МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА имени героя Советского Союза С.В.Руднева
УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ
УТВЕРЖДАЮ Принято на педсовете Рассмотрено на заседании МО.
________________ __________________ от «_____» ________________ 202__г.
«____» ____________ г. Руководитель МО _________________
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Светская этика».
(1 час в неделю)
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»
2023-2024 учебный год
Составила: Трофимова В.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» А.И.Шемшуриной (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2020 г.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Рабочая программа по курсу «Основы светской этики» для 4-х классов на 2018/2019 учебный год составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобринауки РФ от 06.10.2009 № 373), на основе Примерных программ начального общего образования. В 2 ч. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317 с. – (Стандарты второго поколения), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования
Нормативно-правовой базой для составления данной рабочей программы являются:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года»
4. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».
5. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. –400с.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 (Зарегистрирован в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
9. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно – методического комплекта «Школа России».
Для учащихся:
Для учителя:
1. Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2020
мпчебно-методическому комплекту:
Общая характеристика предмета
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
· понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
· формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
· формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
· формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального народа России;
· знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
· укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
· общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
· единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
· Патриотизм.
· Социальная солидарность.
· Гражданственность.
· Семья.
· Труд и творчество.
· Наука.
· Традиционные российские религии.
· Искусство и литература.
· Природа.
· Человечество.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры.
2. Основы исламской культуры.
3. Основы буддийской культуры.
4. Основы иудейской культуры.
5. Основы мировых религиозных культур.
6. Основы светской этики.
Один из модулей изучается учащимися с их согласия и по выбору родителей (законных представителей) на основании заявлений. С учетом этого в 4классе разработана данная рабочая программа по шестому модулю «Основы светской этики».
Этот учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. И выбранный обучающимися и их родителями модуль согласуется по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей учащихся.
Цели: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Основные формы организации образовательного процесса по ОРКСЭ:
- традиционный урок;
- урок – исследование;
- практические занятия;
- фронтальная, парная, групповая, индивидуальные формы учебной деятельности
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики»модуль «Основы светской этики» в 4 классе отведено 34 часа в год из расчета 1 час в неделю (34 учебные недели)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные УУД:
- Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
- Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д. Осознание важности познания нового.
- Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения
общечеловеческих норм
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли
сложности при выполнении.
Познавательные УУД
- Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
- Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;
- Составлять план текста;
- Представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.
-Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы
на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,
находить нужную информацию в учебнике.
- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
- Умение слушать и слышать;
- выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,
выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке;
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями
и мотивированно присоединяться к одной из них;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;
- подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
- понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Предметные результаты
-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
-первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
-осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета, курса
Введение. 2 часа. Этика – наука о нравственной жизни человека
Этика общения. 4 часа. Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
Этикет. 4 часа. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Представление проектов по теме.
Этика человеческих отношений. 4 часа. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе. 4 часа. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс- мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины. 4 часа. Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться. 4 часа. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнёшь характер. 4 часа. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со».
Судьба и Родина едины. 4 часа. С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек – чело века. Слово, обращённое к себе.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема урока |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности |
Введение |
1 |
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и не сплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). |
Этика – наука о нравственной жизни человека |
1 |
|
Этика общения |
4 |
|
Добрым жить на белом свете веселей |
1 |
|
Правила общения для всех |
1 |
|
От добрых правил- добрые слова и поступки |
1 |
|
Каждый интересен |
1 |
|
Этикет |
4 |
|
Премудрости этикета |
1 |
|
Красота этикета |
1 |
|
Простые школьные и домашние правила этикета. |
1 |
|
Чистый ручеёк нашей речи. |
1 |
|
Этика человеческих отношений |
4 |
|
В развитии добрых чувств- творение души. |
1 |
|
Природа – волшебные двери к добру и доверию. |
1 |
|
Чувство Родины. |
1 |
|
Жизнь протекает среди людей. |
1 |
|
Этика отношений в коллективе. |
4 |
|
Чтобы быть коллективом |
1 |
|
Коллектив начинается с меня. |
1 |
|
Мой класс- мои друзья. Презентации. Проекты. |
1 |
|
Ежели душевны вы и к этике не глухи. |
1 |
|
Простые нравственные истины |
4 |
|
Жизнь священна |
1 |
|
Человек рождён для добра. |
1 |
|
Милосердие – закон жизни. |
1 |
|
Жить во благо себе и другим. |
1 |
|
Душа обязана трудиться. |
4 |
|
Следовать нравственной установке. |
1 |
|
Достойно жить среди людей. |
1 |
|
Уметь понять и простить. |
1 |
|
Простая этика поступков. |
1 |
|
Посеешь поступок – пожнёшь характер. |
4 |
|
Общение и источники преодоления обид. |
1 |
|
Ростки нравственного опыта поведения. |
1 |
|
Доброте сопутствует терпение. |
1 |
|
Действия с приставкой «со». |
1 |
|
Судьба и Родина едины. |
4 |
|
С чего начинается Родина В тебе рождается патриот и гражданин. |
1 1 |
|
Человек – чело века. |
1 |
|
Слово, обращённое к себе. |
1 |
|
Обобщающий урок по курсу. Творческая мастерская. |
1 |
|
Всего часов: |
34 |
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для учащихся:
Для учителя:
Список дополнительной литературы
Этика: словарь изречений
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В результате реализации рабочей программы учащиеся должны:
знать/понимать:
- общие этические понятия на разных языках России;
- общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны;
- понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг;
- «Золотое правило нравственности»;
- ценные качества человеческой души;
- ценности рода и семьи;
- светские правила;
- как появилась семья;
- семейные традиции;
- правила поведения в школе;
- права и обязанности школьника;
- правила дружбы;
- понятие: этикет;
- сокровища нравственности;
- роли в семье;
- понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;
- понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник.
уметь:
- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
- излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
- устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
- строить отношения между людьми в школе;
- жить по законам чести;
- держать слово;
- иметь силу воли;
- строить отношения в семье;
- договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
- жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого;
- любить страну, Родину и Отечество.
Формы контроля и проведения аттестации учащихся
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
№ п/п |
дата |
Тема урока |
Стандарты содержание |
Ожидаемые результаты |
|||||
По плану |
коррекция |
метапредметные |
предметные |
личностные |
||||||
Раздел 1 Введение (2 ч.) |
||||||||||
1 |
1 |
|
|
Этика – наука о нравственной жизни человека. |
Основные определения понятий этики и вежливости. Чтение поучительных сказок о вежливости. |
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям |
Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
|
Формировать основы для принятия культурных традиций своей страны.
|
||
2 |
2 |
|
|
Этика – наука о нравственной жизни человека. |
||||||
Раздел 2 Этика общения (4 ч.) |
||||||||||
3 |
1 |
|
|
Добрым жить на свете веселей. |
Знакомство с понятиями «добро», «стремление к добру». Анализ текста, выделение в нём главного и формулирование своими словами. Знакомство с примерами проявления доброты, чуткости, деликатности, высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.
|
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
|
Научиться первоначальным представлениям представлениям о светской этике. Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы.
|
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Формировать основы для принятия культурных традиций своей страны.
|
||
4 |
2 |
|
|
Правила общения для всех. |
||||||
5 |
3 |
|
|
От добрых правил – добрые слова и поступки. |
||||||
6 |
4 |
|
|
Каждый интересен. |
||||||
Раздел 3 Этикет (4 ч.) |
||||||||||
7 |
1 |
|
|
Премудрости этикета |
Анализ текста, выделение в нём главного и формулирование своими словами. Толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций. Выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
|
Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
|
Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. Формулировать собственное мнение и позицию. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Понять премудрости этикета, соотносить свои поступки с ними. |
Воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость
|
||
8 |
2 |
|
|
Красота этикета |
||||||
9 |
3 |
|
|
Простые школьные и домашние правила этикета. |
||||||
10 |
4 |
|
|
Чистый ручеёк нашей речи. |
||||||
Раздел 4 Этика человеческих отношений (4ч.) |
||||||||||
11 |
1 |
|
|
В развитии добрых чувств- творение души. |
Выбор способов достижения цели, проверка и корректировка их. Составление разных виды планов; следование плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Формулировка смыслового содержания иллюстраций, связка графического и текстового представления информации. Открытие значений этических понятий, объяснение их смысла своими словами.
|
Обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
|
Проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе. Развивать добрые чувства в душе. Увидеть связь природы и человека. Строить сообщения в устной и письменной форме. Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. |
Воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.
|
||
12 |
2 |
|
|
Природа – волшебные двери к добру и доверию. |
||||||
13 |
3 |
|
|
Чувство Родины. |
||||||
14 |
4 |
|
|
Жизнь протекает среди людей. |
||||||
Раздел 5 Этика отношений в коллективе.(4 ч.) |
||||||||||
15 |
1 |
|
|
Чтобы быть коллективом |
Понятие «коллектив». Отношения в коллективе. Понятие уважения и чуткости к каждому члену коллектива. Коллективизм, его составляющие ценностные черты. Бескорыстное поведение. Моральные правила поведения соответствующие принципам справедливости. Мораль и жизнь в обществе.
|
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Воспитывать вежливость, доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость |
Формирование ценностей коллективизма; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы.
|
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.
|
||
16 |
2 |
|
|
Коллектив начинается с меня. |
||||||
17 |
3 |
|
|
Мой класс- мои друзья. Презентации. Проекты. |
||||||
18 |
4 |
|
|
Ежели душевны вы и к этике не глухи. |
||||||
Раздел 6 «Простые нравственные истины» (4 ч.) |
||||||||||
19 |
1 |
|
|
Жизнь священна |
Материальные и духовные потребности человека.Жизнь как высшая ценность для человека и его семьи. Качества, помогающие определять нравственную ценность человека. Сущность понятий честь, достоинство, тактичность, милосердие, справедливость. Сущность понятий свобода и моральный выбор. Связь свободы с моральным выбором. Выбор между нравственным и безнравственным поведением.
|
Обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
|
Развивать добрые чувства в отношениях с человеком, с природой. Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. |
Воспитывать внимание, понимание, сострадание, доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. |
||
20 |
2 |
|
|
Человек рождён для добра. |
||||||
21 |
3 |
|
|
Милосердие – закон жизни. |
||||||
22 |
4 |
|
|
Жить во благо себе и другим. |
||||||
Раздел 7 «Душа обязана трудиться.» (4 ч.) |
||||||||||
23 |
1 |
|
|
Следовать нравственной установке. |
Нравственная ценность - добро. Стремление к добру - цель человеческой морали. Гуманизм – важнейший этический признак. Что такое честь. Что такое достоинство. Что такое совесть. Нравственные идеалы.
|
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
|
Понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества. Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; Учиться первоначальным представлениям о светской этике. Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы.
|
Оценивать свои и жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «родина», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», понимать позицию другого.
|
||
24 |
2 |
|
|
Достойно жить среди людей. |
||||||
25 |
3 |
|
|
Уметь понять и простить. |
||||||
26 |
4 |
|
|
Простая этика поступков. |
||||||
Раздел 8 «Посеешь поступок – пожнёшь характер» (4 ч.) |
||||||||||
27 |
1 |
|
|
Общение и источники преодоления обид. |
Понятия доброжелательность, чувство юмора, терпимость к
недостаткам. Сущность понятия ответственность. Взаимосвязь свободы человека с ответственностью. Ответственность человека за совершаемые действия, сочувствие. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время? Моральные обязанности человека в обществе. |
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Уметь вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
|
Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. Оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, понимания чувств других людей и сопереживания им. |
Формирование моральной самооценки, ориентации на моральные нормы и их выполнение . Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.
|
||
28 |
2 |
|
|
Ростки нравственного опыта поведения. |
|
|||||
29 |
3 |
|
|
Доброте сопутствует терпение. |
||||||
30 |
4 |
|
|
Действия с приставкой «со». |
Действия с приставкой «СО»: сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. |
|||||
Раздел 9 « Судьба и Родина едины.» (4 ч.) |
||||||||||
31 |
1 |
|
|
С чего начинается Родина В тебе рождается патриот и гражданин. |
Нормы - образцы нравственного поведения в культуре России - труженик, патриот, воин, коллективист. Духовные традиции. Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Служение на благо Отечества.
|
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и дополнительной литературы и источников Интернета. Отбирать, систематизировать и фиксировать информацию.
Презентации творческих проектов |
Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; Понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности и семьи. понимать и принимать значение морально- ответственного поведения в жизни человека и общества. понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни. Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение. адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. |
Формировать основы для принятия культурных традиций своей страны. Воспитывать доверие и уважение к истории и культуре Отечества. Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей российского государства и общечеловеческих норм этики.
|
||
32 |
2 |
|
|
Человек – чело века. |
||||||
33 |
3 |
|
|
Слово, обращённое к себе. |
||||||
34 |
4 |
|
|
Обобщающий урок по курсу. Творческая мастерская. |
Подведение итогов. Презентация творческих работ. |
|||||
Итого: 34 часа |
||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.