Программа Окружающий мир 1 класс
Оценка 4.8

Программа Окружающий мир 1 класс

Оценка 4.8
doc
29.05.2021
Программа Окружающий мир 1 класс
Окружающий мир.doc

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОКОСНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

РАССМОТРЕНО                       СОГЛАСОВАНО                            УТВЕРЖДАЮ

Заседание ШМО учителей          Заседание МС                                   Приказ №________

начальных классов                      МКОУ «Покоснинская                    от

МКОУ «Покоснинская                СОШ»                                                «___» _________2019г.

СОШ»                                           Протокол № _____                           Директор  МКОУ

Протокол «1                                 от «___» августа 2019г.                    «Покоснинская СОШ»

от «__» августа 2019г.                Зам.директора по УВР                     МО «Братский район»

Руководитель МО                        Кузьмина Г.В. ________                  Хрипач Ю.Н._________

Россало Е.Н.__________

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного предмета

«Окружающий мир»

 

для учащихся 1 класса

 

на 2019-2020 учебный год

 

                          Образовательная область: «естествознание»

 

 

 

 

                                                                                                Количество часов – 66

Количество проектов - 5

 

 

                                                                                                     Разработала:

                                                                                                     учитель начальных классов

1 категории

                                                                                                     Ковалева М.И.

 

 

 

 

 

 

2019г.

Пояснительная записка

       Данная рабочая программа по математике для начальных классов общеобразовательного учреждения разработана на «Окружающий мир» Плешаков А.А., издательство М.:Просвещение, 2011.

·        Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.

·        Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2011-2015 учебные годы ОУ.

·        Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.

·        Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.

·        Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.

·        Основная образовательная программа МКОУ «Покоснинская СОШ»

·        Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

·        Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. -  (Стандарты второго поколения).

 

       Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой. По сравнению с авторской программой данная рабочая программа не претерпела изменений и соответствует структуре изучаемых тем и количеству часов.

       Психолого-педагогические особенности детей данного класса обусловлены:

    - формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

    - изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.

    - моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

      В данной программе учитываются также характерные особенности для этого школьного возраста:

    - центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

    - существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и•т.•д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Цель программы:

·        развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

·        освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

·        воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи:

·        формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

·        осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

·        сформировать умение учиться;

·        формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

·        формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.                        

 

Межпредметные связи: литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

 

·         входная контрольная работа;

·         промежуточные контрольные работы;

·         самостоятельные работы;

·         проверочные работы;

·         тесты;

·         проекты;

·         итоговая контрольная работа. 

 

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

         Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

         Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

         Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

        Человечество как многообразие народов, культур, религий.

        Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

        Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

        Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

       Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

       Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

       Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

       Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

       Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

        Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

       Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

      Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

       Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе

следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

       В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

    Структура ТДМ, с одной стороны, отражает обоснованную в методологии общую структуру учебной деятельности (Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.), а с другой стороны, обеспечивает преемственность с традиционной школой в формировании у учащихся глубоких и прочных математических знаний, умений и навыков. Например, структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет следующий вид:

1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо — хочу — могу».

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково (в форме эталона). Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) выполняют типовые задания на освоение нового способа действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Таким образом, происходит, с одной стороны, формирование навыка применения изученных способов действий, а с другой — подготовка к введению в будущем следующих тем.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Все уроки также строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребёнком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

Технология деятельностного метода обучения может использоваться в образовательном процессе на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задач и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации: базовом, технологическом и системно-технологическом.

        Базовый уровень ТДМ включает в себя следующие шаги:

мотивация к учебной деятельности;

актуализация знаний;

проблемное объяснение нового знания;

первичное закрепление его во внешней речи;

самостоятельная работа с самопроверкой;

включение нового знания в систему знаний и повторение;

рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

Структура урока базового уровня выделяет из общей структуры рефлексивной самоорганизации ту её часть, которая представляет собой целостный элемент. Таким образом, не вступая в противоречие со структурой деятельностного метода обучения, базовый уровень  систематизирует инновационный опыт российской школы об активизации деятельности детей в процессе трансляции системы знаний. Поэтому базовый уровень ТДМ используется также как ступень перехода учителя от традиционного объяснительно-иллюстративного метода к деятельностному методу.

На технологическом уровне при введении нового знания учитель начинает использовать уже целостную структуру, однако построение самими детьми нового способа действия организуется пока ещё с отсутствием существенных компонентов (этап проектирования и реализации проекта).

На системно-технологическом уровне деятельностный метод реализуется во всей полноте.

Для формирования определённых ФГОС НОО универсальных учебных действий как основы умения учиться предусмотрена возможность системного прохождения каждым учащимся основных этапов формирования любого умения таких, как:

1) приобретение опыта выполнения УУД;

2) мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);

3) тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;

4) контроль.

 

            На уроках по  «Школа России» учащиеся приобретают первичный опыт выполнения УУД. На основе приобретённого опыта они строят общий способ выполнения УУД (второй этап). После этого они применяют построенный общий способ, проводят самоконтроль и при необходимости коррекцию своих действий (третий этап). И наконец, по мере освоения данного УУД и умения учиться в целом проводится контроль реализации требований ФГОС (четвёртый этап).

Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения «Школа России»

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, не получая знания в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.

3. Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

4. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6. Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности.

 

 

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»  относится к  предметной области «Естествознание» для 1 класса. Разработана в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, реализующего программу начального общего образования на 2015-2016 год. Программа рассчитана на 4 года (1-4 класс), 1 класс - 2 часа в неделю, всего 66 часов (33 учебных недель).

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

18ч.

14ч.

18ч.

16ч.

66ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

·        Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

·        Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

·        Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

·        Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

·        Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

·        Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

·        Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

·        Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

·        Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

·        Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

·        Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

·        Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

·        Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

·        Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

·        Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

·        Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

·        Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

·        Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

·        Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

·        Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства     гордости за национальные свершения, открытия, победы.

·        Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

·        Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

·        Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

·        Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,

УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

 

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

·         свой домашний адрес и адрес школы;

·         правила безопасности при переходе улицы;

·         правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;

·         основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе

·          

Учащиеся должны уметь:

·         различать объекты неживой и живой природы;

·         различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;

·         рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;

·         сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Тема

Количество часов

1.

Задавайте вопросы!

1

2.

Что и кто?

20

3.

 «Как, откуда и куда?»

12

4.

 «Где и когда?»

11

5.

 «Почему и зачем?»

22

 

Итого:

66ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса           

ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ  1 ч

 

ЧТО И КТО? 20 ч

Что такое Родина?

Знакомство с целями и задачами раздела. Роди­на — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

 

Что мы знаем о народах России?

Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России

 

Что мы знаем о Москве?

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников

 

Проект «Моя малая Родина»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

 

Что у нас над головой?

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медве­дицы

 

Что у нас под ногами?

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней

 

Что общего у разных растений?

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях

 

Что растёт на подоконнике?

Наиболее распространённые комнатные расте­ния. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе

 

Что растёт на клумбе?

Наиболее распространённые растения цветника, цветущие осенью. Распознавание растений цветника

 

Что это за листья?

Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям

 

Что это за листья?

Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям

 

Что такое хвоинки?

Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев

Кто такие насекомые?

Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых

 

Кто такие рыбы?

Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы

 

Кто такие птицы?

Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы

 

Кто такие звери?

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни

 

Что окружает нас дома?

Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению

 

Что умеет компьютер?

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним

 

Что вокруг нас может быть опасным?

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транс­портом. Элементарные правила дорожного движения

 

На что похожа наша планета?

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли

 

РАЗДЕЛ «КАК, ОТКУДА И КУДА?» (12 ч)

 

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределе­ние заданий, обсуждение способов и сроков работы

 

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды

 

Откуда в наш дом приходит электричество?

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы

 

Как путешествует письмо?

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации

 

Куда текут реки?

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде

 

Откуда берутся снег и лёд?

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда

 

Как живут растения?

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями

 

Как живут животные?

Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необхо­димые для жизни животных. Уход за животными живого уголка

 

Как зимой помочь птицам?

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц

 

Откуда берётся и куда девается мусор?

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора

 

Откуда в снежках грязь?

Источники загрязнения нашей планеты и спосо­бы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде

 

РАЗДЕЛ «ГДЕ И КОГДА?» (11ч)

 

Когда учиться интересно?

Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю

 

Проект «Мой класс и моя школа»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

 

Когда придёт суббота?

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели

 

Когда наступит лето?

Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года

 

 

Где живут белые медведи?

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов

 

Где живут слоны?

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов

 

Где зимуют птицы?

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму

 

Когда появилась одежда?

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная)

 

Когда изобрели велосипед?

История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде

 

Когда мы станем взрослыми?

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность че­ловека за состояние окружающего мира

 

РАЗДЕЛ «ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?» (22 ч)

 

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва

 

Почему Луна бывает разной?

Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны

 

Почему звенит звонок?

Разнообразие звуков в окружающем мире. При­чина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши

 

Почему радуга разноцветная?

Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги

 

Почему мы любим кошек и собак?

Взаимоотношения человека и его домашних пи­томцев (кошек и собак). Предметы ухода за до­машними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой

 

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу

 

 

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу

 

Зачем мы спим ночью?

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену

 

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигие­ны при употреблении овощей и фруктов

 

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук

 

Зачем нам телефон и телевизор?

Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет

 

Зачем нужны автомобили?

Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль буду­щего

 

Зачем нужны поезда?

Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта

 

Зачем строят корабли?

Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля

 

Зачем строят самолёты?

Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пасса­жирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)

Почему на корабле и в самолёте нужно со­блюдать правила безопасности?

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте

 

Зачем люди осваивают космос?

Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции

 

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС

 

Тематическое планирование

Кол-во час

Дата проведения

(плановая)

Дата проведения

(фактическая)

 

 

1

Вводный урок. Задавайте вопросы!

1

 

 

2-3

Экскурсия «Что такое наша школа?»

2

 

 

4

Экскурсия «Что  у нас на школьном дворе?»

1

 

 

5

Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?»

1

 

 

Раздел «Что и кто?» (19 ч)

6

Что такое Родина?

1

 

 

7

Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?

1

 

 

8

Проект «Моя малая Родина

1

 

 

9

Что у нас над головой?

1

 

 

10

Что у нас под ногами?

1

 

 

11

Что общего у разных растений?

1

 

 

12

Что растёт на подоконнике?

1

 

 

13

Что растёт на клумбе?

1

 

 

 

14

 Что это за листья?

 

1

 

 

15

Что такое хвоинки?

 

1

 

 

16

Кто такие насекомые?

1

 

 

17

Кто такие рыбы?

1

 

 

18

Кто такие птицы?

1

 

 

19

Кто такие звери?

1

 

 

20

Что окружает нас дома?

1

 

 

21

Что умеет компьютер?

1

 

 

22

Что вокруг нас может быть опасным?

1

 

 

23

На что похожа наша планета?

1

 

 

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая Родина»

1

 

 

 

 

Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)

25

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

 

1

 

 

26

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

 

 

27

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

 

 

28

Как путешествует письмо?

Экскурсия на почту

1

 

 

29

Куда текут реки?

1

 

 

30

Откуда берутся снег и лёд?

1

 

 

31

Как живут растения?

1

 

 

32

Как живут животные?

1

 

 

33

Как зимой помочь птицам?

1

 

 

34

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

 

 

35

Откуда в снежках грязь?

1

 

 

36

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

1

 

 

37

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»

1

 

 

38

Когда придёт суббота?

1

 

 

39

Когда наступит лето?

1

 

 

40

Когда наступит лето?

1

 

 

41

Где живут слоны?

1

 

 

42

Где зимуют птицы?

1

 

 

43

Когда появилась одежда?

1

 

 

44

Когда изобрели велосипед?

1

 

 

45

Когда мы станем взрослыми?

1

 

 

46

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

1

 

 

Раздел «Почему и зачем?» (20 ч)

47

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

1

 

 

48

Почему Луна бывает разной?

1

 

 

49

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

 

 

50

Почему звенит звонок?

1

 

 

51

Почему радуга разноцветная?

1

 

 

52

Почему мы любим кошек и собак?

1

 

 

53

Проект «Мои домашние питомцы»

1

 

 

54

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

 

 

55

Зачем мы спим ночью?

1

 

 

56

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

 

 

57

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

 

 

58

Зачем нам телефон и телевизор?

1

 

 

59

Зачем нужны автомобили?

1

 

 

60

Зачем нужны поезда?

1

 

 

61

Зачем строят корабли?

1

 

 

62

Зачем строят самолёты?

1

 

 

63

Почему в автомобиле и поезде, на корабле и в самолёте нужно соблю­дать правила безопасности?

1

 

 

64

Зачем люди осваивают космос?

1

 

 

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

 

 

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»

Презентация проекта «Мои домашние питом­цы»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


материально – техническое и информационное  обеспечение образовательного процесса

 

 «Литература, использованная при подготовке программы»

1.      Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

2.      Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. -  (Стандарты второго поколения).

3.      Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2012.

4.      Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 1 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013.

5.      Крылова О.В. Окружающий мир. Итоговая аттестация. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Экзамен» Москва 2012.

6.      Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 1 класс: к учебному комплекту А.А.Плешакова «Мир вокруг нас: 1 класс»/Е.М.Тихомирова. Издательство «Экзамен», Москва 2013.

7.      Плешаков А.А. От земли до неба: атлас- определитель для учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 2012.

8.      Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые    уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.

9.      Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга для учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 2012.

10.  CD. Виртуальная школа Кирилл и Мефодий. «Начальная школа  Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 3 класс», 2009.

 

«Литература, рекомендованная для обучающихся»

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2012.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 1 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013.
  3. Крылова О.В. Окружающий мир. Итоговая аттестация. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Экзамен» Москва 2012.
  4. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 1 класс: к учебному комплекту А.А.Плешакова «Мир вокруг нас: 1 класс»/Е.М.Тихомирова. Издательство «Экзамен», Москва 2013.
  5. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас- определитель для учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 2012.
  6. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые    уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
  7. Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга для учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 2012.
  8. CD. Виртуальная школа Кирилл и Мефодий. «Начальная школа  Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 3 класс», 2009

 

Интернет-ресурсы

1.      http://nsc.1september.ru.   

2.      http://www.cofe.ru/read-ka- детский сказочный журнал «Почитай-ка»;

3.      http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».

 

Информационно-коммуникативные средства

1.      1.Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир. 1 класс» А.А.Плешакова и др. (CD).

2.      Большая электронная энциклопедия (CD).

 

Материально – технические средства

1.      Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

2.      Компьютерная техника.

3.      Интерактивная доска.

4.      Видеопроектор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ____________________________________________________________

Тесты к разделу «Что и кто?»               ТЕСТ №1

ТЕМА:  «ЧТО ОБЩЕГО У РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ?»

1. Обведи кружком все буквы правильных ответов.

Части растений:

а) стебель;                                г) ручка;

б) корень;                                 д) цветок;

в) лист;                                     е) плод.

2. Что образуется на месте цветка? Обведи нужную букву.

а) семя;                  б) лист;                     в) плод.

КОРЕНЬ

 

ЛИСТЬЯ

 

ПЛОД С СЕМЕНАМИ

 

кабачок

 

салат

 

свёкла

 

яблоня

 

морковь

 

капуста

 
3. Какие части растений использует человек? Соедини стрелками.

 

 

 

 

 

 

 

4. Подчеркни одной чертой плоды, двумя чертами – корнеплоды.

огурец                           редис

картофель                     вишня

морковь                        тыква

5. У каких растений цветы собраны в соцветия? Вычеркни лишнее.

  • Клевер, подсолнечник, календула, мак, георгин.

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ____________________________________________________________

Тесты к разделу «Что и кто?»                ТЕСТ №2

ТЕМА:  «КТО ТАКИЕ РЫБЫ?»

1. Допиши предложение.

  • Щука, окунь, камбала, сом, акула – это ___________________.                                                                                                         

 

2. Чем покрыто тело рыб? Обведи нужную букву.

а) чешуёй;

б) перьями;

в) шерстью.

3. Обведи кружком все буквы правильных ответов.

Части рыбы:

а) хвост;                                 г) крылья;

б) жабры;                               д) плавники;

в) туловище;                         е) голова.

4. Где живут рыбы? Подчеркни.

  • В лесу, в воде, в песке, в почве, в гнезде.

 

КАРАСЬ

 

АКУЛА

 

ЁРШ

 

КАМБАЛА

 

СОМ

 

ТРЕСКА

 

РЕЧНЫЕ РЫБЫ

 

МОРСКИЕ РЫБЫ

 
5. Установи соответствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФАМИЛИЯ, ИМЯ __________________________________________________________

Тесты к разделу «Что и кто?»       ТЕСТ №3

ТЕМА:  «НА ЧТО ПОХОЖА НАША ПЛАНЕТА?»

1. Допиши предложение.

  • Наша планета называется  ________________________.                                                                                                         

 

2. Какую форму имеет Земля? Подчеркни.

  • Квадрат, овал, шар, треугольник, прямоугольник.

 

3. Обведи нужную букву.

Глобус – это …

а) план;

б) модель Земли;

в) карта.

4. Обведи кружком буквы правильных ответов.

Земля вращается вокруг …

а) своей оси;

б) других планет;

в) Солнца.

5. Обведи нужную букву.

Главным источником света и тепла на Земле является …

а) Луна;

б) Солнце;

в) звезды.


ФАМИЛИЯ, ИМЯ __________________________________________________________

Тесты к разделу «Откуда и куда?»      ТЕСТ №4

ТЕМА:  «ОТКУДА БЕРУТЬСЯ СНЕГ И ЛЁД?»

белый

 
1. Найди свойства снега и льда. Соедини стрелками.

 

прозрачный

 

 

СНЕГ

 
 

 


хрупкий

 
                                                                                      

 

рыхлый

 

 

ЛЁД

 

непрозрачный

 

бесцветный

 
 

 

 

 


                                                                                        

2. Во что превращается снег при таянии? Обведи нужную букву.     


а) в лужу;

б) в лёд;

в) в воду


3. Во что превращается вода, если она замерзает? Обведи нужную букву.


а) в лёд;

б) в сок;

в) в каток.


4. Подчеркни правильный ответ.

  • Снег состоит из снежинок.

                  Да.        Нет.

  • У снежинок 5 лучей.

                  Да.         Нет.

  • Все снежинки одинаковые.

                          Да.          Нет.

5. Где можно увидеть лёд? Вычеркни лишнее.

  • На реке, в луже, в стакане, в морозильной камере.

 

ФАМИЛИЯ, ИМЯ __________________________________________________________

Тесты к разделу «Откуда и куда?»       ТЕСТ №5

ТЕМА:  «КАК ЖИВУТ ЖИВОТНЫЕ?»

1. Допиши предложение.

  • Кабан, дятел, бабочка, кошка, окунь – это _________________.                                                                                                          

 

ЛИСТЬЯ

 

РЫБА

 

ОРЕХИ

 

МЫШЬ

 

НЕКТАР

 

КОМАРЫ

 

ЛИСА

 

БАБОЧКА

 

ПИНГВИН

 

ЛЯГУШКА

 

ГУСЕНИЦА

 

БЕЛКА

 
2. Кто что ест? Соедини стрелками.

 

 

 

 

 

 

 

3. Кто в ряду лишний? Вычеркни его.

  • Волчонок, щенок, медвежонок, белка, ежонок, поросёнок.

 

 

4. Какое животное строит норку? Обведи нужную букву.


а) бобёр;

б) оса;

в) мышь.


 

5. Что необходимо животным для жизни? Обведи буквы правильных ответов.


а) пища;

б) деньги;

в) вода;

г) тепло;

д) воздух;

е) свет.



ФАМИЛИЯ, ИМЯ ____________________________________________________________

Тесты к разделу «Как, откуда и куда?»     ТЕСТ №6

ТЕМА:  «КАК ПУТЕШЕСТВУЕТ ПИСЬМО?»

1. Кто такой «адресат»? Обведи нужную букву.

а) тот, кто отправляет письмо;

б) тот, кто получает письмо;

в) тот, кто доставляет письмо.

2. Без чего нельзя отправить конверт с письмом? Обведи нужную букву.

а) без марки;

б) без росписи;

в) без открытки.

3. Что пересылают по почте? Обведи все буквы правильных ответов.

а) письмо;

б) рассказ;

в) бандероль;

г) посылку;

д) открытку.

4. Какие предметы можно встретить по почте? Вычеркни лишнее.

  • Штемпель, весы, глобус, стеллаж.

 

5. Какую птицу использовали для доставки писем? Обведи нужную букву.

а) голубя;

б) сороку;

в) воробья.

 

 

ФАМИЛИЯ, ИМЯ _________________________________________________________

Тесты к разделу «Где и когда?»     ТЕСТ №7

ТЕМА:  «КОГДА НАСТУПИЛО ЛЕТО?»

1. Найди времена года. Вычеркни лишнее.

  • Зима, осень, весна, март, лето.

 

2. Установи соответствие.

ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ

 

ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. Обведи нужную букву.

  • Лето приходит после …

а) зимы;

б) весны;

в) осени.

4. Сколько месяцев в году? Обведи нужную букву.


а) 6;

б) 3;

в) 12


5. Какой месяц в году последний? Подчеркни.

 

  • Ноябрь, декабрь, апрель, январь.

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ___________________________________________________________

Тесты к разделу «Где и когда?»   ТЕСТ №8

ТЕМА:  «КОГДА ИЗОБРЕЛИ ВЕЛОСИПЕД?»

1. Обведи кружком все буквы правильных ответов.

Части велосипеда:


а) рама;

б) якорь;

в) колёса;

г) спица;

д) педали;

е) руль


2. Какой предмет необходим каждому велосипедисту? Обведи нужную букву.

а) фары;

б) аптечка;

в) насос.

3. Какие колёса были у первых велосипедистов? Обведи нужную букву.

а) деревянные;

б) пластмассовые;

в) резиновые.

4. Где можно кататься на велосипеде? Вычеркни лишнее.

  • В парке, во дворе, на дороге, на стадионе.

 

5. Что обозначает этот знак? Обведи нужную букву.

а) велосипедная дорожка;

б) место остановки;        

в) движение на велосипеде запрещено.                             

                                                                                 
 ФАМИЛИЯ, ИМЯ ___________________________________________________________

Тесты к разделу «Почему и зачем?»  ТЕСТ №9

ТЕМА:  «ПОЧЕМУ СОЛНЦЕ СВЕТИТ ДНЁМ, А ЗВЁЗДЫ - НОЧЬЮ?»

1. Что такое звезда? Обведи нужную букву.

а) созвездие;

б) пылающий шар;

в) маленькое солнце.

2. По каким признакам звёзды отличаются друг от друга? Обведи кружком все буквы правильных ответов.

а) по цвету;

б) по форме;

в) по красоте;

г) по размеру.

 

3. Какая звезда ближайшая к земле?  Обведи нужную букву.

а) Луна;            б) Солнце;              в) Сириус.

 

4. Что Солнце создаёт нам? Обведи нужную букву.

а) тень;             б) свет;                    в) день.

 

5. Сколько ярких звёзд в созвездии Большой Медведицы? Обведи нужную букву.


а) 7 звёзд;

б) 8 звёзд;

в) 6 звёзд.


 

6. Почему звёзды светят? Обведи нужную букву.

а) потому что они бывают ночью, когда темно;

б) потому что они отражают свет электрических ламп;

в) потому что они состоят из раскаленных веществ.

ФАМИЛИЯ, ИМЯ _________________________________________________________

Тесты к разделу «Почему и зачем?»  ТЕСТ №10

ТЕМА:  «ПОЧЕМУ РАДУГА РАЗНОЦВЕТНАЯ?»

1. Когда в небе появляется радуга? Обведи нужную букву.

а) когда светит Солнце;

б) когда светит Солнце и идёт дождик;

в) когда идёт дождик.

2. Сколько цветов в радуге? Обведи нужную букву.


а) 8 цветов;

б) 6 цветов;

в) 7 цветов.


3. Какие цвета в радуге? Вычеркни лишнее.

  • Оранжевый, коричневый, жёлтый, красный, зелёный, белый, голубой, синий, фиолетовый.

4. В радуге оранжевый цвет идёт после …

а) синего;

б) зелёного;

в) красного.

5. Запиши цифрами порядок следования цветов радуги.

 

                                                        голубой;

                                                 фиолетовый;

                                                    красный;

                                                      синий;

                                                    зелёный;

                                                     жёлтый;

                                                  оранжевый.

ФАМИЛИЯ, ИМЯ __________________________________________________________

Тесты к разделу «Почему и зачем?»   ТЕСТ №11

ТЕМА:  «ПОЧЕМУ НУЖНО ЕСТЬ МНОГО ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ?»

1. Подчеркни одной чертой названия овощей, двумя чертами – названия фруктов.

яблоко                                    лук                              виноград

редис                                   груша                                ананас

помидор                              огурец                              чеснок

апельсин                             лимон                              морковь

2. Как отличить овощи? Обведи нужную букву.

а) растут в саду, на деревьях;

б) растут в огороде, на грядках.

3. Допиши предложение.

  • Вещества, которые содержаться в овощах и фруктах – это __________________.

 

4. Установи соответствие.

яблоко

 

Витамин А

 

Витамин В

 

Витамин С

 
 

 

 

 

 

 

 


5. Почему надо есть овощи и фрукты? Обведи нужную букву.

а) они вкусные и сладкие;

б) они красивые  разноцветные;

в) они полезные и в них много витаминов.


 

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ___________________________________________________________

Тесты к разделу «Почему и зачем?»  ТЕСТ №12

ТЕМА:  «ЗАЧЕМ СТРОЯТ КОРАБЛЬ?»

1.Как устроен корабль? Установи соответствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. Какие спасательные средства всегда есть на корабле? Вычеркни лишнее.

  • Спасательный плот, шлюпка, каюта, спасательный круг, спасательный нагрудник.

3. Какие профессии относятся к морским? Подчеркни.


космонавт         стюардесса         радист         водолаз          моряк         лётчик       

водитель            геолог                 боцман        штурман        капитан     механик

4. Где передвигаются корабли?

а) по воздуху          б) по шоссе          в) по рельсам           г) по воде

 5. Зачем строят корабли? Обведи буквы  правильных ответов.

а) чтобы перевозить пассажиров;

б) чтобы ловить рыбу;

в) чтобы изучать космические тела;

г) чтобы вести исследования;

д) чтобы совершать прогулки;

е) чтобы защищать морские границы Родины.


Контрольная работа по окружающему миру.  1 класс ( итоговая)

1 вариант

А 1. Какое время года изображено на картинке ?       

       Отметь знаком «х».

      1) осень

       2) зима

       3) лето

      4) весна

 

А 2. Найди картинку, на которой изображен лист тополя. Отметь знаком «х».

                                        

 

А 3. Какой гриб изображен на картинке? Отметь знаком «х»

       1) шампиньон

       2) лисичка

       3) белый гриб

 

 А 4. Отметь знаком «х» только под съедобными грибами.

                              

        

 

А 5. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах диких птиц?

       Отметь правильный ответ знаком «х».

       1) можно повредить яйца

       2) птица бросит гнездо

       3) птица испугается

А 6.  К какой группе относятся животные: ёж, белка, мышь, лось?

      Отметь знаком «х».

      1) рыбы

      2) земноводные

      3) млекопитающие (звери)

      4) птицы

А 7. К какой группе относятся животные, у которых 6 конечностей?

        Отметь знаком «х».

       1) пауки

        2) насекомые

        3) пресмыкающиеся

        4) млекопитающие

А 8.  Соедини стрелками название органа чувств и название чувств:

                        Глаза                         слух

                        Язык                          зрение

                        Уши                            вкус

                        Нос                             осязание

                        Кожа                           обоняние

А 9. Как называется орган человека, который может улавливать различные запахи? Отметь знаком «х».

          1)Ухо

          2) глаз

         3) рука

        4) нос

  А 10. Отметь знаком «х» слова, которые характеризуют здорового человека.

       1) Не курит                  4)занимается физкультурой                 7) часто болеет

       2) закаленный              5) имеет хороший аппетит                   8) много гуляет

       3) бледный                    6) всегда в хорошем настроении           9) ловкий

А 11. Зачем нужно знать свой организм?  Отметь знаком «х».

      1) чтобы сохранять и укреплять своё здоровье

      2) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться

      3) чтобы умело использовать свои возможности

В 12. Продолжи предложения.

Я живу в стране ___________________________ .

Столица моей Родины – город _________________ .

В 13. Кто является главой государства в России? Напиши.

_______________________________________________________________

С 14. Найди государственный флаг нашей страны и раскрась его.

 


   

 

 

С 15. В лесу вырубили старые дуплистые деревья. Вскоре молодой лес погиб. Объясни, почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

2 вариант

А 1. К какому времени года относится эта картинка ?       

       Отметь знаком «х».

      1) осень

       2) зима

       3) лето

      4) весна

 

А 2. Найди картинку, на которой изображен лист березы. Отметь знаком «х».

                                        

 

А 3. Какой гриб изображен на картинке? Отметь знаком «х»

       1) шампиньон

       2) лисичка

       3) белый гриб

 А 4. Отметь знаком «х» только под ядовитыми  грибами.

                              

        

 

А 5. Что нужно делать, если ты в лесу нашел гнездо с яйцами диких птиц?

       Отметь свой ответ знаком «х».

       1) потрогаю руками  яйца

       2) возьму домой

       3) не буду трогать и брать

А 6.  К какой группе относятся животные: журавль, иволга, пингвин?

      Отметь знаком «х».

      1) рыбы

      2) земноводные

      3) млекопитающие (звери)

      4) птицы

А 7. К какой группе относятся животные, у которых 8 конечностей?

        Отметь знаком «х».

       1) пауки

        2) пресмыкающиеся

        3) насекомые

        4) млекопитающие

А 8.  Соедини стрелками название органа чувств и название чувств:

                        Глаза                         слух

                        Язык                          зрение

                        Уши                            вкус

                        Нос                             осязание

                        Кожа                           обоняние

А 9. Как называется орган человека, который помогает слышать звуки? Отметь знаком «х».

          1)Ухо

          2) глаз

         3) рука

         4) нос

А 10. Отметь знаком «х» слова, которые не характеризуют здорового человека.

       1) Не курит                  4)занимается физкультурой                 7) часто болеет

       2) закаленный              5) имеет хороший аппетит                   8) много гуляет

       3) бледный                    6) всегда в хорошем настроении           9) ловкий

А 11. Зачем нужно знать свой организм?  Отметь знаком «х».

      1) чтобы сохранять и укреплять своё здоровье

      2) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться

      3) чтобы умело использовать свои возможности

В 12. Продолжи предложения:

Наше государство называется _______________________________ .

Столица нашей Родины -  город ___________________________ .

В 13. Какие государственные символы России ты знаешь? Напиши.

_________________________________________________________________

С 14. Найди государственный флаг нашей страны и раскрась его.

 


   

 

 

С 15. В лесу вырубили старые дуплистые деревья. Вскоре молодой лес погиб. Объясни, почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключи

1 вариант

А 1. – 3)

А 2.

                                              

А 3. -  3)

А 4

                              

        

А 5. – 5)

А 6. – 3)

А 7. – 2)

А 8. 

                        Глаза                         слух

                        Язык                          зрение

                        Уши                            вкус

                        Нос                             осязание

                        Кожа                           обоняние

А 9. – 4)

А 10.

       1) Не курит                  4)занимается физкультурой                 7) часто болеет

       2) закаленный              5) имеет хороший аппетит                   8) много гуляет

       3) бледный                    6) всегда в хорошем настроении           9) ловкий

А 11. – 1)

В 12. Россия, Москва.

В 13. Президент

С 14

 

 

С 15. Пропали птицы и другие животные, которые строят домики в дуплах старых животных. Некому поедать вредителей молодых деревьев.

 

 

2 вариант

А 1. – 1)

А 2.

                                        

 

А 3. -2)

А 4.

                                      

А 5. – 3)

А 6 . – 4)

А 7. – 1)

А 8. 

                        Глаза                         слух

                        Язык                          зрение

                        Уши                            вкус

                        Нос                             осязание

                        Кожа                           обоняние

А 9. – 1)

А 10.   

       1) Не курит                  4)занимается физкультурой                 7) часто болеет

       2) закаленный              5) имеет хороший аппетит                   8) много гуляет

       3) бледный                    6) всегда в хорошем настроении           9) ловкий

А 11. – 1)

В 12. – Россия, Москва.

В 13.  Гимн, флаг, герб.

С 14.

 

 

С 15. Пропали птицы и другие животные, которые строят домики в дуплах старых животных. Некому поедать вредителей молодых деревьев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Пояснительная записка

Пояснительная записка

В данной программе учитываются также характерные особенности для этого школьного возраста: - центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память,…

В данной программе учитываются также характерные особенности для этого школьного возраста: - центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память,…

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель программы: · развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; · освоение знаний об окружающем…

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель программы: · развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; · освоение знаний об окружающем…

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Поэтому базовый уровень ТДМ используется также как ступень перехода учителя от традиционного объ яснительно-иллюстративного метода к деятельностному методу

Поэтому базовый уровень ТДМ используется также как ступень перехода учителя от традиционного объ яснительно-иллюстративного метода к деятельностному методу

Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие…

Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие…

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и…

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и…

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №

Содержание курса

Содержание курса

Кто такие насекомые? Насекомые как группа животных

Кто такие насекомые? Насекомые как группа животных

Как путешествует письмо? Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции

Как путешествует письмо? Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции

Где живут белые медведи? Холодные районы

Где живут белые медведи? Холодные районы

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? 1 27

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? 1 27

Зачем мы спим ночью? 1 56

Зачем мы спим ночью? 1 56

Литература, использованная при подготовке программы» 1

Литература, использованная при подготовке программы» 1

Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга для учащихся начальных классов

Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга для учащихся начальных классов

ПРИЛОЖЕНИЕ ФАМИЛИЯ, ИМЯ ____________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ ФАМИЛИЯ, ИМЯ ____________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ____________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ____________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ __________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ __________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ __________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ __________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ __________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ __________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ____________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ____________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ _________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ _________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ___________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ___________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ___________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ___________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ _________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ _________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ __________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ __________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ___________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ___________________________________________________________

Контрольная работа по окружающему миру

Контрольная работа по окружающему миру

А 6. К какой группе относятся животные: ёж, белка, мышь, лось?

А 6. К какой группе относятся животные: ёж, белка, мышь, лось?

Не курит 4)занимается физкультурой 7) часто болеет 2) закаленный 5) имеет хороший аппетит 8) много гуляет 3) бледный 6) всегда в хорошем настроении 9) ловкий

Не курит 4)занимается физкультурой 7) часто болеет 2) закаленный 5) имеет хороший аппетит 8) много гуляет 3) бледный 6) всегда в хорошем настроении 9) ловкий

А 1. К какому времени года относится эта картинка ?

А 1. К какому времени года относится эта картинка ?

А 6. К какой группе относятся животные: журавль, иволга, пингвин?

А 6. К какой группе относятся животные: журавль, иволга, пингвин?

А 11. Зачем нужно знать свой организм?

А 11. Зачем нужно знать свой организм?

Ключи 1 вариант А 1. – 3)

Ключи 1 вариант А 1. – 3)

В 12. Россия, Москва. В 13. Президент

В 12. Россия, Москва. В 13. Президент

Уши вкус

Уши вкус
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021