курса «Граждановедение»
для учащихся 10-11 классов
Тип программы: адаптированная
Где используется: элективный курс
Прокушкин Анатолий Вячеславович,
учитель в/к, стаж 8 лет
«Утверждена»
на заседании НМС СШ № 33
протокол № от «__» ______ 2009 г.
БИШКЕК 2009
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА
«ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ» 10-11 класс
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная учебная программа, предназначена для учащихся 10-11 классов профильного социально-экономического направления, предполагает ведение 1 часов в неделю и рассчитана на 34 часа в год.
Курс не имеет идеологической направленности и рассчитан на создание условий и помощь учащимся в построении индивидуального мировоззрения и личностного отношения к действительности.
Программа призвана восполнить пробел в образовательной и воспитательной сферах, вызванный изменениями в обществе, необходимостью гуманизации и гуманитаризации содержания образования, т.к. появилась острая необходимость в изучении новых понятий и дисциплин.
Цель данного курса, используя научные и чувственные знания о мире, обществе, ввести ученика в мир противоречий, трудностей современного общества и личности, вызывая внутреннее неудовлетворение его состоянием и стремлением его улучшить. Содержание курса определяют не основы общественных наук - философии, экономики, социологии, права, религиоведения, а проблемы общественной жизни, которые являются предметом изучения общественными науками.
Поскольку современные условия жизни требуют от учащихся понимания и овладения навыками деятельности в сферах политики, социологии, права и психологии, постольку настоящая учебная программа предполагает на протяжении 2-х лет изучение основ политологии, социологии и права. Сложность переходного периода, обострение социальных и национальных отношений делают особо актуальным изучение основ конфликтологии и воспитание толерантности, чему призван способствовать раздел «Общество. Гражданин. Конфликт». Разделы личностной и социальной психологии призваны помочь учащимся познавать внутренний мир личности, способствовать психологической и социальной адаптации ее в современном обществе. В разделе «Человек в государстве» рассматривается не политическая теория, а взаимоотношения гражданина с государством. В разделе «Экономика. Политика. Право» изучается не право и экономика с традиционной структурой, а человек в системе взаимоотношений, что требует иной подачи материала. Содержание курса состоит из 8 разделов учебного материала: «Общество. Гражданин. Конфликт», «Человек в мире экономики, политики и права», «Человек в государстве», «Организация гос. власти», «Демократия и власть», «Гражданское общество», «Человек и власть», «Активный гражданин». Подобная блочная подача материала позволит учителю введение модульно - рейтинговой системы оценки знаний учащихся, проведение стартового, промежуточного и финишного тестирования.
Тематика программных разделов отражает сущность проблем общественной жизни, чередующихся вне зависимости от научной логики содержания общественных наук, но в связи с реальными возможностями усвоения материала учащимися, необходимостью привлечения их интереса к проблемам, и поэтому программа имеет ярко выраженную практическую направленность и максимально ориентирована на изучение школьниками общественных явлений.
Формирование нового мышления происходит как бы исподволь в процессе осознания реальных общественных явлений, а не заучивания абстрактных для детей истин.
Содержание предложенного курса рассчитано не столько на передачу суммы знаний, сколько на развитие личности.
Содержание предложенного курса обуславливает решение нескольких образовательных задач:
1. Помочь личностному самоопределению ребенка.
2. Помочь ощутить себя гражданином, полноправным членом общества.
3. Дать необходимые знания о мире и государстве, выработать необходимые навыки существования и сосуществования в обществе.
4. Развить критический и аналитический тип мышления и сформировать целостные установки, базирующиеся на активности, неудовлетворенности настоящим.
5. Воспитывать толерантное отношение к мнению других и обеспечить полноправную жизнь в многонациональной среде.
Данная программа прошла многолетнюю апробацию в СШ № 33 в рамках экспериментальной площадки «Профильное социально-экономическое образование», в качестве элективного спец. курса.
Содержание курса «Граждановедение»
10 класс
Модуль 1 «Общество. Гражданин. Конфликт» - 8 часов
Что изучает гражданское образование. Гражданин и государство. Конфликт. Характер и виды конфликта. Медиация. Толерантность. Конфликт и демократия. Семья. Виды семей. Функции семьи. Семья и собственность. Минорат, майорат. Личная и совместная собственность.
Модуль 2 «Человек в мире экономики, политики и права» - 8 часов
Право и права человека. Права и обязанности. Иерархия прав. Группы прав человека. Международное право. Защита прав человека. Международные нормативно-правовые акты. Специализация, кооперация, обмен. Стимулы и конкуренция. Собственность. Экономический рост. Экономические и политические права. Взаимоотношения между экономическими и политическими правами. Необходимость одновременного обладания экономическими и политическими правами.
Модуль 3 «Человек в государстве» - 7 часов
Концепция государства. Легитимность. Изменение форм государства. Нации. Национальность. Национализм. Формы государственной власти. Формы политической власти. Демократия. Принципы демократического государства. Конституция. Принципы и виды конституций. Верховенство закона. Правовые традиции. Обычное и гражданское право.
Модуль 4 «Организация государственной власти» - 11 часов
Этапы кыргызской государственности. Разработка и основные черты Конституции КР. Изменения Конституции. Референдум – демократическая процедура. Баланс и разделение властей. Законодательная, исполнительная, судебная ветви власти. Организация государственных служб. Отношения между гос. службой и гражданами. Президент. Исполнительная власть. Законодательная власть. Судебная власть. Легитимность законодательных органов. Зарождение парламента. Структура законодательного процесса в КР.
Итого: 34 часа
11 класс
Модуль 1 «Демократия и власть» - 8 часов
Структура, функции и организация МСУ. Органы МСУ и местные гос. Администрации в КР. Органы ТОС. Курултаи. Типы избирательных систем. Нормы демократических выборов. История избирательных систем в КР. Современная избирательная система.
Модуль 2 «Гражданское общество» - 8 часов
Женщины в гражданском обществе и политике. Гендерное равенство. Гражданское общество. Элементы гражданского общества. Группы по интересам. Партии. Религиозные группы.
Модуль 3 «Человек и власть» - 10 часов
Что такое НПО. Функции и характеристика НПО. СМИ. Виды СМИ. Роль СМИ в формировании гражданского общества. Демократия и СМИ. Определение коррупции. Причины и последствия коррупции. Борьба с коррупцией – дело каждого гражданина.
Модуль 4 «Активный гражданин» - 8 часов
Глобализация. Глобальные проблемы. Терроризм. Как и зачем быть активным. Виды участия.
Итого: 34 часа
Примерное тематически-поурочное планирование
10 КЛАСС
№ урока |
Тема урока |
Основные изучаемые понятия |
§, д/з |
Дата |
|
1 полугодие |
|||||
МОДУЛЬ 1 |
|||||
1. |
Введение в гражданское образование. |
Что изучает гражд. образование. Гражданин и государство. |
§1 |
|
|
2. |
Граждане и социальные процессы. |
Конфликт. Характер и виды конфликта. Медиация. Толерантность. Конфликт и демократия. |
§1 з.12,14 |
|
|
3. |
Семья и общество.
|
Семья. Виды семей. Функции семьи. Семья и собственность. Минорат, майорат. Личная и совместная собственность. |
§2 з.04,05 |
|
|
4. |
Тренинг-минимум «Принятие решений» |
Выполнение заданий 13, 15 |
|
|
|
5. |
Тренинг-минимум «Семья» |
Выполнение заданий 06,07 |
§2 з. 03 |
|
|
6. |
Урок-проект «Семья» |
Проверка з. 03. Создание общего проекта |
|
|
|
7. |
Обобщающий урок |
Проверка д.з. Выведение рейтинга. |
|
|
|
8. |
Контрольная работа по итогам 1 модуля. |
Тест |
|
|
|
МОДУЛЬ 2 |
|||||
9. |
Права человека и международное право.
|
Право и права человека. Права и обязанности. Иерархия прав. Группы прав человека. Международное право. Защита прав человека. Межд. НПА. |
§3 з. 04,10 |
|
|
10. |
Экономические концепции. |
Специализация, кооперация, обмен. Стимулы и конкуренция. Собственность. Эконом. рост. |
§4 з.03,04 |
|
|
11. |
Взаимоотношения между экономическими и политическими правами. |
Экономич. и политич. права. Взаимоотношения между экономич. и политич. правами. Необходимость одновременного обладания эконом. и политич. правами. |
§5 з.11 |
|
|
12. |
Тренинг-минимум «Права человека» |
Выполнение задания 12 |
|
|
|
13. |
Тренинг-семинар «Бизнес-план» |
Выполнение задания 08 |
|
|
|
14. |
Обобщающий урок |
Проверка д.з. Выведение рейтинга. |
|
|
|
15. |
Контрольная работа по итогам 2 модуля. |
Тест |
|
|
|
16. |
Зачет за 1 полугодие.
|
|
|
|
|
2 полугодие |
|||||
МОДУЛЬ 3 |
|||||
17. |
Происхождение государства и национализм. |
Концепция государства. Легитимность. Изменение форм государства. Нации. Национальность. Национализм. |
§6 доп. Упр., 3. 10 |
|
|
18. |
Государство и демократия. |
Формы гос. власти. Формы политич. власти. Демократия. Принципы демократич. гос-ва. |
§7 з.06, 07 |
|
|
19. |
Верховенство закона |
Конституция. Принципы и виды конституций. Верховенство закона. Правовые традиции. Обычное и гражданское право. |
§8 з. 10 |
|
|
20. |
Семинар-тренинг «Кто мы?» |
Проверка д\з. §8 з. 10 |
|
|
|
21. |
Семинар-тренинг «Пишем Конституцию» |
Выполнение задания 11 § 8 |
|
|
|
22. |
Обобщающий урок |
Проверка д.з. Выведение рейтинга. |
|
|
|
23. |
Контрольная работа по итогам 1 модуля. |
Тест |
|
|
|
МОДУЛЬ 4 |
|||||
24. |
Создание государственности в КР. |
Этапы кыргызской государственности. Разработка и основные черты Конституции КР. Изменения Конституции. Референдум – демократическая процедура. |
§9 з.03 |
|
|
25. |
Структура гос. Власти. |
Баланс и разделение властей. Законодат., исполнит., судебная ветви власти. Организация гос. служб. Отношения между гос. службой и гражданами. |
§10 з.09,10 |
|
|
26. |
Структура власти в КР.
|
Президент. Исполнительная власть. Законодательная власть. Судебная власть. |
§11 з.05, 08 |
|
|
27. |
Законодательные органы: история и организация. |
Легитимность законодательных органов. Зарождение парламента. Структура законодательного процесса в КР |
§12 з.03, 07 |
|
|
28. |
Семинар-тренинг «Кто что делает» |
Выполнение задания 11 |
|
|
|
29. |
Семинар-тренинг «Кто как работает» |
Выполнение заданий по группам 06; 08,10; 11,12 |
|
|
|
30. |
Ролевая игра «Парламент» |
Выполнение задания 12 |
|
|
|
31. |
Урок-проект (лаборатория) |
Написание главы учебника и составление заданий к ней |
|
|
|
32. |
Обобщающий урок |
Проверка д.з. Выведение рейтинга. |
|
|
|
33. |
Контрольная работа по итогам 2 модуля. |
Тест |
|
|
|
34. |
Зачет за 2 полугодие. |
|
|
|
|
11 класс
№ урока |
Тема урока |
Основные изучаемые понятия |
§, д/з |
Дата |
1 полугодие |
||||
МОДУЛЬ 1 |
||||
1. |
Местные органы власти в КР |
Структура, функции и организация МСУ. Органы МСУ и местные гос. Администрации в КР. Органы ТОС. Курултаи. |
§ 13 з. 04, з.11 |
|
2. |
Избирательные системы и демократия |
Типы избирательных систем. Нормы демократических выборов. История избирательных систем в КР. Современная избирательная система. |
§ 14 з. 03, з.14 |
|
3. |
Урок-практикум «Планирование работы органов МСУ» |
Выполнение зад. 09 стр. 19 |
|
|
4. |
Тренинг-минимум «МСУ» |
Выполнение зад. 10 стр. 20, з. 07 стр. 19 |
|
|
5. |
Тренинг-минимум «Выборы» |
Выполнение зад. 04, 05, 08 |
|
|
6. |
Урок-практикум «Создание политической партии» |
Выполнение зад. 19 стр. 43, зад 20 |
|
|
7. |
Обобщающий урок |
Проверка д.з., выведение рейтинга |
|
|
8. |
Контрольная работа по итогам 1 модуля. |
Тест |
|
|
МОДУЛЬ 2 |
||||
9. |
Женщины и демократия |
Женщины в гражданском обществе и политике. Гендерное равенство. |
§ 15 з.03 |
|
10. |
Гражданское общество |
Гражданское общество. Элементы гражданского общества. Группы по интересам. Партии. Религиозные группы.
|
§ 16 |
|
11. |
Урок-тренинг «Женщины и демократия» |
Выполнение зад. 04, з. 12 |
|
|
12. |
Урок-тренинг «Гражданское общество» |
Выполнение зад. 02, 05, 10 |
|
|
13. |
Урок-тренинг «Гражданское общество» |
Выполнение зад. 09, 06, 07 |
|
|
14. |
Обобщающий урок
|
Проверка д.з., выведение рейтинга |
|
|
15. |
Контрольная работа по итогам 2 модуля. |
Тест |
|
|
16. |
Зачет за 1 полугодие.
|
|
|
|
2 полугодие |
||||
МОДУЛЬ 3 |
||||
17. |
НПО в КР. |
Что такое НПО. Функции и характеристика НПО. |
§ 17, з. 06 |
|
18. |
Общественное мнение и СМИ |
СМИ. Виды СМИ. Роль СМИ в формировании гражданского общества. Демократия и СМИ. |
§ 18 з. 04 |
|
19. |
Коррупция |
Определение коррупции. Причины и последствия коррупции. Борьба с коррупцией – дело каждого гражданина. |
§ 19 з. 03 |
|
20. |
Урок-практикум «Работа с текстом Закона «О НКО» |
|
|
|
21. |
Урок-тренинг «НПО» |
Выполнение зад. 09, з. 10 |
|
|
22. |
Урок-тренинг «Общественное мнение» |
Выполнение зад. 15 |
|
|
23. |
Урок-тренинг «Причины коррупции» |
Выполнение зад. 04 |
|
|
24. |
Урок-тренинг «Последствия коррупции» |
Выполнение зад. 06, 07 |
|
|
25. |
Обобщающий урок |
Проверка д.з., выведение рейтинга |
|
|
26. |
Контрольная работа по итогам 1 модуля. |
Тест |
|
|
МОДУЛЬ 4 |
||||
27. |
Глобальные проблемы и гражданин мира. |
Глобализация. Глобальные проблемы. Терроризм. |
§ 20 з. 02, 15 |
|
28. |
Быть активным гражданином |
Как и зачем быть активным. Виды участия. |
§ 21 з. 02 |
|
29. |
Урок-тренинг «Глобализация и экология» |
Выполнение зад. 07, 08 |
|
|
30. |
Урок-тренинг «Что мне сделать» |
Выполнение зад. 06, 08 |
|
|
31. |
Практикум «Создание незарегистрированного НПО» |
Выполнение зад. 10 |
|
|
32. |
Обобщающий урок |
Проверка д.з., выведение рейтинга |
|
|
33. |
Контрольная работа по итогам 2 модуля. |
Тест |
|
|
34. |
Зачет за 2 полугодие. |
|
|
|
Список рекомендуемой литературы
1. Введение в гражданское образование. Учебник для средних школ КР, 10-11 классы Б. 2001
2. Д. Шапиро «Конфликт и общение».
3. «Гражданственность и участие в управлении». Часть 1 – 10 класс. Учебное пособие. Б. 2004
4. «Гражданственность и участие в управлении». Часть 2 – 11 класс. Учебное пособие. Б. 2005
5. «Гражданственность и участие в управлении». Часть 1 – 10 класс. Руководство для учителей. Б. 2004
6. «Гражданственность и участие в управлении». Часть 1 – 10 класс. Руководство для учителей. Б. 2005
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.