Приложение 20
УТВЕРЖДЕНО
приказом по основной деятельности
№ 154 от 30. 08. 2018
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя малая родина»
Программа курса внеурочной деятельности разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая родина» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к Родине, родному посёлку, к школе.
Данная программа курса предназначена для учащихся в возрасте от 12 лет до 14 лет на один год обучения. Характерной особенностью восприятия детей данного возраста является их тесная связь с действиями. Поэтому самостоятельные действия обучающихся с предметами, участие в процессе восприятия предмета различных анализаторов (не только зрения и слуха, но и осязания) являются очень важным условием полноты и точности их восприятия. Музейное пространство позволяет детям не только услышать, что-то интересное, но и увидеть, тот объект или предмет, о котором рассказывает экскурсовод.
Деятельность в музее позволяет ученику проявить себя в непродолжительном рассказе (15-20 мин), благодаря его расчлененности на логически законченные части, яркости, образности, эмоциональности языка, широкого использования средств наглядности. На основе наблюдений формируются представления обучающихся и глубже, достовернее становятся их знания. Наблюдения, проведенные на экскурсии, должны лечь в основу самостоятельных выводов и обобщений учащихся. Наблюдение невозможно организовать без наличия у обучающихся должной наблюдательности, т.е. умение видеть в окружающей среде нужный объект со всеми характерными его чертами и признаками, а так же понять его связь с другими объектами. Развитие наблюдательности должно происходить в условиях максимальной активности и самостоятельности каждого учащегося.
На экскурсиях развивается умение сосредоточенно слушать более или менее длительный рассказ экскурсовода. Это требует от учащихся большого напряжения внимания. Экскурсии только тогда станут действенным средством в осуществлении обучения на основе тесной связи с жизнью, когда живые и яркие представления, созданные на экскурсии, будут систематически применяться при формировании новых понятий на всех учебных предметах. Это поможет еще шире раскрыть пытливому детскому взору окно в жизнь, научит его познавать окружающий мир.
Систематически проводимая в школе экскурсионная работа, в определенной мере влияет и на быт семьи, в которой растет ребенок. Дети становятся организаторами культурного семейного отдыха, они приглашают родителей в музеи, парки, на выставки, в природу.
Вся работа на экскурсиях и после нее совершается посредством выражения добытых на экскурсии знаний, впечатлений в речи. Можно говорить о двусторонней связи, существующей между экскурсией и родным языком. Новые объекты и явления, изучаемые на экскурсии, пополняют словарный запас учащихся такими словами, за которыми стоят четкие, ясные образы. Яркие впечатления наталкивают детей на верные образные сравнения, обогащают их речь.
Общество может развиваться лишь в том случае, если старшие поколения будут передавать младшим весь накопленный ими опыт. Овладев этим опытом, каждое новое поколение углубляет, развивает и совершенствует его, дополняя новым опытом, открытиями и изобретениями. Благодаря этому происходит накопление опыта, складывается система знаний. Если бы старшее поколение не передавало младшему своего опыта, то он был бы безвозвратно потерян вместе с уходом старшего поколения. Тогда младшему поколению пришлось бы вновь открывать все с самого начала. По мере развития науки, техники, культуры, производства и общественных отношений богаче и многообразнее становился опыт людей. Это усложняло передачу его подрастающим поколениям.
В ходе обучения ведется также работа по развитию у детей мышления, познавательных способностей и творческих сил, формированию мировоззрения и нравственных качеств. Эстетическое воспитание ставит целью научить молодое поколение понимать и ценить прекрасное в природе, обществе, труде и взаимоотношениях людей, в произведениях литературы и искусства, а также сформировать у него умение создавать прекрасное в процессе своей деятельности.
В деле нравственного воспитания большое значение имеет знакомство с окружающим миром. На замечательных примерах жизни и деятельности людей мы имеем возможность воспитывать лучшие моральные чувства, первые этические понятия и навыки общественного поведения детей. Постепенно воспитываются бережное отношение к вещам, дружелюбное отношение к товарищам, уважение к старшим, любовь к Родине, малой Родине, школе
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа.
Цель: привитие музейной культуры средствами экскурсионной работы.
Задачи:
1. Познакомить обучащихся с источниками информации в школьном музее.
2. Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода.
3. Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия.
4. Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую инициативу учащихся.
5. Обеспечить условия духовно-нравственного становления подрастающего поколения путем приобщения к музейной культуре.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения содержания программы у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты:
При достижении личностных результатов у обучающихся будут сформированы:
· познавательный интерес к истории своей малой родины;
· ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
· эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
Метапредметные результаты:
При достижении метапредметных результатов у обучающихся будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
· различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
· оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
· осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
· выражать речь в устной и письменной форме;
· проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
· точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение. Определение цели и задач курса внеурочной деятельности. История музейного дела, типы музеев. Музейные профессии. Виды экскурсий.
1. Историческая география. Знакомство с особенностями топографии. Основы топонимики. Особенности двуязычности названий мест нашего края.
2. Геральдика. Значение геральдики в изучении прошлого и понимании особенностей народов и родов.
3. Основы археологии. Представления о проведении раскопок. Участие в качестве наблюдателей и помощников в раскопках на полях боев.
4. Музейное дело. Знакомство с музейными понятиями. Изучение имеющейся в музее экспозиции. Прослушивание профессиональных экскурсий в музеях Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
5. Архивное дело. Знакомство с архивным делопроизводством, поиск архивной информации по каталогам, правила пользования архивом и архивным документом. Правила хранения архивных документов.
6. Поисковые навыки. Представление о носителях исторической и краеведческой информации. Практическая деятельность обучающихся по поиску в специализированных изданиях, библиотеках, Интернет- ресурсах, на местах захоронений.
7. Навыки экскурсовода. Знакомство с методическими рекомендациями. Определение правильной позиции экскурсовода во время проведения экскурсии. Работа с голосом и проработка подготовки текстов к экспонатам.
8. Работа по составлению и проведению экскурсий. Лекции по темам экспозиций музея, выбор близких тем. Индивидуальная и групповая работа по разработке экскурсии по отдельным тематикам стендов. Составление плана, конспекта экскурсии, выписка цитат, подбор стихотворений, фотографий для использования в экскурсии. Подготовка и проведение экскурсий с различными возрастными группами.
9. Электронный вид экскурсий. Знакомство с программами PAINT, Adobe Dreamweaver, Adobe Photoshop. Составление презентаций по материалам музея и способы донесения информации экспозиций до слушателей.
10. Анализ проведенных экскурсий. Рефлексия индивидуальная и групповая. Корректировка необходимых моментов.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ п.п. |
Дата |
Тема |
Виды внеурочной деятельности |
Часы |
1. |
|
Введение. Определение цели и задач курса внеурочной деятельности. |
Знакомятся с целями и задачами курса. |
1 |
2. |
|
История музейного дела, типы музеев. |
Участвуют в диалоге, формулируя высказывания рамках темы, учитывая разные мнения. |
1 |
3. |
|
Музейные профессии. |
1 |
|
4. |
|
Виды экскурсий. |
1 |
|
5. |
|
Историческая география. Знакомство с особенностями топографии. |
Осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации
|
1 |
6. |
|
Основы топонимики. Особенности двуязычности названий мест нашего края. |
Осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации |
1 |
7. |
|
Геральдика. Значение геральдики в изучении прошлого и понимании особенностей народов и родов. |
Участвуют в диалоге, формулируя высказывания рамках темы, учитывая разные мнения. |
2 |
8. |
|
|||
9. |
|
Основы археологии. Представления о проведении раскопок. |
Участвуют в качестве наблюдателей и помощников в раскопках. |
2 |
10. |
|
|||
11. |
|
Музейное дело. Знакомство с музейными понятиями. |
Самостоятельный поиск информации из разных источников: интернет ресурсы, исторические книги |
1 |
12. |
|
Изучение имеющейся в музее экспозиции. Прослушивание профессиональных экскурсий в музеях Ленинградской области и Санкт-Петербурга. |
Прослушивают профессиональные экскурсии в музеях Ленинградской области и Санкт-Петербурга. |
2 |
13. |
|
|||
14. |
|
Архивное дело. Знакомство с архивным делопроизводством, поиск архивной информации по каталогам, правила пользования архивом и архивным документом. |
Осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации |
3 |
15. |
|
|||
16. |
|
|||
17. |
|
Правила хранения архивных документов. |
Конструктивно взаимодействуют с партнёрами при выполнении общего задания |
1 |
18. |
|
Поисковые навыки. Представление о носителях исторической и краеведческой информации. |
По группам составляют: буклет, рекламный ролик, пригласительные билеты по тематике. |
3 |
19. |
|
|||
20. |
|
|||
21. |
|
Практическая деятельность обучающихся по поиску в специализированных изданиях, библиотеках, Интернет- ресурсах, на местах захоронений. |
Конструктивно взаимодействуют с партнёрами при выполнении общего задания |
2 |
22. |
|
|||
23. |
|
Навыки экскурсовода. Знакомство с методическими рекомендациями. |
Знакомятся с методическими рекомендациями. Конструктивно взаимодействуют с партнёрами при выполнении общего задания |
1 |
24. |
|
Определение правильной позиции экскурсовода во время проведения экскурсии. |
Работают индивидуально и в группе |
1 |
25. |
|
Работа с голосом и проработка подготовки текстов к экспонатам. |
Проговаривают разными интонациями тексты к экспонатам |
1 |
26. |
|
Работа по составлению и проведению экскурсий. Лекции по темам экспозиций музея, выбор близких тем. |
Работают индивидуально и в группе по разработке экскурсии по отдельным тематикам стендов. Составляют план, конспект экскурсии, выписывают цитаты, подбирают стихотворения, фотографии для использования в экскурсии. Подготовка и проведение экскурсий с различными возрастными группами. |
3 |
27. |
|
|||
28. |
|
|||
29. |
|
Электронный вид экскурсий. Знакомство с программами PAINT, Adobe Dreamweaver, Adobe Photoshop. |
Составляют презентации по материалам музея, ищут способы донесения информации экспозиций до слушателей.
|
4 |
30. |
|
|||
31. |
|
|||
32. |
|
|||
33. |
|
Анализ проведенных экскурсий. |
Проводят индивидуальную и групповую рефлексию. Корректируют необходимые моменты. |
2 |
34. |
|
|||
ИТОГО: |
34 ЧАСА |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
· Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок
· Магнитно-маркерная доска
· Компьютер
· Мультимедийный проектор
· Интерактивная приставка
· Фотоаппарат, фотокамера
· Документ-камера
· МФУ
· Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике
· Интернет-ресурсы, соответствующие тематике
· Работа со школьниками в краеведческом музее. (Учеб.-метод. пособие).- М., 2016.
· Серебряный пояс России: путешествие по земле Ленинградской/ авт. сост. Н.А. Сырейщикова, Л.А. Задоя. - СПб.:Дрофа,2014.
· Школьный музей: теория и практика: методическое пособие.- М., 2018.
· Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. Пособие по музейной педагогике. – М., 2016.
· Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.