МКОУ «ООШ с. Талон» |
Секретная лаборатория |
Авторская программа кружка |
Разработала: учитель биологии географии химии I категории Белякова Т. Ю.
|
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка" Секретная лаборатория " для 6-7 классов разработана на основе Примерной программы по химии среднего общего образования.
Общая характеристика
Химия сложная и интересная наука. Чтобы заинтересовать детей своим предметом необходимо расширить их знание за пределы школьной программы. И начать знакомство с этим интереснейшим предметом надо да начала преподавания химии в 8 классе.
Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.
Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщений им некоторых знаний из естественнообразовательной области.
В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Прививает любовь и интерес к химии, которую начнут изучать в старших классах.
Программа кружка “Секретная лаборатория” рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 12 человек. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (1 занятие по 1 ч. в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 11-13 лет.
Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.
Основные методы: Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, выполнение экспериментальных работ.
Основные формы: Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, практические работы, викторины, игры, химические вечера.
Цели и задачи
Цель программы – является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по предметам естественного цикла.
Задачи программы:
Обучающие:
· формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;
· формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;
· формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;
· продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;
· продолжить формирование коммуникативных умений;
· формирование презентационных умений и навыков;
· дать возможность учащимся проверить свои способности в естественнообразовательной области.
Развивающие:
· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
· Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Воспитательные:
· Вызвать интерес к изучению наук естественного цикла.
Ожидаемые результаты
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;
правила сборки и работы лабораторных приборов;
определение массы и объема веществ;
правила экономного расхода горючего и реактивов;
порядок организации своего рабочего места;
Уметь:
осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и лабораторный эксперимент;
осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять плотность исследуемых веществ;
иметь необходимые умения и навыки в мытье и сушке химической посуды;
работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов для проведения опытов;
находить проблему и варианты ее решения;
определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;
организовать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно- популярной литературой;
писать рефераты, придерживаясь определенных требований;
работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;
уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.
Содержание программы
1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Секретная лаборатория”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.
2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.Игра по технике безопасности.
3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).
Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.
4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории.
Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.
5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание.
Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.
6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей
Практическая работа.
Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
7. Выпаривание и кристаллизация
Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли .
8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.
Демонстрация фильма.
Практическая работа. Опыты, иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.
Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.
9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.
10. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.
Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы). Опыт «Морские водоросли»
Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.
11. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.
Устный журнал на тему химия и медицина.
12. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов:
«Вулкан» на столе
«Зелёный огонь»
«Звездный дождь»
«Разноцветное пламя»
«Вода зажигает бумагу»
«Несгораемый платок»
«Радуга в молоке»
«Заживление раны»
13.Создание базы отпечатков пальцев.
Знакомство учащихся с наукой дактилоскопия. Практические занятии с двумя типами дактилоскопических карт для снятия отпечатков пальцев. Создание базы данных отпечатков пальцев, идентификация отпечатков.
14. Секретные послания.
Знакомство с тайными чернилами, использование самых простых из них. Шифровка и расшифровка секретных посланий.
15. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».
Демонстрация опытов:
· Оригинальное яйцо.
· Минеральный «хамелеон».
· Фараоновы змеи
16. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.
-Ваше питание и здоровье
-Химические реакции внутри нас
17. Проведение дидактических игр
Проведение конкурсов и дидактических игр:
18. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.
Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.
19. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”
Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д.
Проведение заключительной игры.
Игра. « Что? Где? Когда?»
Календарно-тематическое планирование
Всего 34 ч. (1ч. в неделю)
Кол-во часов |
Тема занятий |
Форма занятий |
1 |
Вводное занятие. |
Лекция |
1 |
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности |
Игра по технике безопасности |
1 |
Знакомство с лабораторным оборудованием. |
Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования |
1 |
Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. |
Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения. |
1 |
Нагревательные приборы и пользование ими. |
Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала. |
1 |
Взвешивание, фильтрование и перегонка. |
Практическая работа. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей |
1 |
Выпаривание и кристаллизация |
Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли |
3 |
Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ |
Лекция. Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка. |
1 |
Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. |
Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. |
2 |
Интересные опыты |
Практическая работа. Проведение красочных и интересных опытов. |
1 |
Химия и медицина. |
Лекция, сообщения учащихся Демонстрация природных компонентов и их химических свойств для лечения различных заболеваний. |
2 |
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». |
Показ демонстрационных опытов |
3 |
Создание базы отпечатков пальцев. |
Знакомство учащихся с наукой дактилоскопия. Практические занятии с двумя типами дактилоскопических карт для снятия отпечатков пальцев. Создание базы данных отпечатков пальцев, идентификация отпечатков |
2 |
Секретные послания.
|
Знакомство с тайными чернилами, использование самых простых из них. Шифровка и расшифровка секретных посланий.
|
2 |
Химия в природе. |
Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе». |
1 |
Химия и человек. Чтение докладов и рефератов. |
Круглый стол, сообщения учащихся |
4 |
Проведение дидактических игр: • кто внимательнее • кто быстрее и лучше • узнай вещество • узнай явление |
Игры с учащимися кружка |
3 |
Химия в быту. |
Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир. Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира |
3 |
Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?” |
Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов |
Можно по желанию, каждый год менять итоговые занятия, демонстрационные рпыты.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.