Программа патриотического воспитания

  • docx
  • 03.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПРОГРАММА ШКОЛЫ гпв.docx

 

 

 

 

ПРОГРАММА

Патриотического воспитания
в МОАУ "Подольская СОШ"

 

 

 

 

на 2011 - 2015 
учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Всякая благородная личность глубоко

осознает свое кровное родство,

свои кровные связи с Отечеством».

В.Г. Белинский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Введение

 

Программа гражданско – патриотического воспитания «Я - гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», Уставом МОУ ДОД « Центр юных техников», локальными правовыми актами. - Законом РФ « Об образовании»;Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой развития МОАУ « Подольская СОШ».

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном автономном учреждении «Подольская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

         Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

       Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. 

       

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи

       Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

       В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. 

       Учреждение среднего общего образования детей, являясь сложным организмом, который отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. 

       Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения среднего общего образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

       Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Цель и задачи Программы

       Цель: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. 

       Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

·         проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;

·         формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

·         утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

·         привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

 

http://smolpedagog.ru/images/paste499.jpg

Принципы, положенные в основу массовых мероприятий

       Патриотическое воспитание понимается  как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.

       Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. 

 

Этапы реализации Программы

       

       I этап: проектный 

 

       Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

       Задачи

  1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 
  1. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. 
  1. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 
  1. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. 

 

       II этап: практический 

       Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».

 

       Задачи:

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  1. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
  1. Расширять и укреплять связи и отношения ОУ и учреждений дополнительного образования детей  и культуры, а так же спортивной школой района.
  1. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  1. Проводить мониторинг реализации программы.
  1. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

       III этап: аналитический 

 

       Цель: анализ итогов реализации программы.

       Задачи: 

  1. Обобщить результаты работы учреждения. 
  1. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 
  1. Спланировать работу на следующий период. 

 

Механизм реализации Программы

 

       Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОАУ «Подольская СОШ» имеет школьную летопись, сотрудничает с музеем, библиотеками,  детскими общественными организациями.

       Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. 

       При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения  институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.

 

Оценка эффективности реализации Программы

 

       Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

       Нравственно-духовные параметры:

       1. Сформированность гражданских навыков: 

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.

       2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права и свобода человека и гражданина;
  • символика Российской Федерации;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан;
  • гражданственность.

 

       Количественные параметры: 

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации; 
  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к  учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам); 
  • отсутствие детей с девиантным поведением; 
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; 
  • проведение мероприятий. 

 

       Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

 

       В результате реализации Программы ожидается:

       1. В  учреждении, как в образовательной системе:

  • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

 

       2. В образе  выпускника:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; 
  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

       

       Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

 

       Формы подведения итогов реализации программы

 

       При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

       Программа включает в себя следующие  направления:

 

       1.Направление « Связь поколений»

       Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

       Задачи:

       1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

       2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

    3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

       Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

 

       2. Направление « Растим патриота и гражданина России»

       Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

       Задачи:

       1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

       2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

       3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

       Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

 

       3. Направление «Мой край родной»

       Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

       Задачи:

       1.Изучать историю родного края.

       2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин  России».

       3.Формировать экологическое поведение.  

       Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

 

       4. Направление «Я и семья»

       Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

       Задачи:

       1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

       2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

       3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

       Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. 

 

       Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через: 

       1.Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

       2.Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики. 

       3.Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий. 

       4.Участие в тематических конкурсах, выставках. 

       5.Активное сотрудничество с  социумом и общественными организациями. 

Используемая литература:

 

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

 

2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9. 

 

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

 

4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 

 

5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 

 

6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

 

7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

 

8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

 

9. Фестиваль «Открытый урок», Москва,2007-2008 уч. год.

 

 

Методическое обеспечение

Для успешной реализации данной программы необходимы следующие средства обучения:

  • листы ватмана;
  • маркеры;
  • ручки, карандаши;
  • листы бумаги;
  • ножницы;
  • линейки;
  • цветная бумага;
  • наглядный материал;
  • различные атрибуты;
  • стулья;
  • костюмы;
  • шары;
  • призы;
  • столы…

И техническое оснащение мероприятий:

  • музыкальный центр;
  • мультимедийная установка;
  • микрофон;
  • диски с музыкальными композициями…

Формы занятий  и подведение итогов планируемых по каждому направлению

 

Название направления

Формы занятий

Подведение итогов

1.

" Связь поколений"

Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами - интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

2.

"Растим патриота и гражданина России"

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

Техническая выставка и показательные заезды картингистов, посвященные Дню города, анкетирование

3.

"Мой край родной"

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

4.

" Я и семья"

Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Анкетирование детей и родителей

Название мероприятия

Направление программы

Ответственные

I. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время

1

Проведение факультативных курсов по военно-патриотической тематике

Преподаватель – организатор ОБЖ

2

Экскурсии

Педагоги дополнительного образования

II. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма

у учащихся

2.1. Проведение массовых мероприятий учреждения

1

Мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне

1

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог – организатор, ст. вожатый.

2

Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества

2

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор, ст. вожатый.

3

Организация и проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта

2

Педагог - организатор, учителя физической культуры.

4

Создание выставочных экспозиций: "Они сражались за Родину", "Ничто не забыто, никто не забыт"

1

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог – организатор, ст. вожатый.

5

Привлечение родительской общественности к проведению массовых лицейских мероприятий

4

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог – организатор, ст. вожатый.

6

Проведение операции "Забота":

-поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда;

-концерты для ветеранов;

1

Заместитель директора по воспитательной работе, со-вет старшеклассников, педагог-организатор, ст. вожатый.

7

Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла

1

Заместитель директора по воспитательной работе, совет старшеклассников, педагог - организатор, ст. вожатый.

2.2. Экскурсионно-туристическая деятельность

1

Организация экскурсий

3

Педагог дополнительного образования детей туристическо-краеведческой направленности.

2.3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность

1

Проведение игр на местности "Учимся выживать"

2

Педагог - организатор, педагог дополнительного образования детей туристическо-краеведческой направленности, учителя физической культуры.

2

Проведение спортивной эстафеты "А ну-ка, парни!"

2

Педагог - организатор, учителя физической культуры, ст. вожатый.

3

Проведение соревнований по мини-футболу, картингу

2

Педагог - организатор, учителя физической культуры.

2.4. Краеведение

1

Проведение тематических мероприятий "Почетные граждане города"

3

Педагоги дополнительного образования детей

2

Встречи с замечательными людьми города

3

Заместитель директора по воспитательной работе,

педагог –организатор, ст. вожатый.

3

Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы:

- "Моя родословная";

- "Я в Златоусте был рожден. Город, я в тебя влюблен";

- "Есть такая профессия - Родину защищать"

-  "Есть город Златоуст"

3

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог- организатор, педагоги дополнительного образования детей

4

Организация походов по родному краю

3

Педагог дополнительного образования туристическо-краеведческой направленности

2.5. Общественно полезный труд

1

Проведение конкурса на самый чистый и уютный кабинет

Заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по АХЧ

2

Ремонт мебели в кабинетах

Педагоги дополнительного образования, заместитель директора по АХЧ

3

Благоустройство территории учреждения

Педагоги дополнительного образования, заместитель директора по АХЧ

4

Организация работы трудовых отрядов  в летнее время

Социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместитель директора по АХЧ

2.6. Методическое обеспечение

1

Создание кино- видеофонда для проведения тематических мероприятий  посвященных:

- Дню села и района;

- Дню защитника Отечества;

- Дню Победы.

Зам.диретора по ВР,

педагог – организатор,

ст. вожатый.

2

Создание СD- и аудифона

Совет старшеклассников

3

Организация подписки на периодические издания

Учитель информатики

4

Разработка сценариев традиционных школьных праздников:

- "День знаний";

- "День родной школы";

- День защитника Отечества;

- "День Памяти"

5

Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях

6

Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций

7

Освещение опыта работы учреждения в средствах массовой информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

  • Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
  • Изучение символики района, села, школы.
  • Изучение традиций, истории России,
  • Осуществление работы по продолжению летописи школы.
  • Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
  • Шефская помощь ветеранам.
  • Изучение основ государства и права.
  • Изучение культуры народов России.
  • Изучение района, села и  страны через организацию походов, экскурсий, заочных путешествий.
  • Организация и проведение благотворительных акций: «Мы вместе», «Свет в окне», «Ветеран живет рядом», «Поздравь ветерана на дому».
  • Участие в районной программе «Обелиск».
  • Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского и краевого значения.
  • Исследовательская деятельность.
  • Поисковая деятельность (операции, походы, экскурсии, встречи).
  • Встречи с ветеранами.
  • Встречи с участниками современных войн, Героями России.
  • Проведение переговорных площадок «Молодежь и власть» по темам патриотического воспитания.
  • Организация общешкольных референдумов.
  • Единые тематические классные часы.
  • Спортивно-конкурсные программы.
  • Возложение цветов к Памятным местам.
  • Вахты памяти.
  • Подготовка к службе в армии, экскурсии в воинскую часть.
  • Акции «Письмо солдату».