Программа объединения по интересам "Волшебный сундучок"
Оценка 4.6

Программа объединения по интересам "Волшебный сундучок"

Оценка 4.6
docx
29.03.2023
Программа объединения по интересам "Волшебный сундучок"
программа 144 часа 2017.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

 

 

Срок реализации программы: 2 года

Возраст учащихся: 6-10 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

Образовательная программа кружка «Волшебный сундучок» разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль), утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 25 июля 2012 г.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия детей изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Данная программ позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Основная цель деятельности объединения по интересам - разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в кружок принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

По целевому назначению данная программа является общекультурной, т.к. она обеспечивает разностороннее развитие личности кружковцев и помогает сформировать практические навыки и умения.

Цель реализации программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи:

Образовательные:

¾     закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

¾     обучение умению планирования своей работы;

¾     обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

¾     обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

¾     научить целенаправленно применять имеющиеся знания в работе объединения по интереcам;

¾     сформировать навыки и умения анализировать технологические возможности изготовления изделий и моделей;

¾     изучить характеристики используемых в работе материалов; 

¾     обучить рисованию, лепке из солёного теста, технике изготовления поделок из бумагии, декупажу, квиллингу, джутовой филигани;

¾     сформировать умения дизайнерского оформления готовых работ.

Воспитательные:

¾     сформировать интерес и любознательность учащихся к творческой деятельности;

¾     воспитать трудолюбие, умение работать в коллективе;

¾     сформировать профессиональную ориентацию учащихся на специальности декоративного профиля;

¾     воспитать уважения к людям труда, полезному труду;

¾     освоить нормы здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности.

В зависимости от особенностей и содержания работы объединения по интересам занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и по подгруппам.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи является занятие. В процессе используются смешанные виды занятий: чередование практических и теоретических видов деятельности.

Данная программа рассчитана на два года обучения для детей в возрасте от 6 до 10лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Общее количество часов на учебный год - 144 часа для группы с нагрузкой 4 часа в неделю (на один год обучения).

Продолжительность одного учебного часа 45 минут. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы для первого года обучения – 12-15 человек. Занятия в группах первого года обучения проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

Количество часов, отведённых на ту или иную тему, может варьироваться в зависимости от задач учебно-воспитательного процесса и интересов детей.

Подростки не должны иметь физических отклонений в состоянии здоровья и медицинских противопоказаний для занятий. Необходимо письменное разрешение родителей на посещение кружка.

Для более эффективной организации учебного процесса и учитывая состояние материально – технической базы кружка, занятия с учащимися могут проводиться по подгруппам (7 - 8 человек).

Инструктаж по правилам техники безопасности проводится на каждом занятии при выполнении практических работ и во время выездных мероприятий и экскурсий.

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением.

Комбинированное занятие  – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы объединения по интересам  за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчётным выставкам.

 

 


 

Учебно-тематический план

Первый год обучения

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

часов

на теоретические занятия

на практические занятия

от 30% до 50%

от 50% до 70%

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

-

2.

Декоративное рисование.

30

12

18

3.

Лепка. Солёное тесто

26

10

16

4.

Технология изготовления поделок из бумаги и картона

12

2

10

5.

Технология изготовления сувениров из папье-маше.

28

8

20

6.

Освоение техники декупаж.

20

6

14

7.

Освоение техники изготовления цветов из гофрированной бумаги.

22

4

18

8.

Экскурсии.

2

-

2

9.

Заключительное занятие

2

-

2

 

Всего:

144

44

100

 


Содержание программы

Первый год обучения

 

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

2. Декоративное рисование

Основы композиции, средства композиционного формообразования, сюжетно-композиционный центр. Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных  форм. Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Свойства красок и графических материалов деление цветов на тёплые и холодные тона и их особенности, применение различных материалов для создания декоративных  художественных работ.

Практическая работа. Выполнение заданий:«бабочки и цветы», «домик в лесу», «декоративный натюрморт», «кот на прогулке», «радуга», «цветик-семицветик», «портрет друга», «праздничный букет», «холодное королевство»,  «теплое королевство», «подводное царство», «зимняя сказка в лесу»,«добрая сказка».

3. Лепка. Солёное тесто

Ознакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее.

Практическая работа. Подготовка основы к работе, выбор тематики, выполнение поделок применяя различные способы и приёмы лепки.

4. Технология изготовления поделок из бумаги и картона

Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные  приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.

Практическая работа. Выполнение заданий: «Цветочный шар», «Колокольчик», «цветок гиацинта», «Букет для мамы», «открытка ракета», «яблоневый цвет».

5. Технология изготовления сувениров из папье-маше

История техники папье-маше. Освоение способов и приёмов техники.Подготовка необходимых материалов, изучение характеристик, технологии изготовления.

Практическая работа. Выполнение заданий: «Фрукты и овощи» «Мамина ваза», «Кухонная утварь».

 

 

 

6. Освоение техники декупаж

Технология декорирования различных предметов с использованием вырезанного изображения. Изучение способов нанесения рисунка на поверхность. Подготовка необходимых материалов изучение их характеристик.

Практическая работа. Выбор рисунка, подготовка основы к работе, оформление изделий сделанных из папье-маше.

7. Освоение техники изготовления цветов из гофрированной бумаги

О гофрированной бумаге, изучение её свойств и основных приёмов работы. Развитие творческой импровизации учащегося, подбор цветовых сочетаний.

Практическая работа. Изготовление декоративного цветущего деревца «топиарий».

8. Экскурсии

Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).

9. Заключительное занятие

Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

Подготовка материалов к выставке. Перспективы работы объединения по интересам на будущий год.

 

 

 

 


Ожидаемые результаты

Первый год обучения

 

По итогам завершения первого года обучения учащиеся должны знать:

        основы композиции и уметь применять эти знания на практике;

        свойства красок и графических материалов;

        используемые в работе материалы и их свойства;

        название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки различных материалов.

        правила техники безопасности при работе с различными инструментами;

должны уметь:

        владеть различными приемами работы с различными графическими материалами, бумагой, соленым тестом;

        следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

        создавать композиции с изделиями;

        разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

        овладеют навыками культуры труда;

        улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

 

 

 


 

Учебно-тематический план

Второй год обучения

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

часов

на теоретические занятия

на практические занятия

от 30% до 50%

от 50% до 70%

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

-

2.

Декоративное рисование.

30

12

18

3.

Лепка. Солёное тесто

26

10

16

4.

Технология изготовления поделок из бумаги и картона

12

2

10

5.

Технология изготовления сувениров из папье-маше.

28

8

20

6.

 техника декупаж.

20

6

14

7.

 техника изготовления цветов из гофрированной бумаги.

22

4

18

8.

Экскурсии.

2

-

2

9.

Заключительное занятие

2

-

2

 

Всего:

144

44

100

 


 

Содержание программы

Второй год обучения

 

1. Вводное занятие. Техника безопасности

Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

2. Декоративное рисование

Повторение ранее изученного и углубленное изучение правил композиции и цветовединия, осваивание новых приёмов в декоративном рисовании, применение различных материалов для создания декоративных  художественных работ.

Практическая работа. Выполнение художественных работ по заданной теме.

3. Лепка. Солёное тесто

Повторение основных способов и приёмов лепки, осваивание новых более сложных приёмов с применением специальных принадлежностей для лепки.

Практическая работа. подготовка основы к работе, выбор тематики, выполнение поделок применяя различные способы и приёмы лепки.

4. Технология изготовления поделок из бумаги и картона

Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные  приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.

Практическая работа. Выполнение заданий: «Цветочный шар», «Колокольчик», «цветок гиацинта», «Букет для мамы», «открытка ракета»,        «яблоневый цвет».

5. Технология изготовления сувениров из папье-маше

История техники папье-маше. Освоение способов и приёмов техники.Подготовка необходимых материалов, изучение характеристик, технологии изготовления.

Практическая работа. Выполнение с готовым макетом, выполнение изделий по пластилиновой форме заранее вылепленной, изготовление изделий на проволочном каркасе.

 

6.  техника декупаж

Технология декорирования различных предметов с использованием вырезанного изображения. Изучение новых приёмов работы в технике. Подготовка необходимых материалов изучение их характеристик.

Практическая работа. Выбор рисунка, подготовка основы к работе, оформление изделий сделанных из папье-маше.

 

7.  техника изготовления цветов из гофрированной бумаги

О гофрированной бумаге, изучение новых приёмов работы с ней. Развитие творческой импровизации учащегося, подбор цветовых сочетаний.

Практическая работа. Изготовление декоративного цветущего деревца «топиарий».

8. Экскурсии

Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).

9. Заключительное занятие

Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

Подготовка материалов к выставке. Перспективы работы объединения по интересам на будущий год.

 

 

 

 


Ожидаемые результаты

Второй год обучения

 

По итогам завершения второго года обучения учащиеся должны знать:

        основы композиции и уметь применять эти знания на практике;

        свойства красок и графических материалов;

        используемые в работе материалы и их свойства;

        название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки различных материалов.

        правила техники безопасности при работе с различными инструментами;

должны уметь:

        владеть различными приемами работы с различными графическими материалами, бумагой, соленым тестом;

        следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

          создавать композиции с изделиями;

          разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

          овладеют навыками культуры труда;

          улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

 

 

 


 

Формы и методы реализации программы

 

 

Организационно-педагогические:

-          учебное помещение для изучения материала и практической работы;

-          сформированы группы по возрастным категориям;

-          расписание занятий в соответствии с учебной программой;

-          доминирование основного принципа дидактики – обучение от простого к сложному, взаимосвязь теории и практики.

Материально-технические:

-          рабочий стол, стул;

-          необходимые канцелярские материалы.

Методические:   

-          подборка специальной литературы;

-          дидактический материал по темам занятий;

-          методические разработки занятий;

-          материалы воспитательных мероприятий;

-          формы проведения учебных занятий: индивидуальная, звеньевая;

-          методы обучения: беседа, диспут, инструктаж, проектирование, тестирование, игровые ситуации, разбор ситуаций, соревнования.

 

 


 

Литература и информационный ресурс

 

 

1.                 Антипова М. "Школа рисования. Мир вокруг тебя" Эксмо 2015.

2.                 Будкевич, В.А. Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи (художественный профиль) / В.А. Будкевич. – Мн., 2012.

3.                 Гросул, Н.В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей / Н.В. Гросул. – М.: Просвещение, 2005.

4.                 Гусакова, М.А. Аппликация / М.А. Гусакова. – М.: Просвещение, 1987.

5.                 Комарова, Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С. Комарова,А.В. Размыслова. –  М.: Педагогическое общество России, 2002.

6.                 Луковенко, Б.А. Рисунок пером / Б.А. Луковенко. – М.: Изобразительное искусство, 2000.

7.                 Митителло, К. Аппликация. Техника и искусство / К. Митителло. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

8.                 Михайлов, А.М. Искусство акварели / А.М. Михайлов. – М.: Изобразительное искусство, 1995.

9.                 "Основы перспективы и композиции. Шаг за шагом" АСТ Москва 2006

10.            Программы для средних общеобразовательных учебных заведений / Под рук.и ред. нар. художника России, акад. Б. М. Неменского // Программа начальной школы "Основы художественных представлений". – М.:МИПКРО, 2001.

11.            Чиварди, Д. Рисунок. Пейзаж: методы, техника, композиция / Д. Чиварди. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с.


 

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ «ВОЛШЕБНЫЙ

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ «ВОЛШЕБНЫЙ

Пояснительная записка Образовательная программа кружка «Волшебный сундучок» разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль), утвержденной

Пояснительная записка Образовательная программа кружка «Волшебный сундучок» разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль), утвержденной

По целевому назначению данная программа является общекультурной, т

По целевому назначению данная программа является общекультурной, т

Данная программа рассчитана на два года обучения для детей в возрасте от 6 до 10лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие…

Данная программа рассчитана на два года обучения для детей в возрасте от 6 до 10лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие…

Итоговое занятие – подводит итоги работы объединения по интересам за учебный год

Итоговое занятие – подводит итоги работы объединения по интересам за учебный год

Учебно-тематический план Первый год обучения № п/п

Учебно-тематический план Первый год обучения № п/п

Содержание программы Первый год обучения 1

Содержание программы Первый год обучения 1

Освоение техники декупаж Технология декорирования различных предметов с использованием вырезанного изображения

Освоение техники декупаж Технология декорирования различных предметов с использованием вырезанного изображения

Ожидаемые результаты Первый год обучения

Ожидаемые результаты Первый год обучения

Учебно-тематический план Второй год обучения № п/п

Учебно-тематический план Второй год обучения № п/п

Содержание программы Второй год обучения 1

Содержание программы Второй год обучения 1

О гофрированной бумаге, изучение новых приёмов работы с ней

О гофрированной бумаге, изучение новых приёмов работы с ней

Ожидаемые результаты Второй год обучения

Ожидаемые результаты Второй год обучения

Формы и методы реализации программы

Формы и методы реализации программы

Литература и информационный ресурс 1

Литература и информационный ресурс 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2023