Программа кружка "Занимательная математика"

  • docx
  • 24.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа кружка Занимательная математика.docx

 

                                                                Пояснительная записка

 

                 Актуальность данной программы определена тем, что обучающиеся среднего звена должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

               Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес учащихся к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

              Не менее важным фактором  реализации представленной программы является  и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

            Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся среднего звена и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

             Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка направлены  на развитие у обучающихся математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

 

  Паспорт программы

                                                                                           «Ребенок - это не сосуд, который необходимо

                                                                                       наполнить, а факел, который необходимо зажечь!»

                                                                                                                                        Аристотель

Название программы:

   Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей обучающихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности в системно-деятельном подходе.

 

Цель, задачи и принципы программы:

 

Цель:  привитие интереса обучающимся к математике, систематизация и углубление знаний по

           математике.

Задачи:

 

·          расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

·          расширять математические знания;

·          содействовать умелому использованию символики;

·          учить правильно применять математическую терминологию;

·          уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

1.      Актуальность.

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности каждого учащегося.

2.      Научность.

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

3.      Системность.

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

 

4.      Практическая направленность.

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в математических играх и конкурсах.

4.      Обеспечение мотивации.

Во-первых, развитие интереса к математике как науке,  во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках по математике.

5.      Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за18 занятий.

       Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь обучающимся:

      •    усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

      •    помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

      •    формировать творческое мышление;

      •    способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися,

           успешному выступлению на викторинах, играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

      •   решение занимательных задач;

      •   оформление математических газет;

      •   знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

      •   проектная деятельность

      •   самостоятельная работа;

      •   работа в парах, в группах;

      •   творческие работы

Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний обучающихся могут быть использованы нестандартные виды контроля:

    •   участие в математических конкурсах, викторинах, КВН, турнирах;

    •   выпуск математических газет;

    •   оформление стендов «Занимательная математика», «Выставка лучших рисунков (тетрадей)»

         Условия организации занятий.  Кружок создается из обучающихся 5-8 классов, имеющих повышенный интерес к математике, на добровольной основе. Занятия групповые, по 10 - 12 человек. Продолжительность одного занятия не более 40 минут.  Занятия проводятся в течение учебного года, по 2 раза в месяц (всего 18 занятий).

Методы работы:

     •   упражнения;

     •   беседы.

Формы работы:

     •   групповые занятия;

     •   индивидуальные занятия

Методическое обеспечение:

·                     игры на составление плоскостных изображений предметов;

·                     обучающие настольно-печатные игры по математике;

·                     геометрические мозаики и головоломки;

·                     занимательные книги по математике;

·                     задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы;

·                     простой карандаш; набор  цветных карандашей;

·                     линейка и шаблон с геометрическими фигурами;

·                     геометрическая мозаика («Волшебный круг»,  «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор»)

·                     головоломки: («Кубик-рубик», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)

 

 

 

 

Календарно-тематический план

 

 

п/п

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Даты проведения

(даты по неделям)

1

2

3

4

1.

   Зачем изучать математику?

 

2.

Развитие познавательных способностей

2.1

   Тренировка внимания

2 ч

2.1.1

Развитие концентрации внимания. Логические задачи

1 ч

2.1.2

Тренировка внимания. Логически – поисковые задания

1 ч

2.2

   Тренировка памяти

2 ч

2.2.1

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи

1 ч

2.2.2

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания

1 ч

2.3

   Поиск закономерностей

2 ч

2.3.1

Поиск закономерностей. Логические задачи

2 ч

2.4

   Совершенствование воображения

2 ч

2.4.1

Совершенствование воображения. Логически-поисковые

 задания. Ребусы

1 ч

2.4.2

Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек

 

2.5

   Развитие быстроты реакции

2.5.1

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания

3.

             Занимательная геометрия

2 ч

3.1

Наглядная геометрия

1 ч

3.2

Занимательная геометрия

1 ч

4.

            Занимательные задания по математике

3 ч

4.1

Занимательные задачи

4.2

Логические задачи

4.3

Ребусы

1 ч

5.

Очень важную науку постигаем мы без скуки.

3 ч

5.1

Задачи в стихах

1 ч

5.2

Экспромт - задачки и математические головоломки

1 ч

5.3

Познавательная игровая программа «Весёлая математика»

1 ч

    Всего

18 ч

 

                                                                

Заключение

 

             На современном этапе развития российского образования реализуется компетентностный подход к обучению учащихся. Внеурочная работа с обучающимися является естественным дополнением к тому, чем школьники занимаются непосредственно на уроках математики.

           Реализация данной программы способствует формированию не только предметных математических знаний, умений и навыков учащихся, но и формированию социального опыта по применению в практической жизни полученных знаний.

 

 

 

 

Литература:

 

1.      Ф.Р Залялетдинова « Нестандартные уроки математики в коррекционной школе»,5-9 классы. М.: «Вако», 2007 год.

2.      «Диагностика умственного развития дошкольника» (под редакцией Л.А. Венгера) - М., Педагогика, 1996.

3.      С.И. Волкова «Математические ступеньки», Москва «Просвещение» 2009

4.      З.А. Михайлова. «Математика – это интересно». Методическое пособие. Санкт-Петербург изд. «Детство-Пресс» 2002 г

5.      М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе», Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976 

6.      В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике», Москва, изд-во «Глобус»

7.      «Первые шаги в математику». Методическое пособие./Сост. Буланова Л.В., Корепанова М.В. и др.- Волгоград, 2004.

8.      «Логика» Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. М.В. Корепанова, Волгоград, 2004г.

9.      Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Сказочные лабиринты игры». Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста, Санкт-Петербург,2007г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список учащихся кружка «Занимательная математика»

 

на 2019-2020 учебный год

 

 

 п/п

 

 

Фамилия и имя

 

Класс

 

1.                  

Петунин Даниил

6-б

2.                  

Пичугин Клим

6-б

3.                  

Ферзилова Диана

6-б

4.                  

Рябов Данила

8-а

5.                  

Пашкин Алексей

8-а

6.                  

Петрова Анастасия

8-а

7.                  

Чернов Виктор

8-а

8.                  

Красильникова Дарья

8-б

9.                  

Синищенко Кирилл

8-б

10.             

 

 

11.