Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №39»
ПРИНЯТО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 39 Протокол от 31.08.2022г. №1
|
УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ СОШ № 39 от 31.08.2022г. №240 ____________О.В.Белаш |
Программа наставничества
«Учитель-ученик»
на 2022-2023 учебный год
Автор программы:
Козюменская Н.В.,
зам.директора по УВР
г. Троицк,2022
Содержание программы
I. Пояснительная записка…………………………………………………………………..
1.1 Актуальность разработки программы наставничества ………………………………..
1.2 Нормативные основы реализации программы……………………………………
1.3 Цель и задачи программы наставничества………………………………………………
1.4 Срок реализации программы……………………………………………………………..
1.5 Применяемые формы наставничества «учитель-ученик» и технологии…………………………………….
II. Содержание программы……………………………………………………………………
2.1 Основные участники программы и их функции………………………………………
2.2 Механизм управления программой наставничества………………………………… .
III. Оценка результатов программы и ее эффективности……………………………
3.1 Ожидаемые результаты………………………………………………………….
3.2 Мониторинг программы ……….
IV. План работы на 2021-2022 учебный год
Приложения………………………………………………………………………………
Пояснительная записка
Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей. Настоящая программа наставничества разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка».
1.2. Нормативные основы реализации программы
Нормативные правовые акты Российской Федерации
• Конституция Российской Федерации.
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании вРоссийской Федерации".
• Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол N 45 от 14 мая 2010 г.).
• Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р.
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р) .
• Гражданский кодекс Российской Федерации.
• Трудовой кодекс Российской Федерации.
• Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р - 145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучшихпрактик обмена опытом между обучающимися».
Нормативные правовые акты МБОУ СОШ №39
1. Устав МБОУ СОШ №39;
2. Программа развития МБОУ СОШ №39;
3. Программа целевой модели наставничества в МБОУ СОШ №39.
1.3. Цель и задачи программы наставничества
Цель: разносторонняя поддержка обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Задачи:
1. Оказать помощь в реализации лидерского потенциала.
2. Способствовать улучшению образовательных, творческих или спортивных результатов.
3. Развивать гибкие навыки и метакомпетенции.
4. Оказать помощь в адаптации к новым условиям среды.
1.4. Срок реализации программы
Данная программа наставничества МБОУ СОШ №39 рассчитана на 1 год.
1.5. Применяемые формы наставничества и технологии
Организация работы по данной форме в каждой наставнической паре или группе предполагает решение индивидуальных, конкретных задач и потребностей наставляемого, исходя из ресурсов наставника, определенных в ходе предварительного анализа. А также, исходя из запросов наставляемых.
Содержание программы
2.1 Основные участники программы и их функции
Форма наставничества «учитель – ученик» предполагает взаимодействие учителя (педагога) образовательной организации и обучающегося с индивидуальными образовательными потребностями (одаренные, высокомотивированные, способные обучающиеся; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; подростки группы риска).
Цель реализации формы наставничества «учитель – высокомотивированный ученик» — раскрытие потенциала личности наставляемого.
Задачи взаимодействия наставника с наставляемым при реализации формы «учитель – высокомотивированный ученик»:
- повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через сопровождение его участия в олимпиадах, конкурсах и иных творческих мероприятиях;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире;
- улучшение показателей эффективности образовательной организации.
Участники пары «наставник — наставляемый» Наставник:
- учитель;
Наставляемый:
- одаренный обучающийся — обучающийся, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности;
- высокомотивированный обучающийся — обучающийся, имеющий высокий уровень развития внутренней потребности и мотивации быть успешным в том или ином виде деятельности;
Направления работы наставника:
- побуждает обучающихся к нахождению и принятию самостоятельных решений, создает необходимые условия для самореализации, осуществления личностного выбора;
-совместно с обучающимися распределяет и оценивает имеющиеся у них ресурсы всех видов для реализации поставленных целей, обеспечивает избыточное ресурсное пространство;
- организует взаимодействие с родителями (законными представителями) по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов, обучающихся;
- организуется педагогическое сопровождение и педагогическую поддержку при нивелировании трудностей в обучении, развитии, адаптации;
- организует взаимодействие с другими педагогами и специалистами для коррекции индивидуальной образовательной траектории и реализации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
- помогает визуализировать и осознавать индивидуальные программы/маршруты/траектории;
- осуществляет совместно с обучающимся мониторинг достижений;
- организует события, в том числе на основе интеграции и сетевого взаимодействия.
Цель реализации формы наставничества «учитель — ученик с ОВЗ» успешное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (инвалидностью) в образовательную среду образовательной организации и социокультурную среду социума.
Задачи взаимодействия наставника с наставляемым при реализации формы «учитель — ученик с ОВЗ»:
- создание условий для успешного обучения обучающегося;
- создание условий для успешной социализации обучающегося;
- максимальное раскрытие потенциала личности обучающегося.
Успешность включенности обучающегося в жизнь образовательной организации и жизнь социума определяется с точки зрения развития:
- когнитивной (познавательной) сферы;
- коммуникативной сферы;
- эмоциональной сферы: психологическая адаптация к процессу обучения в образовательной организации, к внеурочной деятельности, возникновение и сохранение положительного эмоционального настроя по отношению к
процессу жизнедеятельности в образовательной организации и взаимодействию с социумом;
- самостоятельности.
Участники пары «наставник — наставляемый»
Наставник - специальный педагог (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог), педагоги без специального образования, прошедшие курсы повышения квалификации по вопросам образования обучающихся с ОВЗ, классные руководители.
Наставляемые — обучающиеся с ОВЗ (инвалидностью).
Направления работы наставника:
- обеспечивает сопровождение обучающихся с ОВЗ (инвалидностью) в образовательном пространстве;
- организует конструктивное взаимодействие обучающегося с социокультурной средой;
- организует взаимодействие обучающихся с учителями и другими педагогическими работниками;
- организует взаимодействие с родителями (законными представителями);
- участвует в работе педагогических и методических советов, других формах методической работы;
- контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы.
Цель реализации формы наставничества «учитель – обучающийся группы риска» - оказание социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся группы риска.
Задачи взаимодействия наставника с наставляемым при реализации формы «учитель — обучающийся группы риска»:
- установление контакта с педагогами образовательной организации, работающими с обучающимся группы риска;
- обучение общеучебным и практическим навыкам обучающегося группы риска, необходимым для адаптации в школе и обществе;
- отслеживание социальных контактов обучающегося в образовательной организации;
- оказание помощи в выборе программ и курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования;
- оказание помощи в гражданском, личностном, профессиональном самоопределении обучающегося.
Участники пары «наставник — наставляемый»
Наставник — неравнодушный педагог с опытом работы, активной жизненной позицией, обладающий развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к наставляемому как к равному в диалоге.
Наставляемый — обучающийся группы риска, слабо мотивированный, дезориентированный обучающийся, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, малоинформированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри образовательной организации.
Направления работы наставника:
- повышение учебной мотивации обучающегося;
- профориентационная работа;
- работа с семьей обучающегося;
- работа с педагогическим коллективом образовательной организации;
- работа со сверстниками, одноклассниками;
- работа с организациями (служба занятости, КДН, организации дополнительного образования и др.).
Права и обязанности наставника
Наставник обязан:
· разрабатывать индивидуальный план– комплекс мероприятий в рамках организации работы наставнической пары/группы;
· участвовать в реализации Дорожной карты в рамках компетенции;
· регулярно посещать образовательные события, организованные в рамках обучения наставников;
· оказывать всестороннюю помощь и поддержку наставляемому;
· предоставлять результаты наставнической работы по запросу куратора;
· способствовать развитию информационного освещения реализации системы наставничества в образовательной организации;
· внимательно и уважительно относиться к наставляемому.
Наставник имеет право:
· способствовать своевременному и качественному выполнению поставленных задач наставляемым;
· совместно с куратором определять формы работы с наставляемым;
· принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации
Права и обязанности наставляемого
Наставляемый обязан:
· регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным планом;
· выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;
· внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам наставнической группы.
Наставляемый имеет право:
· вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации работы наставнической пары/группы;
· принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации;
· в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по волнующим вопросам;
· при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к руководителю образовательной организации о замене наставника.
2.2 Механизм управления программой наставничества
Оценка результатов программы и ее эффективности
3.1 Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты работы наставнической пары: определение познавательных интересов обучающегося, формирование индивидуальной образовательной траектории, вовлечение наставляемого в проектную и исследовательскую деятельность; повышение образовательных результатов наставляемого, в том числе в конкурсном, олимпиадном движениях.
Ожидаемые результаты работы наставнической пары: развитие у наставляемых компетенций, необходимых для социализации в их ближайшем окружении, образовательном пространстве; сокращение сроков адаптации и повышение уровня комфорта процесса адаптации наставляемого в образовательной организации.
Ожидаемые результаты работы наставнической пары: повышение образовательных результатов наставляемого, его мотивации к участию в программах и курсах внеурочной деятельности и дополнительного образования; сокращение сроков адаптации и повышение уровня комфорта процесса адаптации наставляемого в образовательной организации и обществе; развитие у наставляемого коммуникативных компетенций, повышение уровня гражданского, личностного и профессионального самоопределения.
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
1) оценка качества реализуемой программы наставничества;
2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
· сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
· обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;
· контроль хода программы наставничества;
· описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
· определение условий эффективной программы наставничества;
· контроль показателей социального и профессионального благополучия.
План работы на 2021-2022 учебный год
Форма наставничества: «Учитель-ученик»
Ролевая модель: «Учитель – высокомотивированный ученик»
№ |
Проект, задание |
Планируемый результат |
1. Анализ трудностей и способы их преодоления |
||
1.1 |
Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития |
Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником |
1.2 |
Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон развития |
|
1.3 |
Разработать меры по преодолению трудностей (в учебе, развитии личностных компетенция, достижении спортивных результатов, подготовки и реализации проекта и др.) |
Разработаны меры преодоления трудностей и ожидаемые результаты по итогам его реализации |
2. Направления развития ученика |
||
2.1 |
Повышение мотивации к учебе и освоению наук и творчества через участие в предметных олимпиадах, творческих конкурсах |
Обеспечена динамика участия и результативности в олимпиадах, конкурсах |
2.2 |
Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности через включение в социальное проектирование и волонтерскую деятельность |
Динамика результатов включения в социально продуктивную деятельность |
2.3 |
Разработать индивидуальный проект |
Разработан индивидуальный проект
|
2.4 |
Развить/сформировать коммуникативные компетенции |
Сформированы способности публичной презентации проектов, исследовательских работ |
2.5 |
Повысить успеваемость по предметам «…», «…» |
Улучшены образовательные результаты по предметам… по итогам четвертей, учебного года |
2.6 |
Пройти профориентационную программу по… |
Пройдены профориентационные тесты, профессиональные пробы по … |
2.7 |
Побуждение обучающегося к нахождению и принятию самостоятельных решений, осуществления личностного выбора |
Развиты навыки в части принятия самостоятельных решений, самореализации, осуществления личностного выбора |
Ролевая модель: «Учитель – ученик с ОВЗ»
№ |
Проект, задание |
Планируемый результат |
1. Анализ трудностей и способы их преодоления |
||
1.1 |
Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития |
Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником |
1.2 |
Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон развития |
|
1.3 |
Разработать меры по преодолению трудностей (в учебе, развитии личностных компетенция, достижении спортивных результатов, подготовки и реализации проекта и др.) |
Разработаны меры преодоления трудностей и ожидаемые результаты по итогам его реализации |
2. Направления развития ученика |
||
2.1 |
Повышение мотивации к учебе и освоению наук и творчества через участие олимпиадах Абилимпикс, творческих конкурсах |
Обеспечена динамика участия и результативности в олимпиадах, конкурсах |
2.2 |
Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности через включение в социальное проектирование и волонтерскую деятельность |
Динамика результатов включения в социально продуктивную деятельность |
2.3 |
Разработать индивидуальный проект |
Разработан проект индивидуальный проект
|
2.4 |
Развить/сформировать коммуникативные компетенции |
Сформированы способности публичных творческих выступлений, публичной презентации проектов, исследовательских и творческих работ |
2.5 |
Формировать здоровьесберегающую культуру обучающегося |
Улучшены (сохранены) показатели здоровья обучающегося |
2.6 |
Пройти профориентационную программу по… |
Пройдены профориентационные тесты, профессиональные пробы по … |
2.7 |
Побуждение обучающегося к нахождению и принятию самостоятельных решений, осуществления личностного выбора |
Развит навык принятия самостоятельных решений, самореализации, осуществления личностного выбора |
Ролевая модель: «Учитель – обучающийся группы риска»
№ |
Проект, задание |
Планируемый результат |
1. Анализ трудностей и способы их преодоления |
||
1.1 |
Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития |
Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником |
1.2 |
Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон развития |
|
1.3 |
Разработать меры по преодолению трудностей (в учебе, развитии личностных компетенция, достижении спортивных результатов, подготовки и реализации проекта и др.) |
Разработаны меры преодоления трудностей и ожидаемые результаты по итогам его реализации |
2. Направления развития ученика |
||
2.1 |
Повысить успеваемость по предметам «…», «…» |
Улучшены образовательные результаты по предметам… по итогам четвертей, учебного года |
2.2 |
Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности через включение в социальное проектирование и волонтерскую деятельность |
Динамика результатов включения в социально продуктивную деятельность |
2.3 |
Развить/сформировать коммуникативные компетенции |
Сформированы способности публичных творческих выступлений, публичной презентации проектов, исследовательских и творческих работ |
2.4 |
Пройти профориентационную программу по… |
Пройдены профориентационные тесты,профессиональные пробы по … |
2.5 |
Формировать гражданственность, ответственное отношение к своим поступкам, законопослушность |
Отсутствие асоциальных поступков |
Мониторинг программы
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
1) оценка качества реализуемой программы наставничества;
2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
· сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
· обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;
· контроль хода программы наставничества;
· описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
· определение условий эффективной программы наставничества;
· контроль показателей социального и профессионального благополучия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.