программа математика 4 кл

  • doc
  • 29.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала programma_matem._4_klass-.doc

 

 

Рабочая программа курса

«Математика»

4 класс

Составлена по государственной программе «Математика 4 класс» по учебному комплексу М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой

УМК  «Школа России»

 

Москва,

 2013/2014 учебный год

 

 

 

Пояснительная записка

     Развёрнутое тематическое планирование по математике составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, программы «Школа России».

      Стандарт начального общего образования по математике

 Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;

 - освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

 - воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

        В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

- Учебник  М.И.Моро, М.А Бантова и др. «Математика. 4 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение»,2009.

- Тетрадь на печатной основе М.И.Моро, С.И.Волкова. «Тетрадь по математике. 4 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение», 2009.

- «Школа  России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009.

     Основные разделы курса:  «Нумерация чисел в пределах 1000», «Арифметические действия. Порядок выполнения», «Нумерация многозначных чисел», «Величины», «Сложение и вычитание многозначных чисел», «Умножение и деление многозначных чисел», «Итоговое повторение».

     Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический, геометрический материал. Основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и их некоторыми свойствами, а также, основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.

     Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. В ходе формирования представлений о величинах  происходит опора на опыт ребёнка, уточнение и расширение его.

     Курс изучения математики предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежами и измерительными приборами. При этом ведущая роль отводится практическим упражнениям: построение, измерение, преобразования фигур.

     Элементы алгебраической пропедевтики позволяют повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. Особенностью начального курса математики является то, что рассматриваемые в нём основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. К общим умениям работы над задачей относится и умение моделировать описанные в ней взаимосвязи, использовать разного вида схематические и условные обозначения.

     Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт благоприятные условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

     Учитывая особенности класса, считаю необходимым организацию систематической работы на уроках математики, направленной на развитие не только логического, но и творческого математического мышления. Важнейшее значение при этом придаётся постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления, аналитико-синтетической деятельности учеников.

     Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума  математического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и  интереса к  математике.

     Практическая направленность начального курса изучения математики выражена в следующих положениях:

- сознательное усвоение детьми различных приёмов вычислений обеспечивается за счёт использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приёмов на основе изученных теоретических положений;

- рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей к индуктивным выводам на основе собственных наблюдений;

- система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены по времени.  Усилено в 4 классе внимание к практическим упражнениям, к использованию схематических рисунков, предусмотрена вариативность в  приёмах выполнения действий и в решении задач;

-широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т.е. требующие применения знаний из различных разделов курса.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся,

обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе:

Нумерация

Учащиеся должны знать:

-название и последовательность чисел в натуральном ряду;

- как образуется каждая следующая счётная единица;

- сколько разрядов содержится в каждом классе, название и последовательность первых трёх классов.

Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;

- записывать результат сравнения, используя знаки « >», «<», «=»;

- представлять трёхзначное число  в виде суммы разрядных слагаемых.

Арифметические действия

Учащиеся должны знать:

- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результатов каждого действия;

- связь между компонентами и результатом каждого действия;

- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и без них;

- таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.

Учащиеся должны уметь:

- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия ( со скобками и без них);

- находить числовое значение буквенных выражений вида: а+3, 8-k, d:2, с . в, k: n при заданных числовых значениях;

- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

-выполнять письменные вычисления ( сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число), выполнять проверку вычислений;

- решать уравнения вида: х+60=320, х-60=320, 125+х=750, 2000-х=1450, х. 12=2400, х:5=420, 600:х=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатом действий;

- решать задачи в 1-3 действия.

Величины

Учащиеся должны иметь представление о таких величинах как длина, площадь, масса, время, и способах их измерения.

Учащиеся должны знать:

- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой величины;

- связи между такими величинами как цена, количество, стоимость; время, скорость, расстояние.

Учащиеся должны уметь:

- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

- определять время по часам;

- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);

- применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.

Геометрические фигуры

Учащиеся должны иметь представления о названиях геометрических фигур: точка, лини (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность, центр, радиус.

Учащиеся должны знать:

- виды углов (прямой, острый, тупой);

- определение прямоугольника (квадрата);

- свойство противоположных сторон прямоугольника.

Учащиеся должны уметь:

- строить заданный отрезок;

- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

Тематическое планирование рассчитано на 5 часов в неделю, 170 часов за год

Контрольные работы – 12 по программе из них  три административные

                             

Содержание учебного предмета «Математика»

IV КЛАСС (170 ч)

Числа от 1 до 1000 (продолжение) (15 ч)

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000

Нумерация (14 ч)

Новая счетная единица — тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. Д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Величины (20 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Сложение и вычитание (13 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:

х + 312 = 654 + 79,

729 – х = 217 + 163,

х – 137 = 500-140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

Умножение и деление (93 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация зна­ний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 –х = 429 +120, х- 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Повторение (15 ч)

В течение всего года проводится:

- вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;

- решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;

- нахождение неизвестных компонентов действий;

- отношения больше, меньше, равно;

- взаимосвязь между величинами;

- решение задач в 2—4 действия;

- решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;         

 - разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;

- построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.

 

№ п/п

Тема урока

   Кол-во

     часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Планируемые результаты освоения материала

 

Вид

контроля

УУД

Дата проведения

Домашнее

задание

Ученик научится

Ученик получит возможность узнать

 

 

Числа от 1 до 1000 (15 часов)

1.

Нумерация. Счет предметов. Разря­ды

1

Комбиниро­ванный

 

Числа однозначные, двузначные, трех­значные. Классы и разряды. Арифме­тические действия с нулем

Знать последователь­ность чисел в пределах 1000, как образуется каждая следующая счетная единица

 

 

Текущий

 

Становление основ гражданской идентичности,развитие чувства гордости за свою Родину

 

 

2-3

Числовые выра­жения. Порядок выполнения дей­ствий

2

Определение порядка выполнения дейст­вий в числовых вы­ражениях

Уметь вычислять зна­чение числового вы­ражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях

Магический квадрат

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми

 

 

4

Нахождение суммы нескольких

слагаемых

1

Группировка слагаемых. Переместительное свойство сложе­ния. Таблица сложе­ния

Уметь выполнять

письменные вычисления (сложение и вычи­тание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), вычислять зна­чение числового вы­ражения, содержащего 2-3 действия

логические  задачи

С/ра­бота

Фомитрование адекватнрой самооценки.

 

 

5

Вычитание трехзначных чисел  

1

Письменные вычисления  с натуральны­ми числами. Нахож­дение значений  чи­словых выражений  со скобками и без них

Ребусы

Текущий.  Фронтальный опрос

Формирование оценки своих достижений.

 

 

6

Приемы письменного умножения

трехзначных чисел на однознач­ные

1

. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов

Уметь выполнять

приемы письменного умножения трехзначных чисел на однознач­ные

Задачи на смекалку

Проявление личной заинтересованности в приобретении знаний и способов действий

 

 

7-8

Письменное  умножение однозначных чисел на многозначные

 

2

 

Нахождение значений выражений

Переместительное

свойство умноже­ния Нахож­дение значений  чи­словых выражений  со скобками и без них

Уметь использовать переместительное

свойство умноже­ния однознач­ных чисел на трехзначные

 

 

Анализ и разрешение ситуаций

 

 

9

 

Приемы письменного деления

трехзначных чисел на однознач­ные

1

Комбинированный

 

Умножение  трёхзначного числа на однозначное. Решение задач разными способами

Уметь пользоваться

изученной математической терминологией, решать текстовые за­дачи разными способами, выполнять приемы письменного умножения трехзнач­ных чисел на одно­значные, выполнять работу над ошибками

Задачи – шутки

Текущий

 

Формирование понимания границ того, что я знаю и того , что я не знаю

 

 

10

Деление трёхзначных чисел на однозначные. Определение количества цифр в частном

1

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов Таблица умножения. Деление с остатком.

Уметь выполнять

приемы письменного умножения однознач­ных чисел на трехзначные

 

 

С/работа

(15 мин)

Развтитие интереса к новому

 

 

11

Приемы письменного деления трёхзначных чисел на

однозначное

число

1

Комбиниро­ванный

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Деление

с остатком. Деление трехзначно­го числа на одно­значное

Уметь выполнять

приемы письменного

деления на однозначное число.

Знать таблицу умно­жения и деления одно­значных чисел

 

Нахождение закономерности

Тематический. Ар/диктант

Анализ и разрешение ситуаций

 

 

12

Деление трехзначного числа на  однозначное,  когда в записи частного есть нуль

1

Деление трехзначного числа на однозначное

Уметь выполнять

письменно деление

трехзначного числа на

однозначное, когда в

записи частного есть нуль

Числовые закономерности

Текущий

 

Планирование и модели рование

 

 

13

Закрепление. Решение задач

1

 

 

 

Накоплени е и использование опыта при решении задач

 

 

14

Контрольная работа №1  по теме «Повторение»

1

Письменные вычисления

с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом

(с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь пользоваться

изученной математической терминологией, решать текстовые за­дачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисле­ния (сложение и вычи­тание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число)

 

Планирование и моделирование. Умение сохранять заданную цель

 

 

15

Анализ контроль-

ной работы, рабо­та над ошибками.

Свойства диагоналей прямоугольника

1

Распознавание и изображение геометри­ческих фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямо­угольник). Решение текстовых задач арифметическим спо­собом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и

другие модели)

Измере­ние длины отрезка и построение отрезка заданной длины

Знать свойства диагоналей прямоугольника. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, распознавать геометриче­ские фигуры и изо­бражать их на бумаге с разлиновкой в клетку

Числовые ребусы

Оринентация на образец и правило

 

 

Числа, которые больше 1000. Нумерация (14 часов)

16

 

Разряды и классы.

Класс единиц и класс тысяч

1

Комбинированный

 

Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов; I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч.

Знать последовательность чисел в пределах 100 000, понятия «разряды» и «классы».

Уметь читать, записывать числа, которые

больше 1000

 

Текущий

Формирование установки на здоровый образ жизни , наличие мотивации к учебной деятельности

 

 

17-18

 

Чтение и запись  многозначных чисел

2

Названия, последовательность  натуральных чисел. Классы и разряды

Последовательность

и запись чисел. Классы и разряды

Уметь читать, записывать и сравнивать

числа в пределах

1 000 000

Уметь представлять

многозначное число в

виде суммы разрядных слагаемых

Арифметические действия над числами в пределах 1000

Текущий.

Фр/опрос

Мат/дик (15 мин)

Формирование адекватной самооценки своих достижений

 

 

19

 

Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых

1

Комбинированный

 

Представление числа

в виде суммы раз-

рядных слагаемых.

Классы и разряды

Уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сво­димых к действиям в пределах ста

 

Тест

(10 мин)

Установление аналогий и прричинно-следственных связей, отнесения к известным понятиям

 

 

20

 

Сравнение многозначных чисел

 

1

Классы и разряды.

Сравнение чисел

с опорой на порядок следования чисел при счете

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000 000

Числовые ребусы

Текущий

Овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза

 

 

21-22

 

Увеличение и

уменьшение числа

в 10, 100, 1000 раз

2

Умножение и деление на 10, 100, 1000. Отношения «больше в...», «меньше в...»

Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

 

Текущий.

Фр/опрос

Проявление личной заинтересованности в прирбретении знаний

 

 

23-24

Нахождение общего количества

единиц какого-либо разряда

в данном числе

2

Разряды. Сравнение

многозначных чисел.

Сравнение чисел с

опорой на порядок

следования чисел при счете

Знать последовательность чисел в пределах

100 000.

Уметь читать, записывать и сравнивать чис­ла в пределах 1 000 000, находить общее количество единиц какого-либо разряда в многознач­ном числе

 

Тест

(10 мин)

Проявление личной заинтересованности в расширении способов действий

 

 

25-26

 

 

Класс миллионов и  класс миллиардов

Числовой луч

2

 

  Комбиниро­ванный

 

Классы и разряды:

класс единиц, класс тысяч, класс мил­лионов. Сравнение чисел

Распознавание и изо­бражение геометри­ческих фигур: точки, прямой, прямого уг­ла. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины

Знать класс миллионов, класс миллиар­дов; последователь­ность чисел в пределах  100 000. Уметь читать, записы­вать и сравнивать чис­ла в пределах 1 000 000

Знать понятия «луч», «числовой луч». Уметь распознавать геометрические фигу­ры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, чертить луч и числовой луч

Нумерация многозначных чисел

Текущий.

Фронталь­ный опрос

Текущий

Знание основных моральных норм,орентация на выполнение норм на основе их социальной необходимости

 

 

27

 

Угол. Виды углов. Построение пря­мого угла с по­мощью циркуля и линейки

1

Прак­тиче­ского при­мене­ния зна­ний

Построение прямого угла на клетчатой бумаге

Знать понятие «угол», виды углов. Уметь распознавать геометрические фигу­ры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, строить пря­мой угол

 

Текущий. Арифмети­ческий дик­тант

Познавательные и знаково-символистические действия

 

 

28

 

Контрольная работа №2 по теме: «Нумерация».

1

Контроль и

учет знаний

Арифметические действия с числами. Вычисление пери­метра многоугольни­ка. Вычисление пло­щади прямоугольни­ка. Решение тексто­вых задач арифмети­ческим способом

Уметь сравнивать ве­личины по их число­вым значениям, выра­жать данные величины. в различных единицах, решать задачи ариф­метическим способом

 

 

 

Контрольная

 работа

Умение сохранять заданную цель

 

 

29

Анализ контрольной работы и рабо­та над ошибками.

 

1

 

 

 

Ребусы

Текущий Раб/ошибками.

Поиск, обнаружение и устранение ошибок

 

 

Величины (20 часов)

 

30

Величины. Еди­ница длины,  ки­лометр.

1

Комбиниро­ванный

 

Сравнение и упоря­

дочение объектов по разным признакам: длине, массе, вме­стимости. Длина. Единицы длины. Соотношения между ними

Знать единицы длины. Уметь сравнивать ве­личины по их число­вым значениям, выра­жать данные величины в различных единицах

Задачи, связанные со временем

 

Моделирование ситуаций с использованием величин

 

 

31

 

Соотношение между единицами длины

1

Ребусы

 

 

 

 

32

Единицы площади. Квадратный

километр, квадратный  миллиметр

 

1

 

Площадь. Единицы

площади

Знать единицы площади.

Уметь использовать

приобретенные знания

для сравнения и упо­рядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе

Задачи с геометрическим содержанием

Текущий

Анализ и разрешение ситуаций требующих выполнения измерений

 

 

33-34

 

Соотношения между единицами площади. Таблица единиц

площади

2

Вычисление площади прямоугольника. Площадь геометри­ческой фигуры

Знать таблицу единиц

площади. Уметь вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата), сравнивать величины по их чи­словым значениям, выражать данные ве­личины в различных единицах

Задачи с геометрическим содержанием

Текущий.  Ар/диктант

Анализ и разрешение ситуаций требующих сравнения величин

 

 

35

 

Измерение площади фигуры с

помощью палетки

1

Практиче-

Практич. прим. знаний.

 

 

Измерение площади

геометрической фигуры при помощи палетки

Знать прием измерения площади фигуры

с помощью палетки. Уметь сравнивать ве­личины по их число­вым значениям, выра­жать данные величины в различных единицах, вычислять периметр и площадь прямоуголь­ника, решать тексто­вые задачи арифметическим способом

 

Текущий

Анализ и разрешение ситуаций, требующих построения и измерения

 

 

36-38

 

Решение задач на нахождение не­скольких долей целого и целого по его части

3

Комбиниро­ванный

 

Решение текстовых задач арифметиче­ским способом

Решение текстовых задач арифметиче­ским способом

Уметь решать тексто­вые задачи арифмети­ческим способом

Уметь решать тексто­вые задачи арифмети­ческим способом

Разные задачи

Текущий

Ориентация на образец и правило

 

 

39

 

Единицы массы. Тонна. Центнер

1

Масса. Сравнение предметов по массе. Единицы массы. Со­отношения между ними

Знать понятие «мас­са», единицы массы. Уметь сравнивать ве­личины по их число­вым значениям; выражать данные величины и различных

 

Текущий. Ар/диктант

 

Умение добывать новые знания, извлекать информацию из разных источниках

 

 

40

 

Соотношение между единицами массы

Таблица единиц

массы

1

Комбинированный

 

Масса. Единицы массы: грамм, кило­грамм, центнер, тон­на. Соотношения ме­жду ними час, сутки, неделя,

месяц, год, век). Соотношение между ними

Знать таблицу единиц

массы. Уметь сравнивать ве­личины по их число­вым значениям, выра­жать данные величины в различных единицах решать задачи арифметическим способом

Задачи, связанные с величинами

Текущий

Умение перерабатывать полученную информацию и делать выводы

 

 

41

 

Единицы времени: год, месяц, неделя

1

Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Соотношения между ними

Знать единицы времени.

Уметь использовать приобретенные знания для определения вре­мени по часам (в часах и минутах), сравни­вать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, определять время по часам (в ча­сах и минутах)

 

 

Использовать знаково-символистические средства для создания моделей объекта

 

 

42

 

Единицы времени: сутки.

 

1

Единицы времени

(секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные ве­личины в различных единицах

 

Разные задачи

ущий.  С/ Текущий,

   сам.раб.сам. раб.

Умение обосновывать этапы решения учебных задач

 

 

43

 

Решение задач

на определение начала, конца событий

1

Решение текстовых

задач арифметическим способом. Единицы времени

(секунда, минута)

Уметь определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их

числовым значениям,

 

Текущий

Выстраивать индивидуальный путьработы с математическим содержанием

 

 

44

 

Контрольная работа №3

1

 

 

 

 

 

Анализ  и синтез. Умение сохранять зщаданную цель

 

 

45

 

Анализ контрольной работы, работа над ошибками Единица времени - секунда

1

 

 

Единицы времени

(секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Со­отношение между ними

Уметь сравнивать ве-

личины по их число­вым значениям, выра­жать данные величины в различных единицах, определять время по часам (в часах и мину­тах)

 

 

Формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

 

 

46

 

 

Единица времени - век

1

Комбиниро­ванный

 

Решение текстовых

задач арифметиче­ским способом. Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Со­отношение между ними.

Знать единицы времени.

Уметь сравнивать величины по их число­вым значениям, выра­жать данные величины в различных единицах

Задачи, связанные с величинами

 

Овладение начальными способами адаптации в изменяющемся мире

 

 

47-49

Соотношение между единицами времени

Проверочная работа по теме «Единицы времени»

3

Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними. Решение тек­стовых задач ариф­метическим способом

Знать таблицу единиц

времени. Уметь сравнивать ве­личины по их число­вым значениям, выра­жать данные величины в различных единицах Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выра­жать данные величины в различных единицах, определять время по часам (в часах и мину­тах

 

 

Самостоятельная работа

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в сооответствии с поставленной задачей

 

 

Сложение и вычитание (13 часов)

50

 

 Письменные прие­мы сложения и вычитания

1

Комбиниро­ванный

 

 

Письменные вычис­ления с натуральны­ми числами

Уметь выполнять письменные вычисле­ния (сложение и вычи­тание многозначных чисел), вычисления с нулем, пользоваться изученной математи­ческой терминологией

 

комбинаторные

задачи

Текущий

 

Умение выбирать наиболее рациональный способ решения учебной задачи

 

 

51-52

Приём  письменного вычитания для случаев вида

7000 – 456,

57001 - 18032

2

Устные и письмен­ные вычисления с натуральными чис­лами. Использование свойств арифметиче­ских действий при выполнении вычис­лений. Алгоритм вы­читания чисел в пре­делах миллиона

Уметь выполнять письменные вычисле­ния (сложение и вычи­тание многозначных чисел)

 

Овладение логическими действиями сравнения анализа и ситеза

 

 

53

Решение уравнений вида

Х + 15 = 68 : 2

Нахождение неизвестного слагаемого

1

Взаимосвязь между

компонентами и результатом сложения. Использование свойств арифметиче­ских действий при выполнении вычис­лений

Знать правило нахождения неизвестного слагаемого. Уметь пользоваться изученной математи­ческой терминологией, проверять правиль­ность выполненных вычислений

 

Текущий

Установление аналогий и причинно-следственных связей

 

 

54

Решение уравнений вида

х-137=500-140

729-х=217+163

Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого

1

Комбинированный

Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Взаимосвязь между компонентами и результатом вычи­тания

Знать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.

Уметь вычислять зна­чение числового вы­ражения, содержащего 2-3 действия (со скоб­ками и без них)

усложнённые уравнения

Текущий. Ар/диктант

Умение перерабатывать полученную информацию и делать самостоятельные выводы

 

 

55-56

Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий, нахождение суммы нескольких слагаемых.

2

Перестановка слагаемых

в сумме. Группировка слагае­мых в сумме. Использование свойств арифметических дей­ствий при выполне­нии вычислений

Знать прием нахождения суммы нескольких

слагаемых. Уметь решать тексто­вые задачи арифмети­ческим способом

 

Текущий

 

Выполнение вычтислений, анализ зависимостей

 

 

57

 

Сложение и вычитание значений величин

1

Единицы длины, массы, времени, вме­стимости, площади. Приемы сложения и вычитания величин

Знать прием сложения

и вычитания величин. Уметь выражать величины в разных единицах

нестандартные задачи

 

 

Выполнение вычисленией, анализ зависимостей

 

 

58-59

 

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколь­ко раз, сформулированные в косвен­ной форме

2

Устные и письмен­ные вычисления с натуральными числами. Решение тек­стовых задач ариф­метическим спосо­бом. Отношения ~ «больше в...», «меньше в..»

Уметь решать тексто­вые задачи арифмети­ческим способом, пользоваться изучен­ной математической терминологией

 

Текущий. Ар/диктант

Планирование хода решения задач

 

 

60

Сложение и вычитание значений величин. Закрепление.

1

 

Уметь решать задачи с вопросами в косвенной форме, действия с величинами

Сложные уравнения

Текущий

Выработка вычислительных навыков, использование средств ИКТ

 

 

61

Контрольная ра­бота  №4 по теме «Письменные приемы сложения и вычитания»

1

Кон­троль и учет знаний

Письменные вычис­ления с натуральны­ми числами

Уметь решать тексто­вые задачи арифмети­ческим способом, про­верять правильность выполненных вычис­лений

 

К/работа

Умение сохранять заданную цель, Анализ и синтез

 

 

62

Анализ контроль­ной работы, рабо­та над ошибками.

 

1

 

 

Уметь выполнять работу над ошибками

ребусы

Работа над ошибками

Выявление причины ошибки и корректировать свои действия

 

 

Умножение и деление (93 часа)

63

Случаи умножения с числами 1 и 0

1

 

Использование свойств умножения при выполнении вы­числений. Умноже­ние на 0, на 1. Ариф­метические действия с нулем. Умножение и деление чисел, ис­пользование соответ­ствующих терминов

Уметь выполнять вычисления с нулем

 

 

Обосновывать этапы решения учебных задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

64-65

 

Приёмы письменного  умножения на однозначное число

Письменное  умножение на однозначное число вида  4019 х 7

2

 

 

 

Умножение четырех­значного числа на однозначное

Умножение четырех­значного числа на однозначное. Письменные вычис­ления с натуральны­ми числами

Уметь выполнять письменные приемы умножения, проверять правильность выпол­ненных вычислений, решать текстовые за­дачи арифметическим способом

.

Уметь вычислять зна­чение числового вы­ражения, содержащего 2-3 действия (со скоб­ками и без них)

 

Текущий

 

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, ситеза, обобщения классификациии.

 

 

 

 

 

66-67

Умножение чисел,

запись которых

оканчивается

нулями

2

 

Умножение четырехзначного числа на

однозначное. Письменные вычисления с натуральными чис­лами

Знать прием умножения чисел, оканчивающихся нулями.

Уметь проверять пра­вильность выполнен­ных вычислений

Числовые ребусы

Текущий.

Ар/диктант

Установление аналогий и причинно-следственных связей,отнесения к известным понятиям

 

 

68

Решение уравнений вида х · 8 = 26 + 70

Нахождение неизвестного множителя

 

1

 

Названия компонентов и результата умножения. Использо­вание свойств ариф­метических действий при выполнении вы­числений

Знать правило нахождения неизвестного

множителя. Уметь решать тексто­вые задачи арифмети­ческим способом, вы­числять значение чи­слового выражения, содержащего 2-3 дей­ствия (со скобками и без них), вы­полнять работу над ошибками

 

Текущий. Ра   сссссссссссссссссссссссс сам. работа

над ошибкасссссссссс

 

Логический анализ и моделирование. Использование средств ИКТ

 

 

69

Устное деление на однозначное число

1

 

Деление. Конкретный смысл. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов, использование свойств арифметических действий

при выполнении вычислений

Знать конкретный смысл деления. Уметь вычислять зна­чение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)

 

Тест (5 мин)

Выбор наиболее рациональных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий

 

 

70

Приёмы письменного деления

1

 

Деление трех или четырехзначного числа на однозначное

Уметь делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выпол­ненных вычислений

 

Текущий

Овладение новыми умениями и компетенциями

 

 

71-72

Приёмы письменного деления Письменное деление многозначного числа на

однозначное

2

 

Письменные вычисления с натуральны-

ми числами

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего

2-3 действия (со скоб­ками и без них)

 

Текущий

 

Формирование ориентации на познание нового

 

 

73

Решение задач  в косвенной форме на увеличение (уменьшение) числа в несколь­ко раз

1

 

Устные и письмен­ные вычисления с натуральными чис­лами. Решение тек­стовых задач ариф­метическим спосо­бом. Отношения ~ «больше в...», «меньше в..»

Уметь решать тексто­вые задачи арифмети­ческим способом, пользоваться изучен­ной математической терминологией

арифметические задачи

 

Овладение новыми умениями и компетенциями

 

 

74-75

Решение уравнений вида

х : 6 = 18 – 5

48 : х = 92 : 46

Нахождение неизвестного делимого, делителя

 

2

 

Названия компонентов и результата деления. Использование свойств арифметических действии при выполнении вы­числений. Умноже­ние и деление чисел, использование соот­ветствующих терми­нов

Знать правила нахождения неизвестного

делимого, неизвестного делителя. Уметь решать тексто­вые задачи арифмети­ческим способом

 

 

Пошаговый контроль правильности и выполнения алгортима действий

 

 

76

Решение задач на

пропорциональное деление

1

 

Решение текстовых

задач арифметиче­ским способом

Уметь решать текстовые задачи арифмети­ческим способом, вы­числять значение чи­слового выражения, содержащего

2-3 дей­ствия (со скобками и без них)

 

Текущий.

Тест (5 мин)

Постановка и формулиорование проблемы, создание алгоритма деятельности при решении задач

 

 

77-78

Деление многозначных чисел на

однозначные, когда в записи част­ного есть нули

2

 

Деление многозначного числа на однозначное

Уметь выполнять

письменное деление

многозначных чисел

на однозначные, когда в записи частного есть нули

 

Текущий.

Ар/диктант

Переработка полученной информации, наблюдение и самостоятельные выводы

 

 

79-80

Деление многозначных чисел на

однозначные

2

 

Деление многозначного числа на однозначное

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вы­числять значение чи­слового выражения, содержащего

2-3 дей­ствия (со скобками и без них), делить мно­гозначные числа на однозначные

 

Текущий

 

 

Формирование умения достигать результаты ,используя интеллектуальные усилия и практические действия

 

 

81

Решение задач на

пропорциональное деление

1

 

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вы­числять значение чи­слового выражения, содержащего 2-3 дей­ствия (со скобками и без них)

 

 

Обучение чтению учебных текстов , их полному пониманию и интегрированию информации в имеющийся запас знаний

 

 

82-83

Закрепление по

теме «Деление

многозначных чисел на однозначные»

2

 

Деление многозначного числа на однозначное

Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число)

комбинаторные задачи

Тем-кий

Ар/диктант  Тест (8 мин)

Переработка полученной информации, наблюдение и самостоятельные выводы

 

 

84

Контрольная работа №5

1

 

 

 

 

Контр.

Принятие и понимание учебной задачи

 

 

85-87

Анализ контроль-

ной работы, работа над ошибками Среднее арифме­тическое и его нахождение.

3

 

 

 

 

 

Понятие «средний»

Письменные вычис­ления с натуральны­ми числами. Решение задач арифметиче­ским способом с опо­рой на схемы, табли­цы, краткие записи

Знать понятие «сред­нее арифметическое».

Уметь пользоваться изученной математи­ческой терминологией, решать текстовые за­дачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисле­ния, находить среднее арифметическое

 

 

Те                                      текущий

Выявление причины ошибки и корректировка своих действий

 

 

88-89

Связь между величинами Скорость. Время. Расстояние

2

 

Скорость, время, пройденный путь при равномерном прямо­линейном движении. Установление зави­симостей между ве­личинами, характе­ризующими процес­сы: движения (прой­денный путь, время, скорость)

Знать понятие «ско­рость», единицы ско­рости.

Уметь пользоваться изученной математи­ческой терминологией, решать текстовые за­дачи арифметическим способом

Задачи на нахождение целого

 

 Осуществлять расширенный поиск информации сиспользованием различных ресурсов

 

 

90

Решение задач на движение.

1

 

Решение задач ариф­метическим спосо­бом с опорой на схе­мы, таблицы, краткие записи. Установление зави­симостей между ве­личинами, характеризующими процес­сы: движения (прой­денный путь, время,

Уметь решать тексто­вые задачи арифмети­ческим способом, ус­танавливать взаимо­связь между скоро­стью, временем и рас­стоянием, находить скорость, время, рас­стояние

 

Текущий. Ар/диктант

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

 

 

91-92

Взаимосвязь между скоростью, временем и рас­стоянием

2

 

Решение задач арифметическим способом с опорой на схе­мы, таблицы, краткие записи. Установле­ние зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость)

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния

 

Тест  (15 мин)

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей

 

 

93

Решение задачи на одновременное встречное движение

1

 

Арифметический способ решения задач. Установление зависимостей между величинами, харак­теризующими про­цессы: движения (пройденный путь, время, скорость)

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Задачи на движение

Тематический

Формирование умения достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия

 

 

94

Решение задачи на одновременное движение в противоположных направлениях

1

 

Письменные вычис­ления с натуральны­ми числами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения

Уметь решать тексто­вые задачи арифмети­ческим способом, проверять правильность выполненных вычислений, выполнять работу над ошибками

 

 

Р/ош.

Умение извлекать информацию ,представленную в разных формах

 

 

95

Решение задач на взаимосвязь между величинами скорость, время, расстояние.

1

 

 

Умение определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы

 

 

96-97

Виды треугольников

2

 

Распознавание и изображение геометри­ческих фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Вычисление периметра много­угольника

Знать понятие «треугольник», виды тре­угольников. Уметь пользоваться изученной математи­ческой терминологией, распознавать изучен­ные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разли­новкой в клетку (с по­мощью линейки и от руки), вычислять пе­риметр многоуголь­ника

Задачи на нахождение площади

Текущий

 

Текущий

Использование знаково_символистическуих средств для создания моделей объектов

 

 

98

Решение задач с величинами цена, количество, стоимость.

1

 

 

 

 

Пошаговый контроль правильности и полноты выаолнения алгоритма решения задач

 

 

99

Виды треугольников. Построение треугольника

с помощью угольника, циркуля и линейки

1

 

 

 

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник)

Построение прямого

угла на клетчатой

бумаге. Нахождение

прямого угла среди

данных углов

Знать способ построения треугольника с помощью угольника. Уметь решать текстовые задачи арифмети­ческим способом, распознавать геомет­рические фигуры и изображать их на бу­маге с разлиновкой в клетку

Уметь выполнять по-

строение треугольника

с помощью циркуля и

линейки, вычислять

периметр многоуголь­ника

 

Овладение логическими действиями классификации, установление аналогий

 

 

100

Контрольная

работа №6 по теме «Умножение и деление»

 

1

 

Письменные вычисления с натуральными числами. Уста­новление зависимо­стей между величи­нами, характери­зующими процессы движения (пройден­ный путь, время, скорость)

Уметь устанавливать

взаимосвязь между

скоростью, временем и расстоянием, решать текстовые задачи арифметическим спо­собом

 

К/р

Умение сохранять заданную цель

 

 

101

Анализ контроль­ной работы, рабо­та над ошибками. Задачи на движение.

 

1

 

Использование свойств арифметиче­ских действий при выполнении вычис­лений.

Уметь выполнять

письменные вычисле­ния (умножение и де­ление многозначных чисел на однозначное число), проверять пра­вильность выполнен­ных вычислений

 

Решение задач семейных отношений

Текущий

Поиск , обнаружение и устраненние ошибок

 

 

102

Умножение числа

на произведение.

1

 

Использование свойств арифметиче­ских действий при выполнении вычис­лений. Умножение чисел, использование соответствующих терминов

 

Постановка и формулирлование проблемы.

 

 

103

Приём письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

1

 

Устные и письменные вычисления с натуральными числами

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся

ну­лями

 

Создание алгоритма деятиельности при решении проблем поискового характера

 

 

104

Письменное умножение на числа,

оканчивающиеся

нулями. Закрепление

1

 

Умножение чисел,

использование соответствующих терминов

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умноже­ния и деления, связи между результатами и компонентами ум­ножения и деления

 

Фронтальный опрос

Текущий

Создавать и преобразовывать модели, схемы для решения учебных задач

 

 

105-106

Письменное умножение двух

чисел, оканчивающихся нулями

2

 

Использование свойств арифметических действии при выполнении вычис­лений

Уметь выполнять

письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями

 

Решение задач в походах и на экскурсиях

 

Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действий

 

 

107

Решение задач на встречное

движение

1

 

Установление зависимостей между ве­личинами, характе­ризующими процесс движения (пройден­ный путь, расстоя­ние, время)

Уметь решать текстовые задачи арифмети­ческим способом на нахождение скорости, времени, расстояния, проверять правиль­ность выполненных вычислений

 

Текущий.

С/р(10 мин)

Накопление опыта решения задач. Использование стредств ИКТ

 

 

108

Перестановка и

группировка множителей

1

 

Использование

свойств арифметических действий при выполнении вычис­лений. Группировка множителей в произ­ведении

Уметь группировать

множители в произведении. Звать конкретный смысл умножения и деления, компонентов и результатов умноже­ния и деления, связи между результатами и компонентами умно­жения и деления

Задачи на нахождение чисел по сумме

Текущий.

Ар/диктант

Овлаж/дение научной терминологией,Выработка вычислительных навыков

 

 

109

Решение задач на нахождение площади, письменное умножение на однозначное число

1

 

Умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Уметь выполнять

письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями, решать текстовые задачи на встречное движение

 

Текущий

Планирование хода решения задач с использование различных моделей

 

 

110

Письменное умножение на однозначное число Закрепление

1

 

 

 

 

 

Выработка вычислительных навыков

 

 

111

Контрольная работа №7 по теме «Умножение на однозначное число»

1

 

Письменные вычисления

с натуральными числами

Уметь применять прием письменного умножения и деления при вычислениях

 

 

Контрольная работа

Анализ и синтез, умение сохранять заданную цель.

 

 

112

Деление числа на произведение Анализ контрольной работы, работа над ошибками.

1

 

Деление чисел, использование соответствующих терминов

Уметь применять при-

ем письменного умножения и деления при вычислениях

Задачи на нахождение чисел по разности

Текущий

Логический анализ и моделирование

 

 

113

Деление на числа, оканчивающиеся нулями       

1

 

Деление чисел, использование соответствующих терминов

Уметь применять прием письменного умножения и деления при вычислениях

 

Обосновывать этапы решения учебных задач

 

 

114

Деление на числа,

оканчивающиеся

нулями

1

 

Свойства арифметических действий при выполнении вычислений

Уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах 100 и с большими числами в случаях, легко сво­димых к действиям в пределах 100

 

Текущий

 

Учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы

 

 

115

Решение задач на кратное сравнение.

1

 

 

 

 

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

 

 

116

Письменное деление на числа,

оканчивающиеся

нулями

1

 

Свойства арифметических действий при выполнении вычислений

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умноже­ния и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

Задачи на нахождение чисел по краткому отношению

Выстраивать индивидуальный план работв с математическим содержанием

 

 

117

Деление с остатком на 10, 100, 1000

1

 

Деление с остатком методом подбора.

знать и понимать:

 - таб­лицу умножения и де­ления однозначных чисел

Учащиеся должны уметь:

 - пользоваться изученной математиче­ской терминологией;

выполнять устно

 

 

Принятие и понимание учебной задачи урока.

 

 

118-119

Деление на двузначные и трёхзначные числа оканчивающиеся нулями

2

 

Деление на двузначные и  трёхзначных числа, решение составных задач

Уметь выполнять письменное деление на двузначные и трёхзначные числа оканчивающиеся нулями

 

 

 

 

 

120

Решение задач на

движение в противоположных

направлениях

1

 

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процес­сы: движения (прой­денный путь, время, скорость). Арифме­тический способ

ре­шения задач

Уметь решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях арифметическим способом

Решение задач бытовые затруднения

Текущий.

Ар/диктант

Использовангие знаково- символистических стредств для создания моделей объектов

 

 

121

Решение задач на

движение  Зависимость между величинами скорость, время, расстояние.

1

 

 

Овладение матемаатическими терминами

 

 

122

Контрольная

работа  №8, по теме:

«Деление на числа,

оканчивающиеся нулями»

1

 

Письменные вычисления с натуральными числами

Уметь применять при-

ем письменного умножения и деления при

вычислениях

 

Контрольная работа

Анализ и синтез, умение сохранять заданную цель

 

 

123

Анализ контроль-

ной работы, работа над ошибками.

Письменное деление на числа,

оканчивающиеся нулями

1

 

Письменные вычисления с натуральными числами

Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи

арифметическим способом

Решение задач на время и его измерение

Работа над

ошибками

Перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать самостоятельные выводы

 

 

124

Умножение числа

на сумму

1

 

Умножение суммы

на число и числа на сумму. Перестановка множителей в произ­ведении

Знать правило умножения числа на сумму. Уметь выполнять письменные вычисле­ния (умножение и де­ление многозначных чисел на однозначное), проверять пра­вильность выполнен­ных вычислений

 

Текущий.

Ар/диктант

Определять планг выполнения заданий на уроках

 

 

125

Устные приёмы умножения вида

12 · 15, 40 · 32

1

 

Раскладывание множителя на удобные слагаемые. Сравнение распределительного и сочетательного свойства  умножения

Уметь раскладывать множитель на удобные слагаемые, сравнивать распределительное и сочетательное свойства  умножения

Числовые ребусы

Текущий.

 

Овладение логическими действиями сравнения и синтеза

 

 

126

Приём письменного умножения на двузначное число

1

 

Использование свойств арифметических действии при выполнении вычис­лений. Письменные вычисления с нату­ральными числами

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия дей­ствий, компонентов и результатов умноже­ния и деления, связи между результатами и компонентами ум­ножения и деления

 

Текущий

 

Умение выполнять действия по образцу

 

 

127

Письменное умножение на двузначное число

закрепление

1

 

Письменные вычисления с натуральными числами. Спосо­бы проверки правильности вычислений

Уметь выполнять

письменное умножение на двузначное число

 

Выработка вычислительнрых навыков

 

 

128

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям

Решение задач на нахождение площади

1

 

 

Решение текстовых задач арифметиче­ским способом

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на дву­значное число

комбинаторные задачи

С/р

(20 мин)

Планирование хода решения задач с использованием различных моделей

 

 

Текущий

 

 

 

 

129

Приём письменного

умножения на двузначные  число.

 

1

 

Решение текстовых

задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на дву­значное число

 

Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметических действий

 

 

130

Решение задач на одновременное встречное  движение.

1

 

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процес­сы: движения (прой­денный путь, время, скорость). Арифме­тический способ

ре­шения задач

Уметь решать текстовые задачи на движение одновременное встречное движение  арифметическим способом

Решение задач дома и в школе

 

Постановка и формулирование проблемы при решении задач на встречное движение

 

 

131

Приём письменного умножения на трехзначное число

1

 

Свойства арифметических действий при выполнении вычислений

Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компо­нентами умножения и деления. Уметь применять при­ем письменного умно­жения на трехзначное число

 

Текущий.

Ар/диктант

Переработка полученной информации и применение ее на практике

 

 

132

Письменное умножение на трехзначное число

1

 

Перестановка множителей

в произведении. Таблица

ум­ножения

Уметь выполнять

письменные вычисления (умножение и де­ление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)

Разные задачи

Текущий.

Тест (5 мин)

Текущий.

Тест (5 мин)

Умениеределять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы

 

 

133

Контрольная работа №9

1

 

 

 

 

 

Умение сохранять заданную цель

 

 

134

Анализ контроль-

ной работы, работа над ошибками. Приём письменного деления на двузначное число.

 

1

 

Способы проверки

правильности вычислений

Уметь выполнять

письменное деление

многозначных чисел на двузначное число,

проверять правиль­ность выполненных вычислений

 

Текущий

Умение адекватно оценивать свои достижения

 

 

135

Письменное деление на двузначное

число с остатком

 

1

 

Деление с остатком.

Письменные вычисления

с натуральны­ми числами

Знать конкретный

смысл умножения и

деления, названия дей­ствий, компонентов и результатов умноже­ния и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь выполнять письменное деление на двузначное число с остатком

Задачи геометрического содержания

Текущий.

Арифметический диктант

Постановка и формулирование проблемы , создание алгоритма деятельности

 

 

136

Прием деления на двузначное число по плану

 

1

 

Деление чисел, использование соответствующих терминов

Решение текстовых

задач арифметиче­ским способом

Уметь выполнять

письменные вычисления (умножение и де­ление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)

Уметь решать текстовые задачи арифмети­ческим способом

 

Текущий.

Фронтальный опрос

Умение действовать по образцу

 

 

137-138

Деление на двузначное число по плану

 

2

 

Самостоельная ра­бота

(20 мин)

Формирование умениея планировать и контролировать учебные действия

 

 

139

Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры.

1

 

Деление чисел, использование соответствующих терминов

 

Уметь выполнять

письменные вычисления (умножение и де­ление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)

 

Решение уравнений

 

Формирование умения достигать результат , используя ранее накопленный опыт вычислений

 

 

140

Решение задач на нахождение части числа.

 

1

 

 Нахождение части числа и числа по его доли. Сравнение частей

Уметь  находить часть  числа и числа по его части.

Уметь сравнивать части.

 

 

 

Овладение логическими действиями сравнения, анализа , синтеза

 

 

141

Решение задач с величинами цена, количество, стоимость

1

 

Зависимости между величинами, характеризующими процессы купли, продажи. Ко­личество товара, его цена и стоимость

Уметь решать тексто­вые задачи арифмети­ческим способом

Задачи на смекалку

 

Произвольно и ососзнанно овладевать общим приемом решения задач

 

 

142

Письменное деление на двузначное число (закрепление)

 

1

 

Деление чисел, использование соответствующих терминов

Деление чисел, использование соответствующих терминов. Решение текстовых задач арифметиче­ским способом

Способы проверки

правильности вычислений

Уметь выполнять

письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)

Знать конкретный

смысл умножения и

деления, названия

действий, компонентов и результатов умноже­ния и деления, связи между результатами и компонентами умно­жения и деления

геометрические задачи

 

Отработка вычислительных навыков

 

 

143

Деление на двузначное число,

когда в частном

есть нули

 

1

 

 

 

 

 

Умение определять цель своей деятельности , выделять в ней этапы работы

 

 

144

Умножение и деление на двузначное число

1

 

геометрические задачи

 

Обосновывать этапы решенрия учебных задач

 

 

145

Контрольная работа №10 по теме «Деление на двузначное число

1

 

 

 

 

 

Анализ и синтез. Умение сохранять заданную цель.

 

 

146

Анализ контроль-

ной работы, работа над ошибками Приём письменного деления на трехзначное число

 

1

 

Конкретный смысл и

название действий.

Способы проверки правильности вычис­лений

Знать конкретный

смысл умножения и

деления, связи между результатами и компо­нентами умножения и деления. Уметь применять при­ем письменного умно­жения и деления на трехзначное число

 

Текущий

Выявление причину ошибок и корректировать свои действия

 

 

147

Письменное деление на трехзначное число

 

1

 

Способы проверки правильности вычис­лений

Уметь применять при­ем письменного умно­жения и деления на трехзначное число

Числовые ребусы

 

Решение учебных задач, осущесствление контроля своих действий

 

 

148-149

Деление на трёхзначное число

2

 

 

Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения арифметического действия

 

 

150

Способы проверки деления и умножения

1

 

Производить проверку умножения и деления. решение геометрических и арифметических задач

Уметь выполнять

письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)

 

 

Отработка вычислительных навыков

 

 

151

Решение задач  на нахождение четвёртого пропорционального

1

 

Свойства арифметических действий при выполнении вычис­лений.

Способы проверки правильности вычис­лений

Уметь выполнять

письменные вычисле­ния (умножение и де­ление многозначных чисел на трехзначное число), проверять пра­вильность выполнен­ных вычислений

Задачи геометрического содержания

Тематический

Ар/диктант

Оавладение ллогичекскими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации.

 

 

152

Деление с остатком

1

 

Деление с остатком.

Письменные вычис­ления с натуральны­ми числами

Уметь решать текстовые задачи арифмети­ческим способом, вы­полнять деление с остатком в пределах 100

 

 

Текущий

Отработка вычислительных навыков

 

 

153

Решение задач изученных видов

 

1

 

Умножение и деление чисел, использование соответствую­щих терминов. Деле­ние с остатком

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вы­полнять деление с ос­татком в пределах 100

 

Тематический

Корректирование своих действий на основе учета характера ошибок

 

 

154

Контрольная работа  №11 по теме

«Деление и умножение

 

1

 

Письменные вычисления

с натуральными числами

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, применять знания при проверке вычислений

 

Контрольная работа

Умение сохранять заданную цель

 

 

155

 

Анализ контроль-

ной работы, работа над ошибками.

Чтение, запись, сравнение многозначных чисел.

 

1

 

 

 

 

 

 

Образование каждой сле

дующей счетной единицы.

Раскладывание числа на

сумму разрядных слагае

мых. решение арифметиче

ских задач.

Уметь  читать, записывать, сравнивать числа в пределах миллиона

Решение задач маленьким бизнесменам

Работа над

ошибками

Формирование личной заинтересованности в приобретении и расширении знаний

 

 

Повторение (15 часов)

156

 

Арифметические действия. Сложение и вычитание.

1

 

Письменные вычисления с натуральными числами

Уметь выполнять арифметические дейст­вия над числами в пре­делах сотни и с боль­шими числами в случа­ях, легко сводимых к действиям в пределах тысячи

 

 

Корректировка своих действий на основе учета характера ошибок

 

 

157

 

Решение уравнений.

 

1

 

Название компонентов и результата действия. Взаимосвязь между компонентами.  Арифметические действия с числами. Сложение и вычитание.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться изученной математиче­ской терминологией

 

 

 

Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма решения уравнений

 

 

158

 

Арифметические    действия.

Умножение и деление.

 

1

 

Умножение и деление. Решение текстовых задач арифметическим спо­собом.

Уметь:  использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для самостоятельной конструкторской деятельности.

комбинаторные задачи

 

Планирование и моделирование

 

 

159

 

Решение задач на одновременное встречное движение.

1

 

Решение текстовых задач арифметическим спо­собом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

 

 

Накопление и использование опыта при рееешении задач

 

 

160

 

Итоговая переводная кон­трольная работа  №12 

1

 

Письменные вычис­ления с натуральны­ми числами. Решение текстовых задач арифметическим спо­собом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь решать тексто­вые задачи арифмети­ческим способом, вы­полнять письменные вычисления с нату­ральными числами

 

Контроль­ная работа

Умение сохранять заданную цель

 

 

161

 

Анализ контроль­ной работы, рабо­та над ошибками. Порядок выполнения действий  в выражениях со скобками и без скобок

1

 

 

 

логические задачи

      Раб. над

Ошиб.             

Поиск, обнаружение и устранение ошибок

 

 

162

 

Единицы длины

 

1

 

Сравнение и упоря­дочение объектов по разным признакам: длине, массе, вме­стимости. Длина. Единицы длины. Соотношения между ними

Знать единицы длины. Уметь сравнивать ве­личины по их число­вым значениям, выра­жать данные величины в различных единицах

 

Текущий

Классификация

 

 

163

 

Единицы времени

1

 

Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Соотношения между ними.

Знать единицы времени.

Уметь использовать приобретенные знания для определения вре­мени по часам, сравни­вать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах.

Задачи, связанные с промежутками

 

Накопление и использование опыта при определении единиц времени

 

 

164

 

Единицы массы

1

 

Масса. Сравнение предметов по массе. Единицы массы. Со­отношения между ними

Знать понятие «мас­са», единицы массы. Уметь сравнивать ве­личины по их число­вым значениям; выражать данные величины и различных

 

Текущий. Ар/диктант

 

Накопление и использование опыта при работе с единицами массы

 

 

165

 

Единицы площади.

1

 

Вычисление площади прямоугольника. Площадь геометри­ческой фигуры

Уметь вычислять периметр и площадь фигуры, сравнивать величины по их чи­словым значениям, выражать данные ве­личины в различных единицах

 

 

Моделирование и классификация

 

 

166

 

Сложение и вычитание значений величин.

1

 

Письменные приемы сложения,  вычитания, умножения и деления величин.

Уметь выполнять письменные вычисле­ния  одноименных величин,

Задачи на уравнивание данных

 

Отработка вычислительных навыков

 

 

167

 

Умножение и деление значений величин.

1

 

 

Анализ ситуаций, требующих установления зависимости между величинами

 

 

168

 

Умножение и деление двузначных чисел.

 

1

 

Письменные вычисления с натуральными чис­лами

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение и деление многозначных чисел.

 

 

ориеннтация на образец и правило

 

 

169

Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий.

1

 

Решение текстовых задач арифметиче­ским способом

Уметь решать текстовые задачи арифмети­ческим способом

Задачи по упорядочиванию множеств

 

Использование опыта решения текстовых задач

 

 

170

Геометрические фигуры.

1

 

Распознавание и изображение геометри­ческих фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Вычисление периметра много­угольника

Уметь пользоваться изученной математи­ческой терминологией, распознавать изучен­ные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разли­новкой в клетку (с по­мощью линейки и от руки), вычислять пе­риметр многоуголь­ника

 

 

Использование опыта построения, измерения и вычисления. Умение пользоваться математической терминологией