Приложение 15
УТВЕРЖДЕНО
приказом по основной деятельности
№ 154 от 30. 08. 2018
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя безопасность»
Программа курса внеурочной деятельности разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения
Пояснительная записка
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).
По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Актуальность рабочей программы по ОБЖ заключается в том, что обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и т.п.
Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 5 – 9 классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности
• Овладение знаниями о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, влияние их последствий на безопасность личности, общества и государства;
• Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, индивидуальной системы защищенности жизненно важных интересов от внутренних угроз и умения оказать первую помощь при неотложных состояниях;
• Формирование умения предвидеть возникновении опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников, в том числе и Интернета;
• Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, формирование умей принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• Формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Рабочая программа рассчитана на 17 учебных
часа (0,5 часа в неделю)
Курс «Моя безопасность» предназначен для воспитания личности безопасного типа,
хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и
жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся
решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Структура курса «Моя безопасность» при
модульном построении содержания основного общего образования включает в себя
два учебных модуля:
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Планируемые результаты:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
- воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства
- овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Содержание курса внеурочной деятельности
МОДУЛЬ
1 |
- Человек, среда его обитания, безопасность человека. |
- Опасные ситуации техногенного характера |
- Опасные ситуации природного характера |
- Опасные ситуации социального характера |
- Чрезвычайные ситуации. |
- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера |
МОДУЛЬ 2 Основы здорового образа жизни. |
- Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни |
- Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. |
- Основы медицинских знаний . Оказание ПМП. |
- Первая медицинская помощь и правила ее оказания. |
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ п.п. |
Дата |
Тема |
Виды внеурочной деятельности |
Часы |
1. |
|
Город как среда его обитания. Особенности природных условий в городе |
Анализируют инструкции. Объясняют необходимость соблюдения правил безопасности. Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации |
1 |
2. |
|
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Взаимоотношения людей, проживающих в городе. |
Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов. Различают предметы бытовой химии. |
1 |
3. |
|
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения |
Объясняют значение слов «дорожная обстановка» |
1 |
4. |
|
Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира |
Изучают рекомендации. Выполняют задание в тетради. |
1 |
5. |
|
Пожарная безопасность |
Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации. Учатся предвидеть опасности, уметь их избегать. Проверяют свои знания по теме. |
1 |
6. |
|
Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Обеспечение личной безопасности дома |
Запоминают правила безопасного поведения в бытовых ситуациях. Анализируют ситуации, обосновывают свою точку зрения. |
1 |
7. |
|
Погодные условия и безопасность человека |
Характеризую основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия. Различают меры безопасного поведения в условиях погодных явлений. |
1 |
8. |
|
Экологическая безопасность. Безопасность на водоёмах |
Различают состояние водоемов в различное время года. Объясняют правила поведения на водоемах. Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. |
1 |
9. |
|
Криминогенные ситуации и личная безопасность. Обеспечение личной безопасности на улице |
Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения. |
1 |
10. |
|
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Общие правила поведения. |
Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома. Составляют правила собственного безопасного поведения дома. Распознают признаки возникновения опасной ситуации на улице. Составляют правила собственного безопасного поведения на улице |
1 |
11. |
|
О здоровом образе жизни. Режим дня |
Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. |
1 |
12. |
|
Двигательная активность и закаливание. Рациональное питание. |
Распознают виды двигательной активности и закаливания. Анализируют результаты физической нагрузки и закаливания. |
1 |
13. |
|
Вредные привычки, их влияние и профилактика. |
Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности |
1 |
14. |
|
Первая медицинская помощь и правила её оказания |
Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой медицинской помощи. |
1 |
15. |
|
Оказание первой медицинской помощи при укусах собак, крыс |
Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой медицинской помощи. |
1 |
16. |
|
Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах |
Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при ушибах и ссадинах. |
1 |
17. |
|
Первая медицинская помощь при отравлениях (пищевых) |
Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при ушибах и ссадинах. |
1 |
ИТОГО: |
17 ЧАСОВ |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
1. Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение
http://www.risk-net.ru
2. Все о пожарной безопасности
http://www.hsea.ru
3. Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России»
http://www.znopr.ru
4. Лига здоровья нации
http://www.ligazn.ru
5. Первая медицинская помощь
http://www.meduhod.ru
6. Портал детской безопасности
http://www.spas-extreme.ru
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
8. Примерные программы по учебным предметам. ОБЖ 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011
9. ОБЖ. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение»-М.: Просвещение, 2012
10. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки.5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под. Ред. А.Т. Смирнова; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2012.
11. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».-М.: Просвещение,2012
12. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под.ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.
13. Электронное приложение к учебнику А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.