Программа кружка "Шаги к грамотности"
Оценка 4.8

Программа кружка "Шаги к грамотности"

Оценка 4.8
doc
06.04.2023
Программа кружка "Шаги к грамотности"
Шаги к грамотности ВУ.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Согласовано»

Заместитель

директора по ВР                            МКОУ СОШ №10

___________/Гладких Т.М./

“____”____2022г.

 

                                                                     

 

          

 

 

«Утверждено»

                                          Директор МКОУ СОШ №10

                                          _____________/Калугина М.Е./                        

                                         Приказ № 136а-о

                                         “____” ____2022г.

                                                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа  внеурочной деятельности

 социального направления

 

 

 

 

«Шаги к грамотности»

 

 

 

 

 

 

 

Кононовой Дарьи Александровны

учителя  начальных классов

 

 

3 класс

 

                                                                                                                    

Срок реализации программы 1 год

 

 

 

 

 

 

 

2022-2023 учебный год

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Шаги к грамотности» разрабо­тана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на­чального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».

Курс «Шаги к грамотности» предназначен для работы с учащимися 3 класса, желающими осво­ить формы и методы проектной деятельности путем исследования понятий и явлений русского языка.

Проектное обучение способствует формированию умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информа­цию, выдвигать гипотезы, формулировать зада­чи, решать их, делать выводы и умозаключения. Научить процессу «думать», выстраивать после­довательность логичных рассуждений, наиболее эффективно в проектной деятельности.

В процессе изучения русского языка у учащих­ся начальной школы формируются позитивное эмоционально-ценностное отношение к русско­му языку, стремление к его грамотному исполь­зованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.

Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют в полном объёме развить грамотность письма детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”.

Поэтому  на помощь приходит программа кружка “Шаги к грамотности”, которая является продолжением урока, его дополнением.

 Программа данного курса поможет учащимся увидеть, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.  

Основная  цель программы -  обогатить  активный и потенциальный словарный запас; совершенствовать способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Знание основ грамотного письма создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без грамотного письма и грамотной  речи  невозможна никакая познавательная деятельность.

Данная цель претворяется в жизнь при помощи решения группы задач:

-развитие логического мышления в про­цессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, син­теза, сравнения, обобщения, классифика­ции, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

-развитие психических познавательных про­цессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирова­ние речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мыш­ления и развитие умения решать проектные задачи;

-развитие познавательной активности и са­мостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

-формирование и развитие коммуникатив­ных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оце­нивать свою работу и деятельность одно­классников;

-формирование навыков применения полу­ченных знаний и умений в процессе изуче­ния школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение ка­ких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

                         Сроки и этапы реализации программы:

     Программа  предназначена для  детей младшего школьного возраста и рассчитана на объем 34 часа: Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – 18 человек.

Формы организации  занятий:

 В работе представлены различ­ные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, ди­дактические игры, конкурсы, творческие задания и др. 

В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект.

Доклад — устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой). В докладе мо­гут быть представлены соображения автора, кото­рые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.

Реферат — доклад на определенную тему, ос­нованный на обзоре различных источников ин­формации. В реферате могут быть изложены раз­личные точки зрения по данному вопросу.

Исследование (исследовательская работа) — изучение чего-либо с целью решения определен­ной задачи и получения какого-либо результата.

Проект — это «продукт», созданный как ре­зультат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением

его реализации, описанием исследований, изло­жением выводов и рекомендаций.

На развитие мыслительных способностей направлены познавательные игры («Словарное лото», «Я знаю орфограмму», «Крестики-нолики», «Составляй, не зевай!», «Шиворот-навыворот» и др.)

      В результате освоения курса «Шаги к грамотности» формируются предметные знания и метапредметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.

 

Способы определения результативности:

-анкетирование;

-тестирование.

 

 

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шаги к грамотности» составлена на основе программы авторов В.ПКанакиной и В. Г. Горецкого, рекомендованной МО и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС.

 Актуальность программы «Шаги к грамотности».

       Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют в полном объёме развить грамотность письма детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”.

       Поэтому  на помощь приходит программа кружка “Шаги к грамотности”, которая является продолжением урока, его дополнением.

       Программа данного курса поможет учащимся увидеть, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.  

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет 40 минут. Курс рассчитан на 34 часа в год.

Программа курса составлена с учётом особенностей интеллектуального и физиологического развития учащихся 3 класса.

 

 

3. Планируемые результаты изучения предмета

Предметные

 

-осознание значимости знания правил русского языка;

-потребность в систематическом возвращении к истокам языка;

-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;

-культура письма;

- восприятие русского  языка как части искусства, умение творчески осмыслить свои чувства и выразить их в творческих работах;

-умение пользоваться справочными источниками для понимания -получения дополнительной информации;

-знание правил пользования библиотекой; обращения с книгой, гигиены чтения

Метапредметные

 

Познавательные:

-использовать знако­во-символические средства,

-овладе­ют действием моделирования,

-широким спектром логических действий и операций, вклю­чая общие приемы решения задач.

Регулятивные:

-способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,

-планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем пла­не), контролировать и оценивать свои действия,

-вносить соответствующие коррективы в их выпол­нение.

Коммуникативные:

-умения учитывать позицию собеседника (партнера),

-организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками,

-аде­кватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

 

Личностные

 

-формирование внутренней пози­ции школьника,

-адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познаватель­ные мотивы,

-ориентация на моральные нормы и их выполнение,

-способность к моральной децентрации.

 

 

4. Содержание тем учебного курса

 

№ п/п

Содержание учебного предмета

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Планируемые результаты

1

Самостоятельные части  речи.

12 часа.

Разработка группового проекта «Паспорт имени существительного». Мозговой штурм: частотность части речи, постоянные и непостоянные призна­ки части речи. Интеллектуальный тренинг. Ин­формационный и творческий продукт проекта. Разработка группового проекта «Паспорт име­ни прилагательного»: грамматические признаки, частотность части речи. Морфологическая задач­ка «Приключения Буратино». Интеллектуальный тренинг.

Разработка группового проекта «Паспорт глагола»: грамматические признаки, частотность части речи. Мини-тест и интеллектуальный тре­нинг. Творческий продукт проекта: сказка-загадка «Жизнь сказочного героя».

Защита индивидуальных и групповых проек­тов по морфологии. Презентация информацион­ных и творческих продуктов. Вопросы проектан­там и оценка проектных работ.

 

- умение выявлять с помощью умственных и практических  действий сходства и различия  различных частей  речи, определять их роль.

-задавать вопросы, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-планировать  свою  деятельность, принимать решение  в проблемной  ситуации;

-искать нужную информацию  в  справочной  литературе, устанавливать причинно-следственные  связи, аргументировать своё мнение;

-соотносить  выполненное задание  с  образцом, составлять план  последовательности  действий;

- планировать свои действия в соответствии  с поставленной  задачей;

- использовать проектный способ  познания, методы  исследования: поиск информации, сравнение и эксперимент.

 

2

Части  слова.

7

Наблюдение как метод исследования, его со­ставляющие: описание, измерение, сравнение. Лингвистический анализ с помощью словарей: толкового, фразеологического, словообразова­тельного. Дедукция как метод познания. Игра «Родственные слова». Интеллектуальный тренинг.  Исследование: неизменяемые, изменяемые и иноязычные при­ставки. Разработка коллективного проекта «Суф­фиксы частей речи» с помощью методов индукции и дедукции. Работа с толковым словарем. Роль суффиксов в определении части речи, мозговой штурм. Словообразующие и формообразующие суффиксы.

-умение производить морфемный разбор  слов;

-научиться планировать и реализовывать  исследовательскую деятельность   на  основе  анализа   морфемного состава слова;

-задавать уточняющие  вопросы, обосновывать  высказанное  суждение, договариваться  и  приходить  к  общему  решению в совместной  деятельности, в том  числе  в ситуации столкновения  вопросов;

-формировать  навыки учебного  сотрудничества  в  ходе  индивидуальной  и  групповой  работы;

-прогнозировать  результат  деятельности, преобразовывать  практическую задачу  в  познавательную;

-находить и формулировать  учебную  проблему, определять  последовательность  действий  для  достижения  конечного  результата;

-осуществлять анализ  объектов  с выделением существенных признаков, устанавливать причинно-следственные  связи, строить логическую  цепь рассуждений;

- использовать  различные  методы  исследования  изучаемого  материала;

 

3

Правила правописания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Поиск информации в ходе игры «Я знаю орфограмму». Орфография, орфограммы, слабая и сильная позиции звуков, ассоциации. Интеллектуальный тренинг.

Разработка коллективного проекта «Алгоритм грамотности». Исследование разделов русского языка: фонетики, морфологии, морфемики, орфографии, графики — с помощью методов синтеза и анализа. Создание творческого продукта - опорного конспекта. Этимология_ раздел русского  языка. Работа  с толковым, этимологическим словарями и словарем иностранных слов. Способы  объяснения  и запоминания  непроверяемых орфограмм. Разработка коллективного проекта «Перенос  слова»

-научиться  проектировать  этапы решения  задач  проекта;

-научиться  определять  проблему  в предметной, метапредметной  и  личностно  ориентированной  сферах  деятельности  при  анализе  орфограмм  в  слове;

-учиться работать в группах, добывать  необходимую  информацию  с  помощью  вопросов;

-находить необходимую информацию  для работы  различных источниках, выдвигать  гипотезы; понимать  информацию, представленную  в изобразительной, схематичной, модельной форме;

-сознательно  организовывать и регулировать  свою деятельность, определять последовательность  промежуточных  целей  с учетом конечного  результата;

-устанавливать причинно-следственные  связи, делать обобщения, выводы, использовать  различные методы  исследования  изучаемого материала;

-работать с учебной  и  внешкольной информацией, использовать  современные источники  информации

 

4

Проект

«Я знаю орфограмму»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Защита групповых проектов. Презентация  творческих  и информационных  продуктов: сказок, танцев, стихов, алгоритма грамотности. Вопросы и оценка проектных работ.

 

-научиться  проектировать  алгоритмы  решения  исследовательской  и  творческой  задач;

-задавать уточняющие  вопросы, обосновывать  высказанное  суждение, договариваться  и  приходить  к  общему  решению в совместной  деятельности, в том  числе  в ситуации столкновения  вопросов;

-формировать  навыки учебного  сотрудничества  в  ходе  индивидуальной  и  групповой  работы;

-искать  нужную  информацию  в  справочной  литературе, выдвигать  гипотезы; понимать  информацию, представленную  в изобразительной, схематичной, модельной форме;

-сознательно  организовывать и регулировать  свою деятельность, определять последовательность  промежуточных  целей  с учетом конечного  результата

 

 

 

 

 

 

 


 

5. Календарно-тематическое планирование с указанием основных

видов учебной деятельности обучающихся

 

Дата проведения

Тема урока

Содержание

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

1.

2.

3.

 

В гостях у частей  речи. Имя существительное.

 

Разработка группового проекта «Паспорт имени существительного» Мозговой штурм: частотность части речи, постоянные и непостоянные призна­ки части речи.

 

-умение выявлять с помощью умственных и практических  действий сходства и различия  различных частей  речи

-определять их роль.

-задавать вопросы, аргументировать и отстаивать своё мнение

 

- использовать проектный способ  познания, методы  исследования: поиск информации, сравнение и эксперимент.

соотносить  выполненное задание  с  образцом, составлять план  последовательности  действий;

- планировать свои действия в соответствии  с поставленной  задачей

 

-задавать вопросы, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-планировать  свою  деятельность, принимать решение  в проблемной  ситуации

 

Формирование  устойчивой  мотивации  к  самостоятельной  и   коллективной  исследовательской  деятельности.

4.

5.

6.

 

Для чего нужна морфология. Имя  прилагательное.

7.

 

8.

9.

 

Служба частям  речи.

Глагол.

Разработка группового проекта «Паспорт глагола»: грамматические признаки, частотность части речи. Мини-тест и интеллектуальный тре­нинг.

научиться  выявлять  с  помощью  умственных и практических действий сходства и отличия различных  частей  речи.

-решать творческие  задачи, представлять результаты  своей деятельности в различных формах.

Обнаруживать  и формулировать  учебную  проблему, выдвигать  версии  решения  проблемы.

Точно и грамотно  выражать  свои  мысли, отстаивать свою точку зрения  в процессе  дискуссии, формировать готовность  к сотрудничеству.

Формирование самооценки, развитие творческих  способностей, формирование осознанного  выбора.

 

 

 

 

 

10.

11.

12.

 

Защита проектов по морфологии.

Формирование у учащихся  способностей к рефлексии  контрольного  типа и деятельностных способностей, способностей к систематизации материала.

научиться анализировать, сравнивать  и  использовать полученную информацию.

Соотносить выполненное задание  с образцом, составлять план  последовательности  действий.

Самостоятельно организовывать  учебное сотрудничество в группе.

13.

14.

15.

 

Из  чего  состоят  слова? Зрим  в  корень.

 

 

Формирование  умений построения  и реализации  новых понятий: самоанализ, мыслительные, информационные, деятельностные умения; работа по толковому  словарю; проблемные вопросы.

-умение производить морфемный разбор  слов;

 

осуществлять анализ  объектов  с выделением существенных признаков, устанавливать причинно-следственные  связи, строить логическую  цепь рассуждений

 

- находить и формулировать  учебную  проблему, определять  последовательность  действий  для  достижения  конечного  результата

 

-задавать уточняющие  вопросы, обосновывать  высказанное  суждение, договариваться  и  приходить  к  общему  решению в совместной  деятельности, в том  числе  в ситуации столкновения  вопросов

 

Формирование  мотивации к познавательной деятельности.

16.

17.

 

Окончание и основа.

18.

19.

 

Слова  замаскировались.

 

 

Формирование у учащихся  способностей к рефлексии  контрольного  типа и деятельностных способностей, способностей к систематизации материала.

умение  выполнять индивидуальное задание по образцу.

использовать различные методы  исследования  изучаемого  материала.

принимать и сохранять  учебную задачу, планировать свои действия в соответствии  с  поставленной задачей и условиями её реализации. 

Формировать  навыки учебного  сотрудничества  в  ходе  индивидуальной  и  групповой  работы;

 

Умение к самостоятельной  и коллективной  аналитической диагностической деятельности.

20.

21.

22.

 

Где  прячутся  ошибки? Этимология.

23.

24.

25.

26.

 

Стоп! Перенос.

Пишем  раздельно.

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации  знаний: гипотеза, слог, гласный, дефис, тире, правила переноса.

Игры: «Разгадай звуки», «Что в мешочке», разработка проекта «Перенос слова».

научиться составлять алгоритм выполнения творческого проекта.

искать  нужную  информацию  в  справочной  литературе, выдвигать  гипотезы; понимать  информацию, представленную  в изобразительной, схематичной, модельной форме

 

устанавливать причинно-следственные  связи, делать обобщения, выводы, использовать  различные методы  исследования  изучаемого материала;

 

Формировать  коммуникативные  действия  в  сотрудничестве, добывать  необходимую  информацию  с  помощью  вопросов

 

 

Формирование познавательного  интереса, устойчивой мотивации  к  самостоятельному  и  коллективному  исследованию.

27.

28.

29.

30.

 

Что  нельзя  проверить?

Орфограммы  в  стихах.

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации  знаний: понятия- этимология, словарные  слова.

научиться находить необходимую информацию.

умение выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделение существенных и несущественных  признаков, устанавливать причинно-следственные  связи, строить логическую цепь рассуждений.

умение прогнозировать  результат деятельности, преобразовывать  практическую  задачу в познавательную.

Формировать навыки  учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

31.

32.

33.

 

 

 

 

 

 

 

34.

 

 

Защита  проектов по правописанию.

 

 

 

 

 

 

 

Заключительное занятие

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации  знаний: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, полученные результаты.

умение  выполнять и защищать проект.

решать творческие задачи, представлять результаты своей  деятельности.

умение прогнозировать  результат деятельности, преобразовывать  практическую  задачу в познавательную.

Формировать  навыки учебного  сотрудничества  в  ходе  индивидуальной  и  групповой  работы;

 

Формирование познавательного  интереса, устойчивой мотивации  к  самостоятельному  и  коллективному  исследованию.


6. Список рекомендуемой литературы

 

1. Бурлака Е.Г. и др. Занимательная грамматика. Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Кредо, 2006.

2.Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.

3. Жиренко О.Е. и др. Учим русский язык с увле­чением. Формирование орфографической грамот­ности. 1—4 кл. М.: 5 за знания, 2007.

     4.В.П. Канакина. Раздаточный материал. 3 класс. Москва: «Просвещение», 2012г.

5. И.В. Клюхина. Сценарии по изучению слов с непроизносимым написанием. 2 – 4 классы. Москва: ВАКО, 2012

6. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском язы­ке. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990.

      7.С.И. Львова. Начальная школа. Работа над составом слова на уроках русского языка. Москва: «Русское слово», 2012

      8.М. Р. Львов. Словарик синонимов и антонимов русского языка. Москва: АСТ • Астрель, Тула «Родничок», 2012

      9.С. В. Ракитина. Русский язык. 1 – 4 классы. Занимательные материалы, задания, упражнения. Волгоград: «Учитель», 2012

10. Нечаева Г.Г. Ветковская буквица: Книжка- раскраска / Худ. С. Леонтьева. Минск: Альтиора - Живые краски, 2010.

11.  Ходова Т. В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку: Начальная школа: 2—4 классы. М.: Айрис-пресс, 2007.

Справочники

12. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1974.

13. Глинкина Л.А. Словарь-справочник: этимо­логические тайны русской орфографии. Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2001.

14. Квятковский А.П. Словарь поэтических терми­нов. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

15. Новый орфографический словарь-справоч­ник русского языка / Отв. ред. В.В. Бурцева. М., 2000.

16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.

17. Русский орфографический словарь / Отв. ред. В.В. Лопатин. М., 1999.

18. Сысоев В. Д. Пословицы и поговорки. М.: АСТ: Астрель; Хранитель, 2007.


Согласовано» Заместитель директора по

Согласовано» Заместитель директора по

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Шаги к грамотности» разрабо­тана в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Шаги к грамотности» разрабо­тана в соответствии с требованиями

Реферат — доклад на определенную тему, ос­нованный на обзоре различных источников ин­формации

Реферат — доклад на определенную тему, ос­нованный на обзоре различных источников ин­формации

Коммуникативные: -умения учитывать позицию собеседника (партнера), -организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, -аде­кватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия…

Коммуникативные: -умения учитывать позицию собеседника (партнера), -организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, -аде­кватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия…

Лингвистический анализ с помощью словарей: толкового, фразеологического, словообразова­тельного

Лингвистический анализ с помощью словарей: толкового, фразеологического, словообразова­тельного

Правила правописания 11

Правила правописания 11

Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся №

Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся №

Соотносить выполненное задание с образцом, составлять план последовательности действий

Соотносить выполненное задание с образцом, составлять план последовательности действий

Стоп! Перенос. Пишем раздельно

Стоп! Перенос. Пишем раздельно

Список рекомендуемой литературы 1

Список рекомендуемой литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2023