Программа "Одаренные дети" общеинтеллектуальной направленности

  • doc
  • 25.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для одаренных детей _Совушка_.doc

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24 имени И.И. Вехова ст. Александрийской»

 

Надпись: Утверждена
 приказом  МБОУ СОШ №24
 им. И. И. Вехова ст. Александрийской
  № 247 от  31.08.2023г.
Директор______________В.М.Жуков
 


Рассмотрена

на заседании педагогического совета.

Протокол № 1 от 31.08. 2023

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 развития для обучающихся 1-4 классов

«Одаренные дети»

 

 

 

                        https://sun9-40.userapi.com/impg/jkoDHbHqYXr3QrfUw9bu8u5oxEyViDAC2GfrcA/PYQdYwLs2Q8.jpg?size=1000x1000&quality=96&sign=191e745148a91067c5e3d3d85d619163&c_uniq_tag=PIpQIbRnyMXvXU2T7FIlo-Z2BsFdeAJ4WZuhIt5S4-A&type=album

 

 

                          Срок реализации программы: 2021-2025 учебный  год

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

  Пояснительная записка

 

            Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности.  В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства.

          

 

                                            Актуальность проблемы   

 

 

        Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Программа направлена на развитие интеллектуальных, творческих, спортивных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной, творческой, спортивной деятельности. Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одарённых детей.  Одарённость - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.  Общая одарённость (проявляющаяся во всех видах деятельности ребенка и сферах его интереса). 

Специфическая одарённость (музыкальная, интеллектуальная, спортивная, лидерская, техническая, художественная, артистическая и др.) 

 

Прогнозируемые результаты:

 - совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

 - призовые места или дипломы в городских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

 - развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

  - развитие творческого и логического мышления учащихся;

 - развитие физических способностей учащихся.

 

Цели программы:

 

  • создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах  личности, общества, государства;
  • обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

 

 

Основные направления реализации программы «Одаренные дети»:

 

  • выявление одаренных учащихся;
  • создание банка данных «Одаренные дети»;
  • разработка индивидуальных форм работы;
  • внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на школьных, городских, окружных , всероссийских  и международных олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

 

КОЦЕПЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

         Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения  человеком более высоких      (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков)  и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, трудовой, учебной). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Но такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяет утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными.   

 К этой группе детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

v  имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

v  имеют доминирующие, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

v  испытывают радость от умственного труда;

v  характеризуются высокой скоростью развития интеллектуальной и творческой сфер.

 

Создание условий для оптимального развития одаренный детей, включая детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто ослабленных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы образовательного учреждения.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

    Целями работы учителей с одаренными детьми являются:

 

  1. Выявление одаренных детей
  2. Создание условий, способствующих их оптимальному развитию

 

 

       Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

    

    1.Знакомство учителей с психолого-педагогической и методической

 литературой о работе с одаренными детьми, проведение педагогических советов, методических семинаров, подбор и накопление литературы для самообразования, курсы повышения квалификации.

  1. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.
  2. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, накопление библиотечного фонда
  3. Отбор среди различных  систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
  4. разработка индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена:

- составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими;

- создание ситуации продуктивного и эмоционального благоприятного взаимодействия с одноклассниками;

- стремление избежать в работе с одаренными детьми  двух крайностей – возведения ребенка на пьедестал и публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».

7.  Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

8. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

 

 

 

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

         Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе, поэтому вопрос о стратегии работы с данной категорией учащихся на этапе начальных классов рассматривается как отдельный вопрос.

        Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе  умственной деятельности и в удовольствии от умственного труда.

        Познавательная потребность, является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие её способностей из природных задатков. 

Выявление одаренных детей проходит в несколько этапов:

          I этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т. д. Этот этап (1 - 4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотнее осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и вне урочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности .
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой при роде деятельности - в области художественного развития. 

        II этап - диагностический (5 - 9-е классы) - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп предоставляется БУП) спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т. д. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом – игра.

       Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.

         Развитие одаренного ребенка в начальной школе должно стать одним из основных направлений работы школы.

      Исходя из вышеперечисленного можно выделить следующие цели и задачи учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в начальной школе:

1. Развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей.

2. Развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).

Задачи:

- обеспечить психологическую подготовку учителей начальных классов к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми;

- на этапе поступления в школу выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но и уровень его творческих возможностей, специальные интересы и способности;

- разработать  диагностический  инструментарий для выявления интересов, способностей ;

- определить и использовать при организации образовательного процесса методов, способствующих развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

- поддержать совместно с родителями талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.

 

                                                    Формы работы с одаренными учащимися

     творческие мастерские;
     групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
     факультативы;
     кружки по интересам;
     конкурсы;
     интеллектуальный марафон;
     спецкурсы;
     участие в олимпиадах;
     работа по индивидуальным планам;
 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Условия успешной работы с одаренными учащимися.


             Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы образовательного учреждения.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

     учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учениками должно быть направлено на оптимальное развитие способностей иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
     учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
     учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
     учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию охотно работает над пополнением собственных знаний, учится у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

 Учитель должен быть:

     увлечен своим делом;
     способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
     профессионально грамотным;
     интеллектуальным, нравственным и эрудированным, проводником передовых педагогических технологий, психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
     знатоком во всех областях человеческой жизни.

Система дополнительного образования

 

               Необходимым условием для решения стоящих перед школой задач в области развития творческих способностей личности является создание системы дополнительного образования.

         Объединение систем общего и дополнительного непрерывного образования составляет единое образовательное пространство школы, в котором развивается, обучается и самореализуется ученик на протяжении всех лет учебы.

 

 

 

 

 

 

                                        План мероприятий по выполнению программы

«Одаренные дети»

на 2020-2025 гг.

Мероприятия

Сроки

1.

Диагностика одаренных детей

 

ежегодно

2.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

Март

ежегодно

3.

Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками

Март

ежегодно

5.

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь ноябрь

ежегодно

6.

Участие в городских, всероссийских олимпиадах

Ноябрь, декабрь

ежегодно

7.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы развития одаренных детей 1-4 класов «Совёнок»

 

январь

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Постоянно

9.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

10.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

май

11

Организация работы научного  общества  обучающихся и учителей (НООУ) в учебном году

Сентябрь

12

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

С 2017 года

15

Творческий отчет учащихся

Ежегодно май

16

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с одаренными детьми

Ежегодно

17

Распространение опыта работы с одаренными детьми

ежегодно

18

Проведение предметных недель и декад

Ежегодно