Программа "Наглядная геометрия для начальных классов"

  • docx
  • 06.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа внеурочной деятельности НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»

 

Направление: общеинтеллектуальное

1-4 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»

 

ü  К концу 1 класса учащиеся должны знать термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, треугольник).

ü  Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.

ü  Учащиеся должны уметь: измерить длину отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию учителя.

ü  К концу 2 класса учащиеся должны владеть терминами, изученными в первом классе. Также усвоить новые понятия такие как параллельные и пересекающиеся прямые. Различать виды треугольников, четырёхугольников.

ü  Уметь обозначать латинскими буквами точки, отрезки, лучи, вершины углов.

ü  К концу 3  класса учащиеся должны владеть терминами, изученными в втором классе. Также учащиеся должны усвоить новые понятия такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир, «центр», «радиус», «диаметр».

ü  Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом курсе.

ü  Учащиеся должны уметь с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля, знать и применять формулы периметра различных фигур, строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника, делить круг на (2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с помощью циркуля.

ü  К концу 4 класса учащиеся должны владеть терминами: высота, медиана, биссектриса, основание, прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, параллелограмм, ромб, трапеция, куб, пирамида, параллелепипед, палетка, площадь, цилиндр. Учащиеся должны уметь: строить высоту, медиану, биссектрису треугольника, различные виды треугольников, параллелограмм, трапецию, а также проводить диагонали.

ü  Строить ромб, находить центр. Иметь различие в периметре и площади, находить площадь с помощью палетки и формул.

ü  Различать и находить сходство: (квадрат, куб, строить куб), (треугольник, параллелепипед, строить параллелепипед), (круг, прямоугольник и цилиндр, строить цилиндр).

 Личностными результаты

ü  развитие любознательности, сообразительности при выполнении

ü  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

ü  развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

ü  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

ü  любого человека;

ü  воспитание чувства справедливости, ответственности;

ü  развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

ü  мышления.

 Предметные результаты

ü  Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11,  указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

ü  Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

ü  Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,

ü  таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

ü  Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром  конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

ü  Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

ü  Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

ü  Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

ü  Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

ü  (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

ü  Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

 Метапредметные результаты

ü  Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

ü  Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.

ü  Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

ü  Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

ü  Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

ü  Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

ü  Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

ü  Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

ü  Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

ü  Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

ü  Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

ü  Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

 

 Контроль и оценка планируемых результатов.

 

    Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.

Виды деятельности на этапах контроля:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- решение комбинаторных задач,

- решение задач на части повышенной трудности,

- задачи, связанные с формулами произведения,

- решение геометрических задач.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий по курсу являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

    В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в  центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Актуальность выбора определена следующими факторами: Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.

Предлагаемый курс внеурочной программы предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Содержание внеурочной программы «Наглядная геометрия» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

 Цель программы:

формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

     а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

     в) формирование картины мира.
 Задачи программы:

Обучающие:

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
  • сформировать умение учиться.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
  • обучение различным приемам работы с бумагой,
  • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера,
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
  • расширение коммуникативных способностей детей,
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

1.4  Сроки освоения программы курса, её объем, режим занятий

Программа внеурочной деятельности может быть использована для занятий учащимися 1-4 классов.

Курс включает 135 занятий: 1 занятие в неделю, в первом классе - 33 занятия, во 2 – 4 классах - по 34 занятия за учебный год. Программа первого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Содержание программы внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика» и спланировано с учетом прохождения программы в 1-4 классах. Занятия содержат игры и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

 Основные принципы распределения материала:

  • системность: задания располагаются в определенном порядке;
  • принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повто­ряются;
  • принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
  • увеличение объема материала;
  • наращивание темпа выполнения заданий;
  • смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расши­рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития

 

Содержание программы

 

Программа  «Наглядная геометрия»  входит  во  внеурочную деятельность по  направлению  общеинтеллектуальное  развитие  личности.

Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,

замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса  являются:

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

     На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер.

1 класс. (33 часа)

Формирование основных понятий: точка, линия, прямая линия, отрезок, длина отрезка, линейка, луч, построение луча, отрезка, сравнение отрезков, сравнение линии и прямой линии.

Углы.

Луч, угол, вершина угла. Плоскость, перпендикуляр, прямой угол, виды углов, сравнение углов.

Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностная

Формы деятельности: игра «Геоконт», игра «Танграм»

 

2 класс. (34 часа)

Треугольники.

Треугольник, вершина, стороны. Виды треугольников, построение треугольников, составление из треугольников других фигур.

Четырехугольники.

Четырехугольники, вершины, стороны, вершины, диагональ. Квадрат. Построение квадрата и его диагоналей. Прямоугольник. Построение прямоугольника и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.

Символика. Построение.

Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Латинский алфавит. Прямая линия. Параллельные и пересекающиеся прямые. Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная – многоугольник. Нахождение длины ломаной.

Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностная

Формы деятельности: игра «Геоконт», игра «Танграм», тестовые задания, мини-доклады

3 класс. (34 часа)

Периметр.

Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения периметра.

Циркуль.

Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля.

Углы. Транспортир.

Углы. Величина угла. Транспортир.

Высота. Медиана. Биссектриса.

Треугольники, высота, медиана, биссектриса основание и их построение. Прямоугольный треугольник. Катет и гипотенуза треугольника. Составление из треугольников других фигур.

«Новые» четырехугольники.

Параллелограмм. Ромб. Трапеция. Диагонали их и центр. Сходство этих фигур и различие.

Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностная

Формы деятельности: графический диктант, мини-доклады, тестовые задания ,игра «Геоконт», игра «Танграм»

 

4 класс. (34 часа)

Площадь.

Периметр и площадь. Сравнение. Нахождение площади с помощью палетки. Площадь треугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки.

Геометрическая фигура.

Геометрическое тело.

Понятие объема. Геометрическое тело. Квадрат и куб. Сходство и различие. Построение пирамиды. Прямоугольник и параллелепипед. Построение параллелепипеда. Сходство и различие.

Круг, прямоугольник, цилиндр. Сходство и различие. Построение цилиндра. Знакомство с другими геометрическими фигурами.

Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностная

Формы деятельности: подготовка мини-докладов об великих геометрах, социальный опрос (в каких профессиях требуется знание геометрии), графический диктант, тестовые задания ,игра «Пифагор», игра «Танграм

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

1.1 Методические рекомендации

Одна из важных особенностей  курса “Наглядная геометрия” - его геометрическая направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков.

Одновременно с изучением арифметического материала и в органичном единстве с ним выстраивается система задач и заданий геометрического содержания, расположенных в порядке их усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера. Основой освоения геометрического содержания курса является конструкторско-практическая деятельность учащихся, включающая в себя:

·  воспроизведение объектов;

·  доконструирование объектов;

·  переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.

Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.

В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.

При первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, линия, плоскость) используются нестандартные способы: создание наглядного образа с помощью рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с использованием сказочных персонажей, выполнение несложных на первых порах практических работ, приводящих к интересному результату. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур и выявления их основных свойств, отыскание введенных геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий. Для выполнения заданий такого характера используются счетные палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейка, угольник, циркуль, ножницы и др.

Так, после введения одной из важнейших линейных геометрических фигур – отрезка – предусмотрена целая серия специальных заданий на конструирование из отрезков одинаковой и разной длины различных линейных, плоскостных и пространственных объектов. Первые задания направлены на выявление равных и неравных отрезков, на умение расположить их в порядке увеличения или уменьшения. Далее отрезки используются для изготовления силуэтов различных объектов, в том числе и каркасов геометрических фигур, как на плоскости и в пространстве. Задания предполагают доконструирование, переконструирование различных силуэтных объектов. При этом переконструирование проводится: с сохранением числа использованных отрезков, но с изменением положения определенного условием числа отрезков; с изменением (увеличением, уменьшением) их числа (игра “Волшебные палочки”). В последнем случае предполагается обязательная фиксация (запись в числовом виде) проведенного действия. В практике выполнения заданий такого характера дети, проводя арифметические операции, отсчитывая нужное число палочек, увеличивая или уменьшая их число, не только используют изученные свойства геометрических фигур, но и выявляют их новые свойства. Сначала выкладывают силуэты плоскостных объектов и фигур (модели цифр, букв, различных многоугольников), но постепенно уровень трудностей заданий растет, и дети подводятся к возможности использования линейных элементов (в частности, отрезков) для изготовления каркасов пространственных фигур и самостоятельно изготавливают модели правильной треугольной пирамиды, призмы, куба, используя для соединения ребер в вершинах маленькие шарики из пластилина.

Большое внимание в курсе уделяется развитию познавательных способностей. Термин познавательные способности понимается в курсе так, как его понимают в современной психологии, а именно: познавательные способности –это способности, которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Основа развития познавательных способностей детей как сенсорных, так и интеллектуальных - целенаправленное развитие при обучении математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются: внимание, воображение, память и мышление.

     В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:

    - словесные,

    - наглядные,

    - практические,

    - исследовательские.

     Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.

     Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных  действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие)  и контролирующие.

     К репродуктивным относятся:

   а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,

   б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.

     Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.

    Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.

    Преобразующие учебные действия, связанные  с  преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.

 

1.2 Описание материально-технического обеспечения программы

 

Наименование и средств материально – технического обеспечения

Количество

1.      Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1.

И.В. Шадрина Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов.

1

2.

Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры».

2

3.

В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии».

1

2.      Печатные пособия.

1

Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся начальной школы.

14

3.Технические средства обучения

1.

Интерактивная доска.

1 шт.

2.

Персональный компьютер.

1 шт.

4.Экранно – звуковые пособия

1.

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы программы «Наглядная геометрия».

 

5.Игры и  игрушки

1

Настольные развивающие игры.

3 компл.

2

Конструкторы.

13 шт.

3

Игра «Геоконт».

1

4

Игра «Пифагор».

1

5

Игра «Танграм».

4

6. Оборудование класса

1.       

Линейка классная 1м пластиковая.

2

2.       

Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.

 

3.       

Модель- аппликация. Числовая прямая.

1

4.       

Модель- аппликация. Множества.

1

5.       

Части целого на круге.

1

6.       

Набор геометрических тел демонстрационных.

1

7.       

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки.

 

8.       

Таблица Пифагора (пустая и заполненная).

4 компл.

9.       

Учебные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел; развёртки геометрических тел.

 

4 компл.

10.   

Учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.

1компл.

Тематическое планирование

 

Тема занятия

 

Кол-во часов

Занятие

Характеристика деятельности обучающихся

теоретические

практические

 

I  год обучения

33

 

 

 

1.       

Вводное занятие

1

1

 

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

2.       

Точка.

2

 

2

3.       

Линия. Прямая линия. Ломаная линия. Сравнение  линии и прямой линии.

10

 

10

4.       

Отрезок.  Длина    отрезка, построение отрезка, сравнение отрезков.

3

 

3

5.       

Угол. Луч.  Вершина угла. Виды углов, сравнение углов.

10

 

10

6.       

Решение задач на развитие пространственных представлений.

5

 

5

7.       

Закрепление изученного материала

2

 

2

Итого:

33

1

32

 

 

II год обучения

34

 

 

 

1.

Многоугольники. Виды многоугольников

4

1

3

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Изготавливать модели геометрических фигур,

преобразовывать модели.

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами.

Характеризовать свойства геометрических фигур.

Сравнивать геометрические фигуры по форме.

2

Треугольники. Виды треугольников.

6

 

6

3.

Четырёхугольники. Виды четырёхугольников.

4

 

4

4.

Окружность и круг. Радиус и диаметр круга.

9

 

9

5.

Решение геометрических задач.

3

 

3

6.

Конструирование геометрических фигур.

4

 

4

7.

Контроль знаний (викторина, блиц турнир, КВН)

4

2

2

Итого:

34

3

31

 

 

III год обучения

34

 

 

1.       

Повторение изученного 

6

2

4

Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины.

Сравнивать геометрические фигуры по величине.

Классифицировать геометрические фигуры.

Находить геометрическую величину разными способами.

Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений.

2.       

Решение задач

3

1

2

3.       

Диагонали многоугольника.

3

 

3

4.       

Периметр многоугольника.

3

 

3

5.       

Площадь. Единицы площади.

3

 

3

6.       

Куб. Прямоугольный параллелепипед.

9

 

9

7.       

Измерение углов. Построение углов заданной градусной меры.

4

 

4

8.       

Контроль знаний

3

3

 

Итого:

34

5

29

 

 

IV год обучения

34

 

 

 

1.       

Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации

5

 

5

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Характеризовать свойства геометрических фигур.

Сравнивать геометрические фигуры по форме. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

2.       

Числовой луч.

3

1

2

3.       

Координатная плоскость.

2

 

2

4.       

Симметрия.

5

1

4

5.       

Прямоугольный параллелепипед.

4

1

3

6.       

Объемные геометрические фигуры.

8

1

7

7.       

Контроль знаний

6

2

4

8.       

Экскурсия «Геометрия в жизни человека».

 

 

1

Итого:

34

6

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Л.Г.Петерсон. Математика. 1 класс. Учебник – тетрадь в 3 частях. «Вентана - Граф»2019 г.
  2. Л.Г.Петерсон. Математика. 2 класс. Учебник – тетрадь в 3 частях. «Вентана - Граф»2019 г
  3. Л.Г.Петерсон. Математика. 3 класс. Учебник – тетрадь в 3 частях. «Вентана - Граф»2019 г
  4. Л.Г.Петерсон. Математика. 4 класс. Учебник – тетрадь в 3 частях. «Вентана - Граф»2019 г