Рабочая программа дополнительного образования
«Шахматы»
для 7-11 классов
Срок освоения: 2 года
Составитель:
Жаринов К.А., учитель физики
н.п. Пушной
2012 год
Пояснительная записка.
История развития культуры убедительно свидетельствует о неуклонном повышении интереса человечества к шахматам. Массовая практика использования шахмат в школе, анализ опыта работы педагогов и тренеров подтверждают во многом уникальные возможности шахмат для обучения, развития и воспитания учащихся разного возраста. Поэтому к числу наиболее важных социальных функций шахмат, несомненно, должна быть отнесена и функция педагогическая, ориентированная на формирование творческих качеств личности, развитие познавательной активности учащихся, их самостоятельности в принятии оптимальных решений в самых различных ситуациях, требующих повышенного внимания, изобретательности в оценке разнообразных факторов, ответственности, высокой культуры и дисциплины мыслительной деятельности. Отличаясь доступностью, простотой и привлекательностью, шахматы вносят все более весомый вклад во всестороннее, гармоническое развитие человека, независимо от его возраста и профессии.
Стремительные темпы научно – технического прогресса, появление сложнейших автоматизированных устройств и вычислительных комплексов, роботизированных технологических участков в разных отраслях производства, неуклонный рост разнообразной научной информации и другие технические новшества не проходят бесследно для школы. Напротив, они оказывают на нее самое непосредственное влияние. Во всем мире растет понимание того, что школа уже не может обеспечить своих воспитанников знаниями на все случаи жизни. Поэтому центральное место в системе школьного образования занимает развитие учащихся, формирование у них таких качеств творческой личности, которые помогли бы им активно участвовать в последующей учебной и трудовой деятельности. Шахматы являются одним из таких средств развития творческих способностей школьников.
Цели:
- развивать память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию;
- воспитывать волю, находчивость, характер, усидчивость;
- приучать к самостоятельной работе;
- содействовать укреплению здорового образа жизни;
- прививать интерес к шахматам;
- ознакомить с правилами ведения игры;
- помогать совершенствовать спортивное мастерство.
Задачи:
- развивать творческие способности учеников;
- формирование элементов научного стиля мышления;
- развитие эстетических взглядов школьников.
Содержание материала.
За основу работы кружка берется двухлетний план обучения с заданием: на первый год обучения познакомить с правилами игры в шахматы, с основными понятиями и привить интерес к систематическим занятиям шахматной теорией, на второй год – повысить навыки игры в шахматы.
Учебный план каждого года обучения строится из расчета того, что часть занятий посвящена теории, часть занятий - практике, и часть — с разбором сыгранных во время практики партий.
Вопросы истории, развития отечественной шахматной школы, гигиенического и спортивного режима, учебной литературы и т. п. не выделяются в самостоятельные лекции, а сопровождаются ими каждое или почти каждое занятие, по возможности связывая их с его тематикой. Например, если сегодня разбирается итальянская партия; то полезно одновременно рассказать о Греко и других итальянских мастерах.
Практика включает в себя учебные турниры и партии, консультационные - партии и учебные сеансы одновременной игры, игра с компьютером и игра в интернет. При определенной консультационной партии имеется в виду, что за каждую сторону выступают по 2-3 шахматиста. Остальные являются безмолвными свидетелями. Руководитель занятий находится в том лагере, где обсуждается очерёдной ход, нё вмешивается, а только записывает основные моменты обсуждения, чтобы остановиться на них при заключительном разборе партии.
Надо помнить о том, что желание играть в шахматы появляется почти у каждого, кто познакомился с правилами, а стремление посидеть за ними одному, с книжкой, большинству любителей надо прививать. Этому и будет служить любое учебное мероприятие, проведенное в коллективе.
Программа (первый год).
История развития шахмат: Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Распространение шахмат на Востоке. Мат Диларам. Проникновение шахмат в Россию. Шахматы в Киевской Руси. Шахматы и торговые связи русских купцов с Востоком. Археологические находки. Шахматы в русском былинном творчестве. Запрет шахмат византийской церковью. Шахматы в Московском государстве. Изготовление шахмат как вид ремесла.
Шахматный кодекс. Классификационная система. Судейство и организация соревнований: Простейшие сведения о системе шахматных соревнований. Правила турнирного поведения. Требования шахматного кодекса о записи турнирной партии. Правило «Тронул – ходи».
Первоначальные понятия: Нотация. Запись партии. Правила превращения пешки, взятие на проходе, рокировка. Мат. Ничья. Вечный шах. Относительная ценность фигур. Тяжелые и легкие фигуры. Мат различными фигурами. Понятие о центрах и флангах. Понятие о дебюте, миттельшпиле, эндшпиле.
Практические занятия: Упражнения на овладение нотацией. Игра в морской бой. Турнирная практика с обязательным требованием записи партий. Упражнения на мат различными фигурами.
Эндшпиль: Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Значение активности в эндшпиле. Пешечные окончания: король и пешка против короля. Правило квадрата. Оппозиция. Цугцванг.
Практические занятия: Отработка приемов эндшпиля посредством анализа специально подобранных позиций и разыгрывания с партнером типовых эндшпильных положений.
Дебют: Определение дебюта как подготовительной стадии к середине игры. Влияние дебюта на середину игры. Классификация дебютов. Основные принципы разыгрывания дебютов. Основные идеи итальянской партии. План в дебюте. Гамбиты. Понятие инициативы в дебюте. Жертва пешки в дебюте за инициативу.
Классификационные соревнования. Анализ сыгранных партий типовых позиций. Участие в классификационных турнирах. Разбор сыгранных партий с преподавателем.
Консультационные партии. Проведение партий по консультации между двумя группами кружковцев. Партию желательно начинать одним из изучаемых дебютов. По окончании партии проводится совместный подробный ее разбор под руководством преподавателя.
Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем шахматного кружка сеансов одновременной игры (в том числе тематических по изучаемым темам) с последующим разбором партии с кружковцами.
Конкурсы решения задач, этюдов и нахождение комбинаций, связанных по своему содержанию с изучаемыми темами по тактике, стратегии, эндшпилю.
Учебно – тематический план (первый год).
№ |
Содержание занятия |
Количество занятий |
Домашнее задание |
1. |
Первоначальные сведения. Шахматная доска. |
1 |
Нарисовать в тетради шахматную доску и так раскрасить на ней поля, чтобы внизу слева было черное поле. |
2. |
Горизонтали и вертикали. Наименование полей. |
1 |
На рисунок доски нанести наименование полей |
3. |
Фигуры и пешки. Начальная позиция. |
2 |
Нарисовать в тетради начальную позицию, обозначив королевский и ферзевый фланги. |
4. |
Как ходят фигуры. Ладья. Взятие. |
1 |
Решение задач по диаграммам |
5. |
Слон. Полная и краткая нотация. |
1 |
На рисунке обозначить наименование полей |
6. |
Король. Шах. Мат. |
2 |
Решение задач по диаграммам |
7. |
Ферзь. Конь. |
2 |
Составление собственной задачи |
8. |
Пешки. |
1 |
Решение задач по диаграммам |
9. |
Рокировка. |
2 |
Рассмотреть партию по ее краткой нотации. |
10. |
Пять случаев ничьей. |
1 |
Сыграть партию с записью. |
11. |
Сравнительная сила фигур. |
1 |
Анализ собственной партии, учитывая ценность фигур. |
12. |
Мат тяжелыми фигурами. |
4 |
Решение задач по диаграммам |
13. |
Мат легкими фигурами. |
3 |
Решение задач по краткой нотации. |
14. |
Проведение пешки в ферзи. Оппозиция. |
2 |
Решение задач. Составление собственных заданий. |
15. |
Правило квадрата. |
1 |
Решение задач. |
16. |
Дебют: понятие о тактике. |
1 |
Нахождение угрозы. |
17. |
Дебют: понятие о стратегии. |
2 |
Обсуждение возможности предлагаемого хода. |
18. |
Понятие об открытых дебютах. |
2 |
Анализ дебютных ошибок. |
19. |
Понятие о полуоткрытых дебютах. |
2 |
Дебютные ловушки. |
20. |
Понятие о закрытых дебютах. |
2 |
Дебютные ловушки. |
Программа (второй год).
История развития шахмат. Шахматы во второй половине 19 в. Борьба за звание чемпиона мира. В. Стейниц и его учение. Э. Тарраш, Г. Пильсбери, Э. Ласкер и его подход к шахматам. Шахматы в первой половине 20 в. А. Рубинштейн, творчество Х. Р. Капабланка. А. Нимцович, Р. Рети, С. Тартаковер.
Выдающиеся русские шахматисты. М. И. Чигорин – основоположник русской шахматной школы. А. А. Алехин – первый русский чемпион мира.
Шахматный кодекс России. Классификационная система. Судейство и организация соревнований. Получение практических навыков по судейству, организация и проведение шахматных соревнований в кружке, классе, школе. Проведение каждым кружковцем не менее одного турнира в качестве главного судьи.
Тактика. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы:
связка, двойной удар, вскрытое нападение, вскрытый шах, отвлечение, завлечение. Комбинации с мотивом спертого мата, использование слабости последней горизонтали, разрушение пешечного прикрытия, освобождение поля, линии, перекрытия, блокировки, превращение пешки, уничтожение защиты. Пассивная и активная защита. Требования к защите. Приемы тактической защиты.
Стратегия. Ограничение подвижности фигур: ограничение пространства противника, выключение фигуры из игры, подвижность слона и коня в миттельшпиле, связка, блокада, торможение освобождающихся ходов. Слабые и сильные поля. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Пешечный перевес в центре, на фланге. Пешечные цепи. Пешечный прорыв в закрытых позициях. Преимущество двух слонов. Размен как средство получения перевеса.
Эндшпиль. Атака короля в эндшпиле. Сложные пешечные окончания. Ферзевые окончания. Борьба при разнородном материале.
Дебют. Эволюция взглядов на дебют. Характеристика современных дебютов. Связь дебюта с миттельшпилем. Основные идеи ферзевого гамбита, французской защиты, защиты Карокан, защиты Алехина, английского начала.
Спортивный режим шахматиста. Значение режима в жизни спортсмена. Требования к режиму шахматиста. Режим во время соревнований.
Классификационные соревнования. Анализ сыгранных партий типовых позиций. Участие в классификационных турнирах. Разбор сыгранных партий с преподавателем.
Консультационные партии. Проведение партий по консультации между двумя группами кружковцев. Партию желательно начинать одним из изучаемых дебютов. По окончании партии проводится совместный подробный ее разбор под руководством преподавателя.
Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем шахматного кружка сеансов одновременной игры (в том числе тематических по изучаемым темам) с последующим разбором партии с кружковцами.
Конкурсы решения задач, этюдов и нахождение комбинаций, связанных по своему содержанию с изучаемыми темами по тактике, стратегии, эндшпилю.
Учебно – тематический план (второй год).
№ |
Содержание занятия |
Количество занятий |
Домашнее задание |
1. |
Понятие о тактических приемах. Двойной удар. |
3 |
Решение задач и этюдов |
2. |
Вскрытый шах. |
3 |
Решение задач и этюдов |
3. |
Завлечение и отвлечение. |
3 |
Решение задач и этюдов |
4. |
Освобождение пространства. |
3 |
Решение задач и этюдов |
5. |
Перекрытие. |
3 |
Решение задач и этюдов |
6. |
Связка. |
3 |
Решение задач и этюдов |
7. |
Блокировка. |
2 |
Решение задач и этюдов |
8. |
Уничтожение защиты. |
2 |
Решение задач и этюдов |
9. |
Промежуточный ход. «Рентген». Превращение пешки. |
3 |
Решение задач и этюдов |
10. |
Сложные комбинации. |
3 |
Решение задач и этюдов |
11. |
Пешечные окончания. |
3 |
Решение задач и этюдов |
12. |
Ферзь против пешки. |
3 |
Решение задач и этюдов |
Средства обучения: комплекты шахмат, компьютер, проектор, интерактивная доска, интернет.
Методические рекомендации.
Каждое занятие обычно состоит из теоретической и практической части. В теоретическом разделе занятия руководитель кружка излагает основные сведения по дебюту, миттельшпилю или эндшпилю; под практической частью подразумевается решение комбинаций, этюдов, задач, разбор сыгранных детьми партий, игра с компьютером, игра кружковцев друг с другом в квалификационных турнирах, участие в личных и командных первенствах, игра в интернет на портале «Шахматная планета».
Структура теоретического занятия: в качестве «шахматной разминки» на демонстрационной доске ставится легкий, но интересный пример (этюд, задача, фрагмент из партии). На его решение не должно уходить больше 3-5минут. Затем идет проверка домашнего задания и объяснение теоретического материала. Заканчивается занятие подведением итогов, после чего дается позиция (этюд) для самостоятельного решения. Часто вместо объяснения теоретического материала проводится конкурс нахождения комбинаций или разбирается партия из какого-нибудь гроссмейстерского (или детского) турнира. Систематически проводятся занятия в форме игры «Проверь себя». Суть ее такова. Руководитель делает на демонстрационной доске ходы из специально подобранной партии, но только за черных. Дети должны самостоятельно находить ответы белых и молча записывать их в свои тетради. Через минуту руководитель показывает на демонстрационной доске действительный ход белых из этой партии. За каждый угаданный ход начисляются соответствующие очки. По окончании партии детям выставляются оценки в зависимости от набранных очков, подводятся итоги.
Диагностика и формы педагогического контроля.
При организации занятий кружка процесс воспитания и обучения строится с учетом индивидуальных психологических качеств каждого ребенка и направлен на формирование ребенка как личности. Объектом исследования являются поведение ребенка в группе, его умение преодолевать трудности, усидчивость, умение работать с литературой и др.
Контроль за усвоением учащимися программы осуществляется на каждом из теоретических занятий при проверке домашнего задания, при решении этюдов на заданную тему и в ходе проведения сеансов одновременной игры с руководителем. С этой же целью проводятся совместные анализы сыгранных ребятами турнирных партий. В течение года для учащихся 2 и 3 года обучения дважды проводятся конкурсы решений задач и комбинаций. Подводятся итоги участия кружковцев в различных соревнованиях, рейтинговая система выполнения домашних и классных заданий. Оценка рейтинга, набранного при играх с компьютером и в интернет.
Ожидаемый результат.
Учащиеся первого года обучения должны:
- знать историю развития шахмат;
- знать правила игры в шахматы;
- уметь читать и записывать партии с помощью шахматной нотации;
- уметь матовать короля с помощью двух ладей, ладьи и короля, ферзя и короля;
- знать шахматную терминологию;
- уметь проводить простейшие комбинации из 2-3 ходов; - знать и уметь применять правила «квадрата» и «оппозиции»; - знать основные законы дебюта.
Учащиеся второго года обучения должны:
- знать о выдающихся шахматистах России, итальянских мастерах прошлого;
- знать правила соревнований и судейства;
- уметь составлять турнирные таблицы;
- иметь представление о тактике и стратегии шахмат;
- знать основные идеи открытых дебютов, уметь применять их при игре за белых и за черных;
- уметь решать комбинации средней сложности;
- уметь пользоваться шахматной литературой; - знать правила оформления задач и этюдов; знать и уметь применять на практике основные законы эндшпиля;
- получить спортивный разряд по шахматам не ниже третьего.
Литература.
[1] Костьев А. Н. «Учителю о шахматах» М., «Просвещение», 1986.
[2] Шахматы – школе. Под ред. Б. С. Гершунского. – М.: Педагогика, 1991.
[3] Е. Я Гик «Беседы о шахматах», М., «Просвещение», 1985.
[4] Б. А. Злотник «Шахматы: наука, опыт, мастерство», М., «Высшая школа», 1990. [5] В. Е. Голенищев. Подготовка юных шахматистов I разряда; М., Советская Россия, 1980.
[6] Линдер И. М. 1000 самых красивых шахматных партий. – М.: «Астрель», 2004.
[7] Бобби Фишер учит играть в шахматы, Киев, «Здоровья», 1991.
[8] А. Карпов. Сто победных партий. – М.: «Физкультура и спорт», 1984.
[9] М. М. Ботвинник, Я. Б. Эстрин. Защита Грюнфельда. – М.: «Физкультура и спорт»,
1979
[10] А. Карпов. Избранные партии. – М.: «Физкультура и спорт», 1978.
[11] А. С. Суэтин. Испанская партия. – М.: «Физкультура и спорт», 1982.
[12] А. А. Алехин. Международные шахматные турниры в Нью – Йорке 1924 – 1927. – М.:
«Физкультура и спорт», 1989.
[13] А. И. Сизоренко. Капабланка. Встречи с Россией. – М.: «Знание», 1988.
[14] В. Д. Батуринский. Страницы шахматной жизни. – М.: «Физкультура и спорт», 1990. [15] Я. И. Нейштадт. Шахматный университет Пауля Кереса. – М.: «Физкультура и спорт», 1982.
[16] Теория и практика шахматной игры. Под ред. Я. Б. Эстрина. – М.: «Высшая школа», 1984.
[17] Л. М. Слуцкий, М. И. Шерешевский. Контуры эндшпиля. – М.: «Физкультура и спорт», 1989.
[18] М. И. Шерешевский. Стратегия эндшпиля. – М.: «Физкультура и спорт», 1988.
[19] М. А. Стажков. Шахматисты Брянского края. – Брянск, «Придесенье», 1993.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.