Программа курса "Развитие творческого мышления"
Оценка 4.8

Программа курса "Развитие творческого мышления"

Оценка 4.8
Документация
doc
другое
1 кл—4 кл
27.09.2020
Программа курса "Развитие творческого мышления"
Программа внеурочной деятельности. Общеинтеллектуальное направление. Программа курса "Развитие творческого мышления"
Общеинтеллектуальное направление. Программа курса по писихологии.doc

                                Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Кирова Калужской области

Утверждаю:

Директор МКОУ «СОШ №2»

 

«___»________2011 г.

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ

 

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

 

 

 

 

Программа разработана

учителем  начальных классов

МКОУ «СОШ №2»:

Н,П, Федотовой

 

 

г.Киров

2011 год


         Пояснительная записка                                                                                                                                     Главной задачей  обучения детей в школе является достижение оптимального общего психологического развития каждого ребёнка Обучение должно быть не только направленным на развитие познавательной сферы детей, но и личностно ориентированным.                                                                                            Проблема развития познавательного интереса требует длительной, целенаправленной работы, которая должна начинаться с начальной школы.                                                                                                                   Чтобы ребёнок успешно учился в школе, необходимо помочь развитию его психологических процессов, становлению психических  функций. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности  различных сторон  и особенностей познавательной деятельности школьников. Заниматься развитием творческих способностей необходимо систематически. Строгие рамки урока и насыщенность учебных программ не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Задания  на развитие мышления, памяти и познавательных способностей требуют значительных усилий и временных затрат со стороны педагога в плане их подготовки и использования на уроке. Для восполнения этих недостатков создан  курс «Развитие творческих способностей»                                                                                                                                            Курс «Развитие творческого мышления» базируется на подходах и стратегиях развития творческого мышления по Дж. Гилфорду и Дж. Рензулли с введением элементов учебной деятельности таких как:
- планирование
- моделирование
- оценка
- рефлексия
и сочетанием индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Цель курса: системное развитие творческого мышления как основы будущего профессионального успеха и личного благополучия детей

Задачи:
- противопоставление конвергентного и дивергентного мышления;
- помощь ребятам в выражении себя через создание различных творческих работ;
- способствование развитию мышления;
- воплощение детьми своих творческих идей в индивидуальной, парной и групповой работе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Курс развития творческих способностей включает в себя специ­ально подобранные и расположенные в определенной последовательности упражнения и задания. Все задания могут выполняться как с помощью письма, так и рисования, поэтому они доступны даже для тех детей, которые еще не  полностью овладели навыками письма. Так же на занятиях дети выполняют творческие работы, разыгрывают сценки.                                                                                                                                             Курс рассчитан на детей от 7-10 лет (младшие школьники с 1-го по 4-ые классы). Предлагаемые занятия по своей сути являются уроками, хотя и предполагают игры, подвижные упражнения, обсуждение в круге. С уроками их сближает индивидуальная работа каждого ученика в тетради и обязательные домашние задания, которые выполняются под руководством и при непосредственном участии взрослых (родителей) или самостоятельно. Также обучение умению учиться и умению общаться в школьных социально-психологических условиях.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ                                                                                           Курс состоит из 4 независимых выпусков. Наиболее эффективна работа со всеми четырьмя выпусками Курса последовательно. Каждый выпуск Курса содержит в 1 классе 33 урока — по одному уроку в неделю на весь учебный год, во 2,3,4классах 34 урока.   При этом количество занятий может быть увеличено за счет дополнительных заданий, предлагаемых в описании каждого урока.       

Занятия с младшими школьниками по данной программе проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30-40 минут.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ УЧЕБНОГО КУРСА

 Курс развития творческих способностей специально разрабатывался для обучения одаренных детей, но в силу своих конструктивных особенностей оказался пригодным для обычных детей и даже детей, несколько отстающих в развитии. Психологические исследования и опыт обучения в школах США и России показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который может быть развит специальными систематическими занятиями.

Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

 

Планируемые результаты:
В результате проведения указанного курса у детей формируются следующие умения, навыки, способности:
- аккуратность
- скорость выполнения задания
- степень точности и подробности ответа
- степень соответствия установленной форме ответа (при письменных заданиях)
- оригинальность суждений
- необычность
- детальность разработки
- способности к самооценке

 

В процессе выполнения заданий курса у детей развиваются такие качества как:

беглость – способность быстро генерировать поток идей, решений и т.д;

гибкость – навык применения  разнообразных подходов и стратегий при решении задач;

оригинальность – способность придумывать умные, уникальные или необычные идеи и решения;

способность к детальной проработке – это способность развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать идеи, сюжеты и рисунки.

Следует отметить, что качества, навыки и умения, приобретенные в ходе занятий по этой программе, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь

 

                                                    

                                                         СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема занятия

Количество часов

1

Введение

4

2

Метод мозговой атаки.

14

3

Метод обратной мозговой атаки.

14

4

Синектика.

18

5

Метод контрольных вопросов.

16

6

Ассоциации и творческое мышление.

14

7

Морфологический анализ.

14

8

Метод фокальных объектов.

14

9

Алгоритм решения творческих задач.

4

10

Итоговое занятие.

4

11

Тестирование

16

Итого:

132

 

Тематическое планирование  с определением основных видов учебной деятельности обучающихся , 1  класс

 

Дата

 

Тема

Кол-во часов

 

Деятельность учащихся

 

Раздумье о словах

2

Создать  в классе психологическую атмосферу, свободную от обычных ограничений, связанных с традиционным конвергентным мышлением.

 

От точки к точке

2

Развитие  гибкости, беглости. Развитие  способности классифицировать поведенческую информацию различными способами.

 

Истории и сказки

2

Развитие  вербальной беглости. Развитие способности придумывать тексты, соответствующие новым идеям

 

Настроение 

2

Развитие  вербальной беглости. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма

 

Праздник

2

Развитие способности создавать отношения между образами и предложенными идеями

 

Рассказ по картинкам

2

Равитие способности создавать символические связи

 

Что ты видишь?

2

Развитие вербальной беглости и гибкости

 

Нарисуй лица

2

 Развитие  способности преобразовывать имеющуюся информацию

 

Одежда

2

Развитие гибкости мышления

 

О чем ты думаешь?

2

Развитие гибкости и оригинальности

 

Забавы с геометрическими фигурами

2

Развитие  вербальной гибкости и разработанности. Развитие умения создавать целое на основе  имеющихся элементо

 

Новая жизнь старых вещей

2

Развитие умения находить нестандартное решение

 

Сочинение стихов

2

Развитие  способности создавать слова, действуя в ограниченных условиях. Развитие вербальной беглости

 

Активные буквы

2

Развитие гибкости мышления

 

Только для детей

2

Развитие способности придумывать слова, соответствующие новым идеям

 

Придумай животное

2

Развитие невербальной

оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов.

 

Итоговое занятие Магическая дверь

1

 

 

Тестирование (Торренс)

1

 

                                                                   

Тематическое планирование  с определением основных видов учебной деятельности обучающихся,  2 класс

 

Дата

 

Тема

Кол-во часов

 

Деятельность учащихся

 

Рассуждение о вещах

2

Развитие беглости мышления. Развитие способности подбирать вещи в группу согласно их общим свойствам

 

 

Что произойдет, если…

2

Развитие  воображения и творческого мышления. Формирование представления об относительности размеров

 

 

Головные уборы

2

Развитие  творческого воображения. Развитие способности изменять привычные вещи с помощью символической разработки деталей.

 

Письмо рисунками

2

Развитие  вербальной беглости. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма

 

«Загогулина для рисунка»

2

Развитие способности к интегрированию частей в целое

 

Что случилось?

2

Освоение метода «Мозгового штурма». Развитие способности к детальной разработке

 

Что ты видишь?

2

Развитие вербальной беглости и гибкости

 

Буквы  и слова

2

 Развитие  способности преобразовывать имеющуюся информацию

 

Тайные шифры

2

Развитие гибкости мышления

 

Придумай значок

2

Развитие гибкости и оригинальности

 

Волшебный бинокль

2

Развитие  вербальной гибкости и разработанности. Развитие фантазии и творческого мышления

 

Фирменные знаки

2

Развитие умения находить нестандартное решение

 

Диафильмы

2

Развитие  способности создавать ряд рисунков,, действуя в ограниченных условиях. Развитие вербальной беглости

 

Причина для объединения

2

Развитие образной беглости и гибкости. Развитие способности классифицировать информацию разными способами

 

Необычная сказка

2

Развитие способности придумывать сказки, соответствующие новым идеям

 

Рекламный щит

2

Развитие невербальной

оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов.

 

давайте представим, что…

1

Развитиев оображения, фолрмирование навыка творческого сочинения

 

Итоговое занятие

1

 

 

Тематическое планирование  с определением основных видов учебной деятельности обучающихся,   3 класс                               

 

Дата

 

Тема

Кол-во часов

 

  Деятельность учащихся

 

Невероятные ситуации

2

Развитие беглости и оригинальности. Развитие воображения и мышления

 

 

Придумай слово

2

Развитие  вербальной беглости. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма

 

Найди подходящие слова

2

Развитие гибкости и оригинальности. Развитие способности подбирать более подходящие слова для выражения своих мыслей

 

Если нельзя, но очень надо

2

Развитие гибкости и оригинальности. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма

 

Завершение фигуры

2

Развитие невербальной гибкости и способности к детальной разработки

 

Изменения и улучшения

2

Освоение метода «Мозгового штурма». Развитие способности к детальной разработке

 

Эпитеты и сравнения

2

Развитие вербальной беглости и оригинальности. Развитие придумывать красочные эпитеты

 

Смешение свойств

2

 Развитие  способности преобразовывать имеющуюся информацию

 

Спрячь слово

2

Развитие гибкости мышления

 

Как поднять другому настроение

2

Развитие беглости. Развитие способонсти придумывать способы улучшения настроения у окружающих

 

Эмоции и настроения

2

Развитие  вербальной гибкости и разработанности.  Развитие способности классифицировать поведенческую информацию разными способами

 

Кроссворды

2

Развитие умения находить нестандартное решение. Развитие фантазии и творческого мышления

 

Газетный репортаж

2

Развитие  способности создавать ряд рисунков,, действуя в ограниченных условиях. Создание необычных сочинений, написанных на основе краткой информации

 

Придумай предложение

2

Развитие образной беглости и гибкости. Развитие способности организовывать отдельные слова в сложные идеи

 

Гости с других планет

2

Развитие способности придумывать сказки, соответствующие новым идеям. Создание оригинальных сочинений

 

Спрятавшиеся рисунки

2

Развитие невербальной

оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов.

 

Незавершенные истории

1

Развитиев воображения, фолрмирование навыка творческого сочинения

 

Итоговое занятие

1

 

Тематическое планирование  с определением основных видов учебной деятельности обучающихся,  4 класс

Дата

 

 

Тема

Кол-во часов

 

  Деятельность учащихся

 

Что любит Пончик

2

Развитие беглости, гибкости

Развитие способности квалифицировать поведенческую информацию различными способами

 

Баллада о кроте

2

Развитие вербальной беглости

Развитие навыков работы методом мозгового штурма

 

Как продать старую шляпу и научиться мягким выражениям

2

Развитие способности разносторонне подходить к свойствам и характеристикам объектов. Развитие способности к преобразованию имеющейся информации

 

Треугольный робот

2

Развитие невербальной гибкости и способности к детальной разработки. Развитие умения устанавливать связи между образной и вербальной информацией

 

Как из «мухи» сделать «слона»

2

Развитие способности создавать слова, действуя в ограниченных условиях. Развитие вербальной беглости

 

Слова-настроения или звуки Нового года

2

Развитие способности работать со словестными ассоциациями. Развитие способностей передавать чувства  и настроения

 

«Слово- ухо»

1

Развитие способности создавать символические связи между значениями слов и  способом их написания

 

Армия групп

1

 

 

ЧРВ или Ч(то) Р(ешила) В(орона)

2

Развитие вербальной беглости и гибкости

 

Зимой и летом одним цветом

2

Развитие вербальной беглости и гибкости. Развитие умения находить нестандартные ответы

 

Игра в прятки

2

Развитие невербальной

оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов.

 

Придумай ребус

2

Развитие гибкости мышления

 

«Электропуговица» или как придумывать новые слова

2

Развитие придумывать новые слова соответствующие новым идеям. Развитие вербального воображения

 

Образы-символы

2

Развитие невербальной разработанности. Развитие способности сосдавать отношения между образами и придуманными идеями

 

Придумай заголовок

2

Развитие умения придумывать заголовки, вызывающие интерес к материалу

 

Подписи к карикатурам

2

Развитие способности к созданию различных импликаций на образном материале

 

Поговорка дракона

1

Развитие гибкости и оригинальности

 

Боевик «Красная шапочка»

1

Развитие оригинальности и разработанносит.

 Развитие воображения, формирование навыка творческого сочинения

 

Итоговое занятие

1

 

 

Тестирование (Торренс)

1

 

        

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для осуществления образовательного процесса по программе «Развитие творческого о мышления» необходимы следующие  принадлежности:

·         компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

·         каждый обучающийся для занятий должен иметь: рабочую тетрадь с заданиями по развитию познавательных способностей (в 2-х частях), цветные карандаши (фломастеры), линейку, ластик.

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Учебно-методический комплект: (см. список литературы)
  2. Карточки с логическими задачами и заданиями для игры рассуждения (1-4 год обучения)
  3. Карточки для выполнения заданий на внимательность (методическое пособие 1, 2, 3, 4 года обучения)

 

ЛИТЕРАТУРА

Литература для преподавателя

1. Н.К. Винокурова. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. –М.: Аст-Пресс, 1999.

2. Гурская Н.В. Развитие логического стиля мышления и творческого образования. Материалы VI Международной конференции

3. «Там, за тридевять земель…». Материалы Х Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 1999.

4. Применение способностей младших школьников в центре дополнительных новых технологий в образовании», 1995.

5. Гин А.А Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь.

 

 


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: — доброжелательности, доверия и внимания к людям,…

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: — доброжелательности, доверия и внимания к людям,…

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА №

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА №

Сочинение стихов 2

Сочинение стихов 2

Развитиев оображения, фолрмирование навыка творческого сочинения

Развитиев оображения, фолрмирование навыка творческого сочинения

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, 4 класс

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, 4 класс

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2020