Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Кирова Калужской области
|
||||
ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Программа разработана
учителем начальных классов
МКОУ «СОШ №2»:
Н,П, Федотовой
г.Киров
2011 год
Пояснительная
записка
Главной задачей обучения детей в школе является
достижение оптимального общего психологического развития каждого ребёнка
Обучение должно быть не только направленным на развитие познавательной сферы
детей, но и личностно
ориентированным.
Проблема развития познавательного интереса требует длительной, целенаправленной
работы, которая должна начинаться с начальной школы. Чтобы
ребёнок успешно учился в школе, необходимо помочь развитию его психологических
процессов, становлению психических функций. Эффективность учебного
процесса в значительной мере определяется степенью сформированности
различных сторон и особенностей познавательной деятельности
школьников. Заниматься развитием творческих способностей необходимо
систематически. Строгие рамки урока и насыщенность учебных программ не всегда
позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Задания на
развитие мышления, памяти и познавательных способностей требуют значительных
усилий и временных затрат со стороны педагога в плане их подготовки и использования
на уроке. Для восполнения этих недостатков создан курс «Развитие творческих
способностей»
Курс «Развитие творческого мышления» базируется на
подходах и стратегиях развития творческого мышления по Дж. Гилфорду и Дж.
Рензулли с введением элементов учебной деятельности таких как:
- планирование
- моделирование
- оценка
- рефлексия
и сочетанием индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Цель курса: системное развитие творческого мышления как основы
будущего профессионального успеха и личного благополучия детей
Задачи:
- противопоставление конвергентного и дивергентного мышления;
- помощь ребятам в выражении себя через создание различных творческих работ;
- способствование развитию мышления;
- воплощение детьми своих творческих идей в индивидуальной, парной и групповой
работе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Курс развития творческих способностей включает в себя специально подобранные и расположенные в определенной последовательности упражнения и задания. Все задания могут выполняться как с помощью письма, так и рисования, поэтому они доступны даже для тех детей, которые еще не полностью овладели навыками письма. Так же на занятиях дети выполняют творческие работы, разыгрывают сценки. Курс рассчитан на детей от 7-10 лет (младшие школьники с 1-го по 4-ые классы). Предлагаемые занятия по своей сути являются уроками, хотя и предполагают игры, подвижные упражнения, обсуждение в круге. С уроками их сближает индивидуальная работа каждого ученика в тетради и обязательные домашние задания, которые выполняются под руководством и при непосредственном участии взрослых (родителей) или самостоятельно. Также обучение умению учиться и умению общаться в школьных социально-психологических условиях.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс состоит из 4 независимых выпусков. Наиболее эффективна работа со всеми четырьмя выпусками Курса последовательно. Каждый выпуск Курса содержит в 1 классе 33 урока — по одному уроку в неделю на весь учебный год, во 2,3,4классах 34 урока. При этом количество занятий может быть увеличено за счет дополнительных заданий, предлагаемых в описании каждого урока.
Занятия с младшими школьниками по данной программе проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30-40 минут.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс развития творческих способностей специально разрабатывался для обучения одаренных детей, но в силу своих конструктивных особенностей оказался пригодным для обычных детей и даже детей, несколько отстающих в развитии. Психологические исследования и опыт обучения в школах США и России показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который может быть развит специальными систематическими занятиями.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Планируемые
результаты:
В результате проведения указанного курса у детей формируются следующие умения,
навыки, способности:
- аккуратность
- скорость выполнения задания
- степень точности и подробности ответа
- степень соответствия установленной форме ответа (при письменных заданиях)
- оригинальность суждений
- необычность
- детальность разработки
- способности к самооценке
В процессе выполнения заданий курса у детей развиваются такие качества как:
беглость – способность быстро генерировать поток идей, решений и т.д;
гибкость – навык применения разнообразных подходов и стратегий при решении задач;
оригинальность – способность придумывать умные, уникальные или необычные идеи и решения;
способность к детальной проработке – это способность развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать идеи, сюжеты и рисунки.
Следует отметить, что качества, навыки и умения, приобретенные в ходе занятий по этой программе, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
Введение |
4 |
2 |
Метод мозговой атаки. |
14 |
3 |
Метод обратной мозговой атаки. |
14 |
4 |
Синектика. |
18 |
5 |
Метод контрольных вопросов. |
16 |
6 |
Ассоциации и творческое мышление. |
14 |
7 |
Морфологический анализ. |
14 |
8 |
Метод фокальных объектов. |
14 |
9 |
Алгоритм решения творческих задач. |
4 |
10 |
Итоговое занятие. |
4 |
11 |
Тестирование |
16 |
Итого: |
132 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся , 1 класс
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
Деятельность учащихся |
|
Раздумье о словах |
2 |
Создать в классе психологическую атмосферу, свободную от обычных ограничений, связанных с традиционным конвергентным мышлением. |
|
От точки к точке |
2 |
Развитие гибкости, беглости. Развитие способности классифицировать поведенческую информацию различными способами. |
|
Истории и сказки |
2 |
Развитие вербальной беглости. Развитие способности придумывать тексты, соответствующие новым идеям |
|
Настроение |
2 |
Развитие вербальной беглости. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма |
|
Праздник |
2 |
Развитие способности создавать отношения между образами и предложенными идеями |
|
Рассказ по картинкам |
2 |
Равитие способности создавать символические связи |
|
Что ты видишь? |
2 |
Развитие вербальной беглости и гибкости |
|
Нарисуй лица |
2 |
Развитие способности преобразовывать имеющуюся информацию |
|
Одежда |
2 |
Развитие гибкости мышления |
|
О чем ты думаешь? |
2 |
Развитие гибкости и оригинальности |
|
Забавы с геометрическими фигурами |
2 |
Развитие вербальной гибкости и разработанности. Развитие умения создавать целое на основе имеющихся элементо |
|
Новая жизнь старых вещей |
2 |
Развитие умения находить нестандартное решение |
|
Сочинение стихов |
2 |
Развитие способности создавать слова, действуя в ограниченных условиях. Развитие вербальной беглости |
|
Активные буквы |
2 |
Развитие гибкости мышления |
|
Только для детей |
2 |
Развитие способности придумывать слова, соответствующие новым идеям |
|
Придумай животное |
2 |
Развитие невербальной оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов. |
|
Итоговое занятие Магическая дверь |
1 |
|
|
Тестирование (Торренс) |
1 |
|
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, 2 класс
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
Деятельность учащихся |
|
Рассуждение о вещах |
2 |
Развитие беглости мышления. Развитие способности подбирать вещи в группу согласно их общим свойствам
|
|
Что произойдет, если… |
2 |
Развитие воображения и творческого мышления. Формирование представления об относительности размеров
|
|
Головные уборы |
2 |
Развитие творческого воображения. Развитие способности изменять привычные вещи с помощью символической разработки деталей. |
|
Письмо рисунками |
2 |
Развитие вербальной беглости. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма |
|
«Загогулина для рисунка» |
2 |
Развитие способности к интегрированию частей в целое |
|
Что случилось? |
2 |
Освоение метода «Мозгового штурма». Развитие способности к детальной разработке |
|
Что ты видишь? |
2 |
Развитие вербальной беглости и гибкости |
|
Буквы и слова |
2 |
Развитие способности преобразовывать имеющуюся информацию |
|
Тайные шифры |
2 |
Развитие гибкости мышления |
|
Придумай значок |
2 |
Развитие гибкости и оригинальности |
|
Волшебный бинокль |
2 |
Развитие вербальной гибкости и разработанности. Развитие фантазии и творческого мышления |
|
Фирменные знаки |
2 |
Развитие умения находить нестандартное решение |
|
Диафильмы |
2 |
Развитие способности создавать ряд рисунков,, действуя в ограниченных условиях. Развитие вербальной беглости |
|
Причина для объединения |
2 |
Развитие образной беглости и гибкости. Развитие способности классифицировать информацию разными способами |
|
Необычная сказка |
2 |
Развитие способности придумывать сказки, соответствующие новым идеям |
|
Рекламный щит |
2 |
Развитие невербальной оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов. |
|
давайте представим, что… |
1 |
Развитиев оображения, фолрмирование навыка творческого сочинения |
|
Итоговое занятие |
1 |
|
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, 3 класс
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
Деятельность учащихся |
|
Невероятные ситуации |
2 |
Развитие беглости и оригинальности. Развитие воображения и мышления
|
|
Придумай слово |
2 |
Развитие вербальной беглости. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма |
|
Найди подходящие слова |
2 |
Развитие гибкости и оригинальности. Развитие способности подбирать более подходящие слова для выражения своих мыслей |
|
Если нельзя, но очень надо |
2 |
Развитие гибкости и оригинальности. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма |
|
Завершение фигуры |
2 |
Развитие невербальной гибкости и способности к детальной разработки |
|
Изменения и улучшения |
2 |
Освоение метода «Мозгового штурма». Развитие способности к детальной разработке |
|
Эпитеты и сравнения |
2 |
Развитие вербальной беглости и оригинальности. Развитие придумывать красочные эпитеты |
|
Смешение свойств |
2 |
Развитие способности преобразовывать имеющуюся информацию |
|
Спрячь слово |
2 |
Развитие гибкости мышления |
|
Как поднять другому настроение |
2 |
Развитие беглости. Развитие способонсти придумывать способы улучшения настроения у окружающих |
|
Эмоции и настроения |
2 |
Развитие вербальной гибкости и разработанности. Развитие способности классифицировать поведенческую информацию разными способами |
|
Кроссворды |
2 |
Развитие умения находить нестандартное решение. Развитие фантазии и творческого мышления |
|
Газетный репортаж |
2 |
Развитие способности создавать ряд рисунков,, действуя в ограниченных условиях. Создание необычных сочинений, написанных на основе краткой информации |
|
Придумай предложение |
2 |
Развитие образной беглости и гибкости. Развитие способности организовывать отдельные слова в сложные идеи |
|
Гости с других планет |
2 |
Развитие способности придумывать сказки, соответствующие новым идеям. Создание оригинальных сочинений |
|
Спрятавшиеся рисунки |
2 |
Развитие невербальной оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов. |
|
Незавершенные истории |
1 |
Развитиев воображения, фолрмирование навыка творческого сочинения |
|
Итоговое занятие |
1 |
|
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, 4 класс
Дата
|
Тема |
Кол-во часов |
Деятельность учащихся |
|
Что любит Пончик |
2 |
Развитие беглости, гибкости Развитие способности квалифицировать поведенческую информацию различными способами |
|
Баллада о кроте |
2 |
Развитие вербальной беглости Развитие навыков работы методом мозгового штурма |
|
Как продать старую шляпу и научиться мягким выражениям |
2 |
Развитие способности разносторонне подходить к свойствам и характеристикам объектов. Развитие способности к преобразованию имеющейся информации |
|
Треугольный робот |
2 |
Развитие невербальной гибкости и способности к детальной разработки. Развитие умения устанавливать связи между образной и вербальной информацией |
|
Как из «мухи» сделать «слона» |
2 |
Развитие способности создавать слова, действуя в ограниченных условиях. Развитие вербальной беглости |
|
Слова-настроения или звуки Нового года |
2 |
Развитие способности работать со словестными ассоциациями. Развитие способностей передавать чувства и настроения |
|
«Слово- ухо» |
1 |
Развитие способности создавать символические связи между значениями слов и способом их написания |
|
Армия групп |
1 |
|
|
ЧРВ или Ч(то) Р(ешила) В(орона) |
2 |
Развитие вербальной беглости и гибкости |
|
Зимой и летом одним цветом |
2 |
Развитие вербальной беглости и гибкости. Развитие умения находить нестандартные ответы |
|
Игра в прятки |
2 |
Развитие невербальной оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов. |
|
Придумай ребус |
2 |
Развитие гибкости мышления |
|
«Электропуговица» или как придумывать новые слова |
2 |
Развитие придумывать новые слова соответствующие новым идеям. Развитие вербального воображения |
|
Образы-символы |
2 |
Развитие невербальной разработанности. Развитие способности сосдавать отношения между образами и придуманными идеями |
|
Придумай заголовок |
2 |
Развитие умения придумывать заголовки, вызывающие интерес к материалу |
|
Подписи к карикатурам |
2 |
Развитие способности к созданию различных импликаций на образном материале |
|
Поговорка дракона |
1 |
Развитие гибкости и оригинальности |
|
Боевик «Красная шапочка» |
1 |
Развитие оригинальности и разработанносит. Развитие воображения, формирование навыка творческого сочинения |
|
Итоговое занятие |
1 |
|
|
Тестирование (Торренс) |
1 |
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для осуществления образовательного процесса по программе «Развитие творческого о мышления» необходимы следующие принадлежности:
· компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
· каждый обучающийся для занятий должен иметь: рабочую тетрадь с заданиями по развитию познавательных способностей (в 2-х частях), цветные карандаши (фломастеры), линейку, ластик.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ЛИТЕРАТУРА
Литература для преподавателя
1. Н.К. Винокурова. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. –М.: Аст-Пресс, 1999.
2. Гурская Н.В. Развитие логического стиля мышления и творческого образования. Материалы VI Международной конференции
3. «Там, за тридевять земель…». Материалы Х Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 1999.
4. Применение способностей младших школьников в центре дополнительных новых технологий в образовании», 1995.
5. Гин А.А Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.