Программа «Культура здорового питания»
Оценка 4.9

Программа «Культура здорового питания»

Оценка 4.9
docx
20.07.2022
Программа «Культура здорового питания»
Программа_Культура здорового питания.docx

ПРИНЯТО:

На заседании педагогического совета                                          МБОУ СКОШИ ЧГО  31.05.2021г.

(протокол № 9)

 

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом № 192 от  10.06.2021г.

Директор  МБОУ СКОШИ ЧГО                          

______________ А. С. Лундина                                                                    ______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

«Культура здорового питания»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Чайковского городского округа»

 

 

 

 

 

 

 

 

Программу составила:

Фоминых О.В.

 

 

 

 

 

 

 

2021 г.


Минобрнауки России утверждены и поэтапно вводятся федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373, от 17 декабря 2010 г. 1897 и от 17 мая 2012 г.

413).

Программа по формированию культуры здорового питания обучающихся воспитанников (далее - Программа) может быть использована при разработке следующих основных программ, предусмотренных ФГОС:

программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для обучающихся уровня начального общего образования;

программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

программы воспитания и социализации обучающихся на уровне среднего общего образования, которая должна содержать описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В программе по формированию культуры здорового питания обучающихся отражены теоретические и практические основы современных представлений о культуре здорового питания с учетом взаимосвязи между характером питания, технологией производства пищевых продуктов и здоровьем человека. Программа направлена на формирование содержания образования для обучающихся общеобразовательных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1        Пояснительная записка..................................................................... ………...4

2.   Обоснование необходимости реализации Программы……………………….…5

3.   Перечень и описание программных мероприятий (виды мероприятий) по совершенствованию организации питания……………………………………..…8

3.1 Обеспечение качественного школьного питания……………………………....8

3.2. Формирование культуры школьного питания……………………………..…8

4.   План мероприятий программы…………………………………………………..…9

5.   Заключение………………………………………………………………………...11

6.    Литература …………………………………………………………..……………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Культура питания важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС).

Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребёнка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.

Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления:

·         рациональная организация питания в образовательном учреждении;

·         включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания;

·         просветительская работа с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений.

Только сочетание всех направлений работы поможет создать в школе   и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.


2.     Обоснование необходимости реализации Программы.

 

Программа «Правильное питание здорового поколения» разработана в соответствии со следующими документами: Конституцией РФ; Конвенцией ООН о правах ребенка; Законом РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”; Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации”; Законом РФ “Об образовании”; Основами законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан и другими актами.

Программа «Правильное питание здорового поколения» представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области сохранения физического здоровья обучающихся воспитанников.

Положив в основу своей деятельности фразу «Компетентный учитель здоровый ученик», мы можем использовать разнообразные приемы здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них устойчивой мотивации к здоровому и безопасному образу жизни, учет возрастных особенностей обучающихся; учет возрастных особенностей обучающихся;

Программа призвана реализовать основные положения Декларации прав ребенка. Программа подтверждает особый статус детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных и других отличий. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов образования и здравоохранения и служит основой сотрудничества и консолидации общественности школы и родителей.

Для реализации программы требуется объединение усилий социальных институтов: семья, школа, учреждения здравоохранения, консультативно-профилактические центры Формирование и сбережение здоровья социальная потребность сохранения здоровья и здорового образа        жизни человека   сегодня       одно           из стратегических          направлений деятельности.    Для его       реализации требуется   взаимодействие          всех субъектов образовательного процесса в выборе путей, способов, средств индивидуальной и  творческой деятельности. Необходимо создать        условия для осуществления    этой деятельности, поиска стимулов для утверждения здорового питания, расширения круга лиц, организаций, различных социальных структур, вовлеченных в позитивный процесс созидания здоровья, развития личности и повышения эффективности образования, воспитания личности, обладающей твердыми установками на создание и сохранение здоровья, формирования и соблюдения принципов здорового образа жизни.

         Ответственное отношение к здоровому питанию – это достаточно сильное психическое «новообразование», которое включает:

·        отношение всех участников образования к здоровому питанию как ценности; формирование представлений о себе как о здоровом человеке;

·        способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причем энергия опасения должна преобразоваться в энергию действия;

·        конкретные привычки здорового питания;

·        установка образовательного процесса на здоровое питание осуществляется через деятельность всех участников образовательного процесса.

 

Программа затрагивает всех участников образовательного процесса (воспитанников, учащихся с 1-9 классы, родителей, педагогов) и будет реализовываться как в области образовательной (уроки, факультативы, беседы), так и воспитательной деятельности.

Темы раздела программы «Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди учащихся» обеспечивают интегрированную последовательную работу по привитию навыков здорового образа жизни, как на уроках так и во внеурочной деятельности.

Ребята получают знания:

-  о здоровом питании,

-сведения о необходимых питательных веществах, дефиците питательных веществ,

принципах управления весом для здоровья,

-  о правильном и неправильном употреблении диетических добавок,

-  о безопасном приготовлении, обработке и хранении еды;

-критическую оценку информации о питании, несоответствующих действительности сведений, рекламы пищевых продуктов; а также умения оценивать личные привычки в еде, ставить цели для их улучшения и достигать их.

Обучающие мероприятия программы подчеркивают привлекательные черты здорового питания, привлекать к участию всех учащихся, соответствовать развитию и быть увлекательными. Программа должна привлекать семьи в качестве партнёров в образовательном процессе их детей.

Педагогический состав должен сотрудничать с учреждениями и группами, осуществляющими обучение здоровому питанию среди населения, чтобы давать единообразные сведения ученикам и их семьям. Специалистов, приглашённых для бесед с учащимися, необходимо ориентировать на соответствующую программу школы.

В течение каждого учебного дня школьная программа питания должна обеспечивать завтрак, полдник, обед, ужин, кефир (2 полдник) для 1-9 классов в соответствии с организованной внеурочной деятельностью.

Всё оборудование и помещения по предоставлению пищи должны соответствовать действующим стандартам в отношении здоровья, безопасного приготовления еды, ее обработки и хранения; стандартам питьевой воды, санитарных условий и технике безопасности на рабочем месте. Для реализации вышеназванных задач в школе и разработана программа ««Культура здорового питания»».

 

Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья детей, повышение качества жизни, посредствам приобщения к здоровому питанию и культуре питания.

Задачи:

- Формирование здорового образа жизни.

- Развитие интереса детей к занятиям по культуре питания;

- Расширение представления детей о преимуществах здорового питания;

- Приобщение детей к русским народным традициям;

- Получение современной научно достоверной информации об основах рационального питания;

Ожидаемый результат

1. Повышение внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья и здорового образа жизни.

2. Улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение пропусков занятий, повышение качества их знаний.

3. Через активное участие в жизни школы самоутверждение ребенка как личности, повышение его социального статуса.

Основные принципы программы

- Приоритет здоровья над другими ценностями.

- Здоровье – главная жизненная ценность. Забота о здоровье необходима и здоровому, и больному человеку.

- Принцип здорового образа жизни, соблюдение санитарно-гигиенического режима.

- Принцип природосообразности, учет и использование физиологических возможностей организма ребенка в соответствии с возрастным развитием.

- Принцип саморегуляции: «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные» (Н. Амосов).

 

Сроки реализации Программы: 2021-2025 год

 


3. Перечень и описание программных мероприятий (виды мероприятий) по совершенствованию организации питания.

 

Выполнение поставленных в рамках Программы задач предусматривает проведение комплекса программных мероприятий.

 

В систему программных мероприятий входят следующие направления:

 

3.1 Обеспечение качественного школьного питания:

выполнение требований к школьному рациону: он должен состоять из завтрака, полдника, обеда, ужина, кефира учащихся воспитанников 1-9 классов. В рацион школьного питания должны входить только продукты с высокой пищевой и биологической ценностью, он должен быть дифференцирован по своей энергетической ценности и содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов солей и микроэлементов в зависимости от возраста;

-     восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в школьном питании учащихся за счет корректировки рецептуры и технологии приготовления пищи, обеспечение всех учащихся сбалансированным горячим питанием по рационам, обогащенным витаминами и другими микроэлементами.

 

 

3.2 Формирование культуры школьного питания:

-    систематизация работы по просвещению школьников по вопросам здорового образа жизни, культуры питания и ответственности за свое здоровье;

-    обобщение и распространение опыта организации качественного и сбалансированного питания.


3        План мероприятий программы.

 

Основные мероприятия

Сроки

Исполнители

Выкладывание памяток о правильном питании в группах классов и воспитательских группах.

 

В течение учебного года

Классные руководители,

воспитатели

-   «Режим дня и его значение»;

 

Сентябрь

Классные руководители,

воспитатели

«Культура приѐма пищи и правильное питание»;

 

Октябрь

Классные руководители,

воспитатели

«Острые кишечные заболевания и их профилактика»

Ноябрь

Классные руководители, медик,

воспитатели

«Полезные и вредные продукты»

Декабрь

Классные руководители, воспитатели

Внеклассное мероприятие «Витаминная  радуга» начальное звено и классы «Особый ребёнок»

Декабрь

Кл.руководители

Почему нужно  чистить зубы  и  мыть руки?

Январь

Учителя СБО, Классные руководители,

воспитатели

Анкетирование учащихся:

«Школьное питание: качество и разнообразие обедов; за что скажем поварам спасибо?»

Февраль

Зам. директора по УР и ВР,

 Классные руководители, воспитатели

Праздник « Масленица» Фотоконкурс «Блины дома»

 

Март

Учителя СБО, Классные руководители,

воспитатели

Конкурс газет среди учащихся 1 9-х классов «Я здоровье сберегу сам себе я помогу»

Апрель

Заместитель

директора по ВР и УР,

Классные руководители, воспитатели

Проведение родительских собраний по темам:

-           совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни дома. Питание учащихся.

-    профилактика желудочно-кишечных заболеваний, инфекционных, простудных заболеваний;

итоги медицинских осмотров учащихся.

Май

Заместитель

директора по ВР и УР,

Классные руководители, воспитатели, медик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По окончании обучения по программе проводится викторина обучающихся воспитанников для оценки эффективности реализации программы.

Содержание программы позволяет осуществить связь с другими предметами, изучаемыми в школе: русским языком, математикой, окружающим миром, биологией,  чтением, ИЗО, технологией, СБО, ХБТ.

Всё это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя применять в новых условиях знания, умения, навыки, приобретённые на других уроках. Интерес к проблеме правильного питания, отношение к ней в значительной степени обуславливается психологическим климатом семьи. Работа с родителями начинается с установления контакта с семьёй, выработки согласованных действий и единых требований.

Учитывая тот факт, что учащиеся воспитанники всю неделю (некоторые всю четверть) находятся в школе интернате то  и питание в школе должно составлять 100% ежедневного рациона учащихся воспитанников, качество и эффективность школьного питания становятся важными факторами сохранения интеллектуального капитала и здоровья подрастающего поколения.

Таким образом, такое содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволяет подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание. Проведённые беседы, занятия, конкурсы, праздники для детей, встречи с родителями, помогут в интересной и увлекательной форме окунуться к истории, сути и актуальности вопроса о правильном питании.

Помимо организации правильного питания учащихся воспитанников одной из основных составляющих программы по совершенствованию питания является формирование культуры здорового питания детей и подростков и проведение информационно – просветительской работы с родителями по проблеме формирования потребности в здоровом питании.

Рациональное здоровое питание учащихся воспитанников в организованных коллективах является необходимым условием обеспечения их здоровьем. Нарушение питания в школьном возрасте служит одной из важных причин возникновения алиментарно-зависимых заболеваний, распространенность которых значительно увеличилась за последние годы.

 

 

 

Литература

Дополнительная литература для учителя

1.Безруких М.М, Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании (методическое пособие для учителя).- М.: ОЛМАМедиаГрупп, 2011.

2.Безруких М.М, Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья (методическое пособие для учителя).- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011.

3. Безруких М.М, Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания (методическое пособие для учителя). - М.: ОЛМАМедиаГрупп, 20111.

4. Ипатова Л.Г., Кочеткова А.А., Нечаев А.П., Тутельян В.А., Жировые продукты для здорового питания. Современный взгляд. - М.:ДеЛи принт, 2009. – 396 с.

5. Конышев В.А. «Ты то, что ты ешь: азбука питания» - М.: Эксмо, 2011. – 384с.

6. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08. г. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. – М., 2008.

7. Нечаев А.П., Кочеткова А.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.: Колос, 2001. – 256 с.

8. Поздняковский В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов: учебник / 4 изд., испр. И доп. – Новосибирск Сиб.унив.изд-во, 2005. – 522 с.

9. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.2408-10 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Дополнения и изменения № 22 к СанПиН 2.3.2.1078-01.

10. Спиричев В.Б. «Что могут и чего не могут витамины» - М.: «Миклош», 2003. – 300с.

Интернет-ресурсы и других электронные информационные источники

www.monpit.ru

www.orgpit.ri

Список дополнительной литературы по теме:

   1. Аветисян Л.Р. Авагян К.К., Мкртчан С.Г. Хачикян С.Г. влияние фактического питания на состояние здоровья молодежи //Вопросы медицины:теория и практика://Матер. Межд. заочн. научн.практ. конф.-Новосибирск: СибАК.- 2012.-С. 111-116.
    2. Бойко О.Н. Актуальные вопросы организации питания и формирования установок на здоровый образ жизни: Метод.реком. / Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров. – г. Петропавловск-Камчатский. – 2015. – 67 с.
    3. Галстян А. Г. Роль наследственности и среды в формировании здоровья человека // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №. 4. – С. 232-232.
    4. Закревский В. В., Копчак Д. В. Нарушения пищевого поведения как фактор риска развития заболеваний «Цивилизации» // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2013.- № 8 (1). – С.378-380.
    5. Зуев Е. Т. Функциональные напитки: их меню в концепции здорового питания // Пищевая промышленность. - 2004.- №7. – С.90-95.
    6. Зулькарнаев Т.Р., Мурысева Е.Н., Тюрина О.В., Зулькарнаева А.Т. Здоровое питание: новые подходы к нормированию физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации /Медицинский вестник Башкортостана.- 2011.- Т. 5.- С.150-154.
    7. Исаев В.А. Незаменимые факторы питания и их физиологическая роль. М. ЗАО МИР и СОГЛАСИЕ. 2008. – 257с.
    8. Исаев В.А. Физиологические аспекты здорового образа жизни. М. ЗАО МИР и СОГЛАСИЕ. 2013. – 156с.
    9. Лисицын Ю. П., Журавлева Т. В., Хмель А. А. Из истории изучения влияния образа жизни на здоровье // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. - № 2. – С. 39-42.
    10. Некрасова Т. А. Социально-психологические факторы отношения человека к своему здоровью // Сервис +. - 2010. - №1. – С.84-88.
    11. МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации». Методические рекомендации: -М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. – 36 с.
    12. Погожева А.В., Батурин А.К. Правильное питание - фундамент здоровья и долголетия // Пищевая промышленность. - 2017. - №10. – С. 58-61.
    13. Позняковский В.М. Эволюция питания и формирование нутриома современного человека // Индустрия питания (Food industry). - 2017.- №3 (4). – С.5-12.
    14. Тармаева И.Ю., Ефимова Н.В., Баглушкина С.Ю. Гигиеническая оценка питания и риск заболеваемости, связанный с его нарушением // Гигиена и санитария. - 2016. - № 95 (9). – С. 868-872.


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРИНЯТО: На заседании педагогического совета

ПРИНЯТО: На заседании педагогического совета

Минобрнауки России утверждены и поэтапно вводятся федеральные государственные образовательные стандарты (далее –

Минобрнауки России утверждены и поэтапно вводятся федеральные государственные образовательные стандарты (далее –

СОДЕРЖАНИЕ 1 Пояснительная записка

СОДЕРЖАНИЕ 1 Пояснительная записка

Пояснительная записка Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового…

Пояснительная записка Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового…

Обоснование необходимости реализации

Обоснование необходимости реализации

Программа затрагивает всех участников образовательного процесса (воспитанников, учащихся с 1-9 классы, родителей, педагогов) и будет реализовываться как в области образовательной (уроки, факультативы, беседы), так и…

Программа затрагивает всех участников образовательного процесса (воспитанников, учащихся с 1-9 классы, родителей, педагогов) и будет реализовываться как в области образовательной (уроки, факультативы, беседы), так и…

Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья детей, повышение качества жизни, посредствам приобщения к здоровому питанию и культуре питания

Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья детей, повышение качества жизни, посредствам приобщения к здоровому питанию и культуре питания

Перечень и описание программных мероприятий (виды мероприятий) по совершенствованию организации питания

Перечень и описание программных мероприятий (виды мероприятий) по совершенствованию организации питания

План мероприятий программы

План мероприятий программы

Проведение родительских собраний по темам: - совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни дома

Проведение родительских собраний по темам: - совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни дома

Заключение По окончании обучения по программе проводится викторина обучающихся воспитанников для оценки эффективности реализации программы

Заключение По окончании обучения по программе проводится викторина обучающихся воспитанников для оценки эффективности реализации программы

Литература Дополнительная литература для учителя 1

Литература Дополнительная литература для учителя 1

Список дополнительной литературы по теме: 1

Список дополнительной литературы по теме: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.07.2022