Программа мониторинга
образовательной деятельности ДПШ
Актуальность программы
Сегодня мониторинг рассматривается как неотъемлемая составляющая процесса образования: предметом мониторинговых исследований являются не только практически все составляющие образовательного процесса, но и различные факторы, так или иначе влияющие на систему образования.
Система дополнительного образования детей по праву рассматривается как одна из важнейших составляющих современного образовательного пространства. Развитие образовательной системы России сопровождается, с одной стороны, усилением самостоятельности, а с другой – повышением ответственности образовательных учреждений за результаты своей деятельности. Государство усиливает внимание и контроль не только за соблюдением прав личности ребенка, но и повышает ответственность образовательных учреждений за качество образования. Главная особенность деятельности УДОД заключается в том, что она не регламентируется государственными стандартами, а содержание дополнительных образовательных программ определяется социальным заказом, который формируется, исходя из запросов детей, их родителей, социальных институтов.
Анализ образовательной системы, развивающего потенциала учреждения дополнительного образования детей – одно из важнейших направлений и ресурсов повышения его качества. Организация мониторинга связана с выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов, с учетом особенностей образовательного учреждения.
МОУДОД «Дом пионеров и школьников» - многопрофильное учреждение, реализующее дополнительные образовательные программы семи направленностей на территории Кувандыкского муниципального района. Кроме того, специфика работы МОУДОД «Дом пионеров и школьников» - оказание дополнительных образовательных услуг обучающимся сельских образовательных учреждений.
Актуальность разработки и внедрения программы «Мониторинг образовательной деятельности Дома пионеров и школьников» обусловлена сложившейся социальной ситуацией:
- дети, обучающиеся в условиях общеобразовательных учреждений Кувандыкского района, находятся в принципиально ином социально-педагогическом окружении. Замкнутость социума, удаленность от города, иной уклад жизни и ценности, замедленные темпы внедрения информационных технологий – все эти факторы, конечно, сказываются на процессе формирования становления личности, не дают в полной мере раскрыть свой потенциал;
- детские объединения работают на базе 26 образовательных учреждений Кувандыкского района, при этом удаленность некоторых из них от методического центра составляет 89 км, а друг от друга более 150 км. В связи с этим администрация Дома пионеров и школьников, методическая служба лишены возможности непосредственно наблюдать образовательный процесс в большинстве детских объединений.
Мониторинг предоставляет информацию о «коррекции» образовательной среды, в том числе за счет изучения «проблемных направлений» учреждения. Мониторинг также позволяет получить объективную информацию для принятия управленческих решений: в конкретной ситуации для оперативного планирования, стратегического планирования и внедрения инновационных процессов в образовательную деятельность учреждения. Результаты мониторинга могут быть использованы для прохождения процедуры аккредитации.
Мониторинг отражает уровень профессиональной компетентности педагогов, дает возможность осуществить рейтинговую оценку деятельности, как объединений, так и их руководителей. Разработка и апробация диагностического инструментария способствуют обновлению содержания дополнительного образования в соответствии с современным социальным заказом. На основе систематического сбора и фиксации информации мониторинга проводится конкретный, объективный анализ развития деятельности учреждения, выявляются тенденции, определяющие успешность работы или проблемы в её организации, прогноз развития учреждения.
Образовательный процесс включает в себя учебную и воспитательную работы. Каждая работа измеряется отдельно, выявляется качественный уровень учебной работы и качественный уровень воспитательной работы. Мониторинг образовательного процесса – это устанавливаемый порядок конкретных действий, ситуаций, процедур.
Новизна системы мониторинга состоит в следующем:
1. Разработанная модель мониторинга качества образования усиливает взаимосвязь между условием, процессом и результатом образовательной деятельности с учетом специфики дополнительного образования.
2. Созданная технология мониторинговых процедур включает:
§ комплекс показателей качества образования обучающихся в УДОД;
§ систему критериев качества дополнительного образования;
§ механизмы реализации системы мониторинга.
3. Выстраивается система эффективного управления ростом профессионального мастерства, координации управленческой деятельности по повышению результативности труда педагогов МО УДОД «Дом пионеров и школьников».
Цель программы: обеспечение эффективного информационного отражения состояния образовательного процесса, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития учреждения.
Задачи:
1. непрерывное наблюдение за состоянием объекта и получение оперативной информации;
2. своевременное выявление изменений, происходящих в системе, и факторов их вызывающих, предупреждение негативных тенденций;
3. осуществление краткосрочного прогнозирования и оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения.
Ожидаемые результаты
Система мониторинга позволит отслеживать уровень профессиональной компетенции педагогов, выявлять достижения и проблемы педагогической деятельности; определять, имеют ли результаты устойчивый характер; создавать обстановку заинтересованности всех педагогов в результативности своей профессиональной деятельности; перевести учреждение в режим развития инновационной деятельности.
№ |
Ожидаемые результаты |
Критерии оценки |
1. |
Кадровое обеспечение |
Привлечение специалистов с профессиональным образованием: хореография, музыка, физкультурно-оздоровительное направление, техническое творчество |
3. |
Программно-методическое обеспечение |
- Разработка программ нового поколения (в рамках ФГОС). - Обновление содержания дополнительных образовательных программ: - разработка авторских программ; - высокий уровень участия в конкурсах образовательных программ |
4. |
Качество образовательного процесса |
Повышение эффективности проведения учебных занятий через внедрение новых педагогических технологий. Сформированность компетентности педагогов в области практического применения и проектирования новых методик диагностики результативности обучения ребенка по дополнительной образовательной программе |
5. |
Интегративные процессы |
Создание программ дополнительного образования, обеспечивающих интеграцию общего и дополнительного образования. Расширение социальных связей через организацию социально значимой деятельности и разработку проектов. |
6. |
Система мониторинга качества образования |
Создание базы данных, диагностический инструментарий, позволяющих оперативно проводить аналитическую работу и гибко реагировать на изменения. |
7. |
Обеспечение качества, удовлетворенности субъектов образовательного процесса |
Удовлетворенность педагогов, детей и их родителей образовательным процессом |
8. |
Улучшение качества дополнительного образования детей |
Стабильность достижений обучающихся. Динамика образовательных достижений. Развитие компетентностей. Социализация обучающихся |
Методы сбора и обработки информации:
• экспертиза (занятия, документация, документация творческих работ);
• наблюдение;
• анализ документов;
• анализ результатов диагностики;
• анкетирование;
• тестирование;
• опрос;
• самооценка.
Система мониторинга
Мониторинг условий
№ |
Критерии |
Показатели |
Методы исследования |
Форма представле-ния результатов |
Ответствен-ные |
1. |
Социальный заказ на услуги дополнительного образования (приложение № 1) |
Запросы социальных институтов. Запросы детей и их родителей |
Социальные исследования |
Аналитическая справка |
Зам. директора по ВР |
2. |
Нормативно- правовое обеспечение (приложение № 2) |
Наличие нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность |
Анализ документации |
Аналитическая справка |
Директор |
3. |
Кадровое обеспечение (приложение № 3) |
Анализ сведений о кадрах: качественный (категорийность, образование, стаж, повышение квалификации) и количественный состав |
Анкеты. Интервью. Анализ документов |
Аналитические справки. Статистический отчет. Номенклатура дел. Электронная база данных |
Директор. Зам. директора по УР |
4. |
Материально-техническое обеспечение (приложение № 4) |
Соответствие материально-технического обеспечения задачам, отраженным в годовом плане работы, образовательной программе, других локальных актах |
Анализ содержания материально-технической базы |
Отчет |
Директор |
5. |
Структура учреждения (приложение № 5) |
Количество направлений, форм организации и групп. |
Анализ содержания материально-технической базы |
Отчет |
Зам. директора по УР |
Мониторинг образовательного процесса
№ |
Критерии |
Показатели |
Методы исследо-вания |
Форма представле-ния результатов |
Ответствен-ные |
1. |
Программно-методическое обеспечение (приложение № 6) |
1. Качество образовательных программ дополнительного образования детей (соответствие требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей от 11.12.2006). 2. Оценка уровня и полноты выполнения образовательной программы в соответствии с годом обучения. 3. Соответствие учебно-методического требованиям образовательного процесса (средства обучения, состояние учебных кабинетов, оснащение компьютерной техникой) 4. Методическая литература. |
Паспортизация программ. Анкетирование. Наблюдение |
Аналитическая справка. Конкурс образовательных программ дополнительного образования детей |
Зам. директора по ИМР Зам. директора по УР Методисты |
2. |
Программно-методическое обеспечение ФГОС (приложение № 7) |
1. Качество образовательных программ дополнительного образования детей (рекомендации министерства образования Оренбургской области от 20.09.2010 № 01/154324). 2. Оценка уровня и полноты выполнения образовательной программы в соответствии с годом обучения. 3.Соответствие учебно-методического требованиям образовательного процесса (средства обучения, состояние учебных кабинетов, оснащение компьютерной техникой). 4.Методическая литература. |
Паспортизация программ. Анкетирование. Наблюдение |
Аналитическая справка. Конкурс образовательных программ дополнительного образования детей |
Зам. директора по ИМР Зам. директора по УР Методисты |
2. |
Качество преподавания (приложение № 8) |
1.Сформированность педагогических компетенций. 2. Оценка состояния и уровня педагогического мастерства (участие в инновационной деятельности; демонстрация и обобщение педагогического опыта, качество и эффективность проведения учебных занятий) |
Наблюдение. Анкетирование. Тестирование. Анализ занятия |
Портфолио педагога. Оценочный лист. Экспертная карта |
Зам. директора по ИМР Зам. директора по УР
|
3. |
Интегративные процессы |
Взаимодействие общего и дополнительного образования (выполнение социального заказа) |
Учет образовательных запросов |
Аналитическая справка |
Зам. директора по ВР |
Мониторинг результатов
№ |
Критерии |
Показатели |
Методы исследования |
Формы представле-ния результатов |
Ответствен-ные |
1. |
Сохранность контингента обучающихся (приложение № 9) |
Сохранность контингента обучающихся в течение учебного года |
Наблюдение |
Аналитическая справка |
Зам. директора по УР Педагоги |
2. |
Результаты обучения ребенка по дополнитель-ной образователь-ной программе (приложение № 10) |
Теоретическая подготовка ребенка. Практическая подготовка |
Тестирование. Анкетирование. Наблюдение |
Карта развития воспитанников. Аналитические справки. Таблицы |
Зам. директора по УР Педагоги |
3. |
Личностное развитие ребенка по дополнитель-ной образователь-ной программе (приложение №11) |
Продвижение обучающихся по траектории личностного развития |
Тестирование. Анкетирование. Наблюдение |
Карта развития воспитанников. Аналитическая справка. Диаграммы. Графики |
Зам. директора по ВР Педагоги |
4. |
Творческие достижения обующихся (приложение №12) |
Стабильность детских достижений. Участие в краевых и российских мероприятиях |
Выставки. Конкурсы. Фестивали |
Аналитическая справка. Таблицы. Портфолио |
Зам. директора по ВР Обучающиеся |
5. |
Творческие достижения педагогов (приложение №13) |
Участие в краевых и российских мероприятиях |
Конкурсы профессиональ-ного мастерства. Выпуск методической продукции |
Аналитическая справка. Таблицы Портфолио (в т.ч. электронное) |
Зам. директора по ВР Педагоги |
Литература
1. Образовательные программы дополнительного образования детей. Педагогический мониторинг реализации образовательной программы детского объединения. Методические рекомендации педагогам ДОД, методистам, руководителям структурных подразделений. Из сравнительного анализа результативности образовательной деятельности МОУ ДОД ДДТ «У белого озера» (2007-2010 уч.г.г.) Приложение №5 (7) 2011 к журналу «Дополнительное образование и воспитание» - ООО «Витязь-М»,2011 – 60с.
2. Авт.-сост.: П.В. Осипов, Л.И. Патрушина, С.М. Ишкаева, А.В. Щербаков; Под ред. А.В. Щербакова. Мониторинг качества образования обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей: Методические рекомендации. – М.: АПКиППРО, 2012. – 56с.
3. С.В. Кадяева., И.В. Семионова., Т.Б. Пушкарева., И.В. Лопатина. Создание системы мониторинга качества образования в условиях учреждения дополнительного образования детей.// Методист № 10, 2010. Москва.
4. З.А. Каргина. Мониторинг в дополнительном образовании детей.// Внешкольник № 1, 2009. Москва.
5. З.А. Каргина. Мониторинг в дополнительном образовании детей.// Внешкольник № 2, 2009. Москва.
6. И.А. Иванова, Е.Д. Максимова, И.Н. Попова. Индивидуальная маршрутная книжка обучающегося как инструмент управления качеством дополнительного образования детей.// Внешкольник № 1, 2011. Москва.
7. С.В. Астраханцева. Комплексный мониторинг качества обучения народному художественному творчеству в системе ДОД.// Дополнительное образование и воспитание №3, 2007. Москва.
8. О.Н. Одегова. Создание системы мониторинга прогнозируемых воспитательных результатов.// Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области № 3, 2009. Новосибирск.
9. Т.А. Симакова. Диагностические материалы к дополнительной образовательной программе.// Дополнительное образование и воспитание № 12, 2009. Москва.
10. Н.В. Кленова, Л.Н. Буйлова. Методика определения результатов образовательной деятельности детей.// Дополнительное образование №1, 2005. Москва.
11. С.В. Климова. Мониторинг педагогической деятельности.// Дополнительное образование и воспитание № 8, 2009. Москва.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.