Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 34
_______________Б.И.Чернобай
30.08.2013г
ПРОГРАММА
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПДД
в 1 - 11 КЛАССАХ
ст.Новоминская, 2022 год
Пояснительная записка
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований Правил дорожного движения. Особую роль в решении этой проблемы отводится учреждениям образования: детским садам, школам, колледжам и высшим учебным заведениям. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. К этому приводит незнание элементарных основ Правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Избежать опасностей на улицах и дорогах можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста, подготовки его к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Хотя в настоящее время учреждения образования решают проблемы обучения детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах, но анализ ситуации на дорогах показывает, что принимаемых мер недостаточно. Рост детского дорожно-транспортного травматизма в стране постоянно заставляет искать эффективные пути решения указанной проблемы. Для этого в планы учебно-воспитательной работы по ПДД следует включать разнообразные формы профилактических мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма: беседы с сотрудниками ГИБДД, просмотр кинофильмов по ПДД, проведение конкурсов, викторин, выпуск стенгазет, информационных листовок, организовывать праздники, создавать отряды юных инспекторов движения (ЮИД), выступления агитбригад и др.
Все эти мероприятия преследуют определенные цели и задачи.
Цели:
1. воспитание у детей и подростков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма;
2. повышение эффективности работы образовательного учреждения по обучению Правилам дорожного движения.
Задачи:
1. знать и закреплять на практике ПДД и безопасной дороги в школу;
2. широко пропагандировать ПДД для всех категорий участников движения;
3. совершенствовать формы и методы работы с детьми по безопасности дорожного движения.
На изучение правил безопасного поведения на улицах и дорогах учащимся 1-11 классов школы отводится не менее 9 часов в год.
К проведению занятий, отдельных бесед, экскурсий и т.п. воспитатели могут привлекать работников ГИБДД, водителей транспортных средств и т.д. Занятия с учащимися рекомендуется проводить в классных комнатах или на специальной площадке (во дворе школы, в физкультурном зале) с использованием учебно-наглядных пособий, оборудования.
На площадке наносится дорожная разметка: проезжей части, перекрестков, пешеходных переходов, временно или постоянно устанавливаются светофоры, дорожные знаки и другое оборудование
Некоторые занятия рекомендуется проводить на улице, перекрестке, площади (с показом движения транспортных средств и пешеходов, средств регулирования).
В учебное планирование следует включать разнообразные формы работы с детьми: демонстрация видеофильмов, презентаций, проводить экскурсии, организовывать утренники, викторины, конкурсы рисунков и т.д., которые должны способствовать сознательному выполнению ПДД на улицах и дорогах. После каждого занятия или мероприятия по ПДД с помощью контрольных вопросов и заданий необходимо проверить, как учащиеся усвоили правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Занятия должны учитываться в классных журналах, где отмечается посещаемость учащихся и пройденный материал, в конце каждого года обучения подводится итог: усвоены ли знания и умения учащимися в полном объеме по учебному плану.
План
учебно-воспитательной работы по ПДД в 1-х классах (9 часа).
Цель: приобретать знания и навыки поведения на улице
№ п/п |
Тема занятий |
Содержание/формы работы |
Учебный материал |
Кол-во занятий |
1 |
На наших улицах |
Знакомство с книгами по правилам уличного движения. Чтение художественной литературы по теме |
Агафонова К.В., Рублях В.Э. Правила дорожного движения. Кривич М., Ольгин О. Школа пешехода
|
1 |
2 |
Мы идём в школу |
Составление маршрута от школы до дома. Инсценировка эпизодов «На улице», «Скажите, как пройти». Конкурс на лучший рисунок по теме
|
Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов |
1 |
3 |
Это должны знать все |
Чтение литературы по теме. Стихотворение С. Баруздина «Герой» - инсценировка, разучивание ролей. Выпуск стенгазеты: «Выход на улицу с малоинтенсивным движением» |
Дудкин В.Л. Изучайте правила дорожного движения. С. Баруздин. Герой (стихотворение). Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов
|
1 |
4 |
Наши верные друзья |
Просмотр презентации по теме. Конкурс рисунков «Светофоры». Изготовление из бумаги модели светофора с помощью взрослых |
Утков Ю.А. Воспитание чувства улицы. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе.
|
1 |
5 |
Мы знакомимся с дорожными знаками |
Чтение художественной литературы по теме. Выход на улицу с интенсивным движением для изучения дорожных знаков и сигналов светофора |
Пляшечук В.И. Дорожная азбука. Могутин Ю.Н. Ты идёшь по улице. Дорохов А.Д. Зелёный, жёлтый, красный
|
1 |
6 |
Где можно играть? |
Рисование дорожных знаков. Просмотр диафильмов по теме. Викторина на материале пройденных тем. Светофор. Рассказы, стихи, сказки. Чайковская Н.В. Азбука – пересказ, чтение по ролям |
Чайковская Н.В. Азбука |
1 |
7 |
Мы - пассажиры |
Игра «Загадка» - участие. Выпуск стенгазеты. Просмотр презентации. |
Извекова Н.А. Правила дорожного движения |
1 |
8 |
На загородной дороге |
Подготовка и участие в утреннике по теме. Чтение литературы по теме |
Дорохов А.Д. Зелёный, жёлтый, красный. Серяков И.М. Дорожная грамота |
1 |
9 |
Мы учимся соблюдать правила движения (экскурсия по улицам станицы) |
Участие в викторине. Игры по теме. Чтение по ролям пьесы «Путешествие в Страну дорожных знаков» Георгиевского В.А. |
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе
|
1 |
Прогнозируемый результат: к концу учебного года учащиеся должны знать правила поведения на улице и закрепить на практике навыки поведения (экскурсии, прогулка по станице, поездки в общественном транспорте на культурные мероприятия).
План
учебно-воспитательной работы по ПДД во 2-х классах (9 часов).
Цель: учиться понимать сигналы светофоров и регулировщиков; продолжить знакомство с дорожными знаками.
№ п/п |
Тема занятий |
Содержание/формы работы |
Учебный материал |
Кол-во занятий |
1 |
Основные правила поведения на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм |
Беседа с учащимися по ПДД. Чтение художественной литературы по теме, пересказ прочитанного, рисунки по теме; обсуждение материалов ГИБДД
|
Добрушин А.Д. Как беречь детей. Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов |
1 |
2 |
Движение пешеходов по улице и дорогам |
Просмотр диафильмов по ПДД. Рисование устных картинок на основе прочитанных рассказов А. Дорохова |
Дорохов А. Обочина. Древнее правило (рассказы). Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов |
1 |
3 |
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка |
Экскурсия (прогулка) с целью закрепления учебного материала по теме. Рисунки по теме |
Куперман А., Мисуловин Л. Правила дорожного движения
|
1 |
4 |
Сигналы светофора и регулировщика |
Чтение литературы по теме. Инсценировка стихотворения О. Тарутиной «Для чего нам светофор?» |
Репин Я.С. Дорожная азбука. Стрелков В.А. Это должен знать каждый. О. Тарутина Для чего нам светофор? |
1 |
5 |
Правила перехода улиц и дорог |
Чтение художественной литературы по теме. Викторина на материале пройденных тем. Коллективное чтение сказки Н.А. Извековой «Как Буратино ходить учился» |
Добрушин А.Д. Как беречь детей. Райтынбарт Д.И. Стоит ли рисковать? Извекова Н.А. Как Буратино ходить учился |
1 |
6 |
Перекрёстки и их виды. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств
|
Чтение художественной литературы по теме. Викторина на материале пройденных тем. Разучивание стихотворения М. Сорокина |
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе
|
1 |
7 |
Дорожные знаки |
Выход на улицу (дорогу) для изучения дорожных знаков |
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе
|
1 |
8 |
Обязанности пассажиров |
Выпуск стенгазеты. Чтение литературы по теме |
Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов
|
1 |
9 |
Правила перехода улицы (дороги) при высадке из транспорта.
|
Конкурс на лучший рисунок, викторина |
Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду |
1 |
Прогнозируемый результат: к концу учебного года учащиеся должны знать сигналы светофоров и регулировщиков, знать дорожные знаки для пешеходов, закрепить знания на практике (использовать макеты светофора, дорожных знаков, жезл регулировщика).
План
учебно-воспитательной работы по ПДД во 3-4-х классах (9 часов).
Цель: привить правила движения по дороге, познакомить с дорожной разметкой.
№ п/п |
Тема занятий |
Содержание/формы работы |
Учебный материал |
Кол-во занятий |
1 |
«Пункт вежливой помощи» |
Беседа с учащимися по ПДД. Постановка «Пункт вежливой помощи». Отбор художественной литературы с помощью родителей по предмету. Обсуждение постановки «Пункт вежливой помощи» |
ПДД (введены в действие 1 июля 1994г.) Добрушин А.Ф. «Как беречь детей» |
1 |
2 |
Перекрёстки и их виды. Дорожная разметка |
Чтение художественной литературы по теме. Инсценировка стихотворения С. Михалкова»Бездельник светофор». Разучивание стихотворения Я. Пишумова «Просто это знак такой». Выход на улицу с целью отработки практических навыков по теме |
Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов. Ефремов М.М. Дорожные знаки и разметка |
1 |
3 |
Сигналы для регулирования дорожного движения |
Чтение художественной литературы по теме. Обсуждение прочитанного. Конкурс на лучший рисунок |
Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Извекова Н.А. Правила дорожного движения |
1 |
4 |
Дорожные знаки и их группы |
Чтение художественной литературы по теме. Проведение сбора-игры по стихотворению Я. Пишумова «Просто это знак такой». Рисование на тему прочитанного |
ПДД Репин Я.С. Дорожная азбука. Тайдре Х. Я и улица |
1 |
5 |
Правила перехода улиц и дорог |
Чтение художественной литературы по теме. Инсценировка стихотворения О. Тарутина «Для чего нам светофор». Обсуждение прочитанного по теме |
Дорохов А.Д. Как себя вести. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов |
1 |
6 |
Тормозной путь транспортных средств |
Чтение художественной литературы по теме. Обсуждение прочитанного по теме |
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Куперман А.И., Мисулович Л.В. Преподавание правил дорожного движения в школах. Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов |
1 |
7 |
Виды транспортных средств |
Чтение текста по теме. Проведение конкурса рисунков по теме. Чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Четыре конца». Участие в оформление стенда «Современные виды транспортных средств в РФ» |
Кривич М., Ольгин о. Школа пешехода. Ильин М., Сегал Е. Рассказы о машинах. Детская энциклопедия Т. 5 |
1 |
8 |
Настольные игры по ПДД |
Проведение настольных игр по ПДД |
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Извекова Н.А. Правила дорожного движения
|
1 |
9 |
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах |
Проведение игры и соревнований на специально размеченной площадке, на школьном дворе |
|
1 |
Прогнозируемый результат: к концу четвертого класса учащиеся должны знать правила движения по дороге, уметь различать все виды дорожной разметки.
План
учебно-воспитательной работы по ПДД в 5 – 6х классах (9 часов).
Цель: приобретать знания дорожного движения как водитель и пассажир, закрепить знания посадки в транспорт.
№ п/п |
Тема занятий |
Содержание/формы работы |
Учебный материал |
Кол-во занятий |
1 |
Наш путь в школу и новые маршруты |
Разбор наиболее опасных маршрутов в школу, магазины, Дворец культуры и т.д. |
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе |
1 |
2 |
Движение учащихся группами и в колонне |
Теоретические и практические занятия перехода улиц, посадки в транспорт |
Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов |
1 |
3 |
Труд водителя |
Просмотр презентации по теме. Конкурс рисунков по теме. Беседа с водителем (машины, автобуса, трамвая) |
Утков Ю.А. Воспитание чувства улицы. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе |
1 |
4 |
Перевозка детей на грузовых и легковых автомобилей |
Изучение правил перевозки на транспорте |
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе |
1 |
5 |
Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами |
Изучение таблиц «Специальные сигналы автомобилей», моделей автомобилей. Беседа с инспектором ГИБДД
|
Учебно-наглядные пособия по ПДД |
1 |
6 |
Предупредительные сигналы водителя |
Изучение таблицы «Предупредительные сигналы водителей. Специальные автомобили» |
Учебно-наглядные пособия по ПДД |
1 |
7 |
Практические занятия на специально размеченной площадке |
На размеченной площадке использовать модели автомобилей, велосипедов |
|
1 |
8 |
Проверка знаний правил дорожного движения |
Викторина по ПДД |
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе |
1 |
9 |
Экскурсия по станице |
Ознакомление с дорожными знаками на улицах станицы |
|
1 |
Прогнозируемый результат: к концу шестого класса учащиеся должны знать теоретически и практически правила посадки в транспорт, правила дорожного движения с точки зрения водителя и пассажира.
План
учебно-воспитательной работы по ПДД в 7 – 8х классах (9 часов).
Цель: приобретать знании, умения и навыки оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП; расширить знания учащимися дорожных знаков для велосипедистов, правил водителей велосипедов.
№ п/п |
Тема занятий |
Содержание/формы работы |
Учебный материал |
Кол-во занятий |
1 |
Наша станица и г.Краснодар |
Знакомство с улицами, перекрёстками с наиболее интенсивным движением |
Фотографии и открытки с видами Станицы и города. Дудкин В.Л. Изучайте правила дорожного движения |
1 |
2 |
Причины дорожно-транспортных происшествий |
Беседа о причинах несчастных случаев. Анализ ДТП инспектором ГИБДД |
Сообщения ГИБДД о транспортных происшествиях, таблицы ПДД |
1 |
3 |
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП |
Знакомство с приёмами оказания медицинской помощи пострадавшим. Беседа с врачом |
Карточки с заданиями. Аптечка первой помощи. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе |
1 |
4 |
Дорожная разметка |
Ознакомление с дорожной разметкой проезжей части улиц и дорог |
Таблица «Дорожная разметка» |
1 |
5 |
Сигналы светофора с дополнительными секциями |
Знакомство с сигналами светофора с дополнительными секциями. Практическое занятие |
Карточки с изображением светофора |
1 |
6 |
Сигналы регулировщика |
Знакомство с сигналами регулировщика. Викторина
|
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе |
1 |
7 |
Езда на велосипеде. Движение групп велосипедистов |
Изучение правил водителей велосипедов |
Таблица «Устройство велосипеда» Правила движения для велосипедистов |
1 |
8 |
Дорожные знаки для велосипедистов |
Изучение дорожных знаков для велосипедистов. Практическое занятие
|
Карточки с дорожными знаками |
1 |
9 |
Перевозка пассажиров на мотоциклах |
Знакомство с правилами перевозки на мотоциклах пассажиров
|
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе |
1 |
Прогнозируемый результат: к концу восьмого класса учащиеся должны знать дорожные знаки для велосипедистов, правила водителей велосипедов; владеть некоторыми приемами по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
План
учебно-воспитательной работы по ПДД в 9 – 11-х классах (9 часа).
Цель: изучить номерные, опознавательные знаки, дополнительные требования к движению велосипедистов; закрепить знания оказания медицинской помощи при ДТП.
№ п/п |
Тема занятий |
Содержание/формы занятий |
Учебный материал |
Кол-во занятий |
1 |
Правила безопасности поведения на улицах и дорогах |
Повторение правил ПДД. Викторина |
Дудкин В.Л. Изучайте правила дорожного движения. Карточки с заданиями к викторине |
1 |
2 |
Правила пользования общественным транспортом |
Беседа о правилах пользования общественным транспортом |
|
1 |
3 |
Движение транспортных средств и дорожные знаки |
Познакомить учащихся с правилами движения транспортных средств. Беседа с водителем (машины, автобуса, трамвая) |
Карточки по ПДД. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе |
1 |
4 |
Остановочный путь транспортных средств |
Викторина |
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе |
1 |
5 |
Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах |
Знакомство с назначением номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Экскурсия по городу с целью закрепления полученных знаний
|
Таблица «Транспортные средства». Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе
|
1 |
6 |
Правила пользования транспортными средствами |
Закрепление знаний по правилам пользования транспортными средствами |
Дудкин В.Л. Изучайте правила дорожного движения
|
1 |
7 |
Дополнительные требования к движению велосипедистов |
Знакомство с дополнительными требованиями к движению велосипедистов. Закрепление изученных
|
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе
|
1 |
8 |
Проезд железнодорожных переездов |
Изучение правил проезда железнодорожных переездов |
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе
|
1 |
9 |
Поведение учащихся при ДТП. Оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП
|
Практические занятия по оказанию медицинской помощи. Знакомство с правилами поведения при ДТП
|
Аптечка первой медицинской помощи |
1 |
Прогнозируемый результат: к концу одиннадцатого класса учащиеся должны знать опознавательные знаки транспортных средств; уметь оказывать первую медицинскую помощь при ДТП.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.