1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Невозможно вырастить гармонично - развитого человека, не подготовив
его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям.
Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых
предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги,
товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека.
При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т.е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.
Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям
обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса.
Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь.
В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка с взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» (далее - Программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования(далее - ФГОС ДО), утверждённым приказом Минобрнауки России № 1155-ФЗ от 17.10. 2013 г. Нормативное обоснование Программы: Федеральные законы:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.
Нормативно-правовые документы:
- Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 г. № 26 (регистрация от 27.08.2015 г.) «Об утверждении СанПиН
2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Цели реализации Программы:
-формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
-формирование норм финансово-грамотного поведения, а так же подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи реализации Программы:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) -
деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но
ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
• трудиться, работать и зарабатывать;
• деньги, доходы;
• покупать, тратить, расходовать, транжирить;
• откладывать, копить, сберегать;
• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
• планировать, экономить.
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей
нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических
отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться
карманные (личные) деньги.
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию
финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля
-качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры
ребёнка.
Программа предусмотрена как дополнительное образование детей
старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы) и
адаптирована как для занятий в дошкольном образовательном учреждении,
так и для домашнего обучения.
Программа составлена по образовательным областям: «социально-
коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие»,
«художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие». Она отвечает перспективным направлениям дошкольного образования, соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного
Возраста и способствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО.
Дошкольный возраст имеет свои особенности. В этот период дети любознательны, проявляют высокую познавательную активность, максимально открыты эмоциональному переживанию и сопереживанию. Развиваются предпосылки понятийного мышления: появляются элементы абстрактных рассуждений, проявляется интерес не только к тем явлениям, которые он видел непосредственно перед собой, но и к обобщённым свойствам предметов окружающей действительности. Ребёнок способен определить причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Закладываются основы морального поведения, формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям, выстраивается моральный облик ребёнка, черты которого проявляются в течение всей последующей жизни.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической
позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе стимулирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоуважении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Формирование финансовой культуры в части развития экономического
мышления, деловых качеств, общественной активности и предприимчивости
ограничено возрастными особенностями и психическим развитием
дошкольников. В этот период дети ещё не готовы к правильному восприятию
целого ряда финансово-экономических терминов ,проведению сложных математических расчётов, планированию, анализу, синтезу и пр.
Несоответствие между познавательными потребностями ребёнка и его
возможностями переработать информацию может привести к перегрузке
сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из
которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять.
Учитывая это, целесообразно сделать акцент на нравственные стороны,
необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому
труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр. Основополагающей идеей Программы выступает формирование у детей
здорового интереса к деньгам, которые по своей сути глубоко социальны и
выступают неотъемлемой частью окружающей среды.
Главным принципом реализации Программы является адекватность
возрасту. При ознакомлении дошкольников с основными финансовыми и
экономическими понятиями следует принимать во внимание возрастные
особенности, соблюдать чувство меры и осторожность.
Программа соответствует принципу развивающего образования
И сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на комплексно-тематическом
Принципе построения образовательного процесса и предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Программа предлагает вариативные формы обучения
-каждый воспитатель может творчески использовать в работе предлагаемое авторами содержание тематического плана.
Программа предполагает тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, призвана способствовать формированию
ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.
1.2. Критерии отбора материала Программы
- финансово-экономическая направленность;
- доступность, наглядность, занимательность;
- воспитательная и нравственная ценность;
- возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.
1.3. Взаимодействие с родителями
Для достижения единства целей и задач воспитания ребёнка в
Программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и
семьи.
Программа предусматривает активное приобщение родителей к
образовательному процессу (родительский клуб, семейные проекты, обмен
опытом, участие в праздничных мероприятиях, играх,
театральных миниатюрах, обучающих сказках и пр.).
Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка
Достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает
Необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для
педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка и направление
воспитательной деятельности взрослых.
Личностные результаты в итоге освоения Программы дошкольник сможет:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых
понятий, предусмотренных Программой;
- чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо,
плохо - сидеть без дела;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки
труда, универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к
расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных
целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими
сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).
Практические результаты:
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать
необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно
расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить
можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно,
бессмысленно;
- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой
использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки,
канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги,
уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы, методы и средства реализации Программы
Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей
и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия- исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным
мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.
Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные
театральные мини-постановки и др.);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого,
чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание
предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- практические (исследование, экспериментирование и др.).
Базовой формой и методом реализации Программы является игра.
Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение,
осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. В целях
достижения оптимального результата рекомендуется использовать разные
игры: театрализованные, режиссёрские, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, семейные и др.
В совместной игровой деятельности происходит активное общение
детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не
прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой
процесс длиною в жизнь.
Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка) - один из самых
эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста
творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов.
Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры
дошкольника достигается и с помощью ситуационных задач, занятий-
исследований, занятий-бесед, интерактивных занятий, папок-передвижек,
сказок и иного фольклора.
Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения,
Методический приём, включающий совокупность условий,
направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности.
Решение ситуационных задач способствует формированию умения
объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей.
Для того чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть
актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует
проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т.
д.). Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.
Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее
полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и
воспитания. Программа предусматривает использование начального, самого
простого уровня исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок.
Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы
при реализации всех образовательных областей Программы.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы
Познавательной деятельности с использованием информационно развлекательного содержания.
Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок
самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы
идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана
тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на
определённый срок (выходные дни, праздники), занимаются с детьми, пишут
свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с
Чтение — основная форма восприятия художественной литературы как
особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития
познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения
задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное развитие»,«познавательное развитие»,
«художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».
Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по
различным вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют
специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк»,
«Учимся бережливости» и ряд других.
Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой,
учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.
Проекты по темам Программы - эффективный метод, позволяющий
установить взаимосвязь «воспитатель - родитель - ребёнок». Участники
проекта осваивают новые понятия и формируют представления о финансовой
культуре. Воспитатель является организатором продуктивной деятельности,
источником информации, консультантом, экспертом, основным руководителем проекта, при этом партнёром и помощником родителей и ребёнка в саморазвитии. Метод проектов - универсальный интегрированный метод, способствующий развитию исследовательской активности и познавательно-практической деятельности участников проекта, - расширяет ориентировку дошкольников в окружающем мире и развивает самосознание, открывает большие возможности для воспитания детских дружеских взаимоотношений и сотрудничества, развития социальных чувств и представлений.
Памятки для родителей составляются по определённым темам.
Программы изложены доходчиво, конкретно, кратко и целенаправленно, с
таким расчётом, что их необязательно хранить, достаточно только прочитать.
Анкетирование, опрос позволяют воспитателю получить необходимую
информацию для размышления. Учитывая занятость родителей, целесообразно использовать анкеты с небольшим количеством вопросов, которые не требуют развёрнутых ответов.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется
Через отслеживание результатов освоения образовательной программы и проводится воспитателями ДОУ. Основными методами изучения достижений развития ребёнка являются наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.
Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными образованиями. Практически все формы реализации
Программы могут выступать в качестве методов. Каждый метод можно
использовать в зависимости от потребностей реализации Программы в целях стимулирования деятельности детей, создания условий для приобретения ими опыта или осознания этого опыта.
Формы подведения итогов:
-открытое занятие для родителей,
-интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация
проектов, игра-испытание и др.
Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей
среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников,
специфики их образовательных потребностей и интересов.
Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает
эффективность реализации Программы, предусмотрено использование как
традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал,
игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для
лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и
др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные
ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены
следующие условия:
• активная поддержка родителей (законных представителей),
вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
• использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их
возрастным особенностям;
• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного
отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
• предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
• уважение взрослых к человеческому достоинству детей,
формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях.
2.2. Варианты взаимодействия с семьями дошкольников и социумом
Дошкольное образовательное учреждение представляет собой первый
социальный институт, в котором начинается педагогическое просвещение
родителей, приобщение их к единому образовательному пространству.
Важной составляющей Программы является активное привлечение
родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и
помощники воспитателя в формировании у детей финансовой культуры.
С этой целью необходимо обеспечить открытость образовательного учреждения для родителей, предоставить им полную информацию об образовательной Программе, о ходе её реализации, о специфике образовательного процесса, возможность обсуждения вопросов,
связанных с реализацией Программы, поддерживать
образовательные инициативы родителей. Программа предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.
Таблица 1
Взаимодействие с семьями дошкольников и социумом
|
Формы взаимодействия |
Периодичность сотрудничества
|
Единое образовательное пространство
|
Родительский клуб: проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов, создание библиотеки, педагогическая поддержка, папки передвижки, проекты, пособие для родителей «Финансовая культура в семье», семейные конкурсы. Совместные мероприятия: встречи с интересными людьми, мероприятия в рамках проектной деятельности, открытые занятия, выставки, ярмарки
|
В течении гшода |
Широкое информационное поле |
Консультации, тематические памятки для родителей, информационные альбомы и тематические стенды, выставки, создание странички на сайте ДОУ.
|
Не реже одного раза в месяц |
Создание условий |
Помощь в создании предметно-развивающей среды
|
По мере необходимости |
Наблюдение и контроль |
Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные беседы, родительская почта.
|
В течении года |
В реализации Программы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, могут участвовать организации науки и культуры, государственные структуры и органы местного самоуправления, финансовые учреждения, производственные и торговые
предприятия, выразившие желание сотрудничать и обладающие ресурсами, необходимыми осуществления видов учебной деятельности предусмотренных соответствующей Программой.
2.3 Тематический план
Таблица 2
№ |
Тема |
Содержание |
Формы и методы проведения |
1 |
Труд основа жизни |
Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей. Любой труд - это хорошо, сидеть без дела - это плохо. |
Беседы, игры соревнования « Мои домашние обязанности», папка передвижка « Наша семья трудится» тематический стенд о труде. |
2 |
Работать и зарабатывать
|
Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать получать вознаграждение за выполненную работу ( так же можно заработать наказание за провинность, проступок) |
Беседа. Ситуационные задачи игра « Вот так заработали». Конкурс проектов «Трудиться полезно и почётно» |
3 |
Все работы хороши – выбирай на вкус |
Профессии. Продукты труда, товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя и для продажи. |
Игра « Что создаётся трудом», « как продукт труда в товар превращается». Викторина «Угадай профессии» |
4 |
Творческое занятие |
Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться. |
Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки |
Что такое деньги, откуда они берутся? |
|||
5 |
Как придумали деньги |
Деньги - мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг)
|
Беседа, чтение, рассказ. |
6 |
Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся. |
Виды денег ( монета, банкнота, пятак. рубль) изготовление денег_ печать, чеканка. |
Беседа. Чтение. Игра « Придумываем и рисуем деньги для нашей группы». Тематический стенд « Какие деньги были и какие они стали» |
7 |
Как деньги попадают к нам в дом? |
Труд и доходы, вознаграждение за честный труд- заработная плата родителей. |
Беседа, обсуждение, Чтение « Трудовые задачи» |
8 |
Где живут деньги |
Денежку бережём. Кошельки, копилки, сейфы, банки банковские карты и пр.
|
Игра « Денежкин домик». Сказка « Где живут денежки» Папка передвижка « Мы идём в банк» |
9 |
Мини-спектакль «Зайкина находка»
|
Закрепляем понятие деньги |
Мини спектакль |
3. Покупаем, продаём и обмениваем |
|||
10 |
Где покупают и продают разные товары |
Торговые предприятия: -магазины; -киоски; -ларьки; -рынки; -ярмарки. |
Игра « Где,что купить?».Тематический стенд. Папка передвижка «Мы идём за покупками» |
11 |
Наша мастерская |
Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.
|
Творческо-трудовая деятельность |
12 |
Стоимость и цена товара |
Определяем стоимость товара (сделанных поделок. Затраченные материалы, наше время и наш труд) формируем цену. |
Игра « Сколько это стоит?» |
13 |
Русская ярмарка |
Ярмарка и её атрибуты: -шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка. Петрушка, купцы и ремесленники. |
Игра праздник «Русская ярмарка» |
4. Тратим разумно, сберегаем и экономим. |
|||
14 |
Тратим разумно, экономим
|
Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой. Относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. |
Беседа. Викторина « Разумные траты сказочных героев» |
15 |
Копим и сберегаем |
Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно
|
Папка передвижка «Мы копим» |
16 |
Мини-спектакль «Мишкина копилка»
|
Закрепляем понятия: откладывать, копить, сберегать. Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия тому, чтобы обрести желаемую вещь, научить экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами
|
Мини- спектакль |
5. Учимся занимать и отдавать долги |
|||
17 |
Занимаем и одалживаем |
Знакомимся с понятиями: одалживать, занимать. Занять - взять что-то взаймы на время, одолжить - дать что-то взаймы на время
|
Беседа, ситуационные задачи, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем одалживаем»
|
18 |
Долги |
Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг». Выясняем что долг может быть не только денежным, обещание это тоже долг. |
Чтение, обсуждение |
|
Заплатить долг скорее, Так будет веселее
|
Дать понятие того, что если взял что то в долг надо обязательно вернуть. Воспитываем ответственность. |
Обсуждение русских пословиц «Умей взять, умей отдать!», « В долг брать легко, а отдавать тяжело» |
6. Учимся планировать |
|||
19 |
Всё по плану |
Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать своё время. |
Игра « План на следующий день» Папка передвижка « Мы планируем» |
20 |
Ставим цели |
Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы действовать по плану. |
Ситуативные задачи. Игра « Наши цели» Тематический стенд |
21 |
Сделал дело- гуляй смело |
Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать решения. |
Игра « Сделал дело гуляй смело» Ситуативные задачи |
7.Богатство и бедность |
|||
22 |
Хочу купить всё! |
Выясняем, что не всё продаётся и покупается. Дать понятие что такое главные ценности в жизни. |
Беседа, ситуативные задачи. Игра « Что нельзя купить?» |
23 |
Наше богатство |
Формируем представление о Вечных ценностях: доброжелательности, любви милосердии, взаимопомощи, которые наряду с денежным благополучием позволяют воспитать целостную гармоничную личность
|
Читаем и обсуждаем Сказки «Бедные богатые», «Ум богатство» (абазинская народная сказка), конкурс проектов «Наше богатство», беседа, ситуационные задачи
|
24 |
Жадность |
Дать понятие, что такое жадность и почему это плохо для человека. |
Читаем и обсуждаем рассказ Сухомлинского «Жадный мальчик», ситуационные задачи, обсуждаем поговорки: - Всех конфет переешь, всех одежд не переносишь. Сам потонет, воды не даст.
|
25 |
Творческое занятие: изображаем щедрость жадность
|
Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество как щедрость, жадности и изображаем при помощи художественных приёмов:: рисунков, лепки из пластилина
|
|
3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация занятий по Программе
Программа реализуется в течение года (сентябрь - июнь), состоит из 36
занятий, периодичность занятий 1-2 занятия в неделю, продолжительность
занятий 20-30 минут.
Принципы организации воспитательно-образовательного процесса
Программы:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
- психологический и эмоциональный комфорт как условие самореализации дошкольника;
- доверие и поддержка активности, инициативности и устремлений к самоутверждению.
3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Требования к зданиям, водоснабжению, канализации и отоплению, к
набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию, к искусственному и естественному освещению образовательных помещений, к санитарному состоянию и содержанию помещений, как и многие другие требования, определяются в соответствующими СанПин.
Специальных требований, отличных от общепринятых, Программа
Не предъявляет.
Программа предполагает обеспечение групп необходимой мебелью,
играми и пособиями, соответствующими возрасту детей. Для занятий
театрализованной деятельностью необходимо наличие зала.
Предметно-пространственное и информационное окружение должно
учитывать потребности и игровые интересы современного дошкольника,
ориентировано на реализацию программных задач и возможности развернуть
игровой сюжет как для нескольких детей, так и для всех детей группы.
3.3. Методическое обеспечение Программы
Программа реализуется с методическим сопровождением:
- методические рекомендации для воспитателя (с темами и рекомендациями по организации и проведению занятий);
- пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с
ребёнком»;
- картотека мини-спектаклей по финансовой грамотности
Для дошкольников (обучающих сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования финансовой культуры детей в возрасте 5 - 7 лет);
- картотека ситуационных задач по финансовой грамотности для
дошкольников;
- картотека игр для детей дошкольного возраста «Азы финансовой культуры»;
- раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности
для организации обучения и воспитания дошкольников;
- художественная литература для организации занятий по финансовой
грамотности в дошкольных учреждениях.
4 ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-
ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
4.1. Список литературы, рекомендуемой воспитателям
Учебно-методические пособия
1 Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжанов-
ская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
2 Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Ры-
жановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
3 Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжанов- ская.
- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
4 Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжа-
новская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
5 Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.
Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
6 Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В.
Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
7 Аксенова, Н.И. / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л. А.
Павленко. Поиграем в экономику. - Издательство Ростовское отделение
общества информатики и вычислительной техники. - 38 с.
8 Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/
Учебно-методическое пособие.
-Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015 - 89 с.
9 Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у
детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л. Н. Галкина. -
Челябинск, 2006 - 98 с.
Сказки, рассказы
1 «Кем быть и кем не быть?» По Я. Пинясову
2 «Сами виноваты» По С. Михалкову
3 П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»
4 В. Сухомлинский «Жадный мальчик»
5 Сказка «Хранители бюджета»
6 Аким Яков «Жадина»
7 Татьяна Казырина «Жадина»
8 Эмма Мошковская«Жадина»
9 К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»
10 А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
11 Рассказ «Как Валюта бабушке сон покупала»
4.2 Игры, дополнительный раздаточный материал
Картинки
«Профессии» онлайн-доступ: http://dochkiisinochki.ru/ kartinki-professii-dlya-detej.html
Раскраски «Деньги» - онлайн-доступ: http://detskie-raskraski.ru/ detskie-
raskraski/raskraska-dengi
Электронные ресурсы:
1 Методические материалы по финансовой грамотности для дошкольников
https://www.fingram39.ru/materials/ma:er;aly-dlya-
doshkolnikov
2 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.festival.lseptember.ru
Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml
Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
www. worldofchildren.ru
Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
www.klubkontakt.net
Подготовка к школе [Электронный ресурс].-Режим доступа:
http:// vscolu.ru
4.2. Список литературы, рекомендуемой родителям
Учебно-методические пособия
1 Александров, И. Большая иллюстрированная энциклопедия для
дошкольников. Litres, 2018
Сказки, рассказы
Два жадных медвежонка (Венгерская сказка)
С. Михалков «Как старик корову продавал»
Х.-К. Андерсен «Новое платье короля»
Х.-К. Андерсен «Огниво»
В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Народная сказка «Мена»
К.И. Чуковский «Федорино горе»
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Народная сказка «Жадная старуха»
Народная сказка «Чудесная рубашка»
Видео
Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»:
-Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги?
-Азбука денег тётушки Совы - Умение экономить.
-Азбука денег тётушки Совы - Карманные деньги.
-Азбука денег тётушки Совы - Потребности и возможности.
-Азбука денег тётушки Совы -Домашние питомцы.
Фиксики - Деньги
Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977
«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей).
Союзмультфильм «Так сойдёт».
Союзмультфильм «Пятачок».
«Вершки и корешки».
Союзмультфильм «Сказка про лень».
Мультсериал «Навигатум»:
Профессия «Ветеринар»
-«Детский стоматолог»
Игры, занятия
Настольная игра «Финансовая экспедиция», издательство «МИФ»
Комикс «История о рублике и его друзьях»/ Министерство финансов
Калининградской
области
-электронный
ресурс:https://www.fingram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fdlc2069d8a466a78.pdf
Книжка- раскраска для дошкольников/Министерство финансов Калининградской области
-электронный pecypc:https://www.fingram39.ru/upload/iblock/44e/44ele34705398d818ca04628236beflb.pdf
Утверждаю:
Заведующий МДОУ ЦРР
детский сад № 7 « Алёнушка»
Т.Н. Примак ______________
Приказ №__ от «___»______
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Азы финансовой культуры для дошкольников»
Составил:
Старший воспитатель
Иванова Н.С.
пгт Первомайский
2020-2021 у.г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
Стр 1 |
1.1 |
Пояснительная записка |
Стр.2 |
|
Цели реализации программы |
Стр.2 |
|
Задачи реализации программы |
Стр 2 |
1.2 |
Критерии отбора материала Программы |
Стр.5 |
1.3 |
Взаимодействие с родителями |
Стр.5 |
2 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
Стр. 6 |
2.1 |
Формы, методы, средства реализации Программы |
Стр. 6 |
2.2 |
Варианты взаимодействия с семьями дошкольников и социумом |
Стр.9 |
2.3 |
Тематический план |
Стр.11 |
3 |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
Стр.14 |
3.1 |
Организация занятий по Программе |
Стр.14 |
3.2 |
Материально-техническое обеспечение |
Стр.14 |
3.3 |
Методическое обеспечение Программы |
Стр.14 |
4 |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ |
Стр.15 |
4.1 |
Список литературы |
Стр.15 |
4.2 |
Игры |
Стр.16 |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.