Программа кружка «Введение в научно-исследовательскую работу» для учеников 10-11 классов

  • pdf
  • 21.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кружок НИРу.pdf

Пояснительная записка.

 

Приоритетными моментами развития школьного образования на современном этапе являются изучение потребностей школьников, возможность выбора учащимися учебного профиля. Ещё одна очень важная особенность современной школы – идея интеграции учебных предметов, которая может быть реализована в системе работы объединений дополнительного образования. 

В последнее время в научно-педагогических кругах связанных со средним образованием, стали усиленно говорить о развитии исследовательских навыков у школьников. Связывают это с тем, что задатки творческого человека лучше всего закладываются в молодом возрасте. Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, быстрее и шире разовьёт их в вузе, будет трудиться более эффективно, принесёт больше пользы обществу.

Кроме того, курс «Введение в научно-исследовательскую работу» поможет  успешнее обучаться, глубже осмыслить различные дисциплины, и лучше связать знания отдельных предметов в общее представление о природе и человеке.

Курс может быть реализован как для технологического так и для гуманитарного профиля старшей школы. Программа рассчитана на двухгодичное обучение.

Содержание курса включает вопросы связанные с постановкой проблемы, выделением объектов исследования, формулирования тем исследования, поиском информации умением её обрабатывать и представлять полученные результаты. Структура программы предполагает чередование теоретических и практических занятий, что делает её более динамичной и позволяет заинтересовать как учащихся тяготеющих к изучению теоретических основ науки, так и учащихся склонных к практической деятельности.

Цели программы «Введение в научно-исследовательскую работу»:

способствовать формированию творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы (НИР) и коммуникативными способностями.

Задачи программы «Введение в научно-исследовательскую работу»:

1.     Образовательная – формирование знаний об элементарных методах исследования и умений их применения для проведения НИР.

2.     Воспитательная – воспитание активных качеств личности: настойчивости в достижении цели, самостоятельности и ответственности, а так же коммуникативных качеств.

3.     Развивающая – развитие творческих способностей, познавательной сферы: памяти, наблюдательности, внимания, воображения и рефлексии.

В ходе реализации программы предусматривается формирование элементарных понятий «проблема», «объект исследования», «предмет исследования», «гипотеза», «тема исследования», «эксперимент».

Методическое обеспечение.

 

Программа   составлена на      основе        собственного       опыта         работы преподавателя. В качестве теоретической базы используется факультативный курс «Научно-исследовательская работа» в 9-11 классах. Данная программа направлена на развитие качеств личности, необходимых для преодоления «клипового» мышления и формирования единой картины мира и адоптирована в соответствии с программой профильных классов старшей школы.

В         основу        реализации          программы          положены принципы единства воспитания и обучения и предусматривает возможность самостоятельной работы       учащихся, заинтересовавшихся     научно-исследовательской деятельностью. Учащимся может быть предложена работа над докладами и рефератами по рекомендованной литературе. В работе предполагается широкое использование информационных технологий.

В работе предполагается использовать эвристические формы занятий, на основе самостоятельной деятельности – индивидуальной, парной, групповой, которую дети выполняют в течении определённого отрезка времени. Одним из путей обеспечения должного уровня подготовки в реализации личностно ориентированного подхода является метод проектов, направленный на соединение академических знаний с прагматическими. Основной тезис этого метода: «Знаю и применяю».

Примерная тематика докладов и рефератов:

1.     Информационная технология работы с объектами текстового документа.

2.     Информационные процессы, модели и объекты.

3.     Информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети.

4.     Информационная технология представления информации в виде презентаций.

5.     Компьютер и здоровье школьников.

6.     Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм.

7.     Технология накопления и обработки данных.

8.     Информационная технология разработки проекта.

9.     Информационная технология хранения данных.

10. Коммуникации, образование, технологии.

 

Предложенный курс предусматривает контроль знаний во время выполнения практических работ и возможность самостоятельной работы учащихся, заинтересовавшихся выбранным направлением. Учащимся может быть предложена работа над докладами и рефератами, подготовка презентаций по рекомендованной тематике. Форма итогового контроля: защита проектов в ходе семинара или конференции.

 

 

Материально-техническая база.

 

Средства наглядности:

1.     Ноутбук, проектор, экран.

2.     Компьютерные диски из медиатеки.

3.     Цифровая лаборатория «Архимед»

Учебные принадлежности:(у каждого обучающегося) тетради, ручки, чертёжные и измерительные инструменты. Компьютерный класс.

 

Прогнозируемый результат.

 

Формируется личность, которой предстоит жить и работать в информационном обществе, умеющей приобретать знания, умения и навыки в процессе самостоятельной работы и обладающей коммуникативными способностями. Преодолевается «клиповое» мышление учащихся и создаётся у них единая картина мира. В связи с профилизацией обучения в старшей школе, формируются навыки накопления, обработки, хранения и представления отчетов по НИР.

 

К концу первого года обучения учащиеся будут знать термины и понятия связанные с НИР, основные методы исследования и уметь осуществлять выбор темы исследования, ставить проблему, формулировать цели и определять задачи исследования

К концу второго года учащиеся будут знать основные виды моделирования и порядок действий при научно-исследовательской работе, уметь составлять отчётность по НИР. 

Работая в объединении учащиеся будут самостоятельно проводить научные исследования; совершенствуя навыки работы со справочной и научной литературой, электронными носителями информации; составлять на их основе учебно-научные сообщения и доклады, готовить рефераты и презентации. Одним из результатов работы учащихся в объединении будет создание периодического школьного издания. Отдельные исследовательские работы будут представлены на городских научных конференциях.

 

 

Тематический план.

 

Первый год обучения

 

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Форма занятия

Итог по теме

1

Введение:         (первый         год

обучения) понятие о научноисследовательской деятельности.

 

4

4

 

Обзор

 

 

2

Уровни НИР.

 

8

4

4

лекция семинар

доклад

 

3

Термины и понятия.

16

6

10

обзор

тренинг

 

Выпуск газеты,

аукцион идей

4

Этапы          научноисследовательской работы.

 

40

14

26

лекция

ролевая игра

Выпуск газеты,

отчёт

 

5

Методы исследования в школе.  Методы обработки данных.

 

40

18

22

панорама идей семинар

Выпуск газеты,

доклад

 

6.

 

Экологический мониторинг окружающей среды.

 

20

 

10

 

10

 

прак-

тикум

деловая

игра

Выпуск газеты,

отчёт

 

7

Подведение итогов первого года обучения. Защита творческих проектов.

 

16

 

16

творч. мастерская

 

Выпуск газеты, защита проектов

 

 

ИТОГО:

 

 

144

 

56

 

88

 

 

 

Второй год обучения

 

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Форма занятия

Итог по теме

8

Введение (второй год обучения): Чем отличается

наука от искусства

12

6

6

обзор

 

9

Метод эксперимента.

18

6

12

экскурсия практикум

 Выпуск газеты, отчёт

 

10

Методы моделирования.

 

42

18

24

лекция семинар

Выпуск газеты, доклад

 

11

Творчество как основной элемент исследования.

 

24

12

12

лекция семинар

Выпуск газеты, защита

проекта доклад

12

Порядок действий при научноисследовательской работе. 

18

12

6

панорама

главных задач

Выпуск газеты, отчёт 

 

13

Отчётность по НИР: доклад, реферат, статья.

42

18

24

лекция прак- тикум

Выпуск газеты, доклад

14

Использование ИКТ для представления отчёта по НИР.

36

6

30

лекция творч. мастер- ская

Выпуск газеты, презе- нтация

15

Игра-семинар.

«Защита                       школьной

диссертации»

18

 

18

деловая игра

Выпуск газеты, защита проектов

16

Заключительное              занятие.

Подведение итогов.

6

 

6

 

 

 

 

ИТОГО: 

 

216

 

78

 

138

 

 

 

Краткое содержание тем.

 

(первый год обучения)

 

1.                 Введение.(4 часа). Дать понятие о научно-исследовательской деятельности. Разъяснить целевую установку курса, раскрыть смысл обучения данной проблеме.

2.                 Уровни НИР.(8 часов) Рассказать об уровнях НИР: от учебного сообщения до открытия. Пояснить, на каком уровне должна строиться НИР в школе.

3.                 Термины и понятия.(16 часов) Показать важность владения терминологией учебной исследовательской деятельности. Разъяснить, что наука это «мышление в понятиях», а искусство – это «мышление в образах». Работа с терминами в библиотеке.

4.                 Этапы научно-исследовательской работы. (40 часов) Показать, что обобщение привело к необходимости знания и применения всех этапов НИР. Привести примеры постановки проблемы исследования. При выборе темы исследования, акцентировать внимание учащихся, что тема это аспект, в котром предполагается рассматривать проблему. Показать решающую роль формулировки цели исследования и четкого определения задач. Представления о границах исследования. Предварительное изучение фактов. Формулировка исходной гипотезы, её обоснованность и внутренняя непротиворичивость.

5.                 Методы исследования в школе. (40 часов) Раскрыть содержание метода анализа и синтеза. Рассказать о широком применении метода анкетирования, видах анкет и методах обработки данных. Рассказать о методе наблюдения на приборах. Самонаблюдение. Наблюдение на приборах. Цифровая лаборатория «Архимед».

6.                 Экологический мониторинг окружающей среды. (20 часов) Привести пример применения метода наблюдения в школе (например, «Экологический мониторинг кислотности и токсичности снега и дождя»)

7.                 Подведение итогов первого года обучения. (16 часов) Защита творческих проектов.

(второй год обучения)

 

8.                 Введение. (второй год обучения) (12 часов) Чем отличается наука от искусства.

9.                 Метод эксперимента. (18 часов) Раасказать об отличии эксперимента  от наблюдения. Постановка эксперимента. Методы обработки результатов эксперимента.

10.            Методы математического моделирования. (42 часа) Рассказать о значении математических моделей. Показать применение математического моделирования в экономике, биологии, химии, физике. Решение задач. Привести примеры элементарных математических моделей. Моделирование с помощью компьютеров. Раскрыть возможности метода физического (технического) моделирования. Объяснить сущность метода мыслительного эксперимента – воображаемого опыта с идеальными средствами и возможности его применения. 

11.            Творчество как основной элемент исследования. (24 часа) Дать понятие о творчестве вообще, техническом творчестве, творчестве в политике, экономике, организации производства. Дать по возможности наиболее полное представление о проведении исследования в школе. 

12.            Порядок действий при научно-исследовательской работе. (18 часов) Научить рассуждать, составлять план и схему работы. Планирование работы, работа с руководителем, работа с консультантами. Приучить рассматривать явления (процессы) нетрадиционно.

13 Отчётность по НИР: доклад, реферат, статья. (42 часа) Дать представление об отчётности по НИР. Научить составлять учебно-научный доклад, реферат, отчёт, статью. Дать понятие о научном и публицистическом стилях изложения доклада. Привести развёрнутое определение реферата. Рассказать как осуществить подбор литературы, составить план. Рассказать об основных частях реферата, требованиях к оформлению реферата. Статья в газету о научноисследовательской работе. Технокалейдоскоп. 

14.   Использование ИКТ для представления отчёта по НИР. (36 часов) Практические занятия по составлению компьютерной презентации к исследованию.

15.   Игра-семинар. «Защита школьной диссертации» (18 часов) Проводиться с соблюдением правил «мозгового штурма». Стремиться столкнуть учащихся с такими явлениями и ситуациями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями о природе и обществе. Довести до учеников мысль о том, что цель – это результат, ожидаемый в конце исследования.

16.   Заключительное занятие. (6 часов) Подведение итогов. Рождение открытия.

 

Литература.

 

1.     Блудов М.И. Беседы по физике. - М.: Просвещение, 1972.

2.     Голованов Я.К. Этюды об учёных. – М.: Мол. Гвардия, 1983.

3.     Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике.

Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

4.     Кузин Ф.А. Дипломная работа. – М.: МПИ, 1990

5.     Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. Учебно-мтодическое пособие. – М.: ИТК «Дашков и К», 2004

6.     Лишевский В.П. Охотники за истиной: Рассказы о творцах науки - М.: Наука, 1990.

7.     Мыслова И.Б. Профессиональные задачи учителя и способы их решения с использованием компьютера. // Естествознание в школе – 2006, №1

8.     Ожёгов С.И. Отчёт о научно-исследовательской работе. Общие правила оформления. ГОСТ 7. 32. 81 - М.: Наука, 1990

9.     Пойа Д. Математическое открытие. – М.: Наука, 1970.

10. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн. 1. Подходы, компоненты, уроки, задания. / Сост. и под ред. Э.М. Браверман: Пособие для учителей и методистов. – М.: Ассоциация учителей физии, 2003.

11. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. – М.: ГУ – ВШЭ:ИНФРА-М, 2001

12. Скалкова Я.И. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика,1982

13. Фрейденталь Г. Математика в науке и вокруг нас. – М.: Мир, 1977.

14. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащихся в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998

Список литературы для учащихся.

 

1.     Блудов М.И. Беседы по физике. - М.: Просвещение, 1972.

2.     Голованов Я.К. Этюды об учёных. – М.: Мол. Гвардия, 1983.

3.     Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. Учебно-мтодическое пособие. – М.: ИТК «Дашков и К», 2004

4.     Лишевский В.П. Охотники за истиной: Рассказы о творцах науки - М.: Наука, 1990.

5.     Ожёгов С.И. Отчёт о научно-исследовательской работе. Общие правила оформления. ГОСТ 7. 32. 81 - М.: Наука, 1990

6.     Фрейденталь Г. Математика в науке и вокруг нас. – М.: Мир, 1977.

 

Список литературы для родителей.

 

1.     Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение 1968.

2.     Мыслова И.Б. Профессиональные задачи учителя и способы их решения с использованием компьютера. // Естествознание в школе – 2006, №1

3.     Ожёгов С.И. Отчёт о научно-исследовательской работе. Общие правила оформления. ГОСТ 7. 32. 81 - М.: Наука, 1990

4.     Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. – М.: Наука, 1975.

5.     Ткачёва М.В. Домашняя математика : Кн. для учащихся. – М.:

Просвещение, 1995.

Посмотрите также