Программа патриотического воспитания школьников
«Знать, чтобы помнить,
помнить, чтобы гордиться»
Пояснительная записка
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через народный фольклор, живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.
Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, основ государства и права, в процессе внеклассной работы, во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества.
Традиционно важное место в данной программе занимает деятельность патриотического клуба «Прометей» и школьный музей Победителей. Школьный музей это не только музейные выставки в стенах школы, но и многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч.
Неотъемлемый элемент патриотического
воспитания – подготовка учащейся молодёжи к службе в армии. В Конституции
записано:«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской
Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
обязывает школу осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную
службу. Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в
жизни. Поэтому определённая психологическая подготовка и знание основ военного
дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской
службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Основное воспитательное
значение здесь имеют изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ и
практическая учёба на ежегодных полевых сборах и экскурсиях в воинскую часть,
проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта.
Наряду с досуговыми мероприятиями ведётся работа по оказанию помощи и поддержки
одиноким пожилым людям, детям - сиротам и инвалидам. Проводятся акции
«Милосердие» в рамках территориальной программы «Шаг навстречу», «Свет в окне»
и «Поздравь ветерана на дому» в рамках окружной программы «Я наследник Победы»,
«Память» в рамках территориальной программы «Дети войны», «Пролог победы» и
«Братский партизанский край».
Цель Программы-
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи Программы
1. Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях :
· Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.
· Воспитать у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;
· Воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу как к малой родине.
· Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
· Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.
2. Продолжение создания системы
патриотического воспитания:
- привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных
организаций, родителей, отдельных граждан;
- повышение качества патриотического воспитания.
Механизм реализации программы.
Для решения поставленных задач
используется сложившееся социально-педагогическое пространство ГОУ СОШ № 1248
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются Государственная Программа по патриотическому воспитанию на 2011-2015 г.г., традиционные общешкольные, окружные, городские, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах.
Основные направления реализации Программы
учебная деятельность через предметы;
система тематических, творческих классных часов;
деятельность патриотического клуба «Прометей»;
работа школьного музея Победителей;
проведение военно-патриотических, спортивных праздников;
проведение конкурсов «Знатоки российской истории», Знатоки российской
культуры»;
выставки творческих работ;
организация работы школьного самоуправления;
система мероприятий школьной библиотеки.
Срок реализации программы: 2011 – 2015 г.г.
Этапы реализации Программы
I этап: проектный – 2011 -2012 учебный год.
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2012-2013, 2013-2014 учебные годы.
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.
6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический – 2014-2015 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. Отсутствие детей с девиантным поведением;
4. Деятельность органов ученического самоуправления;
5. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
6. Проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты Программы, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Мероприятия по реализации программы
№ |
Мероприятия |
Период исполнения |
Ответственный |
1. |
Проведение совместных заседаний Управляющего Совета школы, Совета старшеклассников педагогического совета и Совета по реализации программы с повесткой дня «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения» |
В течение года |
Директор школы |
2. |
Заседание Совета по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий. |
В течение года |
Зам. директора по ВР. |
3. |
Привлечение родителей учащихся и жителей города к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.) |
Постоянно. |
Зам. директора по ВР, руководитель музея, классные руководители. |
4. |
Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы |
Постоянно. |
Руководители МО, учителя – предметники. |
5. |
Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети – будущее России» |
2 полугодие |
Зам. директора по ВР. |
6. |
Проведение переговорной площадки «Современный патриотизм. Патриотизм истинный и ложный» |
февраль |
Зам. директора по УР, Совет старшеклассников, руководитель музея. |
7. |
Обеспечение организационного участия старшеклассников в учебно-полевых сборах. |
май |
Преподаватель ОБЖ. |
8. |
Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам . |
В течение года. |
Зам. директора по ВР, руководители МО, вожатые. |
9. |
Участие в туристическом слете
|
Ежегодно, сентябрь, май |
Учителя физкультуры и географии. |
10. |
Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам. |
В течение года. |
Зам. директора по ВР, учителя физкультуры, вожатые. |
11. |
Проведение мероприятий, посвященных 70-летию битвы под Москвой |
По отдельному плану |
Зам. директора по ВР, учителя истории, руководитель музея, Кл.рук. |
|
Проведение мероприятий, посвященных 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года |
По отдельному плану |
Зам. директора по ВР, учителя истории, руководитель музея, Кл.рук. |
12. |
Проведение конкурса чтецов, концертов, посвященных Дню защитников Отечества |
февраль |
Вожатые |
13. |
Проведение месячника оборонно-спортивной работы. |
Ежегодно, февраль. |
Зам. директора по ВР. |
14. |
Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто» |
Ежегодно, май. |
Вожатые |
15. |
Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы. |
В течение года |
Зам. директора по ВР, учителя истории, руководитель музея. |
16. |
Проведение встреч с ветеранами ВОв, ветеранами локальных войн. |
В течение года |
Зам. директора по ВР, классные руководители. |
17. |
Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему. |
В течение года |
Классные руководители, вожатые. |
18. |
Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в местных СМИ. |
Постоянно. |
Зам. директора по ВР. |
19. |
Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников |
Постоянно |
Зам. директора по ВР. |
20. |
Организация экскурсий и походов по Подмосковью, по местам боевой славы. |
Постоянно, сентябрь, май, июнь. |
Классные руководители, руководитель музея |
21. |
Организации и проведение традиционного Дня знаний по изучению государственной символике РФ |
Сентябрь |
Классные руководители |
22. |
Проведение мероприятий по встрече 70-летия Великой Победы» |
По отдельному плану. |
Зам. директора по ВР, учителя истории, руководитель музея, Кл.рук. |
Традиционные мероприятия по патриотическому воспитанию
· Декабрь Месячник боевой славы «Твои защитники, Москва», фестиваль «Союз нерушимый»
· Ноябрь День народного единства
· Январь Месячник культуры и традиций
· Февраль Месячник «Мы будущие защитники Отечества»
День защитника Отечества, поездка в воинскую часть
· Май Месячник Славы и Памяти и День Победы.
Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию
Классные часы и беседы
1 класс
1. «История моего имени и фамилии».
2. «Герб, флаг, гимн России».
3. «Вот она, какая моя Родина большая».
4. «Я – Россиянин».
2 класс
1. «История моей улицы».
2. «Мои семейные реликвии»
3. «Славные сыны нашего Отечества»
3 класс
1. «История моего города ».
2. «Моя родословная».
3. «Обычаи и традиции русского народа».
4 класс
1. «Мои предки в труде и в бою».
2. «Обычаи и традиции народов России»
3. «Красота русской природы»
5 класс
1. «Что значит любить Родину?».
2. «Духовное наследие России».
6 класс
1. «Защищать Родину – это почётный долг».
2. «Литературное наследие России».
3. «Отец, Отчизна, Отечество».
4. «Праздники русского народа».
7 класс
1. «Праздники народов России».
2. «Искусство России и земли тюменской»
3. «Москвичи в годы Великой Отечественной войне».
8. класс
1. «Гражданин ли я России».
2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию».
3. «Русские за границей».
9 класс
1. «Обязанность, долг, присяга».
2. «Я патриот своей Родины?».
3. «Дети на защите Отечества».
4. «Семейные праздники и традиции».
10 класс
1. «Можно ли меня назвать гражданином России?».
2. «Достижения русских учёных и изобретателей».
3. «Мои замечательные земляки».
4. «Памятные места моего города».
11 класс
1. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?».
2. «За что я люблю Россию?».
3. «Народ и я – единая семья».
План месячника
«Мы - будущие защитники Отечества» (февраль)
№ |
Мероприятие |
класс |
1. |
Конкурс рисунков «Моё Отечество» |
1 - 4 |
2. |
Конкурс плакатов «Высокое звание – российский солдат»
|
8 - 10 |
3. |
Конкурс художественных открыток к 23 февраля |
5 - 7 |
4. |
Конкурс патриотической песни |
1 - 11 |
5. |
Смотр песни и строя |
2 - 4 5 - 7 |
6. |
Уроки мужества: «Подвигу народа жить в веках», «Звучи, памяти набат!», «Поклонимся великим тем годам», «Жизнь замечательных людей» |
1 - 11 |
7. |
Военно-спортивный праздник: «Ой вы, добры молодцы» |
9 - 10 |
8. |
Экскурсии по достопримечательным местам города |
1 - 11 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.