Программа кружка "Секретная лаборатория"
Оценка 4.6

Программа кружка "Секретная лаборатория"

Оценка 4.6
docx
25.04.2020
Программа кружка "Секретная лаборатория"
кружок Секретная лаборатория.docx

 МКОУ «ООШ с. Талон»

      Секретная лаборатория

                      Авторская программа кружка                                 

 

 

  Разработала: учитель биологии географии химии I категории                                                                                                                      Белякова Т. Ю.

 

 

 

iWW4NR4Q6.jpg

 


Пояснительная записка

                Рабочая программа кружка" Секретная лаборатория " для 6-7 классов разработана на основе Примерной  программы по химии среднего общего образования.

Общая характеристика

Химия сложная и интересная наука. Чтобы заинтересовать детей своим предметом необходимо расширить их знание за пределы школьной программы. И начать знакомство с этим интереснейшим предметом надо да начала преподавания химии в 8 классе.

 Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.

Предлагаемая программа имеет естественнонаучную  направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления  о мире на основе сообщений им некоторых знаний из  естественнообразовательной области.

В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Прививает любовь и интерес к химии, которую начнут изучать в старших классах.

Программа кружка “Секретная лаборатория”  рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 12 человек. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа  (1 занятие по 1 ч. в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 11-13 лет.

Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы.          Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.

Основные методы: Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, выполнение экспериментальных работ.

Основные формы: Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, практические работы, викторины, игры, химические вечера.

Цели и задачи

Цель программы – является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по предметам естественного цикла.

 

Задачи программы:

 

Обучающие:

 

·         формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;                        

·         формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с   веществами;                                                                      

·         формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;                                             

·         продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности,   настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;                                              

·         продолжить формирование коммуникативных умений;                      

·         формирование презентационных умений и навыков;                                                   

·          дать возможность учащимся проверить свои способности в    естественнообразовательной области.

Развивающие:

·         Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

·         Развивать конструктивное мышление и сообразительность;

Воспитательные: 

·         Вызвать  интерес к  изучению наук естественного цикла.

 

Ожидаемые результаты

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

*      правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;

*      правила сборки и работы лабораторных приборов;

*      определение массы и объема веществ;

*      правила экономного расхода горючего и реактивов;

*      порядок организации своего рабочего места;

Уметь:

*      осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и  лабораторный эксперимент;

*      осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять  плотность исследуемых веществ;

*      иметь необходимые умения и навыки в мытье и сушке химической посуды;

*      работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов  для проведения опытов;

*      находить проблему и варианты ее решения;

*      определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;

*      организовать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно-  популярной литературой;

*      писать рефераты, придерживаясь определенных требований;

*      работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять  ошибки в работе других участников группы;

*      вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;

*      уверенно держать себя во время выступления, использовать различные  средства наглядности при выступлении.

 

Содержание программы

1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Секретная  лаборатория”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.

2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.Игра по технике безопасности.

3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).

Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.

4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории.

Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.

5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание.

Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.

6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей

Практическая работа.

Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.

7. Выпаривание и кристаллизация

Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли .

8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.

Демонстрация фильма.

Практическая работа. Опыты, иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.

Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.

9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.

10. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.

Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы). Опыт «Морские водоросли»

Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.

11. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.

Устный журнал на тему химия и медицина.

12. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов:

«Вулкан» на столе

«Зелёный огонь»

«Звездный дождь»

«Разноцветное пламя»

 «Вода зажигает бумагу»

«Несгораемый платок»

«Радуга в молоке»

«Заживление раны»

13.Создание базы отпечатков пальцев.

 Знакомство учащихся с наукой дактилоскопия. Практические занятии с двумя типами дактилоскопических карт для снятия отпечатков пальцев. Создание базы данных отпечатков пальцев, идентификация отпечатков.

14. Секретные послания.

Знакомство с тайными  чернилами, использование самых простых из них. Шифровка и расшифровка секретных посланий.

15. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».

Демонстрация опытов:

·         Оригинальное яйцо.

·         Минеральный «хамелеон».

·         Фараоновы змеи

16. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

-Ваше питание и здоровье

-Химические реакции внутри нас

17. Проведение дидактических игр

Проведение конкурсов и дидактических игр:

  • кто внимательнее
  • кто быстрее и лучше
  • узнай вещество
  • узнай явление

18. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.

Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.

Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.

19. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”

Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д.

Проведение заключительной игры.

Игра. « Что? Где? Когда?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Всего 34 ч. (1ч. в неделю)

Кол-во

часов

Тема занятий

Форма занятий

1

Вводное занятие.

Лекция

1

Ознакомление с кабинетом химии

и изучение правил техники

 безопасности

Игра по технике безопасности

1

Знакомство с лабораторным

оборудованием.

Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования

1

Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.

Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.

1

Нагревательные приборы и пользование ими.

Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.

1

Взвешивание, фильтрование и перегонка.

Практическая работа.

Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей

1

Выпаривание и кристаллизация

Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли

3

Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ

Лекция.

Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.

1

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.

Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества.

2

 Интересные опыты

Практическая работа.  Проведение красочных и интересных опытов.

1

Химия и медицина.

Лекция, сообщения учащихся

Демонстрация  природных компонентов  и их химических свойств для лечения  различных заболеваний.

2

Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».

Показ демонстрационных опытов

3

Создание базы отпечатков пальцев.

Знакомство учащихся с наукой дактилоскопия. Практические занятии с двумя типами дактилоскопических карт для снятия отпечатков пальцев. Создание базы данных отпечатков пальцев, идентификация отпечатков

2

Секретные послания.

 

Знакомство с тайными  чернилами, использование самых простых из них. Шифровка и расшифровка секретных посланий.

 

2

Химия в природе.

Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».

1

Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

Круглый стол, сообщения учащихся

4

Проведение дидактических игр:

•           кто внимательнее

•           кто быстрее и лучше

•           узнай вещество

•           узнай явление

Игры с учащимися кружка

3

Химия в быту.

Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.

Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира

3

Общий смотр знаний.

Игра “Что? Где? Когда?”

Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов

 

 

Можно по желанию, каждый год менять итоговые занятия, демонстрационные рпыты.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Программа кружка "Секретная лаборатория"

Программа кружка "Секретная лаборатория"

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Задачи программы: Обучающие: · формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности; · формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами; · формирование практических умений…

Задачи программы: Обучающие: · формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности; · формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами; · формирование практических умений…

Содержание программы 1. Вводное занятие

Содержание программы 1. Вводное занятие

Демонстрация фильма. Практическая работа

Демонстрация фильма. Практическая работа

Фараоновы змеи 16. Химия и человек

Фараоновы змеи 16. Химия и человек

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту

Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов

Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020