Программа курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Волшебная мастерская"
Оценка 4.9

Программа курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Волшебная мастерская"

Оценка 4.9
Работа в классе +1
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
13.02.2020
Программа курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов  "Волшебная мастерская"
Волшебная мастерская.doc

 

 

                                                             Утверждаю:

                            директор школы: ________ 

 

 

 

 

 

 

 

Программа курса внеурочной деятельности

«Волшебная мастерская»

для учащихся 1-4 классов

 

 

 

 

 

 

                                           Составитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

 

Пояснительная записка

     Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

    Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.

    В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные из рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

     В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.

    В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.

     Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

    Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

  На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.  Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

     Лепкаодно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.

    В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей – соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”. Техника лепки проста, ее нетрудно освоить если под рукой есть соль, мука, вода.

   Тесто материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки из соленого теста доступна детям разного возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов.

   Программа рассчитана на 3 этапа обучения детей в начальных классах общеобразовательной школы. Занятия проводятся два раза в месяц в виде практических занятий.

  Цель программы: научить лепке из солёного теста, развивая речь, художественные способности, абстрактное и логическое мышление, воображение, аккуратность и самостоятельность.

  Задачи:

- повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);

- развивать общую умелость, мелкую моторику, а также пространственное мышление и воображение;

- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел

     Инструменты и материалы:



·        краски - гуашь, дополнительно – серебристая, золотистая;

·        набор кисточек из натуральных материалов (пони, белка);

·        бесцветный быстросохнущий лак;

·        деревянная скалка;

·        зубочистки;

·        небольшой кухонный нож, ножницы, в том числе маникюрные;

·        расческа;

·        формочки для выпечки (металлические);

·        пробки от бутылок с резьбой, пуговицы с рельефным рисунком;

·        баночка с водой;

·        доска для раскатывания теста;

·        небольшая кастрюлька с водой и полотенце;

·        клеенка для стола.

Рецепт соленого теста:

300 г  муки, 300 г соли, 1 столовая ложка растительного масла, 200г воды.


Содержание программы

    Программа предусматривает три этапа обучения:

I этап (Количество часов - 16)

      На первом этапе используется лепка мелких орнаментальных деталей. Несмотря на то, что в изготовлении эти фигурки довольно просты, они являются важными составными элементами композиции. Эти детали настолько красивы, что и сами по себе могут являться украшениями: это цветы, листья, ягоды, фрукты, овощи и т.д

     Изготовление мелких элементов важный этап работы перед переходом к сложным композициям. Он приучает детей к аккуратности тщательности выполнения работы.

 

II этап (Количество часов - 16)

      На втором этапе изготавливаются простые поделки, которые имеют множества вариантов выполнения. Они выглядят весьма эффективно и даже без окраски. Кольца, косы, медальоны – это распространенные украшения. Они украшаются мелкими орнаментальными деталями.

III этап (Количество часов - 16)

      На третьем этапе осуществляется переход к изготовлению более сложных композиций: сюжеты из различных народных сказок, настенные панно, плоские украшения которые изготавливаются с помощью шаблонов.

 

Тематическое планирование

 

I  этап обучения:

 

Тема

Количество часов

Примечание

1

Вводное занятие. Базовые формы. Изготовление арбуза.

2

 

2

Аркадия – райская страна.

2

 

3

Баночка-копилка «Домик»

2

 

4

Сувенир «Ёж»

2

 

5

Змейка в подсвечнике.

2

 

6

Игольница «Лапоть»

2

 

7

Ключница «Золотой ключик»

2

 

8

Изготовление часов. Оформление выставки.

2

 

 

Итого:

16

 

 

 

    Требования к учащимся по окончанию первого этапа обучения, дети должны знать/уметь:

·        уметь изготавливать тесто для поделок, знать условия хранения;

·        уметь планировать работу, доводить замысел до конца;

·        знать основные базовые формы;

·        знать способы окрашивания работ,  аккуратно оформлять работу, варьируя красками;

 

II этап обучения:

 

Тема

Количество часов

Примечание

1

Сувенир «Поросята»

2

 

2

Картина «Филин»

2

 

3

Картина «Маки»

2

 

4

Сувенир «Собачки»

2

 

5

Панно «Цыпленок и бегемот»

2

 

6

Картина «Как вкусно»

2

 

7

Панно «Будьте здоровы»

2

 

8

Панно «Одуванчики». Оформление выставки.

2

 

 

Итого:

16

 

 

   Требования к учащимся по окончанию второго этапа обучения, дети должны знать/уметь:

·        знать основные базовые элементы, уметь оформлять их в одну композицию;

·        самостоятельно изготавливать сувениры, подарки по собственному замыслу и образцу;

 

III этап обучения:

 

Тема

Количество часов

Примечание

1

Панно «Ягода-малина»

2

 

2

Панно «Ромашки»

2

 

3

Панно «Розы»

2

 

4

Картина «Подсолнух»

2

 

5

Панно «Домовёнок»

2

 

6

Панно «Сказочная белка»

2

 

7

Панно «Мишка с бабочкой»

2

 

8

Панно «Друзья»

2

 

 

Итого:

16

 

 

       Требования к учащимся по окончанию третьего этапа обучения, дети должны знать/уметь:

·        знать различные приемы и технологии выполнения работ;

·        уметь оформлять собственные выставки

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.      И. Гусева СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Мой мир. 2006.

2.      И.А. Лыкова ЛЕПИМ С МАМОЙ.

3.      М.О.Синеглазова УДИВИТЕЛЬНОЕ СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.

4.      И. Хананова СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. 2007.

5.      Г. Чаянова СОЛЕНОЕ ТЕСТО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.

Использованы материалы с сайтов:

·       Solo-nebo.narod.


Утверждаю: директор школы: ________

Утверждаю: директор школы: ________

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье

Инструменты и материалы: · краски - гуашь, дополнительно – серебристая, золотистая; · набор кисточек из натуральных материалов (пони, белка); · бесцветный быстросохнущий лак; · деревянная…

Инструменты и материалы: · краски - гуашь, дополнительно – серебристая, золотистая; · набор кисточек из натуральных материалов (пони, белка); · бесцветный быстросохнущий лак; · деревянная…

На втором этапе изготавливаются простые поделки, которые имеют множества вариантов выполнения

На втором этапе изготавливаются простые поделки, которые имеют множества вариантов выполнения

Тема Количество часов

Тема Количество часов

Литература: 1. И. Гусева

Литература: 1. И. Гусева
Скачать файл