Программа "Моя малая Родина"
Оценка 4.9

Программа "Моя малая Родина"

Оценка 4.9
doc
08.02.2023
Программа "Моя малая Родина"
Программа Моя малая Родина Качковская Л.А..doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 56 «СЕВЕРЯНОЧКА»

 

                                                                                          УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ ДС № 56  «Северяночка»  

_______________   ____Л.В. Пономарева   

Приказ № ______-  от  «___»                     2015г

 

 

 

 Программа

гражданско-патриотического  воспитания средних и старших дошкольников

 

 

Моя малая РОДИНА

 

Автор: воспитатель

высшей категории:

Качковская

Людмила  Анатольевна

 

 

 

г. Нижневартовск

Параметры:

Содержание:

1

Название

Программа гражданско-патриотического  воспитания средних и старших дошкольников «Моя малая Родина»

 

Основание для разработки программы

·                     Закон РФ «Об образовании»

·                     Конвенция о правах ребенка;

·                     Концепция содержания непрерывного образования;

·                     Федеральная программа «Дети России»;

·                     Региональная программа «Дети Югры»,

·                     Программа Развития образования города Нижневартовска на 2012 – 2017г.

2

Руководитель

Качковская Л.А.,  воспитатель высшей категории

3

Организация исполнитель

МБДОУ ДС №56 «Северяночка» ХМАО – Югра,

 г. Нижневартовск, ул. Ханты – Мансийская, 19-а

Тел: 8(3466)464501, тел. – факс 8(3466)464501.

4

География программы

ХМАО-Югра, город Нижневартовск МБДОУ ДСКВ № 56 «Северяночка»

5

Целевые группы

воспитанники  средней, старшей и подготовительной группы ДОУ

6

Цель программы

Разработать  педагогические основы воспитания у старших дошкольников гражданско-патриотической культуры при помощи особой организации игровой деятельности, насыщенной играми, беседами, наблюдениями, опытами и экспериментами, разработка и апробация  индивидуально-групповой программы по привитию детям основ гражданско-патриотического воспитания в условиях ДОУ.

7

Направленность программы

Гражданско-патриотическая

8

Срок реализации программы

2 - 3 года  (2013– 2016 учебный год)

 

9

Вид программы

авторская

10

Уровень реализации

дошкольное образование

11

Уровень освоения

общекультурный, углубленный

12

 

Способ освоения содержания образования

 креативный, эвристический

13

Краткое содержание программы

Программа «Моя малая Родина» предназначена для  развития гражданско-патриотического воспитания детей  4 – 7 лет в условиях средней и старших групп ДОУ. Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом: умение сравнивать и обобщать, видеть и понимать красоту окружающей природы, совершенствовать речь, мышление, творческие способности, культуру чувств и культуру поведения.  Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и привитию дошкольникам основ гражданственности, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Работа с детьми по этой программе обеспечивает их  понимание важности гражданско-патриотического воспитания, привитие толерантности и гуманизма.

14

Ожидаемый результат

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, родному городу.  Формирование гражданско-патриотического воспитания и  чувств национального достоинства. Расширение кругозора детей посредством                                                                         использования  особой организации игровой деятельности, насыщенной играми, беседами, наблюдениями, опытами и экспериментами.  Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению средних и старших дошкольников к истокам гражданско-патриотического воспитания.

 

Структура программы:

 

Пояснительная записка…………………………………………….  5 - 10

Цель, задачи…………………………………………………………11 - 12

Содержание программы…………………………………………… 13 - 16

Принципы  и направления …………………………… ………….. 17 - 18

Методы и технологии обучения и воспитания……………………19 - 22

Условия реализации………………………………………………... 23 - 29

Предполагаемые результаты……………………...……………….  30 - 31

Литература…………………………………………………………..  32 -33

Приложение ……………………Средний возраст……………… 34 – 44

Приложение ……………………Старший возраст……………… 45 - 55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность рассмотрения данной темы, с позиции современных взглядов на проблему, не вызывает сомнения, поскольку отражение результатов научных исследований в области дошкольного

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Исходя из целевых ориентиров ступеней дошкольного образования, которые представлены в виде возрастных характеристик ребёнка и отражают идеальные социокультурные ожидания, для детей на этапе завершения дошкольного образования характерно:

– проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

– уважение к достоинству других;

– стремление к познанию окружающей действительности;

– решение вопросов о далёком прошлом и будущем, об устройстве мира;

– бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

Термин «гражданское воспитание» является относительно новым для нашей страны в целом и совершенно новым для дошкольного воспитания и образования России. До начала реформ программы включали раздел «Ознакомление с явлениями общественной жизни» (как часть направления «Ознакомление с окружающим»), в рамках которого выдвигалась только задача патриотического воспитания детей.

В настоящее время в дошкольном воспитании и образовании используется несколько терминов, области значений которых пересекаются, но не являются идентичными. Это – патриотическое воспитание, нравственное воспитание и социальное развитие.

Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру и т. п., то есть определённое отношение к собственной стране, в то время как гражданское воспитание состоит в формировании у ребёнка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой-либо сфере жизни в том виде, в котором она существует в данный исторический момент. С психологической точки зрения, быть гражданином – более конкретная и менее идеологически нагруженная способность, чем быть патриотом. Безусловно, патриотическое воспитание создаёт определённые предпосылки гражданского поведения. Однако это лишь предпосылки – необходимое, но недостаточное его условие. Гражданское поведение предполагает сформированность определённых черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания, – активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности и т. п.

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определённой возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником. И наоборот, тот уровень восприятия, который свойственен для малышей, совершенно неодинаков с уровнем восприятия мира детьми старшего дошкольного возраста.

Особенности возможностей развития детей  дошкольного возраста

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога систематической работы, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

 Новые социальные требования к системе российского образования

В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу, в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новороссийской государственности и демократического гражданского общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.

Создание условий для повышения качества  общего образования

Требуется переосмысление задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании. Воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Содержание патриотического воспитания в программе «Радуга» научный руководитель Т.Н. Доронова

Работа по патриотическому воспитанию начинается со средней группы. Детям даются такие понятия, как «семья», красота родного города, природы, желание оберегать и сохранять красоту; расширение понятий об улицах и городе, знакомство с достопримечательностями города.

Раздел программы «Познавательное развитие», обогащает сознание детей новыми знаниями, способствующими накоплению представлений о мире. Подводит детей к элементарному осмыслению некоторых сложных понятий (время, знак, символ, знаковые системы; социальные понятия – семья, родина и др.) через:

- знакомство с некоторыми конкретными знаками и символами;

- закрепление и расширение полученных сведений о знаках и символах, знаковых системах через практический опыт;

- показать детям, что в основе социальных понятий (семья, родина) лежат особые отношения к близким людям, к месту, где родился и живешь.

Закладываются основы уважительного, заинтересованного отношения к другим культурам. Детям дается представление о нескольких культурах, отличающихся от родной. Обращать внимание не только на отличия, но и на сходство ценностей этих культур.

Воспитывать у детей уважение к искусству как очень ценному общественно признанному делу.

Учить детей пониманию содержания произведений народного искусства и выделять средства выразительности, характерные признаки, присущие разным видам.

Приобщению к народно – прикладному искусству; способность оценить красоту произведений искусства: картины, скульптуру, произведения народного творчества и др. Посещение музеев.

Расширение понятий об улицах и умение ориентироваться в многообразии транспортных средств данной местности.

Осваивают культуру общения с взрослыми и сверстниками, культуру поведения в общественных местах. Осознают свое положение в системе отношений с взрослыми и сверстниками.

Имеют достаточно полные знания о родной стране, столице; о родном городе, о других городах, где живут люди иных национальностей.

Появляется представление о труде как важной, жизненно необходимой деятельности, которой необходимо учиться.

Понимание того, что трудом взрослых создано богатство окружающего мира; благодаря умениям людей осуществляется охрана природы; народ чтит память о выдающихся людях: писателях, художниках, ученых.

Имеют представления о культуре поведения в природе, о роли человека в сохранении экологического равновесия на планете.

С помощью произведений изобразительного, народного, декоративно – прикладного искусства помочь детям почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали (сила человеческого духа, отношение к своей Родине, людям, красоте хорошо знакомых вещей – овощей, фруктов, цветов, деревьев, природных явлений и др.).

Обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев.

Знакомить детей с творчеством местных поэтов, композиторов, художников.

Воспитывая детей по программе «Радуга», педагоги добьются того, что у них будут активные, самостоятельные дети, проявляющие инициативу и творчество в разных видах деятельности, открытые для общения со взрослыми, дружелюбные и терпимые по отношению к сверстникам, любознательные и интеллектуально развитые, эмоционально отзывчивые на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей, любящие свою Родину и свой народ.                                                                                                                                 Вместе с тем анализ литературы  и опыт работы детского сада позволяет сделать вывод о неразработанности  проблем включения основ краеведения в образовательную практику дошкольного учреждения.  Историко-этнографическое  краеведение может помочь реализовать на практике принцип государственной политики и общие требования к содержанию образования,  сформулированные в Законе РФ «Об образовании» (1994) – воспитание гражданственности, любви к Отечеству и защита системой образования культурных традиций в условиях многонационального государства.

Поиск и разработку изменений в дошкольном образовании также закрепили ряд методических рекомендаций и нормативно-правовых документов, вышедших в последние годы:

«Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений РФ (Стёркина Р. Б., 1995)»;

«Проекты содержания государственных образовательных стандартов для дошкольных образовательных учреждений (1995, 1996);

«Программа развития воспитания в системе образования  России на 1999-2001гг.»;

«Основные направления и план действий по реализации Программы развития воспитания в системе образования РФ на 2002-2004гг.»;  (где говорится о  создании благоприятной среды, содействующей разностороннему индивидуальному развитию и духовно- нравственному становлению личности дошкольника.)

 

Выбор темы обусловлен актуальностью проблемы.

Целью работы является: показать детям город, в котором они живут, вызвать чувство гордости за свою «малую Родину»; развивать эмоциональную отзывчивость, готовность проявлять гуманность в поведении, деятельности.

Перед собой я поставила следующие задачи:

·        Выявить положительные и отрицательные тенденции в формировании у дошкольников представлений о началах патриотизма;

·        Разработать конкретные пути формирования патриотических чувств и гражданственности;

·        Определить систему работы по этой проблеме и поэтапно внедрить её в свою педагогическую деятельность.

 

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится государственной, разработана даже федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы». Современные исследователи (О.И. Ковалева, Л.В. Кокуева и др.) в качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Педагог в этом процессе сам выступает как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче этих ценностей от одного поколения к другому. При этом естественным образом меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может на себя взять ответственность «представительствовать от лица всей культуры» (Э.Н. Гусинский), то он становится соучастником процесса совместного познания окружающего мира.

В этом специфика и нашего подхода, базирующегося на социокультурных основах ознакомления с окружающим.

В этом контексте патриотическое и гражданское воспитание является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы по ознакомлению детей с родным краем.

 

Моя малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать — все!

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

С РОДНЫМ КРАЕМ

Изучение социокультурных основ проблемы потребовало определения методологии, на базе которой возможно разработать содержание и технологию ознакомления детей с родным краем. Наша методология, в свою очередь, базируется на конкретных научных подходах.

1. Системный подход — важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии — представлен на разных уровнях:

 

 


                                        

 

 

 


— окружающий мир — как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром

— усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего мира, наглядно представленных в виде особенностей природного и культурного ландшафта (системообразующий фактор — деятельность человека);

— усвоение детьми системных знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.

Особое значение имеет используемый нами принципиально новый подход, рассматривающий систему знаний, которая включает в себя две подсистемы, находящиеся в противоречивых отношениях. С одной стороны, идет непрерывный процесс развития неопределенных знаний в знания определенные, ясные и точные, чему уделяется основное внимание на занятиях, с другой — постоянно идет и противоположный процесс превращения ясных и четких знаний в знания неопределенные, неясные, которые проявляются в форме догадок, предположений и вопросов. Эта неопределенность представляется как своеобразная проблемность, служащая мощным стимулом познавательной активности ребенка в процессе усвоения общественного опыта, общечеловеческой культуры, что служит, в конечном итоге, основой саморазвития и творчества детей.

Исходя из этого, нами за основу был взят новый фундаментальный принцип построения программ воспитания и обучения дошкольников, сформулированный Н.Н. Поддьяковым; принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития, который явился основополагающим при разработке содержания и технологии ознакомления с окружающим миром.

Реализация данного принципа позволяет установить гармоничное соотношение между процессами развития, обусловленными действиями взрослого и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка.

2. Диалектический подход — обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи. Вместе с тем у детей формируется одна из универсальных способностей — способность прогнозирования изменений предметов и явлений окружающего мира. Этот подход формирует у ребенка особый взгляд на мир; он наделяет окружающие предметы гипотетическими свойствами. Таким образом, овладение детьми начальными формами диалектического подхода к анализу окружающих предметов и явлений служит предпосылкой для формирования у детей так называемых «методологических» знаний, на основе которых

в дальнейшем складывается мировоззрение.

3. Культурологический подход — подчеркивается ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния. В связи с этим были определены функции образовательного учреждения: с одной стороны, своеобразного «педагогического фильтра», способствующего отбору, коррекции передаваемой информации, с другой — хранителя культуры, способного транслировать «правильные» культурные образцы подрастающему поколению. Это нашло отражение как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми.

В соответствии с этими подходами содержание знаний о родном крае условно также было разделено на три основных блока: мир природы, деятельность человека и культурный облик родного края (города), олицетворяющий предметный мир в более широком масштабе. В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Как видно из схемы, именно деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» любого города (края). На наш взгляд, освоение детьми такого рода взаимосвязей уже на дошкольной ступени детства будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.

В соответствии с этим был определен один из основных критериев отбора знаний исторического характера для дошкольников, образно названный нами «принцип айсберга». Степень глубины таких знаний обусловлена соответствующей наглядной представленностью (по «принципу айсберга»): наличие памятников архитектуры и других достопримечательностей определяет необходимость исторического экскурса в прошлое.

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены конкретные принципы.

1. Энциклопедичность — обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т.д.).

2. Уникальность места — как выразитель краеведческого подхода в социокультурном аспекте. Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирования культуры личности. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона. Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.

3. Интеграция знаний -  установление соотношений между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира.

4. Единство содержания и методов — работа с детьми, которая нашла свое отражение в структурном построении занятий.

5. Динамика преемственных связей — на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.

6. Комплексность — содержание концентрируется в темах-комплексах «Природа», «Труд людей», «Достопримечательности города», «История ХМАО» и т.д.

Ознакомление детей с родным городом (краем) ведется по нескольким направлениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В соответствии с этим создана организационная модель методической службы в ДОУ «Проблемные творческие микрогруппы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Особое внимание уделено технологическому блоку. При разработке технологии ознакомления с окружающим за основу взяты методы, предложенные С.А. Козловой, а также методы обучения и развития творчества Н.Н. Поддьякова.

Методы, повышающие познавательную активность:

— элементарный и каузальный анализы (причинные связи);

— сравнение;

— моделирование и конструирование;

— экспериментирование и опыты.

Методы, стимулирующие эмоциональную активность:

игровые: воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации;

— сюрпризные моменты;

— элементы новизны;

— юмор и шутка.

Методы, способствующие установлению связи между различными видами деятельности:

предложение и обучение способу установления связи между разными видами деятельности;

— перспективное планирование;

    — развитие потребности через другую деятельность обогатить настоящую.

Методы обучения и развития творчества:

— эмоциональная насыщенность окружения;

— мотивирование детской деятельности;

— исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование);

 — прогнозирование (обобщенное умение рассматривать предметы и явления в движении — прошлое, настоящее, будущее);

— игровые приемы;

— юмор, шутка;

— детское экспериментирование;

— проблемные ситуации и задачи;

— вопросы, задаваемые детьми;

— неясные знания, догадки, предположения.

В соответствии с этими методами разработан алгоритм технологии ознакомления детей с окружающим миром, представленный в таблице.

Алгоритм технологии ознакомления детей с окружающим миром

Компоненты

Характеристика, цели

Вступительная часть

Заинтересовать детей, поставить их в ситуацию субъекта «собственной познавательной деятельности». Важно вызвать у них:

— яркие положительные эмоции;

— мотивацию деятельности;

игровую позицию

Информационная часть

Создать познавательные рассказы для детей со следующими

требованиями:

— возрастная адресность, доступность;

— краткость, конкретность;

— информационная насыщенность;

— взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего;

— использование наглядности (фото, моделей, схем)

Проблемная часть

Стимулировать умственную активность детей. Создаются проблемные ситуации по типу «А если, то... (в будущем)», для решения, которых используются:

— гипотетическое экспериментирование;

— детское экспериментирование;

— неопределенные проблемные знания с обязательным участием догадок, предположений, вопросов

Стимулирование детских вопросов

Отгадывать предмет с помощью игры «Что в волшебном сундучке?». Формируется способность проблемного видения окружающих предметов и явлений. Дети задают вопросы, которые

служат своеобразным планом, определяющим характер обследования объекта:

— предмет характеризуется по цвету, форме, величине, временным и пространственным показателям;

— фотография — по месту, времени, названию события, которому посвящен памятник (достопримечательность) на ней.

Постепенно количество вопросов сокращается.

В итоге составляется рассказ об отгаданном предмете.

Символизация

Выразить свое эмоциональное отношение к предмету в песне, танце, рисунке и т.д. Осуществляется связь с другими видами

детской деятельности:

- познавательной;

- игровой;

- продуктивной (ИЗО, художественно-ручной труд, конструирование);

- художественно-речевой (театрализация, праздники, развлечения)

Во вступительной части важно заинтересовать детей, создав такую ситуацию, чтобы им самим хотелось узнавать новое.

Особого внимания педагога требует информационная часть НОД. Поскольку детям даются достаточно сложные знания, чтобы избежать перегрузки, адаптированные рассказы должны отвечать определенным требованиям.

Следующая структурная часть — проблемная. Важно, чтобы на этом этапе произошло как бы «перераспределение» знаний — из четких и ясных в область неопределенных и неясных (в виде догадок, предположений и наоборот). Следует помнить, что проблематизация — важнейшее условие поддержания высокого уровня умственной активности детей — должна осуществляться по основным, существенным линиям и направлениям.

Принципиально важным структурным компонентом является часть технологии, предполагающая стимулирование детей к постановке вопросов как основного показателя их познавательной активности. Именно на это обращается особое внимание при проведении занятий, так как при традиционном подходе вопросы в основном задает педагог, и дети привыкают лишь отвечать. С этой целью разработаны серии дидактических игр и упражнений по типу «Что в волшебном сундучке?», где основной задачей является научение детей умению формулировать вопросы, причем к вопросам предъявляются определенные требования. Включение детских вопросов в процесс познания окружающей действительности также создает определенную проблематизацию, которая проявляется в виде догадок, предположений, что служит основой формирования способности прогнозирования и творческого видения мира детьми.

В заключительной части, условно названной нами «символизация» (по Л.А. Венгеру), важно предоставить детям возможность эмоционально выразить свое отношение к полученной ранее информации, проявив себя в разных видах деятельности (песня, танец, изобразительная деятельность и т.д.).

Чрезвычайно важно соблюдать предложенную последовательность частей, поскольку они логически взаимосвязаны, а исключение какой-либо из них уменьшает эффективность развивающей составляющей разработанной технологии.

Кроме этого,  при построении НОД широко использовались элементы системы ТРИЗ.

Таким образом, познание ближайшего окружения превращалось в захватывающий, интереснейший процесс совместного со взрослым «открытия» мира.

 

Условия реализации

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

КУЛЬТУРНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ

 

Проектирование культурно-образовательной среды в дошкольном учреждении необходимо осуществлять, базируясь на естественной социокультурной ситуации, сложившейся в настоящее время в регионе. Отсюда основное требование — максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросоообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию.

В соответствии с этими подходами в МДОУ ДСКВ № 56 «Северяночка» была организована развивающая среда, состоящая из двух блоков — макро- и микросреды. 

 

 

 


Единая социокультурная среда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Педагогические условия

·        Доступность Постепенное усложнение (выполнение простейших действий плавно приводит к освоению более сложных специфических приемов)

·        Системность (занятия опираются на усвоенный материал, знакомые приемы постепенно закрепляются в новых темах)

·        Интеграция с другими методиками дошкольного образования

·        Согласование тематического плана с календарными праздниками

·        Учет индивидуальных особенностей и особенностей коллектива в целом

·        Информационное сопровождение (нельзя ограничиваться только процессом познания, он должен сопровождаться сообщением определенных сведений)

·        Достаточный уровень мастерства педагога (знание истории и традиций  краеведения, русской культуры,  национальной культуры ханты и манси, знание базовых форм)

·        Наличие предварительного и подготовительного этапов.

 

Совместная деятельность воспитателя и детей

Совместная деятельность воспитателя и детей – процесс взаимовоспитания, взаимооткрытия новых творческих возможностей.

- заучивание стихов и загадок о городе, природе, явлениях природы;

- посещение цирковых представлений, театра «Барабашка», «Маленький Бум» и т.д.;

- посещение Природного парка «Сибирские Увалы»;

- работа со схемами;

- создание поделок и рисунков;

- просмотр презентаций и мультимедиа;

- рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;

- создание книг – самоделок;

- подвижные и хороводные игры;

- отгадывание загадок о флоре и фауне родного края

- разучивание диалогов по рекомендации педагога и разыгрывание их.

 

Совместная деятельность детей и родителей

Совместная деятельность детей и родителей  - процесс взаимообучения, взаимопомощи, уважения.

- Просмотр передач об истории возникновения города, района, «Новостей» канала Н-24,

- Беседы о жизни, костюмах, быте и занятиях коренного местного населения.

- Придумывание характерного образа, костюма народов ханты и манси.

- Нахождение дополнительной информации о  культуре и  быте хантов.

- Изготовление газет и плакатов ко дню города.

- Участие в выставке рисунков «Мой любимый Нижневартовск».

- Создание альбома о родном городе, его  достопримечательностях, памятных местах

 

На мой взгляд, центральным звеном в развивающей среде  МБДОУ по

ознакомлению с родным краем является уголок краеведения. Его создание будет целесообразным при соблюдении конкретных условий.

1. Приоритетность регионального культурного наследия

В соответствии с этим подобран материал о городе Нижневартовске, ХМАО, Нижневартовском районе, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике региона. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной, справочно-информационной, детской). В виде дидактических игр представлены предметы промышленного производства. Имеются карты, буклеты, аудиовизуальные материалы.

    2. Интегративность знаний

    Установление связей в природном и социальном окружении.  Реализация этого условия обеспечивает формирование у детей целостной картины мира. Был подобран материал о заповедных местах Ханты-Мансийского автономного округа, о взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека.

3. Удовлетворение потребностей ребенка в познании родного края

В соответствии с этим условием представлена панорама родного города, его герб, флаг,  и карта Нижневартовска (ХМАО).

4. Диалогичность

При соблюдении этого условия реализуются характерные и разноуровневые диалоги: диалог культур, диалог времен, диалог ребенка с культурой прошлого и настоящего. С этой целью оформлена русская изба «Горница» -  комната, где размещаются предметы и элементы быта русского народа.

5. Развитие ребенка в деятельности

В соответствии с этим в макросреде созданы изостудия и мастерская ручного труда, где дети занимаются разными видами художественно-творческой деятельности (кабинеты изостудии, художественно-ручного труда).

6. Опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка

Это прослеживается в музыкальной деятельности, для чего созданы все условия; в работе с детьми младших групп используется музыкальный фольклор.

Оформление музыкальной среды находит свое отражение и в интерьерах коридоров и зала как открытых к взаимодействию частей социума. Это виды города в рекреациях, фотовыставка Нижневартовска (Нижневартовского района).

Кроме основного центра краеведения (макросреда), оформлены мини-центры краеведения в группах. За основу взят блочно-тематический подход, который выражается в том, что содержание знаний концентрируется в темах: этнографический центр - Нижневартовск, достопримечательности и памятные места города, знаменитые люди города и т.д.

С учетом возрастных особенностей детей был отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала. Так, если в младших и средних группах представлены альбомы из ближайшего окружения («Моя семья», «Улицы нашего города», «Наш детский сад» и др.), то для старшего дошкольного возраста тематика расширяется; «Достопримечательности родно-

го города», «Промышленность города Нижневартовска» и др. Это создает условия для обогащения детских представлений. В младших группах — макеты мест из ближайшего окружения — детского сада, улицы, в старших группах изготовлена схема-карта микрорайона, звездное небо над городом (мини-планетарий).

В целях обеспечения творческого развития детей в группах созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы, в том числе с применением различных технических средств:

— в младшей группе — раскраски «Мой дом»;

    —в средней — слушание и чтение русских народных и хантыйских  сказок;

— в старшей — прослушивание аудиокассет со стихами о городе Нижневартовске, с музыкальным фольклором округа;

— в подготовительной — просмотр видеофильмов, мультимедио (презентации).

Впечатления о родном крае дети могут отражать в своих рисунках и в совместных с родителями и воспитателями работах (выставки рисунков, фотогазет, плакатов и макетов из пластилина).

Элементами предметной эвристической среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем, разработанных педагогами МДОУ;

— в младшей группе — «Дома бывают разные»;

— в средней — «Транспорт нашего города»;

— в старшей — «Лабиринты» (на каждого ребенка), «Города»;

— в подготовительной — лото «ХМАО», «Гербы городов округа», «Красная книга ХМАО»,  кроссворд «Наш край».

Подобная работа может быть эффективной только при условии активного привлечения к ней родителей. Так, экскурсии, совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно.

Элемент соревнования, всегда присутствующий в такого рода мероприятиях, способствует стимулированию познавательной активности детей, вызывает огромный интерес и желание узнать как можно больше.

Таким образом, современное ДОУ выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине.

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

 

ü Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, родному городу. 

ü Формирование гражданско-патриотического воспитания и  чувств национального достоинства.

ü Расширение кругозора детей посредством                                                                         использования  особой организации игровой деятельности, насыщенной играми, беседами, наблюдениями, опытами и экспериментами.

ü  Привитие детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизма.

ü   Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению средних и старших дошкольников к истокам гражданско-патриотического воспитания.

ü Пополнение уголка краеведения в ДОУ новыми экспонатами.

 

Направления работы по приобщению детям гражданско-патриотических чувств:

ü Создание атмосферы для привития детям основ патриотизма.

ü Знакомство с историей возникновения и создания города Нижневартовска.

ü Знакомство с достопримечательностями города.

ü Знакомство с архитектурой города.

ü Знакомство с промышленностью города.

ü Знакомство с культурными заведениями города.

ü  Знакомство с декоративно – прикладным творчеством «Музей истории русского быта».

ü Знакомство с  традиционными и обрядовыми праздниками народов ханты и манси.

ü Знакомство с историей возникновения Нижневартовского района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.           Алёшина Н. В.  «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью».

2.           Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом».

3.           Гончарова Е. В. «Экология для малышей». Региональная программа экологического воспитания дошкольников.

4.           Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. «Технология экологического образования детей  старшей (подготовительной к школе) группы ДОУ.

5.           Виноградова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».

6.           Герасимова З., Козачек Н. «Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края» (из опыта работы).

7.           Венгер Л. А., Мухина В. С. «Психология» (учебное пособие для педучилищ).

8.           Программы «Детство», «Радуга» Доронова Т. А.  , «Развитие» Венгер Л. А.,  «Программа воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой М. А..

9.           Козлова С. А. «Я – человек» (программа социального развития ребенка).

10.       Дошкольная педагогика. Издательство «Просвещение».

11.       Мухина В. С. «Детская психология».

12.       Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. и д.р. «Родной край».

13.       Оверчук Т. И. «Мой родной дом» (программа патриотического воспитания).

14.       Программы лауреаты - Второго фестиваля: Корняева Г. А. «Детям об Ижевске», Анисимова В. А «Шаер» (малая Родина).

15.       Программа «С чего начинается Родина» ЗАТО Северска Томской области.

16.       Рекомендации по педагогической диагностике по программе «Развитие» Венгера Л. А..

17.       «Дневник наблюдений за ребенком» по программе «Развитие».

18.       «Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста». Авторы-составители: Ерофеева Т. И., Зверева. О.Л., Макеева Т. А..

19.       Наумов Н. Д. «Выдающиеся педагоги России».   

20.       «С  чего начинается Родина?» Журнал «Управление ДОУ», №6-2003г.

21.       Журнал «Дошкольное воспитание»,  №12 за 2001г., №6,8 за 2003г., №2 за 2005г.,

22.       Журнал «Ребенок в детском саду»,  №5-6, 2001г. №1-6 за 2004г.; №1, 5, 6, за 2005год.

23.       Пантелеева Л. В..  «Музей и дети» (5-7 лет). М. 2000год.

24.       Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.» Журнал «Народное образование», №7 за 2001год.

25.        Князева О. Л. и др. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

26.       Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?». 

27.       Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Воспитательная система «Маленькие россияне».

28.       Пудовина Е. И. «Государственные праздники Российской Федерации».

29.       Ривина Е. К. «Герб и флаг России».

30.       Сборник нормативно-правовых документов (дошкольное образование).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

СРЕДНИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В средней группе расширяются и углубляются знания о родном городе: детей знакомят с его месторасположением, архитектурными сооружениями, дается сравнение города и села.

Продолжается работа по патриотическому воспитанию: если в младшей группе материалом для изучения являлись лишь близкие люди, защищавшие Родину (папа, дедушка), то в средней уже даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.

Большое место отводится знакомству с трудом взрослых, причем не только из числа сотрудников детского сада, но и общественно значимыми (почтальона, дворника, продавца, шофера, строителей, нефтяников, специалистов по благоустройству и озеленению). При сравнительном анализе города и села даются представления о сельскохозяйственном труде.

Как и в младшей группе, определенное внимание уделяется играм (сюжетно-ролевые, дидактические, словесные, настольные, подвижные). Среди них как готовые варианты игр, так и адаптированные, приспособленные.

Дети средней группы способны более активно проявлять себя в продуктивных видах деятельности (изобразительной, конструировании, художественно-ручном труде), а также в художественно-речевой деятельности, поэтому здесь применяются более сложные варианты работы.

 

 


Тематическое планирование НОД по знакомству с родным краем (средняя группа)

СЕНТЯБРЬ

«Мой  город»

Деятельность

 

 

Художественная литература

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

- Рассматривание почтовых открыток, конвертов

- Составление письма заболевшему товарищу

- Целевая прогулка к почтовому ящику.

- Просмотр видеофильма «Наш город любимый»

- Рассматривание картины «Почтальон» из серии «Кем быть?»

- Занятия «Путешествие по улице города», «Знакомство с городом»

- Сюжетно-ролевая игра «Почта»

- Словесно-дидактическая игра «Вам пришло письмо, открытка»

- Дидактическая игра «Что нужно для работы почтальона»

- Наблюдение за трудом почтальона во время разноски корреспонденции и беседа с ним.

- Экскурсия на почту за посылкой.

- Просмотр диафильма «Как мы на почте побывали»

- Изготовление атрибутов к игре «Почта».

- Рисование почтовых открыток, среди них – заболевшему товарищу.

- Аппликация «Почтовый ящик»

 

- Песни «Приглашаем в детский сад» (сл. и муз. Якушинской),

«Дружба настоящая»

- Развлечения:

«Кукла Катя, Зина и почтальон»

«Почта» (С.Маршак),

«По городу»

(В. Берестов),

«Письмо»

 (Э. Мошковская)

 

 

 

ОКТЯБРЬ

«Природные и культурные объекты города»

Деятельность

 

 

Художественная литература

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

- НОД «Река Обь»

- Слушание рассказа «Наши реки»

- Экскурсия на Обь

- Рассматривание альбома и открыток с видами  города

- Целевые прогулки по близлежащим улицам

- Волшебные картинки «Улицы нашего города»

- Дидактические и настольные игры «Поможем художнику», «Найди такую же», «Парные картинки»

- Лото «Нефтяной край»

- Домино «Мой город»

- Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству города.

- Наблюдение за работой дворника

- Уборка листьев

- Совместный с воспитателем труд по уборке участка (сбор ярких шуршащих листьев в корзины).

- Помощь дворнику в уборке территории детского сада

Рисование картины «Плывёт, плывёт кораблик по Оби реке», «Речной порт», «Лодки плывут по реке»

- Конструирование моста из строительного материала

- Песня «Мы по городу идём» (муз. А.Островского)

- «Моя улица» (С. Михалков)

- «Осенняя вода»

(Э. Мошковская)

- «Разговор озера и речки», карельская сказка

- «Родной ручей» (Ш.Галиев)

 

НОЯБРЬ

«Город и село»

Деятельность

 

Художественная литература

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

- НОД «Откуда хлеб пришёл на стол», «Город и село», «Путешествие за хлебом»

- Беседа о труде хлеборобов

- Дидактические игры «Город - село», «От зёрнышка до булочки», «так бывает или нет?», «Где ты живёшь?», «Посылка из деревни»

- Наблюдение за трудом повара, выпекающего хлебобулочные изделия

- Наблюдение за трудом мамы и бабушки, пекущих пироги, блинчики дома

 - Наблюдение за работой продавца в хлебном магазине

- Наблюдение за разгрузкой хлеба в магазине

- Рисование картин «Наша улица вечером», «Снег, снег кружится, белая вся улица» (село), «Сельская улица».

- «Наш микрорайон», «Городок для любимых игрушек»

- Лепка «Щенок», «Козлёнок», «Цыплёнок и утёнок гуляют на поляне», «Кошка с котятами», «Утята на птичьем дворе»

 - Песня «Строим дом»

- Прослушивание записей народных мелодий.

- Театрализованные игры «Гости из деревни», «встреча с милиционером»

- «Моя улица» (С.Михалков), «Что я видел» (Б. Житков), «Все здесь» (Я.Тайц), «Хлебушко» (С.Погореловский), «Отличные, пшеничные» (Я.Аким), «Хлеб» (П.Качанов), «Пекарь» (Г.Люшнин)

 

 

ДЕКАБРЬ

«Транспорт нашего города»

Деятельность

 

 

Художественная литература

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

-НОД: «Общественный транспорт», «Путешествие к близлежащим достопримечательностям»

- Сравнение автобуса и маршрутного такси

- Наблюдение за светофором.

- Слушание рассказов о транспорте

- Целевая прогулка по улице

- Рассматривание грузового автомобиля, игрушечного транспорта, картины «Улица города».

- Наблюдение за работой транспорта.

- Рассматривание картины «Шофёр» из серии «Кем быть?»

- Просмотр диафильма «Мы едем, едем, едем…»

- Подвижные игры «Поезд», «Трамвай», «Такси», «Автомобили».

- Дидактические игры «Вагончики и пассажиры», «Что нужно для поездки?», «На воде, воздухе, на земле», «Подбери груз к машине», «На чём я путешествую?», «Светофор», «Трудные виражи»

- Наблюдение за работой шофёра

- Беседа с шофёром

- Рисование «Автобус», «Машина едет по дороге», «Самолёты летят сквозь облака», «Паровозик».

- Аппликации «Весёлый автобус», «Морское путешествие», «Теплоход», «Автобусы», «Лодочка», «Паровоз с вагончиками».

- Конструирование (из бумаги) разных видов транспорта.

- Конструирование транспорта их строительного материала

- Песни «Наш автобус голубой», «На автобусе по городу» (муз. В.Агафонникова, сл. В.Викторова), «Песня дорожных знаков», «Наш город» (муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Кравчука).

- Инсценировка с правилами дорожного движения.

- Досуг «Знай правила дорожного движения»

- «Шагая осторожно» (С. Михалков), «Светофор», «Песенка о светофоре», «Кто храбрей» (М.Пляцковский).

- Загадки о транспорте, сказка «Почему автомобиль урчит»

- «Скверная история» (В.Головков), «Мяч» (А.Северный), «Самокат», «Светофор» (И.Лешкевич).

- «Я тоже буду шофёром»

(Э. Мошковская)

ЯНВАРЬ

«Архитектура нашего города»

Деятельность

 

 

Художественная литература

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

- НОД «Здания родного города», «Где мой дом?».

- Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов с изображением разных архитектурных сооружений.

- Оформление альбома «Архитектура нашего города».

- Экскурсия к строящемуся дому

 

- Дидактические игры «Построим дом», «Три медведя», «Дом в котором я живу», «Кто в домике живёт?»

- Наблюдение за трудом маляра, строителя.

- Беседа по картине «Маляр»

- Аппликация «Строим дом»

- Лепка «Проложим дорожку из камешков к домику»

- Конструирование «Домик из брёвнышек»

- Рисование «Домик для куклы»

- Конструирование из строительного материала «Домики»

-  Песня

«Детский сад» (сл. И муз. И.Якушиной)

- Развлечение «Кто в домике живёт?»

- «Кто построил этот дом» (С.Баруздин)

- «Мой брат»

(А. Бродский)

- «Мамина работа», «Маляры», «Плотник», «Дом», «В нашей квартире»

 

 

ФЕВРАЛЬ

«Воинская слава России»

Деятельность

 

 

Художественная литература

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

- Беседа «Вечный огонь у Кремлёвской стены»

- НОД «Защитники Отечества», «Наша армия »

- Слушание рассказа о российском флаге

- Рассматривание картин с изображением лётчиков, пехотинцев, танкистов, моряков

- Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества»

- Экскурсия к памятнику защитникам Отечества

- Упражнения «Готовлюсь быть солдатом»

- Дидактическая игра «Что в военном пакете?»

- Подвижные игры «Стенка - мишень», «Снайперы», «Кто дальше?»

- Беседа о профессиях родителей,

о том, кем работает папа, какую пользу он приносит окружающим, стране, как заботится о детях и близких.

- Помощь папе в трудовых действиях

- Рисование «Портрет папы»

- Аппликация «Открытка-приглашение на праздник 23 февраля»

- Лепка «Значок в подарок»

- Конструирование из бумаги «Записная книжка в подарок папе», «Самолёт»

 - Конструирование из строительных модулей (взлётная полоса, ангар, самолёты)

- Песня «Ты не бойся, мама!» (муз. М.Протасова)

- Слушание «Военного марша» (Ф.Шуберт), «Прощание славянки» (В.Агапкин), «Марша» (Д.Кабалевский)

- Слушание песни «Вечный огонь» (муз. А.Филиппенко)

- Песня «Алёшкин флот»

 (муз. Т. Потапенко)

- «Февраль» (С.Маршак), «Армия мира» (В.Давыдов)

- «Звёздочка» (А.Жаров)

- «О брате» (И.Кульская)

- «Дозор» (В.Давыдов)

- «Мой брат уехал на границу» (О.Высотская)

- «День Победы» (Т.Белдеров)

- «Навек запомни» (М. Исаковский)

- «Аэропорт» (Б.Житков)

 

 

МАРТ «Достопримечательности нашего города»            

 

 

Деятельность

 

 

Художественная литература

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

 

- НОД «Наш город большой и красивый», «Герб нашего города»

- Экскурсия по микрорайону

- Оформление альбома «Достопримечательности нашего города»

- Просмотр видеофильма о городе.

 

- Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу»

- Итоговая игра-викторина «Знатоки нашего города»

- Наблюдение за трудом взрослых по озеленению города (посадка деревьев, цветов в клумбы, на газоны, уход за цветами)

 

- Рисование «Дома на улице посёлка», «Цветочные клумбы», «Транспорт на улицах нашего города».

- Аппликация «Флажки для украшения летнего участка».

 -Конструирование из строительного материала «Улица города» (дома, транспорт)

 

 

 

- Слушание музыкальных произведений о родном посёлке

 

 

- «По городу» (В.Берестов)

 

Чтение стихов местных авторов о городе Нижневартовске

 

 

 

 

 

АПРЕЛЬ

 

«Городская и сельская природа»

 

Деятельность

 

 

Художественная литература

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

 

- НОД «Весна в городе и на селе», «Природа ближайшего окружения».

- Экскурсия на озеро Комсомольское

- Просмотр видеофильма о природе города, села.

- Рассматривание открыток, фотографий с видами природы весной в городе и на селе.

- Экскурсия на участок при детском саде, в ближайший парк.

- Сравнение природы в разное время года и уточнение правил поведения в природе

 

- Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на катере», «Рыболовы».

- Дидактические игры «Солнечные зайчики», «Птички».

- Подвижные игры «Через ручеёк», «Перебежки», «Пробеги с вертушкой», «Солнышко и дождик», «Поймай бабочку».

- Уборка мусора на участке.

- Посев семян овощей и цветов для рассады.

 

- Рисование «Пришла весна», «Весна в городе и на селе»

- Лепка «Мы гуляем», «На лугу».

- Конструирование из природного материала

 

- Песня «Ах, берёзка, зелена, кудрява» (муз. А.Ануфриева)

- Русская народная мелодия «До чего ж у нас красиво»

- Песни «Бабочки» (муз Е.Тиличеевой), «Жук» (муз. В.Карасёвой)

- Развлечение «Солнышко-вёдрышко»

 

- «Возвращаются певцы»

(Г. Ладонщиков),

«Весна» (А.Плещеев).

- «Весна» (Ф.Тютчев).

- «Деревья весной» (Г.Скребицкий)

 

 

 

 

МАЙ

«Русская матрёшка»

 

Деятельность

 

 

Художественная литература

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

- НОД «Такие разные матрёшки»

- Рассматривание матрёшек

- Сравнение матрёшек и определение их настроения

 

- Презентация «Русская матрешка»

- Дид/игры «Обед для матрёшек», «Весёлые матрёшки», «Что игрушка рассказывает о себе?»

- Выполнение трудовых поручений: навести порядок на полочке с матрёшками (протереть полочку, расставить аккуратно игрушки)

- Лепка «Матрёшка танцует», «Весёлые матрёшки»

- Рисование «Танцующая матрёшка», «Почему матрёшка грустная?», «Украсим сарафаны матрёшкам»

- Аппликация «Разноцветные матрёшки»

- Конструирование из строительного материала «Мост», «К нам в гости идёт матрёшка»

- Частушки о матрёшке

- Песни «Шесть матрёшек» (муз. Т. Потапенко, сл. В.Викторова), «Матрёшки» (муз. И.Арсеева, сл.И.Черниковой)

- Развлечение «Матрёшка ждёт гостей»

- «У меня матрёшка есть» (З.Медведева)

- «Матрёшечка» (В.Берестов)

- «Матрёшкины потешки» (В.Берестов)

 

 


СТАРШИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 

В старшем возрасте значительно увеличивается объем знаний о родном городе. Работа ведется в нескольких направлениях.

Во-первых, идет ознакомление с историческим прошлым: история возникновения города, памятников, площадей и некоторых других достопримечательностей. Дошкольникам не даются исторические даты, а объекты для знакомства подбираются в соответствии с «принципом айсберга».

Во-вторых, детей знакомят с микрорайонами города.

В-третьих, детям даются знания о промышленности города.

Значительное место отводится знакомству с трудом взрослых: расширяется перечень профессий. При этом подчеркивается значение техники, которая облегчает и усовершенствует трудовые процессы, ускоряет производство, экономит время. При ознакомлении с городом обращается внимание и на труд людей по благоустройству и озеленению улиц, площадей, парков, а также на роль машин в этом процессе.

Продолжается работа по патриотическому воспитанию детей, даются знания о защитниках Отечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СЕНТЯБРЬ

 

«История Нижневартовска»

 

Деятельность

 

 

Художественная литература

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

- НОД «История возникновения Нижневартовска», «Путешествие по красивым местам города»

- НОД: «Символы государства: флаг, герб, гимн»

- Слушание рассказов «Как появился Нижневартовск», «Нижневартовск – город труженик»

- Экскурсия на реку Обь

- Просмотр видеофильма о Нижневартовске

- презентация «Город, в котором мы живем»

 

- Дидактическая игра  «История Нижневартовска »

- Сюжетно-ролевая игра «Путешествие из одной части города в другую», «Мы плывём по реке Обь»

- Ознакомление с трудом взрослых по уборке города

 

- «Экологический десант» по уборке территории и участков от опавшей листвы

- Моделирование макета города

- Конструирование из строительного материала «Мост через реку Обь»

- Лепка барельефа «Город»

- Рисование «Там, где течёт Обь»

 - выпуск газеты «История нашего города»

- Игра-развлечение «Что? Где? Когда?»

- Театрализованная игра «Легенды и предания о сибирской земле»

Пение «Северная широта»,

Слушание

«Самотлорский вальс»

-  Легенды о сибирской земле

- Чтение стихов местных авторов о городе Нижневартовске

 

«Как добывали сибирскую нефть» Лагунов

ОКТЯБЬ              «Памятные места Нижневартовска»

 

Деятельность

 

 

Художественная литература

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

- НОД «Достопри мечательности Нижневартовска»

- Слушание и составление рассказов о городе

- Экскурсия по памятным местам города

- Оформление альбома «Нижневартовск – столица нефтяного края»

- Сбор фотографий и оформление альбома «Памятные места Нижневартовска»

- Домашнее задание: подборка фотографий из семейного альбома о местах отдыха с родителями в выходные дни

- Презентация «Любимые места горожан»

- Дидактическая игра «Узнай памятные места города», 

 

- «Узнай по описанию»

 

- д/игра «Собери герб города»

- Продолжение знакомства с трудом взрослых по уборке города и техникой, которая им помогает

- Наблюдение за трудом экскурсовода во время экскурсии

- Лепка барельефа «Виды города Нижневартовска»

- Рисование и аппликация способом обрывания бумаги «Осенние листья в парке города»

- Посещение кукольного театра «Барабашка», встреча с актёрами

Чтение подборки стихов о городе Нижневартовске

НОЯБРЬ

 

«Промышленность Нижневартовска»

 

Деятельность

 

 

Художественная литература

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

- НОД  «Прошлое и настоящее промышленности Нижневартовска»

- Экскурсия на нефтяную вышку

- Экскурсия на первую нефтяную скважину

- Презентация «Заботы большого города»

- Сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Парикмахерская»,

 «Хлебопекарня»

- Дидактические игры «Разложи картинки правильно», «Волшебный сундучок»

- Словесные игры «Скажи, какая?», «Из чего делают мебель», «Один - много» и др.

- Наблюдение за трудом взрослых по пошиву одежды

- Показ роли швейных машин в жизни человека

- Ознакомление с трудом закройщика и швеи

Конструирование и аппликация «Нефтяная вышка»,

« Строительство газопровода»               и др.

- Польская народная песня «мчится поезд» (обр. В.Сибирского).

- Румынская народная песня «Поезд» (обр. Т.Попатенко).

- Песня «Смешные поварята», «Поварята» (сл. и муз. С.Насауленко)

«Наш автобус голубой» (муз А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной)

- «Как дерево превращается в мебель»

- «Как рубашка в поле выросла» (К.Ушинский).

- «Путь зерна» (М.Ильин, Е.Сегал).

- «Урожай»

- «Какие бывают автомобили?»

- «Откуда стол пришёл?» (С.Маршак)

 

 

ДЕКАБРЬ

 

«Архитектура города Нижневартовска»

 

Деятельность

 

 

Художественная литература

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

- Слушание рассказа «Старый Нижневартовск»

- НОД «Знатоки Нижневартовска», «Памятники архитектуры в Нижневартовске», «Современная архитектура нашего города»

- Автобусная экскурсия «Архитектура нашего города»

- Пешеходная экскурсия «Я шагаю по Нижневартовску»

- Рассматривание альбомов, открыток, слайдов о родном городе

- презентация «Здания Нижневартовска»

- Сюжетно-ролевая игра «Строители»

- Дидактические игры:

 «Кто быстрее построит дом?», «Строим дом», «Дострой дом», «Машины- помощники людей»

 

- Ознакомление с трудом каменщика, маляра, плотника, кровельщика

- Роль техники в труде строителей

- Изготовление атрибутов для игры «Строители»

- Изготовление макетов разной конфигурации

- Лепка барельефов зданий

- Конструирование из бумаги «Дом-замок»

- Аппликация «Построим панельные дома разной архитектуры»

- Рисование «наш детский сад», «Старинные здания»

- Конструирование из строительного материала «Мой дом»

- «Дом, в котором ты живёшь»

(муз. Г.Гладкова)

- Знакомство с объектами культуры

- Музыка знакомых детских песен

-«Северная широта»,

«Самотлорский вальс»

- «Кто построил этот дом?»

(С. Баруздин)

- «Мой брат»

(А.Бродский)

- «Мамина работа»

(Е.Пермяк)

- «Кем быть?»

(В.Маяковский)

- «Как нашу улицу построили», «Кто самый главный на стройке»

«Дом. Какой он?»

Т.Шорыгина

ЯНВАРЬ

 

«Родной  Нижневартовский район»

 

Деятельность

 

 

Художественная литература

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

-  Слушание рассказов «История возникновения Нижневартовского района»

- Беседы «Почему район получил название Нижневартовский», «Нижневартовск и Нижневартовский район сегодня»

- Оформление альбома «Достопримечательности Нижневартовского района»

- Оформление фотовыставки «Наш Нижневартовский район»

- Экскурсии в аэропорт, на железнодорожный вокзал

- презентация ««Родной  Нижневартовский район»

 

- Дидактическая игра «Дострой дом».

- Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на автобусе по району», «Речной порт», «Железнодорожный вокзал»

- Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству  (уборка улиц, ремонт дорог, восстановление храма)

- Рисование «Наш город вечером», «Наш детский сад».

- Аппликация «Цирковая афиша», «Новый микрорайон», «Домик», «Дома на нашей улице»

- Конструирование «Детская площадка», «железнодорожный вокзал», «Речной порт», «Наш микрорайон», «Дома», «Наша улица», «Жилой дом», «Наш детский сад»

- Песня «Край, в котором ты живёшь»  (сл. и муз. Г.Гладкова),

«Наш любимый детский сад»

 (сл. и муз. Н.Чудаковой)

«Северная широта»,

«Самотлорский вальс»

- Легенды о земле сибирской.

- Сказки Бабушки Аннэ

 

- «Айога»

ФЕВРАЛЬ

 

«Наше Отечество и его защитники»

 

Деятельность

 

 

Художественная литература

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

- Военно-историческая викторина «Наши российские воины»

- НОД «Доблестные воины России», «Белый, синий, красный»

- Экскурсия к Вечному огню, к мемориальной стене

- Экскурсия в школьный музей боевой славы

- Оформление альбома «Наша российская армия»

- Встречи с участниками ВОВ и  локальных войн

- презентация «Наши защитники Отечества»

- Подвижные игры: «Сигнальные флажки», «Морская артиллерия», «Четыре конца», «Перетягивание каната», «Два мушкетёра»

- Сюжетно-ролевые игры «Служба в армии», «Военные учения», «Моряки»

- Дидактические игры: «Разложи и назови правильно рода войск», «Знаешь ли ты?», «Что делают солдаты?», «Кто больше знает?», «Воздушный десант», «Собери машину»

- Помощь папе в домашних делах

 

- Ручной труд «Морское путешествие», «Альбом и книжка для папы», «Подарки для пап и дедушек», «Самолёт»

- Лепка «Лошадка»

- Праздник «День защитника Отечества»

- Песни: «Буду лётчиком», «Труба» (муз. Е.Тиличеевой) «Я – моряк, ты - моряк» (муз. И.Розенштейна)

«Бравые солдаты» (муз. А.Филиппенко)

«Родная армия» (муз. А.Лазаренко),

«Россия – Родина моя» (муз. В.Мурадели), «Солдатушки – бравы ребятушки»

- Эстафеты

- Тематический праздник «Славен русский богатырь»

- Пословицы о российской армии

- «Землянка» (А.Митяев)

- «Шинель» (Е.Благинина)

- «На заставе»

- «Что могут солдаты?» (Я.Длугаленский)

- «Главное войско» (Л.Кассиль)

- Гимн России (С.Михалков)

 - «Главное войско» (Л.Кассиль)

- «Почему Армия родная» (А.Митяев)

 

МАРТ

«Места отдыха нижневартовцев»

 

Деятельность

 

 

Художественная литература

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

-  НОД «Город прекрасный на Оби стоит»

- Слушание рассказов «Река Обь», «Парки  нашего города»

- Автобусная экскурсия по городу и на реку Обь

- Прогулки в парк с родителями

- Рассматривание альбома с видами города, просмотр видео, слайдов

 

- презентация «Места , где мы любим бывать»

- Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия на теплоходе по Оби»

- Дидактические игры: «Кто помогает сохранять красоту цветов», «Угадай, какой наш дом», «К названному дереву беги»

- Наблюдение за трудом взрослых по обрезке деревьев и кустарников, их рассаживанию

- Рисование «Как красиво в парке весной»

- Аппликация «Нарциссы на клумбе», «Уж верба вся пушистая», «В парке берёзки стоят»

- Коллаж «Улицы города»

- Аппликация их бересты «Берёзовая роща»

- Аппликация из камней и ракушек «Морской или речной берег»

- Оригами «Утка, гусь, лебеди на озере»

- Лепка «Детский парк-аттракцион»

- Конструирование из строительного материала «Детская площадка»

- Песни: «Край родной» (муз. Е.Гомоновой), «Родной край» (муз. Н.Бордюг), «Лучше нет родного края» (муз. В.Кожухина), «Капельки» (муз. Е.Гомоновой), «Танец друзей» (муз. Н.Бордюг)

- Слушание произведений П.И.Чайковского «Вальс цветов», «Времена года», А. Вивальди «Времена года»

- Инсценировка «Отдых на реке» (по кн. Н.Рыжовой «Волшебница-вода»)

- «Какая река лучше всех», «Какая река пришла к тебе в гости», «Откуда в кране вода», «Разноцветная речка», «Почему ручейки и речи все текут – не останавливаются», «Как воды поток добавляет ток», «Землетрясения бывают, а моротрясения?», «О моряках и маяках», «Сказка о нефтяной рыбке», «Что внутри подводной лодки», «Что делает под водой водолаз?».

АПРЕЛЬ

 

«Народные промыслы»

 

Деятельность

 

 

Художественная литература

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

- Слушание рассказов «История возникновения хохломы», «Семёновская матрёшка», «Голубые завитки гжели», «Мастера Палеха», «Жостовские умельцы»

- НОД «Русская матрёшка»

- Экскурсия в музей русского быта

- Рассматривание предметов быта, изготовленных русскими умельцами

- Выставка изделий мастеров народных промыслов (с участием родителей)

- Рассматривание книг «Хохломская роспись по дереву», «Русские матрёшки», «Гжель», «Палех», «Жостово»

Дидактические игры: «Каждый предмет на своё место», «Каких цветов не хватает?»,

«Хохломские мастера», «Выложи узор», «Укрась матрёшку»

- Сюжетно-ролевые игры: «Ярмарка», «В музее народных промыслов»

- Лото «Русский сувенир», «Чудо-узоры»

- Наблюдение за трудом художника (за росписью игрушек)

- Художественно-ручной труд «Русская матрёшка»- Рисование «Узор на полосе из бутонов и листьев», «Кружка, украшенная цветочной гирляндой», «Узор для панно или шкатулки», «Узоры на кухонных досках», «Городецкий конь-качалка», «Украсим кукольную мебель узором»

- Конкурс на лучшее изображение элементов росписи

- Аппликация «Чайный сервиз» (хохлома - ягода), «Декоративный поднос» (хохлома - цветы)

- Праздник «Город мастеров»

- Игры в ансамбле ложкарей

- Частушки о народных промыслах

- Танец «Русский сувенир

- Русская народная игра «Прялица»

- «Матрёшкины потешки» (В.Берестов)

- «Матрёшка – русский сувенир», «Сестрицы-матрёшки»

- «Кисть из солнечных лучей» (Е.Кулышев)

- Легенда «Про Семёна ложкаря», «Кони-вести», «Расписная прялочка»

- «Хозлома» (Н.Бедник)

МАЙ

 

«Памяти героев Отечества посвящается…»

 

Деятельность

 

 

Художественная литература

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

- Беседа «Памятники воинской славы»

- Игра «Что? Где? Когда?»

- Экскурсия в музей боевой славы лицея № 2

- Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной войны

- Оформление альбома «Память о воинской славе»

- Встреча с ветеранами

- презентация «Дети на ВОВ»

- презентация «Животные на ВО войне»

- Сюжетно-ролевая игра «Военные»

- Военно-спортивные эстафеты «Марш-бросок», «Транспортировка раненого», «Полоса препятствий», «Штурм высоты», «Снайперы», «Метание гранаты»

- Дидактическая игра «Что делают солдаты?»

- Выращивание цветов в горшочках с последующим возложением их к памятнику воинской славы

- Рисование «Памятник воинской славы нашего города»

- Художественно-ручной труд «Подарки ветеранам», «Тюльпаны»

- Лепка барельефа «Звезда», «Самолёт», «Танк»

 

- Праздник «День Победы»

- Песни: «Мой дедушка» (муз. А.Филиппенко), «Мир вам, люди!», «Солнечный круг» (муз.А.Островского),

«Песенка о папе» (муз. В.Шаинского), «9 Мая» (муз. Т.Чудовой), «Вечный огонь» (муз.А.Филиппенко),

«День Победы» (муз. Д.Тухманова), «Моряки»

(муз. Л.Лядовой), «Ты не бойся, мама» (муз.Н.Продасова), «Пусть цветы цветут» (муз. Л.Олиферовой).

- Фронтовые песни «Землянка», «Катюша», «Три танкиста»

- Концерт для ветеранов войны

- Произведения на военную тематику

- «Пионеры – герои»

- подборка стихов о Дне Победы, о войне

- выставка книг и детской литературы о ВОВ

 

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

Параметры: Содержание: 1

Параметры: Содержание: 1

Вид программы авторская 10

Вид программы авторская 10

Структура программы: Пояснительная записка……………………………………………

Структура программы: Пояснительная записка……………………………………………

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность рассмотрения данной темы, с позиции современных взглядов на проблему, не вызывает сомнения, поскольку отражение результатов научных исследований в области дошкольного

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность рассмотрения данной темы, с позиции современных взглядов на проблему, не вызывает сомнения, поскольку отражение результатов научных исследований в области дошкольного

Это – патриотическое воспитание, нравственное воспитание и социальное развитие

Это – патриотическое воспитание, нравственное воспитание и социальное развитие

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями

Содержание патриотического воспитания в программе «Радуга» научный руководитель

Содержание патриотического воспитания в программе «Радуга» научный руководитель

Расширение понятий об улицах и умение ориентироваться в многообразии транспортных средств данной местности

Расширение понятий об улицах и умение ориентироваться в многообразии транспортных средств данной местности

Родину и свой народ.

Родину и свой народ.

Целью работы является: показать детям город, в котором они живут, вызвать чувство гордости за свою «малую

Целью работы является: показать детям город, в котором они живут, вызвать чувство гордости за свою «малую

В этом специфика и нашего подхода, базирующегося на социокультурных основах ознакомления с окружающим

В этом специфика и нашего подхода, базирующегося на социокультурных основах ознакомления с окружающим

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Эта неопределенность представляется как своеобразная проблемность, служащая мощным стимулом познавательной активности ребенка в процессе усвоения общественного опыта, общечеловеческой культуры, что служит, в конечном итоге, основой…

Эта неопределенность представляется как своеобразная проблемность, служащая мощным стимулом познавательной активности ребенка в процессе усвоения общественного опыта, общечеловеческой культуры, что служит, в конечном итоге, основой…

Культурологический подход — подчеркивается ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска…

Культурологический подход — подчеркивается ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска…

Как видно из схемы, именно деятельность человека является те м связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» любого города (края)

Как видно из схемы, именно деятельность человека является те м связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» любого города (края)

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены конкретные принципы

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены конкретные принципы

Ознакомление детей с родным городом (краем) ведется по нескольким направлениям

Ознакомление детей с родным городом (краем) ведется по нескольким направлениям

Особое внимание уделено технологическому блоку

Особое внимание уделено технологическому блоку

В соответствии с этими методами разработан алгоритм технологии ознакомления детей с окружающим миром, представленный в таблице

В соответствии с этими методами разработан алгоритм технологии ознакомления детей с окружающим миром, представленный в таблице

Стимулирование детских вопросов

Стимулирование детских вопросов

Принципиально важным структурным компонентом является часть технологии, предполагающая стимулирование детей к постановке вопросов как основного показателя их познавательной активности

Принципиально важным структурным компонентом является часть технологии, предполагающая стимулирование детей к постановке вопросов как основного показателя их познавательной активности

Условия реализации ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Условия реализации ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Единая социокультурная среда

Единая социокультурная среда

Педагогические условия ·

Педагогические условия ·

Совместная деятельность детей и родителей

Совместная деятельность детей и родителей

Имеются карты, буклеты, аудиовизуальные материалы

Имеются карты, буклеты, аудиовизуальные материалы

Нижневартовска (Нижневартовского района)

Нижневартовска (Нижневартовского района)

Впечатления о родном крае дети могут отражать в своих рисунках и в совместных с родителями и воспитателями работах (выставки рисунков, фотогазет, плакатов и макетов из…

Впечатления о родном крае дети могут отражать в своих рисунках и в совместных с родителями и воспитателями работах (выставки рисунков, фотогазет, плакатов и макетов из…

Ожидаемые результаты: ü

Ожидаемые результаты: ü

Знакомство с декоративно – прикладным творчеством «Музей истории русского быта»

Знакомство с декоративно – прикладным творчеством «Музей истории русского быта»

Литература: 1. Алёшина

Литература: 1. Алёшина

Программа «С чего начинается Родина»

Программа «С чего начинается Родина»

ПРИЛОЖЕНИЕ СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ

Тематическое планирование НОД по знакомству с родным краем (средняя группа)

Тематическое планирование НОД по знакомству с родным краем (средняя группа)

ОКТЯБРЬ «Природные и культурные объекты города»

ОКТЯБРЬ «Природные и культурные объекты города»

НОЯБРЬ «Город и село»

НОЯБРЬ «Город и село»

ДЕКАБРЬ «Транспорт нашего города»

ДЕКАБРЬ «Транспорт нашего города»

ЯНВАРЬ «Архитектура нашего города»

ЯНВАРЬ «Архитектура нашего города»

ФЕВРАЛЬ «Воинская слава России»

ФЕВРАЛЬ «Воинская слава России»

МАРТ «Достопримечательности нашего города»

МАРТ «Достопримечательности нашего города»

АПРЕЛЬ «Городская и сельская природа»

АПРЕЛЬ «Городская и сельская природа»

МАЙ «Русская матрёшка»

МАЙ «Русская матрёшка»

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

СЕНТЯБРЬ «История Нижневартовска»

СЕНТЯБРЬ «История Нижневартовска»

ОКТЯБЬ «Памятные места

ОКТЯБЬ «Памятные места

НОЯБРЬ «Промышленность Нижневартовска»

НОЯБРЬ «Промышленность Нижневартовска»

ДЕКАБРЬ «Архитектура города

ДЕКАБРЬ «Архитектура города

ЯНВАРЬ «Родной Нижневартовский район»

ЯНВАРЬ «Родной Нижневартовский район»

ФЕВРАЛЬ «Наше Отечество и его защитники»

ФЕВРАЛЬ «Наше Отечество и его защитники»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2023