Утверждаю
Директор школы
____________Т.В.Медведева
ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЭРУДИТ»
Курс для обучающихся по русскому языку начальных классов
Составитель: Константинова Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ «Свердловский ЦО».
2019
Пояснительная записка.
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Для начальной школы на данном этапе развития общества приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету. Организация кружка»Эрудит» – это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности.
Занятия в кружке позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные навыки, но и навыки работы в коллективе, микрогруппах. Учительская задача состоит в том, чтобы вооружить учеников знаниями, навыками добывать эти знания, умением отзывчато и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком. Детей невозможно научить увлечённости, уверенности, гордости и творчеству. Ещё Сенека сказал, что «свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле.»
К моменту перехода в среднюю школу дети должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности. Содержательно-логические задания на базе изучаемых предметов в начальной школе, материал, повышающий интерес к предметам, дидактические игры, задания на сообразительность, головоломки. Это создаёт условия для целенаправлен-ного развития основных познавательных процессов. Загадки активизируют мышление ребёнка и помогают успешнее решать задачу его всестороннего развития. Ведь загадки - это соревнование на смекалку, дающее большие возможности для наблюдения за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая внимание и память, развивающая любознательность. Жанр литературных кроссвордов для начальной школы стал развиваться с начала 90х годов. Кроссворды, составленные по одному литературному произведению, не вызывают больших сложностей при разгадывании. Нивелировать кажущуюся сложность литературных кроссвордов призваны так называемые «Кроссворд-тесты». При ответе на вопросы из трёх возможных вариантов нужно выбрать правильный. К тому же в данном случае ребёнок может найти нужное слово методом подбора, и в этом нет ничего плохого. Успешность учёбы в школе зависит от уровня развития интеллекта учащегося. Интеллект по-разному развивается в процессе учёбы. Его можно оценить в процессе тестирования, во время интеллектуальной игры. Интеллектуальная игра - такая игра, где успех достигается прежде всего за счёт мыслительных способностей человека, его ума. Цели проведения таких игр разнообразны: -проверить уровень полученных знаний;
-стимулировать самостоятельное изучение материала ( чтение литературы, посещение музея, консультации специалистов и т. д. )
Цель: способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предмету.
Задачи:
· воспитание коммуникативной культуры школьников;
· выявление и поддержка одаренных учащихся;
· поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
· развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
· закрепление и углубление знаний учащихся по русскому языку;
· развитие устной и письменной связной речи учащихся;
· формирование орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;
· пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка;
· развитие индивидуальных способностей учащихся.
Ожидаемые результаты
· Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов.
· Рост личностных достижений.
· Создание атмосферы успеха.
· Установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества.
· Накопление опыта творческой деятельности.
· Участие в турах олимпиад по русскому языку, чтению.
· Активное участие в проведении предметных недель .
· Активное участие в проведении «книжкиной недели».
План работы кружка русского языка
«ЭРУДИТ»
( начальные классы)
1. Организационное занятие.
2. Можно ли писать без букв?
3. Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы, когда-то страшные.
4. «Кто лучше знает падежи?»
5. Сочини сказку.
6.. Словесные раскопки.
7. Как они пишутся? (Знакомство с орфографическими словарями)
8.. «Рождается внезапная строка» (Речетворческий тренинг. Слово-магнит)
9. Можно ли сломать язык? Знакомство со словарем С.И.Ожегова
10. «Тезки наоборот»
11. Давайте поиграем! (Лингвистические игры).
12. О словах разных, одинаковых, но разных.
13. «Рождается внезапная строка» (Речетворческий тренинг. «Бином фантазии»)
14. Фонетика – это интересно.
15. Сочинения-миниатюры: «Весенняя симфония», «Песня веселого ручейка».
16. Давайте поиграем! (Лингвистические игры).
17. Сочинения-миниатюры «По следам событий»
18. Прочь с дороги! (Поговорим о сквернословии).
19. Как вас зовут?
20.История моей фамилии.
21. Сочини сказку (Сказки на лингвистические темы).
22. Фразеологические обороты. Крылатые слова.
23. Биографию имеют не только люди, но и слова.
24. Все люди меняются словами.
25. Диалектизмы рядом с нами.
26. Как придумать рассказ? ( По книге Джанни Родари «Грамматика фантазии»).
27. Что такое десница?
28. Давайте поиграем! (Лингвистические игры).
29. Откроем шкатулку с богатствами русского языка.
30. «Рождается внезапная строка» (Речетворческий тренинг: «Композитор», «Ассоциативные шаги»).
31. Секреты орфографии.
32. Секреты пунктуации.
33.Государственная символика.
34.Итоговое занятие.
Список литературы:
1. Граник Г.Г. Секреты орфографии.- М., 1991.
2. Волина В.В. Я познаю мир. Русский язык. – Москва: АСТ-ЛТД, 1997.
3. Пономарева Л.Д. «Рождается внезапная строка». //РЯШ. - 2004. - №3.
4. Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6
5. Бакулина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективации. // РЯШ. – 2003. - №3.
6. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. – Москва: Владос, 2000.
7. Пашкова Г.И. Открытые формы занятий в сочетании с компьютерными технологиям при обучении орфографии. // РЯШ. – 2004. - №5.
8. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.
9. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. // РЯШ. – 2004. - №2.
10. Пузанова Н.А. Резервы уроков развития речи. // 1993. - №5.
11. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. - М., 1966.
12. Тумина Л.Е. Учимся сочинять сказки. // РЯШ. – 1994. - №2.
13.Ясинская С.Г. Система уроков развития речи на основе книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». // РЯШ. – 2005. - №6.
14. Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку. – М., 1985.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.