Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №39»
ПРИНЯТО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 39 Протокол от 31.08.2022г. №1
|
УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ СОШ № 39 от 31.08.2022г. №240 ____________О.В.Белаш |
Программа наставничества
«Учитель- учителю»
на 2022-2023 учебный год
Автор программы:
Козюменская Н.В.,
зам.директора по УВР
г. Троицк, 2022
Пояснительная записка
Отличительной особенностью современного этапа развития системы образования в Российской Федерации является быстро растущая сложность задач, стоящих перед профессиональными образовательными организациями, что обуславливает возрастание требований к профессиональной компетентности педагогических работников. Современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания профессиональной роли педагога, требований к его деятельности и личности. Поэтому педагог должен быть способен гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, быстро адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, чтобы успешно реализовать свой профессиональный и личностный потенциал. Программа наставничества является универсальной технологией построения отношений внутри организации, осуществляющей образовательную деятельность, как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей педагогических работников.
1.2. Нормативные основы реализации программы
Нормативные правовые акты Российской Федерации
• Конституция Российской Федерации.
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании вРоссийской Федерации".
• Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол N 45 от 14 мая 2010 г.).
• Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р.
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р) .
• Гражданский кодекс Российской Федерации.
• Трудовой кодекс Российской Федерации.
• Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р - 145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучшихпрактик обмена опытом между обучающимися».
Нормативные правовые акты МБОУ СОШ №39
1. Устав МБОУ СОШ №39;
2. Программа развития МБОУ СОШ №39;
3. Программа целевой модели наставничества в МБОУ СОШ №39.
1.3. Цель и задачи программы наставничества
Цель - разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
1. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.
2. Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса.
3. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
4. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.
5. Ускорить процесс профессионального становления педагога.
1.4. Срок реализации программы
Данная программа наставничества МБОУ СОШ №39 рассчитана на 1 год.
1.5. Применяемые формы наставничества и технологии
Основной формой наставничества данной программы является «учитель-учитель».
Содержание программы
2.1 Основные участники программы и их функции
Наставник |
Наставляемый |
||
Кто может быть. |
Молодой специалист |
Педагог |
|
· Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров). · Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ. · Педагог, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. |
Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет), испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, родителями. |
Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. |
|
Типы наставников |
Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости. |
||
Наставник - консультант |
Наставник - предметник |
||
Создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста или педагога. |
Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин. |
Варианты программы наставничества «Учитель – учитель»
Формы взаимодействия |
Цель |
«Опытный педагог – молодой специалист» |
Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте работы. |
«Опытный классный руководитель – неопытный классный руководитель» |
Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков в работе с классным коллективом и закрепления на месте работы. |
«Лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы» |
Реализация психоэмоциональной поддержки сочетаемый с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив. |
«Педагог новатор – консервативный педагог» |
Помощь в овладении современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями. |
2.2. Механизм управления программой
Требования, предъявляемые к наставнику:
-знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
-изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
-знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
-проводить необходимое обучение;
-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;
-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
-подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Требования к наставляемому:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
Формы и методы работы: беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов.
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации.
Педагоги - наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.
Среди оцениваемых результатов:
● повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
● рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе / образовательной организации;
● качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах;
● рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик;
· формирование собственной системы работы;
· умение внедрять в свою работу современные формы и методы воспитания подрастающего поколения.
План работы на 2022-2023 учебный год
Форма наставничества: «Учитель - учитель»
Ролевая модель: «опытный учитель-молодой специалист», «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы»
№ |
Проект, задание |
Планируемый результат |
|
1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления |
|||
1.1 |
Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития |
Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником |
|
1.2 |
Провестидиагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон профессионального развития |
|
|
1.3 |
Разработать меры по преодолению профессиональных трудностей |
Разработаны меры преодоления профессиональных трудностей |
|
2.Вхождение в должность |
|
||
2.1 |
Познакомиться с ОО, ее особенностями, направлениями работы, Программой развития и др. |
Осуществлено знакомство с особенностями и направлениями работы ОО, изучена Программа развития ОО |
|
2.2 |
Изучить помещения ОО (основные помещения, правила пользования и пр.): учебные кабинеты, физкультурный зал, библиотека, столовая. |
Хорошая ориентация в здании ОО, знание аварийных выходов, инструктажи по ОТ и ТБ |
|
2.3 |
Познакомиться с коллективом и наладить взаимодействие с ним: руководство ОО, педагоги-предметники; педагог-психолог, бухгалтерия, завхоз и пр. |
Совместно с наставником нанесены визиты-знакомства, во время визитов обсуждены направления взаимодействия и сотрудничества |
|
2.4 |
Изучить сайт ОО, страничку ОО в социальных сетях, правила размещения информации в Интернете о деятельности ОО |
Хорошая ориентация по сайту, на страницах ОО в соцсетях «В контакте..» , изучены правила размещения информации в Интернете |
|
2.5 |
Изучить Кодекс этики и служебного поведения сотрудника ОО (взаимодействие с родителями, коллегами, учащимися и пр.) |
Применяются правила Кодекса этики и служебного поведения |
|
2.6 |
Сформировать понимание о правилах безопасности при выполнении своих должностных обязанностей |
Соблюдаются правила безопасности при выполнении должностных обязанностей |
|
2.7 |
Изучить методику построения и организации результативного учебного процесса |
Организован результативный учебный процесс по дисциплине «Основы финансовой грамотности» |
|
2.8 |
Научиться анализировать результаты своей профессиональной деятельности |
Изучены и внедрены методы анализа планов деятельности педагога, применяемых методов обучения. |
|
Раздел 3. Направления профессионального развития педагогического работника |
|
||
3.1 |
Изучить психологические и возрастные особенности учащихся
|
Изучены психологические и возрастные особенности учащихся 1-4 классов, которые учитываются при подготовке к занятиям |
|
3.2 |
Освоить эффективные подходы к планированию деятельности педагога |
Освоены эффективные подходы к планированию деятельности педагога |
|
3.3 |
Познакомиться с успешным опытом организации внеклассной деятельности в повышении финансовой грамотности обучающихся |
Изучен успешный опыт организации внеклассных мероприятий |
|
3.4 |
Изучить успешный опыт организации работы с родителями (в т.ч. - подготовка и проведение родительских собраний; вовлечение их во внеурочную деятельность) |
Совместно с наставником подготовлены род. собрания, мероприятия с родителями |
|
3.5 |
Изучить документы и НПА, регулирующие деятельность педагога ( Положение по оплате труда, ВСОКО, должностная инструкция и пр.) |
Изучено содержание Положения по оплате труда, ВСОКО, должностная инструкция педагога |
|
3.6 |
Освоить успешный опыт учебно-методической работы педагога (составление технологической карты урока; метод.рекомендаций ) |
Составлены технологические карты уроков и конспекты тем по дисциплине «Русский язык », «Математика», «Окружающий мир», «Литературное чтение» |
|
3.7 |
Изучить опыт участия педагогов в проектной деятельности ОО |
Изучены проекты ОО по профилю деятельности педагога и выявлена роль педагога |
|
3.8 |
Перенять опыт оформления документации (перечень, шаблоны и правила), сопровождающей деятельность педагога |
Изучены образцы оформления документов |
|
3.9 |
Изучить успешный опыт организации профессионального развития педагога (в т.ч. - использование возможностей ресурсных центров, площадок, формы и направления профразвития) |
Выбраны формы собственного профразвития на следующий год |
|
3.10 |
Сформировать понимание эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций (между педагогом и родителем, педагогом и коллегами и пр.), познакомиться со способами их профилактики и урегулирования |
Усвоен алгоритм эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций |
|
Форма наставничества: «Учитель - учитель»
Ролевая модель: «опытный классный руководитель-неопытный классный руководитель»
№ |
Проект, задание |
Планируемый результат |
|
1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления |
|||
1.1 |
Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития |
Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником |
|
1.2 |
Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон профессионального развития |
|
|
1.3 |
Разработать меры по преодолению профессиональных трудностей |
Разработаны меры преодоления профессиональных трудностей |
|
2.Вхождение в должность |
|
||
2.1 |
Изучение Нормативных документов по организации воспитательного процесса. |
Изучено содержание Положения по оплате труда, должностная инструкция классного руководителя |
|
2.2 |
Изучение структуры и содержания рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №39 |
Изучена структура и содержание рабочей программы воспитания |
|
2.3 |
Практикум по разработке плана воспитательн ой работы |
Разработан план воспитательной работы |
|
2.4 |
Практикум по разработке плана работы с родителями обучающихся. |
Совместно с наставником подготовлены род. собрания, мероприятия с родителями |
|
2.5 |
Оказание методической помощи в проведении диагностики по изучению классного коллектива. |
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Направления профессионального развития педагогического работника |
|
||
3.1 |
Изучить психологические и возрастные особенности учащихся |
Изучены психологические и возрастные особенности учащихся 1-4 классов, которые учитываются при подготовке к занятиям |
|
3.2 |
Освоить эффективные подходы к планированию деятельности педагога |
Освоены эффективные подходы к планированию деятельности педагога |
|
3.3 |
Освоить успешный опыт учебно-методической работы педагога |
Составлены технологические карты уроков и конспекты тем по дисциплине «Русский язык », «Математика», «Окружающий мир», «Литературное чтение» |
|
3.4 |
Изучить опыт участия педагогов в проектной деятельности ОО |
Изучены проекты ОО по профилю деятельности педагога и выявлена роль педагога |
|
3.5 |
Перенять опыт оформления документации (перечень, шаблоны и правила), сопровождающей деятельность педагога |
Изучены образцы оформления документов Оформление папки классного руководителя. |
|
3.6 |
Изучить успешный опыт организации профессионального развития педагога (в т.ч. - использование возможностей ресурсных центров, площадок, формы и направления профразвития) |
Выбраны формы собственного профразвития на следующий год |
|
3.7 |
Сформировать понимание эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций (между педагогом и родителем, педагогом и коллегами и пр.), познакомиться со способами их профилактики и урегулирования |
Усвоен алгоритм эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций |
|
Форма наставничества: «Учитель - учитель»
Ролевая модель: «педагог новатор – консервативный педагог»
№ |
Проект, задание |
Планируемый результат |
|
|
1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления |
||||
1.1 |
Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития |
Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником |
|
|
1.2 |
Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником для уточнения зон развития |
|
||
1.3 |
Разработать меры по преодолению трудностей с учетом тем мероприятия |
Разработаны меры преодоления профессиональных трудностей |
|
|
2. Направления профессионального развития педагогического работника |
|
|||
2.1 |
Изучить правовые и этические вопросы использования электронных ресурсов |
Изучены правовые и этические вопросы использования электронных ресурсов |
|
|
2.2 |
Изучить и освоить информационные образовательные ресурсы и сервисы Интернета |
Совместно с наставником изучены ресурсы, выбраны наиболее оптимальные для дальнейшего использования |
|
|
2.3 |
Освоить веб-технологии для педагога (облачные технологии, онлайн сервисы) |
Создан Яндекс-диск |
|
|
2.4 |
Изучить методику использования ЭОР как средство формирования УУД |
Подготовить выступление на педагогическом совете |
|
|
2.5 |
Создание мультимедийной презентации занятия для самостоятельной подготовки воспитанников |
Создано три презентации занятий |
|
|
2.6 |
Знакомство с программой Movie Maker. Основные элементы окна и настройки |
Установлена программа. Изучены основные элементы |
|
|
2.7 |
Создание видеофайла. Импорт и редактирование видеофрагментов. Добавление фонового звука. Запись звука. |
Создан видеофайл |
|
|
2.8 |
Сборка и запись видеоролика |
Создан видеоролик занятия |
|
|
2.9 |
Создание цикла видеороликов занятий для самостоятельной подготовки воспитанников |
Освоен подход и разработан цикл видеороликов для самостоятельной подготовки воспитанников |
|
|
3. Методическая помощь педагогическому работнику |
|
|||
3.1 |
Анализ и выбор положительного из опыта коллег |
Умение видеть наиболее успешные формы работы с ЭОР |
|
|
3.2 |
Совместное разработка сценария презентации |
Составление структуры презентации |
|
|
3.3 |
Создание и разбор собственного видеоролика занятия по наиболее трудным проблемам |
Совместное обсуждение и составление плана выхода из затруднительных ситуаций |
|
|
Мониторинг программы
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
1) оценка качества реализуемой программы наставничества;
2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
· сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
· обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;
· контроль хода программы наставничества;
· описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
· определение условий эффективной программы наставничества;
· контроль показателей социального и профессионального благополучия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.