Программа «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ» (для работы с учащимися младшего школьного возраста)
Оценка 4.6

Программа «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ» (для работы с учащимися младшего школьного возраста)

Оценка 4.6
docx
08.10.2021
Программа «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»  (для работы с учащимися младшего школьного возраста)
Программа Одарённые дети.docx

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАЗОВСКОГО РАЙОНА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МКОУ ГАЗ-САЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»

(для работы с учащимися младшего школьного возраста)

 

 

 

 

Разработала Заборная Мария Михайловна

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 год

Введение

 

Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Используемые понятия

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

          Творческие способности оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов и задач.

Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Творческое мышление создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.

Пояснительная записка

    Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

      Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.

Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность

Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада,

незаурядными умственными резервами.

Познавательные возможности учащихся:

Ø  Гениальность – индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Ø  Талант – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой –то определенной сфере.

Ø  Способности – индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия

«одаренность» позволил выделить следующие виды одаренности:

-Общая интеллектуальная (академическая) одаренность;

-Информационно - коммуникативная одаренность;

-Творческая одаренность;

-Социальная одаренность;

-Спортивная одаренность.

Цели программы:

-выявление и поддержка способных и одаренных детей;

-раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления;

-создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

Задачи программы:

Ø    разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе начального общего образования;

Ø    определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;

Ø    стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;

Ø    совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.

Ø    проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

Ø      предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу;

Работа по решению поставленных цели и задач строится на основе следующих принципов:

· усложнение содержания учебной деятельности;

· ориентация на потребности ребёнка;

· максимальное расширение круга интересов;

· доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

· сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с её полноценными формами;

· ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей учащихся. В программе ярко выражена предметная (лингвистическая, математическая) направленность. Она интегрированная, ориентирована не только на расширение знаний в области языка, математики, но и формирование, и корректировку умственных способностей психосоциальной (аффективной) сферы ребенка, творческое развитие.

Структуру программы представляют три блока:

· блок по развитию кругозора (русский язык, математика),

· блок по развитию интеллектуальных способностей,

· блок по развитию аффективной сферы, способствующий, развитию творческого потенциала личности ребенка.

Эффективность программы определена успехами учащихся начальной школы на олимпиадах, марафонах и конкурсах разного уровня. Данная программа предназначена для работы с учащимися 1-4 классов.

Новизна программы: развитие потенциальной одаренности младших школьников в условиях школы;

интегрированной характер, так как она ориентирована не только на расширение знаний в области языка, математики, но и на формирование и корректировку умственных способностей, психосоциальной (аффективной) сферы ребенка, творческое развитие структура программы представлена тремя блоками: блок по развитию кругозора (русский язык, математика), блок по развитию интеллектуальных способностей и блок по развитию аффективной сферы, способствующие развитию творческого потенциала личности ребёнка,

а также перечнем, формируемых умений, способностей и особенностей эмоциональной сферы; своеобразной структурой занятия, включающего содержательные компоненты указанных выше блоков.

Для реализации задач по составлению программы мною были обозначены основные направления работы: определение понятия «одаренности» в условиях массовой начальной школы (на основе теории А. И.Савенкова);

            определение принципов, структуры, форм, содержания работы и систематизация практического материала;

определение требований к учителю, работающему с одаренными детьми.

Гипотеза: если работа по данной программе позволит учащимся овладеть способами мыслительной деятельности, умениями самостоятельной творческой деятельности, расширить кругозор, проявить себя на олимпиадах различного уровня, то программа является эффективной.

 Как известно, существует множество видов детской одарённости. Но до сих пор остаётся дискуссионным определение самого понятия «одаренность».

В настоящее время «Рабочая концепция одарённости» в рамках президентской программы «Дети России» (Москва, 1998 г.) предлагает нам следующее определение:

«Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Важно отметить, что в нашем понимании одарённый ребёнок – это не только тот, который обладает выдающимися способностями и для которого необходимо обучение и воспитание в специализированной школе, но и тот, который обучается в массовой школе и потенциально одарен, то есть имеет потенциальные возможности в достижении высоких результатов. В данном случае «потенциальные возможности» - это скрытые, не проявляющиеся, но существующие возможности: базовый уровень, интеллект, креативность, на их основании развитие умственных способностей.  Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. Этот путь и будет называться «самосовершенствование ребенка в условиях образовательного процесса». Другими словами, образовательный процесс, выстроенный с помощью целенаправленной педагогической деятельности, должен представлять собой совокупность условий, при которых каждый ребёнок будет осуществлять продвижение (развиваться), открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, т.е. одарённость. Базой для создания таких условий должна стать специально организованная работа, и особая роль здесь отводится характеру заданий, предлагаемых ученикам.

Актуализация

В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и организация внеурочной деятельности учащихся, и развитие исследовательской деятельности.

При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети: имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Формы работы с ОД:

групповые занятия с одаренными учащимися;

предметные кружки;

кружки по интересам;

конкурсы;

факультативы по выбору;

участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

исследовательская деятельность и участие в НПК.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

Ø  с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной;

Ø  в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

Ø  какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

Этапы развития программы:

Первый этап - организационный (сентябрь – октябрь)

 Изучение нормативно – правовой документации.

 Диагностика потребностей учащихся, родителей в осуществлении программы.

Формирование пакета диагностических методик для выявления разных видов одаренности.

Анализ информации об одаренных детях, заключение договоров с учреждениями дополнительного образования, для оказания помощи в реализации программы.

Второй этап – реализация программы (ноябрь – май).

Нормативно- правовое обеспечение работы программы.

Создание банка одаренных детей.

Составление индивидуальных маршрутов учащихся школы.

Внедрение системы наставничества над каждым ребенком.

Определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми.

Создание программы дальнейшего повышения квалификации педагогов школы по овладению современными технологиями и методиками работы с одаренными детьми на разных уровнях

Создание на сайте школы странички «Одаренные дети!»

Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Организация обучения педагогического коллектива школы совместно с кафедрой открытых образовательных технологий МИОО.

Организация работы с родителями одаренных детей с целью повышения их психолого – педагогической компетенции и оказания помощи в воспитании способных и одаренных детей.

Третий этап – аналитический (май)

Проанализировать результаты работы на уровне ОУ.

Представить результаты работы на уровне школы, округа, города тематических мероприятий (семинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д.).

Проанализировать результаты работы по индивидуальным маршрутам (планам развития личности ученика).

Определить проблемы, возникшие в ходе реализации программы, пути их решения и составить план – программу дальнейшей работы в этом направлении.

Издание методических материалов, отражающих опыт проведенной работы.

Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно, как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

Учитель должен быть:

- увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

- знатоком во всех областях человеческой жизни.

Возможные риски

неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;

рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

Методическая работа педагога:

заниматься самообразованием;

повышать профессиональное мастерство;

посещать занятия других педагогов;

участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;

проводить открытые занятия;

подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Умники и умницы”, КВН, родительские собрания, лекции, семейные игры.

Предполагаемые результаты

увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

повышение качества образования и воспитания школьников в целом;

положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;

повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

 обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

             стимулировать познавательные способности учащихся;

             работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

             принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

            анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

             отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

обогащение кругозора учащихся через изучение материала, выходящего за рамки учебной программы с учётом их интереса;

            совершенствование сферы когнитивного развития – «обучения мышлению» (горизонтальное обогащение содержания по А.И. Савенкову);

             совершенствование сферы психосоциального развития – «социальной сферы» (горизонтальное обогащение содержания образов по А.И. Савенкову).

Заключение

Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

  Планируемы результаты программы, важнейшие целевые показатели модели

Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик.

По окончании начальной школы дети должны легко ориентироваться в культурном наследии России.

          Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы выражая своѐ отношение к ним.

Участвовать в различных конкурсах: районных, окружных, городских, областных, межрегиональных, международных, Российских, способствующее позиционированию ОУ.

 Ожидаемые результаты

  Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

Ø  сформировать систему работы с одарёнными детьми;

Ø  создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;

Ø  совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

Ø  сформировать банк данных «Одарённые дети».

 Контроль и учет знаний и умений воспитанников

    Одним   из   наиболее   сложных   и   трудных   элементов   учебного   процесса   – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность аждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.

Мониторинг результата активности   работы   с   учащимися    

Ø  педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого  потенциала (по методике Орловой Т. В.);

Ø  изучение структуры интеллекта;

Ø  отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);

Ø  отслеживание уровня развития творческого мышления: етодика П.Торренса);

Ø  отслеживание   успешности   индивидуального   роста   и   развития   учащихся   детского объединения.

Прогнозируемые результаты:

Ø  совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

Ø  призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

        развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

Ø  развитие творческого и логического мышления учащихся;

Учащиеся должны уметь

Ø  воспринимать   и   осмысливать   полученную   информацию, владеть   способами обработки данной информации;

Ø  определять учебную задачу;

Ø  ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

Ø  владеть своим вниманием;

Ø  сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

Ø  владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

       использовать основные приемы мыслительной деятельности;

Ø  самостоятельно мыслить и творчески работать;

Ø  владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Результаты по формированию УУД

Личностные УУД

 Сформированные УУД:  Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России. Осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.

 Умения:

Ø  Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;

Ø  Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.

Ø  Стремление к самосовершенствованию;

Ø  Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя:

Ø  социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные УУД

 Сформированные  УУД:  Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.

Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки (шкалы, линейки, баллы, проценты).

С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.

Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия. Анализировать результаты собственного действия относительно общей

схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.

Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

Составлять внутренний план действий.

 Понимать:

Ø  Возможность оснований оценки одного и того же предмета;

Ø  Относительность оценок или выборов других людей;

Ø  Мысли, чувства, стремления и желания окружающих.

Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.

Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.

Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи. Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану. Понимать значение работы над устранением ошибок.

Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок. Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях. Различать способ и результат действия.

Познавательные УУД

 Сформированные  УУДСамостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).

Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.

Грамотное построение устной и письменной речи. Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.

Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных  текстов. Самостоятельно создавать алгоритм действий.

Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.

Устанавливать аналогии.

Владеть общим рядом приемом решения задач.

Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.

Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.

Использовать разные географические средства.

Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.

Коммуникативные УУД

Сформированные  УУД:             Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Учитывать разные мнения и стремиться  к координации различных позиций в сотрудничестве.

Уметь формулировать свое мнение и позицию

Высказываться, убеждать, доказывать, уступать.

Учитель должен быть:

- увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

- знатоком во всех областях человеческой жизни.

Обучение одаренных детей

Ø   Возникает много сложностей в обучении одарённых детей. Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.

Ø     Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего, необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку

Ø  Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.

Ø Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Ø   Следует придерживаться индивидуального подхода к одарённым детям

Ø   Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.

Ø  Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищённости, снижают напряжённость и предотвращают агрессивность.

Ø   Научить детей,  прослеживать межпредметные связи.

Функции учителя начальных классов

Ø  Выявление детей с общей одарённостью.

Ø Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.

Ø  Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.

Ø  Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;

Ø  Взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования;

Функции руководителей кружков и секций

Ø  Выявление одарённых детей.

Ø  Организация творческих ответов детей.

Ø  Предоставление необходимой информации классным руководителям.

Ø  Консультирование родителей.

Ø  Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме);

Функции психолога

Ø  Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);

Ø  Индивидуальные и групповые занятия сучащимися;

Ø  Индивидуальные и групповые консультации для учащихся;

Ø  Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);

Ø  Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).

Ø  Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;

Основные направления реализации программы.

создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

Ø  внедрение передовых образовательных технологий;

Ø  укрепление материально-технической базы;

Ø  нормативно-правовое обеспечение деятельности;

Ø  формирование банков данных по проблеме одарённости.

 методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

Ø  повышение профессионального мастерства педагогов;

Ø  организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

Ø  научно-методическое и информационное обеспечение программы.

мероприятия по работе с одарёнными детьми:

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня: школьного, окружного, городского, международного (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

      Примерный план работы с одарёнными детьми на 2012/2016 учебный год

 

Мероприятия

Дата

 

 

Ответственные

1.

Изучение нормативных документов и

методических рекомендаций.

в течение года

Заместитель

директора по УВР

2.

Разработка целостной системы поиска,

выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.

в течение года

Психологическая служба

3.

Создание банка данных по одарённым детям  начальной школа.

Сентябрь,

январь

Психологическая

служба, учитель начальных классов

4.

Проведение работы с родителями одарённых детей.

в течение года

Учитель

начальных классов,

психологическая

служба.

5.

Проведение учёбы по изучению опыта

работы учителей, работающих с одарёнными детьми.

в течение года

Заместитель

директора по УВР

6.

Создание условий для работы с

одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам.

в течение года

Заместитель

директора по УВР, учитель начальных классов

7.

Подготовка и проведение предметных

школьных олимпиад учащихся 2-4 классов.

Ноябрь,

декабрь

Заместитель

директора по УВР

8.

Активизация работы по участию детей

в международных, всероссийских и муниципальных конкурсах.

 

в течение года

Учитель

начальных классов

9.

Анализ критических замечаний и

предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.

январь-апрель

Руководитель МО

10.

Подготовка учащихся к муниципальным

интеллектуальным конкурсам (3-4 кл.)

сентябрь -

апрель

Учитель

начальных классов

11.

Контроль и организация сети занятий

по интересам (внеурочная деятельность).

в течение года

Заместитель

директора по УВР

12.

Расширение банка методической

литературы по работе с одарёнными детьми.

в течение года

Библиотекарь, учитель начальных классов

13.

Разработка системы поощрений

победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

2012-2016

постоянно

Заместитель

директора по УВР Руководитель МО

15.

Разработка и подбор диагностических психолого-

педагогических методик для выявления одаренных детей.

2012-2016

постоянно

Психологическая

служба начальной

школы.

16.

Внедрение в систему работы образовательного учреждения разработанных диагностических методик и методов работы с одаренными детьми.

2012-2016

постоянно

Учитель

начальных классов, психологическая служба.

17.

Психологическая диагностика по

выявлению одаренных детей.

2012-2016

Ноябрь-

декабрь

Психологическая

служба начальной школы.

18.

Проведение предметных недель.

2012-2016

Октябрь, февраль

Руководитель МО

Учитель начальной школы.

19.

Анализ и корректировка

результативности и выполнения этапов программы «Одаренные

дети».

2012-2016

Заместитель

директора по УВР Руководитель МО

20.

Педагогическая диагностика по

выявлению одаренных детей по учебным предметам.

2012-2016

Октябрь, февраль

Учитель

начальной школы.

21.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся.

Март

ежегодно

Заместитель

директора         по УВР.  Проведение

малых педсоветов.

22.

Творческий отчет педагога по работе с

одаренными детьми за прошедший учебный год.

Май, ежегодно

Учитель начальных классов

23.

Обобщение опыта работы учителя, работающего с одаренными детьми.

сентябрь,  март

ежегодно

Учитель начальных классов

Малый педсовет

24.

Распространение опыта работы с одаренными детьми.

2014-2016

Администрация

школы.    Учитель начальных классов.

25.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети».

2014-2016

Администрация

школы

 

Главные принципы реализации программы

Непрерывность    и    систематичности    школьного    и    внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

Гуманизм в межличностных отношениях.

Индивидуализация    и    дифференциация    процесса    образования    и воспитания.

Применение принципов развивающего обучения.

Интеграция     интеллектуального,     морального,     эстетического     и физического развития.


Литература

 Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль, «Академия развития», 1996.

           Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. – М.: «Просвещение», 1988.

           Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе. – М.: «Просвещение», 1978.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: «Просвещение», 1994.

Гин С. Мир фантазии. – М.: «Вита-Пресс», 2001.

Афонькин С. Ю. «Учимся мыслить логически». – Санкт-Петербург, 2002.

Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. «Диагностика познавательной сферы ребенка». – Москва, 1994.

Васильева Е. Н., Григорьева Л. М., Сушкова В. Н. «Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей». – Тюмень, 2002.

Винокурова Н. К. «Развитие творческих способностей». – Москва, 1999.

Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Психологический очерк. Книга для учителей. – Москва, 1991.

Гуревич К. М. «Индивидуально-психологические особенности школьников». – Москва, 1988.

Развитие познавательных способностей./ Под ред. Дубровиной И. В. – Москва, 2002.

Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. «Развитие творческого воображения», – Москва, 2000.

Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997.

     Хуторской    А.В.    Развитие    одаренности    школьников.    Методика продуктивного обучения. М.: Владос, 2000.

    Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.

 Труднев В. Считай, смекай, отгадывай. М.: Просвещение, 1980.

      Русанов В. Математические олимпиады младших школьников. М.: Просвещение, 1990.

     Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. М.: Илекса, 2002.

     Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.  – Ярославль: Академия развития, 1997.

     Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. М.: АСТ Астрель, 2003.

Родионова Е.А. Олимпиада Интеллект. М. : - Образование, 2002.

     Из материалов программы «Модель работы с одаренными детьми в начальной школе» авторы: Жукова Т.А.,  Кругова С.А.,  Игнатьева И.А.,

 

 

Список литературы Литература для педагогов «Рабочая концепция одаренности». Президентская программа «Дети России». Авторский коллектив. Москва, 2013 10 Бабакина И. В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников. – М.: Аркти,2013 Бурлакова Е. Г. Занимательная грамматика. – Д.:БАО, 2014. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2013 В. Сказочные путешествия. Сборник развивающих занятий. - Об.: Интерколледж, 2013. Гин С. Мир фантазии. – М.: «Вита-Пресс», 2014. Гин С.Мир логики.- М.: «Вита-Пресс», 2014. Григорьева Г. И. Логика в начальной школе. – В.: Учитель – АСТ, 2014. Зак. А. Познавать играя. – М.: НПО «Перспектива», 2014. Тихомирова Л. Ф. «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка». – Москва, 2014 Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. «Развитие логического мышления детей» Популярное пособие для родителей и педагогов. – Москва, 2013. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль, «Академия развития», 2014 Литература для обучающихся и их родителей Куровская С. Н. «Одарённый ребёнок и семья» - Мозырь, 2016 Мукосеева В. А. Школа гениев. Увлекательная математика. «Задачки на сообразительность» - Москва, 2013 Мукосеева В. А. Школа гениев. Увлекательная математика. «Реши за 5 минут» - Москва, 2013 Серия «Умный малыш» «Логические задачи» - Киров, 2013 Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. и др. Тетрадь с заданиями для развития детей «Упражнения для развития творческого мышления», часть 1, 2 – Киров, 2012 Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся 3 класса начальной школы.– М.: Просвещение, 2012. Волкова С. И. - Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся 4 класса начальной школы.– М.: Просвещение, 2013. Волкова С. И., Столярова Н. Н. Тетрадь с математическими заданиями. № 1, 2. Для 3 класса. - М.: Просвещение, 2016. Симановский А. Э. «Развитие творческого мышления детей» Популярное пособие для родителей и педагогов. – Москва, 2014. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. «Развитие логического мышления детей» Популярное пособие для родителей и педагогов. – Москва, 2014. Куликов А. Н. Лучшие логические игры и головоломки. Талантливому педагогу – заботливому родителю – М.: Улисс XXI, 2015 Руденко В.И. Весёлые минутки. Занимательные головоломки. – Р-Д : Феникс, 2012.


 

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАЗОВСКОГО РАЙОНА

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАЗОВСКОГО РАЙОНА

О д а р е н ны й р е б е нок — э т о р е б е но к , ко…

О д а р е н ны й р е б е нок — э т о р е б е но к , ко…

Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются

Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются

И с п ы тыв а ют р а д о с т ь от у м с т в е н н о г…

И с п ы тыв а ют р а д о с т ь от у м с т в е н н о г…

Работа по решению поставленных цели и задач строится на основе следующих принципов: · усложнение содержания учебной деятельности; · ориентация на потребности ребёнка; · максимальное расширение…

Работа по решению поставленных цели и задач строится на основе следующих принципов: · усложнение содержания учебной деятельности; · ориентация на потребности ребёнка; · максимальное расширение…

Для реализации задач по составлению программы мною были обозначены основные направления работы: определение понятия «одаренности» в условиях массовой начальной школы (на основе теории

Для реализации задач по составлению программы мною были обозначены основные направления работы: определение понятия «одаренности» в условиях массовой начальной школы (на основе теории

Базой для создания таких условий должна стать специально организованная работа, и особая роль здесь отводится характеру заданий, предлагаемых ученикам

Базой для создания таких условий должна стать специально организованная работа, и особая роль здесь отводится характеру заданий, предлагаемых ученикам

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления

Анализ информации об одаренных детях, заключение договоров с учреждениями дополнительного образования, для оказания помощи в реализации программы

Анализ информации об одаренных детях, заключение договоров с учреждениями дополнительного образования, для оказания помощи в реализации программы

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности

Работа с родителями Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей

Работа с родителями Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей

О б л а д а т ь тв ор ч ес к и м в оо б р а ж е н и е…

О б л а д а т ь тв ор ч ес к и м в оо б р а ж е н и е…

Р е з у ль т а т ы по ф о рм и р ова н и ю

Р е з у ль т а т ы по ф о рм и р ова н и ю

Со с т а в л я т ь в н у т р е н н ий пл а н де й с тв…

Со с т а в л я т ь в н у т р е н н ий пл а н де й с тв…

И КТ и д и с т а н ц ио н но г о о б щ е н и я

И КТ и д и с т а н ц ио н но г о о б щ е н и я

Н а у ч и т ь д е т ей , про с л е ж и в а т ь м е жпр…

Н а у ч и т ь д е т ей , про с л е ж и в а т ь м е жпр…

П р и м ер н ы й п л ан р а бо т ы с о д арё нн ым и д е…

П р и м ер н ы й п л ан р а бо т ы с о д арё нн ым и д е…

Контроль и организация сети занятий по интересам (внеурочная деятельность)

Контроль и организация сети занятий по интересам (внеурочная деятельность)

Распространение опыта работы с одаренными детьми

Распространение опыта работы с одаренными детьми

Литература Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника

Литература Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника

Список литературы Литература для педагогов «Рабочая концепция одаренности»

Список литературы Литература для педагогов «Рабочая концепция одаренности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2021