«Согласовано» Заместитель директора по ВР МКОУ СОШ №10 ___________/Гладких Т.М./ “____”____2022г.
|
«Утверждено» Директор МКОУ СОШ №10 _____________/Калугина М.Е./ Приказ № 136а-о “____” ____2022г.
|
Рабочая программа внеурочной деятельности
социального направления
«Шаги к грамотности»
Кононовой Дарьи Александровны
учителя начальных классов
3 класс
Срок реализации программы 1 год
2022-2023 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Шаги к грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».
Курс «Шаги к грамотности» предназначен для работы с учащимися 3 класса, желающими освоить формы и методы проектной деятельности путем исследования понятий и явлений русского языка.
Проектное обучение способствует формированию умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, формулировать задачи, решать их, делать выводы и умозаключения. Научить процессу «думать», выстраивать последовательность логичных рассуждений, наиболее эффективно в проектной деятельности.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируются позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют в полном объёме развить грамотность письма детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”.
Поэтому на помощь приходит программа кружка “Шаги к грамотности”, которая является продолжением урока, его дополнением.
Программа данного курса поможет учащимся увидеть, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Основная цель программы - обогатить активный и потенциальный словарный запас; совершенствовать способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Знание основ грамотного письма создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без грамотного письма и грамотной речи невозможна никакая познавательная деятельность.
Данная цель претворяется в жизнь при помощи решения группы задач:
-развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
-развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;
-развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
-формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста и рассчитана на объем 34 часа: Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – 18 человек.
Формы организации занятий:
В работе представлены различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания и др.
В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект.
Доклад — устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой). В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.
Реферат — доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.
Исследование (исследовательская работа) — изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения какого-либо результата.
Проект — это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением
его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
На развитие мыслительных способностей направлены познавательные игры («Словарное лото», «Я знаю орфограмму», «Крестики-нолики», «Составляй, не зевай!», «Шиворот-навыворот» и др.)
В результате освоения курса «Шаги к грамотности» формируются предметные знания и метапредметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.
Способы определения результативности:
-анкетирование;
-тестирование.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шаги к грамотности» составлена на основе программы авторов В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого, рекомендованной МО и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС.
Актуальность программы «Шаги к грамотности».
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют в полном объёме развить грамотность письма детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”.
Поэтому на помощь приходит программа кружка “Шаги к грамотности”, которая является продолжением урока, его дополнением.
Программа данного курса поможет учащимся увидеть, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет 40 минут. Курс рассчитан на 34 часа в год.
Программа курса составлена с учётом особенностей интеллектуального и физиологического развития учащихся 3 класса.
3. Планируемые результаты изучения предмета
Предметные
|
-осознание значимости знания правил русского языка; -потребность в систематическом возвращении к истокам языка; -умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; -культура письма; - восприятие русского языка как части искусства, умение творчески осмыслить свои чувства и выразить их в творческих работах; -умение пользоваться справочными источниками для понимания -получения дополнительной информации; -знание правил пользования библиотекой; обращения с книгой, гигиены чтения |
Метапредметные
|
Познавательные: -использовать знаково-символические средства, -овладеют действием моделирования, -широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. Регулятивные: -способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, -планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, -вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Коммуникативные: -умения учитывать позицию собеседника (партнера), -организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, -адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
|
Личностные
|
-формирование внутренней позиции школьника, -адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, -ориентация на моральные нормы и их выполнение, -способность к моральной децентрации. |
4. Содержание тем учебного курса
№ п/п |
Содержание учебного предмета |
Количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности |
Планируемые результаты |
1 |
Самостоятельные части речи. |
12 часа. |
Разработка группового проекта «Паспорт имени существительного». Мозговой штурм: частотность части речи, постоянные и непостоянные признаки части речи. Интеллектуальный тренинг. Информационный и творческий продукт проекта. Разработка группового проекта «Паспорт имени прилагательного»: грамматические признаки, частотность части речи. Морфологическая задачка «Приключения Буратино». Интеллектуальный тренинг. Разработка группового проекта «Паспорт глагола»: грамматические признаки, частотность части речи. Мини-тест и интеллектуальный тренинг. Творческий продукт проекта: сказка-загадка «Жизнь сказочного героя». Защита индивидуальных и групповых проектов по морфологии. Презентация информационных и творческих продуктов. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.
|
- умение выявлять с помощью умственных и практических действий сходства и различия различных частей речи, определять их роль. -задавать вопросы, аргументировать и отстаивать своё мнение; -планировать свою деятельность, принимать решение в проблемной ситуации; -искать нужную информацию в справочной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать своё мнение; -соотносить выполненное задание с образцом, составлять план последовательности действий; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - использовать проектный способ познания, методы исследования: поиск информации, сравнение и эксперимент.
|
2 |
Части слова. |
7 |
Наблюдение как метод исследования, его составляющие: описание, измерение, сравнение. Лингвистический анализ с помощью словарей: толкового, фразеологического, словообразовательного. Дедукция как метод познания. Игра «Родственные слова». Интеллектуальный тренинг. Исследование: неизменяемые, изменяемые и иноязычные приставки. Разработка коллективного проекта «Суффиксы частей речи» с помощью методов индукции и дедукции. Работа с толковым словарем. Роль суффиксов в определении части речи, мозговой штурм. Словообразующие и формообразующие суффиксы. |
-умение производить морфемный разбор слов; -научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа морфемного состава слова; -задавать уточняющие вопросы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения вопросов; -формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; -прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную; -находить и формулировать учебную проблему, определять последовательность действий для достижения конечного результата; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений; - использовать различные методы исследования изучаемого материала;
|
3 |
Правила правописания
|
11 |
Поиск информации в ходе игры «Я знаю орфограмму». Орфография, орфограммы, слабая и сильная позиции звуков, ассоциации. Интеллектуальный тренинг. Разработка коллективного проекта «Алгоритм грамотности». Исследование разделов русского языка: фонетики, морфологии, морфемики, орфографии, графики — с помощью методов синтеза и анализа. Создание творческого продукта - опорного конспекта. Этимология_ раздел русского языка. Работа с толковым, этимологическим словарями и словарем иностранных слов. Способы объяснения и запоминания непроверяемых орфограмм. Разработка коллективного проекта «Перенос слова» |
-научиться проектировать этапы решения задач проекта; -научиться определять проблему в предметной, метапредметной и личностно ориентированной сферах деятельности при анализе орфограмм в слове; -учиться работать в группах, добывать необходимую информацию с помощью вопросов; -находить необходимую информацию для работы различных источниках, выдвигать гипотезы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; -сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; -устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы, использовать различные методы исследования изучаемого материала; -работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации
|
4 |
Проект «Я знаю орфограмму»
|
3 |
Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: сказок, танцев, стихов, алгоритма грамотности. Вопросы и оценка проектных работ.
|
-научиться проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задач; -задавать уточняющие вопросы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения вопросов; -формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; -искать нужную информацию в справочной литературе, выдвигать гипотезы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; -сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
|
5. Календарно-тематическое планирование с указанием основных
видов учебной деятельности обучающихся
№ |
Дата проведения |
Тема урока |
Содержание |
Планируемые результаты |
||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
||||||
1. 2. 3. |
|
В гостях у частей речи. Имя существительное.
|
Разработка группового проекта «Паспорт имени существительного» Мозговой штурм: частотность части речи, постоянные и непостоянные признаки части речи.
|
-умение выявлять с помощью умственных и практических действий сходства и различия различных частей речи |
-определять их роль. -задавать вопросы, аргументировать и отстаивать своё мнение
|
- использовать проектный способ познания, методы исследования: поиск информации, сравнение и эксперимент. соотносить выполненное задание с образцом, составлять план последовательности действий; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
|
-задавать вопросы, аргументировать и отстаивать своё мнение; -планировать свою деятельность, принимать решение в проблемной ситуации
|
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности. |
4. 5. 6. |
|
Для чего нужна морфология. Имя прилагательное. |
||||||
7.
8. 9. |
|
Служба частям речи. Глагол. |
Разработка группового проекта «Паспорт глагола»: грамматические признаки, частотность части речи. Мини-тест и интеллектуальный тренинг. |
научиться выявлять с помощью умственных и практических действий сходства и отличия различных частей речи. |
-решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах. |
Обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы. |
Точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать готовность к сотрудничеству. |
Формирование самооценки, развитие творческих способностей, формирование осознанного выбора.
|
10. 11. 12. |
|
Защита проектов по морфологии. |
Формирование у учащихся способностей к рефлексии контрольного типа и деятельностных способностей, способностей к систематизации материала. |
научиться анализировать, сравнивать и использовать полученную информацию. |
Соотносить выполненное задание с образцом, составлять план последовательности действий. |
Самостоятельно организовывать учебное сотрудничество в группе. |
||
13. 14. 15. |
|
Из чего состоят слова? Зрим в корень.
|
Формирование умений построения и реализации новых понятий: самоанализ, мыслительные, информационные, деятельностные умения; работа по толковому словарю; проблемные вопросы. |
-умение производить морфемный разбор слов;
|
осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений
|
- находить и формулировать учебную проблему, определять последовательность действий для достижения конечного результата
|
-задавать уточняющие вопросы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения вопросов
|
Формирование мотивации к познавательной деятельности. |
16. 17. |
|
Окончание и основа. |
||||||
18. 19. |
|
Слова замаскировались.
|
Формирование у учащихся способностей к рефлексии контрольного типа и деятельностных способностей, способностей к систематизации материала. |
умение выполнять индивидуальное задание по образцу. |
использовать различные методы исследования изучаемого материала. |
принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
|
Умение к самостоятельной и коллективной аналитической диагностической деятельности. |
20. 21. 22. |
|
Где прячутся ошибки? Этимология. |
||||||
23. 24. 25. 26. |
|
Стоп! Перенос. Пишем раздельно. |
Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: гипотеза, слог, гласный, дефис, тире, правила переноса. Игры: «Разгадай звуки», «Что в мешочке», разработка проекта «Перенос слова». |
научиться составлять алгоритм выполнения творческого проекта. |
искать нужную информацию в справочной литературе, выдвигать гипотезы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
|
устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы, использовать различные методы исследования изучаемого материала;
|
Формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов
|
Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию. |
27. 28. 29. 30. |
|
Что нельзя проверить? Орфограммы в стихах. |
Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: понятия- этимология, словарные слова. |
научиться находить необходимую информацию. |
умение выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделение существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений. |
умение прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. |
Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. |
|
31. 32. 33.
34.
|
|
Защита проектов по правописанию.
Заключительное занятие |
Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, полученные результаты. |
умение выполнять и защищать проект. |
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности. |
умение прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. |
Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
|
Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию. |
6. Список рекомендуемой литературы
1. Бурлака Е.Г. и др. Занимательная грамматика. Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Кредо, 2006.
2.Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.
3. Жиренко О.Е. и др. Учим русский язык с увлечением. Формирование орфографической грамотности. 1—4 кл. М.: 5 за знания, 2007.
4.В.П. Канакина. Раздаточный материал. 3 класс. Москва: «Просвещение», 2012г.
5. И.В. Клюхина. Сценарии по изучению слов с непроизносимым написанием. 2 – 4 классы. Москва: ВАКО, 2012
6. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990.
7.С.И. Львова. Начальная школа. Работа над составом слова на уроках русского языка. Москва: «Русское слово», 2012
8.М. Р. Львов. Словарик синонимов и антонимов русского языка. Москва: АСТ • Астрель, Тула «Родничок», 2012
9.С. В. Ракитина. Русский язык. 1 – 4 классы. Занимательные материалы, задания, упражнения. Волгоград: «Учитель», 2012
10. Нечаева Г.Г. Ветковская буквица: Книжка- раскраска / Худ. С. Леонтьева. Минск: Альтиора - Живые краски, 2010.
11. Ходова Т. В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку: Начальная школа: 2—4 классы. М.: Айрис-пресс, 2007.
Справочники
12. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1974.
13. Глинкина Л.А. Словарь-справочник: этимологические тайны русской орфографии. Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2001.
14. Квятковский А.П. Словарь поэтических терминов. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.
15. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. ред. В.В. Бурцева. М., 2000.
16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.
17. Русский орфографический словарь / Отв. ред. В.В. Лопатин. М., 1999.
18. Сысоев В. Д. Пословицы и поговорки. М.: АСТ: Астрель; Хранитель, 2007.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.