Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №39»
ПРИНЯТО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 39 Протокол от 31.08.2022г. №1
|
УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ СОШ № 39 от 31.08.2022г. №240 ____________О.В.Белаш |
Программа наставничества
«Мы вместе»
на 2022-2023 учебный год
Автор программы:
Козюменская Н.В.,
зам.директора по УВР
г. Троицк, 2022
Содержание программы
I. Пояснительная записка…………………………………………………………………..
1.1 Актуальность разработки программы наставничества ………………………………..
1.2 Нормативные основы реализации программы……………………………………
1.3 Цель и задачи программы наставничества………………………………………………
1.4 Срок реализации программы……………………………………………………………..
1.5 Применяемые формы наставничества «ученик-ученик»………………………………
II. Содержание программы……………………………………………………………………
2.1 Основные участники программы и их функции………………………………………
2.2 Механизм управления программой наставничества………………………………… .
III. Оценка результатов программы и ее эффективности……………………………
3.1 Ожидаемые результаты………………………………………………………….
3.2 Мониторинг программы ……….
IV. План работы на 2022-2023 учебный год
Приложения………………………………………………………………………………
Пояснительная записка
В настоящее время особое внимание уделяется повышению качества образовательного процесса посредством повышения учебной мотивации и образовательного потенциала обучающихся, испытывающих трудности в обучении. Создание условий для успешности обучающихся, в том числе показывающих низкие результаты. Участниками программы являются обучающиеся, демонстрирующие высокие образовательные результаты, выступающие наставниками; обучающиеся, показывающие низкие образовательные результаты; педагоги, сопровождающие деятельность учеников-наставников.
1.2. Нормативные основы реализации программы
Нормативные правовые акты Российской Федерации
• Конституция Российской Федерации.
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании вРоссийской Федерации".
• Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол N 45 от 14 мая 2010 г.).
• Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р.
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р) .
• Гражданский кодекс Российской Федерации.
• Трудовой кодекс Российской Федерации.
• Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р - 145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучшихпрактик обмена опытом между обучающимися».
Нормативные правовые акты МБОУ СОШ №39
1. Устав МБОУ СОШ №39;
2. Программа развития МБОУ СОШ №39;
3. Программа целевой модели наставничества в МБОУ СОШ №39.
1.3. Цель и задачи программы наставничества
Цель программы: повышение успеваемости обучающихся, демонстрирующих низкие образовательные результаты.
Задачи:
- оказать помощь в самоорганизации;
- оказать помощь в формировании интеллектуальных умений в виде тренировки ряда мыслительных операций по западающим темам;
- организовать совместное выполнение образовательных проектов;
- привлечь к участию в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;
-улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.
1.4. Срок реализации программы
Данная программа наставничества МБОУ СОШ №39 рассчитана на 1 год.
1.5 Применяемые формы наставничества «ученик-ученик» и технологии
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности, а также в онлайн-среде. Зачастую обучающиеся через социальные сети, интернет группы, сформированные по интересам, находят эффективные методики решений с пошаговым объяснением, интересные подборки компетентностных заданий. Такого рода обучение снимает завесу стереотипов с любого участника, позволяет взглянуть на свои способности более объективно, и при этом показывает, насколько более широк круг возможностей каждого.
Содержание программы
2.1 Основные участники программы и их функции
Наставник. Активный учащийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса/параллели, принимающий активное участие в жизни школы (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность). Возможный участник всероссийских организаций или объединений с активной гражданской позицией.
Наставляемый. Учащийся демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участие в жизни школы, отстраненный от коллектива. Учащийся с особыми образовательными потребностями, например, увлеченный определенным предметом ученик, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.
Вариации ролевых моделей внутри формы «ученик – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника. Учитывая опыт нашей школы, основными вариантами могут быть:
«успевающий – неуспевающий» классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;
«равный – равному», в течение которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
2.2. Механизм управления программой
Принципы наставничества:
− добровольность;
− гуманность;
− конфиденциальность;
− ответственность;
− искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
− взаимопонимание;
− способность видеть личность.
Права и обязанности наставника
Наставник обязан:
− оказывать всестороннюю помощь и поддержку наставляемому;
− внимательно и уважительно относиться к наставляемому.
Наставник имеет право:
−способствовать своевременному и качественному выполнению поставленных задач наставляемым;
− совместно с куратором определять формы работы с наставляемым;
− принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации;
Права и обязанности наставляемого
Наставляемый обязан:
− регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным планом;
− выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;
− внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам наставнической группы.
Наставляемый имеет право:
− вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации работы наставнической пары;
− принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации;
− в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по волнующим вопросам;
− при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к руководителю образовательной организации о замене наставника.
План работы на 2022-2023 учебный год
Форма наставничества: «Ученик-ученик»
Ролевая модель: «успевающий – неуспевающий»
№ |
Проект, задание |
Планируемый результат |
1. Анализ трудностей и способы их преодоления |
||
1.1 |
Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития |
Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником |
1.2 |
Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон развития |
|
1.3 |
Разработать меры по преодолению трудностей (в учебе, развитии личностных компетенция, достижении спортивных результатов, подготовки и реализации проекта и др.) |
Разработаны меры преодоления трудностей и ожидаемые результаты по итогам его реализации |
2. Направления развития ученика |
||
2.1 |
Познакомиться с основной и дополнительной литературой, тематическими интернет-ресурсами по направлению, которое вызывает затруднения |
Определен перечень литературы, интернет-сайтов для изучения |
2.2 |
Перенять успешный опыт наставника по подготовке домашнего задания (написания доклада, выполнения упражнений, заучивания стихотворений и т.д.)/ подготовки к контрольным работам/ самостоятельных тренировок/разработки проекта и пр. |
Сформировано понимание на основе изучения опыта наставника |
2.3 |
Сформировать правила поведения на уроке (как вести конспект, запоминать информацию, выступать с докладом и пр.); тренировке, общественной, проектной деятельности и др. для повышения результативности |
Сформировано понимание на основе изучения опыта наставника |
2.4 |
Освоить эффективные подходы к планированию учебной (спортивной, тренировочной, проектной, общественной и др.) деятельности |
Освоены навыки планирования , определены приоритеты |
2.5 |
Познакомиться с успешным опытом учебной деятельности, тренировочного процесса, подготовки и проведения публичных выступлений, подготовки проектов, участия в олимпиадах и конкурсах и др. |
Изучен успешный опыт по выбранному направлению развития, определено, что из изученного опыта можно применить на практике для повышения результативности учебной (спортивной, общественной) деятельности |
2.6 |
Принять участие в олимпиаде, конкурсе, соревнованиях с последующим разбором полученного опыта |
По итогам участия в олимпиаде/конкурсе разобран полученный опыт |
2.7 |
Сформировать понимание эффективного поведения при возникновении конфликтных ситуаций в ОО, познакомиться со способами их профилактики и урегулирования |
Определены действенные методы поведения и профилактики в конфликтных ситуациях в классе |
2.9 |
Записаться в кружок, спортивную секцию, клуб по интересам и др. с учетом выбранного направления развития |
Стал участником спортивной секции, кружка, клуба по интересам, волонтером и др. |
Оценка результатов программы и ее эффективности
3.1 Ожидаемые результаты
Будет достигнута положительная динамика в успеваемости обучающихся, ранее демонстрирующих низкие результаты при освоении конкретных предметов, разделов, тем учебной программы. Рост мотивации к учебе и саморазвитию обучающихся, демонстрирующих низкие образовательные результаты.
3.2 Мониторинг программы
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
1) оценка качества реализуемой программы наставничества;
2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
· сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
· обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;
· контроль хода программы наставничества;
· описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
· определение условий эффективной программы наставничества;
· контроль показателей социального и профессионального благополучия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.