РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Калейдоскоп оптических явлений»
для 6 – х классов
Пояснительная записка
1.1. Характеристика модуля
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп оптических явлений» составлена на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2.Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 18.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
3.Положение о рабочей программе курса внеурочной деятельности
На изучение данного курса отводится 8 часов по 40 минут каждый, из расчета 1 час в неделю. Программа курса внеурочной деятельности разработана для учащихся 6-х классов.
Содержание курса позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами физики, что способствует развитию интереса к началу изучения нового предмета. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Материал занятий подобран так, что позволяет учащимся осуществлять изобретательскую, творческую деятельность, а это удовлетворяет их стремление к самостоятельной познавательной деятельности. Программа курса включает в себя такие формы работы, как лекция-диалог, демонстрационный эксперимент, проект, исследовательская лаборатория.
Курс основан на применении знаний материала следующих тем:
Свет;
Законы отражения света;
Законы преломления света.
Программа кружка «Калейдоскоп оптических явлений» содержит материал, который знакомит учащихся с явлениями физики, часто встречающимися в повседневной жизни, тем самым создавая базу для начала изучения физики.
Особенностью работы кружка является изучение практического применения знаний, их связи с наукой и техникой, истории возникновения и развития научных представлений. Занятия кружка предполагают не только приобретение дополнительных знаний по физике, но и развитие способности у них самостоятельно приобретать знания, умений проводить опыты, вести наблюдения.
1.2 Цель изучения курса: способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики на последующих этапах обучения.
1.3. Задачи:
• формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
• формирование представления о научном методе познания;
• развитие интереса к исследовательской деятельности;
• развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
• развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
• развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
• использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
• включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую.
2. Содержание учебного модуля
Тема 1«Введение»
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Полезные ссылки по физике в сети Интернет. Методы изучения физических явлений. Физический эксперимент. Правила проведения школьного эксперимента. Компьютеры в физических исследованиях и при изучении физики.
Тема 2 «Что такое свет»
Свет. Распространение света. Световые явления в литературе.
Тема 3 «Тени»
История создания силуэтов. Время по часам теней. Исследовательская лаборатория (цыпленок в яйце).
Тема 4 «Зеркала»
Прямые зеркала. Получение изображений с помощью зеркал.
Тема 5 «Перископ»
Что такое перископ. Применение перископа. Изготовление перископа.
Тема 6 «Глаз»
Глаз – оптическая система. Дефекты зрения.
Тема 7«Калейдоскоп»
Изготовление калейдоскопа.
Тема 8 «Конкурс творческих работ»
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результатыпрограммы внеурочной деятельности:
· умение пользоваться простейшими измерительными приборами, собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений;
· применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств;
· формирование убеждения в познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей.
Метапредметные:
· овладение знаниями наиболее часто встречающиеся в окружающей природе и технике оптических явлений;
· приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
· формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Личностные:
· сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
· убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
· мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода;
· формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
4. Тематическое планирование
№ п/п |
Название темы (раздела) |
Количество часов на изучение |
Количество часов (теория/практика) |
Формы работы, виды деятельности |
Используемое оборудование |
ЭОР |
1 |
Введение. |
1 |
0,5/0,5 |
Беседа, практическая работа, работа с дополнительной литературой, самостоятельная работа. |
Зеркала, линзы, лазерная указка, линейка. |
1. 1.https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fpubliclab.org%2Fnotes%2Fwarren%2F11-30-2017%2Fbuild-a-papercraft-spectrometer-for-your-phone-version-2-0&cc_key=
2. РЭШ https://resh.edu.ru/
3. ЯКласс https://www.yaklass.ru/
|
2 |
Что такое свет |
1 |
0,5/0,5 |
|||
3 |
Тени |
1 |
0,5/0,5 |
|||
4 |
Зеркала |
1 |
0,5/0,5 |
|||
5 |
Перископ |
1 |
0,5/0,5 |
|||
6 |
Глаз |
1 |
0,5/0,5 |
|||
7 |
Калейдоскоп |
1 |
0,5/0,5 |
|||
8 |
Конкурс творческих работ |
1 |
0,5/0,5 |
5. Формы достижения планируемых результатов
Зачёт |
Необходимый обязательный,
программный уровень усвоен. Частичное или полное выполнение обязательных
заданий. Частичное или полное усвоение программного материала.
|
Незачёт |
Необходимый обязательный, программный уровень не усвоен. Обязательные задания не выполнены. |
6. Оценка планируемых результатов
· Сообщение (реферат);
· Участие в дискуссиях;
· Участие в совместной деятельности;
· Умение выполнять и представлять результаты индивидуальной (или групповой) работы;
· Умение работать с дополнительным материалом.
7. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Мотылёва Э.И. Большая книга экспериментов. М.: «РОСМЕН», 2014 г.
2. Овчинникова Д.А. Занимательные опыты и эксперименты. М.: Айриспресс, 2006 г.
3. Перельман Я.И., Занимательная физика. М.: «Наука» .
4. Селезнёв В.И., Увлекательная физика. М.: «Новая школа», 1997 г.
5. Шербакова Ю. В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 кл. - Издательство «ГЛОБУС», 2008г.
8. Воспитательные аспекты программы
· Воспитать убеждённость в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники;
· Воспитать уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.