Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24 имени И.И. Вехова ст. Александрийской»
![]() |
Рассмотрена
на заседании педагогического совета.
Протокол № 1 от 31.08. 2023
ПРОГРАММА
развития для обучающихся 1-4 классов
«Одаренные дети»
Срок реализации программы: 2021-2025 учебный год
Пояснительная записка
Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства.
Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Программа направлена на развитие интеллектуальных, творческих, спортивных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной, творческой, спортивной деятельности. Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одарённых детей. Одарённость - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Общая одарённость (проявляющаяся во всех видах деятельности ребенка и сферах его интереса).
Специфическая одарённость (музыкальная, интеллектуальная, спортивная, лидерская, техническая, художественная, артистическая и др.)
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
- развитие физических способностей учащихся.
Цели программы:
Основные направления реализации программы «Одаренные дети»:
КОЦЕПЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, трудовой, учебной). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Но такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяет утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными.
К этой группе детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:
v имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
v имеют доминирующие, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
v испытывают радость от умственного труда;
v характеризуются высокой скоростью развития интеллектуальной и творческой сфер.
Создание условий для оптимального развития одаренный детей, включая детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто ослабленных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы образовательного учреждения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Целями работы учителей с одаренными детьми являются:
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1.Знакомство учителей с психолого-педагогической и методической
литературой о работе с одаренными детьми, проведение педагогических советов, методических семинаров, подбор и накопление литературы для самообразования, курсы повышения квалификации.
- составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими;
- создание ситуации продуктивного и эмоционального благоприятного взаимодействия с одноклассниками;
- стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей – возведения ребенка на пьедестал и публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
7. Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
8. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе, поэтому вопрос о стратегии работы с данной категорией учащихся на этапе начальных классов рассматривается как отдельный вопрос.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и в удовольствии от умственного труда.
Познавательная потребность, является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие её способностей из природных задатков.
Выявление одаренных детей проходит в несколько этапов:
I этап - аналитический - при
выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности:
учебной, художественной, физической и т. д. Этот этап (1 - 4-й год обучения)
характеризуется тем, что дети охотнее осваивают навыковое содержание учения под
руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать
урочную и вне урочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие
творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных
образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные,
физические потребности .
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных
областях, но наиболее естественно, сообразно самой при роде деятельности - в
области художественного развития.
II этап - диагностический (5 - 9-е классы) - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп предоставляется БУП) спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т. д. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом – игра.
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.
Развитие одаренного ребенка в начальной школе должно стать одним из основных направлений работы школы.
Исходя из вышеперечисленного можно выделить следующие цели и задачи учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в начальной школе:
1. Развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей.
2. Развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).
Задачи:
- обеспечить психологическую подготовку учителей начальных классов к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми;
- на этапе поступления в школу выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но и уровень его творческих возможностей, специальные интересы и способности;
- разработать диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей ;
- определить и использовать при организации образовательного процесса методов, способствующих развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
- поддержать совместно с родителями талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.
Формы работы с одаренными учащимися
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с
сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
спецкурсы;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление
в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к
учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с
одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того,
что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных
направлений работы образовательного учреждения.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей,
обладающих определенными качествами:
учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на
вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с
людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с
одаренным учениками должно быть направлено на оптимальное развитие способностей
иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
учитель верит в собственную компетентность и
возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за
принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой
привлекательности и состоятельности;
учитель считает окружающих способными
самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они
имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства,
которое следует ценить, уважать и оберегать;
учитель стремится к интеллектуальному
самосовершенствованию охотно работает над пополнением собственных знаний,
учится у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и
творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и
эрудированным, проводником передовых педагогических технологий, психологом,
воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Система дополнительного образования
Необходимым условием для решения стоящих перед школой задач в области развития творческих способностей личности является создание системы дополнительного образования.
Объединение систем общего и дополнительного непрерывного образования составляет единое образовательное пространство школы, в котором развивается, обучается и самореализуется ученик на протяжении всех лет учебы.
План мероприятий по выполнению программы
«Одаренные дети»
на 2020-2025 гг.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1. |
Диагностика одаренных детей |
ежегодно |
2. |
Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся |
Март ежегодно |
3. |
Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками |
Март ежегодно |
5. |
Организация и проведение школьных олимпиад. |
Октябрь ноябрь ежегодно |
6. |
Участие в городских, всероссийских олимпиадах |
Ноябрь, декабрь ежегодно |
7. |
Анализ и корректировка результативности и выполнения программы развития одаренных детей 1-4 класов «Совёнок» |
январь |
8. |
Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми |
Постоянно |
9. |
Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми |
Постоянно |
10. |
Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. |
май |
11 |
Организация работы научного общества обучающихся и учителей (НООУ) в учебном году |
Сентябрь |
12 |
Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей |
С 2017 года |
15 |
Творческий отчет учащихся |
Ежегодно май |
16 |
Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми |
Ежегодно |
17 |
Распространение опыта работы с одаренными детьми |
ежегодно |
18 |
Проведение предметных недель и декад |
Ежегодно |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.