ПРИНЯТО: На заседании педагогического совета МБОУ СКОШИ ЧГО 31.05.2021г. (протокол № 9)
|
УТВЕРЖДЕНО: Приказом № 192 от 10.06.2021г. Директор МБОУ СКОШИ ЧГО ______________ А. С. Лундина ______
|
Программа
«Культура здорового питания»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Чайковского городского округа»
Программу составила:
Фоминых О.В.
2021 г.
Минобрнауки России утверждены и поэтапно вводятся федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. №
413).
Программа по формированию культуры здорового питания обучающихся воспитанников (далее - Программа) может быть использована при разработке следующих основных программ, предусмотренных ФГОС:
программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для обучающихся уровня начального общего образования;
программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
программы воспитания и социализации обучающихся на уровне среднего общего образования, которая должна содержать описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В программе по формированию культуры здорового питания обучающихся отражены теоретические и практические основы современных представлений о культуре здорового питания с учетом взаимосвязи между характером питания, технологией производства пищевых продуктов и здоровьем человека. Программа направлена на формирование содержания образования для обучающихся общеобразовательных организаций.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Пояснительная записка..................................................................... ………...4
3.1 Обеспечение качественного школьного питания……………………………....8
Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС).
Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребёнка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.
Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления:
· рациональная организация питания в образовательном учреждении;
· включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания;
· просветительская работа с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений.
Только сочетание всех направлений работы поможет создать в школе и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.
Программа «Правильное питание здорового поколения» разработана в соответствии со следующими документами: Конституцией РФ; Конвенцией ООН о правах ребенка; Законом РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”; Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации”; Законом РФ “Об образовании”; Основами законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан и другими актами.
Программа «Правильное питание здорового поколения» представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области сохранения физического здоровья обучающихся воспитанников.
Положив в основу своей деятельности фразу «Компетентный учитель – здоровый ученик», мы можем использовать разнообразные приемы здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них устойчивой мотивации к здоровому и безопасному образу жизни, учет возрастных особенностей обучающихся; учет возрастных особенностей обучающихся;
Программа призвана реализовать основные положения Декларации прав ребенка. Программа подтверждает особый статус детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных и других отличий. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов образования и здравоохранения и служит основой сотрудничества и консолидации общественности школы и родителей.
Для реализации программы требуется объединение усилий социальных институтов: семья, школа, учреждения здравоохранения, консультативно-профилактические центры Формирование и сбережение здоровья – социальная потребность сохранения здоровья и здорового образа жизни человека сегодня одно из стратегических направлений деятельности. Для его реализации требуется взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в выборе путей, способов, средств индивидуальной и творческой деятельности. Необходимо создать условия для осуществления этой деятельности, поиска стимулов для утверждения здорового питания, расширения круга лиц, организаций, различных социальных структур, вовлеченных в позитивный процесс созидания здоровья, развития личности и повышения эффективности образования, воспитания личности, обладающей твердыми установками на создание и сохранение здоровья, формирования и соблюдения принципов здорового образа жизни.
Ответственное отношение к здоровому питанию – это достаточно сильное психическое «новообразование», которое включает:
· отношение всех участников образования к здоровому питанию как ценности; формирование представлений о себе как о здоровом человеке;
· способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причем энергия опасения должна преобразоваться в энергию действия;
· конкретные привычки здорового питания;
· установка образовательного процесса на здоровое питание осуществляется через деятельность всех участников образовательного процесса.
Программа затрагивает всех участников образовательного процесса (воспитанников, учащихся с 1-9 классы, родителей, педагогов) и будет реализовываться как в области образовательной (уроки, факультативы, беседы), так и воспитательной деятельности.
Темы раздела программы «Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди учащихся» обеспечивают интегрированную последовательную работу по привитию навыков здорового образа жизни, как на уроках так и во внеурочной деятельности.
Ребята получают знания:
- о здоровом питании,
-сведения о необходимых питательных веществах, дефиците питательных веществ,
-о принципах управления весом для здоровья,
- о правильном и неправильном употреблении диетических добавок,
- о безопасном приготовлении, обработке и хранении еды;
-критическую оценку информации о питании, несоответствующих действительности сведений, рекламы пищевых продуктов; а также умения оценивать личные привычки в еде, ставить цели для их улучшения и достигать их.
Обучающие мероприятия программы подчеркивают привлекательные черты здорового питания, привлекать к участию всех учащихся, соответствовать развитию и быть увлекательными. Программа должна привлекать семьи в качестве партнёров в образовательном процессе их детей.
Педагогический состав должен сотрудничать с учреждениями и группами, осуществляющими обучение здоровому питанию среди населения, чтобы давать единообразные сведения ученикам и их семьям. Специалистов, приглашённых для бесед с учащимися, необходимо ориентировать на соответствующую программу школы.
В течение каждого учебного дня школьная программа питания должна обеспечивать завтрак, полдник, обед, ужин, кефир (2 полдник) для 1-9 классов в соответствии с организованной внеурочной деятельностью.
Всё оборудование и помещения по предоставлению пищи должны соответствовать действующим стандартам в отношении здоровья, безопасного приготовления еды, ее обработки и хранения; стандартам питьевой воды, санитарных условий и технике безопасности на рабочем месте. Для реализации вышеназванных задач в школе и разработана программа ««Культура здорового питания»».
Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья детей, повышение качества жизни, посредствам приобщения к здоровому питанию и культуре питания.
Задачи:
- Формирование здорового образа жизни.
- Развитие интереса детей к занятиям по культуре питания;
- Расширение представления детей о преимуществах здорового питания;
- Приобщение детей к русским народным традициям;
- Получение современной научно достоверной информации об основах рационального питания;
Ожидаемый результат
1. Повышение внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья и здорового образа жизни.
2. Улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение пропусков занятий, повышение качества их знаний.
3. Через активное участие в жизни школы самоутверждение ребенка как личности, повышение его социального статуса.
Основные принципы программы
- Приоритет здоровья над другими ценностями.
- Здоровье – главная жизненная ценность. Забота о здоровье необходима и здоровому, и больному человеку.
- Принцип здорового образа жизни, соблюдение санитарно-гигиенического режима.
- Принцип природосообразности, учет и использование физиологических возможностей организма ребенка в соответствии с возрастным развитием.
- Принцип саморегуляции: «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные» (Н. Амосов).
Сроки реализации Программы: 2021-2025 год
Выполнение поставленных в рамках Программы задач предусматривает проведение комплекса программных мероприятий.
В систему программных мероприятий входят следующие направления:
3.1 Обеспечение качественного школьного питания:
выполнение требований к школьному рациону: он должен состоять из завтрака, полдника, обеда, ужина, кефира учащихся воспитанников 1-9 классов. В рацион школьного питания должны входить только продукты с высокой пищевой и биологической ценностью, он должен быть дифференцирован по своей энергетической ценности и содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов солей и микроэлементов в зависимости от возраста;
- восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в школьном питании учащихся за счет корректировки рецептуры и технологии приготовления пищи, обеспечение всех учащихся сбалансированным горячим питанием по рационам, обогащенным витаминами и другими микроэлементами.
3.2 Формирование культуры школьного питания:
- систематизация работы по просвещению школьников по вопросам здорового образа жизни, культуры питания и ответственности за свое здоровье;
- обобщение и распространение опыта организации качественного и сбалансированного питания.
Основные мероприятия |
Сроки |
Исполнители |
Выкладывание памяток о правильном питании в группах классов и воспитательских группах.
|
В течение учебного года |
Классные руководители, воспитатели |
- «Режим дня и его значение»;
|
Сентябрь |
Классные руководители, воспитатели |
«Культура приѐма пищи и правильное питание»;
|
Октябрь |
Классные руководители, воспитатели |
«Острые кишечные заболевания и их профилактика» |
Ноябрь |
Классные руководители, медик, воспитатели |
«Полезные и вредные продукты» |
Декабрь |
Классные руководители, воспитатели |
Внеклассное мероприятие «Витаминная радуга» начальное звено и классы «Особый ребёнок» |
Декабрь |
Кл.руководители |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? |
Январь |
Учителя СБО, Классные руководители, воспитатели |
Анкетирование учащихся: «Школьное питание: качество и разнообразие обедов; за что скажем поварам спасибо?» |
Февраль |
Зам. директора по УР и ВР, Классные руководители, воспитатели |
Праздник « Масленица» Фотоконкурс «Блины дома»
|
Март |
Учителя СБО, Классные руководители, воспитатели |
Конкурс газет среди учащихся 1 – 9-х классов «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» |
Апрель |
Заместитель директора по ВР и УР, Классные руководители, воспитатели |
Проведение родительских собраний по темам: - совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни дома. Питание учащихся. - профилактика желудочно-кишечных заболеваний, инфекционных, простудных заболеваний; итоги медицинских осмотров учащихся. |
Май |
Заместитель директора по ВР и УР, Классные руководители, воспитатели, медик |
Заключение
По окончании обучения по программе проводится викторина обучающихся воспитанников для оценки эффективности реализации программы.
Содержание программы позволяет осуществить связь с другими предметами, изучаемыми в школе: русским языком, математикой, окружающим миром, биологией, чтением, ИЗО, технологией, СБО, ХБТ.
Всё это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя применять в новых условиях знания, умения, навыки, приобретённые на других уроках. Интерес к проблеме правильного питания, отношение к ней в значительной степени обуславливается психологическим климатом семьи. Работа с родителями начинается с установления контакта с семьёй, выработки согласованных действий и единых требований.
Учитывая тот факт, что учащиеся воспитанники всю неделю (некоторые всю четверть) находятся в школе интернате то и питание в школе должно составлять 100% ежедневного рациона учащихся воспитанников, качество и эффективность школьного питания становятся важными факторами сохранения интеллектуального капитала и здоровья подрастающего поколения.
Таким образом, такое содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволяет подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание. Проведённые беседы, занятия, конкурсы, праздники для детей, встречи с родителями, помогут в интересной и увлекательной форме окунуться к истории, сути и актуальности вопроса о правильном питании.
Помимо организации правильного питания учащихся воспитанников одной из основных составляющих программы по совершенствованию питания является формирование культуры здорового питания детей и подростков и проведение информационно – просветительской работы с родителями по проблеме формирования потребности в здоровом питании.
Рациональное здоровое питание учащихся воспитанников в организованных коллективах является необходимым условием обеспечения их здоровьем. Нарушение питания в школьном возрасте служит одной из важных причин возникновения алиментарно-зависимых заболеваний, распространенность которых значительно увеличилась за последние годы.
Литература
Дополнительная литература для учителя |
1.Безруких М.М, Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании (методическое пособие для учителя).- М.: ОЛМАМедиаГрупп, 2011. 2.Безруких М.М, Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья (методическое пособие для учителя).- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011. 3. Безруких М.М, Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания (методическое пособие для учителя). - М.: ОЛМАМедиаГрупп, 20111. 4. Ипатова Л.Г., Кочеткова А.А., Нечаев А.П., Тутельян В.А., Жировые продукты для здорового питания. Современный взгляд. - М.:ДеЛи принт, 2009. – 396 с. 5. Конышев В.А. «Ты то, что ты ешь: азбука питания» - М.: Эксмо, 2011. – 384с. 6. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08. г. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. – М., 2008. 7. Нечаев А.П., Кочеткова А.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.: Колос, 2001. – 256 с. 8. Поздняковский В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов: учебник / 4 изд., испр. И доп. – Новосибирск Сиб.унив.изд-во, 2005. – 522 с. 9. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.2408-10 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Дополнения и изменения № 22 к СанПиН 2.3.2.1078-01. 10. Спиричев В.Б. «Что могут и чего не могут витамины» - М.: «Миклош», 2003. – 300с. |
Интернет-ресурсы и других электронные информационные источники |
www.monpit.ru www.orgpit.ri |
Список дополнительной литературы по теме:
1. Аветисян Л.Р.
Авагян К.К., Мкртчан С.Г. Хачикян С.Г. влияние фактического питания на
состояние здоровья молодежи //Вопросы медицины:теория и практика://Матер. Межд.
заочн. научн.практ. конф.-Новосибирск: СибАК.- 2012.-С. 111-116.
2. Бойко О.Н. Актуальные вопросы организации питания и
формирования установок на здоровый образ жизни: Метод.реком. / Камчатский
институт повышения квалификации педагогических кадров. – г.
Петропавловск-Камчатский. – 2015. – 67 с.
3. Галстян А. Г. Роль наследственности и среды в
формировании здоровья человека // Современные проблемы науки и образования. –
2016. – №. 4. – С. 232-232.
4. Закревский В. В., Копчак Д. В. Нарушения пищевого
поведения как фактор риска развития заболеваний «Цивилизации» // Здоровье –
основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2013.- № 8 (1).
– С.378-380.
5. Зуев Е. Т. Функциональные напитки: их меню в концепции
здорового питания // Пищевая промышленность. - 2004.- №7. – С.90-95.
6. Зулькарнаев Т.Р., Мурысева Е.Н., Тюрина О.В.,
Зулькарнаева А.Т. Здоровое питание: новые подходы к нормированию
физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп
населения Российской Федерации /Медицинский вестник Башкортостана.- 2011.- Т.
5.- С.150-154.
7. Исаев В.А. Незаменимые факторы питания и их
физиологическая роль. М. ЗАО МИР и СОГЛАСИЕ. 2008. – 257с.
8. Исаев В.А. Физиологические аспекты здорового образа
жизни. М. ЗАО МИР и СОГЛАСИЕ. 2013. – 156с.
9. Лисицын Ю. П., Журавлева Т. В., Хмель А. А. Из истории
изучения влияния образа жизни на здоровье // Проблемы социальной гигиены,
здравоохранения и истории медицины. – 2014. - № 2. – С. 39-42.
10. Некрасова Т. А. Социально-психологические факторы
отношения человека к своему здоровью // Сервис +. - 2010. - №1. – С.84-88.
11. МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в
энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской
Федерации». Методические рекомендации: -М.: Федеральный центр гигиены и
эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. – 36 с.
12. Погожева А.В., Батурин А.К. Правильное питание -
фундамент здоровья и долголетия // Пищевая промышленность. - 2017. - №10. – С.
58-61.
13. Позняковский В.М. Эволюция питания и формирование
нутриома современного человека // Индустрия питания (Food industry). - 2017.-
№3 (4). – С.5-12.
14. Тармаева И.Ю., Ефимова Н.В., Баглушкина С.Ю.
Гигиеническая оценка питания и риск заболеваемости, связанный с его нарушением
// Гигиена и санитария. - 2016. - № 95 (9). – С. 868-872.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.