ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОКОСНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заседание ШМО учителей Заседание МС Приказ №________
начальных классов МКОУ «Покоснинская от
МКОУ «Покоснинская СОШ» «___» _________2019г.
СОШ» Протокол № _____ Директор МКОУ
Протокол «1 от «___» августа 2019г. «Покоснинская СОШ»
от «__» августа 2019г. Зам.директора по УВР МО «Братский район»
Руководитель МО Кузьмина Г.В. ________ Хрипач Ю.Н._________
Россало Е.Н.__________
Рабочая программа
учебного предмета
«Литературное чтение»
для учащихся 1 класса
на 2019-2020 учебный год
Образовательная область: «филология»
Количество часов 40
Разработала:
учитель начальных классов
1 категории
Ковалева М.И.
2019г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике для начальных классов общеобразовательного учреждения разработана на «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.- М.: Просвещение, 2012.
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.
· Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2011-2015 учебные годы ОУ.
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.
· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.
· Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.
· Основная образовательная программа МКОУ «Покоснинская СОШ»
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой. По сравнению с авторской программой данная рабочая программа не претерпела изменений и соответствует структуре изучаемых тем и количеству часов.
Психолого-педагогические особенности детей данного класса обусловлены:
- формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
- изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.
- моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
В данной программе учитываются также характерные особенности для этого школьного возраста:
- центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
- существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и•т.•д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель:
· овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения
как базовым в системе образования младших школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельной читательской деятельности;
совершенствование всех видов речевой деятельности;
· развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
формирование эстетического отношения к искусству слова;
· воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром
художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших
школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи:
· развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
· учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
· формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
· развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
· формировать потребность в самостоятельном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
· обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
· формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
· обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
· расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
· обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
· работать с различными типами текстов;
· создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
Межпредметные связи: русский язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
· техника чтения на начало учебного года;
· самостоятельные работы;
· тесты;
· проекты;
· техника чтения на конец учебного года.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Структура уроков, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет следующий вид:
1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо — хочу — могу».
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково (в форме эталона). Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) выполняют типовые задания на освоение нового способа действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Таким образом, происходит, с одной стороны, формирование навыка применения изученных способов действий, а с другой — подготовка к введению в будущем следующих тем.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Все уроки также строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребёнком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.
Технология деятельностного метода обучения может использоваться в образовательном процессе на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задач и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации: базовом, технологическом и системно-технологическом.
Базовый уровень ТДМ включает в себя следующие шаги:
1) мотивация к учебной деятельности;
2) актуализация знаний;
3) проблемное объяснение нового знания;
4) первичное закрепление его во внешней речи;
5) самостоятельная работа с самопроверкой;
6) включение нового знания в систему знаний и повторение;
7) рефлексия учебной деятельности на уроке.
Структура урока базового уровня выделяет из общей структуры рефлексивной самоорганизации ту её часть, которая представляет собой целостный элемент. Таким образом, не вступая в противоречие со структурой деятельностного метода обучения, базовый уровень систематизирует инновационный опыт российской школы об активизации деятельности детей в процессе трансляции системы знаний. Поэтому базовый уровень используется также как ступень перехода учителя от традиционного объяснительно-иллюстративного метода к деятельностному методу.
На технологическом уровне при введении нового знания учитель начинает использовать уже целостную структуру , однако построение самими детьми нового способа действия организуется пока ещё с отсутствием существенных компонентов (этап проектирования и реализации проекта).
На системно-технологическом уровне деятельностный метод реализуется во всей полноте.
Для формирования определённых ФГОС НОО универсальных учебных действий как основы умения учиться предусмотрена возможность системного прохождения каждым учащимся основных этапов формирования любого умения таких, как:
1) приобретение опыта выполнения УУД;
2) мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);
3) тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;
4) контроль.
На уроках по «Школа России учащиеся приобретают первичный опыт выполнения УУД. На основе приобретённого опыта они строят общий способ выполнения УУД (второй этап). После этого они применяют построенный общий способ, проводят самоконтроль и при необходимости коррекцию своих действий (третий этап). И наконец, по мере освоения данного УУД и умения учиться в целом проводится контроль реализации требований ФГОС (четвёртый этап).
Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения «Школа России
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, не получая знания в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
4. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6. Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» относится к предметной области «Филология» для 1 класса. Разработана в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, реализующего программу начального общего образования на 2014-2015 год. Программа рассчитана на 4 года (1-4 класс), 1 класс - 4 часа в неделю, всего 132 часов (33 учебных недель): из них на обучение грамоте (чтению)- 92 ч, на литературное чтение – 40 ч. (4ч в неделю, 10 учебных недель).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
За год |
- |
- |
8ч. |
32ч. |
40ч. |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1-м классе является формирование следующих умений:
· ● формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
· ● формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· ● воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
· ● развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· ● формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
· ● овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
· ● принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· ● развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
· ● развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
· ● наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
·
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
· ● овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
· ● освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
· ● формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· ● формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· ● использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
· ● активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
· ● использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
· ● овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
· ● овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
· ● готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· ● умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
·
Предметные результаты изучения курса «Литературное чтение» в 1-м классе является формирование следующих умений:
· ● понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
· ● осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
· ● достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
· ● использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
· ● умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
· ● умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
· ● умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
· ● развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема
|
Кол-во часов |
|
1 |
Вводный урок. |
1 |
|
2 |
Жили – были буквы |
7 |
|
3 |
Сказки, загадки, небылицы |
7 |
|
4 |
Апрель, апрель. 3венит капель! |
5 |
|
5 |
И в шутку и всерьёз |
7 |
|
6 |
Я и мои друзья |
7 |
|
7 |
О братьях наших меньших |
6 |
|
|
Итого: |
40 |
Содержание курса
Вводный урок (1ч)
Знакомство с содержание учебника. Словарь. Знакомство с названием раздела.
Жили-были буквы (7 ч)
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы (7 ч)
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез (7 ч)
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья (7 ч)
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших (6 ч)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинског
Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческие работы. Проекты. Творческий пересказ. Заучивание наизусть. Выразительное чтение диалогов из сказок. Чтение наизусть стихотворений. Наблюдение за ритмичным рисунком стихотворного текста. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение. Чтение по ролям. Пересказ на основе иллюстраций. Оценка достижений.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1 КЛАСС
№ |
Тематическое планирование |
Кол-во час |
|
|
|
Дата проведения (плановая) |
Дата проведения (фактическая) |
||||
|
Литературное чтение (40ч) |
|
|
|
|
1 |
Вводный урок Знакомство с содержание учебника. Словарь. |
1 |
|
|
|
|
Жили – были буквы - 7ч. |
|
|
|
|
2 |
В. Данько «Загадочные буквы» |
1 |
|
|
|
3 |
И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А». |
1 |
|
|
|
4 |
С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет» |
1 |
|
|
|
5 |
Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?» |
1 |
|
|
|
6 |
С. Маршак «Автобус номер 26» И. Гамазкова Е. Григорьевой «Живая азбука». |
1 |
|
|
|
7 |
Из старинных книг
|
1 |
|
|
|
8 |
Урок – обобщение по разделу «Жили – были буквы. Проверим себя и оценим свои достижения Проектная деятельность. «Создаём город букв» |
1 |
|
|
|
|
Сказки, загадки, небылицы - 7 ч. |
|
|
|
|
9 |
Е. Чарушин «Теремок» |
1 |
|
|
|
10 |
Рус.нар. сказка «Рукавичка» |
1 |
|
|
|
11 |
Загадки, песенки. |
1 |
|
|
|
12 |
Русские народные потешки.Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». |
1 |
|
|
|
13 |
А.Пушкин. Отрывки из сказки. |
1 |
|
|
|
14 |
Русская народная сказка «Петух и собака» |
1 |
|
|
|
15 |
Из старинных книг. Урок – обобщение. Проверим себя и оценим свои достижения |
1 |
|
|
|
|
Апрель, апрель. 3венит капель! - 5 ч. |
|
|
|
|
16 |
А. Плещеев «Сельская песенка» , А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…» |
1 |
|
|
|
17 |
Т. Белозеров «Подснежники» С. Маршак «Апрель» |
1 |
|
|
|
18 |
Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Е. Трутневой Л. Ульяницкой, Л.Яхниной. |
1 |
|
|
|
19 |
Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг. Проект: «Составляем сборник загадок». |
1 |
|
|
|
20 |
Урок – обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель…». Проверим себя и оценим свои достижения |
1 |
|
|
|
|
И в шутку и всерьёз - 7 ч. |
|
|
|
|
21 |
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки» ,Я. Тайц «Волк»,Г. Кружков «РРРЫ!» |
1 |
|
|
|
22 |
Н. Артюхова «Саша – дразнилка» |
1 |
|
|
|
23 |
К. Чуковский «Федотка» ,О. Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук». |
1 |
|
|
|
24 |
И.Токмакова «Разговор Лютика…» , И. Пивоварова «Кулинаки – пулинаки» К. Чуковский «Телефон» |
1 |
|
|
|
25 |
М. Пляцковский «Помощник» |
1 |
|
|
|
26 |
Из старинных книг |
1 |
|
|
|
27 |
Урок – обобщение «И в шутку и всерьез». Проверим себя и оценим свои достижения |
1 |
|
|
|
|
Я и мои друзья - 7 ч. |
|
|
|
|
28 |
Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок» |
1 |
|
|
|
29 |
В. Орлов «Кто первый?» С. Михалков «Бараны» |
1 |
|
|
|
30 |
Р. Сеф «Совет» В. Берестов «В магазине игрушек»,И. Пивоварова «Вежливый ослик» Я. Аким «Моя родня» |
1 |
|
|
|
31 |
С. Маршак «Хороший день». Проект: «Наш класс — дружная семья» |
1 |
|
|
|
32 |
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю.Энтин «Про дружбу» |
1 |
|
|
|
33 |
Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» |
1 |
|
|
|
34 |
Урок – обобщение «Я и мои друзья». Проверим себя и оценим свои достижения |
1 |
|
|
|
|
О братьях наших меньших - 6 ч. |
|
|
|
|
35 |
С. Михалков «Трезор» Р. Сеф «Кто любит собак» |
1 |
|
|
|
36 |
В. Осеева «Собака яростно лаяла», И Токмакова «Купите собаку» |
1 |
|
|
|
37 |
М. Пляцковский «Цап – Царапыч» Г. Сапгир «Кошка» |
1 |
|
|
|
38 |
В. Берестов «Лягушата», С. Михалков «Важный совет», В Лунин «Никого не обижай» |
1 |
|
|
|
39 |
Д. Хармс «Храбрый еж» Н. Сладков «Лисица и Еж», С.Аксаков «Гнездо» |
1 |
|
|
|
40 |
Урок – обобщение «О братьях наших меньших». Проверим себя и оценим свои достижения |
1 |
|
|
|
материально – техническое и информационное обеспечение образовательного процесса
«Литература, использованная при подготовке программы»
1. Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
3. Горецкий В.Г. и др. «Азбука»,Москва, «Просвещение », 2011.
4. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение 1 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2012.
5. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. М.: ВАКО, 2010
6. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение. Рабочая тетрадь для 1 класса, в двух частях. ФГОС». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013.
7. Крылова О.Н. « Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. ФГОС. 1 класс». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Экзамен», 2012.
8. Шубина Г.В. «Контрольно – измерительные материалы. ФГОС. 1 класс». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Экзамен», 2014.
9. Панкова О.Б. «Проверочные работы. Литературное чтение. 1 класс. ФГОС». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Экзамен», 2013.
10. Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение. 1 класс» Л. Ф. Климановой и др. (CD).
«Литература, рекомендованная для обучающихся»
1. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение 1 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2012.
2. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение. Рабочая тетрадь для 1 класса, в двух частях. ФГОС». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013.
3. Крылова О.Н. « Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. ФГОС. 1 класс». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Экзамен», 2012.
4. Шубина Г.В. «Контрольно – измерительные материалы. ФГОС. 1 класс». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Экзамен», 2014.
5. Панкова О.Б. «Проверочные работы. Литературное чтение. 1 класс. ФГОС». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Экзамен», 2013.
6. Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение. 1 класс» Л. Ф. Климановой и др. (CD).
Интернет-ресурсы
1. http://nsc.1september.ru.
2. http://www.cofe.ru/read-ka- детский сказочный журнал «Почитай-ка»;
3. http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
Информационно-коммуникативные средства
1.Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение. 1 класс» Л. Ф. Климановой и др. (CD).
2. Большая электронная энциклопедия (CD).
Материально – технические средства
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
2. Компьютерная техника.
3. Интерактивная доска.
4. Видеопроектор.
5. Портреты писателей.
Приложение №1.
Вариант 1 Жили-были буквы
А1. Укажи, что умеют делать гласные буквы.
1) свистеть
2) жужжать
3) рычать
4) петь
А2. Закончи строчки из стихотворения «Живая азбука»
Жарким летом по горам
В шубе бегает …
1) варан
2) баран
3) катамаран
4) козёл
А3. Укажи, какие звуки издают пчёлы.
1) ж-ж
2) з-з
3) ш-ш
4) р-р
В 1. Отметь, какая буква у слова сыр посерёдке.
1) э 2) а
3) ы 4) у
С1. Укажи, чему учит детей стихотворение С Маршака «Автобус номер двадцать шесть»
1) не быть ужом 2) не быть удавом
3) не быть медведем 4) быть вежливым
Вариант 2 Жили-были буквы
А1. Укажи, что не умеют делать согласные буквы.
1) свистеть
2) жужжать
3) рычать
4) петь
А2. Закончи строчки из стихотворения «Живая азбука»
Куда ведёт подземный ход
Об этом знает только…
1) крот
2) грот
3) народ
4) огород
А3. Укажи, какие звуки издают тигры
1) ж-ж
2) з-з
3) ш-ш
4) р-р
В 1. Отметь, какая буква усердно чистит зубы
1) ш 2) щ
3) ч 4) ц
С1. Укажи, чему учит детей стихотворение С Маршака «Автобус номер двадцать шесть»
1) не быть ежом 2) не быть удавом
3) не быть медведем 4) быть воспитанным
Вариант 1 Сказки, загадки, небылицы
А1. Укажи, какие произведения не придуманы народом
1) сказки
2) загадки
3) потешки
4) стихи
А2. Укажи, какого героя не было в сказке Е.Чарушина «Теремок»
1) лягушки
2) зайца
3) лисы
4) волка
А3. Укажи сказку, которую рассказал автор
1) «Репка»
2) «Петух и собака»
3) «Теремок»
4) «Гуси-лебеди»
В 1. Укажи произведение К.Ушинского
1) «Рукавичка» 2) «Теремок»
3) «Зайцы и лягушки» 4) «Гусь и журавль»
С1. Прочитай загадку, выбери отгадку.
По синему небу тарелка плывёт
1) месяц 2) солнце
3) облако 4) туча
Вариант 2 Сказки, загадки, небылицы
А1. Укажи, какие произведения не придуманы народом
1) небылицы
2) песенки
3) рассказы
4) загадки
А2. Укажи, какого героя не было в сказке Е.Чарушина «Теремок»
1) мыши
2) лягушки
3) лисы
4) медведя
А3. Укажи сказку, которую рассказал автор
1) «Репка»
2) «Рукавичка»
3) «Теремок»
4) «Гуси-лебеди»
В 1. Укажи произведение Л.Толстого
1) «Рукавичка» 2) «Теремок»
3) «Зайцы и лягушки» 4) «Гусь и журавль»
С1. Прочитай загадку, выбери отгадку.
Летом шубу надевает, а зимой снимает
1) заяц 2) собака
3) дерево 4) белка
Вариант 1 Апрель, апрель. Звенит капель!
А1. Укажи, про какую птицу пели поэты в стихах о весне
1) скворец 2) соловей
3) ласточка 4) жаворонок
А2. Укажи, о каком цветке не было загадки в разделе «Апрель, апрель. Звенит капель!»
1) о ромашке 2) о подснежнике
3) об одуванчике 4) о васильке
А3. Найди слово, которым заканчивается четверостишие Е.Трутневой
Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой …
1) муравьи 2) воробьи
3) снегири 4) соловьи
В 1. Укажи концовку пословицы о весне.
Увидел грача, …
1) не будешь голодный 2) весна на дворе
3) весну встречай 4) к счастливому году
С1. Прочитай загадку, выбери отгадку.
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
1) подснежник 2) одуванчик
3) ландыш 4) мать –и- мачеха
Вариант 2 Апрель, апрель. Звенит капель!
А1. Укажи, про какую птицу пели поэты в стихах о весне
1) стриж 2) грач
3) ласточка 4) жаворонок
А2. Укажи, о каком цветке не было загадки в разделе «Апрель, апрель. Звенит капель!»
1) о ромашке 2) о подснежнике
3) об одуванчике 4) о колокольчике
А3. Найди слово, которым заканчивается четверостишие Е.Трутневой
Луг совсем как ситцевый
Всех цветов цветок –
Не поймёшь, где бабочка,
Где живой …
1) цветок 2) дружок
3) медок 4) бережок
В 1. Укажи концовку пословицы о весне.
Март с водой, …
1) а кончается при зелени 2) апрель с травой
3) весна на дворе 4) много воды
С1. Прочитай загадку, выбери отгадку.
Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
1) зима 2) зима и весна
3) весна 4) берёза
Вариант 1 И в шутку и всерьёз
А1. Укажи, каких произведений не встретишь в разделе « И в шутку и всерьёз»?
1) смешных
2) весёлых
3) интересных
4) грустных
А2. Отметь, чего не мог найти мальчик в стихотворении О.Дриза
1) варежки
2) шарф
3) привет
4) печенье
А3. Укажи стихотворение И.Пивоваровой
1) «Кулинаки - пулинаки»
2) «Ёрики - торики»
3) «Пуляки - муляки»
4) «Бубзики - мубзики»
В 1. Отметь слова, которые не составляют пару в стихотворении К.Чуковского «Телефон»
1) слон - шоколад 2) бегемот - самолёт
3) зайчатки - перчатки 4) крокодил - калоши
С1. Укажи, какая пословица подходит к рассказу Н.Артюховой «Саша-дразнилка»
1) Любишь шутки над Фомой, люби и шутки над собой.
2) У ленивого Емели семь воскресений на неделе.
3) Нет лучше дружка, чем родная матушка.
4) Любишь кататься, люби и саночки возить.
Вариант 2 И в шутку и всерьёз
А1. Укажи, каких произведений не встретишь в разделе « И в шутку и всерьёз»?
1) смешных
2) печальных
3) интересных
4) весёлых
А2. Отметь, чего не мог найти мальчик в стихотворении Щ.Дриза
1) варежки
2) шарф
3) печенье
4) привет
А3. Укажи стихотворение Г Кружкова
1) «Жжж»
2) «Мяу»
3) «Му»
4) «Ррры»
В 1. Отметь слова, которые не составляют пару в стихотворении К.Чуковского «Телефон»
1) цапли - капли 2) мартышки -книжки
3) зайчатки - перчатки 4) газели - конфеты
С1. Укажи, какая пословица подходит к рассказу М Пляцковского «Помощник»
1) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
2) Один - задериха, другой - неуступиха
3) Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
4) Любишь кататься, люби и саночки возить.
Вариант 1 Я и мои друзья
А1. Укажи вежливое слово, которое поможет помириться с товарищем
1) здравствуй
2) спасибо
3) извини
4) спокойной ночи
А2. Укажи, кого не видели в зоопарке папа с сыном в стихотворении С Маршака «Хороший день»
1) крокодила
2) гиппопотама
3) волка
4) антилопу
А3. Укажи высказывание, которое не подходит к теме «Я и мои друзья»
1) не разлить водой
2) как кошка с собакой
3) закадычный друг
4) победила дружба
В 1. Отметь концовку пословицы о дружбе
Новых друзей наживай, …
1) а нашёл - береги 2) а старых не теряй
3) а врозь скучно 4) можете ничего не бояться
С1. Укажи произведение, к которому подходит пословица «Ссора да упрямство до добра не доведут»
1) «Совет» 2) «Бараны»
3) «Кто первый» 4) «Про дружбу»
Вариант 2 Я и мои друзья
А1. Укажи вежливое слово, которое поможет помириться с товарищем
1) до свидания
2) привет
3) прости
4) доброе утро
А2. Укажи, кого не видели в зоопарке папа с сыном в стихотворении С Маршака «Хороший день»
1) моржа
2) медведя
3) слона
4) цесарку
А3. Укажи высказывание, которое не подходит к теме «Я и мои друзья»
1) заклятые враги
2) не разлить водой
3) протянуть руку помощи
4) победила дружба
В 1. Отметь концовку пословицы о дружбе
Крепкую дружбу …
1) и волк не страшен 2) не обидит никого
3товарища выручай 4) и топором не разрубишь
С1. Укажи произведение, к которому подходит пословица «О себе заботься, а о товарище не забывай»
1) «Подарок» 2) «В магазине игрушек»
3) «Вежливый ослик» 4) «Про дружбу»
Вариант 1 О братьях наших меньших
А1. Укажи, какого качества характера нет у человека, который любит животных
1) доброты
2) понимания
3) злости
4) заботы
А2. Укажи, почему щенок в стихотворении С Михалкова перепортил все в доме
1) был глупый
2) был вредный
3) был злой
4) был маленький
А3. Укажи, какое качество собаки по отношению к хозяину является главным
1) ответственность
2) доброта
3) верность
4) дружелюбие
В 1. Отметь, какой этап лягушка не проходит по пути к взрослению
1) малёк 2) икринка
3) головастик 4) лягушонок
С1. Продолжи пословицу о животных
Птичка невеличка, да …
1) умница 2) коготок остёр
3) она жалит 4) за хвост не удержишь
Вариант 2 О братьях наших меньших
А1. Укажи, какого качества характера нет у человека, который любит животных
1) доброты
2) понимания
3) грубости
4) заботы
А2. Укажи, о чём мечтал мальчик из стихотворения И Токмаковой
1) о велосипеде
2) о собаке
3) о сладостях
4) о путешествиях
А3. Укажи, чего не любят домашние кошки
1) ловить мышей
2) сидеть на месте
3) ловить птиц
4) охотиться
В 1. Отметь, какой этап не проходит бабочка по пути к взрослению
1) яйцо 2) гусеница
3) головастик 4) куколка
С1. Продолжи пословицу о животных
Не велика птица – синица,…
1) да умница 2) сама с воза тащит
3) а громко поёт 4) за хвост не удержишь
Приложение №2
ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА
1 класс
Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до конца.
Сова
8 |
Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала сова |
||
15 |
старику, но перестала у него на лугу |
|
|
20 |
мышей ловить. Старик это поначалу |
||
26 |
не заметил, а мыши обнаглели. Стали |
||
31 |
они гнезда шмелей разорять. Улетели |
||
35 |
шмели, перестали клевер опылять. |
||
47 |
Но и тут ничего не понял старик. А клевер перестал расти на |
||
56 |
лугу. Голодно стало корове, и перестала она давать молоко. |
||
63 |
|
Вот как все в природе связано между |
|
69 |
собой! Теперь понял это старик и |
||
75 |
пошел скорее к сове прощение просить. |
||
Задание 2. Найди и спиши предпоследнее предложение. Проверь. Если надо, исправь.
___________________________________________________
___________________________________________________
Ответь на вопросы и выполни задания по тексту.
Если нужно, перечитай текст еще раз.
Задание 3. В каком порядке лучше разложить картинки, чтобы было легче восстановить последовательность событий? Поставь в квадратиках под картинками цифры 1, 2, 3, 4, 5.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 4. У кого в этой сказке больше всего “ног” – у совы, у старика или у коровы?
Ответ: Больше всего ног у _______________________
Задание 5.
Найди и спиши слово, выделенное в тексте жирным шрифтом.
Подчеркни в этом слове буквы мягких согласных звуков. Запиши, сколько в этом слове: слогов, звуков и букв.
|
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Если хочешь, выполни и эти задания.
Задание 6. Отметь ответ значком ü, какой из названных объектов природы может двигаться, но не умеет бегать или летать?
|
А. |
Мышь. |
|
|
В. |
Сова. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Б. |
Клевер. |
|
|
Г. |
Шмель. |
Задание 7. Найди на рисунках объекты живой природы и соедини их стрелками с соответствующим словом-понятием.
Напиши свое слово |
|
|
|
Муравей |
|
|
Растение |
|
|
Скалы |
|
|
|
Напиши свое слово |
|
|
Животное |
|
|
Ель |
|
|
|
Клевер |
Задание 8. Предположим, что одна сова ловит за ночь 4 мыши.
Ребята составили две разные задачи, которые решаются одинаково: 4 + 4 = ?. Какие задачи составили ребята? Отметь их значком ü. Запиши решение.
|
А. |
Сколько мышей поймают за ночь две совы? |
|
Ответ: ____ мышей. |
|
|
|
|
|
|
Б. |
Сколько мышей поймает одна сова за две ночи? |
|
Ответ: ____ мышей. |
|
|
|
|
|
|
В. |
Сколько всего мышей поймают совы? |
|
Ответ: ____ мышей. |
Задание 9. Помоги старику попросить прощения у Совы. Запиши одно – два предложения.
Я думаю, что старику надо сказать: __________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 10. Перечитай сказку о Сове. Подчеркни незнакомые тебе слова. Подсчитай их. Запиши в квадрате цифрой, сколько незнакомых слов в тексте тебе встретилось.
Выпиши одно какое-нибудь незнакомое слово. Попробуй определить значение этого слова.
Незнакомое слово |
|
Значение незнакомого слова |
|
|
|
Приложение №3.
Упражнения для мышц шеи.
1. Наклоны головы вперед, назад, в стороны.
2. Медленные повороты головы в стороны, руки над головой кисти сцеплены.
3. Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны.
4. Сцепить пальцы, положить их сзади на шею, голову слегка наклонить вперед — отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями, преодолевал сопротивление рук.
Физические упражнения и игры
для формирования правильной осанки.
1. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.
2. «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытянув носок вперед и ставя ногу на всю ступню.
Дыхательные упражнения.
Скороговорки
Комплексы упражнений для глаз
Вариант 1.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем рас-
крыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить
4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости
глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повто-
рить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на
счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом
проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повто-
рить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз,
потом прямо вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Вариант 2.
1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко
раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль
на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые
движения глазами вверх – вправо – вниз - влево и в обратную сторону: вверх
– влево – вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5
раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4
вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз - прямо,
вправо - прямо, влево - прямо. Проделать движение по диагонали в одну и
другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
Вариант 3.
(после каждого упражнения закрывай глаза для отдыха, считай до 5)
o Поставь ладонь перед глазами на расстоянии 10 см под прямым углом.
Смотри на ладонь и медленно удаляй ее от себя до полного распрямления
локтя, так же медленно вернись в исходное положение (4 раза)
o Поставь ладонь перед глазами на расстоянии 15-20 см, делай ею кре-
стообразные движения, следи за движениями глазами (4 раза)
o Поставь ладонь перед глазами на R 20-25 см, делай ее круговые спира-
левидные движения туда и обратно по 4 раза. Следи за движениями гла-
зами.
o Найди глазами точку на R не менее 10 метров (например: ветка за
окном).
o Повтори упражнения 1, 2, 3 на этом расстоянии, выполняй дви-
жения глазами в радиусе 2-х метров.
Массаж глаз.
o Руки потереть, стряхнуть микробы. Тремя пальцами гладить, массировать лоб, моргание.
o Массаж бровей, погладить, моргание.
o Двумя пальцами массаж висков, погладить, моргание.
o Тремя пальцами массировать скулы у глаз.
o Одним пальцем массировать крылья носа.
o Двумя пальцами массировать переносицу.
o Одним пальцем массировать заднюю поверхность ушной раковины.
o Массаж шеи сзади.
o Потереть руки, массировать верхнее веко двумя пальцами.
o Средним пальцем массировать наружный угол глаза.
o Вибрировать двумя пальцами нижнее веко.
o Средним пальцем вибрировать наружный угол глаза.
o Четырьмя пальцами массировать весь глаз.
o Упражнение "китайские глазки" - средними пальцами растянуть глаза за наружные уголки.
Работа с офтальмотренажерами.
ковые» офтальмотренажеры. Возьми глобус, обведи глазами выбранный
материал в обе стороны по 2-3 раза. Мысленно перенеси этот контур
вдаль (не менее, чем на 20 метров) и начерти его глазами, точно повторяя
его очертания 2-3 раза в обе стороны. Повтори это на других материках,
островах. Скоро ты станешь великим знатоком географии!
на стене, плакате, доске. Медленно следуй глазами по направлению
стрелки 3-4 раза и обратно 3-4 раза.
Зрительный тренажер
Релаксационные упражнения для детей младшего школьного
возраста
«Апельсин»
Дети сидят на стульях в свободной расслабленной позе, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатили апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 –10 сек.) «Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая... мягкая…отдыхает…) Затем апельсин подкатили к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).
«Сдвинь камень»
Дети лежат на парте. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8 – 12 сек.). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теп-лая…мягкая…отдыхает…».Затем то же самое проделывается с левой ногой.
«Черепаха»
Упражнение делается лежа на парте . Попросите детей представить, что они маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря – по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены шейка мягкая… Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки и ноги, как б втягивая их под панцирь, - 5 -10 сек.). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из – под панциря (спина расслабляется 5 – 10 сек.).
«Морская звезда»
Упражнение выполняется под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают то, что им хочется. Продолжительность упражнения 1 -2 мин. В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть и встать.
«Снежная баба»
Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребенком вы лепите снежную бабу, а ребенок ее изображает.
Итак, «слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребенка изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках... Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить ребенка напрячь голову и шею),потом плечи, потом туловище. А ветер дует все сильнее хочет разру-шить снежную баба. Улетел ветер наступило утро выглянуло солнышко и решило баба отогреть. Стало солнышко припекать и начала наша снежная баба таять. Сначала стала таять голова ( свободно опустить голову) затем и остальные части тела.
«Угадай настроение»
Для работы необходим набор фотографий (карточек) с изображением людей (взрослых или детей), находящихся в различных эмоциональных состояниях.
В этих целях можно попросить детей принести фотографии из дома. Детям предлагается рассмотреть внимательно фотографию (карточку-рисунок) и определить, в каком эмоциональном состоянии находится человек, изображенный на данной фотографии. Следует обсудить с детьми возникшие варианты. Затем попросите детей придумать историю, которая произошла с этим человеком (ребенком), позволяющую понять причины данного эмоциональ-ного состояния, отображенного на фотографии (карточке-рисунке). Лучше, если таких причин будет несколько. Далее можно обсудить с детьми, испытывали ли они, подобные чувства, и если да, то при каких обстоятельствах. Важно, чтобы каждый ребенок высказался и был услышан. Закончить занятие можно рисунком на обсуждаемую тему.
«Фейерверк эмоций»
Упражнение выполняется в группе (парах, тройках). Для работы понадобятся заранее заготовленные карточки с названиями чувств. Это могут быть страх, обида, горечь, грусть, радость, восхищение, злость, вдохновение удовольствие, благодарность, растерянность, отвращение, досада, нетерпение, испуг смущение, любовь, гнев, сострадание, жалость.
Представителю каждой групы предлагается вытащить бумажку с названиями какой – нибудь эмоции. Они знакомятся с ними, но не показывают окружающим. Дети должны вспомнить ситуацию в которой испытывали подобное чувство. затем изобразить эту эмоцию с помощью выразительных движений (позы, мимика, жесты), другие отгадывают.
«Медуза»
Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. Упражнение лучше всего выполнять под спокойную музыку.
«Роняем руки»
Расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
«Белое облако».
Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный тёплый день. Вы смотрите в удивительное чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им, чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное облачко. Вы очарованы его красотой. Вы в ладу с самим собой. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Облачко медленно приближается к вам. Оно как раз сейчас над вами. Вам всё нравится. Представьте, как вы медленно встаёте и подходите к белому облачку. Вы парите всё выше и выше. Наконец, вы достигли маленькое облачко и ступаете на него. Вы ступаете и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы - маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко в небе.
Точечный массаж для профилактики ОРВИ
(по А.А.Уманской)
Точечный массаж можно применять в начальной стадии простудного заболевания, когда появляется насморк, легкое першение в горле, чихание, а также для профилактики острых респираторных вирусных инфекций. Но прежде посоветуйтесь с врачом – рефлексотерапевтом, узнайте, не противопоказан ли вам точечный массаж.
Массаж проводится 3—4 раза в день. Каждую точку массируют в течение 2—З минут. Несимметричные точки массируют пальцем правой руки, симметричные (если они не на руках) – одновременно пальцами левой и правой руки.
1-я точка, несимметричная — в центре переносицы, между бровями. Массировать указательным пальцем, надавливать легко, делая одновременно вращательные движения.
2-я точка, симметричная — у верхнего края боковой борозды крыла носа. Массировать указательными пальцами, надавливать легко, прерывисто.
3-я точка, несимметричная — в центре подбородка, снизу. Массировать большим пальцем, надавливать легко, делая одновременно вращательные движения в области точки.
4-я точка, симметричная — у заднего края сосцевидного отростка, за ушной раковиной, на 1—2 сантиметра кверху от нижней границы волосистой части головы. Массировать указательными или большими пальцами, надавливать легко, делая одновременно вращательные движения в области точки.
5-я точка, симметричная — на тыльной поверхности кистью, между большим и указательным пальцами. Массировать большим пальцем, прерывисто, чувствительно надавливая
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.