Программа "Основы финансовой грамотности в ДОУ"

  • docx
  • 14.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа финансовая грамотность.docx

1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Невозможно вырастить гармонично - развитого человека, не подготовив

его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям.

Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых

предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги,

товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека.

При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т.е. закладываются индивидуальные  особенности восприятия финансового мира.

Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям

обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса.

Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка с взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» (далее - Программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования(далее - ФГОС ДО), утверждённым приказом Минобрнауки России № 1155-ФЗ от 17.10. 2013 г. Нормативное обоснование Программы: Федеральные законы:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в

Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.

Нормативно-правовые документы:

- Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

15.05.2013 г. № 26 (регистрация от 27.08.2015 г.) «Об утверждении СанПиН

2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Цели реализации Программы:

-формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

-формирование норм финансово-грамотного поведения, а так же подготовка к жизни в современном обществе.

Задачи реализации Программы:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) -

деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но

ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами;

- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

• трудиться, работать и зарабатывать;

• деньги, доходы;

• покупать, тратить, расходовать, транжирить;

• откладывать, копить, сберегать;

• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

• планировать, экономить.

- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей

нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических

отношений между людьми в обществе;

- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться

карманные (личные) деньги.

- активизировать коммуникативную деятельность детей;

- стимулировать интерес к изучению мира финансов;

- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию

финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

- способствовать повышению ответственности и самоконтроля

-качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение

компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры

ребёнка.

Программа предусмотрена как дополнительное образование детей

старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы) и

адаптирована как для занятий в дошкольном образовательном учреждении,

так и для домашнего обучения.

Программа составлена по образовательным областям: «социально-

коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие»,

«художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие». Она отвечает перспективным направлениям дошкольного образования, соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного

Возраста и способствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО.

Дошкольный возраст имеет свои особенности. В этот период дети любознательны, проявляют высокую познавательную активность, максимально открыты эмоциональному переживанию и сопереживанию. Развиваются предпосылки понятийного мышления: появляются элементы абстрактных рассуждений, проявляется интерес не только к тем явлениям, которые он видел непосредственно перед собой, но и к обобщённым свойствам предметов окружающей действительности. Ребёнок способен определить причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Закладываются основы морального поведения, формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям, выстраивается моральный облик ребёнка, черты которого проявляются в течение всей последующей жизни.

 

 

Переход в старшую группу связан с изменением психологической

позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе стимулирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоуважении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Формирование финансовой культуры в части развития экономического

мышления, деловых качеств, общественной активности и предприимчивости

ограничено возрастными особенностями и психическим развитием

дошкольников. В этот период дети ещё не готовы к правильному восприятию

целого ряда финансово-экономических терминов ,проведению сложных математических расчётов, планированию, анализу, синтезу и пр.

Несоответствие между познавательными потребностями ребёнка и его

возможностями переработать информацию может привести к перегрузке

сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из

которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять.

Учитывая это, целесообразно сделать акцент на нравственные стороны,

необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому

труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр. Основополагающей идеей Программы выступает формирование у детей

здорового интереса к деньгам, которые по своей сути глубоко социальны и

выступают неотъемлемой частью окружающей среды.

Главным принципом реализации Программы является адекватность

возрасту. При ознакомлении дошкольников с основными финансовыми и

экономическими понятиями следует принимать во внимание возрастные

особенности, соблюдать чувство меры и осторожность.

Программа соответствует принципу развивающего образования

И сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на комплексно-тематическом

Принципе построения образовательного процесса и предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Программа предлагает вариативные формы обучения

-каждый воспитатель может творчески использовать в работе предлагаемое авторами содержание тематического плана.

Программа предполагает тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, призвана способствовать формированию

ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

 

 

 

1.2. Критерии отбора материала Программы

- финансово-экономическая направленность;

- доступность, наглядность, занимательность;

- воспитательная и нравственная ценность;

- возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.

1.3. Взаимодействие с родителями

Для достижения единства целей и задач воспитания ребёнка в

Программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и

семьи.

Программа предусматривает активное приобщение родителей к

образовательному процессу (родительский клуб, семейные проекты, обмен

опытом, участие в праздничных мероприятиях, играх,

театральных миниатюрах, обучающих сказках и пр.).

Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка

Достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает

Необходимость определения результатов освоения образовательной

программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для

педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные

характеристики возможных достижений ребёнка и направление

воспитательной деятельности взрослых.

Личностные результаты в итоге освоения Программы дошкольник сможет:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых

понятий, предусмотренных Программой;

- чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо,

плохо - сидеть без дела;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки

труда, универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к

расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных

целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими

сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

Практические результаты:

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать

необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно

расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить

можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно,

бессмысленно;

- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой

использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки,

канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги,

уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

 

2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Формы, методы и средства реализации Программы

Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей

и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия- исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным

мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.

Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:

- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные

театральные мини-постановки и др.);

- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого,

чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание

предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

- практические (исследование, экспериментирование и др.).

Базовой формой и методом реализации Программы является игра.

Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение,

осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. В целях

достижения оптимального результата рекомендуется использовать разные

игры: театрализованные, режиссёрские, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, семейные и др.

В совместной игровой деятельности происходит активное общение

детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не

прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой

процесс длиною в жизнь.

Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка) - один из самых

эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста

творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов.

Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры

дошкольника достигается и с помощью ситуационных задач, занятий-

исследований, занятий-бесед, интерактивных занятий, папок-передвижек,

сказок и иного фольклора.

Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения,

Методический приём, включающий совокупность условий,

направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности.

Решение ситуационных задач способствует формированию умения

объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей.

Для того чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть

актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует

проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т.

д.). Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.

Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее

полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и

воспитания. Программа предусматривает использование начального, самого

простого уровня исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок.

Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы

при реализации всех образовательных областей Программы.

Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы

Познавательной деятельности с использованием информационно развлекательного содержания.

Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок

самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы

идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана

тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на

определённый срок (выходные дни, праздники), занимаются с детьми, пишут

свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с

Чтение — основная форма восприятия художественной литературы как

особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития

познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения

задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное развитие»,«познавательное развитие»,

«художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».

Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по

различным вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют

специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк»,

«Учимся бережливости» и ряд других.

Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой,

учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.

Проекты по темам Программы - эффективный метод, позволяющий

установить взаимосвязь «воспитатель - родитель - ребёнок». Участники

проекта осваивают новые понятия и формируют представления о финансовой

культуре. Воспитатель является организатором продуктивной деятельности,

источником информации, консультантом, экспертом, основным руководителем проекта, при этом партнёром и помощником родителей и ребёнка в саморазвитии. Метод проектов - универсальный интегрированный метод, способствующий развитию исследовательской активности и познавательно-практической деятельности участников проекта, - расширяет ориентировку дошкольников в окружающем мире и развивает самосознание, открывает большие возможности для воспитания детских дружеских взаимоотношений и сотрудничества, развития социальных чувств и представлений.

Памятки для родителей составляются по определённым темам.

Программы изложены доходчиво, конкретно, кратко и целенаправленно, с

таким расчётом, что их необязательно хранить, достаточно только прочитать.

Анкетирование, опрос позволяют воспитателю получить необходимую

информацию для размышления. Учитывая занятость родителей, целесообразно использовать анкеты с небольшим количеством вопросов, которые не требуют развёрнутых ответов.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется

Через отслеживание результатов освоения образовательной программы и проводится воспитателями ДОУ. Основными методами изучения достижений развития ребёнка являются наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными образованиями. Практически все формы реализации

Программы могут выступать в качестве методов. Каждый метод можно

использовать в зависимости от потребностей реализации Программы в целях стимулирования деятельности детей, создания условий для приобретения ими опыта или осознания этого опыта.

Формы подведения итогов:

-открытое занятие для родителей,

-интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация

проектов, игра-испытание и др.

Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей

среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников,

специфики их образовательных потребностей и интересов.

Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает

эффективность реализации Программы, предусмотрено использование как

традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал,

игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для

лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и

др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные

ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены

следующие условия:

• активная поддержка родителей (законных представителей),

вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;

• использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их

возрастным особенностям;

• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного

отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

• предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

• уважение взрослых к человеческому достоинству детей,

формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в

собственных возможностях и способностях.

 

2.2. Варианты взаимодействия с семьями дошкольников и социумом

 

Дошкольное образовательное учреждение представляет собой первый

социальный институт, в котором начинается педагогическое просвещение

родителей, приобщение их к единому образовательному пространству.

Важной составляющей Программы является активное привлечение

родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и

помощники воспитателя в формировании у детей финансовой культуры.

С этой целью необходимо обеспечить открытость образовательного учреждения для родителей, предоставить им полную информацию об образовательной Программе, о ходе её реализации, о специфике образовательного процесса, возможность обсуждения вопросов,

связанных с реализацией Программы, поддерживать

образовательные инициативы родителей. Программа предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Взаимодействие с семьями

дошкольников и социумом

 

Формы взаимодействия

Периодичность

сотрудничества

 

Единое образовательное

пространство

 

Родительский клуб: проведение лекций,

семинаров, практикумов, бесед, тренингов,

создание библиотеки,

педагогическая поддержка, папки передвижки, проекты,

пособие для родителей

«Финансовая культура в семье», семейные конкурсы.

Совместные мероприятия:

встречи с интересными

людьми, мероприятия

в рамках проектной деятельности, открытые

занятия, выставки, ярмарки

 

В течении гшода

Широкое

информационное поле

Консультации, тематические памятки для родителей, информационные альбомы и

тематические стенды, выставки, создание

странички на сайте ДОУ.

 

 

Не реже одного раза в месяц

Создание условий

Помощь в создании

предметно-развивающей среды

 

По мере необходимости

Наблюдение и контроль

Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного

опыта. Анкетирование,

опросы, диагностика,

индивидуальные беседы,

родительская почта.

 

В течении года

 

В реализации Программы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, могут участвовать организации науки и культуры, государственные структуры и органы местного самоуправления, финансовые учреждения, производственные и торговые

предприятия, выразившие желание сотрудничать и обладающие ресурсами, необходимыми осуществления видов учебной деятельности предусмотренных соответствующей Программой.

 

 

2.3 Тематический план

Таблица 2

     Тема

Содержание

Формы и методы проведения

1

Труд основа жизни

Трудиться означает что-то

делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей,

друзей.

Любой труд - это хорошо, сидеть без дела - это плохо.

Беседы, игры соревнования « Мои домашние обязанности», папка передвижка « Наша семья трудится» тематический стенд о труде.

2

Работать и зарабатывать

 

Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать получать вознаграждение за выполненную работу ( так же можно заработать наказание за провинность, проступок)

Беседа. Ситуационные задачи  игра « Вот так заработали».

Конкурс проектов «Трудиться полезно и почётно»

3

Все работы хороши – выбирай на вкус

Профессии. Продукты труда, товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя и для продажи.

Игра « Что создаётся трудом», « как продукт труда в товар превращается». Викторина «Угадай профессии»

4

Творческое занятие

Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться.

Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки

                                                 Что такое деньги, откуда они берутся?

5

Как придумали деньги

Деньги - мера оценки труда (вознаграждение за проделанную

работу), универсальное

средство обмена (инструмент обмена

товаров и услуг)

 

Беседа, чтение, рассказ.

6

Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся.

Виды денег ( монета, банкнота, пятак. рубль) изготовление денег_ печать, чеканка.

Беседа. Чтение.

Игра « Придумываем и рисуем деньги для нашей группы». Тематический стенд « Какие деньги были и какие они стали»

7

Как деньги попадают к нам в дом?

Труд и доходы, вознаграждение за честный труд- заработная плата родителей.

Беседа, обсуждение,

Чтение « Трудовые задачи»

8

Где живут деньги

Денежку бережём. Кошельки, копилки, сейфы, банки

банковские карты и пр.

 

Игра « Денежкин домик». Сказка « Где живут денежки»

Папка передвижка « Мы идём в банк»

9

Мини-спектакль

«Зайкина находка»

 

Закрепляем понятие деньги

Мини спектакль

                                                  3. Покупаем, продаём и обмениваем

10

Где покупают и продают разные товары

Торговые предприятия:

-магазины;

-киоски;

-ларьки;

-рынки;

-ярмарки.

Игра « Где,что купить?».Тематический стенд. Папка передвижка «Мы идём за покупками»

11

Наша мастерская

Изготавливаются товары для

ярмарки: рисуем, клеим,

вырезаем, лепим и пр.

 

Творческо-трудовая деятельность

12

Стоимость и цена товара

Определяем стоимость товара (сделанных поделок. Затраченные материалы, наше время и наш труд) формируем цену.

Игра « Сколько это стоит?»

13

Русская ярмарка

Ярмарка и её атрибуты:

-шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка. Петрушка, купцы и ремесленники.

Игра праздник «Русская ярмарка»

                                          4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.

14

Тратим

разумно, экономим

 

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой. Относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче.

Беседа. Викторина « Разумные траты сказочных героев»

15

Копим и сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и

сберегать, как можно копить,

копить непросто, но полезно, ответственно и важно

 

Папка передвижка «Мы копим»

16

Мини-спектакль

«Мишкина

копилка»

 

Закрепляем понятия:

откладывать, копить, сберегать.

Обыкновенная

копилка поможет понять, как

важно прилагать

усилия тому, чтобы обрести

желаемую вещь, научить

экономить и даст возможность

распоряжаться личными

деньгами

 

Мини- спектакль

                                             5. Учимся занимать и отдавать долги

17

Занимаем и одалживаем

Знакомимся с понятиями:

одалживать,

занимать.

Занять - взять что-то взаймы

на время, одолжить - дать что-то взаймы на время

 

Беседа, ситуационные

задачи, игра «Занять и

одолжить», папка-передвижка

«Занимаем

одалживаем»

 

18

Долги

Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг».

Выясняем что долг может быть не только денежным, обещание это тоже долг.

Чтение, обсуждение

 

Заплатить долг  скорее,

Так будет веселее

 

Дать понятие того, что если взял что то в долг надо обязательно вернуть.

Воспитываем ответственность.

Обсуждение русских пословиц «Умей взять, умей отдать!», « В долг брать легко, а отдавать тяжело»

                                                      6. Учимся планировать

19

Всё по плану

Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать своё время.

Игра « План на следующий день»

Папка передвижка

« Мы планируем»

20

Ставим цели

Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы действовать по плану.

Ситуативные задачи.

Игра « Наши цели»

Тематический стенд

21

Сделал дело- гуляй смело

Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать решения.

Игра « Сделал дело гуляй смело»

Ситуативные задачи

                                                           7.Богатство и бедность

22

Хочу купить всё!

Выясняем, что не всё продаётся и покупается. Дать понятие что такое главные ценности в жизни.

Беседа, ситуативные задачи. Игра « Что нельзя купить?»

23

Наше богатство

Формируем представление о

Вечных ценностях:

доброжелательности, любви

милосердии, взаимопомощи,

которые наряду с денежным

благополучием позволяют

воспитать целостную

гармоничную личность

 

Читаем и обсуждаем

Сказки «Бедные

богатые», «Ум

богатство»

(абазинская

народная

сказка), конкурс

проектов

«Наше

богатство»,

беседа,

ситуационные задачи

 

24

Жадность

Дать понятие, что такое жадность и почему это плохо для человека.

Читаем и обсуждаем

рассказ

Сухомлинского

«Жадный мальчик»,

ситуационные задачи,

обсуждаем поговорки:

- Всех конфет

переешь, всех одежд

не переносишь.

Сам потонет,

воды не даст.

 

25

Творческое занятие:

изображаем

щедрость

жадность

 

Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество как

щедрость, жадности и

изображаем при

помощи  художественных

приёмов:: рисунков, лепки из

пластилина

 

 

3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация занятий по Программе

Программа реализуется в течение года (сентябрь - июнь), состоит из 36

занятий, периодичность занятий 1-2 занятия в неделю, продолжительность

занятий 20-30 минут.

Принципы организации воспитательно-образовательного процесса

Программы:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;

- психологический и эмоциональный комфорт как условие самореализации дошкольника;

- доверие и поддержка активности, инициативности и устремлений к самоутверждению.

 

3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы

 

Требования к зданиям, водоснабжению, канализации и отоплению, к

набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию, к искусственному и естественному освещению образовательных помещений, к санитарному состоянию и содержанию помещений, как и многие другие требования, определяются в соответствующими  СанПин.

Специальных требований, отличных от общепринятых, Программа

Не предъявляет.

Программа предполагает обеспечение групп необходимой мебелью,

играми и пособиями, соответствующими возрасту детей. Для занятий

театрализованной деятельностью необходимо наличие зала.

Предметно-пространственное и информационное окружение должно

учитывать потребности и игровые интересы современного дошкольника,

ориентировано на реализацию программных задач и возможности развернуть

игровой сюжет как для нескольких детей, так и для всех детей группы.

 

3.3. Методическое обеспечение Программы

 

Программа реализуется с методическим сопровождением:

- методические рекомендации для воспитателя (с темами и рекомендациями по организации и проведению занятий);

- пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с

ребёнком»;

-  картотека мини-спектаклей по финансовой грамотности

Для дошкольников (обучающих сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования финансовой культуры детей в возрасте 5 - 7 лет);

- картотека ситуационных задач по финансовой грамотности для

дошкольников;

- картотека игр для детей дошкольного возраста «Азы финансовой культуры»;

- раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности

для организации обучения и воспитания дошкольников;

- художественная литература для организации занятий по финансовой

грамотности в дошкольных учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-

ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

 

4.1. Список литературы, рекомендуемой воспитателям

 

Учебно-методические пособия

1 Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжанов-

ская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019

2 Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Ры-

жановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019

3 Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжанов- ская.

- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019

4 Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжа-

новская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019

5 Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.

Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019

6 Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В.

Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019

7 Аксенова, Н.И. / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л. А.

Павленко. Поиграем в экономику. - Издательство Ростовское отделение

общества информатики и вычислительной техники. - 38 с.

8 Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/

Учебно-методическое пособие.

-Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015 - 89 с.

9 Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у

детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л. Н. Галкина. -

Челябинск, 2006 - 98 с.

 

Сказки, рассказы

1 «Кем быть и кем не быть?» По Я. Пинясову

2 «Сами виноваты» По С. Михалкову

3 П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»

4 В. Сухомлинский «Жадный мальчик»

5 Сказка «Хранители бюджета»

6 Аким Яков «Жадина»

7 Татьяна Казырина «Жадина»

8 Эмма Мошковская«Жадина»

9 К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»

10 А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

11 Рассказ «Как Валюта бабушке сон покупала»

 

 

 

4.2 Игры, дополнительный раздаточный материал

Картинки

«Профессии» онлайн-доступ: http://dochkiisinochki.ru/  kartinki-professii-dlya-detej.html

Раскраски «Деньги» - онлайн-доступ: http://detskie-raskraski.ru/ detskie-

raskraski/raskraska-dengi

Электронные ресурсы:

1 Методические материалы по финансовой грамотности для дошкольников

https://www.fingram39.ru/materials/ma:er;aly-dlya-

doshkolnikov

2 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.festival.lseptember.ru

Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml

Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

www. worldofchildren.ru

Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

www.klubkontakt.net

Подготовка к школе [Электронный ресурс].-Режим доступа:

http:// vscolu.ru

4.2. Список литературы, рекомендуемой родителям

Учебно-методические пособия

1 Александров, И. Большая иллюстрированная энциклопедия для

дошкольников. Litres, 2018

Сказки, рассказы

Два жадных медвежонка (Венгерская сказка)

С. Михалков «Как старик корову продавал»

Х.-К. Андерсен «Новое платье короля»

Х.-К. Андерсен «Огниво»

В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Народная сказка «Мена»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Народная сказка «Жадная старуха»

Народная сказка «Чудесная рубашка»

Видео

Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»:

-Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги?

-Азбука денег тётушки Совы - Умение экономить.

-Азбука денег тётушки Совы - Карманные деньги.

-Азбука денег тётушки Совы - Потребности и возможности.

-Азбука денег тётушки Совы -Домашние питомцы.

 Фиксики - Деньги

 Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977

«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей).

Союзмультфильм «Так сойдёт».

Союзмультфильм «Пятачок».

«Вершки и корешки».

Союзмультфильм «Сказка про лень».

Мультсериал «Навигатум»:

Профессия «Ветеринар»

-«Детский стоматолог»

 

Игры, занятия

Настольная игра «Финансовая экспедиция», издательство «МИФ»

Комикс «История о рублике и его друзьях»/ Министерство финансов

Калининградской

области

-электронный

ресурс:https://www.fingram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fdlc2069d8a466a78.pdf

Книжка- раскраска для дошкольников/Министерство финансов Калининградской области

-электронный pecypc:https://www.fingram39.ru/upload/iblock/44e/44ele34705398d818ca04628236beflb.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Утверждаю:

                                                                     Заведующий МДОУ ЦРР

детский сад № 7 « Алёнушка»

                                                                                  Т.Н. Примак ______________

                                                                               Приказ №__ от «___»______

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Азы финансовой культуры для дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил:

Старший воспитатель

                                                                             Иванова Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

пгт Первомайский

2020-2021 у.г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Стр 1

1.1

Пояснительная записка

Стр.2

 

Цели реализации программы

Стр.2

 

Задачи реализации программы

Стр 2

1.2

Критерии отбора материала Программы

Стр.5

1.3

Взаимодействие с родителями

Стр.5

2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Стр. 6

2.1

Формы, методы, средства реализации Программы

Стр. 6

2.2

Варианты взаимодействия с семьями дошкольников и социумом

Стр.9

2.3

Тематический план

Стр.11

3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Стр.14

3.1

Организация занятий по Программе

Стр.14

3.2

Материально-техническое обеспечение

Стр.14

3.3

Методическое обеспечение Программы

Стр.14

4

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Стр.15

4.1

Список литературы

Стр.15

4.2

Игры

Стр.16

 


 

Скачано с www.znanio.ru