Программа кружковой работы "Мастерская юного словесника"
Оценка 4.7

Программа кружковой работы "Мастерская юного словесника"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русский язык
7 кл—9 кл
03.11.2021
Программа кружковой работы "Мастерская юного словесника"
1.Личностные, метапредметные и предметные результаты. 1 год обучения - Учащиеся получат представление о языке как национальном достоянии и неотъемлемой части мировой культуры, - приобретут интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово; - Учащиеся получат начальные представления об истории происхождения слов и устойчивых оборотов; - научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего портфолио, -устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения - получат представление о структуре публичного выступления - приобретут навыки в умении договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы.
программа кружковой работы.docx

 

 

1.Личностные, метапредметные и предметные результаты.

 

  1 год обучения

 - Учащиеся получат представление о языке как национальном достоянии и неотъемлемой части мировой культуры,

    - приобретут  интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

    - интерес к изучению языка;

    - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;

- Учащиеся получат начальные представления об истории происхождения слов и устойчивых оборотов;
-
научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего портфолио,

     -устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения

      - получат представление о структуре публичного выступления

      - приобретут навыки в умении договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

      - задавать вопросы.

Личностные результаты:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

 

 

 

 

 

 

2 год обучения

 Метапредметными результатами изучения  курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Личностные:

- чувство красоты (умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи);

- эмоциональность (умение управлять своими эмоциями);

- интерес к изучению языка.

Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её  реализации;

- корректировать свою деятельность;

- способность к объективной самооценке.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых лингвистических явлениях.

Коммуникативные:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

 - владеть монологической и диалогической формами речи;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию.

3 год обучения

·         овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;

·         научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;

·         научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;

·         владеть формами обработки информации исходного текста;

·         работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;

·         четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

·         самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;

·         уметь работать с бланками экзаменационной работы;

·         сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций учителя, повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

           Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание  правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.

          Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Прежде всего это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

Первая часть работы  ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

·         умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

·         умение адекватно воспринимать авторский замысел;

·         умение вычленять главное в информации;

·         умение сокращать текст разными способами;

·         умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

·         умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо   научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то  содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

 Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий.

           Все задания имеют практическую  направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

         Третья часть работы  ОГЭ содержит  три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания  проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание курса

1 год обучения

Тема 1. Язык и речь - чудо из чудес.. ( Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов. )

Тема 2. Необычные правила.1ч. (Работа с некоторыми школьными правилами. создание новых формулировок правил..)

Тема 3. Путеводные звёзды орфографии.1ч. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.)

Тема 4. Если матрёшки не откликнулись…. (Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)

Тема 5. Ъ и Ь – смягчение иль разделение?..(Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)

Тема 6. Хитрый звук «йот»1ч. (Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)

 Тема 7. Слова-тёзки.1ч. (Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок.).

Тема 8. Различай и отличай.. (Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения).

Тема 9. Поиск нужного слова.1ч. (Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»)

Тема 10. Многословие.1ч. (Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка»).

Тема 11. Каламбур и многозначность.1ч. (. Знакомство с каламбуром, многозначностью. Лингвистические игры «Давайте поиграем».)

Тема 12. Тайно слово родилось.. (Практическое занятие, определение, как рождаются слова)

Тема 13. Судьба слова.1ч. (Лингвистические игры. «Происхождение слов».)

Тема 14. Проще простого или сложнее сложного.1ч. (.Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях,  для усиления выразительности речи. Актуальное членение.)

Тема 15. Согласуй меня и помни.1ч..(Составление текстов с согласованием  названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.)

Тема 16. Работа над проектом. 1ч. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

 Тема 17. Наречие как часть речи.. 1ч. ( Наречие. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.)

Тема 18. Образование бывает разным.. 1ч. (Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач.)

Тема 19. Разряд, становись в ряд!.  1ч. (Разряды наречий .Употребление наречий в тексте. Кроссворды.)

Тема 20. Узнай меня по суффиксу!.  1ч. (Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках.)

Тема 21. Некогда или никогда?.. 1ч. (Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?»).

Тема 22. Затруднительное состояние.1ч. (Слова категории состояния: их виды  и  применение. Дидактические упражнения)

Тема 23. Служу всегда, служу везде, служу я в речи  и в письме.1ч. (Роль предлога в речи и в тексте. Работа с текстом. )

Тема 24. Употреби  меня со словом.1ч. (Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств..)

Тема 25. То же, так же  иль за то?1ч. (Правописание союзов. Дидактические игры с союзами.. Лингвистическая игра «Найди соответствие»)

Тема 26. Соединю простое в сложное.1ч. (Роль союзов в тексте. Построение текстов.)

Тема 27. Уточню, укажу, на вопрос отвечу.1ч. (Разряды частиц. Игры на внимание.)

Тема 28. Не могу не знать = я знаю! 1ч. (Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста)

Тема 29. Будешь вежлив ты со мной... (Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.)

Тема 30. «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»1ч. (Звукоподражательные слова, их роль и употребление.)

Тема 31. Заговори, чтоб я тебя увидел.1ч. (Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов.)

Тема 32. «Стильная речь»1ч. (Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых.)

Тема 33. Типы речи или типы в речи.1ч. (Работа с текстами, определение типов речи)

Тема 34. Итоговое занятие за год. Защита проекта. 1ч.

 

Второй год обучения

Введение. Речь. 2ч.

Тема 1. Заговори, чтоб я тебя увидел. (Высказывания о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке.).

Тема 2. Типы речи или типы в речи. Проектная работа.  (Работа с текстами, определение типов речи).

Орфография. 6ч.

Тема 3. Необычные правила. (Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил.).

Тема 4. Н+Н=НН.  (Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание Н и НН в разных частях речи).

Тема 5. Путеводные звёзды орфографии.  (Рассказ об этимологии. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов).

Тема 6. Слитно, раздельно или через дефис? (Употребление дефиса на письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)

Тема 7. Не и Ни бывают в слове. (Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи написания.).

Тема 8. Различай и отличай. Проектная работа.  (Правописание чередующихся гласных в корнях слов, их отличия).

Морфология. 5 ч.

Тема 9. Морфологическая семейка. (Повторение и закрепление сведений о самостоятельных и служебных частях речи.).

Тема 10. Тайна в имени твоём. (Имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).

Тема 11. Именная родня. (Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).

Тема 12. Братство глагольное. (Глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).

Тема 13. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Проектная работа. (Служебные части речи русского языка: предлог, союз, частица. Их применение и употребление в речи и на письме.).

Синтаксис и пунктуация. 18 ч.

Тема 14. Сочетание или словосочетание? (Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с текстами.)

Тема 15. Примыкай, управляй, согласуй… (Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием.).

Тема 16. Работа над проектом. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

Тема 17. Это непростое простое предложение.  (Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях и для усиления выразительности речи.).

Тема 18. Главнее главного. (Подлежащее и способы его выражения).

Тема 19. Действую по-разному.  (Сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых.).

Тема 20. Определяй и дополняй.  (Определение и дополнение как второстепенные члены предложения, их применение в предложении. Частота употребления определений в загадках.)

Тема 21. Где? Когда? Куда? Откуда?  (Обстоятельство как второстепенный член предложения, его роль  в предложении. Работа с текстом).

Тема 22. Назывные именные.  (Односоставные предложения: их виды и применение. Назывные предложения. Дидактические упражнения).

Тема 23. Личные отличные. (Односоставные предложения: их виды и применение. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с текстом.)

Тема 24. Тройное доказательство родства.  (Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности. Употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.)

Тема 25. Соединю родных и разделю.  (Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения.).

Тема 26. Обратись ко мне красиво! (Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений. Построение текстов.)

Тема 27. Водные или вводные. (Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте.).

Тема 28. Сочетай, конструируй и вставляй.  (Вводные слова, предложения и вставные конструкции. Их роль и использование в тексте предложения. Использование при них знаков препинания.).

Тема 29. Обособим мы тебя.  (Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания. Работа с  текстом.).

Тема 30. Квадратное обособление. (Основные принципы обособления слов в речи и на письме. Обособление второстепенных членов предложения.)

Тема 31. Распространённые одиночки. Проектная работа.  ( Обособление приложения, распространённого и нераспространённого.).

Прямая и косвенная речь. 3 ч.

Тема 32. Скажи прямо, не молчи… (Построение прямой речи, виды речи. Конкурс высказываний на лингвистическую тему.)

Тема 33. Косвенно чужая речь. Проектная работа.  (Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи).

Тема 34. Итоговое занятие.

 

Третий год обучения

1-2       Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи. (Лекция учителя: «Значимость речевой культуры для духовной жизни общества». Практическая часть: «Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания».)

 3.   Язык и речь. (Лекция учителя: «Соотношение понятий “язык” и “речь” в современном языкознании». Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение.  Сжатое изложение как средство переработки информации Приемы сжатия текста. Отработка приема “исключение”. Овладение приемом исключения неглавной информации из текста».)

  4.   Языковая норма как историческая категория.(Лекция учителя: «Развитие языковой нормы как системы правил».«Становление и развитие древнерусского языка, этапы его существования». Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема “упрощение”. Овладение приемом упрощения текста».)

5.   Понятие нормы в современной лингвистике. (Лекция учителя: «Зарождение нормы в языке». «Изменчивость нормы».Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема “обобщение”. Овладение приемом обобщения».)

6.    Формирование норм литературного языка. Признаки нормы.( Лекция учителя: «Норма - одна из составляющих национальной культуры». Практическая часть: «Задание 1. Выбор приемов сжатия. Овладение умением осуществлять выбор приемов сжатия».)

7.   Понятие вариантов норм. Написание сжатого изложения.(Лекция учителя: «Императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы». Практическая часть: «Задание 1. Написание сжатого изложения по незнакомым текстам».)

 8.   Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи            (Лекция учителя: «Первый закон экономии языковых средств». «Второй закон языковых средств – закон аналогии или унификации (уподобления)». Практическая часть: «Задание 15.1,15.2,15.3. Критерии оценки заданий. Структура сочинения».)

9.  Типология норм.Ошибки грамматические и речевые.(Лекция учителя: «Соблюдение языковой нормы – основное условие хорошей речи». Практические упражнения «Поразмышляем вместе».Задание 15.1,15.2,15.3Учимся формулировать тезис.)

10.       Качества хорошей речи. (Лекция учителя: «Понятие речи. Общая характеристика. Особенности».Практическая часть: «Задание 15.1,15.2,15.3.  Учимся аргументировать».)

11.       Основные качества хорошей речи. Общая характеристика.      ( Семинар на тему: «Правильность, чистота, богатство, содержательность, точность, логичность, выразительность, уместность - основные качества хорошей речи».Практическая часть: «Задание 15.1,15.2,15.3 Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему (15.2)».

12.       Правильность как основа хорошей речи.  (Лекция учителя: «Виды правильности речи.  Окказиональность «как особая правильность» в художественном тексте». Практическая часть: «Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему (15.2)».

13.       Содержательность хорошей речи. (Викторина: «Богатство речи и способы проявления языкового богатства. Синонимы, метафора, метонимия, синекдоха как лексические средства богатства речи». Практическая часть: «Синонимы. Задание 6».Отработка навыка написания сочинения на понимание фразы (15.3)

14.       Выразительность и гибкость хорошей речи ( Уместность и доступность хорошей речи. Практическая работа: «Поразмышляем вместе». Отработка навыка написания сочинения «комментарий к определению» (15.3)

15.     Точность речи. (Лабораторная работа: «Фактические ошибки. Речевые и грамматические ошибки. Поиск и исправление недочетов». Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение)

16-17    Техника речи. Понятие техники речи в современной лингвистике.   (Практикум: «Дыхание как основа звучащей речи. Виды дыхания. Этапы тренировки фонационного дыхания. Голос. Его основные качества. Система работы над голосом. Дикция как обязательный компонент техники речи. Система работы над дикцией. Интонация. Основные компоненты интонации. Система работы над интонационно - мелодической структурой  высказывания».) 

 18.      Орфоэпические нормы. Тексты разных стилей. (Лекция учителя: «Становление орфоэпической нормы. Особенности формирования произносительной литературной нормы. Орфоэпия как совокупность правил произношения. Основные фонетические законы гласных и согласных современного русского литературного языка. Источники отклонений от литературной нормы. Степени нормативности системы литературного произношения». Практическая часть: «Понимание текста. Отработка  Задания 2».)

19.       Лексика.  Лексические нормы.       (Лекция учителя: «Лексика как системная организация языка. Лексические нормы как правила употребления слов в языке. Нарушения лексических норм». Практическая часть: «Средства выразительности речи. Отработка Задания 3»)

20.       Акцентологические нормы.           (Лекция учителя: «Понятие ударения. Особенности его проявления в русском языке. Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частеречной принадлежности. Акцентологический минимум».

Практическая часть: «Поразмышляем вместе».)

21.       Словообразовательные нормы. Орфография.      (Лекция учителя: «Словообразовательная система русского языка. Словообразовательная норма как система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной нормы в словообразовании».

Практическая часть: «Правописание приставок. Отработка задания Задания 4»)

22-23.  Морфологические нормы и их особенности.       (Практикум: «Правила согласования, образования и употребления форм рода. Числа и падежа. Правописание суффиксов. Отработка Задания 5»Лекция учителя: «Морфологический минимум».

Практическая часть: «Правописание Н – НН в различных частях речи».)

24.       Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности.  (Проектная работа – презентация «Словосочетание.  Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)».  Практикум: «Нарушения норм согласования и управления. Отработка Задания 7»)

25.       Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка.    (Семинар: «Грамматическая основа предложения. Нарушения порядка следования слов, употребления однородных членов в простом предложении, причастных и деепричастных оборотов, частей сложносочиненного и  сложноподчиненного предложения, смешение прямой и косвенной речи.»  Практическая часть: «Отработка Задания 8,11».)

26.       Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи.    (Проект – презентация «Обособленные члены предложения. Отработка Задания 9»)

27.       Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи.          Игра-разминка.

Практикум: «Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание 10».)

28.       Употребление знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях.Семинар: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении, сложноподчиненном предложении».Практическая часть: «Отработка Задания 12».)

29.       Многокомпонентные  синтаксические конструкции и знаки препинания в них. (Лекция учителя: «Сложные предложения с различными видами связи»Практическая часть: «Отработка Задания 13».)

30.       Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. (Синтаксическая викторина «Побудь управленцем!» Практикум: «Сложные бессоюзные предложения. Отработка Задания 14»)

31.       Синтаксический минимум. (Игра «Ты эксперт». Практикум: «Выполнение тестовых заданий».)

32.       Функциональные стили. Стилистические нормы. (Лекция учителя «Функциональные стили». Практикум: «Выполнение тестовых заданий»)

33.       Функционально-смысловые типы речи.   (Проект-презентация по теме «Типы речи в нашей языковой практике». Практикум: «Выполнение  заданий «Поразмышляем вместе». )

34.       Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы. (Итоговый турнир. Лекция учителя: «Орфографическая и пунктуационная грамотность как неотъемлемая часть речевой культуры. Орфография как раздел лингвистики. Основные принципы русской орфографии. Правила русской орфографии. Пунктуация как система постановки знаков препинания. Интонационно-мелодические законы русской речи. Правила русской пунктуации». Олимпиада «Блиц - турнир по русскому языку»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Тематическое планирование

 

       

         1 год обучения

 

п/п

Наименование разделов,

 блоков, тем  

Всего часов

  

Дата План

Дата факт

Введение 1ч.

 

 

 

1

Язык и речь - чудо из чудес.

1

 

 

Орфография 5ч.

 

 

 

2

Необычные правила.

1

 

 

3

Путеводные звёзды орфографии.

1

 

 

4

Если матрёшки не откликнулись…

1

 

 

5

Ъ и Ь – смягчение иль разделение?

1

 

 

6

Хитрый звук «йот»

1

 

 

Лексическая стилистика. 7 ч.

 

 

 

7

Слова-тёзки.

1

 

 

8

Различай и отличай.

1

 

 

9

Поиск нужного слова.

1

 

 

2 четверть (7 недель)

 

 

 

10

Многословие.

1

 

 

11

Каламбур и многозначность.

1

 

 

12

Тайно слово родилось.

1

 

 

13

Судьба слова.

1

 

 

 

Грамматика. Морфология и синтаксис.

Предложение. 2ч.

 

 

 

14

Проще простого или сложнее сложного.

1

 

 

15

Согласуй меня и помни.

1

 

 

Итоговое занятие 1ч.

 

 

 

16

Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

1

 

 

Морфология. Наречие. 5 ч.

 

 

 

17

Наречие как часть речи.

1

 

 

18

Образование бывает разным.

1

 

 

19

Разряд, становись в ряд!

1

 

 

20

Узнай меня по суффиксу!

1

 

 

21

. Некогда или никогда?

1

 

 

Слова категории состояния 1 ч.

 

 

 

22

Затруднительное состояние.

1

 

 

Предлог 2 ч.

 

 

 

23

Служу всегда, служу везде, служу я в речи  и в письме.

1

 

 

24

Употреби  меня со словом.

1

 

 

Союз  2 ч.

 

 

25

То же, так же  иль за то?

1

 

 

26

Соединю простое в сложное.

1

 

 

Частица  2 ч.

 

 

 

27

Уточню, укажу, на вопрос отвечу.

1

 

 

28

Не могу не знать = я знаю!

1

 

 

Междометие  2 ч.

 

 

 

29

Будешь вежлив ты со мной.

1

 

 

30

«Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»

1

 

 

Культура речи 3 ч.

 

 

 

31

Заговори, чтоб я тебя увидел.

1

 

 

32

«Стильная речь»

1

 

 

33

Типы речи или типы в речи.

1

 

 

Итоговое занятие 1ч.

 

 

 

34

Защита проекта.

1

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 год обучения

 

 

Наименование разделов,

 блоков, тем  

Всего часов

 

 

 

 

 

 

Дата план

Дата факт

1

Заговори, чтоб я тебя увидел.

1

 

 

2

Типы речи или типы в речи.

1

 

 

3

Необычные правила.

1

 

 

4

Н+Н=НН

1

 

 

 

5

Путеводные звёзды орфографии.

1

 

 

 

6

Слитно, раздельно или через дефис?

1

 

 

 

7

Не и Ни бывают в слове.

1

 

 

 

8

Различай и отличай.

1

 

 

 

9

Морфологическая семейка.

1

 

 

 

10

Тайна в имени твоём.

1

 

 

 

11

Именная родня.

1

 

 

 

12

Братство глагольное.

1

 

 

 

13

Служу всегда, служу везде, служу я в речи  и в письме.

1

 

 

 

14

Сочетание или словосочетание?

1

 

 

 

15

Примыкай, управляй, согласуй.

1

 

 

 

16

Работа над проектом .

1

 

 

 

17

Это непростое простое предложение.

1

 

 

 

18

Главнее главного.

1

 

 

 

19

Действую по-разному.

1

 

 

 

20

Определяй и дополняй.

1

 

 

 

21

Где? Когда? Куда? Откуда?

1

 

 

 

22

Назывные именные.

1

 

 

 

23

Личные отличные.

1

 

 

 

24

Тройное доказательство родства.

1

 

 

 

25

Соединю родных и разделю.

1

 

 

 

26

Обратись ко мне красиво!

1

 

 

 

27

Водные или вводные.

1

 

 

 

28

Сочетай, конструируй и вставляй.

1

 

 

 

29

Обособим мы тебя.

1

 

 

 

30

Квадратное обособление.

1

 

 

 

31

Распространённые одиночки.

1

 

 

 

32

Скажи прямо, не молчи…

1

 

 

 

33

Косвенно чужая речь.

1

 

 

 

34

Итоговое занятие.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 год обучения

 

 

п/п

Наименование разделов,

 блоков, тем  

Всего часов

  

Дата план

Дата факт

1

Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи.

 2

 

 

2

Язык и речь.

1

 

 

3

Языковая норма как историческая категория.

1

 

 

4

Понятие нормы в современной лингвистике.

1

 

 

5

Формирование норм литературного языка. Признаки нормы.

1

 

 

6

Понятие вариантов норм. Написание сжатого изложения.

 

1

 

 

7

Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи

1

 

 

8

Типология норм.

Ошибки грамматические и речевые.

1

 

 

9

Качества хорошей речи.

1

 

 

10

Основные качества хорошей речи. Общая характеристика.

1

 

 

11

Правильность как основа хорошей речи.

1

 

 

12

Содержательность хорошей речи.

1

 

 

13

Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей речи.

1

 

 

14

Точность речи.

1

 

 

15

Техника речи. Понятие техники речи в современной лингвистике.

 2

 

 

16

Орфоэпические нормы.

 Тексты разных стилей.

1

 

 

17

Лексика.  Лексические нормы.

1

 

 

18

Акцентологические нормы.

1

 

 

19

Словообразовательные нормы.

Орфография

1

 

 

20

Морфологические нормы и их особенности.

1

 

 

21

 

1

 

 

22

Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности.

1

 

 

23

Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка.

1

 

 

24

Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи.

1

 

 

25

Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи.

1

 

 

26

Употребление знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях.

1

 

 

27

Многокомпонентные  синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

1

 

 

28

Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

1

 

 

29

Синтаксический минимум.

1

 

 

30

Функциональные стили. Стилистические нормы.

1

 

 

31

Функционально-смысловые типы речи.

1

 

 

32

Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.

 

1

 

 

33

Итоговый турнир

 

 

 

34

Итоговое занятие

 

 

 

 

 

 


 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию

Содержание курса 1 год обучения

Содержание курса 1 год обучения

Тема 28. Не могу не знать = я знаю! 1ч

Тема 28. Не могу не знать = я знаю! 1ч

Тема 23. Личные отличные. (Односоставные предложения: их виды и применение

Тема 23. Личные отличные. (Односоставные предложения: их виды и применение

Практическая часть: «Задание 15

Практическая часть: «Задание 15

Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях

Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях

Тематическое планирование 1 год обучения № п/п

Тематическое планирование 1 год обучения № п/п

Заговори, чтоб я тебя увидел

Заговори, чтоб я тебя увидел

Наименование разделов, блоков, тем

Наименование разделов, блоков, тем

Наименование разделов, блоков, тем

Наименование разделов, блоков, тем

Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях

Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2021