Название программы |
Программа наставничества для работы с молодым педагом «Ступень мастерства» |
Автор |
|
Срок реализации |
1 год
|
Цель |
Оказание помощи молодому специалисту в профессиональном становлении, формирование уверенности в собственных силах, мотивация на дальнейшее саморазвитие. |
Задачи |
1. Установить доброжелательный контакт (комфортную эмоциональную атмосферу) для продуктивного общения. 2. Способствовать успешной адаптации начинающего специалиста к корпоративной 3. Оказывать помощь и поддержку молодому педагогу в организации взаимоотношений с детьми, коллегами, родителями воспитанников, в планировании и реализации образовательной деятельности. 4. Вызвать у начинающего педагога интерес и мотивацию к педагогической деятельности. 5. Ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него должностные обязанности. Способствовать профессиональному развитию и раскрытию творческого потенциала. |
Основные направления |
1. Повышение профессионального мастерства молого педагога 2. Формирование навыка ведения педагогической документации. 3. Изучение нормативных актов и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательнообразовательного процесса. 4. Развитие профессиональной компетенции. 5. Изучение уровня профессиональной подготовки и анализ результатов работы наставничества. |
Ожидаемые результаты |
Наставничество для наставника: - Систематизируются и структурируются собственные знания и опыт. Одно дело знать, другое - уметь ими поделиться. - Расширяется набор используемых в своей практике инструментов передачи знаний и опыта. - Происходит рост самооценки наставника . Наставничество для молодого педагога - Молодой педагог быстрее адаптируется в должности. - Целенаправленно развивает профессиональные навыки, умения и компетенции, раскрывает свой потенциал. - Получает качественную обратную связь от наставника, стимулирующую к активной деятельности, развитию и саморазвитию. |
Овладение большим спектром профессиональных компетенций за короткое время - это достаточно сложная задача для молодого специалиста. Педагогическое образование не гарантирует успех начинающему педагогу. Он чувствует неуверенность, дискомфорт. Для него всё новое: социальная роль, условия труда, взаимоотношения с людьми. Молодые педагоги испытывают затруднения на начальном этапе педагогической деятельности:
Один из способов гибкого, психологически комфортного «вхождения» в профессию – это организация наставничества. При этом важно, чтобы начинающий коллега не разочаровался в выборе профессии, а наоборот – ощутил свой успех и стремился дальше совершенствовать себя.
Программа призвана помочь организовать деятельность наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 1 год.
Цель программы - оказание помощи молодому специалисту в профессиональном становлении, формирование уверенности в собственных силах, мотивации на дальнейшее саморазвитие и раскрытие творческого потенциала.
Для реализации поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1. Установить доброжелательный контакт (комфортную эмоциональную атмосферу) для продуктивного общения с молодым коллегой.
2. Способствовать успешной адаптации начинающего специалиста к корпоративной культуре
3. Вызвать у начинающего педагога интерес и мотивацию к педагогической деятельности.
Между наставником и молодым педагогом должен идти постоянный диалог, межличностная коммуникация. Чтобы взаимодействие с молодыми педагогом было конструктивным и приносило желаемый эффект, необходимо помнить и соблюдать следующие правила общения:
• следует сформировать доверительную обстановку;
• не навязывать своего мнения, не проповедовать;
• для предотвращения проблемы задавать вопросы об оценке разных действий, а не высказывать прежде свои оценочные суждения;
• не перегружать молодого педагога рекомендациями и замечаниями по обширному перечню вопросов;
• постараться выделять ключевые вопросы, на них и будет приходиться внимание, чтобы молодому педагогу не пришлось сталкиваться с множеством различной информации;
• формулировать задачи конкретные, измеримые, достижимые, соответствующие
деятельности;
• составить предварительное расписание регулярных встреч;
• установить основные правила, которых оба будут придерживаться;
• во время встреч вести записи и использовать их как основу для будущих дискуссий;
• постараться сохранить хорошие взаимоотношения в течение всего периода совместной работы.
Эффективные встречи обеспечат понимание цели и удовлетворение от достигнутого.
Умение предоставлять эффективную обратную связь — один из важнейших навыков наставника, это представление полной картины действий наставляемого в конкретной ситуации. Важными составляющими этого процесса также являются анализ эффективности его действий и обсуждение возможных способов ее повышения в будущем. Для наставника велика опасность раскритиковать наставляемого.
Обратная связь поможет наставнику в том, чтобы без обид указать молодому педагогу на его ошибки. Этапы обратной связи:
1. Описание ситуации, о которой предоставляется обратная связь.
2. Описание своего отношения к этой ситуации и ее последствий.
3. Пожелания по поводу дальнейших результатов действий собеседника в аналогичных ситуациях, способы повышения эффективности работы.
Наставничество для наставника:
- систематизируются и структурируются собственные знания и опыт. Одно дело знать, другое - уметь ими поделиться;
- расширяется набор используемых в своей практике инструментов передачи знаний и опыта; - происходит рост самооценки наставника.
Наставничество для молодого педагога
- молодой педагог быстрее адаптируется в должности;
- целенаправленно развивает профессиональные навыки, умения и компетенции, раскрывает свой потенциал;
- получает качественную обратную связь от наставника, стимулирующую к активной деятельности, развитию и саморазвитию.
Наставничество – это вечный поиск ответов на вопросы, вечное совершенствование самого себя. Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Наставнику важно иметь достаточно широкий кругозор, чтобы быть интересным молодому коллеге, быть с ним «на одной волне». Ему необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).
Перспективный план организации наставничества с молодым педагогом
Мероприятие |
Деятельность наставника |
Ожидаемый результат |
Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого педагога
|
- Подбор, разработка диагностических материалов. - Осуществление диагностических процедур. |
Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога (далее – ИП) |
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение педагогической документации. |
- Деятельность по изучению нормативных актов, локальных актов. - Составление рабочей программы. - Обучение правилам ведения документации. |
Компетентность молодого педагога относительно современных требований к профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, в ведении документации.
|
Обеспечение каналов многосторонней связи с молодым педагогом |
Организация общения посредством каналов электронной сетевой связи.
|
Возможность постоянного взаимодействия и общения. |
Формирование позитивного имиджа педагога |
- Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры. - Сборник методических рекомендаций. - Практикумы по решению педагогических ситуаций.
|
Культура общения с педагогами, родителями (законными представителями), |
Мониторинг профессионального роста молодого педагога
|
Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга. |
Коррекция ИП. |
Определение технического задания |
Разработка технического задания (с учетом результатов мониторинга или на основе перспектив работы на следующий год)
|
Коррекция ИП. |
Описание темы по самообразованию
|
Оказание методической помощи наставником. |
План работы по самообразованию. |
Создание портфолио педагога |
Презентация портфолио наставника. |
Наличие портфолио молодого педагога. |
Введение в процесс аттестации |
Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников.
|
Подготовка к прохождению аттестации. |
|
Освоение современных педагогических технологий |
- Планирование и организация мастер-классов наставника и других педагогов |
Самостоятельно разработанные конспекты уроков |
|
Проведение мониторинга освоения образовательной программы воспитанниками |
Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам. |
Самостоятельно составленные аналитическая справка, индивидуальные образовательные маршруты.
|
|
Диссеминация педагогического опыта |
Оказание методической помощи в обобщении и презентации педагогического опыта. |
Публикация педагогического опыта, организация методической выставки достижений, участие в конкурсах профессионального мастерства, выступления на педсоветах, семинарах, конференциях.
|
|
Педагогический опыт можно почерпнуть из книг, методических пособий, Интернета и других источников информации, но человечество еще не придумало лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников разных поколений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.