Приложение 24
УТВЕРЖДЕНО
приказом по основной деятельности
№ 154 от 30. 08. 2018
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я - первоклассник»
Программа курса внеурочной деятельности для первоклассников в адаптационный период «Я – первоклассник» разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная программа рассчитана на изучение 8 часов музыки, изобразительного искусства, технологии и 26 часов физической культуры в адаптационный период обучающихся 1 класса в сентябре-октябре. Модуль «Ты учишься изображать» (предмет: изобразительное искусство) – один раз в неделю; модуль «Музыка вокруг нас» (предмет: музыка) - один раз в неделю; модуль «Мир вокруг нас» (предмет: технология) - один раз в неделю; модуль «Здоровый образ жизни» (предмет: физическая культура) – три раза в неделю.
Пояснительная записка
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.
Первый год обучения трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.
Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно не допустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно.
Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Целесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных. Специальной дополнительной работы учителя и психолога требует устранение трудностей обучения, возникающие у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах.
Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.
Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения детей, связанные с их умением общаться с взрослыми и сверстниками. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Не допустим авторитарный стиль общения учителя с ребенком.
Первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п.
Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать её, не исключать из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).
Игра с правилами, как и учебная деятельность, обязательно дает результат: развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные). Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика.
Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы и т.п.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом (столом) в соответствии с ростом, состоянием слуха и зрения ребенка. Целесообразно располагать столы так, чтобы можно было организовать фронтальную, парную и групповую работу на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников рекомендуется хранить в школе.
Данная программа помогает учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статистического напряжения школьников при одновременном выполнении программ по всем предметам.
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.
В первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. В письме «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы сказано: «...в сентябре – октябре проводится ежедневно по три урока, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статистического напряжения школьников, рекомендуется на четвертых уроках использовать не классно – урочную, а иные формы организации учебного процесса.
Согласно учебному плану в 1 классе учебная нагрузка составляет 21 час в неделю. Первыми часами рекомендуется проводить уроки чтения и русского языка (период обучения грамоте).
В течение восьми недель последними часами проводятся уроки физкультуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков – игр, уроков – экскурсий, уроков – театрализаций и т.п. в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.
Цель: разностороннее развитие и воспитание духовно-нравственной, социально-адаптированной личности каждого учащегося.
Задачи программы:
· формирование социальных умений
· создание условий для полноценного, безопасного отдыха учащихся во внеурочное время;
· раскрытие творческого потенциала учащихся;
· развитие различных форм общения в классном коллективе;
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
· Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии
· Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города.
· Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
· Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
· Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
· Приобретение навыков здорового питания, соблюдения гигиенических норм.
· Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей.
Метапредметные результаты
· Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий
· Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.
· Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
· Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
· Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления.
· Обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
Содержание курса внеурочной деятельности
Ты учишься изображать
В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать – необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает произведение, сколько выражает свое состояние. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.
Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы:
- прогулки и экскурсии в парк с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, сбора природных материалов для художественных занятий;
- игры (тема урока «Игра в художника и зрителя»)
Разнообразие форм деятельности и полнота впечатлений на уроках ИЗО способствует снятию напряжения.
Музыка вокруг нас
Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры: песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. Учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.
Учителем могут использоваться образно-игровые приемы:
- пластическое интонирование;
- музыкально-ритмические движения;
- разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.
Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.
Мир вокруг тебя
Основные направления работы на первых уроках технологии включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных интересов процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления…), формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.
Часть уроков технологии рекомендуется проводить в форме экскурсий и игр.
1. Экскурсии «Красота окружающей среды», «Образы родного края», «Сказочные животные» и др. помогут развивать умения видеть образы в окружающих предметах, формировать художественный образ на уроках труда.
2. Экскурсии по сбору природного материала: «Природа-художник и скульптор», «Что нам дарит природа».
3. Экскурсии могут включать игры-соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки, желудя и др.» «Из каких природных материалов можно сделать фигурку лисички».
4. Уроки на свежем воздухе с играми и конкурсами, связанные с подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка?», «найди листочки, напоминающие по форме перо птицы».
5. Уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок.
Здоровый образ жизни
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ п/п |
Дата |
Тема |
Виды внеурочной деятельности обучающихся |
Кол-во часов |
|||
Общекультурное направление (8 часов) Ты учишься изображать |
|||||||
1 |
|
Изображения всюду вокруг нас |
Прогулки и экскурсии в парк с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, сбора природных материалов для художественных занятий |
1 |
|||
2 |
|
Мастер Изображения учит видеть |
1 |
||||
3 |
|
Изображать можно пятном |
1 |
||||
4 |
|
Изображать можно в объеме |
1 |
||||
5 |
|
Изображать можно линией |
1 |
||||
6 |
|
Разноцветные краски |
1 |
||||
7 |
|
Изображать можно и то, что невидимо (настроение) |
Играют по теме урока «Игра в художника и зрителя» |
1 |
|||
8 |
|
Художники и зрители (обобщение темы) |
1 |
||||
Духовно – нравственное направление (8 часов) Музыка вокруг нас |
|||||||
1 |
|
И Муза вечная со мной! |
Слушают простейшие музыкальные жанры: песня, танец, марш. Знакомятся с интонационно-образными особенностями. Разыгрывают и инсценируют стихи и музыку. |
1 |
|||
2 |
|
Хоровод муз. |
1 |
||||
3 |
|
Повсюду музыка слышна. |
1 |
||||
4 |
|
Душа музыки - мелодия. |
1 |
||||
5 |
|
Музыка осени. |
1 |
||||
6 |
|
Сочини мелодию. Музыка моего края |
1 |
||||
7 |
|
«Азбука, азбука каждому нужна…». |
1 |
||||
8 |
|
Музыкальная азбука. |
1 |
||||
Социальное направление (8 часов) Мир вокруг тебя |
|||||||
1 |
|
Как работать с учебником. Я и мои друзья. |
Участвуют в экскурсии по сбору природного материала: «Природа-художник и скульптор», «Что нам дарит природа». Участвуют в играх-соревнованиях на развитие глазомера, чувства цвета, формы: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки, желудя и др.» |
1 |
|||
2 |
|
Материалы и инструменты |
1 |
||||
3 |
|
Что такое технология |
1 |
||||
4 |
|
Природный материал |
1 |
||||
5-6 |
|
Пластилин |
2 |
||||
7-8 |
|
Растения |
2 |
||||
Спортивно-оздоровительное направление (26 часов) Здоровый образ жизни |
|||||||
1 |
|
Организационно методические указания |
Определяют и кратко характеризуют физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. |
1 |
|||
2 |
|
Тестирование бега на 30 метров с высокого старта
|
Правильно выполняют основные движения в ходьбе и беге; бегают с максимальной скоростью до 30, до60 м. |
1 |
|||
3 |
|
Техника челночного бега |
1 |
||||
4 |
|
Тестирование челночного бега |
1 |
||||
5 |
|
Возникновение физической культуры и спорта |
1 |
||||
6 |
|
Тестирование метания мешочка на дальность |
Метание различных предметов и мяча на дальность с места из различных положений |
1 |
|||
7 |
|
Русская народная игра «Горелки» |
Играют в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями |
1 |
|||
8 |
|
Олимпийские игры |
Знают, что такое олимпийские игры, какие их традиции и символы существуют |
1 |
|||
9 |
|
Что такое физическая культура? |
Применяют правила ТБ на уроках легкой атлетики |
1 |
|||
10 |
|
Темп и ритм |
Знают, что такое темп и ритм |
1 |
|||
11 |
|
Подвижная игра «Мышеловка» |
Играют в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями |
1 |
|||
12 |
|
Личная гигиена человека |
1 |
||||
13 |
|
Тестирование метания малого мяча на точность |
Метание различных предметов и мяча на дальность с места из различных положений |
1 |
|||
14 |
|
Тестирование наклона вперед из положения стоя |
Выполняют упражнения |
1 |
|||
15 |
|
Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 сек. |
1 |
||||
16 |
|
Тестирование прыжка в длину с места |
Правильно выполняют основные движения в прыжках |
1 |
|||
17 |
|
Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа |
Выполняют упражнения |
1 |
|||
18 |
|
Тестирование виса на время |
1 |
||||
19 |
|
Стихотворное сопровождение на уроках |
1 |
||||
20 |
|
Стихотворное сопровождение как элемент развития координации |
Играют в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями |
1 |
|||
21 |
|
Ловля и броски мяча в парах |
Владеют мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр; |
1 |
|||
22 |
|
Подвижная игра «Осада города» |
Играют в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями |
1 |
|||
23 |
|
Индивидуальная работа с мячом |
Владеют мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр; |
1 |
|||
24 |
|
Школа укрощения мяча |
Играют в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями |
1 |
|||
25 |
|
Подвижная игра «Ночная охота» |
1 |
||||
26 |
|
Глаза закрывай – упражненье начинай |
1 |
||||
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
· Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок
· Магнитно-маркерная доска
· Компьютер
· Мультимедийный проектор
· Интерактивная приставка
· Документ-камера
· МФУ
· Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике
· Интернет-ресурсы, соответствующие тематике
· Спортивный зал МОУ «Изварская СОШ»
· УМК по технологии, музыке, изобразительному искусству, физической культуре
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.