по курсу «Граждановедение»
для учащихся 5-8 классов
Тип программы: модифицированная
Где используется: школьный компонент
Прокушкин Анатолий Вячеславович,
учитель в/к, стаж 12 лет
«Утверждена»
на заседании НМС ШГ № 33
протокол № от «__» ______ 2013 г.
БИШКЕК 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Граждановедение» («Основы правовых знаний») вводится в качестве обязательного учебного предмета, в 5-8 классах в СШ № 33 работающей в условиях эксперимента.
Планируемое количество часов – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Введение курса «Граждановедение» («Основы правовых знаний») должно способствовать более эффективному решению задач, связанных с социальной адаптацией и правовым воспитанием школьников среднего возраста.
Курс, наряду с традиционными учебными предметами, преподаваемыми в 5-8 классах, должен способствовать становлению школьника как личности, обладающей чувством собственного достоинства, уважающей жизнь, свободу и достоинство других людей, законопослушной и ответственной.
Основой содержания курса являются правовые знания, носящие в значительной степени целенаправленно-прикладной характер.
Задачей правового образования школьников этого возраста является сообщение им знаний о предусмотренных законом правах и обязанностях несовершеннолетних, социальных нормах регулирующих жизнь в обществе, правонарушениях и ответственности за их совершение.
На материале курса приобретаются знания о личных и политических правах, об обязанностях, усваиваются различия между правами и обязанностями взрослого человека и ребенка; ученики будут иметь возможность приобрести знания о государственных и общественных организациях, которые могут и должны защищать права и свободы человека и гражданина в различных ситуациях; они также узнают, откуда можно ждать помощи и куда за ней можно обратиться в случае ущемления собственных прав и свобод.
Параллельно с правовыми знаниями формируются умения ориентироваться на правовые нормы в оценке различных фактов окружающей жизни, в выборе способа решения различных жизненных проблем и действовать в соответствии с существующими правилами и предписаниями.
Наряду с правовыми знаниями формируются умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях. В курс заложены и воспитательные задачи, а также предполагается индивидуальное обеспечение учеников практическими умениями и навыками по достижению и защите своих прав и свобод и выполнению обязанностей. Курс помимо всего прочего направлен на формирование активных граждан и будущих избирателей.
Целями курса является:
1) Познакомить учащихся с правами детей и человека;
2) Сформировать в сознании подростков понятие о соотношении прав человека и гражданина;
3) Дать понятие конституции и конституционных прав граждан;
4) Воспитывать толерантное отношение к мнению других людей, национальную и религиозную терпимость и взаимопонимание;
5) Помочь ощутить себя гражданином и полноправным членом общества.
Курс «Граждановедение» («Основы правовых знаний») основан на интерактивных методах преподавания международной программы «Street Law».
Программа данного курса нацелена на правовое воспитание подростков и имеет те же принципы и цели, что и «Street Law». Она способствует получению знаний о законе, правовой системе, фундаментальных правах и свободах человека, формируя у учащихся активную жизненную позицию.
Данный курс достаточно подробно и в доступной форме разъясняет смысл и значение положений, касающихся прав и свобод и законных интересов человека и гражданина в Кыргызской республике. Дает ответы, как в наше сложное время предостеречь подростка от конфликта с законом, помочь ему не стать правонарушителем или жертвой правонарушений.
В процессе обучения данному курсу широко используются интерактивные методики позволяющие средним школьникам в легкодоступной форме уяснить фундаментальные правовые законы.
Особенностью данного курса является сквозная подача материала по имеющимся блокам, с 5 по 8 класс, которая способствует расширению и углублению объема понятийного аппарата, навыков практической деятельности и личностного отношения к рассматриваемым явлениям.
Компоненты содержания |
Проектируемые результаты |
1.Представление о правах человека
2. Понятие “социальная норма”
3. Понятие “право”
4. Понятие “норма права”
5. Понятие “закон”
6. Понятие “Конституция”
7. Понятие “Кыргызская Республика”
8. Конституция КР.
9. Понятие “Гражданин КР”
10. Конституционные права граждан
11. Конституционные обязанности граждан
12. Понятие “правопорядок”
13. Понятие “юридическая ответственность”
14. Правила поведения в школе.
15. Правила поведения в общественных местах.
16. Главные ценности жизни.
|
Учащиеся осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу и равенство с другими людьми, честь и достоинство. Знают, что эти права защищаются мировым сообществом.
Учащиеся знают, что существуют правила поведения людей в обществе, умеют привести примеры таких правил, объяснить почему они необходимы.
Учащиеся понимают право как совокупность общеобязательных правил, установленных и охраняемых государством.
Представление учащихся о нормах права как элементах, составляющих право: знание, что в нормах права определяются конкретные права, обязанности, порядок действий, запреты и наказание за их нарушение. Могут приводить некоторые примеры норм права.
Учащиеся понимают закон как важный государственный документ, в котором содержатся нормы права. Могут привести примеры законов.
Учащиеся знают, что Конституция – самый главный закон, в котором определен порядок жизни общества, устройство государства, права и обязанности граждан.
Знание о КР как о государстве в определенных границах. Символы КР: флаг, герб, гимн.
Знание, когда принята действующая Конституция, понимание Конституции КР как основного закона, в котором определены важнейшие черты государства и общества, права и обязанности граждан КР.
Учащиеся понимают термин «гражданин КР» как свою принадлежность к кыргызстанцам, как юридически оформленную связь человека с государством, определяющую взаимные обязательства и права. Знают, что с рождения являются гражданами КР.
Учащиеся знают о конституционном принципе равноправия граждан. Знают о конституционных правах на жизнь, свободу, неприкосновенность личности и др.
Учащиеся знают об обязанностях сохранять природу и окружающую среду, охранять памятники истории и культуры, защищать Отечество. Понимают содержание этих обязанностей.
Учащиеся понимают «правопорядок» как порядок жизни общества, определенный действующим правом.
Учащиеся понимают юр. Ответственность как наказание применяемое государственными органами к гражданам за нарушение норм права. Знают об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.
Знание системы правил и требований, предъявляемых к школьнику в конкретном учебном заведении, умение их выполнять.
Знание основных правил поведения в общественных местах. Умение формулировать и объяснять эти правила.
Восприятие учащимися в качестве главных ценностей следующих: - Жизнь человека, его здоровье, свобода и достоинство; - Родные и близкие люди, их любовь и забота; - Добрые отношения с окружающими, дружба, любовь; - Красота окружающей природы; - Мир между людьми, основанный на уважении к правам человека. |
При разработке данной программы был учтен передовой опыт аналогичных программ по правовому воспитанию школьников среднего возраста стран СНГ, таких как программы по граждановедению Н.А.Элиасберг (Санкт-Петербург), Я.В.Соколова (Москва), программы по правоведению А.К. Мухтаровой (Алматы), Ташкентского центра просвещения.
Таким образом, курс «Граждановедение» («Основы правовых знаний») должен стать важным звеном в системе правового образования школьников в условиях эксперимента. Он углубляет и расширяет знания учащихся полученные в курсе «Правовая грамматика» (3-4 класс) и подготавливает ребят к восприятию более сложной правовой информации содержащейся в курсах «Мы и право» и «Человек и общество» (9 – 11 класс).
Данный курс прошел многоуровневую апробацию в 5-8 классах средней школы № 33 в качестве экспериментальной программы в рамках экспериментальной площадки «Правовое образование» в течение трех лет. Отдельные уроки данной программы были показаны на семинаре-тренинге «Обучение учителей преподаванию прав человека в школе» прошедшем по инициативе Канадского Фонда прав человека и Молодежной правозащитной группы в ноябре 2002 года на Иссык-куле в отеле «Роял бич». На региональном семинаре по Street Law проведенном USAID и Американской ассоциацией юристов ABA/ CEELI 16-18 июня 2003 г. в г. Алматы, Казахстан программа была обсуждена и одобрена ведущими специалистами-правоведами Центральной Азии работающими в области правового образования школьников – к.ю.н., профессором Мухтаровой А.К. (Казахстан), к.ю.н., доцентом Ким В.Л. (Кыргызстан).
Содержание курса «Граждановедение»
5 класс
Тема 1 «Познай себя» - 8 ч.
Здравствуй, «Граждановедение!» От чего зависят поступки человека. Человек в обществе. Гражданин. Обыватель.
Тема 2 «Права человека» - 8 ч.
Права человека и гражданина. Права ребенка. Что такое закон. Что такое обязанности. Равенство и равноправие. Дискриминация. Мораль и право.
Тема 3 «Человек в обществе» - 10 ч.
Семья. Что такое общество. Что такое нация. Нормы жизни в обществе. Достоинства и недостатки человека. Добро и зло. Честь и совесть. Жадность и зависть.
Тема 4 «Человек в государстве» - 8 ч.
Что такое власть. Что такое государство. Диктатура и демократия. Правонарушения. Вредные привычки.
ИТОГО: 34 часа
6 класс
Тема 1 «Социальные нормы» - 8 ч.
Ваши главные ценности: жизнь, здоровье, свобода. Социальные нормы общества. Правила этикета. Понятие права. Правомерное поведение. Нормы морали.
Тема 2 «Закон в нашей жизни» - 8 ч.
Закон в нашей жизни. Конституция – основной закон государства. Устав школы – закон для каждого ученика. Конституция школы. Обязанности граждан. Права и обязанности учителей и учащихся. Равенство всех перед законом.
Тема 3 «Гражданин и демократия» - 6 ч.
Гражданин КР. Собственность. Виды собственности. Договор. Демократия. Выборы. Конфликт и способы его решения. Компромисс. Толерантность. Сотрудничество.
Тема 4 «Ответственность» - 4 ч.
Несовершеннолетний. Виды правонарушений. Юридическая ответственность.
Тема 5 «Права человека» - 8 ч.
Что такое права человека. Личные права. Политические права. Экономические права. Социальные права. Культурные права.
ИТОГО: 34 часа
7 класс
Тема 1 «Преступление и наказание» - 8 ч.
Сколько стоит спокойная жизнь? Правонарушение и преступление.
Что такое вина. Что такое ответственность. Взыскания и наказания.
Тема 2 «Причины правонарушений» - 5 ч.
Что изучает наука криминология. Аморализм. Бездуховность. Безнаказанность.
Практикум «Причины правонарушений»
Тема 3 «Виды преступлений» - 12 ч.
Корыстные преступления. Вымогательство. Некорыстные преступления. Преступления против чести и достоинства. Моя неприкосновенность. Жизнь и здоровье под защитой УК. Практикум «Преступления против личности и собственности». Как попадают в преступную группу. Ответственность за совершение групповых преступлений.
Тема 4 «Охрана правопорядка» - 4 ч.
Что такое правопорядок. Милиция. Судебное разбирательство.
Тема 5 «Коррупция» - 7 ч.
Понятие коррупции. И такое случается в школе. Моя милиция меня бережет. Что посеешь, то и пожнешь. Стоп, коррупция!
ИТОГО: 34 часа
8 класс
Тема 1 «Права человека и гражданина» - 8 ч.
Всеобщая Декларация прав человека. Классификация прав человека.
Конвенция о правах ребенка. Право на гражданство. Право на гражданство КР.
Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Равенство мужчин и женщин.
Тема 2 «Личные права и свободы» - 9 ч.
Право на жизнь. Равенство всех перед законом. Право на сохранение индивидуальности. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Права ребенка в неполной семье. Опека и попечительство. Право на свободу. Право на личную жизнь.
Тема 1 «Социально-экономические права» - 9 ч.
Право на охрану здоровья. Право на образование. Право на жилище. Право на труд. Право на отдых. Право на частную собственность. Права потребителя. Право на содержание домашних животных.
Тема 1 «Политические права и свободы» - 7 ч.
Право на выборы. Свобода вероисповедания. Свобода слова. Право на информацию. Право на свободу собраний. Право на необходимую оборону.
Защита прав детей.
ИТОГО: 34 часа
Тематическое планирование курса «Граждановедение»
5 класс
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
1. |
Здравствуй, «Граждановедение!» (урок-знакомство) |
Что изучают в курсе граждановедение. |
2. |
От чего зависят поступки человека |
Как жизненные обстоятельства влияют на судьбу человека |
3. |
Человек в обществе |
Общество. Нормы жизни в обществе. |
4. |
Гражданин |
Значение понятия «гражданин». Отличие гражданских поступков от обыденных. |
5. |
Обыватель |
Обыватель. Сопоставление мотивов обывательских поступков с гражданскими. |
6. |
Гражданин и обыватель (обобщающий урок) |
Обобщить представления уч-ся о гражданственности и об обывательском поведении. |
7. |
Права человека и гражданина |
Сформировать начальное представление о ПЧ как главной общечеловеческой ценности. |
8. |
Контрольный урок |
Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного. |
9. |
Права ребенка |
КПР и ее содержание |
10. |
Что такое закон |
Закон. Конституция. |
11. |
Что такое обязанности |
Обязанности учащихся. |
12. |
Равенство и равноправие |
Отличие значений равенство и равноправие |
13. |
Дискриминация |
Виды ущемления прав человека по различным признакам. |
14. |
Мораль и право |
Специфика правовых и моральных норм. |
15. |
Повторительно-обобщающий урок |
|
16. |
Контрольный урок
|
Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного. |
17. |
Семья |
Семья. Права ребенка в семье. |
18. |
Что такое общество |
Понятие «общество». Взаимосвязь человека и общества |
19. |
Что такое нация |
Понятие «нация». Равенство всех наций и народов. |
20. |
Нормы жизни в обществе |
Нормы морали и права как регуляторы поведения в обществе. |
21. |
Достоинства и недостатки человека |
Уникальность личности человека. Многообразие человеческого поведения. |
22. |
Добро и зло |
Влияние на человека данных качеств. |
23. |
Честь и совесть |
Влияние на человека данных качеств. |
24. |
Жадность и зависть |
Влияние на человека данных качеств. |
25. |
Повторительно-обобщающий урок |
|
26. |
Контрольный урок |
Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного. |
27. |
Что такое власть |
Власть и ее назначение. Гос. власть |
28. |
Что такое государство |
Развить представления уч-ся о гос-ве как организации осуществляющей власть |
29. |
Диктатура и демократия |
Представления о типах и признаках гос. власти. |
30. |
Правонарушения |
Виды правонарушений и ответственность за нарушения норм права. |
31. |
Вредные привычки |
Алкоголизм, курение, наркомания и их последствия. |
32. |
Повторительно-обобщающий урок |
|
33. |
Контрольный урок.
|
Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного. |
34. |
Итоговое повторение. |
|
ИТОГО: 34 часа
6 класс
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
1. |
Ваши главные ценности: жизнь, здоровье, свобода |
Право человека на жизнь и защиту здоровья. Право человека на свободу и личную неприкосновенность. |
2. |
Социальные нормы общества |
Социальные нормы общества. Нормы морали, религии, обычае и права. |
3. |
Правила этикета |
Правила этикета в транспорте, при посещении зрелищных мероприятий. |
4. |
Понятие права |
Понятие права. |
5. |
Правомерное поведение |
Правомерное поведение. Типы правомерного поведения. |
6. |
Закон в нашей жизни. |
Понятие закона. Роль законов в жизни людей. |
7. |
Конституция – основной закон государства. |
Понятие и содержание конституции КР. |
8. |
Контрольный урок |
Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного. |
9. |
Устав школы – закон для каждого ученика |
Права и обязанности учащихся в Уставе СШ. |
10. |
Конституция школы |
Организация школьной жизни. Школьное самоуправление. |
11. |
Обязанности граждан. |
Конституционные обязанности граждан. |
12. |
Права и обязанности учителей и учащихся |
Права и обязанности учащихся и учителей в Законе «Об образовании» |
13. |
Равенство всех перед законом. |
Конституционный принцип равенства всех перед законом. |
14. |
Нормы морали. |
Нормы морали и их соотношение с правом. |
15. |
Гражданин КР. |
Право на гражданство. Приобретение гражданства в КР. |
16. |
Контрольный урок |
Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного. |
17. |
Собственность. Виды собственности. |
Понятие собственность. Элементы права собственности. Государственная и частная собственность. |
18. |
Договор. |
Понятие договора. Когда в жизни нам приходится заключать договоры. |
19. |
Демократия. |
Что такое демократия. В чем плюсы жизни в демократическом обществе и государстве. |
20. |
Выборы. |
Выборы один из элементов демократии. Виды избирательных систем. |
21. |
Конфликт и способы его решения. |
Конфликты. Посредничество при решении конфликтов. |
22. |
Компромисс. Толерантность. Сотрудничество. |
Понятие толерантности. Что значит «идти на компромисс». |
23. |
Несовершеннолетний. |
Особенности правового положения несовершеннолетних. |
24. |
Виды правонарушений |
Гражданские, административные и дисциплинарные проступки. Уголовные преступления. |
25. |
Юридическая ответственность |
Понятие и виды юр. ответственности. |
26. |
Контрольный урок |
Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного. |
27. |
Что такое права человека. |
Права человека. Виды и группы прав человека. |
28. |
Личные права. |
Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. |
29. |
Политические права. |
Право избирать и быть избранным. Право на свободу собраний, митингов, объединений. |
30. |
Экономические права. |
Право на собственность и предпринимательство. Право на труд. |
31. |
Социальные права. |
Право на образование, здравоохранение, отдых, соц. обеспечение. |
32. |
Культурные права. |
Право на доступ к культурной деятельности. |
33. |
Контрольный урок. |
Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного. |
34. |
Итоговое повторение. |
|
ИТОГО: 34 часа
7 класс
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
1. |
Сколько стоит спокойная жизнь? |
Какой ущерб людям и обществу приносят правонарушения. Как государство борется с правонарушениями. |
2. |
Правонарушение и преступление.
|
Правонарушения и их виды. Мораль и право. Преступление. Состав преступления. Отличие преступления от правонарушения. |
3. |
Что такое вина.
|
Вина. Формы вины. Когда ты чувствуешь себя виноватым. Умышленное и неосторожное правонарушение. |
4. |
Что такое ответственность. |
Понятие ответственности. Юридическая ответственность за правонарушения. |
5. |
Взыскания и наказания. |
Взыскания. Что такое наказание. В чем цель наказания. |
6. |
Взыскания и наказания. |
Взыскания. Что такое наказание. В чем цель наказания. |
7. |
Практикум «Правонарушения и наказания» |
Особенности юридической ответственности несовершеннолетних. |
8. |
Контрольный урок |
Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного. |
9. |
Что изучает наука криминология |
Что изучает наука криминология. Почему люди совершают правонарушения. |
10. |
Аморализм. |
Связь между совершением аморальных поступков и преступлениями. |
11. |
Бездуховность |
Бездуховность как одна из причин преступности. Признаки |
12. |
Безнаказанность |
Влияние безнаказанности на совершение правонарушений. |
13. |
Практикум «Причины правонарушений» |
Развить умения уч-ся применять теоретические знания к анализу правовых фактов. |
14. |
Корыстные преступления.
|
Преступления против собственности. Корыстные преступления: кража, разбой, грабеж, мошенничество. |
15. |
Вымогательство. |
Рэкет. Вымогательство. |
16. |
Контрольный урок |
Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного. |
17. |
Некорыстные преступления.
|
Некорыстные преступления против собственности: порча имущества и др. |
18. |
Преступления против чести и достоинства. |
Честь и достоинство человека, как их защищает закон. |
19. |
Моя неприкосновенность. |
Преступления против половой неприкосновенности. |
20. |
Жизнь и здоровье под защитой УК |
Преступления против жизни и здоровья. |
21. |
Практикум «Преступления против личности и собственности» |
Развить умения уч-ся применять теоретические знания к анализу правовых фактов. |
22. |
Как попадают в преступную группу |
Опасность совершения групповых правонарушений. |
23. |
Ответственность за совершение групповых преступлений. |
Как закон наказывает группы преступников. |
24. |
Что такое правопорядок.
|
Понятие правопорядка. Органы поддерживающие правопорядок. |
25. |
Милиция.
|
Милиция и ее виды. Как милиция охраняет правопорядок. |
26. |
Контрольный урок. |
Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного. |
27. |
Судебное разбирательство. |
Суд и судебное разбирательство. |
28. |
Понятие коррупции |
Понятие должностных преступлений. Коррупция. Взятка. |
29. |
И такое случается в школе |
Коррупция в образовательных учреждениях. |
30. |
Моя милиция меня бережет |
Причины коррупции в органах ВД. |
31. |
Что посеешь, то и пожнешь. |
Причины существования коррупции. |
32. |
Стоп, коррупция! |
Способы борьбы с коррупцией. |
33. |
Контрольный урок
|
Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного. |
34. |
Итоговый урок. |
|
Итого: 34 часа
8 класс
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
1. |
Всеобщая Декларация прав человека. |
Международные документы о правах человека. ВДЧП. |
2. |
Классификация прав человека. |
Группы прав человека. |
3. |
Конвенция о правах ребенка.
|
Права ребенка. Идея прав человека. Принципы конвенции о правах человека |
4. |
Право на гражданство. |
Понятие и способы обретения гражданства. |
5. |
Право на гражданство КР. |
Право на гражданство КР. |
6. |
Право на жизнь. |
Право на жизнь и проблемы смертной казни. |
7. |
Равенство всех перед законом. |
Принцип равенства всех перед законом. |
8. |
Контрольный урок
|
Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного. |
9. |
Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
|
Понятие и составные части правосубъектности (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность). |
10. |
Равенство мужчин и женщин. |
Проблемы гендерного равенства. |
11. |
Право на сохранение индивидуальности. |
Как сохранить свое «Я» и что об этом говорит закон. |
12. |
Право ребенка жить и воспитываться в семье. |
Права и обязанности ребенка в семье. |
13. |
Права ребенка в неполной семье. |
Проблемы неполных семей. |
14. |
Опека и попечительство. |
Забота о детях оставшихся без попечения родителей. |
15. |
Право на охрану здоровья. |
Как государство заботится о здоровье своих граждан. |
16. |
Контрольный урок. |
Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного. |
17. |
Право на свободу.
|
Свобода основная ценность человека. |
18. |
Право на личную жизнь.
|
Защита тайны личной жизни. Право на тайну корреспонденции, телефонных переговоров семейную тайну. |
19. |
Право на образование. |
Право граждан КР на образование. |
20. |
Право на жилище. |
Право человека на достойное жилище. |
21. |
Право на труд. |
Право на труд. |
22. |
Право на отдых. |
Право на отдых. |
23. |
Право на частную собственность. |
Собственность. Защита государством права на собственность. |
24. |
Права потребителя. |
Права потребителя Защита прав потребителя |
25. |
Право на содержание домашних животных. |
Нормативные основы содержания домашних животных в городе. |
26. |
Контрольный урок
|
Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного. |
27. |
Право на выборы. |
Зачем нужно ходить на выборы. |
28. |
Свобода вероисповедания. |
Религии. Свобода религии. |
29. |
Свобода слова. |
Свобода слова и печати |
30. |
Право на информацию. |
Свобода получения и распространения информации. |
31. |
Право на свободу собраний. |
Право на митинги, собрания и забастовки. |
32. |
Право на необходимую оборону. |
Понятие самообороны. Право на самооборону. |
33. |
Защита прав детей. |
Способы защиты прав детей. |
34. |
Контрольный урок
|
Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного. |
ИТОГО: 34 часа
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА:
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1) Методический альманах. Вып.5 М.,1997
2) Методические рекомендации к курсу «Социальная практика» для 5-8 классов. С-Пб.,1996
3) Прутченков А.С. Игротека. М.,1996
4) Преподавание прав человека. Практическая деятельность в начальной и средней школе. Н-Й., 1989
5) В помощь преподавателю курса «Социальная практика» 5-8(9) классы. С-Пб.,1997
6) Права ребенка. Методическое пособие по преподаванию в 5-6 классах. Б.,1999
7) Методическое пособие по преподаванию прав ребенка в младших классах. Б.,2000
8) Программа курса «Социальная практика» для 5-7(8) классов. С-Пб.,1996
9) Прутченков А.С. Необычный задачник для обычного гражданина. М.,1996
10) Шаг за шагом. Б.,1996
11) Минина С.П. Правоведение. Закон и несовершеннолетние граждане России. С-Пб.,1996
12) Прутченков А.С. Новая цивилизация. М., 1996
13) Мозаика права. Учебное пособие для учителей. А., 2001
14) Права человека для всех. Пособие для учителя. А.,2003
15) А.Б. Драхлер Рабочая тетрадь к учебнику Я.В. Соколова «Граждановедение 8 кл.» М. 2005
16) А.Б. Драхлер Рабочая тетрадь к учебнику Я.В. Соколова «Граждановедение 7 кл.» М. 2005
17) А.Б. Драхлер Рабочая тетрадь к учебнику Я.В. Соколова «Граждановедение 6 кл.» М. 2005
18) А.Б. Драхлер Рабочая тетрадь к учебнику Я.В. Соколова «Граждановедение 5 кл.» М. 2005
ДЛЯ УЧЕНИКОВ:
1) Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. Человек в обществе. (Азбука социальной психологии). М., 1997
2) Никитин А.Ф., Соколов Я.В., Корольков Е.С. Граждановедение. Учебник Ч.1-3 М.,1991
3) Соколов Я.В. Граждановедение. Учебники для 5,6,7,8,9 классов. М.,1997
4) Шабельник Е., Каширцева Е. Права на всякий случай. М.,1995
5) Антонов В. Изучаем права человека. Рабочая тетрадь. М.,1996
6) Конвенция о правах ребенка в рисунках. Б.,2000
7) Конституция КР. Б., 2003
8) Мозаика права. Учебное пособие для учащихся 5-х классов. А., 2001
9) Права человека для всех. Пособие для учащихся 7-х классов. А.,2003
10)Путешествие в мир конституции. Учебник для учеников 5-7 классов. Т.,2001.
11) Честное новое поколение. 6-7 кл. Пособие для учителя Ош: 2006
12) Права человека в свободной стране. Учебное пособие по правоведению для 8-9 кл. С-Пб: 1996
13) М.А. Шкробова Метод. пособие к учебнику Я.В. Соколова «Граждановедение 8 кл.» М. 2003
14) М.А. Шкробова Метод. пособие к учебнику Я.В. Соколова «Граждановедение 7 кл.» М. 2003
15) М.А. Шкробова Метод. пособие к учебнику Я.В. Соколова «Граждановедение 6 кл.» М. 2003
16) М.А. Шкробова Метод. пособие к учебнику Я.В. Соколова «Граждановедение 5 кл.» М. 2003
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.