Программа курса внеурочной деятельности "Живая классика"

  • doc
  • 07.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП курса ВД Живая классика.doc

Приложение 19 

УТВЕРЖДЕНО

приказом по основной деятельности

№ 209 от 01. 09. 2017

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Живая классика»

 

Программа курса внеурочной деятельности  разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения

Пояснительная записка

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем не сравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа  поэтического кружка «Живое слово». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.

          Актуальность программы: Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фантазирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Цель программы -  через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Программа ставит следующие задачи:

1. Обучающие:

·           освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

·           формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

·           развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

·           развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

·                    воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;

·                    формирование трудолюбия и требовательности к себе;

·                    преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

·                    формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

            Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь

·                    целостный анализ поэтического произведения:

·                    умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;

·                    постижение поэтической идеи;

·                    знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 5-7 классов. Занятия проводятся из расчёта 34 часа в год.

Педагогические условия реализации программы:

В основе работы лежит принцип добровольности.

 Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.     

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах,  дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

Используются следующие педагогические технологии:  культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие речевой и мыслительной деятельности;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию курса:

- отличать прозаическое произведение от поэтического;

- писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах;

- подбирать рифму;

- рифмовать строфы в разных размерах;

- декламировать литературные произведения.

Учащиеся должны приобрести навыки:

- аккуратности и трудолюбия;

- основные навыки работы в группе.

Ожидаемый результат:

·        рост познавательной  и творческой активности у ребят;

·        увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.

·        формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

·        развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.

·        повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных линейках, участие в различных конкурсах.

Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия?  Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими  жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы: Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (6 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практические работы: Игра «Угадай».

Тема 5: Размер стиха. (6 часов)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (6 часов)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Экскурсия в музей Николая Рериха.

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 7: Поэзия и штампы. (2 часа)

Теория: Понятие «штамп» в литературе.

Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).

Тема 8: Стили речи. (2 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения.  Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 9: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Тема 10: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.

Тема 11: Итоговое занятие  по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

 

 

Название темы

 

Виды внеурочной деятельности

Количество часов

Т

П

Всего

1.

Вводное занятие. Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

Знакомство с поэтическими жанрами

1

1

2

2.

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

Чтение и анализ стихотворений

1

1

2

3.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

3

3

6

4.

Системы стихосложения.

Изучение стихотворных размеров

1

1

2

5.

Размер стиха.

2

4

6

6.

Рифма. «Поход  за вдохновением».

Проба пера

2

4

6

7.

Поэзия и штампы.

Редактирование собственных стихотворений

1

1

2

8.

Стили речи.

Анализ стилей речи

1

1

2

9.

Поэзия и живопись.

Иллюстрирование стихотворений

1

1

2

10.

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

Подбор музыкального сопровождения к стихотворениям

1

1

2

11.

Итоговое занятие  по курсу занятий. Ярмарка талантов.

Выпуск буклетов

1

1

2

Итого

15

19

34

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

·          Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  картинок

·          Магнитно-маркерная доска

·          Компьютер

·          Мультимедийный проектор

·          Фотоаппарат, фотокамера

·          Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике классных часов

1.                 Уроки литературы: организация  контроля и творческая работа. Калашникова Н.Ю. 2012

2.                 Ладыженская Т.А. Детская риторика в рисунках, стихах и рассказах.

3.                 Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. 2013.

4.                 Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2012.

5.                 Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2012.

6.                 Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2013.

7.                 Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2011.

8.                 Эткинд Е. Разговор о стихах.  – М.: Просвещение, 2012.

9.                 Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.

10.              CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

11.             Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)