Пояснительная записка
Актуальность данной программы определена тем, что обучающиеся среднего звена должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес учащихся к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации представленной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся среднего звена и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка направлены на развитие у обучающихся математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Паспорт программы
«Ребенок - это не сосуд, который необходимо
наполнить, а факел, который необходимо зажечь!»
Аристотель
Название программы:
Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей обучающихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности в системно-деятельном подходе.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель: привитие интереса обучающимся к математике, систематизация и углубление знаний по
математике.
Задачи:
· расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
· расширять математические знания;
· содействовать умелому использованию символики;
· учить правильно применять математическую терминологию;
· уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
1. Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности каждого учащегося.
2. Научность.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3. Системность.
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность.
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в математических играх и конкурсах.
4. Обеспечение мотивации.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках по математике.
5. Реалистичность.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за18 занятий.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь обучающимся:
• усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
• помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
• формировать творческое мышление;
• способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися,
успешному выступлению на викторинах, играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
• решение занимательных задач;
• оформление математических газет;
• знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
• проектная деятельность
• самостоятельная работа;
• работа в парах, в группах;
• творческие работы
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний обучающихся могут быть использованы нестандартные виды контроля:
• участие в математических конкурсах, викторинах, КВН, турнирах;
• выпуск математических газет;
• оформление стендов «Занимательная математика», «Выставка лучших рисунков (тетрадей)»
Условия организации занятий. Кружок создается из обучающихся 5-8 классов, имеющих повышенный интерес к математике, на добровольной основе. Занятия групповые, по 10 - 12 человек. Продолжительность одного занятия не более 40 минут. Занятия проводятся в течение учебного года, по 2 раза в месяц (всего 18 занятий).
Методы работы:
• упражнения;
• беседы.
Формы работы:
• групповые занятия;
• индивидуальные занятия
Методическое обеспечение:
· игры на составление плоскостных изображений предметов;
· обучающие настольно-печатные игры по математике;
· геометрические мозаики и головоломки;
· занимательные книги по математике;
· задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
· простой карандаш; набор цветных карандашей;
· линейка и шаблон с геометрическими фигурами;
· геометрическая мозаика («Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор»)
· головоломки: («Кубик-рубик», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)
Календарно-тематический план
№ п/п |
Содержание (разделы, темы) |
Количество часов |
Даты проведения (даты по неделям) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Зачем изучать математику? |
1ч |
|
2. |
Развитие познавательных способностей |
9ч |
|
2.1 |
Тренировка внимания |
2 ч |
|
2.1.1 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи |
1 ч |
|
2.1.2 |
Тренировка внимания. Логически – поисковые задания |
1 ч |
|
2.2 |
Тренировка памяти |
2 ч |
|
2.2.1 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи |
1 ч |
|
2.2.2 |
Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания |
1 ч |
|
2.3 |
Поиск закономерностей |
2 ч |
|
2.3.1 |
Поиск закономерностей. Логические задачи |
2 ч |
|
2.4 |
Совершенствование воображения |
2 ч |
|
2.4.1 |
Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы |
1 ч |
|
2.4.2 |
Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек |
1ч |
|
2.5 |
Развитие быстроты реакции |
1ч |
|
2.5.1 |
Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания |
1ч |
|
3. |
Занимательная геометрия |
2 ч |
|
3.1 |
Наглядная геометрия |
1 ч |
|
3.2 |
Занимательная геометрия |
1 ч |
|
4. |
Занимательные задания по математике |
3 ч |
|
4.1 |
Занимательные задачи |
1ч |
|
4.2 |
Логические задачи |
1ч |
|
4.3 |
Ребусы |
1 ч |
|
5. |
Очень важную науку постигаем мы без скуки. |
3 ч |
|
5.1 |
Задачи в стихах |
1 ч |
|
5.2 |
Экспромт - задачки и математические головоломки |
1 ч |
|
5.3 |
Познавательная игровая программа «Весёлая математика» |
1 ч |
|
Всего |
18 ч |
Заключение
На современном этапе развития российского образования реализуется компетентностный подход к обучению учащихся. Внеурочная работа с обучающимися является естественным дополнением к тому, чем школьники занимаются непосредственно на уроках математики.
Реализация данной программы способствует формированию не только предметных математических знаний, умений и навыков учащихся, но и формированию социального опыта по применению в практической жизни полученных знаний.
Литература:
1. Ф.Р Залялетдинова « Нестандартные уроки математики в коррекционной школе»,5-9 классы. М.: «Вако», 2007 год.
2. «Диагностика умственного развития дошкольника» (под редакцией Л.А. Венгера) - М., Педагогика, 1996.
3. С.И. Волкова «Математические ступеньки», Москва «Просвещение» 2009
4. З.А. Михайлова. «Математика – это интересно». Методическое пособие. Санкт-Петербург изд. «Детство-Пресс» 2002 г
5. М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе», Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976
6. В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике», Москва, изд-во «Глобус»
7. «Первые шаги в математику». Методическое пособие./Сост. Буланова Л.В., Корепанова М.В. и др.- Волгоград, 2004.
8. «Логика» Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. М.В. Корепанова, Волгоград, 2004г.
9. Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Сказочные лабиринты игры». Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста, Санкт-Петербург,2007г.
Список учащихся кружка «Занимательная математика»
на 2019-2020 учебный год
№ п/п
|
Фамилия и имя |
Класс
|
1. |
Петунин Даниил |
6-б |
2. |
Пичугин Клим |
6-б |
3. |
Ферзилова Диана |
6-б |
4. |
Рябов Данила |
8-а |
5. |
Пашкин Алексей |
8-а |
6. |
Петрова Анастасия |
8-а |
7. |
Чернов Виктор |
8-а |
8. |
Красильникова Дарья |
8-б |
9. |
Синищенко Кирилл |
8-б |
10. |
|
|
11. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.