Рабочая программа кружка «Живой песок»
1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Игра – ведущая роль деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается.
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать психические познавательные процессы, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
В процессе игры и экспериментирования школьник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество вопросов: «Почему? Зачем? Как? Что будет если? ». При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
1.1.1Актуальность
Школьное
детство это важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок
представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением
открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем
разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка,
реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Новизна заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов арт-педагогики.
1.1.2 Цель программы
Сформировать положительную эмоциональную среду в детском коллективе в ходе экспериментирования с песком.
1.1.3 Задачи программы
Задачами программы кружка являются:
Изучение правил поведения при игре с песком (работа в команде)
Формирование представлений детей о свойствах сухого и влажного песка;
Развитие творческих способностей и фантазии детей, с помощью самостоятельной деятельности ребят;
Воспитание положительного отношения к своей работе и работе своих товарищей;
Создание мини –музея, в результате совместной деятельности детей и воспитателей+ родители (выставка, конкурс в форме фотографий).
Установление контакта и доверия с детьми;
Объединение участников в группу;
Снижение психофизического напряжения;
Развитие тактильно-кинестетической чувствительности;
Актуализация эмоций;
Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;
Использование расслабляющих упражнений с использованием музыкотерапии.
1.1.4 Принципы программы
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект в совместной с педагогом деятельности.
Принцип доступности материала.
Проект опирается на научные принципы построения:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках образовательной деятельности;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с детьми школьного возраста;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
1.1.5 Принципы комплектования группы и организации работы
Учет интересов и способностей детей.
Желание родителей.
Добровольное участие.
Учет психофизических особенностей детей.
1.2 Этапы реализации проекта/программы
На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей работе с таким материалом, как кинетический песок (кварцевый), по ознакомлению с различными средствами и методами работы с таким материалом.
Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с песком:
• нельзя намеренно мешать своим товарищам и разрушать их работы;
• нельзя бросать песок на других детей;
• после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество учителя и детей по использованию кинетического (кварцевого) песка.
На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют кинетический (кварцевый) песок для изготовления задуманных композиций.
1.3 Ожидаемые результаты программы/проекта
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
- развитие мелкой моторики пальцев рук
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.
- Развитие инициативности
- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
- Развитие креативности.
- Индивидуальный «почерк» детской продукции.
- Способность к активному усвоению художественного опыта.
- Развитие общей ручной умелости.
- Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
- Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.
- Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
- Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Условия организации кружка
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие/ либо дают определенные задания, которые преследуют какую-либо «волшебную» цель;
- Организация поддержки: дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
- музыкальное сопровождение занятий кружка
- эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы конструирования из кинетического песка;
- новизна обстановки;
- необычное начало работы;
- красивые и разнообразные материалы;
- возможность выбора темы для кружка;
- возможность выбора материала;
- экспериментирование с дополнительными материалами (природные материалы, пластмассовые детали)
- мотивация образовательной деятельности.
2.2 Программа дополнительного образования
2.2.1 Целевая аудитория
Программа дополнительного образования разработана для детей в возрасте от 6 до 9 лет включительно.
2.2.2 Содержание работы
Занятия кружка также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
• при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
• развитие мелкой моторики влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти.
2.2.3 Формы работы
Для эффективности реализации проекта рекомендуются группы из 10-12 человек. Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
3 .Условия реализации программы
3.1 Методы, приёмы и формы учебно-воспитательного процесса
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет) ;
- наглядные
- практические
- игровые
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов учреждения.
Методами работы программы/проекта являются:
1) Метод стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности, используемый для формирования у детей интереса к учению (создание ситуации занимательности, ситуации успеха, использование познавательных игр) .
2) Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод словесной передачи и слухового восприятия, наглядной передачи и зрительного восприятия, практической передачи и тактильного восприятия, метод степени творческой самостоятельности)
Данные методы:
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
3.2 Оценка и анализ работ
Организуя игры с песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и способствует освоению представлений о цвете, форме, величине, развивает мелкую моторику ребенка.
Игры с песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.
В песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом, формируется эмпатия – способность понимать ближнего и сопереживать ему.
Диагностика
К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить коммуникабельные и командообразующие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности умений общаться в группе, оказывать поддержку других детей, эмпатию.
Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке композиций, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.
3.2.1 Формы подведения итогов
- оформление выставочного стенда (фотографии работ);
- выступление на родительских собраниях
- консультации
- мастер-классы
- методические рекомендации для родителей
3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организационное обеспечение программы/проекта
- Необходимое количество детей: 10-12 детей
- Занятия проводятся 1 раз в неделю
- Продолжительность занятия – 35 – 40 минут,
- Срок реализации программы – 1 год
- Помощь родителей в подготовке дополнительных материалов для занятий.
Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год
По кружку – «Живой песок»
Учитель – Силитовская Н.Г.
1 час в неделю, 33 часа в год
№ |
Темы занятий |
Цель занятий |
Упражнения |
1. |
Песочный город |
развивать и расширять представление об окружающем мире, развивать воображение и фантазию детей, развивать самосознание детей. |
«Мы создаем город», «Город и его жители», «Найди себе пару».
|
2. |
«Моя вообразилия»
|
развивать зрительно- моторную координацию, воображение, учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию, развивать коммуникативные навыки детей |
«Узоры на песке», «Узоры из камешков», «Друзья» |
3. |
«Мы исследователи»
|
способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия, учить находить предмет и определять его на ощупь, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества
|
«Раскопайте мину», «Археология», «Гусеница»
|
4. |
«Наше настроение»
|
развивать зрительное и тактильное восприятие, развивать фантазию, мелкую моторику рук, учить детей позитивному отношению друг к другу |
«Победитель злости», «Азбука настроения», «Комплименты»
|
5. |
«Мои друзья»
|
развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, развивать наблюдательность, учить детей сравнивать, учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях
|
«В гости к мышатам», «Зверюшки на дорожках», «Зайчики»
|
6. |
«Сказки»
|
развивать воображение, учить располагать предметы по всей плоскости песочного ящика, развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение, творческое мышление, развивать умение выражать свое эмоциональное состояние
|
«Три медведя», «Песочное царство», «Сочиняем сказки»
|
7. |
«Мы строители»
|
учить детей строить из песка, развивать внимание, воображение, развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память, учить детей справляться с грустью |
«Мы строим, строим», «Песочные строители», «Подари улыбку»
|
8. |
«Мы путешественники»
|
развивать образное мышление, воображение, учить детей реализовывать свой потенциал, учить детей снимать мышечное напряжение детей
|
«Путешествие в сказку», «Морские путешественники», «Тух, тух»
|
9. |
«Животные»
|
развивать тактильную чувствительность, воображения, развивать тактильную чувствительность, воображение, учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях |
«Идут медвежата», «Ползут змейки», «Зайчики»
|
10. |
«Угадалки» |
развивать умения представлять предметы по их словесному описанию, развивать у детей способность к счету, внимание, память, развивать коммуникативные навыки детей |
«Угадай, что спрятано в песке?», «Угадай, какую цифру я нарисовала на песке?», «Угадалка» |
11. |
«Ученики»
|
помочь ребенку тренировать внимание и навыки счета, развивать память, внимание, мышление, развивать доброжелательные отношения, учить детей быть терпимее друг к другу
|
«Перерисуй правильно точки», «Геометрические фигуры», «Школа»
|
12. |
«Мы ищем клад»
|
развивать зрительную память, воображение, развивать тактильную чувствительность, усидчивость, развивать доброжелательные отношения |
«Волшебные отпечатки», «В поисках клада», «Найди клад»
|
13. |
«Наши ладошки»
|
развивать интерес, стимуляцию внимания, развивать зрительную память, воображение развивать, коммуникативные навыки детей |
«Чувствительные ладошки», «Волшебные отпечатки», «Отпечатки»
|
14. |
«Следы»
|
развивать тактильную чувствительность, восприятие, развивать мелкую моторику рук, речь детей, развивать наблюдательность детей |
«Необыкновенные следы», «Следы», «Кого не стало?»
|
15. |
«Игрушки»
|
развивать тактильное восприятие, мышление, фантазию, учить детей экспериментировать с мокрым песком, развивать доброжелательное отношение детей друг к другу |
«Спрячь игрушки», «Забавы»,«Игрушки»
|
16. |
«Фантазии»
|
развивать фантазию, воображение, творчество, развивать тактильную чувствительность, учить детей быть терпимее друг к другу |
«Страна чудес», «Фантазия», «Радость»
|
17. |
«Наше творчество» |
развивать у детей мелкую моторику рук, речь, усидчивость, развивать внимание, память, наблюдательность, учить детей проявлять свои чувства |
«Аппликация на песке», «Моделирование», « Маленькое приведение»
|
18. |
«Мы играем» |
развивать у детей воображение, логическое мышление, фантазию, усидчивость, развивать пространственные представления, учить ориентироваться на « песочном листке», учить детей развивать самосознание |
«Игра с игрушками», «Мы играем», « Найди пару»
|
19. |
«Времена года»
|
учить регулировать мышечное напряжение, учить детей управлять вдохом и выдохом, развивать выдержку, самосознание |
«Песочный дождик», « Песочный ветер», «Дождь»
|
20. |
«Умелые ручки»
|
развивать мелкую моторику рук, речь, усидчивость, развивать творческое воображение, фантазию, развивать коммуникативные навыки детей |
«Наши пальчики», «Мы рисуем», «Отпечатки»
|
21. |
«Радость» |
развивать творческое воображение, речь, развивать мелкую моторику рук, речь, учить детей быть терпимее друг к другу, развивать доброжелательность |
«Радостные детки», «Улыбка», «Радость»
|
22. |
«В поисках клада» |
развивать тактильную чувствительность детей, развивать мелкую моторику, усидчивость, речь, развивать наблюдательность детей |
«Мой клад», «Чего не стало»
|
23. |
«Спасение принцессы»
|
развивать пространственные отношения, учить ориентироваться на «песочном листке», развивать зрительное и тактильное восприятие, развивать коммуникативные навыки, межличностные отношения |
«Две принцессы», «Кто к нам приходил?», «Спасение принцессы»
|
24. |
«Секретные задания»
|
развивать тактильную чувствительность, учить детей расслабляться, учить познавать внутренний мир ребенка, тактильную стимуляцию, развивать наблюдательность, коммуникативные навыки детей |
« Секретные задания кротов», «Мир из песка», «Разведчики»
|
25. |
«Веселые игры» |
учить детей строить из песка, развивать внимание, воображение, развивать воображение, мышление, речь, учить детей задерживать внимание ребенка на разнообразных мышечных ощущениях |
«Мы играем», «Кроказябла», «Зайчики»
|
26. |
«По тропинкам, по дорожкам…»
|
развивать зрительное и тактильное восприятие, развивать тактильную чувствительность, слуховую память, произвольность, развивать самосознание детей |
«По тропинкам, по дорожкам», «Лес, поляна», «Найди себе пару»
|
27. |
«Весна»
|
развивать мелкую моторику рук, фантазию, развивать тактильную чувствительность, учить детей снимать мышечное напряжение |
«Бусы для весны», «Почки березы», «Волшебный сад»
|
28. |
«Правила безопасности» |
развивать зрительное и тактильное восприятие, развивать тактильную чувствительность, слуховую память, произвольность, развивать самосознание детей |
«Разведчики», «Найди себе пару», «Движение вперед!» |
29. |
«Любимый герой сказки» |
развивать мелкую моторику рук, фантазию, развивать тактильную чувствительность, учить детей снимать мышечное напряжение |
«Мир из песка», «Кто к нам приходил?» |
30. |
«Моя фантазия» |
развивать фантазию, воображение, творчество, развивать тактильную чувствительность, учить детей быть терпимее друг к другу |
«Страна чудес», «Фантазия», «Радость»
|
31. |
«Мир сказки»
|
развивать воображение, учить распологать предметы по всей плоскости песочного ящика, развивать умение выражать свое эмоциональное состояние
|
«Теремок», «Под грибом», «Сочиняем сказку». |
32. |
«Мой герой» |
развивать мелкую моторику рук, фантазию, развивать тактильную чувствительность, учить детей снимать мышечное напряжение |
«Секретные задания», «Мир из песка»
|
33. |
«Лето»
|
развивать мелкую моторику рук, фантазию, развивать тактильную чувствительность, учить детей снимать мышечное напряжение
|
«Бусы для лето», «Листья березы», «Волшебный сад»
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.