ПРОГРАММА ЛИТ 1 КЛ
Оценка 4.9

ПРОГРАММА ЛИТ 1 КЛ

Оценка 4.9
doc
14.04.2020
ПРОГРАММА ЛИТ 1 КЛ
программа по литер.чт 1 класс.doc

                                                                                                                                 I.     Пояснительная записка

 

Рабочая программа по литературному чтению предназначена для учащихся 1 классов МАОУ СОШ № 40 и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального  общего образования и авторской программы Горецкого В.Г., Канакиной В.П. и др. «Обучение грамоте»  и Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение».1-4 классы. Основными учебными пособиями являются:

1. Азбука. 1 класс : учебник для общеобразоват. учреждений :  в  2  ч.  /  В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2016

2. Литературное чтение. 1 класс : учебник для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2016.

 

 Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

 Цель образовательного  курса «Литературное чтение»: формирование читательской компетенции младшего школьника: научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1)  формирование техники чтения и приемов понимания текста — правильного типа читательской деятельности; одновременно развитие интереса к самому процессу чтения; потребности читать;

2)            введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

3)            приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

4)            развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

          На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места занимает работа с текстом, формирование приемов понимания прочитанного на уровне смысла.

                    Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге,  использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения предмета у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги,  высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях,  справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений.  Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 66 часа в год (2 часа в неделю): 44 ч – обучение грамоте (чтению) и  22 ч -   литературное чтение.

 

                                                              II.     Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

выражать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника(диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли(лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– подробно пересказывать текст;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– различать рассказ и стихотворение.

 

 

                                                                                                                      III.     Содержание учебного предмета

 

Содержание предмета «Литературное чтение» для 1 класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг  детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при  чтении и слушании, виды  читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6. Творческая деятельности учащихся (на  основе  литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Добуквенный период. «Говорим и рассказываем». (13ч.) На данном этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. Вводятся понятия слово, предложение, текст. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), составлять предложения по картинкам. Цель первого раздела – подготовка к чтению, развитие умения слышать звучащее слово, развитие устной речи детей. Рисунки на первых страницах «Букваря» задают тему беседы, побуждают детей к размышлениям и свободным высказываниям.

Букварный период. «Учим буквы – учимся писать». (51 ч.) Цель этого этапа обучения -  формирование навыков чтения у детей, которые до школы не читали (с учётом индивидуальных способностей ребёнка) и совершенствование этого навыка у читающих детей; развитие интереса к чтению и желания читать.

В данном разделе предложена особая последовательность введения букв. Эта последовательность определяется:

-необходимость системно представить позиционный принцип чтения;

-частотностью употребления этих букв в словах;

-особенностью начертания букв;

-возможностью сразу составлять и читать слоги и простые одно- и двусложные слова.

Обучение чтению ведётся звуковым аналитико-синтетическим методом. Принцип чтения позиционный. Поэтому значительное место на страницах прописей и «Азбуки» отводится слого-звуковому, звуко-буквенному анализу слов, что способствует лучшему пониманию прочитанного, развитию фонематического слуха и умению правильно писать.

Послебукварный период.  (23ч)

На страницах «Азбуки» предлагается много материала для упражнения в технике чтения: столбики слогов для чтения, составленные по принципу от простого к сложному (от открытых слогов к слогам и словам, где имеется стечение нескольких гласных); столбики слов, предложения, небольшие тексты.

На материале текстов «Азбуки» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности, системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:

Работа с текстом до чтения.

1. Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.

2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.

Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).

2. Выявление первичного восприятия (короткая беседа).

3. Повторное чтение текста.  Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения.            

Работа с текстом после чтения.

1. Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.

2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.

3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).

Техника чтения. Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов,

предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

Формирование приёмов понимания прочитанного.

Развитие умения разъяснять заглавие текста.

Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.

Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.

Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению

простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.

Элементы литературоведческого анализа, эстетическое переживание прочитанного.

Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.

Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передает через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают свое отношение к прочитанному.

Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении.

Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор. Словесное рисование в рассказах и стихах.

Развитие устной и письменной речи.

Обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);

Обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам);

Работа над грамматически правильным построением устного высказывания;

Показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.

Литературное чтение (45ч)

Разделы:

Жили-были буквы (8ч).

Стихи и маленькие рассказы И.Гамазковой, В.Данько, С.Черного, Г.Сапгира, М.Бородицкой,   С.  Маршака,   И. Токмаковой о «весёлых» буквах, звуках, созвучиях, рифме.

Сказки, загадки, небылицы (7ч)

Русские народные сказки, авторские сказки, загадки, песенки, потешки, небылицы.

Апрель, апрель. Звенит капель…(6ч)

Стихи и небольшие рассказы А.Майкова, А.Плещеева, С.Маршака, И.Токмаковой, Е.Трутневой, В.Берестова о мире весенней природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек,  умеющий  вглядываться  и  вслушиваться.

И в шутку и всерьёз (8ч)

Стихи и рассказы И.Токмаковой, Я.Тайца, Г.Кружкова, Н.Артюховой, К.Чуковского, И.Пивоваровой, К.Ушинского о детях и родителях,  о младших сестрёнках  и братишках и отношениях между ними, о прилежании, благодарности, милосердии.

Я и мои друзья (8ч)

Стихи и  маленькие рассказы Ю.Ермолаева, Я.  Акима, Е.Благининой, С.Михалкова, В.Берестова,  И.Пивоваровой, С.Маршака, М.Пляцковского, Д.Тихомирова о детях, их друзьях, о взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании.

 

О братьях наших меньших (7ч)

Стихи и  маленькие рассказы С.Михалкова, Н.Сладкова, Р.Сефа, В.Осеевой, И.Токмаковой, М.Пляцковского, Г.Сапгира. В.Берестова, С.Аксакова о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребёнка на мир природы.

 

IV.Тематическое планирование

 

Обучение грамоте

Добукварный период

7  ч

Букварный период

32 ч

Послебукварный период

5 ч

Литературное чтение

Жили – были буквы

7 ч

Сказки, загадки, небылицы

3 ч

Апрель, апрель. Звенит капель…

2 ч

И в шутку и всерьёз

3 ч

Я и мои друзья

3 ч

О братьях наших меньших

4 ч

ИТОГО:

 

44 ч – обучение грамоте;  22 ч – литературное чтение

(66 часов)

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Дата

Тема

раздела

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Форма контроля

план

факт

Предметные

1.       

12.03

12.03

Жили-были буквы. – 7 ч.

А.С. Пушкин Сказки.

Л.Н. Толстой,

К.Д. Ушинский о детях

К.И. Чуковский

1

Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Читать осознанно и выразительно стихи,  определять тему и главную мысль произведения.

 

2.       

13.03

13.03

В.В. Бианки «Первая охота».

С.Я. Маршак

М.М. Пришвин. А.Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова».

1

Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

 

3.       

15.03

15.03

С.В. Михалков «Котята»

Б.В. Заходер «Два и три», «Песенка-азбука»

В.Осеева -детям.

1

Читать осознанно и выразительно стихи,  определять тему и главную мысль произведения.

 

4.       

16.03

 

16.03

 

Знакомство с учебником.

В. Данько «Загадочные буквы».

1

Воспринимать на слух художественный текст, различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация. Читать осознанно и выразительно стихи,  определять тему и главную мысль произведения;

 

5.       

19.03

 

19.03

 

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

1

Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Читать осознанно и выразительно стихи,  определять тему и главную мысль произведения.

 

6.       

20.03

20.03

С. Черный «Живая азбу-ка»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».

1

 

7.       

02.04

02.04

Г. Сапгир ,  М. Бородицкая , И. Гамазкова .

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

1

 

8.       

03.04

03.04

Сказки, загадки, небылицы. – 3 ч.

Е. Чарушин «Теремок». Ответы на вопросы по содержанию.

1

Подробно пересказывать текст составлять устный рассказ по картинке.

Читать осознанно и выразительно стихи,  определять тему и главную мысль произведения

 

9.       

09.04

09.04

РНС «Рукавичка». Анализ текста.

1

 

10.   

10.04

10.04

Загадки,песенки. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

1

 

11.   

16.04

16.04

Апрель, апрель! Звенит капель. – 2 ч.

А. Плещеев,

А. Майков;   Т. Белозеров  С. Маршак .

1

  Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

  Соотносить автора, название и героев

строить рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части; озаглавливать части; определять тему и главную мысль произведения.

Читать осознанно и выразительно стихи, заучивать наизусть, определять тему и главную мысль произведения

 

12.   

17.04

17.04

И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?» Обобщение по разделу

1

 

13.   

23.04

23.04

И в шутку,  и всерьез – 3 ч.

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»

1

Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Соотносить автора, название и героев строить рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части; озаглавливать части; определять тему и главную мысль произведения; читать осознанно и выразительно стихи, заучивать наизусть, определять тему и главную мысль произведения.

 

14.   

24.04

24.04

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет»

1

 

15.   

30.04

30.04

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». М. Пляцковский «Помощник».  Обощение.

 

1

 

16.   

07.05

07.05

Я и мои друзья. – 3ч.

Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина

«Подарок».   В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны».

1

Соотносить автора, название и героев строить рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части; озаглавливать части; определять тему и главную мысль произведения; читать осознанно и выразительно стихи, заучивать наизусть, определять тему и главную мысль произведения.

 

17.   

14.05

14.05

Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Барто «Вот так защитник».

1

 

18.   

15.05

15.05

Я. Аким. С. Маршак.

М. Пляцковский .

Д.Тихомиров.  Обобщение по теме.

1

 

19.   

22.05

22.05

О братьях наших меньших – 4 ч.

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». В.Осеева «Собака яростно лаяла»

1

Соотносить автора, название и героев строить рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части; озаглавливать части; определять тему и главную мысль произведения; читать осознанно и выразительно стихи, заучивать наизусть, определять тему и главную мысль произведения.

Различать рассказ и стихотворение

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; определять тему и главную мысль

 

20.   

23.05

23.05

И. Токмакова «Купите собаку». С. Михалков «Важный совет».

1

 

21.   

28.05

28.05

М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка».

1

 

22.   

29.05

29.05

Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». В.Берестов «Лягушата».Обоще-ние.

1

 

 


I. Пояснительная записка

I. Пояснительная записка

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования

Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно…

Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно…

Цель первого раздела – подготовка к чтению, развитие умения слышать звучащее слово, развитие устной речи детей

Цель первого раздела – подготовка к чтению, развитие умения слышать звучащее слово, развитие устной речи детей

Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др

Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др

Сказки, загадки, небылицы (7ч)

Сказки, загадки, небылицы (7ч)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

Я и мои друзья. – 3ч.

Я и мои друзья. – 3ч.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020