |
Повышение сложности заданий. |
Ведётся постепенное усложнение предлагаемых задач путём введения дополнительной информации. Это развивает концентрацию и внимательность. |
Задание «Кто быстрее найдёт ошибку». Сюжетно-ролевые игры «Магазин подарков». |
Май |
|
|
|
|
1 |
Итоговое мероприятие |
Обобщение полученных знаний. |
Завершается год подведением итогов. Проверяется усвоенный материал, проводятся тематические мероприятия и выставки детских работ. |
Творческая выставка рисунков детей. Интерактивная викторина «Волшебный мир математики». |
2 |
Рефлексия |
Анализ достижений |
Проходит обсуждение |
Совместная дискуссия |
|
учебного процесса |
и проблем. |
результатов прошедших месяцев, оценивается прогресс детей и намечаются дальнейшие цели развития. |
педагогов и родителей. Открытое занятие для всех участников проекта. |
3 |
Диагностика уровня сформированности навыков |
Проведение диагностики готовности ребёнка. |
Психологопедагогическая диагностика оценивает успехи каждого ученика и определяет зоны дальнейшего роста. |
Тестирование игрового характера. Диагностика творческого потенциала ребёнка. |
4 |
Организация портфолио успехов |
Оформление портфолио учащихся. |
Родители получают папки с результатами творческой деятельности детей за весь период обучения. |
Портфель работ «Наши достижения».Показатель успеха – собрание лучших работ ребёнка. |
Дополнительныерекомендациипедагогам:
o
Используйте
разнообразие методов подачи материала, включая интерактивные игры, ролевые
сценарии и творческие задания.
o Регулярно вовлекайте родителей в образовательный процесс, проводя консультации и родительские собрания. o Применяйте мультимедийные средства и развивающие пособия для повышения мотивации учеников.
o |
Поддерживайте интерес малышей к математике через интересные сюжеты и реальные жизненные ситуации. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.