Программа курса внеурочной деятельности "Моя малая родина"

  • docx
  • 02.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 20 - Моя малая родина.docx

Приложение 20

УТВЕРЖДЕНО

приказом по основной деятельности

№ 154 от 30. 08. 2018

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя малая родина»

 

Программа курса внеурочной деятельности  разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения

 

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая родина» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к Родине, родному посёлку, к школе.

Данная программа курса предназначена для учащихся в возрасте от 12 лет до 14 лет на один год обучения. Характерной особенностью восприятия детей данного возраста является их тесная связь с действиями. Поэтому самостоятельные действия обучающихся с предметами, участие в процессе восприятия предмета различных анализаторов (не только зрения и слуха, но и осязания) являются очень важным условием полноты и точности их восприятия. Музейное пространство позволяет детям не только услышать, что-то интересное, но и увидеть, тот объект или предмет, о котором рассказывает экскурсовод.

Деятельность в музее позволяет ученику проявить себя в непродолжительном  рассказе (15-20 мин), благодаря его расчлененности на логически законченные части, яркости, образности, эмоциональности языка, широкого использования средств наглядности. На основе наблюдений формируются представления обучающихся и глубже, достовернее становятся их знания. Наблюдения, проведенные на экскурсии, должны лечь в основу самостоятельных выводов и обобщений учащихся. Наблюдение невозможно организовать без наличия у обучающихся должной наблюдательности, т.е. умение видеть в окружающей среде нужный объект со всеми характерными его чертами и признаками, а так же понять его связь с другими объектами. Развитие наблюдательности должно происходить в условиях максимальной активности и самостоятельности каждого учащегося.

На экскурсиях развивается умение сосредоточенно слушать более или менее длительный рассказ экскурсовода. Это требует от учащихся большого напряжения внимания. Экскурсии только тогда станут действенным средством в осуществлении обучения на основе тесной связи с жизнью, когда живые и яркие представления, созданные на экскурсии, будут систематически применяться при формировании новых понятий на всех учебных предметах. Это поможет еще шире раскрыть пытливому детскому взору окно в жизнь, научит его познавать окружающий мир.

Систематически проводимая в школе экскурсионная работа, в определенной мере влияет и на быт семьи, в которой растет ребенок. Дети становятся организаторами культурного семейного отдыха, они приглашают родителей в музеи, парки, на выставки, в природу.

Вся работа на экскурсиях и после нее совершается посредством выражения добытых на экскурсии знаний, впечатлений в речи. Можно говорить о двусторонней связи, существующей между экскурсией и родным языком. Новые объекты и явления, изучаемые на экскурсии, пополняют словарный запас учащихся такими словами, за которыми стоят четкие, ясные образы. Яркие впечатления наталкивают детей на верные образные сравнения, обогащают их речь.

Общество может развиваться лишь в том случае, если старшие поколения будут передавать младшим весь накопленный ими опыт. Овладев этим опытом, каждое новое поколение углубляет, развивает и совершенствует его, дополняя новым опытом, открытиями и изобретениями. Благодаря этому происходит накопление опыта, складывается система знаний. Если бы старшее поколение не передавало младшему своего опыта, то он был бы безвозвратно потерян вместе с уходом старшего поколения. Тогда младшему поколению пришлось бы вновь открывать все с самого начала. По мере развития науки, техники, культуры, производства и общественных отношений богаче и многообразнее становился опыт людей. Это усложняло передачу его подрастающим поколениям.

В ходе обучения ведется также работа по развитию у детей мышления, познавательных способностей и творческих сил, формированию мировоззрения и нравственных качеств. Эстетическое воспитание ставит целью научить молодое поколение понимать и ценить прекрасное в природе, обществе, труде и взаимоотношениях людей, в произведениях литературы и искусства, а также сформировать у него умение создавать прекрасное в процессе своей деятельности.

          В деле нравственного воспитания большое значение имеет знакомство с окружающим миром. На замечательных примерах жизни и деятельности людей мы имеем возможность воспитывать лучшие моральные чувства, первые этические понятия и навыки общественного поведения детей. Постепенно воспитываются бережное отношение к вещам, дружелюбное отношение к товарищам, уважение к старшим, любовь к Родине, малой Родине, школе

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа.

Цель: привитие музейной культуры средствами экскурсионной работы.

Задачи:

1. Познакомить обучащихся с источниками информации в школьном музее.

2. Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода.

3. Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия.

4. Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую инициативу учащихся.

5. Обеспечить условия  духовно-нравственного становления подрастающего поколения путем приобщения к музейной культуре.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате освоения содержания программы у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностные результаты:

При достижении личностных результатов у обучающихся будут сформированы:

·         познавательный интерес к истории своей малой родины;

·         ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

·         основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

·         ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·         знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

·         эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

·         основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

·         чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

Метапредметные результаты:

При достижении метапредметных результатов у обучающихся будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·         планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

·         учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·         осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·         оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

·         адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

·         различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

·         в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·         проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

·         оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·         осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

·         осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

·         выражать речь в устной и письменной форме;

·         проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

·         осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

·         записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

·         осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·         осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·         строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

·         допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

·         учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·         формулировать собственное мнение и позицию;

·         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·         задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

·         адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

·         учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

·         учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·         понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·         аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·         содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

·         точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

·         осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·         адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Содержание курса внеурочной деятельности

Введение.  Определение цели и задач курса внеурочной деятельности. История музейного дела, типы музеев. Музейные профессии. Виды экскурсий.

1. Историческая география. Знакомство с особенностями топографии. Основы топонимики. Особенности двуязычности названий мест нашего края.

 2. Геральдика. Значение геральдики в изучении прошлого и понимании особенностей народов и родов.

3. Основы археологии. Представления о проведении раскопок. Участие в качестве наблюдателей и помощников в раскопках на полях боев.

4. Музейное дело. Знакомство с музейными понятиями. Изучение имеющейся в музее экспозиции. Прослушивание профессиональных экскурсий в музеях Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

5. Архивное дело. Знакомство с архивным делопроизводством, поиск архивной информации по каталогам, правила пользования архивом и архивным документом. Правила хранения архивных документов.

6. Поисковые навыки. Представление о носителях исторической и краеведческой информации. Практическая деятельность обучающихся по поиску в специализированных изданиях, библиотеках, Интернет- ресурсах, на местах захоронений.

7. Навыки экскурсовода. Знакомство с методическими рекомендациями. Определение правильной позиции экскурсовода во время проведения экскурсии. Работа с голосом и проработка подготовки текстов к экспонатам.

8. Работа по составлению и проведению экскурсий. Лекции по темам экспозиций музея, выбор близких тем. Индивидуальная и групповая работа по разработке экскурсии по отдельным тематикам стендов. Составление плана, конспекта экскурсии, выписка цитат, подбор стихотворений, фотографий для использования в экскурсии. Подготовка и проведение экскурсий с различными возрастными группами.

9. Электронный вид экскурсий. Знакомство с программами PAINT, Adobe Dreamweaver, Adobe Photoshop. Составление презентаций по материалам музея и способы донесения информации экспозиций до слушателей.

10. Анализ проведенных экскурсий. Рефлексия индивидуальная и групповая. Корректировка необходимых моментов.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

№ п.п.

Дата

Тема

Виды внеурочной деятельности

Часы

1.       

 

Введение.  Определение цели и задач курса внеурочной деятельности.

Знакомятся с целями и задачами курса.

1

2.       

 

История музейного дела, типы музеев.

Участвуют в диалоге, формулируя высказывания рамках темы, учитывая разные мнения.

1

3.       

 

Музейные профессии.

1

4.       

 

Виды экскурсий.

1

5.       

 

Историческая география. Знакомство с особенностями топографии.

Осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации

 

1

6.       

 

Основы топонимики. Особенности двуязычности названий мест нашего края.

Осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации

1

7.       

 

Геральдика. Значение геральдики в изучении прошлого и понимании особенностей народов и родов.

Участвуют в диалоге, формулируя высказывания рамках темы, учитывая разные мнения.

2

8.       

 

9.       

 

Основы археологии. Представления о проведении раскопок.

Участвуют в качестве наблюдателей и помощников в раскопках.

2

10.   

 

11.   

 

Музейное дело. Знакомство с музейными понятиями.

Самостоятельный поиск информации из разных источников: интернет ресурсы, исторические книги

1

12.   

 

Изучение имеющейся в музее экспозиции. Прослушивание профессиональных экскурсий в музеях Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Прослушивают профессиональные экскурсии в музеях Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

2

13.   

 

14.   

 

Архивное дело. Знакомство с архивным делопроизводством, поиск архивной информации по каталогам, правила пользования архивом и архивным документом.

Осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации

3

15.   

 

16.   

 

17.   

 

Правила хранения архивных документов.

Конструктивно взаимодействуют с партнёрами при выполнении общего задания

1

18.   

 

Поисковые навыки. Представление о носителях исторической и краеведческой информации.

По группам составляют: буклет, рекламный ролик, пригласительные билеты по тематике.

3

19.   

 

20.   

 

21.   

 

Практическая деятельность обучающихся по поиску в специализированных изданиях, библиотеках, Интернет- ресурсах, на местах захоронений.

Конструктивно взаимодействуют с партнёрами при выполнении общего задания

2

22.   

 

23.   

 

Навыки экскурсовода. Знакомство с методическими рекомендациями.

Знакомятся с методическими рекомендациями. Конструктивно взаимодействуют с партнёрами при выполнении общего задания

1

24.   

 

Определение правильной позиции экскурсовода во время проведения экскурсии.

Работают индивидуально и в  группе

1

25.   

 

Работа с голосом и проработка подготовки текстов к экспонатам.

Проговаривают разными интонациями тексты к экспонатам

1

26.   

 

Работа по составлению и проведению экскурсий. Лекции по темам экспозиций музея, выбор близких тем.

Работают индивидуально и в  группе по разработке экскурсии по отдельным тематикам стендов. Составляют план, конспект экскурсии, выписывают цитаты, подбирают стихотворения, фотографии для использования в экскурсии. Подготовка и проведение экскурсий с различными возрастными группами.

3

27.   

 

28.   

 

29.   

 

Электронный вид экскурсий. Знакомство с программами PAINT, Adobe Dreamweaver, Adobe Photoshop.

Составляют презентации по материалам музея, ищут способы донесения информации экспозиций до слушателей.

 

4

30.   

 

31.   

 

32.   

 

33.   

 

Анализ проведенных экскурсий.

Проводят индивидуальную и групповую рефлексию. Корректируют необходимые моменты.

2

34.   

 

ИТОГО:

34 ЧАСА

 

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

·           Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  картинок

·           Магнитно-маркерная доска

·           Компьютер

·           Мультимедийный проектор

·           Интерактивная приставка

·           Фотоаппарат, фотокамера

·           Документ-камера

·           МФУ

·           Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике

·           Интернет-ресурсы, соответствующие тематике

·           Работа со школьниками в краеведческом музее. (Учеб.-метод. пособие).- М., 2016.

·           Серебряный пояс России: путешествие по земле Ленинградской/ авт. сост. Н.А. Сырейщикова, Л.А. Задоя. - СПб.:Дрофа,2014.

·           Школьный музей: теория и практика: методическое пособие.- М., 2018.

·           Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. Пособие по музейной педагогике. – М., 2016.


 

·           Скачано с www.znanio.ru