ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДА НОВОПАВЛОВСКА
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МКУ ДО
протокол № 6 «Дом детского творчества»
от «20» мая 2021 года г.Новопавловска
В.А.Совершеннова
Приказ № 60 о/д от « 20» мая 2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
КРУЖОК «МИР ТЕАТРА»
Возраст обучающихся: 7 -17 лет
Срок реализации: 21 день
Автор-составитель:
Сидорова Оксана Геннадиевна,
педагог дополнительного образования
Кировский район
г. Новопавловск
2021 г.
Содержание программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы |
Стр. |
|
|
Пояснительная записка |
3 |
|
Цель, задачи |
4 |
|
Учебно-тематический план |
4 |
|
Содержание программы |
5 |
|
Планируемые результаты |
6 |
|
Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе: |
6 |
Раздел 2. Комплекс организационно педагогических условий |
7 |
|
|
Календарный учебный график |
7 |
|
Условия реализации программы |
7 |
|
Методика отслеживания результатов. |
7 |
|
Методическое обеспечение программы |
7 |
|
Список литературы (для педагога, учащихся и родителей) |
8 |
|
Приложения |
9 |
Раздел 1.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1. Пояснительная записка
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой и т.д. Театр – это такое искусство, в котором человеческая жизнь отражается в наглядном, живом, конкретном человеческом действии. Искусство театра - владеет поразительной способностью сливаться с жизнью. Притягательная сила театра заключается в том, что жизнь на сцене свободно утверждается в воображении актера и зрителя. Привлечение школьников – кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. Созданию детской студии «Золотой ключик» способствовало стремление развить природные детские способности: фантазию, воображение, память, внимание, активность, контактность.
Летний отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования и воспитания. Летний лагерь – это радость общения с друзьями, новые знакомства, познание окружающего мира. В летнем лагере тема сохранения здоровья и развития творческих способностей особенно актуальна.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Золотой ключик» направлена на практическое знакомство с актерским мастерством. Учитывая кратковременность пребывания детей в лагере, задания подобраны несложные, быстровыполнимые. Вся организация работы в кружке на период летней лагерной смены должна помочь детям осознать, что занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения.
Направленность программы – художественная.
Направление - театральное искусство.
Уровень – общекультурный ( ознакомительный).
Актуальность программы в том, что практическое знакомство с актерским мастерством как основой данного искусства имеет общевоспитательное значение: способствует развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел, культуры речи и др.
Новизна представленной программы в том, что за короткое время лагерной смены используетсяобучение различным видам искусства: актерское мастерство, грим, сценическое движение, сценическая речь, вокал, хореография и др.
Отличительной особенностью программы является то, что она помогает обучающимся действовать в сценических условиях, раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом, развивая природные свойства и способность детей увлекаться художественным вымыслом, с помощью воображения ставить себя в положением вымышленных героев, активно включаться в их жизнь.
Программа разработана в соответствии с:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правитель-ства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018г. №196
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвиваю-щих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от18.11.2015 №09-3242)
Устав МКУ ДО «Дом детского творчества» г.Новопавловска
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеоб-разовательных общеразвивающих программ муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» города Новопавловска.
Форма обучения – очная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Золотой ключик» рассчитана на разновозрастную группу обучающихся, общим объемом 12 учебных часов (при еженедельном объеме занятий 4 академических часа) для реализации в летнем оздоровительном лагере.
Цель программы:
создание условий для реализации и развития творческого потенциала подростков средствами театрального искусства.
Основные задачи программы:
Личностными задачами являются:
· Создавать атмосферу коллективного творчества, взаимопомощи;
· Формирование художественного вкуса;
· Содействовать формированию здорового образа жизни;
· Создавать условия для развития творческого потенциала подростков;
Образовательными задачами являются:
· Содействовать развитию сценических способностей детей (в плане соотнесения интонационной и пластической выразительности образа, взаимодействия с партнером, контакта со зрителем и т.д.)
· Организовывать художественно – речевую и театрализованную деятельность;
· Содействовать развитию выразительности речи детей в процессе работы над техникой, интонацией.
Метапредметными задачами являются:
· Развить общую культуру у детей, культуру общения;
· Развивать чуткость к сценическому искусству;
· Развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях;
· Развивать эмоциональную сферу ребенка;
· Развивать организаторские и исполнительские способности.
II.Учебно-тематический план
№ п\п |
Название темы |
Общее кол-во часов |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
2. |
Игры на знакомство «Здравствуй, друг!» |
1 |
- |
1 |
3. |
Упражнения на снятие телесных зажимов и умений владеть своим телом. |
1 |
- |
1 |
4. |
Упражнения на умения фантазировать, перевоплощаться. |
1 |
- |
1 |
5. |
Основы художественного чтения |
2 |
0,5 |
1,5 |
6. 05 |
Создатели спектакля |
1 |
0,5 |
0,5 |
7. |
Культура и техника речи |
2 |
0,5 |
1,5 |
8. |
Упражнения на развитие воображения, творчества |
2 |
0,5 |
1,5 |
9. |
Занятие- концерт |
1 |
- |
1 |
|
Итого: |
12 |
2,5 |
9,5 |
III. Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Цель: познакомить с целями и задачами кружка.
Теория: инструктаж по технике безопасности, знакомство с целями и задачами кружка, знакомство с коллективом кружка.
Практика: тест-игра «Воздушный шарик»
Форма проведения: викторина
Методическое обеспечение: вопросник к викторине.
Тема 2. Игры на знакомство «Здравствуй, друг!»
Цель: дать элементарное понятие о театре.
Теория: беседа «Что такое театр?»
Практика: игры на знакомство («снежный ком», «имена», «цвета», и др.)
Форма занятия: беседа, игра
Форма проведения: обмен мнениями
Техническое оснащение: музыкальный центр
Тема 3 . Упражнения на снятие телесных зажимов и умений владеть своим телом.
Практика: упражнения на снятия телесных зажимов и умение владеть своим телом ( движения с различными установками. «стул», «сидя», «стоя»)
Форма занятия: тренинг
Форма подведения итогов: показ упражнений
Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями
Техническое оснащение: музыкальный центр
Тема 4. Упражнения на умения фантазировать, перевоплощаться.
Практика: Упражнения на умения фантазировать, перевоплощаться. («солдатики или эстафета», «воробьи-вороны» и др.)
Форма занятия: тренинг
Форма подведения итогов: показ упражнений
Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями
Техническое оснащение: музыкальный центр
Тема 5. Основы художественного чтения
Теория: Беседа. Живое слово и его значение.
Практика:
Многообразие форм выступления, прослушивание и просмотр записей выступлений профессиональных актеров, упражнения «сочинить стих», «досочинить строки», «скажи по-другому», «сочини историю», «фраза по кругу».
Форма занятия: беседа, тренинг
Форма подведения итогов: показ упражнений
Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями
Техническое оснащение: музыкальный центр, свеча, зеркало
Тема 6. Создатели спектакля
Теория: актер и режиссер
Форма занятия: беседа, показ
Форма подведения итогов: показ упражнений
Методическое обеспечение: конспект, иллюстрации
Техническое оснащение: компьютер, проектор.
Тема 7. Культура и техника речи
Теория: краткие сведения об анатомии физиологии речевого аппарата
Практика: игры и упражнения на речевое дыхание (игра со свечой, мыльные пузыри) артикуляционная гимнастика (зарядка для губ, для шеи и челюсти, для языка, упражнения на три вида выдыхания, мотоцикл, гласные и др.) игры на результат совместного творчества с детьми (летний день, в лесу, в зоопарке и др.), творческие игры со словом (волшебная корзинка, вкусные слова, придумай диалог и др.), скороговорки, чистоговорки.
Форма занятия: беседа, тренинг
Форма подведения итогов: показ упражнений
Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями
Техническое оснащение: музыкальный центр, зеркало
Тема 8. Упражнения на развитие воображения, творчества
Практика: Упражнения на развитие воображения, творчества ( «пантомима», «рассказ-картинка», «рассказ наоборот», «предложение из слов», «три предмета», «таинственные коробочки» и др.)
Форма занятия: упражнения
Форма подведения итогов: показ работ
Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями
Техническое оснащение: музыкальный центр.
Тема 9. Занятие- концерт
Практика: Подведение итогов, закрепление материала
Форма занятия: показ
Форма подведения итогов: открытое занятие
Методическое обеспечение: конспект
Техническое оснащение: музыкальный центр
Планируемые результаты
1. приобретение знаний основ театрального искусства;
2. развитие в личности творческих качеств;
3. активное, деятельное отношение ребенка к окружающей действительности;
4. развития эмоциональная сфера личности;
5. развитие творческого потенциала личности;
6. развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной действительности;
7. развитие организаторских и исполнительских способностей.
Главным критерием в оценке деятельности участника театрального кружка является его творческое проявление в процессе воплощения на сцене конкретного задания: исполнение литературного произведения, участие в литературно-поэтической композиции, или выступление в качестве ведущего концертной программы.
Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты
у детей в результате занятий по программе:
личностные:
1) межличностные отношения в коллективе;
2) чувство коллективизма, взаимовыручки и товарищеской поддержки;
3) интерес к творчеству;
метапредметные:
1) мотивация к театральной деятельности;
2) потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
3) фантазия, логическое мышление, внимание и воображение, творческая инициатива;
4) оценивание правильности выполнения учебной задачи, возможность ее решения;
5) развитие организаторских и исполнительских способностей
образовательные:
1) знание основ театрального искусства.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
I. Календарный учебный график.
Продолжительность смены |
Режим работы |
Начало: 1 июня |
Режим работы объединения: (по расписанию) |
Окончание: 22 июня |
Продолжительность занятий определяется образовательной программой: 45 минут |
II. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
• Учебный кабинет
• Звуковая аппаратура, микрофоны
• Музыкальный центр
• Аудиозаписи
• Декорации
• Театральные костюмы
• Аква грим
• Маски
• Перчаточные куклы
• Книги со сказками
• Ширма
• Фотографии, картинки, иллюстрации.
Методика отслеживания результатов
Для контроля над выполнением поставленных задач используются следующие методы отслеживания результатов:
· наблюдение за детьми в процессе работы;
· творческие показы;
· художественное чтение.
III.Методическое обеспечение программы
При реализации программы «Золотой ключик» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.
Список литературы для педагога
1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001г.-160с.
2. Буйлова Л.Н. современные педагогические технологии в дополнительном образовании//Внешкольник, 1999г.-№7-8.-с.37-39
3. Воронов В., ЧерничкинаЕ. Что нужно знать о молодежной субкультуре // Воспитание школьников, 2001г. №5.- с.23-27.
4. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театральные игры в школе. М.: Школьная пресса.- 2000г.
5. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1978г.
6. Общеобразовательные программы дополнительного образования детей: К 70-летию Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества / Составители и научная редакция: Кленова Н.В., Постников А.С., Харитонов Н.П.-М.: МАКС Пресс, 2006г. - Выпуск 2.-144с.
7. Рубина Ю.И., Перельман Е.П., Яковлева Т. В. Программа. Школьный самодеятельный театр. М. 1981г.
8. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Москва “Искусство” 1976г.
9. Под общей редакцией В.И. Лебейсона «Программа для внешкольных учреждений и образовательных школ» Москва «Просвещение» 1975г.
Список литературы для детей
1.Агапова С.П., Давыдов М.А., школьный театр. Создание организация работы, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006г.-272с.
2. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре.- Ленинград: Детская литература, 1986г.-141 с.
3. Некрасова Л.М. О театре как виде искусства. Его специфике и зрителе // Внешкольник. Дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей. -№9. М., 2006г.-С.19-21.
4. Некрасова Л.М. Драматический театр: его происхождение, особенности и жанры // Внешкольник. Дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей. -№11.-М., 2006г.С.6-8.
5. Опарина Н.А. Пьесы, сценарии для детей и юношества. Методика сценарно-режиссерской деятельности. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-413 с.
Приложение 1.
Календарно-тематический план занятий
№ п/п |
Дата |
Тема занятий |
Кол-во часов |
1. |
01.06.21 |
Вводное занятие. Инструктаж по т/б |
1 |
2. |
03.06.21 |
Игры на знакомство «Здравствуй, друг!» |
1 |
3. |
05.06.21 |
Упражнения на снятие телесных зажимов и умений владеть своим телом. |
1 |
4. |
07.06.21 |
Упражнения на умения фантазировать, перевоплощаться. |
1 |
5. |
09.06.21 |
Основы художественного чтения.Беседа. Живое слово и его значение. |
1 |
6. |
10.06.21 |
Упражнения «сочинить стих», «досочинить строки», «скажи по-другому», «сочини историю», «фраза по кругу». |
1 |
7. |
11.06.21 |
Создатели спектакля |
1 |
8. |
14.06.21 |
Культура и техника речи. Игры и упражнения на речевое дыхание. |
1 |
9. |
17.06.21 |
Творческие игры со словом. Скороговорки. |
1 |
10. |
18.06.21 |
Упражнения на развитие воображения, творчества |
1 |
11. |
19.06.21 |
Упражнения на развитие воображения, творчества |
1 |
12. |
21.06.21 |
Занятие- концерт |
1 |
|
|
Итого: |
12 ч. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.