Программа курса

  • doc
  • 07.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Граждановедение 10-11 кл..doc

 

Средняя общеобразовательная школа № 33 – экспериментальная площадка г. Бишкек

 

 

 

                                                                                         

 

Модульно-рейтинговая программа

курса «Граждановедение»

для учащихся 10-11 классов

 

 

 

Тип программы: адаптированная

 

Где используется: элективный курс

 

 

 

Прокушкин Анатолий Вячеславович,

учитель в/к, стаж 8 лет

 

 

 

 

«Утверждена»

на заседании НМС СШ № 33

                                                                   протокол №   от «__» ______ 2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

БИШКЕК 2009

 

ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА

«ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ» 10-11 класс

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

 

Данная учебная программа, предназначена для учащихся 10-11 классов профильного социально-экономического направления, предполагает ведение 1 часов в неделю и рассчитана на 34 часа в год.

Курс не имеет идеологической направленности и рассчитан на создание условий и помощь учащимся в построении индивидуального мировоззрения и личностного отношения к действительности.

Программа призвана восполнить пробел в образовательной и воспитательной сферах, вызванный изменениями в обществе, необходимостью гуманизации и гуманитаризации содержания образования, т.к. появилась острая необходимость в изучении новых понятий и дисциплин.

Цель данного курса, используя научные и чувственные знания о мире, обществе, ввести ученика в мир противоречий, трудностей современного общества и личности, вызывая внутреннее неудовлетворение его состоянием и стремлением его улучшить. Содержание курса определяют не основы общественных наук - философии, экономики, социологии, права, религиоведения, а проблемы общественной жизни, которые являются предметом изучения общественными науками.

Поскольку современные условия жизни требуют от учащихся понимания и овладения навыками деятельности в сферах политики, социологии, права и психологии, постольку настоящая учебная программа предполагает на протяжении 2-х лет изучение основ политологии, социологии и права. Сложность переходного периода, обострение социальных и национальных отношений делают особо актуальным изучение основ конфликтологии и воспитание толерантности, чему призван способствовать раздел «Общество. Гражданин. Конфликт». Разделы личностной и социальной психологии призваны помочь учащимся познавать внутренний мир личности, способствовать психологической и социальной адаптации ее в современном обществе. В разделе «Человек в государстве» рассматривается не политическая теория, а взаимоотношения гражданина с государством. В разделе «Экономика. Политика. Право» изучается не право и экономика с традиционной структурой, а человек в системе взаимоотношений, что требует иной подачи материала. Содержание курса состоит из 8 разделов учебного материала: «Общество. Гражданин. Конфликт», «Человек в мире экономики, политики и права», «Человек в государстве», «Организация гос. власти», «Демократия и власть», «Гражданское общество», «Человек и власть», «Активный гражданин». Подобная блочная подача материала позволит учителю введение модульно - рейтинговой системы оценки знаний учащихся, проведение стартового, промежуточного и финишного тестирования.

Тематика программных разделов отражает сущность проблем общественной жизни, чередующихся вне зависимости от научной логики содержания общественных наук, но в связи с реальными возможностями усвоения материала учащимися, необходимостью привлечения их интереса к проблемам, и поэтому программа имеет ярко выраженную практическую направленность и максимально ориентирована на изучение школьниками общественных явлений.

Формирование нового мышления происходит как бы исподволь в процессе осознания реальных общественных явлений, а не заучивания абстрактных для детей истин.

Содержание предложенного курса рассчитано не столько на передачу суммы знаний, сколько на развитие личности.

Содержание предложенного курса обуславливает решение нескольких образовательных задач:

1. Помочь личностному самоопределению ребенка.

2. Помочь ощутить себя гражданином, полноправным членом общества.

3. Дать необходимые знания о мире и государстве, выработать необходимые навыки существования и сосуществования в обществе.

4. Развить критический и аналитический тип мышления и сформировать целостные установки, базирующиеся на активности, неудовлетворенности настоящим.

5. Воспитывать толерантное отношение к мнению других и обеспечить полноправную жизнь в многонациональной среде.

Данная программа прошла многолетнюю апробацию в СШ № 33 в рамках экспериментальной площадки «Профильное социально-экономическое образование», в качестве элективного спец. курса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса «Граждановедение»

10 класс

Модуль 1 «Общество. Гражданин. Конфликт» - 8 часов

Что изучает гражданское образование. Гражданин и государство. Конфликт. Характер и виды конфликта. Медиация. Толерантность. Конфликт и демократия. Семья. Виды семей. Функции семьи. Семья и собственность. Минорат, майорат. Личная и совместная собственность.

 

Модуль 2 «Человек в мире экономики, политики и права» - 8 часов

Право и права человека. Права и обязанности. Иерархия прав. Группы прав человека. Международное право. Защита прав человека. Международные нормативно-правовые акты. Специализация, кооперация, обмен. Стимулы и конкуренция. Собственность. Экономический рост. Экономические и политические права. Взаимоотношения между экономическими и политическими правами. Необходимость одновременного обладания экономическими и политическими правами.

 

Модуль 3 «Человек в государстве» - 7 часов

Концепция государства. Легитимность. Изменение форм государства. Нации. Национальность. Национализм. Формы государственной власти. Формы политической власти. Демократия.  Принципы демократического государства. Конституция. Принципы и виды конституций. Верховенство закона. Правовые традиции. Обычное и гражданское право.

 

Модуль 4 «Организация государственной власти» - 11 часов

Этапы кыргызской государственности. Разработка и основные черты Конституции КР. Изменения Конституции. Референдум – демократическая процедура. Баланс и разделение властей. Законодательная, исполнительная, судебная ветви власти. Организация государственных служб. Отношения между гос. службой и гражданами. Президент. Исполнительная власть. Законодательная власть. Судебная власть. Легитимность законодательных органов.  Зарождение парламента. Структура законодательного процесса в КР.

Итого: 34 часа

11 класс

Модуль 1 «Демократия и власть» -  8 часов

Структура, функции и организация МСУ. Органы МСУ и местные гос. Администрации в КР. Органы ТОС. Курултаи. Типы избирательных систем. Нормы демократических выборов. История избирательных систем в КР. Современная избирательная система.

 

Модуль 2 «Гражданское общество» - 8 часов

Женщины в гражданском обществе и политике. Гендерное равенство. Гражданское общество. Элементы гражданского общества. Группы по интересам. Партии. Религиозные группы.

 

Модуль 3 «Человек и власть» - 10 часов

Что такое НПО. Функции и характеристика НПО. СМИ. Виды СМИ. Роль СМИ в формировании гражданского общества. Демократия и СМИ. Определение коррупции. Причины и последствия коррупции. Борьба с коррупцией – дело каждого гражданина.

 

Модуль 4 «Активный гражданин» - 8 часов

Глобализация. Глобальные проблемы. Терроризм. Как и зачем быть активным. Виды участия.

Итого: 34 часа

Примерное тематически-поурочное планирование

 

10 КЛАСС

 

 

№ урока

Тема урока

Основные  изучаемые понятия

§, д/з

Дата

1 полугодие

МОДУЛЬ 1

1.

Введение в гражданское образование.

Что изучает гражд. образование. Гражданин и государство.

§1

 

2.

Граждане и социальные процессы.

Конфликт. Характер и виды конфликта. Медиация. Толерантность. Конфликт и демократия.

§1 з.12,14

 

3.

Семья и общество.

 

Семья. Виды семей. Функции семьи. Семья и собственность. Минорат, майорат. Личная и совместная собственность.

§2 з.04,05

 

4.

Тренинг-минимум «Принятие решений»

Выполнение заданий 13, 15

 

 

5.

Тренинг-минимум «Семья»

Выполнение заданий 06,07

§2 з. 03

 

6.

Урок-проект «Семья»

Проверка з. 03. Создание общего проекта

 

 

7.

Обобщающий урок

Проверка д.з. Выведение рейтинга.

 

 

8.

Контрольная работа по итогам 1 модуля.

Тест

 

 

МОДУЛЬ 2

9.

Права человека и международное право.

 

Право и права человека. Права и обязанности. Иерархия прав. Группы прав человека. Международное право. Защита прав человека. Межд. НПА.

§3 з. 04,10

 

10.

Экономические концепции.

Специализация, кооперация, обмен. Стимулы и конкуренция. Собственность. Эконом. рост.

§4  з.03,04

 

11.

Взаимоотношения между экономическими и политическими правами.

Экономич. и политич. права. Взаимоотношения между экономич. и политич. правами. Необходимость одновременного обладания эконом. и политич. правами.

§5 з.11

 

12.

Тренинг-минимум «Права человека»

Выполнение задания 12

 

 

13.

Тренинг-семинар «Бизнес-план»

Выполнение задания 08

 

 

14.

Обобщающий урок

Проверка д.з. Выведение рейтинга.

 

 

15.

Контрольная работа по итогам 2 модуля.

Тест

 

 

16.

Зачет за 1 полугодие.

 

 

 

 

2 полугодие

МОДУЛЬ 3

17.

Происхождение государства и национализм.

Концепция государства. Легитимность. Изменение форм государства. Нации. Национальность. Национализм.

§6 доп. Упр., 3. 10

 

18.

Государство и демократия.

Формы гос. власти. Формы политич. власти. Демократия.  Принципы демократич. гос-ва.

§7 з.06, 07

 

19.

Верховенство закона

Конституция. Принципы и виды конституций. Верховенство закона. Правовые традиции. Обычное и гражданское право.

§8 з. 10

 

20.

Семинар-тренинг «Кто мы?»

Проверка д\з. §8 з. 10

 

 

21.

Семинар-тренинг «Пишем Конституцию»

Выполнение задания 11 § 8

 

 

22.

Обобщающий урок

Проверка д.з. Выведение рейтинга.

 

 

23.

Контрольная работа по итогам 1 модуля.

Тест

 

 

МОДУЛЬ 4

24.

Создание государственности в КР.

Этапы кыргызской государственности. Разработка и основные черты Конституции КР. Изменения Конституции. Референдум – демократическая процедура.

§9 з.03

 

25.

Структура гос. Власти.

Баланс и разделение властей. Законодат., исполнит., судебная ветви власти. Организация гос. служб. Отношения между гос. службой и гражданами.

§10 з.09,10

 

26.

Структура власти в КР.

 

Президент. Исполнительная власть. Законодательная власть. Судебная власть.

§11 з.05, 08

 

27.

Законодательные органы: история и организация.

Легитимность законодательных органов.  Зарождение парламента. Структура законодательного процесса в КР

§12 з.03, 07

 

28.

Семинар-тренинг «Кто что делает»

Выполнение задания 11

 

 

29.

Семинар-тренинг «Кто как работает»

Выполнение заданий  по группам 06; 08,10; 11,12

 

 

30.

Ролевая игра «Парламент»

Выполнение задания 12

 

 

31.

Урок-проект (лаборатория)

Написание главы учебника и составление заданий к ней

 

 

32.

Обобщающий урок

Проверка д.з. Выведение рейтинга.

 

 

33.

Контрольная работа по итогам 2 модуля.

Тест

 

 

34.

Зачет за 2 полугодие.

 

 

 

 

 

11 класс

 

№ урока

Тема урока

Основные  изучаемые понятия

§, д/з

Дата

1 полугодие

МОДУЛЬ 1

1.

Местные органы власти в КР

Структура, функции и организация МСУ. Органы МСУ и местные гос. Администрации в КР. Органы ТОС. Курултаи.

§ 13 з. 04,  з.11

 

2.

Избирательные системы и демократия

Типы избирательных систем. Нормы демократических выборов. История избирательных систем в КР. Современная избирательная система.

§ 14 з. 03, з.14

 

3.

Урок-практикум «Планирование работы органов МСУ»

Выполнение зад. 09 стр. 19

 

 

4.

Тренинг-минимум «МСУ»

Выполнение зад. 10 стр. 20, з. 07 стр. 19

 

 

5.

Тренинг-минимум «Выборы»

Выполнение зад. 04, 05, 08

 

 

6.

Урок-практикум «Создание политической партии»

Выполнение зад. 19 стр. 43, зад 20

 

 

7.

Обобщающий урок

Проверка д.з., выведение рейтинга

 

 

8.

Контрольная работа по итогам 1 модуля.

Тест

 

 

МОДУЛЬ 2

9.

Женщины и демократия

Женщины в гражданском обществе и политике. Гендерное равенство.

§ 15 з.03

 

10.

Гражданское общество

Гражданское общество. Элементы гражданского общества. Группы по интересам. Партии. Религиозные группы.

 

§ 16

 

11.

Урок-тренинг «Женщины и демократия»

Выполнение зад. 04, з. 12

 

 

12.

Урок-тренинг «Гражданское общество»

Выполнение зад. 02, 05, 10

 

 

13.

Урок-тренинг «Гражданское общество»

Выполнение зад. 09, 06, 07

 

 

14.

Обобщающий урок

 

Проверка д.з., выведение рейтинга

 

 

15.

Контрольная работа по итогам 2 модуля.

Тест

 

 

16.

Зачет за 1 полугодие.

 

 

 

 

2 полугодие

МОДУЛЬ 3

17.

НПО в КР.

Что такое НПО. Функции и характеристика НПО.

§ 17,

з. 06

 

18.

Общественное мнение и СМИ

СМИ. Виды СМИ. Роль СМИ в формировании гражданского общества. Демократия и СМИ.

§ 18

з. 04

 

19.

Коррупция

Определение коррупции. Причины и последствия коррупции. Борьба с коррупцией – дело каждого гражданина.

§ 19

з. 03

 

20.

Урок-практикум «Работа с текстом Закона «О НКО»

 

 

 

21.

Урок-тренинг «НПО»

Выполнение зад. 09, з. 10

 

 

22.

Урок-тренинг «Общественное мнение»

Выполнение зад. 15

 

 

23.

Урок-тренинг «Причины коррупции»

Выполнение зад. 04

 

 

24.

Урок-тренинг «Последствия коррупции»

Выполнение зад. 06, 07

 

 

25.

Обобщающий урок

Проверка д.з., выведение рейтинга

 

 

26.

Контрольная работа по итогам 1 модуля.

Тест

 

 

МОДУЛЬ 4

27.

Глобальные проблемы и гражданин мира.

Глобализация. Глобальные проблемы. Терроризм.

§ 20

з. 02, 15

 

28.

Быть активным гражданином

Как и зачем быть активным. Виды участия.

§ 21

з. 02

 

29.

Урок-тренинг «Глобализация и экология»

Выполнение зад. 07, 08

 

 

30.

Урок-тренинг «Что мне сделать»

Выполнение зад. 06, 08

 

 

31.

Практикум «Создание незарегистрированного НПО»

Выполнение зад. 10

 

 

32.

Обобщающий урок

Проверка д.з., выведение рейтинга

 

 

33.

Контрольная работа по итогам 2 модуля.

Тест

 

 

34.

Зачет за 2 полугодие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

1.     Введение в гражданское образование. Учебник для средних школ КР, 10-11 классы Б. 2001

2.     Д. Шапиро «Конфликт и общение».

3.     «Гражданственность и участие в управлении». Часть 1 – 10 класс. Учебное пособие. Б. 2004

4.     «Гражданственность и участие в управлении». Часть 2 – 11 класс. Учебное пособие. Б. 2005

5.     «Гражданственность и участие в управлении». Часть 1 – 10 класс. Руководство для учителей. Б. 2004

6.     «Гражданственность и участие в управлении». Часть 1 – 10 класс. Руководство для учителей. Б. 2005