Программа наставничества учитель- учителю( форма учитель-учитель)
Оценка 4.6

Программа наставничества учитель- учителю( форма учитель-учитель)

Оценка 4.6
docx
12.07.2023
Программа наставничества учитель- учителю( форма учитель-учитель)
Программа учитель-учителю 23.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39»

 

                       

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

МБОУ СОШ № 39

Протокол от 31.08.2022г. №1

 

         УТВЕРЖДЕНО

         приказом по МБОУ СОШ № 39

         от 31.08.2022г. №240

         ____________О.В.Белаш       

 

 

 

 

 

Программа наставничества

 «Учитель- учителю» 

на 2022-2023 учебный год

 

 

 

                                                                                       Автор программы:

                                                                                         Козюменская Н.В.,

зам.директора по УВР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Троицк, 2022

 

 

 

Пояснительная записка

 

   Отличительной особенностью современного этапа развития системы образования в Российской Федерации является быстро растущая сложность задач, стоящих перед профессиональными образовательными организациями, что обуславливает возрастание требований к профессиональной компетентности педагогических работников. Современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания профессиональной роли педагога, требований к его деятельности и личности. Поэтому педагог должен быть способен гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, быстро адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, чтобы успешно реализовать свой профессиональный и личностный потенциал. Программа наставничества является универсальной технологией построения отношений внутри организации, осуществляющей образовательную деятельность, как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей педагогических работников.

1.2. Нормативные основы реализации программы

Нормативные правовые акты Российской Федерации

 • Конституция Российской Федерации.

 • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании вРоссийской Федерации".

• Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол N 45 от 14 мая 2010 г.).

• Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р.

• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р) .

 • Гражданский кодекс Российской Федерации.

• Трудовой кодекс Российской Федерации.

• Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р - 145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучшихпрактик обмена опытом между обучающимися».

Нормативные правовые акты МБОУ СОШ №39

1. Устав МБОУ СОШ №39;

2. Программа развития МБОУ СОШ №39;

3. Программа целевой модели наставничества в МБОУ СОШ №39.

 

1.3. Цель и задачи программы наставничества

Цель - разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Задачи:

1.                  Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.

2.                  Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса.

3.                  Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.

4.                  Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.

5.                  Ускорить процесс профессионального становления педагога.

 

1.4. Срок реализации программы

 

    Данная программа наставничества   МБОУ СОШ №39 рассчитана на 1 год.

 

1.5. Применяемые формы наставничества и технологии

 

Основной формой наставничества данной программы является «учитель-учитель».

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

2.1 Основные участники программы и их функции

 

Наставник

Наставляемый

Кто может быть.

Молодой специалист

Педагог

·                    Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров).

·                    Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ.

·                    Педагог, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.

Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет), испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, родителями.

 Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.

Типы наставников

 Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.

Наставник - консультант

Наставник - предметник

Создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста или педагога.

Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

 

 

Варианты программы наставничества «Учитель – учитель»

Формы взаимодействия

Цель

«Опытный педагог – молодой специалист»

Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте работы.

«Опытный классный руководитель – неопытный классный руководитель»

Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков в работе с классным коллективом и закрепления на месте работы.

«Лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы»

Реализация психоэмоциональной поддержки сочетаемый с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив.

«Педагог новатор – консервативный педагог»

Помощь в овладении современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями.

 

2.2. Механизм управления программой

 

Требования, предъявляемые к наставнику:

 -знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

 -изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

-знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

 -вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

-проводить необходимое обучение;

-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;

-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;

- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

  -личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

 -подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Требования к наставляемому: 

- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

 - выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

 - учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

 - совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

 - периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения. 

Формы и методы работы: беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов.

 

Ожидаемые результаты

 

 Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации.

Педагоги - наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.

Среди оцениваемых результатов: 

● повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;

● рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе / образовательной организации;

● качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах;

      ● рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик;

·            формирование собственной системы работы;

·            умение внедрять в свою работу современные формы и методы    воспитания подрастающего поколения.

     

 

 

 

 

 

 

 

План работы на 2022-2023 учебный год

Форма наставничества: «Учитель - учитель»

 

Ролевая модель: «опытный учитель-молодой специалист», «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы»

 

Проект, задание

Планируемый результат

 

1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления

1.1

Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития

Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником

 

1.2

Провестидиагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон профессионального развития

 

1.3

Разработать меры по преодолению профессиональных трудностей

Разработаны меры преодоления профессиональных трудностей

 

2.Вхождение в должность

 

2.1

Познакомиться с ОО, ее особенностями, направлениями работы, Программой развития и др.

Осуществлено знакомство с особенностями и направлениями работы ОО, изучена Программа развития ОО

 

2.2

Изучить помещения ОО (основные помещения, правила пользования и пр.): учебные кабинеты, физкультурный зал, библиотека, столовая.

Хорошая ориентация в здании ОО, знание аварийных выходов, инструктажи по ОТ и ТБ

 

2.3

Познакомиться с коллективом и наладить взаимодействие с ним: руководство ОО, педагоги-предметники; педагог-психолог, бухгалтерия, завхоз и пр.

Совместно с наставником нанесены визиты-знакомства, во время визитов обсуждены направления взаимодействия и сотрудничества

 

2.4

Изучить сайт ОО, страничку ОО в социальных сетях, правила размещения информации в Интернете о деятельности ОО

Хорошая ориентация по сайту, на страницах ОО в соцсетях «В контакте..» , изучены правила размещения информации в Интернете

 

2.5

Изучить Кодекс этики и служебного поведения сотрудника ОО (взаимодействие с родителями, коллегами, учащимися и пр.)

Применяются правила Кодекса этики и служебного поведения

 

2.6

Сформировать понимание о правилах безопасности при выполнении своих должностных обязанностей

Соблюдаются правила безопасности при выполнении должностных обязанностей

 

2.7

Изучить методику построения и организации результативного учебного процесса

Организован результативный учебный процесс по дисциплине «Основы финансовой грамотности»

 

2.8

Научиться анализировать результаты своей профессиональной деятельности

Изучены и внедрены методы анализа планов деятельности педагога, применяемых методов обучения.

 

Раздел 3. Направления профессионального развития педагогического работника

 

3.1

Изучить психологические и возрастные особенности учащихся

 

Изучены психологические и возрастные особенности учащихся 1-4 классов, которые учитываются при подготовке к занятиям

 

3.2

Освоить эффективные подходы к планированию деятельности педагога

Освоены  эффективные подходы к планированию деятельности педагога

 

3.3

Познакомиться с успешным опытом организации внеклассной деятельности в повышении финансовой грамотности обучающихся

Изучен успешный опыт организации внеклассных мероприятий

 

3.4

Изучить успешный опыт организации работы с родителями (в т.ч. - подготовка и проведение родительских собраний; вовлечение их во внеурочную деятельность)

Совместно с наставником подготовлены род. собрания, мероприятия с родителями

 

3.5

Изучить документы и НПА, регулирующие деятельность педагога ( Положение по оплате труда, ВСОКО, должностная инструкция и пр.)

Изучено содержание Положения по оплате труда, ВСОКО, должностная инструкция педагога

 

3.6

Освоить успешный опыт учебно-методической работы педагога (составление технологической карты урока; метод.рекомендаций )

Составлены технологические карты уроков и конспекты тем по дисциплине «Русский язык », «Математика», «Окружающий мир», «Литературное чтение»

 

3.7

Изучить опыт участия педагогов в проектной деятельности ОО

Изучены проекты ОО по профилю деятельности педагога и выявлена роль педагога

 

3.8

Перенять опыт оформления документации (перечень, шаблоны и правила), сопровождающей деятельность педагога

Изучены образцы оформления документов

 

3.9

Изучить успешный опыт организации профессионального развития педагога (в т.ч. - использование возможностей ресурсных центров, площадок, формы и направления профразвития)

Выбраны формы собственного профразвития на следующий год

 

3.10

Сформировать понимание эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций (между педагогом и родителем, педагогом и коллегами и пр.), познакомиться со способами их профилактики и урегулирования

Усвоен алгоритм эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций

 

 

 

 

 

 

 

Форма наставничества: «Учитель - учитель»

 

Ролевая модель: «опытный классный руководитель-неопытный классный руководитель»

 

Проект, задание

Планируемый результат

 

1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления

1.1

Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития

Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником

 

1.2

Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон профессионального развития

 

1.3

Разработать меры по преодолению профессиональных трудностей

Разработаны меры преодоления профессиональных трудностей

 

2.Вхождение в должность

 

2.1

Изучение

Нормативных документов по организации воспитательного  процесса.

Изучено содержание Положения по оплате труда, должностная инструкция классного руководителя

 

2.2

Изучение структуры и содержания рабочей программы воспитания

МБОУ СОШ №39

Изучена структура и содержание рабочей программы воспитания

 

2.3

Практикум по разработке плана воспитательн ой работы

Разработан план воспитательной работы

 

2.4

Практикум по разработке плана работы с родителями обучающихся.

Совместно с наставником подготовлены род. собрания, мероприятия с родителями

 

2.5

Оказание методической помощи в проведении диагностики по изучению классного коллектива.

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Направления профессионального развития педагогического работника

 

3.1

Изучить психологические и возрастные особенности учащихся

Изучены психологические и возрастные особенности учащихся 1-4 классов, которые учитываются при подготовке к занятиям

 

3.2

Освоить эффективные подходы к планированию деятельности педагога

Освоены  эффективные подходы к планированию деятельности педагога

 

3.3

Освоить успешный опыт учебно-методической работы педагога

Составлены технологические карты уроков и конспекты тем по дисциплине «Русский язык », «Математика», «Окружающий мир», «Литературное чтение»

 

3.4

Изучить опыт участия педагогов в проектной деятельности ОО

Изучены проекты ОО по профилю деятельности педагога и выявлена роль педагога

 

3.5

Перенять опыт оформления документации (перечень, шаблоны и правила), сопровождающей деятельность педагога

Изучены образцы оформления документов Оформление папки классного руководителя.

 

3.6

Изучить успешный опыт организации профессионального развития педагога (в т.ч. - использование возможностей ресурсных центров, площадок, формы и направления профразвития)

Выбраны формы собственного профразвития на следующий год

 

3.7

Сформировать понимание эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций (между педагогом и родителем, педагогом и коллегами и пр.), познакомиться со способами их профилактики и урегулирования

Усвоен алгоритм эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций

 

 

 

Форма наставничества: «Учитель - учитель»

 

Ролевая модель: «педагог новатор – консервативный педагог»

 

Проект, задание

Планируемый результат

 

1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления

1.1

Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития

Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником

 

1.2

Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником для уточнения зон развития

 

1.3

Разработать меры по преодолению трудностей с учетом тем мероприятия

Разработаны меры преодоления профессиональных трудностей

 

2. Направления профессионального развития педагогического работника

 

2.1

Изучить правовые и этические

вопросы использования

электронных ресурсов

Изучены правовые и этические

вопросы использования

электронных ресурсов

 

2.2

Изучить и освоить информационные

образовательные ресурсы и

сервисы Интернета

Совместно с наставником изучены ресурсы, выбраны наиболее оптимальные для дальнейшего использования

 

2.3

Освоить веб-технологии для

педагога (облачные технологии,

онлайн сервисы)

Создан Яндекс-диск

 

2.4

Изучить методику использования ЭОР как средство формирования УУД

Подготовить выступление на педагогическом совете

 

2.5

Создание мультимедийной презентации занятия для самостоятельной подготовки воспитанников

Создано три презентации занятий

 

2.6

Знакомство с программой Movie Maker. Основные элементы окна и настройки

Установлена программа. Изучены основные элементы

 

2.7

Создание видеофайла. Импорт и редактирование видеофрагментов.

Добавление фонового звука. Запись звука.

Создан видеофайл

 

2.8

Сборка и запись видеоролика

Создан видеоролик занятия

 

2.9

Создание цикла видеороликов занятий для самостоятельной подготовки воспитанников

Освоен подход и разработан цикл видеороликов для самостоятельной подготовки воспитанников

 

3. Методическая помощь педагогическому работнику

 

3.1

Анализ и выбор положительного из опыта коллег

Умение видеть наиболее успешные

формы работы с ЭОР

 

3.2

Совместное разработка сценария презентации

Составление структуры презентации

 

3.3

Создание и разбор собственного видеоролика занятия по наиболее трудным проблемам

Совместное обсуждение и

составление плана выхода из

затруднительных ситуаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг программы

 

    Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Цели мониторинга:

1) оценка качества реализуемой программы наставничества;

 2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.

Задачи мониторинга:

· сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);

· обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;

· контроль хода программы наставничества;

· описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);

· определение условий эффективной программы наставничества;

· контроль показателей социального и профессионального благополучия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №39»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №39»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Нормативные правовые акты МБОУ

Нормативные правовые акты МБОУ

Содержание программы 2.1 Основные участники программы и их функции

Содержание программы 2.1 Основные участники программы и их функции

Создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста…

Создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста…

Требования к наставляемому: - изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности; - выполнять план…

Требования к наставляемому: - изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности; - выполнять план…

Ожидаемые результаты Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных…

Ожидаемые результаты Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных…

План работы на 2022-2023 учебный год

План работы на 2022-2023 учебный год

Раздел 3. Направления профессионального развития педагогического работника 3

Раздел 3. Направления профессионального развития педагогического работника 3

Форма наставничества: «Учитель - учитель»

Форма наставничества: «Учитель - учитель»

Изучены образцы оформления документов

Изучены образцы оформления документов

Создание видеофайла. Импорт и редактирование видеофрагментов

Создание видеофайла. Импорт и редактирование видеофрагментов

Мониторинг программы Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей…

Мониторинг программы Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей…

Программа наставничества учитель- учителю( форма учитель-учитель)

Программа наставничества учитель- учителю( форма учитель-учитель)

Программа наставничества учитель- учителю( форма учитель-учитель)

Программа наставничества учитель- учителю( форма учитель-учитель)

Программа наставничества учитель- учителю( форма учитель-учитель)

Программа наставничества учитель- учителю( форма учитель-учитель)

Программа наставничества учитель- учителю( форма учитель-учитель)

Программа наставничества учитель- учителю( форма учитель-учитель)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2023