«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Программа гражданско – патриотического воспитания «Я - гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», Уставом МОУ ДОД « Центр юных техников», локальными правовыми актами. - Законом РФ « Об образовании»;Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой развития МОАУ « Подольская СОШ».
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном автономном учреждении «Подольская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Учреждение среднего общего образования детей, являясь сложным организмом, который отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения среднего общего образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
· проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
· формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
· утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
· привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Этапы реализации Программы
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».
Задачи:
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОАУ «Подольская СОШ» имеет школьную летопись, сотрудничает с музеем, библиотеками, детскими общественными организациями.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
Количественные параметры:
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе:
2. В образе выпускника:
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя следующие направления:
1.Направление « Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. Направление « Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Направление «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1.Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
3.Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1.Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
2.Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
3.Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
4.Участие в тематических конкурсах, выставках.
5.Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Используемая литература:
1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
9. Фестиваль «Открытый урок», Москва,2007-2008 уч. год.
Методическое обеспечение
Для успешной реализации данной программы необходимы следующие средства обучения:
И техническое оснащение мероприятий:
Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому направлению
№ |
Название направления |
Формы занятий |
Подведение итогов |
|||
1. |
" Связь поколений" |
Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами - интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. |
||||
2. |
"Растим патриота и гражданина России" |
Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. |
Техническая выставка и показательные заезды картингистов, посвященные Дню города, анкетирование |
|||
3. |
"Мой край родной" |
Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. |
||||
4. |
" Я и семья" |
Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. |
Анкетирование детей и родителей |
|||
№ |
Название мероприятия |
Направление программы |
Ответственные |
|||
I. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время |
||||||
1 |
Проведение факультативных курсов по военно-патриотической тематике |
Преподаватель – организатор ОБЖ |
||||
2 |
Экскурсии |
Педагоги дополнительного образования |
||||
II. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся |
||||||
2.1. Проведение массовых мероприятий учреждения |
||||||
1 |
Мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне |
1 |
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог – организатор, ст. вожатый. |
|||
2 |
Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества |
2 |
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор, ст. вожатый. |
|||
3 |
Организация и проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта |
2 |
Педагог - организатор, учителя физической культуры. |
|||
4 |
Создание выставочных экспозиций: "Они сражались за Родину", "Ничто не забыто, никто не забыт" |
1 |
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог – организатор, ст. вожатый. |
|||
5 |
Привлечение родительской общественности к проведению массовых лицейских мероприятий |
4 |
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог – организатор, ст. вожатый. |
|||
6 |
Проведение операции "Забота": -поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда; -концерты для ветеранов; |
1 |
Заместитель директора по воспитательной работе, со-вет старшеклассников, педагог-организатор, ст. вожатый. |
|||
7 |
Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла |
1 |
Заместитель директора по воспитательной работе, совет старшеклассников, педагог - организатор, ст. вожатый. |
|||
2.2. Экскурсионно-туристическая деятельность |
||||||
1 |
Организация экскурсий |
3 |
Педагог дополнительного образования детей туристическо-краеведческой направленности. |
|||
2.3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность |
||||||
1 |
Проведение игр на местности "Учимся выживать" |
2 |
Педагог - организатор, педагог дополнительного образования детей туристическо-краеведческой направленности, учителя физической культуры. |
|||
2 |
Проведение спортивной эстафеты "А ну-ка, парни!" |
2 |
Педагог - организатор, учителя физической культуры, ст. вожатый. |
|||
3 |
Проведение соревнований по мини-футболу, картингу |
2 |
Педагог - организатор, учителя физической культуры. |
|||
2.4. Краеведение |
||||||
1 |
Проведение тематических мероприятий "Почетные граждане города" |
3 |
Педагоги дополнительного образования детей |
|||
2 |
Встречи с замечательными людьми города |
3 |
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог –организатор, ст. вожатый. |
|||
3 |
Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы: - "Моя родословная"; - "Я в Златоусте был рожден. Город, я в тебя влюблен"; - "Есть такая профессия - Родину защищать" - "Есть город Златоуст" |
3 |
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог- организатор, педагоги дополнительного образования детей |
|||
4 |
Организация походов по родному краю |
3 |
Педагог дополнительного образования туристическо-краеведческой направленности |
|||
2.5. Общественно полезный труд |
||||||
1 |
Проведение конкурса на самый чистый и уютный кабинет |
Заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по АХЧ |
||||
2 |
Ремонт мебели в кабинетах |
Педагоги дополнительного образования, заместитель директора по АХЧ |
||||
3 |
Благоустройство территории учреждения |
Педагоги дополнительного образования, заместитель директора по АХЧ |
||||
4 |
Организация работы трудовых отрядов в летнее время |
Социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместитель директора по АХЧ |
||||
2.6. Методическое обеспечение |
||||||
1 |
Создание кино- видеофонда для проведения тематических мероприятий посвященных: - Дню села и района; - Дню защитника Отечества; - Дню Победы. |
Зам.диретора по ВР, педагог – организатор, ст. вожатый. |
||||
2 |
Создание СD- и аудифона |
Совет старшеклассников |
||||
3 |
Организация подписки на периодические издания |
Учитель информатики |
||||
4 |
Разработка сценариев традиционных школьных праздников: - "День знаний"; - "День родной школы"; - День защитника Отечества; - "День Памяти" |
|||||
5 |
Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях |
|||||
6 |
Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций |
|||||
7 |
Освещение опыта работы учреждения в средствах массовой информации |
|||||
Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.