Программа курса внеурочной деятельности "Моя безопасность"

  • docx
  • 02.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 15 Моя безопасность.docx

Приложение 15

УТВЕРЖДЕНО

приказом по основной деятельности

№ 154 от 30. 08. 2018

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя безопасность»

 

Программа курса внеурочной деятельности  разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения

 

Пояснительная записка

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в  повседневной   жизни (безопасность на  дорогах,  пожарная  безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Актуальность рабочей программы по ОБЖ заключается в том, что обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и т.п.

Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 5 – 9  классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности

         Овладение знаниями о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, влияние их последствий на безопасность личности, общества и государства;

         Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, индивидуальной системы защищенности жизненно важных интересов от внутренних угроз и умения оказать первую помощь при неотложных состояниях;

         Формирование умения предвидеть возникновении опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников, в том числе и Интернета;

         Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, формирование умей принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

         Формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часа (0,5 часа в неделю)
Курс «Моя безопасность» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Структура курса «Моя безопасность» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля:
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;

- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- умение оказать первую помощь пострадавшим;

- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Планируемые результаты:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

- воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства

- овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Содержание курса внеурочной деятельности

МОДУЛЬ 1
Раздел 1.Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

- Человек, среда его обитания, безопасность человека.

- Опасные ситуации техногенного характера

- Опасные ситуации природного характера

- Опасные ситуации социального характера

- Чрезвычайные ситуации.

- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

МОДУЛЬ 2

Основы здорового образа жизни.

- Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

- Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

- Основы медицинских знаний . Оказание ПМП.

- Первая медицинская помощь и правила ее оказания.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

№ п.п.

Дата

Тема

Виды внеурочной деятельности

Часы

1.       

 

Город как среда его обитания. Особенности природных условий в городе

Анализируют инструкции.

Объясняют необходимость соблюдения правил безопасности.

Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации

1

2.       

 

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

Взаимоотношения людей, проживающих в городе.

 Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов. Различают предметы бытовой химии.

1

3.       

 

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

Объясняют значение слов «дорожная обстановка»

1

4.       

 

Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира

Изучают рекомендации. Выполняют задание в тетради.

1

5.       

 

Пожарная безопасность

Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации. Учатся предвидеть опасности, уметь их избегать. Проверяют свои знания по теме.

1

6.       

 

Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Обеспечение личной безопасности дома

Запоминают правила безопасного поведения в бытовых ситуациях. Анализируют ситуации, обосновывают свою точку зрения.

1

7.       

 

Погодные условия и безопасность человека

Характеризую основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия. Различают меры безопасного поведения в условиях погодных явлений.

1

8.       

 

Экологическая безопасность. Безопасность на водоёмах

Различают состояние водоемов в различное время года. Объясняют правила поведения на водоемах. Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

1

9.       

 

Криминогенные ситуации и личная безопасность. Обеспечение личной безопасности на улице

 Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия.

 Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения.

1

10.   

 

Чрезвычайные ситуации природного  и техногенного характера. Общие правила поведения.

 Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома. Составляют правила собственного безопасного поведения дома.

Распознают признаки возникновения опасной ситуации  на улице. Составляют правила собственного безопасного поведения  на улице

1

11.   

 

О здоровом образе жизни. Режим дня

Объясняют основные положения о здоровом образе жизни.

1

12.   

 

Двигательная активность и закаливание. Рациональное питание.

Распознают виды двигательной активности и закаливания. Анализируют результаты  физической нагрузки и закаливания.

1

13.   

 

Вредные привычки, их влияние и профилактика.

Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности

1

14.   

 

Первая медицинская помощь и правила её оказания

 Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой медицинской помощи.

1

15.   

 

Оказание первой медицинской помощи при укусах собак, крыс

 Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой медицинской помощи.

1

16.   

 

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах

Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при ушибах и ссадинах.

1

17.   

 

Первая медицинская помощь при отравлениях (пищевых)

Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при ушибах и ссадинах.

1

ИТОГО:

17 ЧАСОВ

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

1.      Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение

http://www.risk-net.ru

2.      Все о пожарной безопасности

http://www.hsea.ru

3.      Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России»

http://www.znopr.ru

4.      Лига здоровья нации

http://www.ligazn.ru

5.      Первая медицинская помощь

http://www.meduhod.ru

6.      Портал детской безопасности

http://www.spas-extreme.ru

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011

8. Примерные программы по учебным предметам. ОБЖ 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011

 9. ОБЖ.  5  класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под  ред. А.Т. Смирнова.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение»-М.: Просвещение, 2012

10. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки.5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под. Ред. А.Т. Смирнова; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2012.

11. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».-М.: Просвещение,2012

12. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под.ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.:  Просвещение, 2013.

13. Электронное приложение к учебнику А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова


 

Скачано с www.znanio.ru